Урок — основная форма организации обучения в современной школе
Урок — это целостный, логически завершенный, ограниченный во времени, регламентирован объему учебного материала основной элемент педагогического процесса, который обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельные ость группы учащихся определенного возраста и уровня подготовки, направленную на определенных заданием[
В этом определении представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация и руководство, все дидактические элементы Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы предполагает, таким образом, коллективно индивидуально взаимодействие учителя и учеников.
Функция урока как организационной формы обучения состоит в достижении завершенной, но частичной цели, которая, например, в одном случае заключается в усвоении нового, целостного содержания, является частью более широкого содержания, в другом — в частичном усвоении материала, на уровне осознанного восприятия и запоминания (закрепления.
В первом случае структура урока как целостной системы повторять структуру обучения как целостного процесса, во втором — лишь частично отразит целостный процесс обучения. Это означает, что особенности у урока, как организационной формы обучения обусловлены целью и местом каждого урока в целостной системе учебного процесса и вопрос о том, нужен организационный момент и какой он должен быть по содержанию, всегда нужно опрос, обязательно давать домашнее задание, как лучше организовать коллективную и групповую работу, как учесть индивидуальные особенности учащихся и другие, с позиций анализа о процесса обучения не являются существенными Они имеют значение только при решении задач оптимальной организации обучения и вопрос о структуре и типы уроков.
Таким образом, урок, как целостная система, которая реализует образовательную, воспитательную и развивающую функцию обучения, является многогранным и многоплановым
Научно-теоретические аспекты использования нестандартных форм ...
... обучения на уроках как средство развития творческих способностей в процессе обучения Анализ научно-педагогической литературы по проблеме нестандартных форм обучения на уроках. Урок - это форма организации обучения. Он включает в себя различное содержание, ...
Решая конкретные задачи на каждом отдельно взятом отрезке времени учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные только Ему в данный момент дидактические задачи.
Структурирование любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения цели — чего учитель хочет достичь, затем обеспечение средств — что поможет учителю в достижении цели а уже потом определение способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнут.
Что такое цель и задачи урока?
Напомним, что цель — это прогнозируемый, заранее запланированный результат деятельности, направленной на преобразование какого-то объекта В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность ученика, а результатом — уровень ос свичености, развития и воспитанности учащегося Поэтому цель урока определяется в соответствии с целями и задачами обучения и образования как системы более высокого порядка и не может предусматривать только передачу учащимся готовых знаний, как: \»изучить такой-то объем нового материала\», \»повторить такие-то разделы программы\» тощли програми» тощо.
Цель урока в современной школе должна отмечаться конкретностью, четкостью, логичностью, определенностью средств достижения, трансформацией в конкретные дидактические задачи Например, цель урока \»Теорема о трех перпендикулярах \»достаточно сложная для ее достижения необходимо продумать и решить три важнейшие дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения, навыки, непосредственно связанные с то мою урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действий; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового познавательной деятельности.
Дидактические задачи в целостной структуре урока является важнейшим и основным средством достижения цели и условием конструирования образа действий как учителя, так и ученика Иерархию дидактических задач урока можно представить в таком виде:
Образовательные задачи Совершенствование содержания образования: усвоение знаний о Вселенной и способов деятельности; усвоения опыта осуществления типичных действий; усвоения опыта творческой деятельности; усвоение системы эмоционально-ценностных.
Развивающие задачи Развитие психологических процессов и состояния личности: внимания (устойчивости, интенсивности, концентрации, произвольной и непроизвольной, объема и распределения и др.); восприятия (предметности, целостности, стабильности, изобретательности); мышления (наглядно-действенного, образного, теоретического и практического, инициативы, репродуктивной творчества); памяти (механической, оперативной, произвольного и непроизвольного; ощущений, представлений, эмоций, подъема, индивидуальных особенностей (общих и специальных) свободы, волевых качеств; потребностей (материальных и духовных; интеллектуальных и эстетических чувств); формирование характера.
