Социальное положение больного;

Разновидности

Аутодеструктивное поведение может проявляться в различных формах:

1. Суицидальное поведение.

2. Пищевая зависимость.

3. Химическая зависимость — наркомания, токсикомания, алкоголизм.

4. Фанатическое поведение — участие в деструктивных религиозных культах, движении футбольных болельщиков и т. п.

5. Аутическое поведение.

6. Виктимное поведение («Синдром жертвы»).

7. Занятия экстремальными видами спорта.

 

 

Вопрос 3. Аутопластическая картина болезни

Аутопластическая картина болезни, в сущности, является картиной субъективного восприятия ее больным (Гольдшейдер, Лурия).

В общем, она имеет следующие стороны:

— сензитивную (локальные боли и расстройства — по закону распро­странения импульсов в более периферических отделах нервной системы);

— эмоциональную (страх, тревога, надежда, то есть эмоциональные переживания);

— волевую (усилие справиться с болезнью, позаботиться об обследо­вании и лечении);

— рациональную и информативную (знания о болезни и ее оценка).

Такое «горизонтальное расчленение» аутопластической картины болез­ни, однако, является схематическим, в действительности психические про­цессы всех этих областей переплетаются в различных комбинациях. Приме­ром «вертикальной» связи является факт рационализации, где рациональный компонент в большей или меньшей степени бессознательно управляется эмоциональными процессами. Например, больной уклоняется от хирурги­ческого вмешательства и «объясняет» это тем, что не верит в успешный ис­ход операции, и при этом не признается, что главной причиной является страх перед операцией.

В аутопластической картинеболезни весьма существенна связь между субъективным и объективным.

Эта связь довольно сложна и далеко не так пряма, как это описывается в учебниках по различным специальностям, то есть в том смысле, что будто бы определенному объему и тяжести объективного патологического про­цесса соответствуют адекватно субъективные ощущения больного. Роус (Rous) сообщает о наблюдениях Салача, который в течение трех лет проводил наблюдение за группой людей, посещавших участкового врача, и не имевших никаких субъективных неприятных ощущений. Однако, почти все они имели какие-нибудь объективные клинические симптомы. Цукшверт (Zuckschwert) также подчеркивает, что большие сколиозы часто протекают бессимптомно. Но с другой стороны он упоминает о том, что некоторые, не имеющие значения ортопедические данные легко становятся для врача основой для быстрого объяснения симптомов, несмотря на то, что жалобы больногоэтиологически бывают не связанными с этими данными.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы ...

Особенно это относится к разновидностям перехода позвоночника от пояс­ничного в крестцовый отдел и к т. наз. «шипикам» на рентгеновских снимках позвоночника. Далее автор обращает внимание на то, что «модерные» забо­левания, такие как, например, остеохондроз, обладают магическим притя­жением, особенно для лабильных лиц. Вместе с Винценридом (Winzenried) он обследовал 500 больных с характерным несоответствием между длитель­ными сильными болевыми ощущениями и небольшими объективными изме­нениями. Психиатрическое обследование и лечение у многих больных ускорили улучшение состояния. Цукшверт сообщает о своих наблю­дениях над молодыми людьми, у которых «межпозвоночный диск» является большой модой. Они очень изобретательно использовали свои агравированные, а иногда и симулированные жалобы для того, чтобы получить осво­бождение от занятий и физкультуры и иметь возможность чаще собираться своими компаниями. В одном классе были исследованы три семнадцатилет­них юноши с незначительными объективными симптомами, которые жало­вались на боли в позвоночнике. Один из них признался, что он научился симулировать эти симптомы от своих одноклассников.

Вопрос 4.Биомедицинская модель болезни

Биомедицинская модель болезни модель болезни, основанная на концепции тела как физической системы, которая может разрушаться и нуждается в лечении для возвращения в рабочее состояние . существует с XVII в. Она центрирована на изучении природных факторов как внешних причин заболевания. Биомедицинскую модель болезни характеризуют четыре основные идеи:

1) теория возбудителя;

2) концепция трех взаимодействующих сущностей — «хозяина», «агента» и окружения;

3) клеточная концепция;

4) механистическая концепция, согласно которой человек — это прежде всего тело, а его болезнь — поломка какой-то части организма.

