Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40−45 лет

Курсовая работа

Тема: Оценка типичныхжизненных ситуаций, людьми разного возраста

20−25 лет и 40−45 лет

Анастасия Опёнышева 1Kr

Зачётная книжка № 1807

Студенческий билет № 2138

Рига

2003

Содержание

TOC o «1−3» h z u Введение. PAGEREF _Toc56264174 h 3

Глава 1: Обзор исследований психологических особенностейвзрослых людей: возрастные периоды 20 — 25 лет и 40 — 45 лет. PAGEREF _Toc56264175 h 5

1.1. Возрастнаяклассификация взрослых людей. PAGEREF _Toc56264176 h 5

Глава 2: Эмпирическое исследование различий в оценкетипичных жизненных ситуаций людьми разного возраста: 20 — 25 лет и 40 — 45 лет PAGEREF _Toc56264177 h 13

2.1. Описание методики выборки исследования. PAGEREF _Toc56264178 h 13

2.2. Особенностиоценки типичных жизненных ситуаций женщин 20 — 25 лет и 40 — 45 лет. PAGEREF _Toc56264179 h 15

2.3. Сравнительныйанализ оценки типичных жизненных ситуаций женщин разных возрастных групп: 20 — 25 лет и 40 — 45 лет. PAGEREF _Toc56264180 h 26

2.4. Особенностиоценки типичных жизненных ситуаций мужчинами 20 — 25 лет и 40 — 45 лет. PAGEREF _Toc56264181 h 30

2.5. Сравнительныйанализ оценки типичных жизненных ситуаций мужчин разных возрастных групп: 20 — 25 лет и 40 — 45 лет. PAGEREF _Toc56264182 h 42

2.6. Характеристикадвух респондентов, представителей каждой из обследуемых групп pageref _Toc56264183 h 47

Выводы… PAGEREF _Toc56264184 h 48

Заключение. PAGEREF _Toc56264185 h 50

Библиография:PAGEREF _Toc56264186 h 51

Приложение № 1:стимульный материалPAGEREF_Toc56264187 h 52

12 стр., 5777 слов

Жизненное самоопределение личности человека в юношеском возрасте

... факультет педагогики и психологии, группа студентов первого курса в количестве 10 человек, группа студентов второго курса - 10 человек. Глава 1. Жизненное самоопределение человека: сравнительная характеристика .1 ... группового взаимодействия. КСО проявляется в особых, специально конструируемых ситуациях группового давления - ситуациях своеобразной «проверки на прочность»,- в которых это давление ...

Приложение № 2:Матрицы первичной обработкиPAGEREF_Toc56264188 h 52

Введение

Актуальностьисследования: Какизвестно с древних времён всегда существовал и существует сейчас конфликт отцови детей. Почему возникают разногласия в оценке жизненных ценностей, норм жизниу старшего и младшего поколения. Очевидно, что время предъявляет новыетребования к нормам поведения людей направляет их интересы, формирует различныежизненные установки.

Художественное решениеэтой проблемы нашло отражение в известном романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».Какой интерес к этой проблеме может быть у психологии? Во-первых, рабочиеколлективы не образуются по возрастному признаку и люди разного возрастаработают вместе, хотя, как известно проблема отношений разных возрастныхсотрудников, остро стояла и стоит сейчас в социальной психологии. Во вторых, это отношение между детьми и родителями. 20 — 25 летний молодой человек, можетбыть ребёнком 45 летнего человека. Разное отношение их к различным сферам жизнии может стать причиной конфликтов. Конечно, следует учитывать, что навозникновение разногласий могут влиять и личностные особенности людей. Например, раздражительный или чрезмерно педантичный человек всегда можетспровоцировать конфликт там, где не возникнет этот конфликт у открытого, доверчивого человека. Актуальность данного исследования определяется тем, чтовыявление типичных различий между людьми разного возраста, поможет психологустроить свою работу с учётом этих разногласий при консультированииродительско-детских отношений или отношений между сотрудниками однойорганизации, разного возраста.

Цель исследования: Целью же данногоисследования является выявление различий в оценке типичных жизненных ситуацийлюдьми разного возраста: 20 — 25 лет и 40 — 45 лет.

Проблема: Насколько по разному людиразного возраста, видят одни и те же проблемы?