Основные задачи воспитания
... обучения и воспитания человека. Основные задачи воспитания Как всякий организованный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. ... и должному. На формирование личности ребенка значительное ... воспитание -один из основных видов воспитательной деятельности. Умственное воспитание нацелено на совершенствование познавательной деятельности ...
Воспитательные задачи Формирование системы нравственных отношений личности к миру Формирование отношения к: а) идеологии и политики (идейно-политическое воспитание), б) общества, Родины— Украине, государства (патриотическое и правовое) в) родного края, культуры, языка (воспитание национального самосознания) г) людей всего мира(воспитание интернационализма, гуманизма, формирование чувства жителя планеты Земля, форм планетарного мышления) д) деятельности (общественной, политической, познавательной, труда, формирования общественно-политической активности, культуры учебного труда, трудовое воспитание) е) результатов деятельности (экономическое воспитание) есть) искусства (эстетическое воспитание, формирование духовных потребностей); ж) природы (экологическое воспитание), с) самого себя (чувство собственного достоинства, самокритичности, самовоспитания) и) других людей (формирование коллективистской направленности личности, милосердие), и) сексуальной культуры (половое воспитание) и) здоровья (физическое развитие, санитарно-гигиеническое воспитание)
Типы и структуры урока и других форм
познавательной деятельности Основной и ведущей формой обучения является урок как главное звено всей классно-кабинетной, урочно-полиморфной системы. Другие формы обучения задействуются в учебном процессе, как правило, в тесной связи с уроком для более глубокого и полноценного решения задач обучения. Рассмотрим более подробно общие характеристики любого урока как формы обучения. По своей сущности и назначению урок представляет собой ограниченную-во времени, организованную систему обучения — воспитательного коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми. Это особенно ярко проявляется в опыте известных учителей—С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова. Содержание деятельности, виды учебных работ, специально подобранные эффективные методы и приемы диктуют в их творчестве подход к формированию структуры, определению типа урока.
Не форма ведет за собой содержание, а содержание определяет форму. Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Комбинированный урок включает: а) организационную и содержательную установку; б) проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся, изученных на предыдущих уроках, путем широкого использования устного и письменного, индивидуального и массового опроса, кратковременных практических заданий; в) взаимодействие педагога и детей на основе сообщения-усвоения новых знаний, умений, навыков; г) закрепление изученного материала и упражнения; д) диагностику прочности усвоения знаний, умений, навыков с выставлением поурочного балла, оценки за работу на уроке; е) инструктаж по выполнению домашнего задания. Если комбинированный тип урока на практике становится единственной, абсолютизированной формой обучения, а его структура, независимо от педагогических обстоятельств, остается всегда неизменной, в учебной работе возникает шаблон и формализм.
Значение психолого-педагогического анализа урока в педагогической ...
... уроке), психологические особенности и закономерности личности учащегося, всего класса (деятельности по усвоению определенных знаний, формированию умений и навыков), закономерности самого обучения. Это и психологические особенности общения между учителем и учащимися, ...
Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он дает наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от характера учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга. Так, например, в «липецком опыте» Отдельные элементы урока совмещаются: усвоение новых знаний происходит в процессе выполнения самостоятельной работы. Проверка знаний вплетается в организацию занятий одновременно как диагностика и учет активности учащихся в комментировании хода своей работы. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности. Урок может быть построен и как занятие по передаче-усвоению новых знаний, умений и навыков. Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучитз. цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему. Урок передачи-усвоения знаний акцентирует внимание на структурных элементах обучения, связанных с сообщением информации, демонстрацией новых явлений, с первоначальным постижением их смысла.
