Пояснительная записка
Психолого-педагогическая практика является связующим звеном между теоретической подготовкой студентов и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях. В процессе осуществления педагогической деятельности развиваются педагогические способности и профессионально значимые качества личности. Эффективность деятельности учителя во многом зависит не только от его профессиональной компетентности, но и от способности учитывать реальные социально-психологические условия в классе, школе и обществе в целом, от умения управлять динамикой групповых процессов, от ориентировки в социально-психологических особенностях общения внутри учебной группы, от точности и объективности диагностики социально-психологического профиля ученика.
В период прохождения практики на 3 курсе студенты проводят психологические, педагогические исследования, целью которых является психолого-педагогический анализ личностной и познавательной сфер учащегося и школьного класса как социально-психологической группы. Результатом выполнения этих исследований являются психолого-педагогические характеристики личностной и познавательной сфер учащегося и особенностей школьного класса.
В них должны быть отражены особенности развития социально-психологической группы, имеющей определенную психологическую структуру, свойства, групповые процессы и межличностные отношения (на основе комплекса исследовательских методик).
Знание этих групповых характеристик, умение их диагностировать, анализировать и обобщать позволяет прогнозировать возможности развития школьного класса, а так же намечать оптимальные пути формирования группы и организовывать ее деятельность.
Психолого-педагогические задачи практики (3 курс, 6 семестр)
1. Применение и углубление теоретических знаний о развитии личности и группе (ее структуре), о работе с классом, полученных в процессе изучения педагогики и психологии, интегрирование знаний по психолого-педагогическим и специальным дисциплинам.
2. Развитие и совершенствование педагогических умений:
· постановки конкретные задачи развития личности и школьного класса на определенных этапах педагогического процесса;
· изучение личность и школьный класс как социально-психологическую группу;
· отбора, конструирования и реализации необходимой для развития учащихся системы педагогических средств, опирающейся на закономерности развития личности и группы, на возрастные и индивидуальные особенности школьников;
Развитие личности донаучн. период
... и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. ... периода, как детство, привело к необходимости научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности воспитания, следования всеобщим законам природы, провозглашенный Я. А. ...
· планирование своей деятельности в период прохождения педагогической практики;
· определение достигнутого педагогического результата;
· анализа учебно-воспитательной работы, нахождение причин несоответствия результатов с поставленными задачами.
3. Формирование специфических профессиональных умений учителя (определение и решение обучающих, развивающих и воспитательных задач внеклассных занятий; организация учебно-познавательной деятельности школьников; обоснованный отбор и применение различных методов, приемов и форм организации воспитания).
4. Овладение умениями и навыками наблюдения и анализа учебно-воспитательного процесса.
5. Выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение умений изучать и обобщать педагогический опыт (анализ и обобщение психологических фактов, полученных в результате проведения исследований; рефлексивный анализ своей педагогической деятельности).
Психолого-педагогическое содержание практики
1. Изучение:
· учебной программы, тематических и поурочных планов учителя, плана работы классного руководителя, классных журналов, личных дел учащихся и дневников;
· отдельных учащихся и школьного класса;
· психолого-педагогических аспектов учебной и воспитательной деятельности (мотивации учения, отношения школьников к делам класса, взаимоотношения педагогов и учащихся, особенности познавательной деятельности школьников и др.).
2. Выполнение исследовательской работы:
· систематический анализ своей практической деятельности в педагогическом дневнике;
· участие в работе педагогического совета, методического объединения, семинара классных руководителей;
· выполнение индивидуального творческого задания по психологии.
Студенты 3-го курса проходят педагогическую практику, как правило, в 6 – 8 классах средних общеобразовательных школ, в основном в базовых школах.
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕГОСЯ
Дни | Цели, задачи | Содержание работы |
1 день | Знакомство со школой, классом, с отдельными учащимися. Знакомство с документацией классного руководителя. | · Беседа с администрацией школы, классным руководителем. · Ознакомление с классной документацией. · Наблюдение за деятельностью и поведением учащихся на уроке и вне урока. · Выбор испытуемого. Сбор общих сведений о ребенке. · Проведение «беседы-знакомства» («Моя вселенная»).
· Подготовка материалов для проведения исследования (в соответствии с задачами следующего дня). · Рефлексивный анализ собственной деятельности. |
2 день | Изучение особенностей внимания (распределения, концентрации, переключение). | · Наблюдение за особенностями проявления внимания (их выражение, вызывающие причины, продолжительность) учащегося в урочной (при опросе, восприятии нового материала, повторении) и внеурочной деятельности. · Проведение исследования распределения и концентрации внимания (методика «Корректурная проба»).
· Анализ полученных результатов, составление психолого-педагогических рекомендаций. · Рефлексивный анализ собственной деятельности. |
З день | Изучение особенностей мышления (обобщения и классификации, пластичности мышления) | · Проведение методик исследования «Классификации понятий», «Изучение пластичности – ригидности мышления». · Анализ полученных результатов, составление психолого- педагогических рекомендаций. · Рефлексивный анализ собственной деятельности. |
4 день | Изучение особенностей памяти. | · Наблюдение за особенностями проявления памяти учащегося на уроке. · Проведение экспериментального исследования «Кратковременной памяти». · Анализ полученных результатов, составление психолого-педагогических рекомендаций. · Рефлексивный анализ собственной деятельности. |
5 день | Изучение особенностей сформированности мотивов учения и целеполагания. | · Беседа с ребенком о его отношении к конкретным учебным предметам и его учению в целом. · Проведение экспериментального исследования «Мотивы учения» (М.В. Матюхиной).
