ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Министерство образования

Тверской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Калязинский колледж»

Дошкольное образования

Курсовая работа

по методике организации продуктивных видов деятельности

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА»

Калязин

2018

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические аспекты педагогической оценки в воспитании детей дошкольного возраста. 5

1.1 Виды оценок и их использование в дошкольных образовательных учреждениях. 5

1.2 Функции педагогической оценки 9

1.3 Методический материал для работы с дошкольниками 11

Глава 2 .Эксперимент 13

2.1 Содержание и методика экспериментальной работы. Констатирующий этап 13

Заключение 24

Список использованной литературы 25

Приложение 1 27

«Дидактический материал» 27

Приложение №2 28

«Оценочные карты, используемые на практике» 28

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Конвенции о правах ребенка, «ребенок»- это личность, не достигшая совершеннолетнего возраста, восемнадцати лет. Как нам известно, к педагогике раннего развития относят малышей до трех лет, а с трехлетнего возраста до семи лет ребенок является «объектом» научного исследования дошкольной педагогики .[9]

Период дошкольного возраста – это продолжительность активного освоения социального пространства, когда происходит познание мира. В данное время дошкольник изучает мир человеческих отношений, общается со сверстниками, близкими и взрослыми посредством игры. Именно на этой возрастной стадии закладывается «фундамент» для дальнейшего развития: познаются знания об окружающем мире, формируются привычки и навыки, усваиваются определенные ценности.

Для детей дошкольного возраста характерна психическая, эмоциональная, физическая, и экономическая зависимость от взрослых. Данная тема является актуальной, ведь именно общение с взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника. Дошкольник – это целая «вселенная» со своей позицией, мнением, взглядами и стремлениями. Значимым в деятельности дошкольников является игра. Ребенок – дошкольник – это личность в стадии становления, он проходит период первоначального складывания личности.[18]

В работах российских психологов А.Н.Леонтьева; Л.С.Высотского; А.В.Запорожца; М.Лисиной наглядно показан психологический портрет дошкольника. В данных работах психологи подчеркивают яркое проявление чувств, импульсивность дошкольника, повышенную эмоциональность. Дети познают мир посредством образов, звуков и красок. Они нуждаются в ласке и привязанности. Работая с дошкольниками, педагог в общении с детьми должен учитывать сдержанность эмоций в сочетании с открытостью, мягкостью манеры разговора.[10]

6 стр., 2868 слов

экологическое образование детей дошкольного возраста в ДОУ.

... в экологическом образовании детей дошкольного возраста; 3. организована работа с родителями по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме интеграции в экологическом образовании дошкольников. 2. Изучить ...

Целью данной работы является раскрытие педагогической оценки и ее влияние на психическое развитие у детей дошкольного возраста.

Исходя из цели, обозначим сопутствующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты педагогической оценки в воспитании детей дошкольного возраста;

2. Охарактеризовать виды оценок, и их использование в ДОУ;

3. Рассмотреть функции педагогической оценки;

4. Ознакомиться с методическими пособиями для работы с дошкольниками;

5. Проанализировать;

6. Провести эксперимент.

Объектом исследования в данной курсовой работе является педагогическая оценка.

Предметом исследования является влияние педагогической оценки на психику дошкольника.

Методы исследования – изучение педагогической оценки, получение теоретической информации о ней в целях установления закономерности данной оценки.

Данная курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической части, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты педагогической оценки в воспитании детей дошкольного возраста.

1.1 Виды оценок и их использование в дошкольных образовательных учреждениях.

Педагогическую оценку можно отнести к методам поощрения и наказания, другими словами положительное и отрицательное суждение педагога о деятельности и действиях дошкольника в форме одобрения, похвалы, порицания, замечания и прочее.[1]

Педагогическая оценка педагога:

1) Способствует становлению трудолюбия;

2) Способствует формированию чувства долга у дошкольника;

3) Разграничивает особенности эмоционального состояния дошкольника, мотивирует его действия;

4) Позывает к возможности в воспитании доброжелательного отношения к окружающим.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудно переоценить значимость педагогической оценки в формировании и развитии личности дошкольника. Однако практика показывает, что педагоги дошкольных учреждений часто не предполагают, к каким последствиям может привести использование того или иного вида оценки.

Рассмотрим более подробно виды оценок, часто встречающиеся в практике:

1) Прямая оценка. Данный вид оценки адресован объекту воспитания. Она заключается в конкретном указании на правомерность поступка и его недопустимость или же на отношение к личности дошкольника. Согласно форме оценки она бывает как положительной, так и отрицательной.

Согласно выводам ученых положительная оценка позывает у дошкольника чувство эмоционального благополучия, радостного переживания соответствия своего поведения предъявляемым к нему требованиям. Педагог, одобряя успехи и достижения дошкольника в процессе овладения новыми формами поведения, формируют у него волевое усилие и уверенность. Так, например, В.В. Давыдов, изучающий волю детей дошкольного возраста, утверждает о том, что:

3 стр., 1038 слов

Возрастная шкала оценки психического развития детей

... 87 и менее баллов проводят индивидуальное углубленное обследование. Возрастная шкала оценки психического развития детей Возраст (месяцы) Факторы психического развития (1) 1. Произносит 20 и более ... складываются и делятся на 6, таким образом определяется ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент ...

— В то время когда дошкольник предвидит успех, проявляется волевое усилие;

— Для преодоления «неуспеха» в какой-либо ситуации даже взрослому человеку нужна большая сила воли, нежели дошкольник у которого воля находится на стадии развития .