В рамках этой модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни. Дефект (в том числе и психический), какими бы факторами он ни вызывался, всегда имеет соматическую природу. Поэтому и ответственность за лечение здесь целиком и полностью возлагается только лишь на врача, а не на больного.

В начале XX в. биомедицинская модель была подвергнута пересмотру под влиянием концепцииобщего адаптационного синдромаГ. Селье /40/. Согласно адаптационной концепции болезнь есть неправильно направленная либо чрезмерно интенсивная адаптационная реакция организма. Однако многие нарушения могут быть рассмотрены как разновидность адаптивных реакций организма. В рамках концепции Г. Селье даже возник термин маладаптация(от лат. malum+adaptum— зло + приспособление — хроническая болезнь) — длительное болезненное, ущербное приспособление. К тому же применительно к психическим нарушениям в адаптационной модели состояние болезни (как дезадаптации или как разновидности адаптации) не соотносится с особенностями личности и ситуации, в которой происходит нарушение психической сферы.

11 стр., 5137 слов

Психологический смысл болезни

... или способствовать лечению. Отношение к болезни сконцентрировано в смысле болезни. Целью работы является рассмотрение психологического смысла болезни. В рамках этого, задачами являются: рассмотрение особенностей ... имеют никакого заболевания. Другая модель здоровья - это модель "высокого уровня хорошего самочувствия", при котором используется наиболее полно потенциал всей жизни. Это возможно с ...

Отечественная клиническая психология, будучи тесно связанной с психиатрией, долгое время ориентировалась на биомедицинскую модель психических болезней, поэтому особенности воздействия социальной среды на процесс психических нарушений в ней практически не исследовался

 

Вопрос 5.Биопсихосоциальная модель болезни

Биопсихосоциальная модель болезни возникла в конце 70-х гг. XX в. /58/. Она основывается на системной теории, согласно которой любая болезнь есть иерархический континуум от элементарных частиц до биосферы, в котором каждый нижележащий уровень выступает компонентом вышележащего уровня, включает его характеристики и испытывает на себе его влияние. В центре этого континуума находится личность с ее переживаниями и поведением. Ответственность за выздоровление в биопсихосоциальной модели болезни полностью или частично возлагается на самих больных людей.

В основе этой модели лежит диада «диатез — стресс», где диатез — это биологическая предрасположенность к определенному болезненному состоянию, а стресс — психосоциальные факторы, актуализирующие эту предрасположенность. Взаимодействие диатеза и стресса объясняет любое заболевание.

В оценке состояния здоровья в рамках биопсихосоциальной модели ведущую роль играют психологические факторы. Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, соматического и психологического благополучия, радости жизни. Это субъективное состояние обусловлено следующими психологическими механизмами, обеспечивающими здоровье:

1) принятие ответственности за свою жизнь;

2) самопознание как анализ своих индивидуальных телесных и психологических особенностей;

3) самопонимание и принятие себя как синтез — процесс внутренней интеграции;

4) умение жить в настоящем;

5) осмысленность индивидуального бытия, как следствие — осознанно выстроенная иерархия ценностей;

6) способность к пониманию и принятию других;

7) доверие к процессу жизни — наряду с рациональными установками, ориентацией на успех и сознательным планированием своей жизни необходимо то душевное качество, которое Э. Эриксон называл базовым доверием, иными словами, это умение следовать естественному течению процесса жизни, где бы и в чем бы он ни проявлялся.

В рамках биопсихосоциальной парадигмы болезнь рассматривается как такое расстройство, которое угрожает дисфункцией — неспособностью психобиологических механизмов выполнять свои функции в определенном социокультурном пространстве. При этом не каждое расстройство функционирования однозначно является болезнью, но только такое, которое становится причиной значимой для личности угрозы существованию в конкретных условиях среды. Следовательно, болезнью является далеко не всякое расстройство, а только такое, которое нуждается в изменении(«имеется потребность в лечении»).

Потребность в лечении считается существующей тогда, когда имеющиеся признаки отклонений (расстройства) наносят ущерб профессиональной работоспособности, повседневной деятельности, привычным социальным отношениям либо причиняют ярко выраженное страдание.

7 стр., 3362 слов

Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: ...