· Проведение анкеты «Учебные интересы и склонности ученика» · Анализ полученных результатов, составление психолого-педагогических рекомендаций. · Подготовка материалов для проведения исследования (в соответствии с задачами — следующего дня). · Рефлексивный анализ собственной деятельности |
6 день | Изучение уровня сформированности самооценки школьника. Составление характеристики психического развития и личности ученика. | · Наблюдение за проявлением различных видов самооценки школьника на уроке и во внеурочное время. · Беседа с ребенком о самооценке и самоконтроле уровня его учения. · Проведение исследования особенностей самооценки и уровня притязаний личности эксперимента (Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан).
· Анализ и обобщение полученных результатов, составление психолого-педагогических рекомендаций. · Оформление характеристики учащегося. · Рефлексивный анализ собственной деятельности за 1 неделю практики. |
ПРОГРАММА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО КЛАССА
Дни | Цели | Содержание |
7 день | Сбор общих сведений о классе. Изучение и анализ социометрической структуры класса; анализ соотношения социометрических структур класса в различных видах деятельности (учебной, организационной).
|
· Беседа с классным руководителем о психолого-педагогической характеристике класса (выявление официальной структуры класса), о возможной социометрической структуре класса («звезды», предпочитаемые, избираемые, отверженные).
· Определение уровня (стадии) развития ученического коллектива и изучение деятельности классного руководителя по его формированию. · Проведение социометрического исследования. · Анализ полученных результатов, составление психолого-педагогических рекомендаций. · Подготовка материалов для проведения исследования (в соответствии с задачами — следующего дня). · Рефлексивный анализ собственной деятельности. |
8 день | Изучение и анализ субъективной привлекательности характера взаимоотношений в коллективе для его членов. | · Проведение экспериментального исследования субъективной привлекательности характера взаимоотношений в коллективе для его членов. · Рефлексивный анализ собственной деятельности |
9 день | Изучение и анализ психологического климата класса. | · Проведение наблюдения за особенностями совместной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время (присутствует ли совместная деятельность, содержание общения, его формы, интенсивность, понимание учащимися друг друга).
· Определение психологического климата класса (карта – схема А.Н. Лутошкина). · Анализ полученных результатов, составление психолого- педагогических рекомендаций. · Рефлексивный анализ собственной деятельности. |
10 день | Изучение и анализ организованности и сплоченности школьного класса. | · Наблюдение за организованностью класса во время уроков и в различных видах деятельности. · Проведение исследования организованности и сплоченности (методика ЦОЕ) школьного класса. · Анализ полученных результатов, составление психолого-педагогических рекомендаций. · Рефлексивный анализ собственной деятельности. |
11 день 12 день | Составление социально- психологической характеристики школьного класса. | · Анализ протоколов предыдущих исследований; Обобщение полученных результатов исследований. · Рефлексивный анализ собственной деятельности. |
Психолого-педагогические характеристики
Личности школьника и школьного класса
В период прохождения данной практики на 3 курсе студенты проводят психолого-педагогические исследования, направленные на диагностику особенностей психического развития и личности школьника и школьного класса, а также анализ результатов исследований.
Результатом выполнения психологических исследований являются психолого-педагогические характеристики личности школьника и школьного класса. В них должны быть отражены особенности психического развития и личности отдельного учащегося, а также школьного класса (на основе комплекса исследовательских методик, наблюдений в урочной и внеурочной деятельности, бесед, анализа продуктов деятельности); проанализированы возможные причины, приведшие к формированию тех или иных особенностей личности ребенка; намечены пути дальнейшего развития учащегося и школьного класса и составлены психолого-педагогические рекомендации.
ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ
ХАРАКТЕРИСТИКАМ
Психолого-педагогическая характеристика школьника — один из важнейших документов, где отражаются основные этапы в освоении личности ученика, намечаются перспективы его дальнейшего развития. В ней должны найти отражения конкретные факты, действия, поступки ученика, выявленные в процессе наблюдения и с помощью других психологических методов. Характеристика предполагает психолого-педагогические рекомендации к дальнейшей учебно-воспитательной работе с учеником.
В психолого-педагогической характеристике студент должен, прежде всего, показать знание теоретических основ общей, детской и педагогической психологии и умение применять эти знания в объяснении конкретных психологических и педагогических фактов. В этой работе выявляется, и определенное умение студентов добывать факты, т.е. собирать объективный материал для психологического анализа, используя основные методы исследования: наблюдение, эксперимент, экспериментальные беседы, анализ продуктов деятельности, метод выбора партнера и т.д.
Характеристика должна иметь педагогическую направленность, т.е. в ней нужно показать определенное умение применять знание выявленных психологических особенностей учащихся в практике обучения и воспитания. Необходимо полно и убедительно, используя конкретные факты, изложить письменно результаты своей работы. Закончить характеристику следует педагогическими выводами относительно характера настоящей и будущей учебно-воспитательной работы с учащимися (наметить перспективные линии).
