Современное состояние работы учителей с родителями в ОШ №38 г. Симферополь (констатирующий эксперимент)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Роль работы учителя с родителями младших школьников в воспитательном процессе……………………………………………………………….7

1.1. Этапы работы с родителями……………………………………………………..10

1.2.Методы, формы и принципы учебного сотрудничества учителя с родителями младших школьников………………………………………………………………..12

1.3. Родительское собрание — одна из основных форм общения с родителями….21

Выводы к первой главе……………………………………………………………..25

Глава 2. Современное состояние работы учителей с родителями в ОШ №38 г. Симферополь (констатирующий эксперимент)……………………………………26

2.1.Календарно-тематическое планирование родительских собраний в начальной школе…………………………………………………………………………………31

2.2. Сценарий родительского собрания в первом классе на тему: «Трудности адаптации первоклассников к школе»………………………………………………34

Выводы ко второй главе…………………………………………………………….41

Общие выводы……………………………………………………………………….42

Список использованных источников……………………………………………….43

Приложение…………………………………………………………………………..45

Введение

В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления, помыслы передовой педагогической общественности находят свое воплощение в реализации идей «педагогики сотрудничества», в которых отражены и сконцентрированы новые направления и факторы и педагогического стиля, и педагогического такта, а также педагогической техники педагога.[29, c.124]

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда).

Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении — будущем всей страны.

Во время прохождения своей педагогической практики нами было замечено, что в современных школах работа с родителями хоть и ведётся, но не приносит требуемого результата. Многие учителя приделают мало внимания организации работы с родителями, ограничиваясь только родительскими собраниями, которые предусмотрены календарным планированиям.

6 стр., 2723 слов

Формы сотрудничества детского сада и семьи

Оглавление Стр. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1.Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения………………………………………………………………………5 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1.Организация и методы исследования………………………………………24 2. Выставки в детском саду как одна из форм сотрудничества детского сада и семьи……………………………………………………………….......................26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...

Так же следует отметить, что учителя-практиканты не имеют подготовки к составлению планов-конспектов родительских собраний, не имеют навыков в решении конфликтных ситуации, а также навыков в роботе с родителями и в общении с ними.

Педагогика сотрудничества провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Поэтому для воспитания всесторонне развитой личности на сегодняшний день недостаточно сотрудничества только между учителем и учениками. Именно потому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и учащихся.

Эти и другие положения «Педагогики нового времени» дают нам основания считать актуальной данную проблему. Проблема взаимоотношений семьи и школы — относительно молодая проблема в педагогике. До XX века в зарубежной и русской педагогике существовало четкое разделение воспитания семейного и воспитания в учебном заведении. Гармонии педагогических воздействий уделял много внимания В.А. Сухомлинский, называя ее коренной, основополагающей закономерностью воспитания. Рассматривая все окружение ребенка, как воспитывающую среду, В.А. Сухомлинский отмечал важность единства требований и нравственных приоритетов. Все действия воспитателей, влияющих на ребенка, взаимозависимы, взаимообусловлены. Психологические аспекты проблемы взаимодействия семейного и школьного социумов нашли своё отражение в работах как отечественных (С.К. Вершловский, JI.C. Выготский, И.С. Кон, M.JI. Махлин, JI.A. Петровская, А.С. Спиваковская, Д.И. Фельдштейн), так и зарубежных психологов (А. Маслоу, Е. Мелибруда).

Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Работая в «Учительской газете», он опубликовал несколько научно-популярных статей, посвященных новому научно-практическому движению в педагогике, основанному на ином взгляде на проблему воспитания. Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет. Все авторы имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания.[19,с.12]

21 стр., 10286 слов

Психологическая готовность родителей к воспитанию детей-инвалидов

... работа на тему: «Психологическая готовность родителей к воспитанию детей инвалидов» Оглавление Введение Глава 1. Анализ психологической готовности родителей к воспитанию детей инвалидов 1.1Психологические особенности готовности родителей к воспитанию детей ... ; неосведомленность в вопросах сексуального воспитания и развития детей; отказ от выполнения требований учителя; неожиданные приступы гнева; . ...

Следует отметить, что в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.[11,с.37]

В семейном праве очень чётко определяют права детей, а так же права и обязанности родителей относительно их детей. Согласно Конституции Украины, Семейного кодекса Украины, Конвенции о правах детей в семейных правоотношениях в первую очередь должны быть защищены права детей. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, поэтому обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Для достижения главных целей воспитания просто необходимо всестороннее сотрудничество между родителями и учителями в начальных классах.

Цель: выявить методы, формы и принципы эффективного сотрудничества учителя и родителей младших школьников.

Для достижения цели курсовой работы следует решить задачи:

1) изучить, проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

2) уточнить содержание работы учителя с родителями младших школьников;

3) выявить наиболее эффективные методы, формы и принципы работы учителя с родителями младших школьников;

4) провести констатирующий эксперимент.

Объект исследования: процесс педагогического сотрудничества учителя и родителей младших школьников.

