Научно-теоретические аспекты использования нестандартных форм обучения на уроках как средство развития творческих способностей в процессе обучения

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

на тему: «Использование нетрадиционных уроков как способ развития интереса к учебе младших школьников»

 

 

Автор квалификационной работы __________ Жукова Ксения Дмитриевна Личная подпись

 

Руководитель __________ к.пед.н.доц. Щербакова Елена Викторовна

Личная подпись

 

 

Квалификационная работа выполнена с оценкой __________

Дата защиты «___» ________ 201__ г.

Секретарь ГАК _________

Листов хранения ____

 

Москва

 

Содержание

1. Научно-теоретические аспекты использования нестандартных форм обучения на уроках как средство развития творческих способностей в процессе обучения

1.1 Анализ научно-педагогической литературы по проблеме нестандартных форм обучения на уроках.

Мотивы, познавательные интересы младших школьников

1.2 Использование нестандартных уроков в начальной школе как способ повышения мотивации к учению

1.3 Характеристика нестандартных форм проведения уроков в начальной школе

Выводы по главе 1

2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей при проведении нестандартных форм обучения на уроках в начальной школе

2.1 Цели и задачи экспериментальной работы по развитию творческих способностей в процессе обучения

2.2 Анализ применение нестандартных форм обучения на уроках в начальной школе

Вывод по главе 2

 

 

Введение

Актуальность проблемы исследования.

В настоящее время школы нуждаются в особой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных и творческих способностей каждого ученика, введение разнообразных современных учебных программ

Использование на уроках нетрадиционных форм обучения, подробно рассматривается в таких областях знания как частные методики преподавания. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется нестандартным формам обучения (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.).

Это связано с тем, что педагоги рассматривают нетрадиционные формы, как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

13 стр., 6432 слов

Использование методов активного социально-психологического обучения ...

... Задача учителей в начальной школе состоит в том, чтобы так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Этому могут способствовать формы и методы активного обучения. Зачастую активизация ...

Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.

Советские дидакты и психологи Л.С. Выготский, БГ. Есипов, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Р.Г. Лемберг, И.ЯЛернер, М.Н. Скаткин внесли заметный вклад в теорию и практику развивающего обучения и активизации познавательной деятельности учащихся.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности.

Нетрадиционные уроки – это одна из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интереснее и увлекательнее не только работу учеников

Актуальность нетрадиционных уроков повышается и из-за насыщенности современного ученика информацией. В мире постоянно расширяется предметно-информационная среда и одной из главных задач школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, которая развивает подобные умения, являются нетрадиционные формы, способствующие практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Цель исследования: раскрытие сущности нетрадиционных уроков как средство развития интереса при изучении нового материала на уроках в младших классах.

Объект исследования: педагогический процесс школы.

Предмет исследования: нетрадиционные уроки как способ развития интереса к учёбе младших школьников.

Задачи исследования

— Изучить и проанализировать психолого-педагогическую теорию и методическую литературу по проблеме исследования;

-Определить подходы к проблеме исследования;

— Раскрыть сущность нетрадиционных уроков;

-Выделить технологии проведения нетрадиционных уроков.

Гипотеза: изучение нового материала на уроках в младших классах будет более эффективным, если:

·в учебном процессе использовать нестандартные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний;

Изучение нового материала будет более эффективно при следующих условиях:

-учёт особенностей развития младших школьников;

-мотивация обучения;

-целенаправленное и систематическое применение различных видов игровых технологий.

Методы исследования: теоретические (систематизация, обобщение), педагогической, психологической, методической литературы.

База исследования: общеобразовательная Белостолбовская средняя школа, г. Домодедово.

1 «А» класс, 22 ученика.

 

 

Научно-теоретические аспекты использования нестандартных форм обучения на уроках как средство развития творческих способностей в процессе обучения

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме нестандартных форм обучения на уроках.

Урок — это форма организации обучения. Он включает в себя различное содержание, при котором используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроках осуществляется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Разнообразные формы проведения урока вызывают у учеников удовлетворение от самого процесса труда.