Требования к оформлению характеристики:
1. Характеристика должна быть написана с указанием на титульном листе, чья это характеристика (имя, отчество и фамилия ученика, класс, школа) и кем она составлена (фамилия студента, факультет, группа).
2. Перед тем, как начать изложение содержания характеристики, согласно ее схеме, необходимо указать, в течение, какого времени проводилось изучение учащегося (срок педагогической практики).
Затем описывается, какие методы исследования были использованы: наблюдение, эксперимент (какой именно), беседы (с кем и сколько), анкеты и т.д.
3. Составляя характеристику, следует раскрывать вопросы схемы, т.к. они фиксируют, в первую очередь, существенные признаки личности. После этого можно добавлять сюда все, что студент считает нужным, что особенно ярко проявляется в ученике, но не нашло отражения в вопросах схемы.
4. Необходимо в характеристике использовать наиболее характерные факты, полученные путем наблюдения, бесед и т.д. Включение практического материала и аргументация психолого-педагогических выводов – это обязательное условие написания характеристики.
5. Следует обращать внимание и на языковую культуру изложенного материала.
Требования к оформлению исследований по психологии и их анализу
1. Цель исследования.
2. Метод исследования.
3. Результат (прилагаются материалы анкет, эксперимента, протоколы бесед, наблюдений).
4. Констатирующие выводы.
5. Качественный анализ, возможное объяснение полученных результатов, их оценка.
6. Психолого-педагогические рекомендации (описание необходимых условий формирования исследуемого психологического качества).
Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника
1. Общие сведения об ученике.Ф.И.О., дата рождения, класс, школа, физическое развитие, состояние здоровья.
2. Характеристика семенной среды. Где проживает ребенок. Кем работают его родители. Состав семьи, взаимоотношения в семье, особенности психологического климата, отношение взрослых к ребенку. Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося.
3. Общение и взаимоотношения ученика со сверстниками. Друзья ученика в школе и вне школы. Их влияние и характер взаимодействия со школьником (кого считает другом и почему; с кем конфликтует и по каким причинам, какие моральные и нравственные качества проявляются во взаимоотношениях с одноклассниками); совпадает ли отношение к школьнику товарищей с отношением к нему учителя; особенности общения вне школы.
4. Особенности личностного развития: развитие самооценки и уровня притязании личности, осознание мотивов поведения, нравственных норм.
Мотивационная сфера: ведущие мотивы учения.
5. Особенности познавательной сферы учащегося.
Общее умственное развитие: осведомленность, словарный запас, умение выразить мысль.
Особенности внимания: уровень развития концентрации, переключения и устойчивости внимания, способность к распределению внимания.
Особенности развития мышления: умение сравнивать, анализировать, обобщать и классифицировать; проявление пластичности (ригидности) при решении задач; быстрота осмысления изучаемого материала.
Преобладающий вид воображения (воссоздающее, творческое).
Характеристика памяти: объем кратковременной памяти, владение приемами активного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения учебного материала.
6. Особенности развития учебной деятельности. Сформированность компонентов учебной деятельности (целеполагание, контрольно-оценочные действия).
Успеваемость (преобладающие отметки, успеваемость по отдельным предметам), уровень знаний. Отношение ученика к учению: желание учиться лучше; отношение к успехам и неудачам в учении. Внимателен ли на уроках? Как готовит домашнее задание? Умеет ли организовать учебный труд? Проявление самостоятельности в учебной работе.
7. Ведущие интересы и склонности: увлеченность учащегося каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности. Указать, как реализуются интересы и склонности ребенка: на занятиях, кружках и факультативах, олимпиадах и конкурсах, на занятиях в учреждениях дополнительного образования; указать имеющиеся у школьника награды за успехи в урочной и внеурочной учебной
8. Культурный кругозор: начитанность школьника; широта его культурных интересов; художественные способности школьника, их реализация.
9. Общественная и трудовая активность ученика: инициативность, желание участвовать в школьных и классных делах, отношение к труду, добросовестность в выполнении общественных поручений, заинтересованность в делах класса.
10. Выводы и рекомендации.
· Провести анализ возможных причин трудностей учащегося; сделать выводы о педагогических условиях, способствующих или препятствующих развитию познавательных процессов, формированию учебной деятельности учащегося.
· Указать, какие стороны личности обеспечат перспективу дальнейшего развития, а какие будут ему препятствовать; каковы причины недостатков, пути их преодоления: задачи дальнейшего развития личности.
· Осуществить анализ собственной работы по изучению познавательной сферы личности учащегося и опыта общения с ним во время практики.
Схема психолого-педагогической характеристики школьного класса
1. Общие сведения о классе (время создания класса, его численность: мальчики, девочки; возрастные характеристики, социальный статус родителей — особенности семейного воспитания, трудные дети, наличие и классе детей из неполных семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагогов; распределение учащихся по успеваемости и т.д.).
2. Ценности, принятые в классе (традиции, обычаи, ритуалы класса); общественное мнение о классе, коллективные переживания. Описать и проанализировать примеры влияния класса на отдельную личность и личности на класс.