... Развитие мнемических и мнемотехнических функций. // История развития высших психических функций. // Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004, -- С. 454-470. 2) Норман Д. Семантические ... – сформировать теоретические основы изучения памяти, внимания и воображения в психологической науке, варианты психологической интерпретации сущности, природы, механизмов, движущих сил развития памяти, внимания ...

Вопрос 6.Ведущие критерии психического здоровьяКритерии психического здоровья основываются на понятиях «адаптация»,«социализация» и «индивидуализация». Адаптация включает способностьчеловека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения,выделения и дрю), а также его способность регулировать свои психическиепроцессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями).

Социализация – определяется по трем критериям, связанным со здоровьем человека. Первый критерийсвязан со способностью человека реагировать на другого человека как на равногосебе. Второй критерий определен как реакция на факт существования определенныхнорм в отношениях с другими и как стремление следовать им. Третий критерий –как человек переживает свою относительную зависимость от других людей. Длякаждого человека существует определенная мера одиночества – своеобразнаясоотнесенность необходимости в зависимости, уединенности от других и своегоместа среди своего окружения. Индивидуализация – позволяет описыватьотношение становления человека к самому себе. Человек сам создает в психическойжизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность ине позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранятьиндивидульность в себе и других – один из важнейших параметров психическогоздоровья.Дополнительный аспект психического здоровья – рефлексия – возможностьвзглянуть на свою жизнь со стороны и оценить ее.

 

Вопрос7. вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – Лат. слова «устный, словесный») и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»).

Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э»; и др.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

3 стр., 1194 слов

Тема 1. Наука как вид деятельности. Классификации наук

... такими качествами, как эмоции и воображение (фантазия). Современная наука солидаризируется с мнением, что разные виды деятельности предполагают разную степень активности отделов мозга и полушарий. ... задачи, различные помехи, сопротивление людей, тяжелые внешние условия. К внутренним препятствиям относятся – лень, усталость, нежелание работать над этой проблемой, болезнь. Можно считать, что компьютер ...

3. Проксемика – расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

O Интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение.;

O Личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

O Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;

O Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

 

Вопрос 8.Связь психологи с другими науками

Психология не может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Ее взаимосвязи с ними прочны и за­кономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие обще­ственные науки предоставляют психологии возможность методоло­гически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и дея­тельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становле­ния общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в на­правлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально-и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию пси­хического развития людей и находить пути для психокоррекции и пси­хотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

Психология, таким образом, впитывает в себя из других наук изу­ченные и осмысленные ими представления о генезисе и особенностях проявления психического в зависимости и под влиянием тех конкрет­ных реальностей и феноменов, которые они изучают. Это позволяет ей по-новому оценивать свои собственные знания, а затем и совершен­ствовать их в интересах развития всего общества.

5 стр., 2123 слов

А.Н.Леонтьев "деятельность. Сознание. Личность" марксизм ...

... скрывается общественная практика, преобразованная и кристаллизованная в них деятельность. Сознание есть продукт тех особых. общественных отношений, в которые вступают люди и которые реализуются посредством их мозга, их ... в восприятии, так и существующим только в воображении, в мысли. Главное, что за этим всегда стоит потребность. Деятельности без мотива не бывает. Основными "составляющими" отдельных ...

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы от­ражения объективной действительности, конкретизировать причин­ную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болез­ни, как показывают самые новейшие данные, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выра­ботки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут про­дуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понима­ние своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.

 

Вопрос

Вопрос 9.. Внутренняя картина болезни (ВКБ)

Внутренняя картина болезни – это сложный комплекс представлений, переживаний и идей, своеобразно отражающие в психике больного патологические процессы и связанные с ними условия жизни, определяемые патологией.

 

В структуре внутренней картины болезни различают 4 уровня:

1. Чувствительная сторона – это комплекс болезненных и других неприятных ощущений;
2. Интеллектуальная сторона – представление о болезни пациентом, её реальная оценка;
3. Эмоциональная сторона – это то, как человек переживает болезнь. Это своеобразная окраска страха, чувства тревоги, эйфории.
4. Поведенческая (волевая) сторона – это все связанное с усилиями, прилагаемыми или нет для того, чтобы справится с болезнью.

ВКБ обуславливают факторы:

1. Характер заболевания:

Определяет отношение и поведение к болезни.