Направлениеисследования: Возрастнаяи социальная психология.

Гипотезаисследования: Людиболее старшего возраста в оценке жизненных ситуаций больше основываются насвоём личном опыте и прогнозируют исход ситуации, а люди же ранней зрелости воценке жизненных ситуаций больше склонны оценивать ситуацию эмоционально и стараютсяснизить значимость негативного.

3 стр., 1064 слов

С детьми раннего возраста в адаптационный период

... Петербург Цель: Формирование психо-эмоциональной сферы детей раннего возраста в адаптационный период. Задачи: 1. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности. ... СЦЕНАРИЙ Непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период «В ГОСТИ К ПЕСЧАНОЙ ФЕЕ»   ... знакомиться с детьми и предлагает им вместе поиграть. Ситуация «Радостная встреча» Я сегодня пришла к Вам ...

Объектисследования: 20человек в возрасте 20 — 25 лет и 20 человек в возрасте 40 — 45 лет.

Предметисследования: Спецификавозрастных оценок жизненных ситуаций.

Методыисследования:

Описание типичных жизненных ситуаций. Опросник, выявляющий оценку типичных жизненных ситуаций, людьми разного возраста.

Теоретическая концепция работы: На первом этапе предполагаетсяпровести теоретический анализ литературы разных возрастных групп. На второмэтапе провести эмпирическое исследование по выявлению различий в оценкетипичных жизненных ситуаций людьми разных возрастных групп. На заключительномэтапе исследования, провести анализ результатов и составить выводы.

Задачиисследования:

Теоретическая задача.

·

Анализ психологических исследований людей разных возрастных групп.

2. Практическая задача.

·

Определение выборки.

·

Разработка опросников.

·

Проведение эмпирического исследования, анализ и обработка полученныхрезультатов, их интерпретация, их сравнение с выдвинутой гипотезой.

·

Составление таблиц и графиков и получение количественных результатов.

·

Объяснение полученных результатов. Глава 1: Обзор исследований психологическихособенностей взрослых людей: возрастные периоды 20 — 25 лет и 40 — 45 лет1.1. Возрастная классификация взрослых людей

Накопление научных данных об отдельных фазах жизнивзрослых людей способствовала построению различных сравнительных характеристикэтих фаз и выявлению некоторых общих принципов периодизации жизненного цикла человека, с помощью которых зрелостные изменения ограничивались от юности, с однойстороны, и старости — с другой. Некоторые антропологи началом зрелости называютюность: так, например, по мнению В.В. Гинзбурга, этот период у мужчинохватывает время от 16 — 18 до 22 — 24 лет, у женщин — от 15 — 16 до 18 — 20лет; по мнению В.В. Бунака, ранняя юность ограниченна 17 — 20 годами, а поздняяюность охватывает период от 20 до 25 лет. Также расходятся мнения и зарубежныхучёных: Д.Б. Бромлей называет ранней взрослостью период от 21 до 25 лет, Д. Биррен объединяет юность и раннюю взрослость в один большой период от 17 до 25лет.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение ... к идее о необходимости внутренней гармоничности и естественности в развитии человека. Таким образом, требование ученых исследовать индивидуальные особенности детей здесь ...

Ещё большей неопределённостью отличаютсяхарактеристики и временные границы среднего возраста или средней взрослости: от20 до 35 лет (Д. Векслер), 25 — 40 (Д.Б. Бромлей), 25 — 50 (Д.Биррен), 36 — 60лет (согласно международной классификации возрастов).

Д. Биррен обозначает весьдиапазон развития между юностью и старостью как периоды зрелости, Д. Бромлей -как периоды взрослости, а В.В. Гинзбург и В.В. Бунак ранний период называютвозмужалостью и взрослостью, а поздний (40 — 55 лет) — зрелостью. Немецкийантрополог Г. Гримм не расчленяет взрослость на отдельные периоды и называетвесь этот диапазон жизненных фаз трудоспособным возрастом, как это принято вдемографии. [ 2 ]

Ещё более разноречива картина метрическихопределений отдельных фаз взрослости и, следовательно, возрастных границ междуеё отдельными состояниями. Интересно сопоставить метрические характеристикинижних и верхних границ взрослости в различных периодизациях.