3. Характеристика деловой (формальной) структуры школьного класса:
§ сплоченность и организованность учащихся класса (отношение школьников к педагогическим требованиям; наличие общественного мнения, проявление взаимной требовательности и взаимопомощи)
§ способность класса к согласованным действиям в выполнении групповых задании;
§ степень самостоятельности класса в принятии решений, при организации совместной деятельности;
§ распределение обязанностей между учащимися; лидеры, успешность.
§ Актив класса (инициативность и ответственность активистов).
Сотрудничество. Наличие взаимной ответственности.
4. Характеристика неформальной (социометрической) структуры класса. Наличие в классе неформальных лидеров, их влияние на класс и отдельных учащихся. Степень сходства официальной и неофициальной структур класса.
Взаимность социометрических выборок и удовлетворенность школьников их взаимоотношениями (дифференциация в зависимости от пола сверстников).
Степень сходства деловой и эмоциональной структур межличностных отношений.
Наличие группировок, основания их образования, характер влияния на класс, направленность и степень заинтересованности в делах класса.
Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.
Характеристика социометрических «звезд» и аутсайдеров. Характеристика «отверженных» и «изолированных» детей, причины их неблагоприятного положения. Возможные пути изменения социометрического статуса отдельных учащихся.
5. Психологический климат в классе.
Преобладающий эмоциональный тон в классе (жизнерадостный, напряженный и т.п.).
Эмоциональное благополучие, неблагополучие отдельных членов класса. Факторы, определяющие психологический климат. Пути устранения отрицательных факторов (источников напряженности в классе).
Уровень воспитанности школьного класса. Организация взаимопомощи в учебной деятельности, дисциплина на уроках.
6. Внеучебная деятельность учащихся. Виды совместной деятельности и участие в ней школьников; проявление учащимися активности и самостоятельности во внеучебной деятельности; участие школьников в кружках и спортивных секциях, творческих группах; посещение учащимися класса учреждений дополнительного образования и т.д.
7. Специфические черты класса, которые Вы можете выделить на основе анализа и обобщения всего изученного материала (диагностического исследования и наблюдений).
8. Ваши предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным классом (со стороны учителей, родителей и самого класса).
Метод наблюдения
II. Особенности двигательной сферы.
1. Асимметрия коры больших полушарий (левша или правша).
2. Походка. Не норма:замедленность; ускоренность; неуверенность; раскоординированность; рассогласованность движений рук и ног.
3. Мелкая моторика (включая особенности почерка).
Не норма: замедленность; ускоренность; раскоординированность.
4. Мимика. Не норма:отсутствие мимических реакций, невыразительность, маскообразность лица.
Норма: средний уровень выразительности, изменение мимики при реагировании на происходящее; ярко выраженные мимические реакции, богатство выразительных средств.
5. Жестикуляция во время речи: отсутствует; средний уровень выраженности; ярко выражена.
6. Речевые характеристики
а) темп: дрожание голоса, заикание; замедленный темп речи; ровный темп речи, уверенность, спокойствие; ускоренный темп речи (тараторит, проглатывает слова); неравномерный.
б) интонация:
— бедный интонационный рисунок, речь невыразительна, монотонность;
— использование интонации для постановки смысловых акцентов;
— богатый интонационный рисунок, яркость, выразительность речи.
в) громкость:
— низкий уровень (тихий голос);
— средний уровень;
— высокий уровень (громкий, звучный голос).
Отмечается наличие голосовых модуляций.
7. Общий темп работы
— низкий, медлительные, тормозные двигательные реакции;
— средний;
— высокий;
-неравномерный.
Необходимо обратить внимание на наличие импульсивных реакций. Они могут свидетельствовать о том, что ребенок перенес черепно-мозговую травму.
8. Работоспособность
— низкая (быстрая утомляемость, истощаемость);
— средняя;
— высокая.
III. Эмоциональный фон (фон настроения).
— снижен (плаксивость, грусть);
— ровный, спокойный;
— повышен (радость, удовлетворение);
— неустойчивый.
Отмечается степень выраженности эмоционального реагирования.
IV. Познавательные процессы.
Внимание
— частые колебания внимания, отвлекаемость, рассеянность либо расторможенность в поведении, ошибки из-за невнимательности;
— сосредоточенность, способность сконцентрировать внимание на выполняемой деятельности;
— устойчивость внимания, продолжительность сосредоточения на выполняемой деятельности;
— переключаемость внимания, переход от одного вида заданий к другому (отмечается шаблонность, персеверация, что может свидетельствовать о ЗПР, УО, ригидности, инертности).
Память
— логическое либо механическое запоминание, что позволяет сделать вывод о понимании учебного материала.
Возможно определение преобладающего типа запоминания (зрительный, слуховой, моторный).
Мышление
— низкий уровень развития логических операций (сравнение, установление аналогий, обобщение);
— средний уровень развития логических операций;
— высокий уровень логических операций (способность к детальному анализу и систематизации информации, наличие проблемных вопросов, способность к самостоятельному конструированию алгоритма решения учебных задач);
— нестандартность мышления, креативность.
Речевое развитие
— правильность речи, произношение, употребление слов, их согласование;
— легкость и точность выражения мысли, затрудненность речи;
— наличие связной речи;
— словарный запас.