9 стр., 4494 слов

Нетрадиционные формы урока. Урок-праздник

... методов обучения английскому языку урок- праздник. Объект исследования: нетрадиционные формы урока, как активные методы обучения иностранного языка. Предмет исследования: урок-праздник Глава 1.Активные методы обучения В ... мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным ...

Нетрадиционный урок — это одна из форм организации обучения и воспитания учеников. Такая форма проведения учебного занятия приближает школьное обучение к жизни, реальной действительности. Ученики с радостью включаются в такие занятия, потому что нужно проявлять не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Понижение уровня знаний школьников, в основном, объясняется качеством урока: шаблоном, однообразием и скукой. Многие учителя ищут различные способы «оживления» уроков, привлечения учеников к активной работе, разнообразные формы объяснения нового материала. Конечно, нельзя отказываться от традиционных уроков, как основной формы обучения и воспитания школьников. Но придать урокам нетрадиционные и оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учеников. Это не замена старым урокам, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, с помощью которого повышают интерес, который способствует совершенствованию учебного процесса. На таких уроках школьники увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Но стоит заметить, что при выборе нетрадиционных уроков нужна мера. Школьники привыкают к необычным способам работы, теряют интерес и их успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя. [1]

Урок в общеобразовательной школе является передачей знаний от учителя к ученикам. На сегодняшний день учитель может выбирать форму преподавания материала, изучаемого на любом предмете, и при этом преследовать только одну единственную цель — как можно доступнее донести до своих учеников смысл урока. Для нестандартных уроков нет методических пособий. Учитель должен просчитать каждый фрагмент урока во временном отрезке. При этом очень важно знать, с какой скоростью ученики включатся в предлагаемый сценарий. Класс не может состоять из одних отличников или школьников, которым нужно дополнительное время на решение поставленной задачи. Грамотный педагог просчитает заблаговременно каждую минуту, отведённую на объяснение новой темы в экспериментальном ключе. [2]

Каждое занятие, которое выстроено в виде нестандартных уроков, расширяет кругозор учеников. Школьники видят гораздо больше наглядного материала, чем на стандартных уроках [3]

Урок — это основная организационная форма обучения в школе. Он является важнейшей организационной и педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность и основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию, находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. [4]

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. проведение уроков во многом зависит от понимания и выполнения педагогом социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Важным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. [4]

11 стр., 5492 слов

Глава 1. Система требований к современному уроку

... тему, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с ... с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения ...

К стандартному школьному занятию принадлежит урок изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Вместе с этими формами обучения в последнее время стали широко использоваться и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки — экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, тематичные игровые уроки, с помощью которых школьники быстрее и лучше усваивают учебный материал.

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый из них – это отход от четкой структуры урока и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса так же остается стандартный урок, но в него обязательно входят элементы современных технологий развития познавательных способностей учеников . На уроках используются различные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др. [7]

Второй подход описывает нестандартные уроки как новейшие, современные формы урока, которые появились в последнее время и имеют широкое распространение в современной школе. В научной литературе существует тенденция рассматривать нестандартные уроки как формы интерактивного обучения или учебные занятия в «режиме интерактива» (от англ. слова interaction — взаимодействие).

Интенсивное общение – это выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – это кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностное общение, в основу которого берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка).

По мнению О.В. Трофимовой: «…сам термин «нестандартная форма урока» требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о «нетрадиционном уроке», в то время как именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики Я.А. Коменского, является основой «традиционного обучения?» говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный». [29] В учебном пособии Подласого И.П. «Педагогика» выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки — деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа «Поле чудес» и т.д. [24]

Г.В. Селевко рассматривает нестандартные уроки как «технологии», «нетрадиционные технологии урока». Он охарактеризовал их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах». Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения стандартных и нестандартных форм урока. Основными элементами этой структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть. [6]

16 стр., 7562 слов

Учебная деятельность и проблема понимания учебного материала в старшей школе

... и предоставленные сами себе в учебной деятельности, они быстро теряют интерес к занятиям. Учебные обязанности их тяготят, задания, ... предварительной подготовки и применения специфических методов и приемов обучения. Термины "осознание" и "осмысление" обычно применяются как ... условиях отпадает необходимость в выделении специального этапа урока или звена усвоения, посвященного закреплению знаний. Правда, ...

