Самыгин. Деловое общение. Социальное влияние

С.И. Самыгин, А.М. Руденко. Деловое общение: учебное пособие.- М. КНОРУС, 2010. -440 с.

2.6. СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ:

СУГГЕСТИЯ, КОНФОРМИЗМ, НОНКОНФОРМИЗМ . С. 46-52.

Социальное влияние — форма межличностного взаимодей­ствия, в результате которого повторный ответ человека на пробле­му более сближается с ответом другого человека, чем с собствен­ным первоначальным ответом. Таким образом, поведение одного человека становится подобным поведению других людей.

Механизмами, реализующими социальное влияние, являют­ся: суггестия, конформизм и нонконформизм.

Суггестия (внушаемость) — непроизвольная податливость че­ловека мнению других лиц или группы, когда он и сам не замечает, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой.

Конформизм — сознательная уступчивость человека мнению большинства группы во избежание конфликта с ней. В подростко­вом, юношеском возрасте конформизм самый высокий, потом сни­жается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне, причем у женщин в целом конформизм выше, чем у мужчин. Различают: а) внутреннюю личную конформ­ность (усваиваемая конформная реакция) — мнение человека дей­ствительно меняется под воздействием группы, человек соглаша­ется; б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов!.

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, про­фессия, состав группы и пр. Под влиянием каких же факторов че­ловек уступает группе?

1. Прежде всего влияют особенности самого человека: возраст, пол, профессия и др. Если обсуждаемая проблема относится к раз­ряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины проявляют себя менее конформно, чем мужчины. Уровень конформности высок у музыкантов из оркестра (70%), у военных выше, чем у инженеров.

Влияют характеристики самой проблемы, стимульного мате­риала: чем он сложнее, амбивалентнее, тем чаще проявляется кон­формность. Категориальные, качественные стимулы (а не количе­ственные характеристики стимулов) увеличивают способность со­противляться давлению группы.

Влияет и масштаб группы. Вначале предполагали, что его увели­чение приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к боль­шинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуе­мого конформность усиливается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до опреде­ленного предела (3 — 7 человек), после чего не растет, да и то лишь в слу­чае, когда все члены группы воспринимаются человеком как незави­симые друг от друга, т.е. на нее действует количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения че­ловек более смело сопротивляется его давлению.

10 стр., 4758 слов

Влияние социальных сетей на взаимоотношения подростков в классе

... чувства, тогда это становится зависимостью. Влияние социальных сетей на человека - Плюсы: Социальные сети дают нам безграничные ... влияние социальных сетей. Прeдмeт иccлeдoвaния: влияние социальных сетей на взаимоотношения подростков в уcлoвиях oбщeoбрaзoвaтeльнoй cрeды шкoлы. Цeль иccлeдoвaния: изучeниe влияния социальных сетей на взаимоотношение подростков в классе в различных возрастных группах. ...

Влияют взаимоотношения человека и группы (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять об­щее решение, конформность возрастала).

Чем выше степень при­верженности человека группе, тем чаще проявляется конформ­ность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если он этого хочет, то чаще уступает группе, и наоборот: если не дорожит ею, то смелее сопро­тивляется давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться ее мнению, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены давлению лидеров индивиды со средним статусом; лица из полярных категорий в большей мере способны сопротивляться групповому давлению.

В чем причина конформности? С точки зрения информаци­онного подхода (Л. Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнение других людей, когда оно разделяется многи­ми. Человек поддается групповому давлению потому, что хочет об­ладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться).

С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», он идет на это потому, что хочет обладать некоторыми преимущества­ми, даваемыми членством в группе, избежать конфликтов и санк­ций за отклонение от принятой нормы, поддержать свое дальней­шее взаимодействие с группой.

Чрезмерный конформизм — явление психологически пагуб­ное. Человек, как флюгер, следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих ру­ках, либо реализует себя в качестве лицемерного приспособлен­ца, способного многократно менять поведение и внешне выска­зываемые убеждения в соответствии с тем, откуда ветер дует, в угоду сильным мира сего. По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в условиях повышенно­го уровня конформизма.

Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает механизмом сплочения человеческих групп, чело­веческого общества и механизмом передачи социального наслед­ства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, ус­тановок.

Нонконформизм — опровержение человеком мнения боль­шинства, протест подчинению, кажущаяся независимость личнос­ти от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения боль­шинства является основой для поведения человека. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и пове­дением конформиста.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... которых возможен социально-психологический анализ группы - это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положения человека в группе. К характеристике группы относятся ее композиция, структура ... с разных точек зрения. 2/ Психологические особенности преступных групп Преступная группа - это неформальная общность людей, имеющая антиобщественную направленность и выступающая в виде ...

Противоположностью конформизму и нонконформизму яв­ляется самоопределение — избирательное отношение человека к влияниям собственной группы, которые принимаются или оттор­гаются в зависимости от их соответствия убеждениям человека.

По психологическим характеристикам различают:

  1. группы членства;
  2. референтные группы (эталонные), нормы и правила кото­рых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они являются источником положительных и негативных образцов, а также норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Чем определяются взаимоотношения индивида и общности? С одной стороны, стабильность существования в группе приводит к унификации, уподоблению, схожести индивидов, входящих туда, т.е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешива­нию своих компонентов. С другой — каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования мнений других чле­нов группы, т.е. и меньшинство способно повлиять на большинство, поскольку не только индивид адаптируется к социальной среде, но и наоборот; адаптирует среду к своим взглядам.

При каких условиях меньшинство может преобразовать по­зицию большинства? Сами по себе они бывают разными:

  • меньшинство, чья позиция не отличается по существу от большинства, а лишь является более радикальной;
  • позиция меньшинства противостоит позиции большин­ства.

Для преобразования меньшинством мнения большинства не­обходимо, во-первых, чтобы меньшинство было принято в группе, входило в ее состав, а не оказалось отторгнутым, изгнанным; во- вторых, имело возможность достаточно открыто высказать свою позицию. В этом случае происходит следующая динамика внутри- групповых влияний: сначала у большинства складывается ощуще­ние, что «они» (меньшинство) — «ненормальные», а потом возни­кают сомнения, которые адресуются самой проблеме, самому стимулу. Тогда появляется сомнение: «Может, существуют вне­шние объективные причины, которые заставляют „их» говорить „не то»?»

Так возникает этап сомнений в собственной позиции, т.е. пе­ресмотр своих способностей адекватно определить правильный ответ. Вот этот социальный и когнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, когда не поступает ре­альное жизненное подтверждение правоты его позиций. Если же получена дополнительная информация о частичной неправильно­сти позиции большинства, процесс пересмотра мнений, перевеса их на сторону меньшинства происходит быстрее. При этом даже не обязательно, чтобы правота позиции второго была подтвержде­на вескими реальными аргументами. Если меньшинство получает официальную власть или возможность широкой пропаганды сво­их мнений, процесс трансформации, изменения, пересмотра по­зиции большинства происходит интенсивнее. Если же меньшин­ство изгнано из группы или лишено возможности выражать свою точку зрения, групповое мнение большинства долго остается гла­венствующим.

8 стр., 3971 слов

Группа и личность

... сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности. 2. Группа 2.2. Определение группы Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают ... общения, складывающиеся в группе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. И как каждая личность несет на себе печать своей группы, так и каждая группа несет на себе ...

Распространенная форма социального влияния — повинове­ние, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фак­тор опасности получить неприятности, социальное наказание при неподчинении лицу с более высоким статусом (в этом случае чело­век в целях самозащиты стремится минимизировать неприятнос­ти и наказание для себя, выбирая стратегию подчинения), то сле­дует задаться вопросом: какие еще факторы могут усиливать эту склонность подчиняться?

В экспериментах американского психолога С. Милграма ис­пытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» — жертв, и 66% испытуемых продолжали принимать участие в экспе­рименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках «жер­твы». Почему они не отказались от эксперимента?