V. Степень вовлеченности в обследование или учебный процесс, особенности мотивации.
Выделяют следующие виды мотивов:
1) мотив общения;
2) игровая мотивация;
3) состязательная мотивация;
4) мотив оценки;
5) познавательная мотивация.
VI. Оценка ребенком своих результатов.
Психолог, организующий обследование, либо учитель, проводящие урок, используют вопросы:
1) Хорошо ли ты сделал?
2)Что получилось, что не получилось?
3) Доволен ли ты своим результатом?
Этими вопросами оцениваются самооценка ребенка, его критичность.
VII. Установление контакта со взрослыми и отношение к обследованию.
Выделяют следующие виды эмоциональных отношений со взрослыми:
1. Интимно-личные — стремление к физическому контакту, такое стремление, как правило, является признаком острого дефицита такого общения.
2. Активно-положительное ребенок радуется.
3. Спокойно-положительное.
4. Пассивно-положительное.
5. Конфликтное, амбивалентное: двойственность, противоречивость отношения.
6. Индифферентное:
При наблюдении за ребенком, его отношения со взрослыми определяют сформированность чувства дистанции. Оно может быть от фамильярного «ты», что говорит о заниженном чувстве дистанции и может свидетельствовать о задержке психического развития или низком культурном уровне социальной среды; до повышенного чувства дистанции: беспрекословное послушание (как правило, это воспитывается в семье с авторитарным стилем отношений, говорит о выраженной ориентации на взрослого).
Часть детей во время эксперимента действуют автономно от взрослого, как по своей программе.
VIII. Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения. Эти показатели в процессе эксперимента определяются по мере того, как использует, принимает помощь испытуемый.
Существуют разные квалификации видов помощи.
Например, по содержанию:
1. Стимуляция — тип помощи, когда говорят: «Подумай!», «Проверь еще раз», «Ты хорошо подумал?» и т.п. Это дополнение недостаточно сформированного контроля. Такой вид помощи бывает достаточен тем детям, которые обладают слабыми волевыми усилиями, у них недостаточно выражена мотивация.
2. Эмоционально регулирующая помощь. Она, как правило, выражается в словах: «Ты же умный мальчик, у тебя все получается» и т.п. Такой вид помощи необходим неуверенным, тревожным детям.
3. Направляющая — заключается в активизации произвольного внимания ребенка. Для этого используют следующие высказывания: «Не спеши», «Как ты говоришь», «Посмотри внимательно на образец», «С чего ты начнешь?», «Дальше?..»
Можно использовать другие приемы. При этом необходимо придерживаться следующих ограничений: не следует давать никаких конкретных указаний относительно того, какие действия надо делать; не следует оценивать ни избранные ребенком способы работы, ни полученный результат.
4. Организующая — это такой вид помощи, при которой ребенок выполняет исполнительские действия, а контроль и оценку производит взрослый. Происходит как бы разделение функций между ребенком и взрослым. Примером наиболее выраженной формы организующей помощи является так называемый «пошаговый контроль» за работой ребенка. Здесь дается полная программа действий.
5. Обучающая — взрослый непосредственно сам предлагает ребенку способ действия, и объем оказанной помощи имеет существенное диагностическое значение, поэтому она оказывается в минимальном объеме. Например, взрослый указывает ребенку возможность применения иного способа действия, но не объясняет, как надо действовать. Больший объем помощи предполагает задавание вопросов — «подсказок», наталкивающих ребенка на нужный способ работы. Только после того взрослый переходит к специальным приемам, как ограничение объема, предъявленного материала, обсуждение отдельных операций, совместное выполнение некоторых из них. Показ способа работы с его одновременным объяснением является самой большой по объему обучающей помощью. Вне зависимости от объема обучающей помощи, оказанной ребенку, необходимо предложить ему сходное задание для того, чтобы проконтролировать усвоение способа решения.
Наблюдение за появлением различных видов самооценки школьника на уроке и во внеурочное время
Материал к организации наблюдения:
1. Критерии проявления видов самооценки.
2. Форма протокола
Критерии проявления видов самооценки.
Завышенная | Заниженная | Адекватная |
Самоуверенность в поведении | Неуверенность в ответе | Общительность |
Высокомерие | Тревожность | Уверенность в ответе |
Вспыльчивость | Замкнутость | Контактность |
Бестактность | Боязнь общения | Доброжелательность |
Пренебрежение | Нерешительность | Решительность |
*Примечание: Критерии проявления видов самооценки фиксировать в протоколе наблюдения: знаком «+» — проявляется,
знаком «-» — не проявляется.
Протокол наблюдения за проявлениями видов самооценки
Этапы урока | Деятельность учителя | Реакция учащихся | Проявление видов самооценки у учащихся | Анализ проявлений самооценки | ||
Завышенная | Заниженная | Адекватная | ||||
Материал для анализа.
1. Адекватная самооценка- это (реальное, объективное) самооценка личностью своих возможностей. Она обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
2. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной:
· Завышенные самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.
· Занижение самооценки формирует робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.
Методики психологического исследования
Методика № 1 Корректурная проба [12., С.128 – 130; 17., С. 47 – 50.]
Цель: исследование особенностей объема, распределения и концентрациивнимания.
Метод: эксперимент.
Материал: бланк и секундомер.
