Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим — партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
Психологии общения посвящены работы следующих ученых В.В. Бойко, Л.А. Петровской, А.В. Добрович, Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. и др
Общение — это процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, который включает обмен информацией, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Любые формы общения являются специфическими формами совместной деятельности людей. Люди не просто общаются в процессе выполнения ими некоторых действий, но они всегда общаются в некоторой деятельности.
С помощью общения совместная деятельность организуется и развивается. Для того чтобы осуществлять некоторую работу вместе, людям необходимо четко осознавать цели, задачи и план действий. Каждому человеку необходимо согласовывать собственную деятельность с деятельностью других людей, с которыми он работает. Это становится возможным благодаря общению между людьми. Таким образом, деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, поскольку каждый может предложить поступить как-то по-другому, нежели это предусмотрено в каждой конкретной ситуации.
Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.
К структуре общения относятся:
- Информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией);
- Интерактивный( общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
- Гносеологический( человек выступает как субъект и объект социального познания);
- Аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);
- Нормативный(выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения);
- Семиотический (общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем, с другой);
- Социально-практический аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена результатами деятельности. способностями, умениями и навыками.
М.Р. Битянова выделила следующие функции общения:
2 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
... иллюстрирует, как невербальные символы могут создавать шум в процессе обмена информацией. Вы входите в кабинет вашего руководителя, ... последнего к автору, самому тексту и ситуации общения[5]. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на ... качестве одного из уровней анализа высказывания выделяет Паралингвистическую деятельность и относит к ней дейктические и прочие ...
Функция первая. Общение является формой существования и проявления человеческой сущности. Истинно человеческое проявляется в нас именно в процессе общения и благодаря ему.
Функция вторая. Общение выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связующую роль.
Функция третья. Общение представляет важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного индивидуального существования.
Четвертая функция. Общение играет психотерапевтическую, подтверждающую роль в жизни человека любого возраста
В литературе выделены также и такие функции общения:
1)инструментальная функция –характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения.
2) интегративная функция –используется как средство объединения партнеров по общению, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса: решения задачи, генерирования идей, выработки совместного договора и пр.
3)функция самовыражения –позволяет выразить себя продемонстрировать личностный интеллектуальный и психологический потенциал.
4) трансляционная функция –служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.
5)функция социального контроля- для регламентации поведения и деятельности, а в некоторых случаях и речевых акций участников взаимодействия.
6)функция социализации- развитие навыков культуры делового общения, делового этикета.
7)экспрессивная функция-с помощью этой функции партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг –друга, чаще выражающиеся через невербальные средства
8)здоровьесберегающая функция –позволяет снять напряжение, путем проговаривания ситуации ,избавиться от отрицательных эмоциональных переживаний, осознать ситуацию общения.
9) реабилитационная функция
Общение может выполнять духовно развивающую функцию в том случае, если в его процессе формируются навыки диалогического общения, аутентичного и адекватного ситуации общения, а также коррекции стихийно сложившихся неэффективных и неадекватных способов и форм общения.
Виды общения. По типу отношений между партнерами выделяют следующие виды общения:
1. «Контакт масок» — — формальное общение, при котором отсутствует стремление понимать и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. д.) — — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Общение как средство взаимодействия с людьми
... отношениях, в том числе по структуре общения. Например: - Визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, предпочитают возвышаться над собеседником, склонны к обвинительным утверждениям, не терпят ... хождений перед ними во время общения и т.д. - Аудиалы все ...
2. Примитивное общение предполагает оценку другого человека как нужного или мешающего объекта: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает, оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3. Деловое общение — при нем учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы Дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
4. Духовное, межличностное общение друзей — в процессе его можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов: друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
5. Формально-ролевое общение подразумевает регламентацию и содержания, и средств общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
6. Манипулятивное общение направлено на собеседника, в процессе которого используются разные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты и т. п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что мнения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Также выделяют вербальное9 словесное) и невербальное общение.
Невербальные средства общения делятся на три группы:
1. Визуальные:
— кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);
— направление взгляда и визуальный контакт;
— выражение глаз;
— выражение лица;
— поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);
-кожные реакции (покраснение, испарина);
— дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему,
персональное пространство);
— вспомогательные средства общения, в том числе особенности
телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.).
2. Акустические (звуковые):
—связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм,
высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
_-не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «хлюпанье» носом и т. п.).
3.Тактильные (связанные с прикосновением):
— физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
— такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).
