Тема 1.1. Предмет, задачи,значение науки психологии

План:

  1. Общее понятие о психике и психологии.
  2. Краткая история развития психологии.
  3. Структура современной психологии.
  4. Задачи и значение психологии.
  1. Общее понятие о психике и психологии.

Любой психически здоровый человек способен воспринимать и познавать окружающий мир, различные предметы и явления.

— Мы слышим различные звуки: шорох травы, пение птиц, гул самолета, транспорта.

— Мы видим различные предметы, явления, людей и животных, различаем форму, цвет, высоту.

— Мы ощущаем ароматы и запахи (например, запах бензина и аромат духов).

— Мы мыслим над прочитанной книгой, над фильмом, обдумываем действия, принимаем решения.

— Наш мозг способен запомнить, вспомнить, припомнить.

— Мы способны представить то, чего никогда не воспринимали (например, тропический лес, мамонтов) и представить то, чего не существует на свете (например, события фантастических книг, фильмов, сказок).

Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое отношение к предметам и явлениям. Что-то его радует, доставляет удовольствие, к чему-то он равнодушен, чем-то огорчен.

Каждый человек по-своему своеобразен и имеет свои особенности: одни занимаются танцами, другие музыкой, спортом, книгами.

Все эти разнообразные психические явления, проявления темперамента, характера, чувств и воли составляют в своей совокупности психику. А наука, изучающая психические явления, называется психологией.

Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Название это произошло от слияния двух древнегреческих слов – «псюхе» — душа и «логос» — учение, слово, и означает «наука о душе».

Предметом психологии является изучение психики животных и человека.

Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.

Психика в себя включает, а, следовательно, психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. возникает наука психофизика, которая изучает влияние на психические процессы внешних ... каким он его видит. Восприятие– это создание целостного образа предмета или явления. Представление о предмете будет адекватным только в том случае, если будет непосредственный ...

Психические процессы — отдельные формы или виды психической деятельности. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяют познавательные процессы — ощущение, память, восприятие, мышление, воображение, речь, и эмоционально-волевые к ним относят чувства, эмоции и волю.

Познавательными психические процессы называют потому, что с их помощью человек познает окружающий мир и самого себя.

Ощущение – процесс, который связан с выделением каких-то отдельных свойств предметов (цвет, форма, запах, вкус).

Восприятие – это процесс восприятия предметов в совокупности их свойств.

Память – это процесс, который дает нам право и возможность запомнить все, что мы когда-то делали, видели, чувствовали и в какой-то момент вспомнить и воспроизвести.

С помощью мышления человек познает общие законы, устанавливает взаимоотношения между предметами и явлениями окружающего мира.

Воображение дает возможность представить себе то, что человек раньше не видел, не слышал, не делал, и не чувствовал.

Речь позволяет передавать знания, информацию от одного поколения к другому, позволяет воздействовать друг на друга, вызывать чувства, призывать к действиям.

Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сосредоточиться на чем-либо. Оно лежит в основе всех познавательных психических процессов.

К эмоциональным процессам относятся чувства и эмоции. Они отражают переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, устанавливают личностную значимость того или иного события.

К волевым психическим процессам относится воля. Воля обеспечивает сознательную регуляцию повеления, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

Психические свойства — наиболее существенные и устойчивые психические особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности человека – темперамент, характер, способности и направленность личности, выражающаяся в потребностях, мотивации, интересах, желаниях, убеждениях…

Темперамент – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих динамику психической деятельности человека.

Характер – это сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поведении.

Способности – индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в деятельности.

Интерес – проявляется в направленности личности на тот или иной предмет.

Мотивация – процесс внутреннего психического управления поведением.

Психические состоянияэто особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на поведение человека в течение этого периода. К ним относятся: бодрость, утомление, апатия, рассеянностью, аффект, переживание, фрустрация, эйфория, адаптация, агрессивность, радость и др.

2 стр., 859 слов

Критерии оценки студентов по психологии в период педпрактики

... (с результатами изучения ученика) 2. Психологический дневник (рабочий), отражающий весь процесс работы студента по психологии в течение практики по указанной выше программе. Примечание 1. Содержание работы ... ”. Под ред. И.В. Дубравиной. М. Просвещение. 1990г Критерии оценки студентов по психологии в период педпрактики. Оценка “отлично” ставится студенту, выполнившему указанный выше объем и график ...