Ход выполнения задания: Испытуемого предупреждают, что предстоит проверка внимания. Дается следующая инструкция: «Вам следует просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать, буквы «к» и «р». Вычеркивать нужно нот так (экспериментатор на примере первой строчки показывает, как вертикальной чертой следует вычеркивать буквы).
Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать необходимые буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании — работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к»и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. По истечении каждой минуты по моей команде вам следует вертикальной чертой отметить то место, где вы работаете, и продолжать работу дальше».
Экспериментатор дает команду начать работу и включает секундомер. По прошествии каждой минуты экспериментатор дает команду поставить знак в том месте, где испытуемый в это время держит карандаш. Общая длительность эксперимента — 10 минут или две серии по 5 минут (с перерывом 5 минут).
Анализ результатов:
1. В результате эксперимента можно получить следующие данные:
· количество просмотренных знаков (букв) – показатель объёма внимания;
· количество правильно зачеркнутых знаков;
· количество пропущенных или неправильно зачеркнутых букв (учитывать вместе) – показатель концентрации внимания.
Эти данные далее также можно использовать для вычислений точности внимания и динамики работоспособности.
2. Коэффициент точности внимания вычисляем по формуле:
А = ___Е__ ,
Е + О
где Е— число правильно зачеркнутых знаков;
О — число пропущенных и неправильно зачеркнутых знаков.
Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, коэффициент точности внимания будет равен единице; при наличии ошибок он всегда будет меньше единицы.
Вычислить коэффициенты точности внимания: за работу в целом, т.е. за 10 минут; за работу по каждой минуте в отдельности (А1, А1,….А10).
Бланк корректурной пробы
«___ »___________________ 200__ г.
(фамилия, имя, отчество) (возраст)
А К С Н В Е Р А М П А О Б А С З Е А Ю Р А Ц К А Ч П Ш А Ы Т
О В Р К А Н В С А Е Р Н Т Р О Н К С Ч О Д В И О Ц Ф О Т З О С
К А Н Е О С В Р А Е Т Г Ч К Л И А Ы З К Т Р К Я Б Д К П К Ш У
В Р Е С О А К В М Т А В Н Ш Л Ч В И Ц Ф В Д Б О Т В Е И С М В
Н С А К Р В О Ч Т Н У Ы П Л Б Н П М Н К О У Ч Л Ю Н Р А В Н Ф
Р В О Е С Н А Р Ч К Р Л Б К У В С Р Ф Ч З Х Р Е Л Ю Р С Р К И М
Е Н Р А Е Р С К В Ч Б Щ Д Р А Е П Т М И С Е М В Ш Е О Л Д Т Е
О С К В Н Е Р А О С В Ч Б Ш Л О И М А У Ч О И П О Е О Н А Ы
В К А О С Н Е Р К В И В М Т О Б Щ В Ч Ы Ц Н Е П В М И Т Б Е З
С Е Н А О В К С Е А В М Л Д Ж С К Н П М Ч С И Г Т А Ш П Б С
К О С Н А К С А Е В И Л К Ы Ч Б Щ Ж О Л К П М С Ч Е Г Ш К А
О В К Р Е Н Р Е С О Л Т И Н О П С О Ы О Д Ю И О З П С Ч Я И Е
А С К Р А С К О В Р А К В С И Н Е А Т Б О А Ц В К Р Н А И О Т
3. Показатель чистой работоспособности F вычисляем по формуле:
F = А * S,
где А — коэффициент точности внимания; S — число просмотренных знаков.
Вычислить показатели чистой работоспособности: за работу в целом; за работу по каждой минуте (F1, F2 … F10).
4. Приготовить сводную таблицу показателей А и F:
Показатели | Время (поминутно) | |||||||||
F | ||||||||||
А |
5. Начертить сравнительную диаграмму показателей А и F.
6. Если эксперимент носил групповой характер, составить сводные таблицы значений для всей группы; построить кривые распределения величин.
7. На основании сравнительного анализа количественных данных описать динамику устойчивости и распределения внимания.
Методика №2. Изучение кратковременной памяти[12, С. 95 — 99]
Цель: определение объема кратковременной памяти учащегося.
Метод: эксперимент (индивидуальный).
Материал: секундомер, матрица информационного поиска. На листе плотной бумаги вырезают рамку, равную размеру одной строки.
Ход выполнения:
Испытуемому предъявляют одну строку из матрицы для запоминания, с помощью вырезанной рамки, а затем он воспроизводит то, что ему удалось запомнить в письменном виде в протоколе. Время предъявления строки 3 — 5 секунд и оно зависит от возраста.
Экспериментатор предлагает испытуемым следующее задание: «Вы должны просмотреть ряд из 10 цифр с целью запоминания, за очень короткое время. Затем по памяти воспроизвести предъявляемые фигуры, сохраняя, порядок их следования друг за другом».
Процедура выполняется 10 раз. Вначале надо выполнить пробную для того, чтобы выяснить правильно ли вы поняли инструкцию.
Матрица с цифровым материалом_
Анализ результатов:
Подсчитать:
1) общее число воспроизведенных символов (01), учитывая как правильно воспроизводимые символы, так и с ошибками:
2) количество правильно воспроизведенных символов, учитывая перестановки (02);
3) только те символы, которые строго сохраняют порядок предъявления (03), переставленные и привнесенные символы: не содержащиеся в предъявленном ряду, не учитываются.