Самой распространённой формой нетрадиционных уроков является интеграция нескольких форм проведения занятий. Педагоги имеют большие возможности импровизировать, а школьникам легче воспринимать сложный материал. Собственно, именно для более лёгкого восприятия любого материала и проводятся уроки в нестандартной форме.

Применение нестандартных форм урока, в частности урока-игры, урока-дискуссии — это разнообразная и сильная мотивация. С помощь таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Ф.И. Фрадкина заметила, что некоторые школьники участвуют в играх, для того чтобы реализовать свои способности и возможности, которые не находят выхода в других видах учебной деятельности, другие ученики — чтобы получить наиболее высокую оценку, третьи — чтобы показать себя перед классом и т.п.

На нестандартных уроках возбуждаются психические процессы учеников: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Педагогу нужно стараться реализовать стремления школьников поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. В младшем школьном возрасте внешние игровые действия переносятся в воображение (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ф.И. Фрадкин и др.).

Игровые действия позволяют расширить границы собственной жизни ребенка, и, как писал Л.С. Выготский: «вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было».

Так что же подразумевается под понятием «нестандартные формы уроков»? О.В. Трофимова дала следующее определение: «нестандартные формы уроков — это интерактивные формы урока, которые характеризуются субъект — субъектной позицией в системе учитель-ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), которые, в свою очередь, базируются на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, «методе прямого доступа»)». [29]

Во время нестандартных уроков развиваются психические процессы учеников: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Учебная деятельность, направленная на усвоение учащимися стандартной школьной программы, которая не связана в должной степени с творческой деятельностью, способна привести к замедлению интеллектуального развития учеников. Ученики практически не умеют действовать самостоятельно, потому что привыкают к выполнению стандартных заданий, которые направленны на изучение и закрепление базовых навыков, имеющие только одно решение и единственный путь его достижения. Решение однообразных задач отрицательно влияет на ученика, потому что в таком случае самооценка школьников и оценка их способностей учителями напрямую зависит от трудолюбия и старательности, и не учитывает проявления индивидуальных качеств учеников. Таким образом, основным мотивом развивающих упражнений является повышение творческой активности школьников.

24 стр., 11627 слов

Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников

... Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная деятельность в свою очередь - «это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных ... решение задач (И.И. Ильясов). Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов. Сила учебного мотива выступает показателем непреодолимого стремления ...

Урок определяется как организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, которые имеют специальное значение в разных сферах деятельности.

Целью обучения является не только накопление суммы знаний, умений и навыков, и подготовка ученика как субъекта своей образовательной деятельности.

Для развития современного образования необходимо применение разнообразных моделей уроков и методов активного развивающего обучения. Нестандартные уроки помогают формировать базовые понятия, подбирать материал к возрастным особенностям учеников и применять полученные ими знания в жизни.

На сегодняшний день, школа должна формировать учеников с новым типом мышления, творческих и смелых личностей. Таким образом, в методике образовательной деятельности необходимы изменения.

Любой учитель, хотя бы иногда, использует в своей деятельности нестандартные формы обучения школьников.

Это связано с появлением нового стиля мышления учителя, который ориентирован на результативное решение образовательных и воспитательных задач.

 

Мотивы, познавательные интересы младших школьников.

Мотив — это внутреннее побуждение человека к определённому виду активности (деятельность, общение, поведение), которая связана с удовлетворением определенной потребности.

Мотивационная сфера личности – это совокупность стойких мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают личностную направленность.

Учебная деятельность всегда поли мотивирована. В системе обучающих мотивов существуют внешние и внутренние мотивы. К внутренним относится собственное развитие в процессе учения; действия вместе с другими и для других; познание чего-то нового и неизвестного. Понимание необходимости обучения для дальнейшей жизни, процесс обучения как возможность самого общения являются естественными и полезными в обучающем процессе, но их уже нельзя относить полностью к внутренней форме мотивации. Еще более выделены внешними факторами такие мотивы, как вынужденное поведение; учение ради лидерства и престижа; стремление всегда быть в центре внимания. Такие мотивы, зачастую, оказывают негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Более резко выражены внешние факторы в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.

