Понятие об общении коммуникативные умения (1)

6

Понятие об общении

(Андреева Г.М., Бодалев А.А., Брудный А.А., Буева Л.П., Зимняя И.А., Злобина Е.Г., Золотнякова А.С., Леонтьев А.А., Лисина М.И., Ломов Б.Ф., Мудрик А.В., Парыгин Б.Д. и др.)

Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Общение — одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития личности и общества [intercourse].

Коммуникация — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Человеческие формы коммуникации характеризуются главным образом функционированием языка — важнейшего средства человеческого общения. В коммуникативной функции язык проявляет свою орудийно-знаковую сущность, благодаря чему коммуникация становится важнейшим механизмом становления индивида как социальной личности, проводником установок данного социума, формирующим индивидуальные и групповые установки. Коммуникация является средством коррекции асоциального проявления индивида или группы. Будучи социальным процессом, коммуникация служит формированию общества в целом, выполняя в нем связующую функцию [communication].

Коммуникативные — качества, необходимые для социального взаимодействия. К ним относятся: возможности речи (устной и письменной), системы пара- и экстралингвистических средств (интонация, паузы), оптико-кинетические возможности (жесты, мимика, пантомимика) [communicative ability].

Таким образом, общение — сложная специфическая целенаправленная деятельность, ориентированная на обмен различными информационными единицами в ходе взаимодействия субъектов общения, между которыми уже существуют, развиваются или формируются определенные взаимоотношения на основе механизмов взаимопонимания, сочувствия, рефлексии и т.д.

8 стр., 3833 слов

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

... общения или коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене ... общения (см. схемы Крысько). Общение и деятельность. Общение понимается как реальность человеческих отношений, предполагающее, что любые формы общения включены в специфические ... его личности (энергичности, ...

Вообще, встречается в специальной литературе (Лисина М.И.) понимание общения как коммуникативной деятельности. Все равно эта деятельность (общение) представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей.

Для возрастного периода от 3 до 7 лет характерно становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры – приоритет. С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуется система средств. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение. Обогащается инструментальная сторона общения. Начинают развиваться рефлексия, саморегуляция. Обратная связь Расширяется и усложняется система коммуникативных потребностей и мотивов.

Основные стороны общения – коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие и его регуляция), перцептивная (взаимовосприятие, взаимооценка, рефлексия).

По внешней структуре различают личностно-ориентированное и социально-ориентированное общение; во внутренней структуре выделяют социальную (общение происходит только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации) и индивидуально-психологическую ( проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся) репрезентативность.

В качестве структурных компонентов общения как деятельности выделяют (А.Н. Леонтьев): предмет общения, потребности в общении (по Э. Фромму — потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанностях, в самосознании, в системе социальной ориентации), коммуникативные мотивы, действия общения (инициативные и ответные), задачи, средства, формы (монологическая, диалогическая, полилогическая), продукт общения.

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов (инициативных и ответных), каждый из которых определяется субъектом-инициатором, субъектом, которому адресована инициатива, нормами, по которым организуется общение, целями, которые преследуют участники общения, ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Функции общения (инструментальная, синдикативная, самовыражения, трансляционная, экспрессивная, социального контроля, социализации) выделяются в соответствии с содержанием общения. В свою очередь, содержание общения может быть различным: передача информации, восприятие субъектами друг друга, взаимооценка партнерами друг друга, взаимовлияние, взаимодействие, управление групповой или массовой деятельностью и т.д.

Развитое полноценное общение объединяет в себе два взаимосвязанных, но различающихся пласта: внешний, поведенческий, операционально-технический, и внутренний, глубинный, затрагивающий личностно-смысловые аспекты. Внешний пласт, реально формируемый в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия, к которым относятся коммуникативная активность в группе общения, интенсивность действий в общении, инициативность действий в общении, технико-коммуникативное мастерство общения и др. Внутренний пласт общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

2 стр., 786 слов

Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний ...