Агрессивность – повеление человека, проявляющееся в стремлении причинить другому человеку неприятность, нанести вред.

Адаптация – приспособление, привыкание к новой сфере.

Утомление плохое настроение, усталость.

Фрустрация – эмоциональное тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающейся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели.

Эйфория состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Рассеянность – это состояние забывчивости, которое оказывает влияние на человека.

Самоактуализация – стремление к личному самосовершенствованию.

Психические состояния, психические процессы и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют друг с другом.

Психика человека проявляется, формируется и развивается в деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, продуктивные).

Проявление психики свойственны только животным и человеку. Психика человека качественно отличается от психики животного. Психика животного гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. Поэтому психология занимается вопросами сознания.

Таким образом, психология – это наука, изучающая психические свойства, процессы и состояния, закономерности из развития и проявления.

2. Краткая история развития психологии

Психология – наука с одной стороны очень старая, а с другой — очень молодая. С одной стороны ее возраст насчитывает 2400 лет. Первое систематическое изложение психических явлений было предложено древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе».

Аристотель считается основоположником психологии.

С другой стороны – научно-экспериментальные исследования психических явлений и закономерностей начались с середины XIX века, а подлинно научная психология стала складываться позже – на рубеже XIX-XX веков.

В истории развития психологии как науки можно выделить 4 периода.

I период: Психология – наука о душе. Этот период длился от IV века до нашей эры до XVI века нашей эры.

Началась наука психология с трактата Аристотеля «О душе», поэтому в переводе с древнегреческого психология означает «наука о душе». Ученые в этот период занимались изучением душевных или психических явлений, которые каждый человек может обнаружить в своем сознании путем самонаблюдения. Основным методом изучения психики была интроспекция, т.е. самонаблюдение.

12 стр., 5813 слов

Человек как единство биологического, психического и социального. ...

...     Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека. Человек представляет собой единство трех элементов: биологического, психического и социального. Биологическое ... личности подчеркивает ее связь с природным миром. Под психическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы, характер, темперамент, переживания, ...

В этот период большой вклад в развитие науки внесли Сократ, Платон, Гераклит, Демокрит.

II период: Психология – наука о сознании. Он длился от XVI века до начала XIX века нашей эры.

Это время открытий в области физиологии и анатомии. Открытия в области физиологии и анатомии являлись новой отправной точкой в развитии психологии, они внесли новый импульс в развитие науки. Это новая эпоха в развитии психологических данных.

Декарт открыл рефлекс. Чешский ученый И. Прохазка – рефлекторную дугу. Немецкий ученый Э.Вебер исследовал работу органов чувств. Ч. Дарвин и русские ученые И.П. Павлов и И.Н. Сеченов исследовали работу нервной системы и головного мозга.

Эти открытия в области физиологии позволили прийти к мысли, что психика определяется работой нервной системы и коры головного мозга, т.е. в основе психики лежит деятельность нервной системы и головного мозга.

III период: Психология – наука о поведении. Начало XIX века до середины ХХ века.

Это этап экспериментальной и дифференциальной психологии. На этом этапе складывается подлинно научная психология – появляются первые лаборатории, специальное оборудование, приборы для изучения психики. Появляются новые методы исследования, например, лабораторный эксперимент. Одна из первых лабораторий появилась в Лейпциге в Германии, ее основатель немецкий ученый В.Вундт. Появляется новый метод исследования – естественный эксперимент, его автор русский ученый А.Ф. Лазурский. Появляются новые методы: тестирование, анкетирование. Разрабатываются новые методики.

Огромное количество ученых и в России и за рубежом разрабатывают науку психологию. Например, Г.Айзенк – создает «Тест по определению темперамента». Р.Кеттел – «16- факторный опросник по изучению личности». Психоаналитик З.Фрейд занимается вопросами бессознательного. Огромный вклад внесли русские ученые Д.М. Теплов С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Петровский.

IV период: Современный этап развития психологии. Ученые занимаются изучением фактов, закономерностей, механизмов психики. Создаются новые отрасли психологии: генетическая, парапсихология, психодиагностика. Представителями этого этапа являются: И.ВДубровина, П.Я.Ярошевский, Е.ЕКравцова, Н.И. Гуткина.