Закрепление знаний на таком уроке используется попутно, по ходу изложения основного материала, в форме контрольных вопросов. Диагностика прочности усвоения может быть проведена путем коллективной работы над типичным упражнением, задачей, требующей применения только что приобретенных знаний. Структура такого урока включает: а) организацию введения в урок; б) передачу-усвоение новых знаний, на что используется наибольшая доля полезного времени в целях четкого изложения новой информации учителем, организации самостоятельной работы учащихся с учебником, книгой, справочной литературой, ‘компьютером, прибором, машиной; в) закрепление — диагностика прочности знаний путем наблюдений учителя за устойчивостью внимания и степенью активности учащихся, а также проведения кратких контрольных бесед; г) инструктаж по дальнейшей работе над темой и конкретные задания для самостоятельной работы дома, в библиотеке, в лаборатории. Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специальных упражнениях умений и навыков. Его структура включает: а) введение и организацию урока; б) упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу, выполняемые всем классом под руководством учителя в целях усвоения буквально всеми учащимися принципа исполнения путем свободной, раскованной деятельности, с помощью консультаций педагога; в) демонстрация учащимися результатов проделанной работы, их коллективное обсуждение, выставление отдельным учащимся, уверенно справившимся с заданием, отметок (поурочного балла); г) краткая заключительная часть урока посвящается подведению итогов работы учителем, постановке перспективы путем общего введения в новую тему. Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению. Структура этого типа урока включает: а) введение и первоначальную организацию, позволяющие учителю наметить самые общие пределы повторения материала; б) собственно повторение, построенное как устный опрос, включающий индивидуальное изложение темы учениками и анализ ответа учителем и классом, оценку и выставление отметки; фронтальный опрос, собеседование, дискуссию и выставление поурочного балла; выполнение кратковременного письменного задания (например, написание дат, основных событий в жизни политического деятеля, писателя, перечисление представителей фауны и флоры того или иного района, раскрытие способов решения типовой задачи); в) посвящение части времени диагностике и анализу глубины и прочности знаний, рекомендациям учащимся по самостоятельной работе; г) заключение, используемое педагогом для подведения итогов и постановки перспектив изучения новых знаний. Наконец, урок может быть посвящен контрольной работе. Изучение нового материала, повторение его с учащимися не исключает, а предполагает всеобщую объективную проверку, диагностику состояния обученности детей. Высшей формой заключительной проверки знаний, умений, навыков, степени развития являются экзамены. Но и в ходе учебного процесса, при завершении изучения крупных тем, разделов, возникает необходимость контрольных, диагностических проверок эффективности работы учителя и учащихся, получения объективной обратной информации. Это осуществляется на специальных контрольных уроках, структура которых включает: а) вводную объяснительную часть (будь то решение задач, творческая работа, сочинение, диктант, изложение теоретического материала), посвящаемую учителем инструктажу и психологической подготовке детей, вселению в них уверенности в своих силах; б) основную часть, собственно самостоятельную работу учащихся, добросовестность выполнения которой контролируется учителем, дающим оперативные консультации, поддерживающим в детях спокойное и уверенное состояние духа; в) заключительную часть, которая отводится для ориентировки детей в предстоящем изучении нового материала. Возможны другие типы и структурные комбинации уроков в зависимости от частно-дидактических задач в результате методического творчества учителя. Особенность урока как формы обучения состоит в том, что существует возможность преобразования его в другие, близкие, смежные, формы. Так, например, спаренные уроки превращаются в лекцию; урок изучения художественных текстов или .исторических документов становится практическим или семинарским занятием. Применение того или иного типа урока в учебном процессе обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старший школьник, достигший известной стабильности в своем развитии, способен к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвященных упражнениям или сообщению-усвоению новых знаний. Уроку как основной форме обучения свойственны объективные противоречия. Первое заключается в том, что урок как форма массового, коллективного обучения в основном обеспечивает общий, средний, необходимый всем детям уровень знаний, умений и навыков. Между тем дети не одинаково одарены, у них проявляются разные способности, в силу чего одни учащиеся движутся вперед в усвоении знаний и развитии быстрее, другие — медленнее, одни склонны к усидчивости, другие — к перемене деятельности. Важно, чтобы каждый ребенок оставался самим собой, не утрачивал индивидуальности, имел условия для ее развития. Это противоречие и является движущей силой, побуждающей подлинного учителя к творчеству. Решая проблему общего среднего образования, он