Нижняяграница взрослости располагается, по Д. Биррену, в 17 лет (завершение юности), по Д.Б. Бромлею — в 21 год, по международной классификации — в 20 лет дляженщин и 21 год — для мужчин, по В.В. Бунаку — в 25 лет и т. д.

Верхняя граница зрелости и начало старости ещё болееварьируется в различных периодизациях в огромном диапазоне от 55 лет (В.В.Бунак, В.В. Гинзбург, Д.Б. Бромлей, Д. Векслер), 60 лет (Г. Грим и большинстводемографов) до 75 лет (Д. Биррен).

Тем более трудным оказалось дробление самойзрелости — взрослости на качественно своеобразные фазы или периоды, междукоторыми имеются объективно ещё ни кем не установленные переходы и границы, например, между молодостью и средним возрастом, средним возрастом и пожилым. Особенно трудным оказался вопрос о том, к каким основным периодам отнестипереходные фазы от созревания к зрелости (юность) и от старения к старости (пожилой возраст).

5 стр., 2270 слов

Концепции развития человека

... семьи до государства. Они ценят участие в социальной жизни, и чувство принадлежности является важным источником благополучия. Оно дает работу, цель, придает смысл жизни. Развитие человека ... подчеркивает важность культуры как способа организации и коммуникации людей в обществе, ее ценностей для развития человека. Справедливость ассоциируется всегда с ...

[ 2 ]

Наряду с включением юности в ряд взрослых периодовимеется тенденция выделить большую группу возрастных зон, объединенныхпроцессом завершения, социализации и становления системы социальных ролей -«молодёжь», в которую включается люди в возрастных пределах от 14 до 30 или 35лет. Показательно и то, что все возрастные периоды в пределах зрелостиокругляются и измеряются 15 -25 годами каждый, за исключением ранней

взрослости, длящейся, поД.Б. Бромлею, всего 4 года (от 21 до 25 лет), а по Д.

Биррену — 8 лет (от 17 до 25 лет).

Так, например, средняя взрослость, по Д.Б. Бромлею, относится к 25 — 40 годам, а по Д. Биррену- к 25 — 50 годам жизни. Поздняявзрослость или зрелость датируется В.В. Бунаком и В.В. Гинзбургом в 45 — 55лет, Д.Б. Бромлеем — в 40 — 55 лет, а Д. Биррменом — в 50 — 75 лет.

При таком"округлении" дат и глобальном подходе к определению разных фаз развитиявзрослого человека нет возможности выделить моменты перехода — качественныепреобразования как прогрессивного, так и инволюционного характера. В отношенииинволюционных свойств установлены, например, симптомы и механизмы менопаузы уженщин, климакса у женщин и мужчин. Однако ещё нет даже приближения к анализутех критических моментов развития, которые связаны с оптимумами различныхфункций и могут быть истолкованы как своеобразные сенситивные периоды развития (особочувствительные к внешним воздействиям и обучению) у взрослых людей. Такимобразом, до сих пор серьёзных эмпирических оснований для той или инойпериодизации не имеется, что является ещё одним свидетельством слабойразработанности проблем возрастной изменчивости психического развития взрослыхлюдей. [ 3 ]

4 стр., 1681 слов

Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека

... деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Роль стресса в жизни человека Не бывает людей, у которых нет проблем. С большинством наших трудностей ... удовлетворения(например, в работу, общественную деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых) . Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя ...

Для подобного анализа, по нашему мнению, требуетсяиной принцип организации исследований, чем тот, который обычно принят ввозрастной психологии, медицине, физиологии, антропологии и демографии, сопоставляющихразные возрастные группы людей по обобщённым (округлённым) датам, например 20 -29 лет, 30 — 39 лет, 40 — 49 лет и т. д. или 20 — 24, 25- 29, 30 34 и т. д. Мысчитаем, что метод возрастных сопоставлений или поперечных срезов развитиядолжен быть более дифференцированным и прослеживающим ход развития в такоймере, чтобы имелась возможность обнаружить моменты повышения («оптимумы»), стабилизации или, напротив, ясно выраженного понижения функций. В отношениипоследних, своего рода критических моментов развития определить инволюционныйхарактер или временный эффект перестройки функций возможно лишь путёмсопоставления непрерывного ряда преобразований, способствующего выявлениювнутренних противоречий развития взрослого человека. [ 3]

