Психологические особенности развития пространственных и временных представлений у дошкольников

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….2

Глава 1.

Теоретические аспекты исследования пространственно-временных представлений у дошкольников ……………………………………………………6

1.1 Научное изучение пространственно-временных отношений…………..6

1.2 Понятие пространства и времени. ………………………………………11

Глава2.

Формирование у детей представлений о пространстве и времени с

помощью различных методик……………………………………………….13

2.1 Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста………………13

2.2 Методика формирования временных представлений у детей

дошкольного возраста………………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………24

Литература……………………………………………………………………26

Введение

Формирование пространственных и временных представлений играет важную роль в развитии элементарных представлений у детей дошкольного возраста.

Период дошкольного возраста является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, — когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Перед воспитателями дошкольных учреждений стоит большая проблема ознакомления детей со временем- неосязаемым явлением в условии преобладания наглядно-образного мышления.

Время является основой не только различных видов деятельности, но еще и основой социальных отношений. Именно поэтому детям в дошкольном возрасте просто необходимо научиться самим ориентироваться во времени. Для ребенка важно научиться определять и измерять время, чувствовать длительность, менять скорость действий в зависимости от количества времени отведенное на определенное занятие. Умение планировать и регулировать свою деятельность во времени даёт установку таким качествам личности как точность, целенаправленность, организованность и собранность. Не стоит забывать, что ребенок дошкольного возраста в скором времени станет школьником и время будет важным регулятором всей деятельности начиная с первых минут в школе.

Пространственные представления играют важную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и являются необходимым условием ориентировки в ней. Понятие о пространстве способствуют развитию пространственного воображения у детей, развитию основам анализа и синтеза, логики и мышления. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

24 стр., 11617 слов

Социально-нравственные представления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

/ Содержание Введение Глава 1. Теоретический анализ особенностей формирования социально-нравственного эталона поведения у детей с задержкой психического развития 1.1 Определение понятия нравственности и его значение 1.2 Особенности социально-нравственного развития у детей с ЗПР 1.3 Особенности развития социально-нравственных форм поведения детей с задержкой психического развития на музыкальных ...

Сформированность пространственных и временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированности пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего развития умственной, личностной, социальной сфер человека.

Таким образом, формировать временные и пространственные представления следует начинать уже в дошкольном возрасте.

Исходя из вышесказанного, мы определили:

Объект исследования: развитие элементарных представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развития пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить особенности развития пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста и теоретически обосновать систему приемов, способствующих эффективному формированию данных представлений.

Задачи исследования:

· Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования формирования пространственно-временных представлений у дошкольников

· рассмотреть понятие пространства и времени

· выявить особенности освоения пространственно-временных представлений детьми дошкольного возраста;

5 стр., 2333 слов

Адаптация детей раннего возраста в детском саду

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………............... 3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 1.1 Анализ психолого-педагогической литературы об особенностях организации адаптации к ДОУ……………………………………………………….7 1.2 Психологические особенности детей в период адаптации. …………. …………..13 1.3 Методы и формы по адаптации детей к дошкольному ...

· проанализировать различные подходы к формированию и развитию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

· Разработать методические рекомендации для родителей и воспитателей для работы с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике образовательной работы в детском саду.

Структура работы — исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1 Теоретические аспекты исследования пространственно-временных представлений у дошкольников

1.1. Научное изучение пространственно-временных отношений

Проблема формирования у дошкольников представлений о пространстве и времени нашла разработку в трудах психологов (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Г.Гальперин, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн и др.), педагогов (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А.Михайлова, Б.Никитин, В.П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, А.А.Смоленцева, Т.В.Тарунтаева, Е.И.Тихеева и др.).

Теоретической основой исследования выступило учение А.Н.Леонтьева о значениях времени и пространства как знаков жизнедеятельности человека Он показал, что объективный мир, который является четырехмерным (трехмерное пространство и время), имеет еще одно, пятое измерение в отношении к человеку. Предметный мир открывается человеку как система значений. По мнению С.Л.Рубинштейна, «Мир — это совокупность вещей и людей, в которую включается то, что относится к человеку и к чему он относя в силу своей сущности, что может быть для него значимо, на что он направлен» (Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. — 423с. — здесь с.295).

Именно пространство и время позволяютпонять мир как единую неразделенную систему, как событие субъектов и объектов, несуществующих друг без друга. Это является методологическим основанием гуманистического понимания человека в его отношениях к миру. Ребенок познает мир благодаря индивидуальным способам действий, которыми он заполняет пространство между собой и объектом (субъектом), который он хочет постичь. В этом пространстве кроме индивидуальных способов действий существуют предметы — цели, предметы — орудия (Л.Я.Д……..

8 стр., 3510 слов

Содержание понятия “игра”. Исследователи в области педагогики и психологии детской игры. Происхождение детской игры

  Игра – сложный социокультурный феномен, неотъемлемая жизнь человека, сопровождающая его от рождения до последних дней, отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке (Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Что такое игра? Определений содержания понятия “игра”, “игровая деятельность” очень много. Словарь русского языка слово игра определяет как “ ...

Библиография

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991

3. Изучаем календарь / Сост. И.А. Андреева. — Минск: Современная школа: Кузьма, 2008. — 123 с.

4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей.- М.: Изд. центр «Академия», 2008.- С. 35-39.

5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2010.

6. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М.: Просвещение, 2008.

7. Габова М. Знакомство детей с геометрическими фигурами // Дошкольное воспитание.- 2011.- № 9.- С.2.

8. Концепция дошкольного воспитания./Одобрена коллегией Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 2009 № 7/1.-С. 10, 25

9. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей — М.: ТЦ Сфера, 2008г.

10. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 2011

11. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы.- М.: Просвещение, 2011.- С.218-219.

12. Паршукова И.Л. и др. Технологии игрового обучения в ДОУ. — С-Пб., 2008г.

13. Подъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду.- М.: Просвещение, 2001.-С. 7-15, 125-126.

14. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М: Просвещение, 1982.

15. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

— М.: Гардарики, 2004. — 349 с.

16. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений //Дошкольное воспитание. — 2008. — №3. — С. 48-54.

17. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. — М.: Академия, 2009. — 213 с.

6 стр., 2695 слов

Презентация на тему: ПСИХОЛОГИЯ 2

ПСИХОЛОГИЯ ИГРЫ КУРС РАЗРАБОТАН С.Л. БЕЛЫХ ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ИППО МГПУ ИГРА – ЭТО ОСОБАЯ ФОРМА ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПУТЕМ ЕЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, МОДЕЛИРОВАНИЯ. РЕБЕНОК В ИГРЕ ПОЗНАЕТ МИР И ЛЮДЕЙ ЧЕРЕЗ ЗАМЕНИТЕЛИ, МОДЕЛИ РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ – ИГРУШКИ. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА, ВИД И ХАРАКТЕР ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАЗНЫМИ. А ИМЕННО: - ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 1,5 ...

18. Эльконин Д. Психология игры. — М.: Владос, 2002. — 360 с