не упускает из виду необходимость развития индивидуальности каждого школьника. Другое противоречие заключается в единстве, взаимодействии и противоположности деятельности учителя и учащихся на уроке. Органическое единство их деятельности состоит в том, что учитель передает знания, умения и навыки, а ученик усваивает их. Но педагог своими шаблонными стереотипами в передаче готовых знаний нередко подавляет естественную активность детей, ограничивает возможности их развития. В то же время абсолютизированная самостоятельная «исследовательская» деятельность детей, изолированная от обучающей работы учителя, не ведет к систематическому и прочному усвоению основ наук. Знание этого противоречия также побуждает учителя к творчеству, к поискам рационального сочетания своей активности с пробуждением всесторонней самодеятельности детей. Еще одно противоречие проявляется в том, что ученик на уроке воспринимает частичную, ограниченную информацию. Между тем подлинная подготовка к жизни, формирование мировоззрения достигается стройной системой взаимосвязанных знаний, рисующих единую целостную картину мира. Это побуждает творческого учителя к постоянным поискам системных связей между отдельными уроками, их взаимодействия с другими формами обучения. Существенным также является противоречие между коллективным и индивидуальным характером деятельности учащихся на уроке. Коллективное познание стимулирует инициативу, активность и обогащает знаниями всех детей. Однако индивидуальная самостоятельная работа не только углубляет знания школьников, но и является единственным механизмом формирования познавательных, трудовых, поведенческих, физкультурных умений и навыков. Это противоречие разрешается умелым сочетанием коллективных и индивидуальных заданий на уроке. Четко организованный урок как форма учебных занятий имеет самоценное, обучающее, развивающее, воспитательное значение. Например, продуманная система логически взаимосвязанных уроков обучает детей самоорганизации, умениям и навыкам интеллектуального труда, его научной организации. Содержательно насыщенная творческая работа на уроке образует в сознании и организме ребенка привычное рабочее состояние. Такое психическое состояние в условиях урока постоянно воспроизводится и становится важным условием продуктивного включения в познавательную деятельность всех психических процессов. Вместе с тем напряженная деятельность на уроке закаляет волю школьников, воспитывает у них трудолюбие, ответственность, другие важные нравственные свойства личности. Опытные учителя планируют каждый урок так, чтобы на нем обязательно произошло полное усвоение учебного материала всеми учащимися. В этих целях необходимы разнообразные уроки, соответствующие особенностям’ содержания, специфике методов и уровню развития учащихся. На смену комбинированному уроку приходит занятие по сообщению новых знаний, отработке навыков и умений, повторению, закреплению, выполнению творческих работ. На различных по типу уроках, с учетом успешности продвижения каждого ученика, опытные педагоги обеспечивают школьников дифференцированными заданиями в процессе коллективной учебной работы. Это помогает детям усваивать материал на разных уровнях трудности, учиться переходить от работы под опекой учителя к самообучению и самообразованию, Урок является основнойсистемообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны ведущие, сопутствующие, вспомогательные формы обучения. Среди ведугцих — школьная лекция. Она представляет собой модификацию урока передачи-усвоения новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов. Учитель сообщает учащимся план изложения, указывает основную и дополнительную литературу, разнообразит структуру и характер учебно-познавательной деятельности: дает учащимся советы по конспектированию, выделению главного, фиксированию возникающих вопросов. Он прерывает изложение для совместных с детьми попутных обсуждений, обобщений, анализа иллюстраций, ответов на наиболее существенные вопросы. Учащиеся следят за логикой изложения, что развивает их способность логического мышления, умение концентрировать внимание на главном. Лекция побуждает школьников к целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи. Ее структура состоит из введения; оснащенной разнообразными приемами изложения материала основной части; заключения-резюме; ответов на вопросы и инструктажа по поводу домашнего задания. Возрастные особенности, развитие детей позволяют широко использовать лекцию в старшем звене школы. Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков; самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации; выполнение творческих работ. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания. Вместе с тем непосильное, не усвоенное на уроке может способствовать развитию приспособленчества, обмана, списывания, формальной зубрежки — самых опасных видов открытого отставания. Опытные учителя не жалеют времени на групповые и индивидуальные дополнительные занятия во избежание формального выполнения учащимися домашних заданий. Эти занятия проводятся не только с отстающими; но и с теми,-кто, увлекаясь предметом, уходит вперед, работает над дополнительным материалом. На этой основе в старшем звене школы базируется дифференцированное обучение по продвинутым программам. Домашняя самостоятельная работа требует четкой организации. Она занимает определенное и постоянное место в режиме дня школьника и организуется с соблюдением гигиенических требований. У ребенка для занятий должно быть постоянное рабочее место. Ему следует объяснить важность соблюдения последовательности по степени трудности в выполнении заданий, перерывов для отдыха. Домашняя самостоятельная работа, организуемая с учетом возраста учащихся, состояния их потребностей и интересов, является ведущей формой закрепления и совершенствования знаний школьников, добывания ими дополнительной информации. В ряду ведущих форм — школьный семинар. Он позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную, под руководством учителя, проработку материала. В условиях перестройки, идейно-нравственного очищения общества, развития гласности и демократии, усиления идеологической борьбы, семинарское занятие приобретает особое значение. Противоречие современной жизни заключается в том, что поток сложной и разноречивой политической, культурной, научной информации, поступающей к школьникам, неизменно возрастает, а возможность идеологически точного самостоятельного анализа и оценки ими всех поступающих сведений у подавляющего большинства ребят крайне ограничена. Семинарская форма позволяет учителю вместе с учащимися осуществлять глубокий анализ, давать выверенные оценки разнообразной информации, учить школьников делать это самостоятельно. Семинар может быть посвящен обсуждению результатов самостоятельного изучения учащимися той или иной учебной темы. Учитель обеспечивает готовность школьников к такой деятельности, инструктирует их по работе с дополнительной и справочной литературой. На занятии организуется тематическое или проблемное обсуждение вопроса. Учащиеся излагают свои точки зрения, ставят вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя. В заключение педагог подводит итоги обсуждения; расставляет идеологические акценты в рассмотренных фактах, событиях; оценивает работу учеников и выставляет отметки. На семинарах подвергаются критическому обсуждению творческие работы учащихся; сочинения, рисунки, продукты технического творчества, исследовательские доклады. Семинарское занятие может носить и репродуктивный, учебно-повторительный характер. На нем обсуждаются основные положения прочитанной лекции, учащиеся демонстрируют свое понимание ее основных идей. Семинар приобретает творческий характер, когда для более глубокого обсуждения проблемы учащиеся подбирают материалы газет, радио, телепередач, научных журналов, научно-популярных книг. Некоторые семинары посвящаются заслушиванию и обсуждению одного или нескольких учебных докладов, подготовленных учащимися под руководством учителей, вводящих класс в новую тему. Подобная учебная работа на семинаре возможна главным образом в старших классах и с подростками, способными в отдельных случаях принимать участие в обсуждениях. Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений, навыков, поскольку требует от учащихся большой предварительной самостоятельной работы и мыслительной активности в ходе обсуждения. Оно активизирует, развивает такие психические процессы, как мышление, память, речь, чувства, и, что особенно важно, дает простор применению разнообразных мыслительных приемов и операций. Оно формирует такие моральные качества, как ответственность, самостоятельность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения. Ведущей формой обучения является также экзамен. Он имеет целью систематизацию, закрепление, выявление состояния знаний, умений и навыков учащихся. Экзамен — форма общественной проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности. Подготовка к нему порождает у школьников состояние ответственности, мобилизует их духовные силы на переосмысление, повторение и систематизацию изученного материала, способствует интенсивному обобщению знаний. Экзамен имеет разнообразную структуру: ответы учащихся на экзаменационные билеты; выполнение учащимися самостоятельной творческой работы типа сочинения; контрольное исполнение трудовых операций; участие школьников в различных соревнованиях, олимпиадах, в выполнении практических трудовых, физкультурных заданий. Педагогически и психологически важно использование в учебном процессе всего многообразия видов экзаменов. Такие из них, как соревнование, творческие работы, привлекают ребят возможностью всерьез испробовать свои силы. Наибольший обучающе-воспитательный эффект проведение экзаменов дает в работе со старшими подростками, юношами и девушками. В игровой, завуалированной форме они допустимы и для младших школьников. Обучающее значение экзамена — в систематизации и закреплении знания детей, в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил в условиях экстремальной ситуации. Воспитательное значение экзамена в том, что для ребенка он становится своеобразным этапом самоутверждения, сферой проявления личностных качеств: выдержки, умения мобилизовать духовные и физические силы, владеть своими чувствами и поступками. К сопутствующим формам познавательной деятельности относится экскурсия во всех ее многочисленных модификациях (в музей, на выставку, природу, на производство, к объекту типа станок, машина, прибор, сооружение и т. п.).
Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного ...
... школьниками для стимуляции образовательной деятельности. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (48 источников). Глава 1 Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении школьников ...
Педагогические условия приобщения школьников к исследовательской деятельности
... деятельности интерпретируется тем, что обучение школьников учебно-исследовательской деятельности ... учащихся. На сегодняшний день исследовательская деятельность школьников как средство обучения и воспитания является общепризнанной. Таким образом, актуальность данной проблемы определила тему нашей курсовой работы: «Педагогические условия приобщения школьников к исследовательской деятельности». ...
Реализация принципов русской орфографии в процессе обучения младших ...
... обучения младших школьников работе над ошибками? Объектом исследования является процесс обучения орфографии младших школьников. Предметомисследования являются приемы и формы проведения работы ... мыслительную деятельность учащихся. Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования и работа ... опыта учителей, успешно работающих над формированием орфографических навыков у младших школьников и ...
Особенности группового обучения школьников
... обучения школьников. Цель работы: рассмотрение особенностей групповой работы учащихся на уроках. Задачами работы является: рассмотрение различных видов групповых методов обучения школьников; - разработка практических рекомендаций при использовании группового обучения школьников. В процессе работы ... или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном ...
Психологические знания в работе учителя
... сфере его педагогической деятельности. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что работа учителя всегда предполагает присутствие не только педагогических и предметных знаний, но и психологических знаний, без которых невозможно ...
Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с живой жизнью: знакомит учащихся с реальными, действенными и действующими объектами в их целостности, взаимосвязях с другими явлениями мира; с трудовыми и технологическими процессами. Всем видам экскурсии свойственна общая структура. В нее входит подготовка учителем учащихся к восприятию, формирование у них соответствующей установки, рекомендации дополнительной литературы. Его собственная тщательная подготовка: продумывание методики показа и рассмотрения главного объекта, способов вовлечения детей в активное восприятие; инструктирование привлекаемых к показу и рассказу специалистов, поиск форм обобщения увиденного. В ходе экскурсии учитель показывает, дополняет, уточняет, отвечает на вопросы учащихся и ставит вопросы сам. В заключение учитель предлагает детям подвести итоги и сам завершает обобщение материала. Экскурсия дает не только пищу для ума, но и материал для многообразной последующей учебной работы. Поэтому педагог формулирует детям общие и индивидуальные задания: дома сделать записи об основных впечатлениях; подготовить зарисовки; использовать накопленные знания на уроках по смежным предметам. Экскурсия с успехом применяется для обучения всех возрастных групп. Она способствует накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащает зрительными образами содержание учебного процесса, обучает умению замечать, видеть отдельный факт, подробность, деталь, их место в общей системе взаимодействующих явлений и способствует развитию эмпирического мышления. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности. Сопутствующая форма обучения — бригадно-лабораторное занятие. Его использование неразрывно связано с идеями самостоятельной работы учащихся и их взаимообучения. Класс разделяется на несколько (3—4) групп, которые получают задание для самостоятельного выполнения. Это может быть опытническая работа; учебный эксперимент; совместное изучение темы по учебникам, источникам, дополнительной литературе; коллективные творческие сочинения, отчеты. Избираемый в группе лидер непосредственно отвечает за организацию, ход и результаты работы.. Основные структурные элементы бригадно-лабораторной формы: а) обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы ее членов; б) самостоятельное, коллективное исполнение