Неврологическое и психическое состояние. Ф.И.О., возраст, пол, семейное положение, национальность, место жительства, профессия.

СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

 

Ф.И.О., возраст, пол, семейное положение, национальность, место жительства, профессия.

Дата поступления в стационар.

 

Жалобы больного (к моменту поступления)

История настоящего заболевания

Характер развития заболевания: инсультообразное, острое, подострое медленно прогрессирующее, ремиттирующее.

Факторы, предшествующие или сопутствующие началу заболевания (инфекции, интоксикации, физическое напряжение), травмы, волнения, распространенность, интенсивность, особенности (боли, анестезии, параличи, судороги и т.д.).

Дальнейшее течение заболевания. Проведенное лечение и его результат. Трудоспособность во время болезни. Анализы и исследования, проведенные до поступления в клинику.

 

Общий анамнез

Наследственный и семейный анамнез. Составление генеалогической схемы, легенды. Психические и нервные болезни. Злокачественные новообразования в семье больного. Причины смерти в семье. Возраст и здоровье родителей при зачатии, родство между ними. Течение беременности и родов у матери. Развитие в раннем детстве, прорезывание зубов, начало сидения, стояния, ходьбы, развитие речи, питание в раннем детстве. Ночные страхи, ночное недержание мочи, припадки. Школьный период: когда начал учиться, как давалось учение, поведение, дисциплина, инициативность. Какие школьные предметы предпочитал. Способность к рисованию, музыке. Участие в кружковой работе. История жизни и поведение в различных жизненных ситуациях. Половая жизнь – начало половой жизни. Менструации, их характер. Беременность, роды, аборты. Перенесенные заболевания, интоксикации, травмы. Условия труда и быта в настоящее время.

 

Общий статус

Положение больного в момент обследования (поза и пр.).

Общий вид и питание. Вес, рост. Особенности строения и пороки развития: конфигурация черепа (долихоцефалия, брахицефалия, микроцефалия, «башенный череп», рахитический череп и др.), деформация ушных раковин, «волчья пасть», «заячья губа», узкое, высокое небо и пр.; осанка (лордоз, кифосколиоз позвоночника в том или ином отделе), форма грудной клетки («воронкообразная», «килевидная», реберный горб и др.); особенности строения конечностей (полидактилия, синдактилия, арахнодактилия, «полая стопа» и др.).

Кожа (эластичность, пигментация, наличие родимых пятен и т.д.).

Лимфатические узлы. Мышцы (общие сведения).

Костный скелет. Щитовидная железа. Органы дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеполовые. Температура тела.

11 стр., 5273 слов

2. Общие сведения о больном

... акцентов, отражающих особенности больных туберкулезом и тактику врачей общей практики, направленную на раннюю диагностику заболевания. Важными вопросами, которые должны найти отражение в истории болезни в ... проректор по учебной работе ЯГМА профессор А.Н. Шкребко Ярославль 2010 История болезни больного туберкулезом. Учебно – методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультета. ...

Неврологическое и психическое состояние

 

Функции черепных нервов

I пара. Обоняние: гипосмия, аносмия, дизосмия, обонятельные галлюцинации.

II пара. Острота зрения, цветоощущение, поля зрения, глазное дно.

III, IV, VI пары. Форма и величина зрачков, их равномерность, реакции на свет (прямая, содружественная), на аккомодацию и конвергенцию. Симптом Арджилл-Робертсона. Косоглазие (сходящееся, расходящееся, вертикальная дивергенция).

Объем движений глазных яблок. Двоение. Экзофтальм и энофтальм. Триада Горнера.

V пара. Различные виды чувствительности на лице, слизистой рта и языка. Болевые точки на лице. Объем движений нижней челюсти, трофика, тонус и сила жевательной мускулатуры. Корнеальный, конъюктивальный, надбровный и нижнечелюстной рефлексы.

VII пара. Симметричность лица в покое (положение бровей, крыльев носа, углов рта, ширина глазных щелей, выраженность носогубных складок).

Объем мимических движений (наморщивание лба, нахмуривание бровей, зажмуривание глаз, показ зубов), сила мышц. Вкусовая чувствительность передних 2/3 языка.

VIII пара. Острота слуха, опыты Ринне, Вебера (слуховой паспорт).

Головокружение (системное, несистемное, постоянное, приступообразное и др.).

Нистагм (подробная характеристика).

IX-X пары. Мягкое небо (симметричность, положение языка, подвижность).

Глотание. Фонация. Рефлексы со слизистой мягкого неба и задней стенки глотки. Вкусовая чувствительность задней 1/3 языка.

XI пара. Положение головы. Состояние грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышц (трофика, тонус, сила).

Повороты головы, поднимание плеч. Фасцикуляции, гиперкинезы.

XII пара. Объем движений языка, его трофика, положение при высовывании. Механическая возбудимость (миотоническая реакция).

Фибриллярные подергивания.

 

Двигательные функции

Атрофии мышц, их распространенность, выраженность, фибриллярные и фасцикулярные подергивания, механическая и электрическая возбудимость мышц и нервов.

Активные движения: объем, скорость. Сила мышц. Проба Барре на скрытый парез. Физиологические синкинезии, их выраженность. Патологические синкинезии: глобальные, координационные, имитационные. Гиперкинезы: дрожание, хорея, атетоз, тики, торзионный спазм и др. Заторможенность и скованность движений.

Пассивные движения: их объем. Тонус мышц (атония, гипотония, ригидность, спастичность, дистония).

Постуральные рефлексы.

Координация движений: пальце-носовая, указательная и пяточно-коленная пробы. Дисметрия. Диадохокинез (пронация, супинация).