Проблемы в общении
1. Проблемы личных отношений;
отсутствие взаимных симпатий: постоянная неудовлетворенность человека самим собой, при которой, будучи недовольным собой, данный человек вряд ли с выраженной симпатией будет относиться и к другим людям.В свою очередь, те люди, к которым он, находясь в состоянии хронического недовольства собой, не будет проявлять особых симпатий, могут воспринимать это как признак плохого личного к ним отношения. Они будут склонны считать, что данный человек плохо относится именно к ним, и в ответ будут платить ему тем же. У многих людей имеются устойчивые негативные черты характера, такие, например, как недоверие к людям, подозрительность, замкнутость, агрессивность.
Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 ...
... эмпирическое исследование по выявлению различий в оценкетипичных жизненных ситуаций людьми разных возрастных групп. На заключительномэтапе исследования, провести анализ ... Предметисследования: Спецификавозрастных оценок жизненных ситуаций. Методыисследования: Описание типичных жизненных ситуаций. Опросник, выявляющий оценку типичных жизненных ситуаций, людьми разного возраста. Теоретическая концепция ...
- несовместимых с потребностями и интересами других людей
- Люди случайно могут оказаться в такой ситуации, которая вынудит их вести себя в отношении друг к другу далеко не лучшим образом. В силу этого они невольно произведут друг на друга не вполне благоприятное впечатление и поэтому не смогут рассчитывать на взаимные симпатии.
- вашей личной жизни кто-либо раньше причинил вам немало неприятностей, и в результате этого к данному человеку с вашей стороны сложилось устойчивое негативное отношение. Предположим далее, что на вашем жизненном пути случайно встретился другой человек, внешне похожий на того, кто доставил вам немало неприятных минут. Он не вызовет к себе симпатии с вашей стороны по той простой причине, что он внешне похож на неприятного вам человека.
- невольно сформировавшаяся отрицательная социальная установка одного человека на личность другого человека.
Неспособность человека быть самим собой
§ Где, когда и при каких обстоятельствах вы чаще всего и острее
всего ощущаете (переживаете) свою неспособность быть самим собой?
§ В каких действиях и поступках обычно проявляется ваша не
способность быть самим собой?
§ Что конкретно мешает вам оставаться самим собой б соответствующих жизненных ситуациях?
Неспособность человека быть лидером
Человеку еще никогда не приходилось, но предстоит выступить в роли лидера.
Человек однажды уже побывал в роли лидера, но это был для него не вполне удачный опыт жизни.
Человек уже имеет достаточно большой опыт исполнения роли лидера в различных коллективах. Когда он только еще приступал к исполнению роли лидера, ему казалось, что все будет хорошо.
Неспособность человека подчиняться другим
В чем же конкретно у человека может проявляться неумение подчиняться другим? Во-первых, в том, что он вольно или невольно сопротивляется тому, чтобы кто-то им руководил вообще. Во-вторых, в том, что данный человек всегда стремится все делать по-своему, даже если это у него получается хуже, чем могло бы получиться, если бы он последовал советам других людей. В-третьих, в том, что человек почти всегда подвергает сомнению то, что говорят другие люди. В-четвертых, в любом деле, где имеется свобода выбора, он старается взять на себя роль лидера, руководить людьми, направлять их, поучать, командовать.
Неумение человека предупреждать и разрешать межличностные конфликты
Для того, чтобы легко преодолевать барьеры общения необходимо владеть коммуникативной компетентностью.
Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции — и отстранённой и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций — один из существенных показателей компетентного общения.
Понятие об общении коммуникативные умения (1)
... показатели коммуникативного взаимодействия, к которым относятся коммуникативная активность в группе общения, интенсивность действий в общении, инициативность действий в общении, технико-коммуникативное мастерство общения и др. Внутренний пласт общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, ...
Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров — коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии
Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
- Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
- Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
- Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.
Коммуникативная установка партнёра — это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.
При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие.
• Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении)
• Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения
• Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)
Общение в конфликтных ситуациях
... обязательно вырастает в конфликт. Несовпадение мнений, интересов, коммуникативных намерений в ситуации общения, все это выливается в столкновение сторон в процессе общения и вызывает конфликт [2, с. 43]. ... к конфликту. Из-за огромного информационного потока личность постоянно находится с кем- то в условиях конфликтной ситуации (разные точки зрения, интересы, цели). Постоянное нахождение индивида ...
• Коммуникативно-исполнительскую ( диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).
Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:
- Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
- Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
- Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
- Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.
- Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
- Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
- Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
- Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
- Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимани
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности»
Коммуникативный потенциал — это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности — способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.
Коммуникативная культура личности как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной форме сфере; опыт восприятия искусства.
Общение с конфликтными личностями
... и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди, просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих ... второму типу) - довольно мирный человек, но совершенно неожиданно может взорваться (как правило, из-за возникшего чувства беспомощности, ощущения утраты контроля над ситуацией). Надо дать ...
Таким образом эффективность деятельности социального работника зависит от овладение им коммуникативной компетентностью.