1.2. Психологические особенности людейранней зрелости — 20 — 25 лет

Это овладение ролью взрослого человека, правоваязрелость, избирательные права, экономическая ответственность, в общем, полноевключение во все виды социальной активности своей страны. На этой стадиискладывается собственная семья и строится собственный образ жизни: вступление вбрак, рождение первого ребёнка, установление круга знакомств, связанных с общейработой. На работе осваиваются профессиональные роли, продолжаетсяпрофессиональная подготовка и начинается совершенствования мастерства. Дляатлетических достижений эта стадия развития является годами «пик», илиоптимума, хотя во многих видах спорта эти достижения возможны, по данным Д.Б.Бромлей, и позже (до 35 лет).

Хочется уточнить, с какой точки зрения людей можносчитать взрослыми. Таких точек зрения несколько.

Физиологическая (с точки зрения функционирования всех систем организма).

«Физиологически умногих девушек (примерно у 25%) половое

10 стр., 4997 слов

Работа детского сада с семьей по вопросам развития элементарных математических представлений у детей

... учреждения с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей Для того, чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему ... и непонятно будет дальнейшее». Положительным моментом, с современной точки зрения, является активизация родителей, но, вместе с тем, ... со многими источниками и их выбор с точки зрения применимости к конкретной ситуации или личности Учитывая актуальность ...

влечение достигает своегополного развития лишь к 26 — 30 годам, максимума — к 23 — 30 годам и держится умногих на этом уровне примерно до 60 лет. У некоторых женщин значительноеснижение полового влечения наступает к 45 — 50 годам. У мужчин потребность вполовой жизни достигает максимального уровня к 25 — 30 годам, после чегонаблюдается постепенный спад.

Внешне взрослые люди ещё растут с физиологическойточки зрения. С точки зрения их природных свойств они могут считаться ещёмаленькими и даже не подозревают об этом. [1 ]

Юридическая (с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни), этоситуация безусловная, взрослость нормального здорового человека безусловна.

Психологическаяточка зрения, может быть, думаю, представлена теми важнейшиминовообразованиями, которые вносит в жизнь нормального человека созданиесобственной семьи и родительство.

Современные исследователи семьи, как отечественные, так и зарубежные, давно и с тревогой пишут о её кризисе. Особенно остро онпроявляется в тех конкретных случаях, когда возрастной личностный кризис членовсемьи приходиться на кризис межличностных семейных отношений. Существуетмножество периодизаций с указанием более-менее точных возрастных границ разныхпериодов, но большинство исследователей сходятся во мнении, что семейное счастье наиболее хрупким бывает впервые пять лет супружеской жизни и на рубеже пятнадцатого совместного года. [9 ]

Молодых людей в этом возрасте, создавших семью ждётне только начало семейной жизни, но и критический период её становления. Какизвестно кризис в межличностных отношениях проявляется в частых конфликтах. [10 ]

Из множества исследований современной семьи явыбрала наиболее близкие мне работы В.В. Столина, В.Я. Варги, Э.Г. Эйдемиллера, В. Сатир, В.В. Юстицкого, С. Кратохвилла, Д. Варги. Они помогут описать, какчеловек решает важнейшую задачу своего личностного развития (а теперь иразвития конкретного другого человека — партнёра по браку) — устройство жизни вновой семье. Выделим в этой задаче несколько планов: физиологический, социальный и психологический. Все эти планы соответствуют в большей или меньшейстепени, проявлениям жизни: реальному, фантомному и полному.

Физиологический план решения жизненной задачисоздания семьи и её существования предполагает освоение пространства своеготела и тела другого человека; тело, его свойства — реальность жизни.

Социальный план решения задачи жизни в новой семьеочень быстро становиться фантомным проявлением жизни в том случае, еслипартнёры по браку не умеют строить новую общность, а копируют существующий вобществе идеал семьи. [1 ]

Все фантомные проявления жизни обладают высокойстепенью жесткости, они как бы проявление смерти в жизни. Воспроизведение всвоей новой семье стереотипов поведения родительских семей — один из наиболеераспространённых ошибочных путей решения своей личной задачи в семейной жизни. Фантомы социальных ожиданий и норм будут вмешиваться в отношения, лишая ихнепосредственности, то есть жизни. Нужна большая сила

«Я», переживание присутствияв себе этой силы, чтобы противостоять фантомным образованиям и в себе и вдругом человеке.