Интерес к учебной деятельности у детей развивается благодаря любопытству и любознательности, с включением механизмов внимания.

Формирование познавательного интереса у младших школьников начинается с начала обучения в школе. Только после того, как у учеников появится интерес к результатам и достижениям своего учебного труда, начнет формироваться интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. Благодаря этому, у некоторых школьников формируются мотивы учения высокого общественного порядка, связанные с подлинно ответственным отношением к учебной деятельности. Учитель должен добиваться того, чтобы ученики осознали общественное значение учебного труда .

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности и приобретению знаний связано с переживаниями учеников и чувством удовлетворения от своих достижений.

9 стр., 4307 слов

Глава. Теоретические основы мотивации учебной деятельности младших школьников

... в школе, может быть решено «путём воспитания и формирования новых мотивов деятельности, соответствующих содержанию обучения»-мотивации учебной деятельности [52, с. 27]. По данным исследований М.В. Матюхиной, «существенных изменений в ...

На первых годах обучения у младших школьников довольно быстро развиваются все способности, особенно познавательный интерес. Изначально просыпается интерес к отдельным фактам и изолированным явлениям , затем интерес, связанный с раскрытием каких либо причин и закономерностей. Если же первоклассники и второклассники интересуются, «что это такое?», то уже более старшие типичными вопросами становятся «почему?» и «как?».

С 3 класса начинает происходить разделение учебных интересов.

Конечно, младшие школьники способны логически мыслить, но стоит помнить, что этот вопрос склонен к обучению, опирающемуся на наглядность.

Мышление ученика в начальных классах обучения отличается эгоизмом, особой умственной позицией, которая обусловлена отсутствием знаний, необходимых для решения определенных проблемных ситуаций. У младших школьников, из-за отсутствия систематических знаний, доминирует логика восприятия. Ученику, например, будет сложно оценить одинаковое количество воды, песка и т.д. как равное, когда на его глазах будет происходить изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. В тоже время, в начальной школе ученики уже могут мысленно соотносить отдельные факты и связывать их в целостную картину. Познавательная деятельность ученика, которая направлена на исследование окружающего мира, строит его внимание на исследуемых объектах достаточно долго, пока не пропадет интерес. Так же ребенок может уделять долгое время продуктивной деятельности (рисование, конструирование, изготовление поделок).

Но такие результаты сосредоточенного внимания — это выявление интереса к тому, чем занимается ребенок.

Младшие школьники могут сами планировать свою деятельность. При этом они словесно проговаривают последовательность выполнения той или иной работы. Разумеется, планирование организует внимание детей. Но в начальной школе преобладает непроизвольное внимание учеников. Ученикам очень трудно сосредоточиться на однообразной деятельности. Отключение внимания спасает от переутомления. Такая особенность внимания является основанием для внесения в занятия элементов игры и частой смены форм деятельности. Удерживание внимания на интеллектуальных задачах требует огромных усилий воли и организации высокой мотивации. В начальных классах ученик в своем воображении уже может создавать разнообразные ситуации. В условиях учебной деятельности к воображению ученика предъявляются особенные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения.

Ученик, у которого достаточно развиты речь и воображение, если он получает удовольствие от рефлексии на значения и смысл слов, словесных комплексов и образы воображения может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей. Участие родителей играет очень важную роль при использовании нестандартных форм урока.

Использование нестандартных уроков в начальной школе как способ повышения мотивации к учению

Если у школьника нету интереса к учебному, он не будет усердно заниматься, потому роль мотивации очевидна [9, С.22-66].

Мотивация – это совокупность побудителей. Именно она побуждает людей к совершению каких-либо действий. Становление интереса можно связывать с мотивацией, потому что она выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, определяемый возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности [10, С.271].