... 2. Как связаны характер человека и его внешность? 3. Какие этнокультурные факторы влияют на эффективность взаимодействия с иностранными дипломатами? 4. ... людей, способных действовать быстро и эффективно, умеющих ценить время.   Вопросы для контроля: 1. Опишите основные приемы создания благоприятного первого впечатления в деловом общении. ...

Манера общения определяется тоном общения (спокойный, властный и т.д), поведением в общении; дистанцией (интимная, личная, социальная, публичная) и может быть уважительной или пренебрежительной, шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной.

Стиль общения (индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми) отражает особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективом, психологические особенности и индивидуальные характеристики человека, особенности партнера по общению; может быть творчески-продуктивным; дружеским; дистанционным; подавляющим; популистским; заигрывающим; требовательным; деловым; позиционным. Стиль общения влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор средств общения (лингвистические (речь, язык); оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистические (качества голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи), проксемические ( дистанция, время, место, ситуация общения), визуальные (состояние зрачков, продолжительность и направление взгляда, состояние век)).

Основные механизмы взаимопонимания в общении – идентификация (способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе), рефлексия (осмысление субъектом того, какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению), стереотипизация (классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущихся известными явлениями, социальными стереотипами), обратная связь (получение адресатом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения), эмпатия (способность спроецировать себя на объект взаимодействия, почувствовать себя на месте объекта; понимание чьих-либо переживаний; благожелательное отношение к этим переживаниям — симпатия, безразличное – апатия, неприязненное к ним отношение — антипатия).

Основные способы воздействия — подражание (не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения), заражение (бессознательная, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям; проявляется через передачу опр. эмоц. состояний или психического настроя), внушение (целенаправленное неаргументированное эмоционально-волевое воздействие одного человека на другого при некритичности восприятия передаваемой информации), убеждение (интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению).

6 стр., 2655 слов

Формирование умения решать коммуникативные задачи в коллективной ...

... Л.А. Петровская др.). В отечественной науке исследованы такие аспекты общения, как коммуникативное взаимодействие, формирование коммуникативных умений в образовательном процессе с позиций психологии (Е.В. Коблянская, ... у младших школьников коммуникативных умений в рамках учебных предметов, в том числе и к формированию умения решать коммуникативные задачи. Проблема общения получила свое освещение ...

Вообще, психологическое воздействие — изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей.

В реальной человеческой жизни имеют место три основные стратегии воздействия: императивная (собственно воздействие), манипулятивная (манипуляция ориентирует на достижение одностороннего выигрыша) и развивающая, где отношение к партнеру по общению как к объекту меняется на отношение к нему как к субъекту.

На базе анализа типологических особенностей личности формируется ее психограмма как субъекта общения (психологические особенности; психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление); психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия, возбуждение и др.); психические отношения (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и др.)

Технологический уровень характеристики личности как субъекта общения раскрывает ее умения общаться – коммуникативные умения – синтез общепсихологических. социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности. Формируются двумя путями: в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена; в ходе специальной подготовки к общению. Рассматривают 5 аспектов подготовки к общению:

  1. развитие особенностей мышления;
  2. формирование навыка свободного владения речью;
  3. развитие определенных личностных особенностей (общительность, эмпатия, спонтанность);
  4. формирование определенных установок в сфере общения ( отношения к партнеру по общению как к цели; интереса к процессу общения; терпимости к общению как к диалогу);
  5. формирование и развитие новых коммуникативных умений.

Общение как умение – сложное явление, так как представляет собой целую систему умений разного порядка и характера. Поэтому умение общаться понимается как системно-интегративное.