Психологический план решения задач жизни в новойсемье проявляется как творчество друг друга и творчество совместной общности -общего дома для двух разных, но единых душ. Познание другого и себя, проявлениев другом себе лучшего — это постоянноеэкзистенциальное содержание семейной жизни. Если оно таково, то семейная жизньстановиться жизнью полной.

График «Развитие кризисов в семейных отношениях»

1-ая кризисная

ситуация

1 9 16 27

22 28 37 45

27 33 42 50

0 2 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32

2-ая кризисная ситуация

Спокойствие

Ось равновесия

отношений

Кризис

Годы совместной

жизни

Средний возраст

Мужа

Жены

Первого

ребёнка

Кривая, изображённая на этом графике, заставляетостановить взгляд на крутом спуске вниз к кризису, к нулевой отметке этогосостояния. Это объясняется тем, что решение жизненных задач создания семьитребует особого опыта жизни собственного «Я» и знаний или просто информации очеловеке, который рядом. Далеко не всегда любовь даёт опыт, необходимый длясоздания семьи, она слишком сложна для этого. Создание семьи требует опытаустройства собственного «Я» в его психологическом пространстве, то есть опытаосознания собственной концепции жизни, собственной же «Я» — концепции иконцепции другого человека. [1 ]

Этот опыт даёт другому человеку возможность бытьтерпеливым, то есть не реагировать на ситуацию, а строить своё поведение хотябы на основе минимального анализа.

Во время периода взросления человек сдаёт жизненныйэкзамен на наличие у него собственного «Я» и возможности воздействовать нанего, возможность не только проявлять своё «Я» в настроении, в непосредственном эмоциональном состоянии, но и ввозможности действовать по принятому в отношении себя и других людей долгу. Этопредполагает чётко выражение переживания границ собственного «Я», мерывоздействия на другого человека и насебя. Из сути это практическая этика, развёртывающаяся в отношениях двух людей.

Практика показывает, что очень много людей, начинаястроить свою семью вместе, в то же время делают это в одиночку, так как неумеют взаимодействовать друг с другом по поводу того, что они делают, на чтонаправляют свои усилия. Семья как что-то особое, требующее и организационных, иделовых, и эмоциональных усилий, просто почти никогда не обсуждается. Молодыелюди попадают, особенно в первые кризисные годы, в плен фантомов, которыепрепятствуют осознанию новой, ими же создаваемой, реальности.

Одна из важнейших особенностей семейной жизни в том, что она действительно жизнь, созданная творчески, она не возникает изсексуального влечения. Как писала В. Сатир: «…люди, вступающие в брак, часто посуществу не знают друг друга. Сексуальное влечение может подтолкнуть ихсоединить свои судьбы, но оно не гарантирует ни совместимости характера, нидружбы. Гармонично развитые люди осознают, что они сексуально привлекательныдля многих. Возможность создать совместную насыщенную, творческую жизнь требуетсовместимости и во многих других сферах. В постели мы проводим сравнительномало времени, сексуальная совместимость, безусловно, важна в близких отношенияхвзрослых людей. Тем не менее повседневные полноценные отношения требуют гораздо большего, чем сексуальное влечениесупругов».

Серьёзная проблема периода взросления состоит в том, что, основанные на чувстве, семейные отношения не являются в то же времянепосредственными в процессе организации совместной жизни. На них буквальнообрушивается шквал стереотипов в виде ожиданий и требований, которые в силу своейомертвелости разрушают живое чувство. [7 ]

Это описывают как исчезновение романтическихнастроений, проявление не только положительных, но и отрицательных эмоций, конфликтные взгляды на разные вещи, несоответствие поведения партнёра в быту ив период ухаживания. Причём кризисная ситуация может возникнуть и без влияниякаких-либо внешних обстоятельств — социальных и экономических.