При взаимодействиях у человека возникают состояния двух типов:

  • автономное состояние личности, чувство личной ответ­ственности за все, что вокруг происходит;
  • человек представляет себя как занимающего определен­ную ступень в иерархической лестнице, включенного в иерархическую систему, и потому полагает, что ответ­ственность за его поведение несет индивид, который на­ходится на более высокой ступени этой иерархии, — это феномен диффузии ответственности, или атрибуции ответственности, приписывания ее другому лицу, а не себе.

Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринима­ли экспериментатора как человека, который обладает более высо­ким статусом, и, значит, именно этот человек несет ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция приводит к некри­тическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занима­ющих более высокое социальное положение, даже если их указа­ния противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

Глава 2. Анализ структуры делового общения

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Слово «коммуникация» в переводе с латыни означает:

а) частное, не разделяемое ни с кем;

б) общее, разделяемое со всеми;

в) целое, не делимое на части;

г) особенное, не похожее на других.

  1. Стилистический барьер общения возникает:

а) из-за непонятной или неправильной логики рассужде­ний;

б) из-за невнятной речи;

в) из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения;

г) из-за неприязни или недоверия к коммуникатору.

  1. Упрощенные мнения относительно отдельных лиц или си­туаций — это:

а) стереотипы;

13 стр., 6197 слов

Психологическая структура личности и практика делового общения 2

... личности Дж.Келли, А. Бандуры и теории социального научения Дж. Роттера.          В практике делового общения многообразные подходы к анализу психики индивида ... определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый ... механизмы психологической защиты, а также эффекты ореола и идентификации и стереотипизации. ...

б) предвзятые представления;

в) пренебрежение фактами;

г) все вышеперечисленное.

  1. Установление сходства одного человека с другим — это:

а) рефлексия;

б) эмпатия;

в) стереотипизация;

г) идентификация.

  1. Особый способ глубокого и безошибочного восприятия внут­реннего мира другого человека называется:

а) рефлексией;

б) эмпатией;

в) идентификацией;

г) стереотипизацией.

  1. Осознание человеком того, как он воспринимается партне­ром по общению, — это:

а) рефлексия;

б) эмпатия;

в) идентификация;

г) стереотипизация.

  1. Феномен, который проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносит­ся на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств, называется:

а) эффектом ореола;

б) эффектом проецирования;

в) эффектом первичности;

г) эффектом последней информации.

  1. Форма межличностного взаимодействия, которая снимает агрессию людей и удовлетворяет на минимальном уровне потреб­ность в признании, — это:

а) игра;

б) уход;

в) ритуальное взаимодействие;

г) привязанность.

  1. Непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы — это:

а) суггестия;

б) конформизм;

в) нонконформизм;

г) самоопределение.

  1. Группа, нормы и правила которой служат для личности об­разцом, называется:

а) малой;

б) членства;

в) большой;

г) референтной.

ГЛАВА 3

ЛИЧНОСТЬ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

3.1. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ

Для анализа личности в деловом общении следует четко раз­граничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек». Наиболее общим является понятие «человек» — биосо­циальное существо, обладающее членораздельной речью, сознани­ем, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Индивид — это единичный представитель вида homo sapiens, биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый человек).

Индивидуальность — это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого. Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизнен­ный опыт).

20 стр., 9976 слов

1. Определение и соотнесение понятий «субъект», «индивид», «личность», ...

... Общее: Индивид определяет личные качества человека. Личность также определяет человека как совокупность его социальных качеств. Личность свидетельствует об индивидуальности человека. 2.Проблема личности в психологии. Психологи надеются понять человека, как целое – совокупность различных ...

Как правило, только другие люди могут сказать, чем один человек отличается от другого.

Напротив, личность — это то, что формируется и наблюдаемо самим человеком. Личность — совокупность индивидуальных осо­бенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Понятие «личность» отра­жает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Лич­ность возникает в результате культурного и социального развития. Это социально-психологическая сущность человека, совокупность уникальных черт, которые могут вносить вклад в общее социаль­ное целое. Личность формируется в результате усвоения челове­ком общественных форм сознания и поведения, общественно- исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаи­модействия).