А) Наличие или отсутствие боли;

Б) Наличие или отсутствие косметических дефектов;

В) Наличие или отсутствие ограничения подвижности;

Г) требуемое лечение;

 

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

... состояние дел в экономике и культуре России, на наш взгляд, вносят существенные коррективы в игровую сферу деятельности. Призванная быть наиболее светлой, эмоциональной частью бытия человека, ... основных значений этого слова. Это деятельность, занятие людей и занятие, обусловленное совокупностью определенных ... воображения, игре природы, игре слов, игре случая, игре судьбы. В сущности, то, что человек ...

2. Обстоятельства, в которых протекает болезнь:

А) Проблемы и ожидание (что будет с семьей (мать); кто будет приносить деньги (отец); что будет с домашним животным (бабушка); проблема с выбором больницы);

Б) Где протекает болезнь (стационар – дом);

В) Кто виновен в болезни:

— Самообвинение;
— Обвинение других;
— Обвинение обстоятельств;

3. Особенности личности до заболевания:

А) возраст (чем моложе больной, тем более выражен чувственный компонент; в зрелом возрасте – опасения, связанные с последствиями; в пожилом возрасте – страх смерти, страх одиночества);

Б) Пороги чувствительности;

В) эмоциональная реактивность

Своеобразная окраска страха, жалости к себе, колебание надежд и безнадежности.

Г) Особенности характера и жизненные ценности;

Д) Тип отношения к болезни;

Социальное положение больного;

 

Вопрос 10.Внимание..Виды,уровни ,свойства внимания

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволяет «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность или сосредоточенность такой деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Таким образом, внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Без внимания восприятие невозможно.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.

Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.

При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели (например, реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета).

Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Все три вида внимания – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами.

Концентрация внимания – свойство , выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.

При наличии такой сосредоточенности человек практически не воспринимает посторонние факторы. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.

Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.

Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможны выполнения двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются, хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения. У человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

 

 

Вопрос 11.воображение и его виды

Воображение

Воображение есть оперирование образами (зрительными, слуховыми и т. д.), извлекаемыми из опыта человека, производимое в пространстве образа мира человека. Образы включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления, но и созданные по прихоти или намеренно фантазией человека. Поэтому воображение (как выход в план образов) позволяет человеку выйти за пределы не только актуального мира, но и реальности вообще. Эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основным продуктом воображения, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, – все это является продуктом человеческого воображения и основанного на этом воображении творчества.

Примеры воображения: 1) мысленное передвижение по городу; 2) планирование желаемой расстановки мебели, когда требуется представить ее взаимное расположение; 3) мысленное проектирование будущего изделия, постройки, связки деталей, их крепление; 4) мысленное решение задач, требующих предметных действий, например, как лучше вынести большой телевизор из аудитории.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

Все эти действия предъявляют схожие по сути требования к человеку, они требуют: 1) актуализировать (извлечь и развернуть) тот или оной фрагмент образа мира; 2) активно действовать в нем; 3) произвести в нем некоторые изменения.

Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем выдает тесную связь воображения и мышления. Подобно мышлению, воображение возникает в проблемной ситуации, побуждается потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в образной форме в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, очень часто раскрываются те или иные отвлеченные мысли. Писатель, художник в процессе творчества пытается передать, объяснить свою мысль другим, но не через отвлеченные понятия, а с помощью конкретных образов. Достаточно вспомнить любую басню, сказки, поговорки. Везде мы ищем основную мысль, основную идею, которые образно, наглядно раскрываются в этих произведениях. Отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.

Таким образом, воображение (или фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация отмечена неопределенностью. Воображение позволяет человеку внести устраивающую его определенность. В этом смысле воображение есть средство упорядочения образа мира.

Виды воображения

Воображение может функционировать на различных уровнях в зависимости от того, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают воображение пассивное и активное.

Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком как бы воспринимается несуществующий объект. К пассивному воображению относятся процессы, возникающие в периоды погружения в сумеречное состояние сознания под действием гипноза, алкоголя, наркотиков и других галлюциногенов. При этом из бессознательного поднимаются неосознаваемые в бодрствующем состоянии образы. Вместе с тем есть немало средств, с помощью которых можно намеренно вызывать похожие на галлюцинации образы, пользоваться этим не только для того, чтобы уйти от реальности, но и для того, чтобы исследовать себя, даже формировать свою судьбу. В принципе, возможно активное вмешательство в содержание даже сновидений, с помощью которого удается внести желаемые изменения в свою личность, в характер. Правда, такие практики требуют длительного времени и упорного труда. Для личностно слабых людей, не способных устоять перед соблазном сразу и быстро окунуться в завораживающий мир своего бессознательного, игроки на человеческих слабостях предоставляют наркотические средства. Но за это «легко и быстро» приходится платить здоровьем, судьбой и даже жизнью (как известно, бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке).

Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей, решения жизненной или иной задачи. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях, в области науки и техники. Продукт творческого воображения всегда может быть материализован, т. е. воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно.

Важная особенность воображения состоит в том, что оно способно субъективно замещать собой реальность, и не только в виде галлюцинаций, но практически во всех измененных состояниях сознания: во время медитации, творческого вдохновения, под гипнозом и т. п. В таких случаях создаваемая воображением картина может вызвать учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков и т. д.

 

Вопрос 12. Восприятие и его виды

Восприятие– это отраженные в коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека.

Виды восприятия.

Рассмотрим две существующие классификации.

1. Основана на неравноценном участии отдельных анализаторов в процессе восприятия, т. е. вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим. Чаще всего выделяются такие виды как зрительное, слуховое, осязательное. Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место.

2. В основе классификации лежит объект восприятия Выделяются следующие виды

1) восприятие предметов;

2) восприятие отношений

3) восприятие движений;

4) восприятие пространства;

5) восприятие времени;

6) восприятие человека.

Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени. Время объективно измеряется в секундах минутах, часах, сутках и т. д.

Однако субъективно каждый человек воспринимает время по-разному Если человек чем-то увлечен, ему интересно, то и время летит незаметно. Находясь в состоянии страха или подавленности, человек часто склонен переоценивать время. Однако не все так однозначно. Например, французский спелеолог М. Сифр провел почти 63 дня в пропасти Скарассон на глубине 135 м в пещере, где отсутствовал какой-либо свет и не было никаких указателей времени.

Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней.

Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты».

Субъективное ускорение времени отмечали и другие исследователи пещер.

Парадокс такого явления заключается в его противоречии основному психологическому закону восприятия времени – время недооценивается, если оно заполнено интересной деятельностью, и переоценивается, если связано с ожиданием, скукой.

Некоторые профессии требуют умения точно оценивать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.).

С представителями этих профессий проводятся специальные тренировки, на которых обучают сохранять правильное чувство времени.

Пространство является неотъемлемой частью самого человека. Если другой человек вторгается в личное пространства, то при этом может нарушаться процесс общения (см. тему «Общение»).

Для человека очень важна и система организации пространства. Так, американского психолога Э. Холла пригласили для выяснения причин возникающих разногласий в филиалах американских фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии. В филиалах работали местные сотрудники и специалисты из США. Оказалось, что все дело в двери. Американцы привыкли работать в больших общих помещениях при открытых дверях. Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело. Однако согласно немецким традициям каждое помещение должно иметь надежные двери. Дверь, распахнутая настежь, – свидетельство полного беспорядка.

 

Вопрос 13.Врач как лекарство (придумывать самим)

Психологические состояния онкологических больных
Психологический статус больного, его стремление к выздоровлению и сила духа особенно важны в лечении онкологических заболеваний. И, к сожалению, подавляющее число онкологических больных испытывают психологические проблемы. Андрей Владимирович Гнездилов в своем исследовании, проведенном на базе НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова (2002), выявил наличие следующих психологических нарушений (психологические нарушения — это не психические заболевания!) у онкологических больных :

Состояния самоизоляции: Выявляются у 64% больных, выражаются в страхе рецидива заболевания и метастазов, социальной дезадаптации, вызванной инвалидностью и т. д. Больные становятся угнетенными, испытывают чувство одиночества, бесперспективности, утрачивают прежние интересы, сторонятся окружающих, теряют активность.

Астено — депрессивные состояния: В клинической картине больных выступает подавленность, тоскливость с переживаниями безнадежности своего заболевания, ранней или поздней, но обреченности. Этой симптоматике сопутствует заметный депрессивный фон 50%.