Успешность становления семейного психологическогопространства зависит от того, насколько члены семьи могут осознавать своёсходство с другими людьми. Сходство это проявляется, прежде всего, всуществовании чувств, о них ещё говорят как о базальных, то есть основных, существенных человеческих чувств. Осознание этих чувств в любой момент жизниобъединяет человека с другими людьми. В супружеской жизни таких чувств, объединяющих с другим человеком, несколько, в их экзистенциальности нет смысласомневаться, так как все они направлены на проявление и утверждение своейуникальности как человека.

Двойственность или амбивалентность их проявления недолжна пугать —

это чувства, у них своиправила. Э. Шостром, например, выделяет основные причины агрессии в семейныхотношениях, все эти причины являются чувствами. Если они неосознанны, товозникает жестко структурированное восприятие другого человека, которое сразуначинает играть роль симуляка.

Э. Шостром перечислил эти причины: это -враждебность, гнев, вина, обида, ненависть, критичность, уход, безразличие. Всеэти чувства, за исключением безразличия, вызывают боль. Только безразличие невызывает её — значит, чувства умерли, психологическое пространство исчезло, наступила смерть отношений.

Периодвзросления — это и начало освоения экзистенциальных социальных ролей — ролиматери и роли отца. Необходимость юридических норм осуществления социальнойроли отца и матери состоит в том, что инстинкт материнства и отцовства неравену человека половому влечению. Давно известно и то, что вынашивание и рождениеребёнка не делает женщину матерью. [2 ]

Освоение родительской роли — жизненная задача развитиячеловека в период взросления. Самая главная предпосылка состоит в том, чтородительская роль открывает по-новому конечность и бесконечность жизни, то естьона ещё раз обостряет переживание смерти как реальности. Противостоять ей можеттолько ответственность — друг за друга и за себя, ответственность и любовь кжизни. Очень важно выяснить для себя и для партнёра по браку содержаниеродительской роли для себя самого и для него, как своей собственной роли и ролидругого человека, чтобы не попасть в плен к фантомам своего и чужого сознания.

Выработка стиля жизни предполагает и семейноеединение «мы» и свободное существование «Я» каждого члена семьи. Современныеисследования стиля жизни, образа жизни связывают его существование ссоциально-географическими параметрами жизни: профессией и местом жительства. Это естественные различия, определяющие содержание социальной жизни человека. [1 ]

1.3. Психологические особенности людейзрелого возраста — 40 — 45 лет

Само понятие зрелой личности появилось в психологиисравнительно недавно. В возрастной психологии оно практически не применяется, аесли и используется то, скорее, в соответствии с контекстомпсихотерапевтического анализа индивидуальной судьбы человека.

Актуальность понятия зрелой личности в психологиивозросла параллельно появлению в анализе современного человека такихсоциально-психологических понятий, как массовый человек (Х. Ортега-и-Гассет), как бегство от свободы и отчуждение (Э. Фромм), как экзистенциальный вакуум (В.Франкл), то есть понятий, отражающих деструктивные тенденции в сознаниичеловека, лишающих его радости жизни.

Этот возраст имеет своими главными чертамипродолжение установление специальных (по роду занятий) и социальных ролей сдоминированием некоторых из них и ослаблением других, уход детей из семьи иизменение в связи с этим образа жизни (возращение некоторых женщин к служебнойроли),

менопауза, дальнейший упадокфизических и умственных функций.

Взрослый человек в период зрелости попадает вситуацию, когда окружающие склонны воспринимать его как неменяющегося, то естьстатичного, как бы не живого, тогда как он таковым не является. Создаётсяпротиворечие самовосприятия (собственной изменчивости) и восприятия человекаокружающими. Это противоречие разрешается продуктивно в тех случаях, есливзрослый человек сумеет отнестись к дискретности, законченности, частностямсвоей жизни с точки зрения её общих закономерностей, то есть будет осуществлятьсвою ежедневную активность в свете собственной индивидуальной реализации своейсущности. [ 1 ]

Если же этогоне происходит, в той или иной форме, то у взрослого человека наблюдаетсясостояние, которое в своё время Гегель называл «ипохондрией». Он говорил, чтожизнь взрослого человека есть по преимуществу практическая жизнь, котораянеизбежно связана с разными житейскими мелочами и частностями. Занятие имиможет восприниматься человеком достаточно болезненно, а невозможностьосуществления идеалов способна вызвать уныние — ипохондрию.