Предмет исследования: методы, формы и принципы эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.

В работе использованы следующие методы научно-педагогических исследований: теоретические: анализ, синтез, классификация и обобщение научных данных, а также эмпирические методы: наблюдение, беседа, изучение педагогической документации, педагогический эксперимент, моделирование, анкетирование.

3 стр., 1416 слов

Как поссорились родитель с учителем

Как поссорились родитель с учителем Мелешкова Н.О. Границы ответственности В стремительно меняющейся системе воспитания и образования поводов для разногласий между учителями и родителями не мало. Но сегодня мне хотелось бы рассказать нашим читателям об одной из самых распространённых психологических причин их появления и развития. Итак, обычно они возникают при отсутствии чёткого распределения ...

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, вывода, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Роль работы учителя с родителями младших школьников в воспитательном процессе

Работа педагогических коллективов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещения семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися

Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношении, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношении должны стать взаимодоверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. Педагог должен обладать высоко развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, постоянно изучать и всесторонне знать семьи учащихся; быть советчиком, другом, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему семейные тайны; всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка или тем более публичными отрицательными высказываниями о детях; уметь показать детям положительные качества их родителей, и опираясь на это, способствовать повышению их авторитета; считаться с мнением родителей о своей деятельности, терпеливо воспринимать их критические замечания в свой адрес, не забывать при всём этом, что самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей».

От того, как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном, при каких обстоятельствах оно будет сказано, часто зависит результат. Так, данные, между прочим, советы воспринимаются как не очень важные, необязательные для выполнения.

6 стр., 2873 слов

Психолого-педагогические условия сотрудничества школьного психолога с родителями и учителями в период адаптации первоклассников

... педагогического процесса об организации работы в этом направлении; • между пониманием учителями и родителями необходимости совместной деятельности по обеспечению благоприятной адаптации детей к школе и ... . — 1996. — № 3. — С. 48—53. 25. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. — М., 2000. 26. Слободчиков В.К ...

Вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше сближают учителя с семьей и укрепляют его авторитет, чем прочитанная лекция или квалифицированная консультация.

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если учитель строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные вариации и неожиданные повороты.

Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как он считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Постороннему, даже учителю, который обычно близок родителю, трудно противостоять этому. Да и нужно ли? И стоит ли ломать эту традицию? Не целесообразнее ли сохранить ее, более того — возвести в своеобразный принцип: пусть семья воспитывает детей как хочет! Но она непременно должна хотеть и уметь воспитывать их так, как того требует программа воспитания подрастающего поколения, как рекомендует педагогика».

В общении с родителями следует избегать назидательного тона, нравоучительных замечаний. Это раздражает родителей, восстанавливает против вмешательства, как им кажется, в их личные дела. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство родителей знают о своих обязанностях, стремятся их выполнить, но не всегда умеют сделать это правильно. Обязанность школы — помочь им в этом.

Любовь и уважение родителей учитель завоевывает, прежде всего, добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.

Вдумчивый и серьезный педагог всегда найдет путь к сближению и установлению с родителями контактов, необходимых для выработки общих мер воздействия на ребенка. Но, обдумывая пути и формы общения с семьями своих учеников, педагог должен помнить о том, что ни в коем случае нельзя идти на поводу у родителей. Не надо бояться делать в нужных случаях замечания, нужно категорически предъявлять те или иные требования, добиваться выполнения данных школой рекомендаций по воспитанию ребенка.

20 стр., 9843 слов

Влияние профессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личности ребенка

... родителя (учитель) положительно влияет на ребенка. Практическая значимость моего исследования состоит в возможности разработки программы психолого-педагогической работы с семьями по гармонизации климата семейного общения ... менеджмента Отделение психологии Курсовая работа на тему: Влияние профессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личности ребенка Выполнила: Тимофеева Евгения ...

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей, учитель влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень, обшей культуры населения.[16,с.37]

1.1. Этапы работы с родителями

Объединение усилий учителя и родителей в процессе воспитания детей — непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Нам представляется, что принципиальные условия для её решения заключаются в создании особ ой формы общения между родителями и учителем, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

Основные характеристики данного типа общения одновременно являются и его этапами. На каждом из этапов можно отметить определённое соотношение и движение внутренних и внешних целей.

Первый этап — трансляция родителям положительного образа ребёнка. Благодаря этому с самого начала между учителем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребёнка в школе. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».

Второй этап — трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребёнка со сверстниками, его

учебной деятельности и т.п.) Например, данные социометрического исследования могут оказаться неожиданными и интересными для родителей.

Третий этап- ознакомление учителя с проблемами семьи в воспитании ребёнка. На этом этапе учитель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым (что, казалось бы, логичнее) не случайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с учителем сведениями о проявлениях индивидуальности ребёнка ( его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных.