3. Структура современной психологии

Сегодня психология представляет сложную структуру разных ее отраслей. Образно психологию можно представить в виде дерева, где ствол составляет общая психология, а ветви, отходящие от нее – отрасли психологии. Отраслей очень много.

Общая психология изучает историю данной науки, методы и теории исследования человека. Изучает общие закономерности познавательной и практической деятельности взрослого человека.

Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития взрослого и ребенка.

Парапсихология изучает необычные явления психики: ясновидение, летаргический сон, телепатию, экстросенсорику.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения.

Предметом изучения экопсихологии является экологическое сознание. Одной из задач является изучение влияния внешней среды на психическое состояние человека.

Возрастная психология исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах. Здесь выделяются разделы:

1. Детская психология – от рождения до 10 лет.

2. Психология подростка – от 10 лет до 14-15 лет.

3. Психология юности – от 14-15 до 17-18 лет.

4. Психология взрослого – от 7-18 лет до 60 (по этапам).

5. Геронтопсихология – от 60 лет до 90 лет.

6. Психология долгожителя – свыше 90 лет.

Педагогическая психология занимается психологическими закономерностями воспитания и обучения молодого поколения.

Предметом изучения социальной психологии является психология группы и коллективов, взаимоотношения людей в них.

Патопсихология изучает болезненные расстройства психики. Ее разделы:

1. Олигофренопсихология – врожденные дефекты мозга.

2. Сурдопсихология – дефект слуха.

3. Тифлопсихология – дефект зрения.

Медицинская психология изучает деятельность врача и поведение больного.

Зоопсихология изучает психику и поведение животных.

Психология труда рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности.

Космическая психология изучает психику в условиях невесомости.

Военная психология изучает психические особенности человека в условиях боя, военной обстановки; психическую деятельность военнослужащих.

Психология спорта исследует законы выработки спортивных навыков; деятельность и личность спортсмена.

Таким образом, современная психология представляет сложную систему различных ее отраслей.

4. Задачи и значение психологии.

В психологии выделяются следующие задачи:

1. Открытие и изучение законов психической деятельности человека.

Изучение законов психической деятельности необходимо для того, чтобы использовать их на практике при организации различных видов учебной, трудовой, творческой деятельности человека. Законы психологии показывают, как происходит отражение объективного мира в мозгу человека, как человек познает окружающий мир, как с возрастом развивается психическая деятельность, и формируются психические свойства человека.

2. Исследование зависимости психических явлений от условий жизни и деятельности человека.

Психология объясняет, как складывается под влиянием разных условий личность человека.

3. Открывать сущность психических явлений.

Знания психологии учащихся, психологии их обучения и воспитания составляет основу всех методик и педагогики. Без знания психологических основ развития детей нельзя правильно построить процесс воспитания и обучения. Можно ли воспитывать волю, характер, развивать способности человека, не зная, что такое воля, характер, способности и как они развиваются.

4.Открывать и изучать новые психические факты и закономерности.

Психологию можно рассматривать как науку и как учебный предмет. Психология как наука имеет задачу изучения и научное объяснение психических явлений. Психология как учебный предмет в педагогических учебных заведениях имеет цель – познакомить будущих учителей и воспитателей с основными положениями научной психологии, с тем, чтобы психологически обосновывать важные положения педагогики и методики обучения и воспитания. Научиться разбираться в собственной психической жизни и психической жизни детей разного возраста. Научиться организовывать работу по самовоспитанию, целенаправленно руководить поведением и деятельностью детей.

Таким образом, психология изучает закономерности психической деятельности для того, чтобы правильно понимать человека и умело воздействовать на него.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

  1. анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;
  2. исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

Комментарии основных понятий

Психология — наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика — свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.

Психические свойства — наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния — определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.

схема1.. Соотношение житейской и научной психологии

Психология Основные различия житейских и научных психологических знаний.

Житейские психологические знаний

Научные психологические знания

Знания конкретны

Знания обобщены

Интуитивный характер знаний

Знания рациональны и осознанны

Передача знаний затруднена

Знания накапливаются и передаются

Источник знаний — наблюдение

Источник знаний – эксперимент

Знания ограничены

Знания постоянно расширяются

  1. Таблица 3. Структура психологических явлений

Психические процессы

Психические

состояния

Психологические свойства

Познавательные:

ощущение,

восприятие,

память,

мышление,

воображение,

речь,

внимание.

активность,

страх,

угнетенность,

бодрость,

уныние,

эйфория,

фрустрация,

самоактуализация.

темперамент,

способности,

потребности,

интересы,

характер.

Эмоциональные:

чувства,

эмоции.

Волевые:

воля.

  1. Схема 2

Приложение 1. Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков её зарождения

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) — выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог. Основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) — первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию.

Блонский Навел Петрович (1884—1941) — выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти.

Выготский Лев Семенович (1896—1934) — выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы психологической российской науки.

Запорожец Александр Владимирович (1905—1981) — видный российский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.

Корнилов Константин Николаевич (1879—1957) — известный российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологи воли и характера.

Ланге Николай Николаевич (1858—1921) — один из основателей экспериментальной психологии в России. Работал над проблемами психических познавательных процессов и их физиологическими основами.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — выдающийся отечественный психолог. Вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением в отечественной и мировой психологической науке.

Лурия Александр Романович (1902—1977) — выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию проблем локализации высших психических функций. Нечаев Александр Петрович (1870—1948) — один из основателей экспериментальной психологии в дореволюционной России. Исследовал память и индивидуальные различия людей.

Павлов Иван Петрович (1849—1936) — великий русский физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности человека.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) — выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода.

Сеченов Иван Михайлович (1829—1905) — великий русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения.

Приложение 2. Основные направления зарубежной психологии

Психоанализ — одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале ХХ в. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.

Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: анализ свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Бихевиоризм — направление в зарубежной психологии, возникшее в начале ХХ в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды.

Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S — R (а при необходимости она может быть, и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования.

Гештальтпсихология — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.

Восприятие как психический познавательный процесс, например, у гештальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. По их мнению, внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. Понятие фигуры и фона — важнейшие в гештальтпсихологии.

Гуманистическая психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е годы ХХ в. и противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму.

Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология — новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическим сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующим взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Приложение 3.

  1. Отрасли психологии.

Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства состояния и формирования личности.

Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики, животных на разных этапах развития животного мира.

Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В ее задачи входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности и др.

Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования личности человека и его умственного раз- вития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т.п.

Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др.

Психология искусства изучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусств (литературе, музыке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности человека во время полета) в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т.д.

Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.

Военная психология изучает психологию личности воина воинского коллектива, психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.

Патопсихология основное внимание уделяет особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально — и социально — психологические явления.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сферы человеческой деятельности, с ее рационализацией и усовершенствованием. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, деятельностью людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. Именно поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Психология изучает закономерности психики человека не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и ставя перед собой конкретную цель: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

Литература

1. Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов средних пед. учебных заведений — М.: Издательство «Академия», 1999.

2. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение,1980.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений.- 2-е издание — М.: Издательство «Академия», 2000

Контрольные задания

Тест

1. Предмет изучения психологии:

а) психические процессы;

б) психические расстройства;

в) психические состояния;

г) психика.

2. Выделить психические свойства:

а) ощущение, внимание;

б) память, темперамент;

в) способности, характер.

3. Время возникновения психологии как науки:

а) до нашей эры;

б) XVI век;

в) XIX век.

4. Определить отрасль психологии, которая изучает болезненные расстройства психики:

а) парапсихология;

б) патопсихология;

в) возрастная психология.

5. Открытие рефлекса принадлежит:

а) И.П. Павлов;

б) Декарт;

в) М.Прохазка.

6. Сложные, врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности:

а) инстинкт;

б) навык;

в) интеллектуальное поведение.

7. Определить соответствие между понятиями психический процесс, психическое состояние, психическое свойство:

а) способности;

б) воображение;

в) стресс;

г) метод.

8. Установите правильную последовательность.

Иерархия – уровни основных форм отражения

  1. Физическое …
  2. Психическое …
  3. Физиологическое …

9. Установите соответствия

Формы проявления психики

Проявление форм психики

1. процессы

2. состояния

3. свойства личности

  1. ощущение
  2. устойчивый интерес
  3. творческий подъем
  4. память
  5. восприятие
  6. убежденность
  7. сомнение
  8. направленность
  1. мышление
  2. темперамент
  3. воображение
  4. характер
  5. речь
  6. апатия
  7. способность
  8. угнетенность