12 стр., 5957 слов

Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно воспитательном процессе

... самообразования : «Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно – воспитательном процессе». Цель : Выявление особенностей здоровьесберегающего обучения младших школьников на уроках и внеурочной работе. Задачи ... повысится качество знаний по предметам; · уменьшиться количество пропусков учебных занятий; · повыситься мотивация учения; · повысится участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях; ...

Со стороны личностного смысла учебной деятельности все мотивы определяются на две группы: содержательные, или познавательные, и социальные [12,С.132]. Содержательные мотивы являются побудителями, которые тесно связанны с содержанием учебной деятельности: познавательный интерес; необходимость саморазвития и самоактуализации человека в процессе познания; мотив достижения, который реализуется через успехи в учебной деятельности. Социальные мотивы связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности. К данным мотивам относят: потребность в общении; моральные переживания позиции ученика (чувство ответственности и долга); мотивы поощрения и наказания; эмоции [18, С.240].К таким видам мотивов, как направленность ученика на отдельные стороны учебной деятельности, которые связанны с внутренним отношением к ней, относятся познавательные и социальные мотивы. Направленность на содержание учебного предмета говорит о наличии познавательных мотивов. Направленность на другого человека в ходе учения — о социальных мотивах.

 

Учебная мотивация делится на внешнюю и внутреннюю [12, С.114]. Во внешнюю мотивацию входят игровые мотивы, мотивы благополучия, избегания неприятностей и мотивы престижа, мотив получения хорошей отметки или оценки. Разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная — это мотив общения на иностранном языке с одноклассниками на уроках, с иностранцами, осуществления переписки с зарубежными сверстниками, и учебно-познавательная: мотивы, связанные с содержанием и самим процессом обучения.

Конечно, каждый ученик имеет неодинаковый уровень мотивации. Высоким уровнем мотивации является хорошее владение и оперирование учебным материалом в пределах школьной программы, отличной успеваемостью по предмету [19, С.462]. Также ученики, которые обладают высоким уровнем мотивации, обычно отличаются устойчивой активностью на уроке, проявлением инициативности и самостоятельности.

Известно, что учитель должен стараться постепенно формировать у учащегося из отрывочных, неустойчивых побуждений зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой, которая включает действенные, перспективные и осознанные мотивы, цели, эмоции, опосредуемые целостной внутренней позицией ученика [21, С.20].

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (занимательные примеры, опыты), необычная форма преподавания материала; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителя поощрения и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

25 стр., 12336 слов

Учебные мотивы учащихся 2-го класса

... 1. Теоретические подходы к исследованию учебных мотивов младших школьников 1.1 Особенности образовательной деятельности младших школьников и ее структура Главная цель обучения - приобщение учащихся к культуре, которая накоплена человечеством, ...

Если учитель достаточно хорошо знает учащихся, их возможности и интересы, он имеет прекрасную возможность сочетать коллективную, групповую и индивидуальную форму работы. «Также его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы» [5, C.97]. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива [30, С.13].

Занимательные и творческие задачи не только способствуют привлечению внимания учащихся и повышению мотивации, но служат средством формирования и развития мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение. Они осуществляют тренинг творческого мышления, развивают некоторые качества личности учеников, например, самостоятельность, инициативность, познавательную активность. Подчас учитель лишь объясняет и дает готовый способ действия. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета.

Мотивация является неотъемлемым и одним из важнейших компонентов учебной деятельности учащихся, где различные мотивы выступают побудителями деятельности учеников. В психологии и педагогики нет единого взгляда на мотивацию. Мотивация — сложный и неоднородный феномен, но, несмотря на всю его сложность изучение его необходимо, так как он является одним из ключевых для успешной учебной деятельности. Уровень мотивации у ученика может определять не только его отношение к предмету, но и его успеваемость и успешность обучения.

Именно проведение уроков нестандартной формы помогает решить проблему мотивации. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали максимум удовольствия от работы на таких уроках.

Множественные факторы, такие как отметка, сама организация учебного процесса, взаимоотношения преподавателя и учеников и так далее, непосредственно влияют на мотивацию учащихся. Поэтому каждый учитель должен уделять внимание работы по повышению мотивации учащихся.

Нетрадиционные уроки, имеющие главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся, являются отличным способом повышения эффективности обучения.

 

Характеристика нестандартных форм проведения уроков в начальной школе

Структура и методика проведения урока зависит от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы.Основными типами уроков, которые проводятся в современной школе, являются следующие:

а) уроки смешанные, или комбинированные;

б) уроки сообщения новых знаний учителем;

в) уроки закрепления изученного материала;

г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

д) уроки проверки и оценки знаний.

Урочным занятиям в полной мере присущи те же структурные компоненты, которые характеризуют процесс обучения в целом, а именно целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно — деятельностный, эмоционально — волевой, контрольно – регулировочный, оценочно – результативный. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учитель должен стараться разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью.

Нетрадиционный урок — это урок, который характеризуется нестандартным подходом.

-к отбору содержания учебного материала;

— к сочетанию методов обучения;

— к внешнему оформлению.

Существует большое количество типов нестандартных уроков: Урок – экспедиция, Деловая игра «Совещание», Урок — игра «Что? Где? Когда?», Урок — игра «Морской бой», Урок – «Встреча с инопланетянами», Урок – игра «Счастливый случай», Урок – турнир, Урок — сказка., Урок – концерт, Урок пресс – конференция, Групповые уроки, Проблемная игра «Мозговой штурм», Урок «мозговой атаки», Урок — заочная экскурсия., Парный опрос, Урок – аукцион, Уроки, которые ведут ученики, Грамматический бой и т.д.

Возможности нетрадиционных уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке.

Проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

Рассмотрим некоторые виды нетрадиционных уроков, используемых в современной начальной школе.

Урок «Пресс — конференция».

Цель данного урока — повторение материала по теме или какому либо вопросу. Урок состоит из четырех частей: ответы «сотрудников» пресс-центра на вопросы «журналистов»; подготовка и оформление редакционных заданий — каждый «журналист» на основе полученных ответов на свой вопрос пишет заметку в журнал; отчет о проделанной работе; подведение итогов и выпуск экспресс — газеты.

Урок — соревнование.

Цель — закрепление умения решать задачи разных типов. К уроку заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задания, готовит оборудования для постановки экспериментов и материал для кратких сообщений по теме. Начинается разминка /решение командами задач; демонстрируется опыт — требуется его объяснить/; далее — конкурс капитанов /решение экспериментальных задач/; в это время прослушивается еще один рассказ. Потом — конкурс команд: самостоятельное, «на время» решение расчетных задач. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды победительницы.

Уроки типа КВН

Цель: повторение тех или иных разделов программы.

Урок взаимообучения учащихся

Характерная особенность урока — групповая работа над материалом, усвоение его тут же, на уроке /без домашнего задания/, взаимопомощь и взаимоответственность ребят.

Уроки, которые ведут ученики

Педагог назначает или ученики выбирают «дежурного учителя», который должен составить вопросы для обсуждения.

Урок – аукцион

Его цель: в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.

Парный опрос

Удобна, полезна такая форма опроса в начальных классах. Обычно небольшой рассказ читается в классе «цепочкой» — на это уходит много времени, а на долю каждого приходится всего несколько строчек. Пи парном опросе читают /или пересказывают/ все.

Урок — заочная экскурсия

Заранее готовится материал, фотографии и т.п. Класс разбивается на три экскурсионные группы, каждая из которых получает комплект фотографий /материала/. Группы по очереди ведут экскурсию по «своим» участкам. Заканчивается занятие «аукционом» деловых идей.

Урок «мозговой атаки»

Суть метода заключается в следующем: за минимум времени — максимум идей Мозговые атаки особенно актуальны, когда повторяют большую, важную тему и надо выделить основные проблемы, предложить свои пути их решения.

Проблемная игра «Мозговой штурм»

Цель урока: изучение нового материала. Обязательно к этому уроку должно предшествовать опережающее задание, даются вспомогательные вопросы, ориентиры, цифры, факты, опорные сигналы, для несложной темы можно все это давать учащимся в виде таблиц, схем прямо на уроке.

 

 

Групповые уроки

Ученические столы ставятся для проведения занятия буквой «Т». За каждый «Т»-образный стол садится группа с консультантом: так удобнее разговаривать. Один из группы «защищает» выполненное задание.

Урок пресс — конференция

На уроке планируется следующая работа: по тексту должна пройти конференция с «гостем» из произведения. Роль гостя достается самому подготовленному ученику, все остальные — журналисты. Вопросы готовит каждый.

Урок — концерт

Можно провести его как урок — обобщение. Можно предложить ребятам создать драматическую группу, вокальный ансамбль и группу чтецов, попросить каждого выучить стихотворение. Ребята читают по очереди. Между выступлениями — небольшие паузы, звучит музыка, на планшете появляются репродукции картин русских художников. На уроках — концертах возрождается забытый жанр искусства — мелодекламация.

Урок — сказка

Персонажи русских народных сказок дают задания, вручают призы, придумывают конкурсы. Диктанты ведет добрый Леший, физминутки — Русалка, запомнить новый материал помогает Иван-царевич и т.д. /Дети любят сказки — загадки с лингвистической терминологией.

Урок — турнир

Выбираются ведущие, назначается жюри. На уроке несколько конкурсов. В каждом участвуют по 1 человеку от команды.

Урок – игра «Счастливый случай»

Ученики делятся на команды. Поочередно кто-нибудь из каждой команды выбирает цветной кубик /они лежат в непрозрачном мешочке/.

Зеленый кубик — вопрос по одному предмету

Желтый -по другому

Синий -по третьему

За правильный ответ команда получает 1 очко.

Красный кубик — «счастливый случай»

Ребятам предлагается и вопрос и иностранном языке. Они должны прочитать вопрос, перевести на русский язык и ответить. За правильный ответ команда получает 3 очка.

Урок – «Встреча с инопланетянами».

Правила игры: Если во время объяснения допускается ошибка или неточность, то «инопланетянин» жестом показывает, что он не понял, и просит объяснить еще раз. С того ряда, где сидит ученик, допустивший ошибку, снимается балл. У тех, кто сидит в этом ряду, есть преимущественное право исправить ответ и вернуть балл. Если они не сумеют это сделать, то снимается балл и ответ исправляют, уточняют их соседи по ряду, получая за это поощрительный балл. Основной ответ ученика оценивается по пятибалльной системе.

Урок — игра «Морской бой»

Цель: повторение и обобщение изученного материала. Класс делится на эскадры, каждая из которых, в сою очередь, разбивается на корабли /крейсер, фрегат, подводная лодка/. Эскадры поочередно залают вопросы экипажам. При трех неверных ответах одного корабля, корабль тонет, но экипаж остается жив и может помочь другим кораблям своей эскадры.

Урок — игра «Что? Где? Когда?

Деловая игра «Совещание»

Цель игры: выработать умения принимать участие в дискуссии, формулировать, развивать и излагать суждения, принимать решения, оценивать выступающих.

Грамматический бой – одна из игровых форм контроля. Закончив изучение темы, ребятам предлагается разделиться на две группы и подготовить к следующему уроку вопросы другой команде. Тут не обойдешься только материалами учебника — нужны справочники, пособия, художественная литература. На следующем уроке начинается «бой». Вопросы трудные, необычные, отвечать на них интересно.

Оцениваются и вопросы, и ответы.

 

Вывод к главе 1

Существует огромное количество вариантов проведения нетрадиционных уроков, умелое использование которых в обучении, позволит формировать познавательную деятельность школьников, активизировать учащихся в процессе учебной работы, а также стимулировать и развивать у них интерес к учению. Проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

Но не стоит слишком часто обращаться к таким формам организации учебной деятельности, потому что нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в итоге приведет к падению интереса школьников к предмету. Нестандартные уроки обогащают учеников новыми впечатлениями, создают положительный психологический климат в классе, развивают речь и самостоятельность учеников , а так же помогают реализовать воспитательные цели обучения.

Нестандартные активные уроки приводят к повышению качества обучения, способствует самореализации, проявлению креативности и самостоятельности , а так же, способствует повышению мотивации учения.