Статика (устойчивость в позе Ромберга), симптом Ромберга. Походка (подробное описание ее).

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...

Мимика. Речь: скандированная, эксплозивная, дизартрия, анартрия, тахилалия, брадилалия, заикание, мутизм.

 

Рефлексы

Периостальные рефлексы: надлопаточный, с шиловидных отростков лучевой и локтевой костей, косто-абдоминальный.

Сухожильные рефлексы: с сухожилия двуглавой и трехглавой мышц, коленные и ахилловы.

Суставные рефлексы: Майера, Лери.

Кожные рефлексы: брюшные, кремастерные (у мужчин), подошвенные. Клонусы.

Патологические рефлексы: Бабинского, Гордона, Шефера, Оппенгейма, Бехтерева, Менделя-Бехтерева, Россолимо, Жуковского.

Сосательный, хоботковый, ладонно-подбородочный рефлексы, рефлекс Маринеско-Радовичи, защитные рефлексы.

 

Чувствительные функции

Боли, парестезии – характер, степень, локализация. Болевые точки. Симптомы натяжения Нери, Лассега, Вассермана, Мацкевича, Сикара, турина и др.

Чувствительность: болевая, температурная, тактильная, вибрационная, мышечно-суставная (чувство движения и положения).

Двумерно-пространственное чувство, дискриминация, стереогноз, чувство локализации. В отношении всех видов чувствительности определяется характер расстройства (анестезия, гипостезия, гиперпатия) с занесением на схему.

 

Менингеальные симптомы

Ригидность затылочных мышц, симптом Кернига, Брудзинского (верхний, средний, нижний), Данцига, Менделя и пр. Симптом подвешивания Лессажа (у детей).

 

Вегетативно-трофические функции

Дермографизм местный и рефлекторный. Температура кожи. Салоотделение. Слюноотделение. Потоотделение. Пиломоторная реакция и рефлекс. Ортоклиностатическая проба. Глазосердечный рефлекс. Рефлекс Чермака, болезненность солнечного сплетения и шейных симпатических узлов. Трофические расстройства кожи. Пролежни. Артропатия.

 

Функции тазовых органов

Задержка мочи и кала. Недержание. Учащенные позывы.

 

Высшие корковые функции

Исследование рецептивной речи. Понимание смысла слов. Показывание называемых предметов. Различение близких фонем (ба-па, да-та).

Улавливание умышленно извращенных слов (птул, допаты, пвойник, ламба).

Понимание смысла целых фраз. Понимание и выполнение инструкций, осмысленных и нелепых, например: «прикоснитесь пальцем к уху», «положите кровать на голову» и т.д. Понимание пословиц «не плюй в колодец – пригодится воды напиться». «Не в свои сани не садись», и т.д. Понимание смысловых отношений: брат отца, отец брата – есть ли в этом какая-нибудь разница. Понимание рассказа.

Исследование экспрессивной речи: если нет плавной спонтанной речи, то возможно ли повторение отдельных слогов, более или менее сложных слов, коротких фраз. Называние показываемых предметов, действий врача (без подсказки, с подсказкой).

Составление фраз (предложение) из ряда слов, данных в именительном падеже или в неопределенной форме.

Письменная речь: списывание печатными буквами и прописными, письмо под диктовку, привычное (автоматизированное) письмо: имя, фамилия, адрес, дни, месяцы. Написание показываемых предметов.

Чтение: чтение слов, коротких фраз вслух и про себя. Выполнение инструкций, написанных на бумаге. Рассказывание прочитанного.

Счет: запись и прочтение однозначных и многозначных чисел. Автоматизированный счет (таблица умножения), сложение и вычитание однозначных чисел.

5 стр., 2286 слов

Редакторский анализ статьи «Слово и его значение, или Как ...

... Свифта «Путешествия Гулливера» излишен, поскольку в приведенном выше определении слова уже присутствует фраза о том, что «слово нельзя заменить никакой вещью», поэтому такой пример не слишком оправдан, ... науками, как логика и психология. Систему языка, структуру его единиц и их функции, языковые категории и законы исследует языкознание.Обозначаемый предмет, понятие, значение и знак тесно ...

Исследование на предмет выявления апраксий. Выполнение больным умывания, одевания, причесывания. Способность производить простые движения: закрыть глаза, высунуть язык, наморщить лоб, растопырить пальцы. Действия с реальными предметами: посолить хлеб, налить в стакан воды, зажечь спичку. Действия с воображаемыми предметами: показать как надо шить на швейной машинке, как забивают гвозди в стену.

Выполнение тестов: как поманить пальцем, как послать воздушный поцелуй, погрозить пальцем и т.д.

Подражание действиям врача, стоявшего рядом с ним, напротив него. Самостоятельное конструирование домика из спичек, из кубиков – забора. Умение складывать в одно целое бумажный квадрат, разрезанный на части или разрезанный на части бумажный рисунок при предъявлении копии последнего или без предъявления ее.

 

Психические функции

Состояние сознания: ориентировка в отношении самого себя и окружающих, в отношении места и времени.

Поведение при обследовании: отношение к обследованию, отношение к своему заболеванию (сознание болезни, критическое и эмоциональное отношение к своему заболеванию).

Настроение. Раздражительность. Утомляемость. Галлюцинаторные, бредовые, навязчивые явления. Память, внимание, сообразительность.

Мышление: темп, связность, наклонность к конкретному или абстрактному мышлению.

Сон, глубина сна, быстрота засыпания, пробуждения, сновидения.

 

Данные дополнительных исследований

Синдромный диагноз, его обоснование