7 стр., 3302 слов

Психологические особенности отношений детей к родителям в полных и неполных семьях

Оглавление Введение……………………………………………………………………3 1.Семья и её влияние на формирование личности ребёнка……………… 1.1.1. Реальные возможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка…………………………………………. 1.1.2. Взаимодействие взрослых и детей принципы общения и тактики воспитания в семье………………………………………………………… 1.2. Особенности отношения и поведения родителей…………………… 1.2.1.Роль матери в ...

Необходимо подчеркнуть, что позиция учителя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнёрская (общение на равных).

Благодаря этому становится возможным переход к четвёртому, заключительному и определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества этапу.

Четвёртый этап — совместное исследование и формирование личности ребёнка. Девизом данного этапа общения, может быть «Давайте узнавать вместе!» Исследование подобного рода общения в ситуации эксперимента показывают большие возможности сплочения учителя и родителей на базе совместной деятельности. Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания реакций ребёнка на те или иные неприятности; изучение особенностей мышления, внимания, памяти и т.п.

Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно опосредованного общения учителя и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребёнка, их готовности осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.

Отмеченная выше динамика внешних и внутренних целей при организации доверительно-делового контакта такова: на первом этапе внешней целью является « перестановка акцентов», а внутренней — установление доверительных отношений с родителями. На втором этапе внешняя цель может быть обозначена как ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, а внутренняя — как формирование и подкрепление установки к сотрудничеству. На третьем этапе внешняя цель — дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, а внутренняя — вызвать потребность в исследовании, а также в поощрении ребёнка. На четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают. Это совместное исследование личности ребёнка ……..

Список использованных источников:

1. Баракова. Т.Ю. Работа с родителями / Т.Ю. Начальная школа,-1994. — №5. — 82с.

2. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя/ Н.И. Болдырева// Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение. — 1984. — 258с.

3. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе /Болотина Л.Р./ Начальная школа. — 1995. — №6 — -78с.

4. Васильева Н.А. Открытый урок. О пользе взаимодействия учителя и родителя /Н.А. Васильева./ Библиотечное дело. — 2011. — № 12. — 36с.

5. Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы / В.В. Воронов. /Воспитание школьников. — 2001- 79с.

6. Воликова Т.В. Учитель и семья./ Т.В. Воликова/ — М.: Просвещение, 1980. — 211с.

7. Демакова И.Д. С верой в ученика: особенности воспитательной работы классного руководителя: кн. для учителя: из опыта работы / И.Д. Демакова./ -М.: Просвещение, 1989.- 207 с.

8.Газман О.С. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя. / О.С. Газман / — М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1992. — 414 с.

9. Гейко. В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. / В. А. Гейко /Начальная школа — 1999 г. — № 3. — 60с.

10. Данилова С.В., Казанова Е.Н. Концепция эффективного воспитания /С.В. Данилова /Классный руководитель. 1998. — № 2. — С. 32.

11. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах./ Н.И. Дереклеева /Вербум-М. М., 2001. — 278с.

12. Закон Украины «Об образовании»: государственный закон Украины от 23.05.1991 № 1060-XII // Закон. — .1991.- 496с.

13. Степанова Е. Н. Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки. Вып. 1/ под ред./ Е.Н.Степанова. / — М.: Сфера. 2005. — 139 с.

14. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. / Р. М. Капралова. / — М.: Просвещение, 1980. — 190 с.

15. 15. Лизинский В.М. Журнал «Классный руководитель». /В. М. Лизинский. / — М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. — № 6.- 35с

16. Литарова Н. В. Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения / Н. В. Литарова / Воспитание школьников. — 2003. — №1. — 67с.

17.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. / Л.И. Маленкова. Учебное пособие -М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.

18. Поставнев В. М. Взаимодействие учителей и современных родителей: от

недоверия к пониманию / В. М. Постанев. / Начальная школа. — 2011. — № 7. — 81с.

19.Рожкова М. И. Классному руководителю. Учеб.-метод.пособие/Под ред. М.И.Рожкова./ — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. — 280 с.

20. Рязанцева А. Н. Родители — социальные партнеры учителя / А. Н. Рязанцева. / Начальная школа. — 2009. — № 11. — 61c.

21. Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотрудничество педагога учащегося / Ю. В. Сенько. / Педагогика №3, 1997 — 40с.

22.Степаненков Н.К.Педагогика: Учебн.пособие. / Н. К. Степаненков. / — М.: изд.Скакун В.М., 1998. — 448 с.

23. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. / Т.А. Стефановская. / — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 192 с.

24. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика./ В.А. Сухомлинский. / Избранные педагогические сочинения Т.3. М.. 1981.- 491с.

25. Хуторянская Т. В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника / Т. В. Хуторянская. / Начальная школа. — 2010. — № 4. — 75с.

26. Чередов И.М. О работе с родителями учащихся. / И. М. Чередов. / — Омск.: Изд-во ОмГПИ, 1975. — 112 с.

27. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. / Ф.П. Черноусова. /- М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — 160 с.

28. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. / Л. М. Фридман. / М., 2000.- 256с.

29. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. / Н. Е. Щуркова. / М., 2001.- 231с.