дела путем чтения, практической деятельности, распределения частных заданий между участниками; в) консультации учителя в процессе работы; г) обсуждение и оценка полученных результатов членами группы; д) письменный или устный отчет лидера перед учителем и коллективом класса; е) контрольное собеседование учителя с представителями рабочих ipynn по выбору. Работа может выполняться в течение одного или нескольких учебных часов в классе, мастерских, на участке, в лаборатории. Задание может быть рассчитано и на несколько дней. Учащиеся в этих случаях занимаются в библиотеках, кабинетах, работают на учебно-опытных участках и представляют коллективный отчет. Учитель и лидер группы отвечают за то, чтобы в учебно-познавательную деятельность активно включились все члены бригады и взаимно контролировали, обучали друг друга. Это тем более важно, что в условиях бригадной работы и коллективного отчета ослаблен индивидуальный учет знаний учащихся. Вместе с тем групповая познавательная деятельность раскрепощает духовные силы каждого ученика, активно действующего в привычных условиях однородной среды, повышает ответственность, развивает самостоятельность. Она способствует интенсивному усвоению детьми умений и навыков самостоятельного учебного труда, способствует развитию их творчества и инициативы в поисках новой информации. Бригадно-лабораторное занятие, с учетом особенностей развития, пригодно для работы с детьми любого возраста. Старшеклассники побригадно способны выполнять работы производственного и исследовательского характера. Сопутствующей формой является и школьная учебная конференция. Она сосредоточивает и мобилизует духовные силы школьников, развивает познавательные интересы, обеспечивает полноценное повторение и закрепление учебного материала. В период подготовки к конференции учащиеся включаются в самостоятельную работу, обогащенную поиском и творчеством. Учитель заблаговременно оповещает учащихся о предстоящей конференции по изученному разделу программы и предлагает отдельным учащимся на выбор добровольно взять тему для сообщения или доклада. Весь класс готовится к обсуждению; каждый должен быть готов выступить в качестве оппонента. Докладчики получают консультации у учителя и специалистов по существу вопроса и по подбору литературы. Конференция проводится в отведенное расписанием время, в течение 1 —2 учебных часов. Обсуждается 3—4, 5—7 докладов, последовательно раскрывающих тему и не превышающих по времени 5—7 минут. Учащиеся-слушатели задают докладчикам вопросы, высказывают критические суждения и дополнения. В заключение учитель подводит итоги, делает обобщения, оценивает работу докладчиков и наиболее активно, творчески выступивших слушателей. Подготовка и проведение конференции воспитывает у школьников самостоятельность, укрепляет навыки и умения самостоятельной работы, уверенность в своих силах. Подготовка и изложение доклада, критические выступления развивают мышление, будят интерес, превращают утомительное и малоэффективное повторение и закрепление на уроках в увлекательное сопоставление точек зрения, отстаивание своих позиций и убеждений в свободной дискуссии. Школьная учебная конференция используется в основном в работе с учащимися старшего возраста. Сопутствующими формами учебно-познавательной деятельности учителей и учащихся являются консультации, групповые и индивидуальные занятия. Их назначение заключается в том, чтобы одним школьникам помочь преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, разделов программы, а другим — оказать поддержку в углубленном изучении предмета. В их структуру входит: задавание учащимися вопросов и ответы, разъяснения учителя или специально приглашенных специалистов. Консультации бывают общеклассными и групповыми, а при подготовке учащимися творческих работ и докладов — индивидуальными. Консультационное общение развивает познавательный интерес, поддерживает пытливость мысли школьников, учит- их точности в формулировании возникающих проблем и вопросов. Когда эпизодической консультации оказывается недостаточно для полной ясности в усвоении проблемы, возникает необходимость в эпизодических групповых или индивидуальных дополнительных занятиях. Они призваны восполнить пробелы в усвоении знаний, создать основу для дальнейшей