Тревожно — депрессивные состояния: Проявляются общим беспокойством, страхом перед «безнадежным» заболеванием, угнетенностью, мыслями о бесперспективности, близкой смерти, мучительном конце 45,2%.

Тревожно — ипохондрические состояния: В клинической картине выявляется эмоциональная напряженность с фиксацией внимания на своем здоровье, страхами перед операцией, ее последствиями, осложнениями и т. д. Общий фон настроения снижен. На диагностическом этапе число случаев со средней и тяжелой степенью переживаний составляло 65,3%, с легкой 34,7%.

Астено – ипохондрические состояния: У больных выражен страх осложнений, тревога по поводу заживления операционной раны, беспокойство в связи с последствиями калечащей операции 24 %.

Эйфорические состояния: Проявляются в повышенном настроении, известного рода переоценке своего состояния и возможностей, кажущейся немотивированной радости 14 %.

Дисфорческие состояния: Имеют обычно тоскливо-злобно-мрачную окраску переживаний. У больных отмечается раздражительность, недовольство окружающим, поиски причин, приведших к заболеванию, и, как одна из них, — обвинения в адрес медицинских работников в недостаточной оперативности. Нередко эти негативные переживания обращаются на родственников, которые якобы «довели до болезни», не уделяли достаточно «внимания», уже «про себя похоронили» больного 13,2%.

Обсессивно — фобические состояния: Проявляются в форме навязчивостей и страхов. Больные испытывают брезгливость к своим соседям по палате, навязчивый страх загрязнения, заражения «раковыми микробами», мучительные представления о смерти во время операции 12 %.

Апатические состояния: У больных преобладает вялость, некоторая заторможенность, безучастность, отсутствие каких-либо интересов, даже в отношении дальнейших перспектив лечения и жизни 11,5%.

Деперсонализационно-дереализационпые состояния: Больные жалуются, что утратили чувство реальности, не ощущают ни окружающего, ни даже своего тела; требуют снотворных, хотя засыпают и без них, отмечают исчезновение вкусовых ощущений, аппетита, а вместе с этим — удовлетворенности от совершения тех или иных физиологических актов в целом 2,05% больных.

Параноидные состояния: Проявляются в определенной бредовой трактовке окружающего, сопровождающейся идеями отношения, преследования и даже единичными обманами восприятия 2 %.

 

 

Вопрос 15. Личность и краткая характеристика

Личность – это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми.

Признаки личности:

• личность – это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт;

• личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни;

• личность – носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;

• личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и качества, реализуемые в общественной жизни.

Психология утверждает, что личность – это каждый человек с присущими ему особенностями характера, интеллекта и эмоциональной сферы. Психологические свойства личности: характер, темперамент, способности, особенности протекания психических процессов. Личные качества – совокупность внутренних черт и особенностей человека, которые реагируют на внешние воздействия.

Личным статусом называется положение человека, которое он занимает в зависимости от того, как оценивает общество его личные качества. Человек может обладать престижным или непрестижным личным статусом в зависимости от полезности его функций, степени его успеха и системы ценностей общества. Существуют необоснованно завышенные и необоснованно заниженные личные статусы (например, престижные и непрестижные профессии).

Внешние факторы, влияющие на развитие личности: воспитание (строгое или либеральное); принадлежность человека к определенной культуре (западной или восточной); его пребывание и активность в социальной среде (жизнь в мегаполисе или в тайге); влияние системы связей и отношений групп, в которые человек был включен в ходе своего развития.

Деятельность личности предполагает наличие свободы и ответственности. Личные качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или иную степень свободы человека в своих действиях и поведении. Рамки свободы определяются юридическими, религиозными и моральными правами и обязанностями и персональной ответственностью за свои проступки. Таким образом, личность можно характеризовать: как часть общества; как представителя культуры, социальной общности или группы; как индивидуальность.

Важнейшим этапом в становлении личности считается пубертатный период (подростковый возраст).

В это время человек начинает играть значимую для общества роль. Подростковый период характеризуется: выбором личностью своих жизненных позиций, целей и средств самореализации; включением личности в систему моральных и культурных традиций общества; определением своей будущей профессиональной деятельности, интегрированием в жизнь общества; в этот период человек начинает принимать жизненно важные и определяющие будущее решения, а также нести полную моральную и юридическую ответственность за свои поступки.