Современные психологи описывают эти переживаниявзрослого человека как кризис идентичности, проявляющийся в чувстве «отставанияот жизни», в потере интереса к жизни, в переживаниях усталости и жизненнойскуки, в отсутствия ощущения полноты жизни. Точную дату таких переживанийобозначить сложно, но она приходиться на период зрелости, когда казалось бы, объективно человек полон сил, занимает прочное социальное и профессиональноеместо, достиг профессиональной вершины мастерства, но тем не менее… Начинаютдавать о себе знать несколько важных групп и факторов, которые требуют к себеотношения с точки зрения концепции жизни. Это — изменения в физиологическойактивности организма, в его соматических свойствах и резкое изменениесоциального и психологического пространства жизни человека. [ 12 ]

Появляется проблема определения своего нового местав системе социальных отношений, в изменившемся психологическом пространствесвоей семьи, для этого требуются силы — энергия. Источником энергии в зреломвозрасте может быть — философия, осознаннаякак возможность её существования во всех мелочах жизни, которые не могутзаслонить в ней главное — радость от самой жизни. В переживании этой радости ирождается энергия для осуществления жизни, в переживании этой радостипоявляются силы для принятия изменений, для восприятия нового, для реагированияна новое в жизни как на естественное её проявление.

Период зрелости самый длительный в жизнисовременного человека. За этим стоит не только объективно увеличившееся времяего физической жизни, но и изменения, связанные с увеличением времени длядостижения социальной зрелости, того, что в психологии принято называтьсоциализацией, и объективная же возможность влияния индивидуальной судьбычеловека на жизнь своего общества. Именно в зрелом возрасте человек можетощущать свою принадлежность к обществу в полной мере. Источником энергии в этомвозрасте становиться разум человека, обращённый к проявлениям «Я» как ксвойствам целой жизни.

Графикразвития кризисов в семейных отношениях: его кривая резко начинает ползти внизпосле 17-ого года совместной жизни супругов. Статистика констатируетвозрастание числа разводов у людей, достигших середины возраста зрелости -сорока — сорокапятилетних. Браки не выдерживают испытание вторым кризиснымпериодом, который, по мнению многих исследователей, менее глубок, чем первый, иможет продолжаться год или несколько лет. [ 1 ]

Глава 2: Эмпирическое исследование различий воценке типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста: 20 — 25 лет и 40 -45 лет2.1. Описание методик и выборки исследования

Исследованиепроводилось среди двух возрастных групп 20 — 25 лет и 40 — 45 лет. Былоопрошено 40 человек, при этом учитывался пол, семейное положение, сколько летсостоят в браке и наличие детей в семье. Эти возраста были выбраны не случайно, так как эти типичные возраста родителей и детей, имеющие разный опыт в жизни, разный взгляд на жизнь. Представителям этих возрастных групп свойственно разныестили жизни, моральные устои и уклад жизни.

Впроцессе опроса было получено 96%ответов. 4% респондентов, не пожелали отвечать на предложенные вопросы. Вкачестве дополнительной мотивации, каждому респонденту было предложено ответитьна опросник, в свою очередь, взамен этого им гарантировалось получить обратнуюсвязь.

В данном исследованиибыло задействована 1 методика, опросник, направленный на выявление уреспондентов особенностей оценки типичных жизненных ситуаций. Предлагалисьситуации следующего типа: одинаковые для мужчин и для женщин, с тем отличаем, что в опросниках для мужчин главным участником ситуации является мужчина, а дляженщин — женщины.

Примерыситуаций для мужчин:

В молодой семье родилсяребёнок. Уход, воспитание требуют много времени, что значительно ограничиловозможности ещё молодых людей, проводить своё свободное время так, как онихотят. Муж начал систематически оставлять жену одну с ребёнком, под предлогами"обязательной" встречи с друзьями, визитом к врачу и т. д. В семье стали частыеконфликты и из-за этого начал страдать ребёнок, по причине громких криков идаже драк между родителями.

В семье, в которой ужевзрослый сын — 18 лет и дочка подросток — 15 лет, с устоявшимися отношениями икак — будто с полным пониманием друг — друга, жена начинает замечать, что, что-то меняется в их отношениях. Муж становится рассеянным, часто не

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector