Рабочие материалы арт-терапевтов и

ВВЕДЕНИЕ

Психотерапия включает в себя множество методов, которые помогут оказать социально-психологическую помощь клиенту разной возрастной категории в осознании и переосмыслении своей проблемы. Одним из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов в современном мире, не имеющий ограничений и противопоказаний, является метод арт – терапии, что подразумевает лечения посредством художественного творчества. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для «исцеления» отдельных лиц и групп, но и для «социального врачевания».

В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Очень важно отметить, что она не имеет противопоказаний и ограничений, поэтому и применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе и даже бизнесе. Арт-терапия даёт возможность выразить свой внутренний мир каждого индивида через творчество. Следует заметить, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией, имея способность выражать себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Это помогает расслабиться и снять напряжение, переключиться, прикоснуться к прекрасному миру творчества, гармонизироваться, сделать паузу для себя в динамичном ритме жизни.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем и задач. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутриличностные и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышленияи целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Этим и можно обьяснить актуальность данной темы, целью которой есть рассмотрение сущности арт-терапии и специфики использования рабочего материала (ткани, тесто, музыкальные инструменты, краски и т. д.) арт-терапевтами в своей работе.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 вопросов заключения и списка использованной литературы.


РАЗДЕЛ 1
Сущность арт-терапии и ее значимость

Целительные способности искусства были осознаны задолго до того, как «психотерапевты придумали психотерапию», и связывались они, прежде всего, с катарсисом — очищением. Катарсис может достигаться и через выражение, и через восприятие. Выразить что-то одолевающее – значит, освободиться от него или, по крайней мере, уменьшить его интенсивность. [7]

5 стр., 2190 слов

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы. Математические ...

... позволит достичь поставленной цели. Для реализации данного этапа написания контрольной работы используется максимальное количество научных источников. Затем, осуществив дифференциацию массива информации, ... стилистически неграмотно, с орфографическими ошибками. «Неудовлетворительно» ставится, если: в контрольной работе не раскрыта заявленная тема, не отражены основные научные подходы и направления ...

Одним из направлений в современной психотерапии, имеющий большие возможности «исцеления» является искусство и творчество, что в психотерапии используется осознанно и направленно в качестве метода, инструмента. Следует заметить, тут важен не столько вид или род занятий, выбираемый самим человеком и зависящий во многом от его склонностей, сколько творческий характер занятий, то есть помогающий человеку творить самого себя — открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими людьми и миром. Даный метод имеет название «арт- терапия», сущность которой состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения, а также помогает развить художественные способности, повысить самооценку, выявить скрытые таланты, пробудить творческие силы, спонтанность, оригинальность мышления. Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития. [8]

Согласно Резолюции РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», принятой 16 мая 2009 г., арт-терапия рассматривается как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала» [4]

Само слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации. [2]

Можно сказать, что арт-терапия представляет собой совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска. [3]

7 стр., 3192 слов

Занятия для самостоятельной работы студентов

... РАБОТ – ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СЕССИИ!!! В противном случае вы не будете допущены до сдачи зачетов и экзаменов ПЕДАГОГИКА НХТ Темы семинарских занятий 1.Методические основы руководства коллективом народного художественного ...

Так как арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии, это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны. Причем необходимо отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. К примеру в работе с детьми этот метод особенно хорош тем, что позволяет ребенку выразить себя без речи (которая может быть еще недостаточно развитой или вовсе отсутствовать у ребенка).

Если взрослым часто бывает сложно выразить свое внутреннее психологической состояние словами, то как же это сделать маленькому ребенку? Тут как раз на помощь приходит игровая и арт-терапия.

По своей природе эта методика радикальна. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки. Кроме того занятие арт-терапией даёт человеку возможность укрепить свою память,развить внимание,мышление и навыки принятия решений. Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания. И важность состоит в том, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Терапия искусством является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты фрейдовской ориентации во время психоанализа.Следует заметить, что худжественный образ – это всего лишь повод для обсуждения с арт-терапевтом. Суть процесса – во взаимодействии психолога и клиента через созданный образ.

Строго говоря, арт-терапия – это обязательно союз трех составляющих: терапевт, клиент и художественный образ. Специалист, проводящий арт-терапию должен предоставить участникам необходимые для художественного творчества материалы и инструменты: наборы красок, карандашей, мелков, кисти, глину для лепки, а также деревяшки, камни, лоскуты материи, бумагу. Кроме того место занятий должно быть хорошо освещенным и таким, чтобы участники могли свободно передвигаться. Функции арт-терапевта при этом достаточно сложны и меняются в зависимости от ситуации. Ведь ему необходимо владеть определенными навыками художественного и декоративно-прикладного искусства, так как при проведении арт-терапии приходится не только рассказывать, но и показывать технические приемы художественного творчества. Специалисту требуются систематические самостоятельные занятия художественным творчеством, что позволяет ему лучше чувствовать и осознавать многие процессы, благодаря которым в значительной мере реализуется психотерапевтический потенциал метода.

Большое преимущество арттерапии заключается в возможности более глубоко оценить поведение пациентов, составить мнение, на каком этапе жизни находится больной — в рисунках и поделках могут находить отражения не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому больного, — а также в выявлении подавленных и скрытых переживаний, причем все это, выраженное в изобразительной форме, может стать ярким дневником жизни и лечения. А так как в каждом человеке предполагается существование возможностей, которые можно освободить для самореализации личности, основная задача арт-терапии, не сделать всех художниками или танцорами, а пробудить в человеке активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. И именно арт- терапия является одним из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

6 стр., 2904 слов

Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса

... - анонимность консультирования; - включенность клиента в процесс консультирования; - разграничение личных и профессиональных отношений. Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу обычно ...

 


РАЗДЕЛ 2

Рабочие материалы арт-терапевтов и

Специфика их использования

Арт-терапевтический процесс подразумевает не только раскрытие креативности, но также знание, понимание того, каким образом арт-терапевтическая среда и используемые в арт-терапии материалы способствуют многообразию творческого самовыра­жения личности.В одних случаях арт-терапевты побуждают лю­дей использовать простейшие материалы с целью быстрого создания того или иного художественно­го образа, творческого продукта, который стано­вится предметом для установления вербального ди­алога между клиентом и терапевтом. В других случаях клиентам предоставляется возможность ознакомиться с широким спектром самых разнооб­разных материалов. [6]

Поэтому для арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто — для лепки, песок с миниатюрными фигурками — для «игры с песочницей», дерево и иные материалы. Важно заметить, что выбор материала для работы с клиентом зависит от возраста. Взять к примеру :

кисточки — 2 кисточки могут вводиться только после 3-х лет;

краски – гуашь (до 1,5 – 1 цвет и можно фломастер, потом – 6 цветов до 3 лет), пальчиковые (от 6 мес.), акварель (после 3-4 лет)

пастель, мелки и др. (2,5 – 3 года)

бумага (сначала – 1 лист, потом – пачка бумаги, потом после 2-х – эксперименты с форматами)

тесто (лучше начинать с него), пластилин, глина, джампинг-клей и т.д.
картон и цветная бумага, клей ПВА с кисточкой и др. материалы для аппликаций. Сначала учится клеить заранее вырезанные фигуры, потом составлять композицию, потом вырезать – с 3-х лет.

Определенный материал или способ работы уже является достаточной техникой. Задача этих техник – показать различные варианты и способы работы с материалами.

Использование разных материалов для изобразительного творчества — важный аспект первичной диагностики клиента арт-терапевта. Учитывая личную историю клиента, можно предположить, что выбор инструмента обеспечивает для клиента высокий уровень комфортности в арт-терапевтическом процессе. Можно сказать, что использование конкретного материала для самовыражения и преодоления проблемы гандикапности обеспечивает фактор экологичности и персонализации арт-терапевтической помощи. При этом следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности клиента, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Клиент должен сам выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы.

26 стр., 12739 слов

Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми ...

... Образовательные потребности раскрывают направленность и механизм компенсаторных процессов, обеспечивающих их преодоление. Сущность коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР представляется как профилактика ... действий; осуществление элементарной продуктивной деятельности с бумагой, картоном, пластическими и др. материалами; развитие практической ориентировки в пространстве и во времени и др. Ø ...

Практика показывает, как правило, в начале работы клиенты предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах. На последующих этапах арт-терапевтического процесса постепенно осваиваются другие материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний и различных аспектов опыта клиента. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение. [1]

Издавна известно, что чрезвычайно полезна лепка — вид творчества, который не только прекрасно координирует движение рук, способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев, но и способна формировать образное мышление и воображение, учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета. Для лепки можно использовать самые разнообразные материалы (пластилин, глину, соленое тесто), все зависит от фантазии, возможностей и поставленных целей. Многие клиенты отдают предпочтение лепке именно из соленого теста, а не из пластилина. Так как тесто на ощупь приятнее любой пластической массы — тесто «живое». А также, потому что поделку, созданную из такого материала, можно хранить годами и раскрасить на свое усмотрение. Также хочется отметить, что соленое тесто является экологически чистым, безопасным материалом, в котором отсутствуют химические добавки и который не вызывает никаких аллергических реакций. Лепка из теста – процесс одновременно творческий, развивающий, познавательный, воспитательный и обладающий выраженным терапевтическим эффектом. Работа с тестом исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет. Тесто можно мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать. По мнению психологов, все эти действия отражают различные чувства и эмоции. [5]

Следует заметить, что работа с минеральными природными красками, глиной или песком позволяют почувствовать контакт с землей, поскольку в рабочий процесс вовлечены телесные ощущения, главным образом, через руки. Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более «энергоёмкой», затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний. Особенно эффективна в этом отношении глинотерапия, так как процесс создания объемной фигуры стимулирует не только тактильную, но и кинестетическую чувствительность. Нейронные сигналы поступают в кору головного мозга, сенсомоторную и ассоциативные зоны, что обеспечивает развитие мышления, в том числе воображения, телесной памяти и чувствительности восприятия. Работа двумя руками и перекрестные движения помогают гармонизировать работу правого и левого полушария коры головного мозга. Это не только успокаивает нервную систему, но и повышает возможности нашего мышления, сознания и восприятия.

4 стр., 1633 слов

Формирование творческих способностей в процессе внеурочных работ ...

... определение творческих способностей как способностей к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы ... Б Фотоколлаж итоговой выставки работ по «Квиллингу». Введение. В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд ...

Довольно необычным и в тоже время полезным материалом для арт- терапевтов является песок. Используя метод sandplay (дословно — песочная игра) в своей работе арт-терапевты помогают клиенту строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок, выражая на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы можно смешивать песок с водой, если клиенту необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото.

Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление — оригами — конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние больного. [2]

Таким образом, современные арт-терапевты используют в работе с клиентами множество методов, среди которых рисование карандашами, красками, мелками и т.д., лепку из теста, глины, пластилина и т.п., оригами, песочную игру и многие другие методы. В каждом методе существует большое количество техник, которые терапевт подбирает в зависимости от особенностей клиента.

Исходя из рассмотренного выше можно сделать вывод, что рисуем ли мы красками, или создаем новый мир из глины или песка, в первую очередь мы получаем удовольствие, от самого процесса, от насыщения нашего восприятия разными цветами, от телесных ощущений, от творческой деятельности и, конечно, от результата. Гармонизация эмоционального фона при работе с природным или художественным материалом происходит естественным образом. Сочетание телесно-ориентированного подхода и арт-терапевтических техник во многих случаях может успешно заменить медикаментозное лечение. В качестве профилактики различных внутриличностных конфликтов, развития чувства внутренней свободы и креативности, навыков эмоциональной саморегуляции, а также снятия напряжения прекрасно подойдет любая из вышеперечисленных практик.

Заключение

Исходя из того, что в настоящее время, несомненно, даже в век развитой медицины нельзя справится с проблемой только традиционным лечением: выписать для тела процедуры и микстуры, а для души — антидепрессанты. Подходить к решению проблем необходимо интегрально, ведь тело неотделимо от души, а душа от тела. Интегральным лекарством, не имеющих ограничений в возрасте и побочных эффектов являеться терапия творчеством (арт-терапия), которая, на мой взгляд, очень прогрессивное направление в психологии.

8 стр., 3778 слов

Санитарно-просветительная работа среди населения

... данного исследования является санитарно-просветительная работа среди населения. Предметом исследования является ... работа. Санитарно-просветительная работа - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, ...

Подводя итог, следует заметить, что используя знания смежных наук как дополнение нанесённое на канву творчества арт-терапия постепенно займёт достойное место среди других терапевтических методов. Ведь творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. А методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. Направления арт-терапии в целом основывается на специфике каждого вида искусства, а разнообразие техник практически не ограничено. И при этом, не важно, умело выполнена работа или нет. Важно, что чувствует человек во время художественной деятельности, какие новые переживания вспыхивают в нем, какие жизненные процессы благодаря этому в нем побуждаются. И если при этом человек испытывает удовлетворение и радость от проделанной работы, то это уже ключ к успеху.