Вопрос 16.ЗНАчение психологии в медицинской практике.

Медицинская психология рассматривает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении, а также в укреплении здоровья человека.
Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии – медицины или психологии. В соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она относится к психологии. Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология – это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей.
Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного.

Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи:

  • изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;
  • изучение влияния тех или иных болезней на психику;
  • изучение различных проявлений психики в их динамике;
  • изучение нарушений развития психики;
  • изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;
  • разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;
  • создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях
  • В медицинской сфере часто встречается термин клиническая психология. Нередко понятия медицинская психология и клиническая психология используются как синонимы. Клиническая психология направлена на решение задач клинической практики (психиатрической, неврологической, соматической).
    К разделам клинической психологии относятся патопсихология, нейропсихология, соматопсихология.
    В патопсихологии изучаются болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях. Ценность патопсихологии в медицинской практике заключается в разработке и применении методик диагностики психических нарушений у больных людей. Патопсихология необходима для установления степени и определения структуры интеллектуального дефекта, для проведения экспертизы, а также при оценке эффективности лечения. В патопсихологии изучаются нарушения сознаний и личности, нарушения восприятия, памяти, мышления
    Патопсихологию как область научных и практических психологических знаний не следует путать с психопатологией. Психопатология — это учение о патологии психики, ее болезненных изменениях. Психопатология является разделом психиатрии (то есть медицины) и занимается клиническим описанием признаков психических заболеваний (при этом используются такие медицинские понятия, как этиология, патогенез, симптом, синдром).

    Она изучает закономерности развития психической болезни..

Психические нарушения человека нередко бывают связаны с нарушениями деятельности мозга в результате травмы. Поэтому в качестве раздела медицинской психологии часто называют нейропсихологию, которая исследует зависимость психических явлений от физиологических процессов, протекающих в мозге. Нейропсихология изучает мозговые механизмы высших психических функций, изменения психики больных при локальных поражениях головного мозга. В нейропсихологии исследуются нарушения восприятия (агнозия), нарушения произвольных целенаправленных движений и действий (апраксия), расстройства различных форм речевой деятельности (афазия), нарушения памяти (амнезия), нарушения внимания, мышления, эмоций. Новые приемы для ранней и точной диагностики локальных поражений мозга, созданные в нейропсихологии, позволяют разрабатывать и применять научно обоснованные методы восстановления психических функций. Основоположником нейропсихологии в России был А.Р. Лурия.

Важнейшее направление работы медицинских психологов – работа с соматическими больными. Взаимосвязь психических функций человека и соматических заболеваний известна давно. Зарождение психосоматической медицины связывают с психоаналитическими работами 3. Фрейда
В настоящее время доказано, что в происхождении таких заболеваний, как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, гипертония важная роль принадлежит психическому фактору. Известно, что сильные душевные волнения, длительные стрессовые переживания могут отрицательно повлиять на организм и вызвать соматические заболевания. Эта связь психического фактора с возникновением и развитием соматических и нервно-психических заболеваний получила выражение в названии «психогенные заболевания». С другой стороны, некоторые нервно-психические нарушения, личностные особенности человека возникают в связи с соматическими заболеваниями. Такие изменения в психике пациента принято называть соматогениями. Так, при сердечно-сосудистой патологии больные испытывают тревогу, страх, особенно во второй половине дня. При желудочно-кишечных заболеваниях пациенты подавлены, раздражительны, проявляют ипохондрию (повышенные опасения за свое здоровье).

При туберкулезе характерны частые проявления эйфории (беспричинное состояние чрезмерной веселости, характеризующееся благодушием, радостью, беспечностью, безмятежностью).
Поэтому важнейшей заботой медицинского психолога должно быть уделено пациентам, часто и хронически болеющим. Они очень ранимы, отличаются раздражительностью, вспыльчивостью, обидчивостью, слезливостью.
В качестве раздела медицинской психологии порой рассматривают психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека, психические изменения, наступающие под воздействием этих веществ. Для этого оказывается недостаточно клинических наблюдений, необходимо экспериментально-психологическое исследование, имеющее огромное практическое значение.

Вопрос 17 САМОСТОЯТЕЛЬНО.