Соответственно, дети дошкольного возраста справиться с этим не смогут. Конечно, педагоги со своей стороны должны помочь ребенку обрести уверенность, показать успех и вызвать тем самым радостные моменты. Всему этому способствует прямая положительная оценка. Для положительной оценки характерны стимулирующая и ориентирующая функции. Для того чтобы быть на уровне требований, предъявляющимися к процессу общения «дошкольник-взрослый», поведение дошкольника и его деятельность корректируются и оцениваются. Положительная оценка является посредством ориентации детей в своих знаниях и умениях.[2]

2) Косвенная оценка. Данная оценка характеризуется как выражение порицания или одобрения поступков и моральных качеств человека. Косвенная оценка играет значимую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Мышление ребенка носит наглядный образный и действенный характер. Увидев на примере образца, что ему предстоит делать самому, он имеет возможность обратить внимание на собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека, и таким образом, осознать свои как положительные, так и отрицательные качества. Воспринимая какие-либо проявления достоинств у других, ребенок «примеривается» к ним и к той оценке, которую им дают. Это вызывает эмоциональное положительное отношение к «примериваемым» образцам, что обладание такими достоинствами даст ему возможность гордиться собой. («Я тоже так сделаю, и меня похвалят!»)

3) Предвосхищающаяся оценка. Данный вид оценки содержит личностную оценку, влияющую на эмоциональное благополучие ребенка, на его отношение к сверстникам. Положительная предвосхищающая оценка вызывает желание у дошкольника выполнять поручение педагога («Я уверена, ты выполнишь мою просьбу»), укрепляет уверенность в своих силах и правдивости совершаемых поступков, то есть, выполняет стимулирующую функцию…

Заключение

Педагогическую оценку можно отнести к методам поощрения и наказания, другими словами положительное и отрицательное суждение педагога о деятельности и действиях дошкольника в форме одобрения, похвалы, порицания, замечания и прочее.

В ходе работы были рассмотрены виды педагогической оценки и функции с наглядными примерами. Также были рассмотрены теоретические аспекты педагогической оценки.

Согласно заданию был проведен эксперимент. В нем были использованы психологические игры для детей дошкольного возраста, направленные на воспитание, понимание, внимание, поведение в коллективе и прочее.

В проведении эксперимента также были использованы наглядные пособия. Мы считаем, что они позволяют дошкольникам представить себе идеальный образец действия, иными словами его наглядную модель. Эти дидактические пособия выполнены в виде оценочных карт, где схематически изображены последовательности действий и требование к их качеству.

Поставленная цель и задачи выполнены в полном объеме.

Список использованной литературы

1. CD-ROM. Как провести оценку индивидуального развития детей от 4 до 7 лет в рамках педагогической диагностики. Методика и диагностический инструментарий. ФГОС ДО. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 798 c.

3 стр., 1406 слов

Педагогическая система образования детей с задержкой психического развития

... Многочисленные исследования показали, что дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим по возрасту недостаточным развитием внимания, ... большинством общеобразовательных учреждений страны. Согласно данной концепции, построение коррекционно-развивающего педагогического процесса необходимо для преодоления и (или) профилактики негативных проявлений ...

2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. — Спб.: Международная Академия Психологических наук, 2016. — С. 78с.

3. Берк, Л.Е. Развитие ребенка: моногр. / Л.Е. Берк. — М.: Питер, 2017. — 498 c.

4. Боссарт, А. Б. Парадоксы возраста или воспитания: моногр. / А.Б. Боссарт. — М.: Просвещение, 2015. — 787 c.

5. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений . — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — С. 118-127.

6. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. — Москва: Наука, 2015. — 208 c.

7. Женило, М. Ю. Детский сад от А до Я. Книга руководителя, воспитателя, психолога ДОУ / М.Ю. Женило. — М.: Феникс, 2016. — 416 c.

8. Инструменты в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. — М.: ГНОМ и Д, 2017. — 644 c.

9. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989″ от 15.09.1990 Собрание законодательства Российской Федерации.

10. Лизинский В.М. Общие подходы к диагностике. — М.: Академия, 2015. — 178с..

11. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. — М.: Просвещение; Издание 2-е, испр., 2017. — 256 c.

12. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. — М.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2015. — 144 c.

13. Макарова, Л.П. Аттестация педагогических работников. Модель, формы и критерии оценки профессиональной деятельности. Шаблоны и презентации в мультимедийном приложении (+ CD-ROM) / Л.П. Макарова. — М.: Учитель, 2017. — 493c.

14. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада / З.А. Михайлова. — М.: Просвещение, 2017. — 909 c.

15. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии / Наталья Геннадьевна Молодцова. — М.: Питер, 2017. — 184 c.

16. Подымова, Л. С. Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект / Л.С. Подымова. — М.: Московский педагогический государственный университет, Прометей, 2018. — 208 c.

17. Психология и педагогика. — М.: Центр, 2015. — 256 c.

18. Психология и педагогика. Пространства взаимодействия. — М.: НИИ школьных технологий, 2015. — 400 c.

19. Психология педагогического взаимодействия / Под редакцией Я.Л. Коломинского. — М.: Речь, 2018. — 240 c.

20. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для родителей, воспитателей и учителей / Ю.Г. Тамберг. — М.: СПб: Михаил Сизов, 2018. — 320 c.

5 стр., 2075 слов

Психология одаренных детей

... решения проблем).         Проблема детской креативности в детской психологии. (дошкольник – младший школьник). Юрькевич «одаренные дети». Высокий уровень познавательного интереса как критерий одаренности. Методики на определение ...

21. Фис, Шарлотта Дети и страх. Советы родителям, воспитателям и детям / Шарлотта Фис. — М.: Гала — Издательство, 2016. — 208 c.