успешности познавательной деятельности школьников. Индивидуальные и групповые дополнительные занятия способствуют ликвидации затруднений в учебной работе. Вместе с тем следует помнить, что чрезмерное злоупотребление ими таит опасность утверждения в детях пассивности. Ожидания обязательной помощи, демобилизации собственных внутренних духовных сил. К вспомогательным формам познавательной деятельности школьников относятся формы, помогающие отстающим восполнить недостающие знания и позволяющие успевающим двигаться вперед, среди них группы выравнивания. В них входят отстающие учащиеся из одной параллели и образуют специальный класс, занимающийся по адаптированной к их проблемам программе. Успешная ликвидация пробелов позволяет детям вернуться в свои коллективы. Такие группы дают хороший обучающий эффект и освобождают учителя от излишней затраты времени на отстающих в обычном классе. Вместе с тем, очевидно, что объединение всех отстающих в одной группе морально-психологически действует на них угнетающе. Вспомогательной формой обучения является и репетиторство — систематические индивидуальные или групповые дополнительные занятия по теме, разделу или целому учебному курсу. Оно имеет целью подтягивание учащегося до уровня требований стандартной программы. Одновременно может быть средством усвоения сверхпрограммных знаний для успешной сдачи экзаменов в вуз. Распространение репетиторства свидетельствует о недоработках с учащимися в учебном процессе средней общеобразовательной школы. Вспомогательной формой продвинутого обучения являются факультативные занятия, ученические исследовательские группы, лаборатории, экспедиции. Они помогают восполнить, расширить возможности учебного процесса в целях развития индивидуальности, дарований, наклонностей и интересов детей. Эти формы способствуют расширению кругозора школьников, систематизации свободно поступающей к ним информации, удовлетворению духовных запросов. С их помощью реализуются специальные программы, углубляющие знания учащихся, расширяющие возможности профориентации, специализации в некоторых видах деятельности. Таковы наиболее распространенные формы организованного процесса обучения школьников. К ним предъявляется ряд научно обоснованных требований, соблюдение которых обеспечивает эффективность учебного процесса: • содержательная наполненность, информационная насыщенность формы, научность и духовно-нравственная направленность, передаваемых детям знаний, прочность отрабатываемых навыков; тесная связь содержания учебных форм с практикой обновления общества, а также опора на информацию, получаемую школьниками по каналам средств массовой информации; • обеспечение полной ясности, понимания и усвоения всеми учащимися основных обобщений, навыков и приемов умственных действий, методов самостоятельной работы; • активно-деятельностный характер взаимного общения, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, порождающий атмосферу творческого поиска и самостоятельных открытий; • развитие интеллектуальной сферы и всех сущностных сил в процессе обучающей деятельности: ощущений, представлений, восприятия, теоретического и образного мышления, памяти, воображения, речи, чувств, а также зрения, слуха, обоняния, глотки, физических сил; • эмоциональная насыщенность обучающего взаимодействия учителя и учащихся, формирующая эстетическое отношение к изучаемому предмету и процессу познания; • динамика структуры форм обучения, переход из одной формы в другую в зависимости от меняющихся обстоятельств процесса дознания, уровня подготовленности, успешности продвижения учащихся в усвоении материала; • сочетание коллективно-массовой, групповой и индивидуальной работы, обеспечение взаимообучения учащихся; • сочетание обязательных учебных заданий с добровольной, по интересам и способностям коллективной, групповой и индивидуально-творческой деятельностью детей; • формирование навыков работы с компьютером, самостоятельной обработки и анализа потока научной, художественной и политической информации; • применение передовых, адекватных возрастным возможностям детей, характеру научного материала и избранной форме методов обучения. Выполнение этих требований дает возможность наиболее полно использовать обучающие и воспитывающие резервы форм процесса обучения