Умения, необходимые для общения личности, можно разделить на группы:

  1. Речевые умения связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения (умение грамотно и ясно сформулировать свою мысль, достичь желаемой коммуникативной цели, осуществить речевые функции (подтвердить, возразить, усомниться, одобрить. Согласиться, предложить, узнать, пригласить и т.д.), говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, правильную синтагматичность речи, расставить логические ударения, найти точную интонацию и т.д.), высказываться «целостно», т.е. достигать смысловой целостности высказывания, высказываться логично и связно, продуктивно (содержательно),говорить самостоятельно (это проявляется в умении выбрать стратегию выступления, разработать самостоятельную программу речи, говорить без опоры на письменный текст, опираться на собственный анализ проблемы и т.д.), высказываться экспромптно, без предварительной подготовки, выразить в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного, передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое и т.д.
  2. Социально-психологические умения связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимпроявлений, взаимовлияний. Это умения психологически верно и в соответствии с ситуацией вступить в общение, поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров, психологически точно определить «точку» завершения общения, максимаьно использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии, прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение, прогнозировать реакции партнеров по общению на собственные акты коммуникативных действий, психологически настраиваться на эмоциональный тон партнера по общению, овладеть инициативой и удержать инициативу в общении, « спровоцировать» желаемую реакцию партнера по общению, формировать социально-психологический настрой партнеров в общении и управлять им, психологически стимулировать проявление инициативы партнера по общению и т.д.
  3. Психологические умения связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования. Это умения преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению, адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы. Ритм своего поведения, мобилизовать на достижение поставленной коммуникативной задачи, вести общение как столкновение мыслей, идей, позиций (коммуникативная борьба), распределять свои усилия в общении, использовать эмоции как средство общения и т.д.
  4. Умения использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Это умения реализовать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания, организовать знакомство с партнерами, использовать ситуативные нормы приветствия, адекватно ситуации выразить просьбу, высказать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание и т.д.
  5. Умения пользоваться невербальными средствами общения.
  6. Умения общаться в различных организационных формах политической деятельности. Это умения использовать организационно-коммуникативные формы установления отношений, организационно-коммуникативные формы планирования совместной деятельности, конвенциональные организационно-коммуникативные формы, оппозиционные организационно-коммуникативные формы, формы ситуативного полилога, коммуникативные формы дискуссии и полемики и т.д.
  7. Умения взаимодействовать на уровне диалога – с личностью и группой, на уровне полилога – с массой или группой, на уровне межгруппового диалога и т.д.

Таким образом, психотехнология общения – система социально-психологических алгоритмов, определяющих для личности социальные роли и порядок их реализации в соответствующих коммуникативных ситуациях.

12 стр., 5751 слов

Диалог, как средство формирования коммуникативной грамотности учащихся

... теме, показ наглядных примеров. 1. Коммуникативная грамотность учащихся 1.1 Обоснование понятия коммуникативной грамотности учащихся Коммуникативная грамотность -- знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией (коммуникативным лотусом). Она включает культуру ...

5 стр., 2339 слов

Коммуникативная ситуация как базовая категория педагогической ...

... коммуникативной ситуации в педагогическом общении ( табл.2).   Компоненты коммуникативной ситуации   Компоненты коммуникативной ситуации в педагогическом общении ... социально-политического красноречия позволяет увидеть связь языковых средств и речевых приемов, ис- пользуемых в тексте, с тем или иным компонентом коммуникатив- ной ситуации. В коммуникативной ситуации ... своего опыта. Культура ...

Реализация личностью своей субъективности в общении связана во-первых, с наличием у нее необходимого уровня коммуникативной компетенции; во-вторых, с владением опытом ролевой самоорганизации в ситуациях общения; в-третьих. С отсутствием психофизиологических зажимов.

Коммуникативная компетентность личности складывается из способностей давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; социально психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; «вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются соционормативный опыт народной культуры, знание языков общения, используемых народной культурой. Опыт межличностного общения в непраздничной сфере, опыт восприятия искусства.

Коммуникативный потенциал – характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения, это единство трех составляющих:

  1. Коммуникативные свойства личности характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения,
  2. Коммуникативные способности – способности владеть инициативой в общении. Проявить активность, эмоционально откликаться на состояноие партнеров общения, сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной самостимуляции в общении,
  3. Коммуникативная компетентность.