Ниже приведены показатели объема памяти на цифровые символы в зависимости от возраста. На основании полученных данных оценки объема кратковременной памяти можно выделить три основные группы учащихся на основе величины параметра 03:
• Первая группа. Показатель 03, т.е. количество запоминаемых символов с сохранением порядка следования в случайном ряду, свыше 4, 5 единиц (эта группа наиболее успешно справляется с обучением),
• Вторая группа. Показатель 03 находится в диапазоне от 4, 5 до 3 единиц (это группа, занимающая среднее положение по успеваемости).
• Третья группа. Показатель 03 ниже 3 единиц. Обычно это группа слабо успевающих детей, с которыми следует проводить дополнительную работу по развитию памяти, овладению формами запоминания.
Методика 5. Исследование особенностей самооценки и уровня
притязаний личности[15., С. 51 — 54]
(Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан)
Цель: изучение самооценки и уровня притязаний школьника.
Метод: эксперимент (индивидуальный).
Материал: на листе бумаги изображено семь вертикальных линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Процедура проведения: Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции занимает в 5-7 классах — 15-20 мин., в 8-11 классах- 10-12 мин.
При индивидуальной работе во время выполнения задания важно наблюдать и фиксировать особенности поведения школьников.
Учащемуся предлагается бланк методики, вводится инструкция.
Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее.
На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают: 1) здоровье; 2) ум, способности; 3) характер; 4) авторитет у сверстников; 5) умение многое делать своими руками, умелые руки; 6) внешность; 7) уверенность в себе.
Под каждой линией написано, что она означает.
На каждой линии чертой (« —«) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком («Х») отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».
Обработка результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается).
Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм. В соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр.: 54 мм = 54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;
б) высоту самооценки — от «О» до знака «х»;
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой;
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «—». Если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждою показатели по всем шести шкалам.
Оценка и интерпретация отдельных параметров
Параметр | Количественная характеристика (балл) | |||
норма | Очень высокий | |||
низкий | средний | высокий | ||
Уровень притязаний | Менее 60 | 60-74 | 75-89 | 90-100- |
Уровень самооценки | Менее 45 | 45-59 | 60-74 | 75-100 |
Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.
Проведение беседы
Выполнение данной методики желательно завершить индивидуальной беседой со школьником. После индивидуального выполнения работы беседа может непосредственно следовать за выполнением задания, после фронтального проведения беседа обычно проводится после получения результатов. При проведении беседы необходимо выполнять основные требования:
• внимательно слушать школьника;
• выдерживать паузу. Не торопить школьника;
• в тех случаях, когда школьник испытывает трудности при ответах на прямые вопросы (почему ты так оценил свой ум? характер?), переходить на косвенные формы (например, предложить рассказать о его сверстнике и т.п., задавать достаточно широкие вопросы, вовлекающие школьника в разговор);
• не подсказывать «забытых» слов, выражений;
• задавать конкретные, уточняющие, но не наводящие вопросы;
• держаться свободно, без напряжения;
• регулировать темп, тон и лексический состав собственной речи в соответствии с указанными характеристиками речи школьника;
• не давать оценочных суждений, как вербальных, так и невербальных; эмоционально поддерживать школьника, не высказывать чрезмерной заинтересованности в его ответах;
• общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и, в то же время, достаточно деловым; следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного школьником.
Методика 6. Учебные интересы и склонности ученика
[15., С. 60 — 64]
Цель: выявление учебных интересов и склонностей ученика, их широты, устойчивости.
Метод: анкета.
Интересы— эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям. Наличие интереса облегчает выполнение деятельности и приносит успех.
Инструкция: «Заполните, подчеркнув или дописав нужные варианты ответов»
1. Что больше всего тебя привлекает в школе? (общение с товарищами, получение отметок, узнавание нового, сам процесс учения, самостоятельная работа, другое).
(Подчеркните, что именно.)
2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным и почему?
3. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным и почему?
4. Какой из учебных предметов ты считаешь самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы и почему?
5. Какие учебные предметы надо было бы включить в обучение и почему?
6. Твои занятия на досуге, чтение, трудовые занятия, участие в художественной самодеятельности, занятия каким-либо видом искусства (музыка, живопись, скульптура и т.п.).
7. Какая работа тебе больше нравится: работа с людьми, с предметами, работа в коллективе, работа в одиночку, сидячая работа, работа подвижная, мало ответственная или очень ответственная работа, работа в природных условиях, в помещении, работа, требующая физической силы, не требующая физической силы?
Обработка
Обработка данных осуществляется на основе качественного и количественного анализа с целью выявления учебных и внеучебных мотивов, интересов, склонностей учащихся.
Количественная оценка — определение частоты (или процента) называния каждой позиции по итогам ответов всех учащихся класса и на этом фоне рассмотрение показателей по данному ученику для его понимания индивидуальности.
Качественная оценка
1. Анализ ответов с точки зрения основных характеристик интереса:
· содержания (духовно богатые или примитивные),
· широты или узости,
· действенности или созерцательности интересов.
2. Установление соотношения (совпадение, противоречие, независимость) общих и профессиональных интересов.
Возможная интерпретация
· Выявились (указать) источники формирования интересов учащихся.
· Среди факторов, сдерживающих развитие интересов, выделяются следующие: определилась (указать) тенденция в становлении интересов учащихся; наиболее оптимальной для развития личности является (указать) структура интересов.
Методика 7. Исследования особенностей мотивов учения
(Маркова А.К. Мотивация учения старшеклассников. //Вопросы психологии. 1978 №2)
Цель: выяснить ведущие мотивы учения.
Метод: рейтинг, ранжирование.
Процедура проведения: Инструкция испытуемому: «Укажи, какие из ниженазванных причин побуждают тебя учиться. Побуждающую роль каждой причины оцени соответствующим баллом (будь при этом искренним)»:
Ø если причина имеет очень большое значение в твоем учении – поставь балл «5»;
Ø если имеет значение – «4»;
Ø если имеет небольшое значение – «3»;
Ø если почти не имеет значения – «2»;
Ø если совсем не имеет значения – «1».
Список мотивов
1. Хочу хорошо подготовиться к избранной профессии.
2. Хочу получать хорошие отметки.
3. Хочу занять достойное место среди товарищей.
4. Не хочу иметь плохие отметки.
5. Нравится узнавать новое.
6. Люблю мыслить, думать, рассуждать.
7. Понимаю свою ответственность перед обществом.
8. Приятно получать одобрение.
9. Хочу быть лучшим учащимся.
10. Хочу избежать неприятностей.
11. Люблю теоретические знания.
12. Люблю выполнять сложные работы.
Анализ данных
1. Провести классификацию мотивов:
№ | Мотивация | Номера суждений | Балл | Средний балл |
1. | Широкая социальная | |||
2. | Мотивация благополучия | |||
3. | Мотивация престижа | |||
4. | Мотивация избегания | |||
5. | Мотивация содержанием | |||
6. | Мотивация процессом |
2. Сделать констатирующие выводы о ведущих мотивах ученика; определить являются ведущие мотивы внутренними, адекватными учебной деятельности мотивами (мотивация содержанием, мотивация процессом), либо внешними, неадекватными учебной деятельности (все остальные).
3. Провести анализ полученных данных, дать им возможное объяснение.
4. Дать психолого-педагогические рекомендации, т.е. выделить необходимые условия формирования адекватных мотивов учение.
Методика 8. Изучение сплоченности класса [15]
Цель:Выявить ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) как показатель сплоченности школьного класса.
Метод: анкета.
Инструкция: «Вам будут предложены известные пословицы и поговорки, которые были придуманы уже давно. Сейчас условия жизни изменились, изменились и представления людей. Это явление естественное. Так, что некоторые утверждения могут показаться вам неправильными. Подумайте хорошо над каждой пословицей и поставьте против ее номера знак « + », если вы с ней согласны, и знак « — », если не согласны».
Перечень пословиц:
1. Говорить правду — терять дружбу.
2. Горбатого могила исправит.
3. Стыд не дым, глаза не ест.
4. Дело не волк, в лес не уйдет.
5. Дружба дружбой, а служба службой.
6. Друзья познаются в беде.
7. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
8. Моя хата с краю, ничего не знаю.
9. Не в свои сани не садись.
10. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
11. Простота хуже воровства,
12. Риск — благородное дело.
13. Рыба ищет, где глубже,человек — где лучше.
14. Своя рубашка ближе к телу.
15. Старый друг лучше новых двух.
16. С кем поведешься, от того и наберешься.
17. Худой мир лучше доброй ссоры.
18. Что наша честь, если нечего есть.
19. Чужое добро в прок не идет.
20.От трудов праведных не наживешь палат каменных.
Анализ материала:
Ответы учащихся сводятся в общую таблицу, где указываются фамилии опрашиваемых и порядковые номера пословиц. Вычисляется два показателя ЦОЕ: ориентировочный (по каждой пословице отдельно) и итоговый (по всем пословицам).
Для этого по каждой пословице подсчитывается итоговое количество «+» — показатель, выражающий число совпадений мнений учащихся данного класса. Степень совпадения оценок по каждому суждению будет выражать ориентировочный уровень ЦОЕ, который вычисляется по формуле (в %):
С = К х 100 % ,
Р
Где С – показатель ЦОЕ; К – количество совпавших мнений по данному суждению; Р – количество опрашиваемых учащихся.
Итоговый показатель ЦОЕ определяется следующим образом: полученные ориентировочные значения ЦОЕ (по каждой пословице) складываются и сумма делится на общее количество пословиц (20).
Величина общего показателя ЦОЕ может колебаться от 50% до 100%, что характеризует соответственно очень низкий и очень высокий уровень сплоченности класса.
Таблица
№ | Пословицы | * | ||||
Фамилия, имя. | ||||||
1. | ||||||
2. | ||||||
*** | ||||||
Р | ||||||
Всего (К) | ||||||
В % |
Методика 9. Общая оценка психологического климата
(автор А. Н. Лутошкин)[5., 8.]
Цель: исследование общей оценки психологического климата школьного класса его членами.
Метод:анкета.
Материал: опросник, содержащий десять парных (позитивных и негативных) описаний проявления психологического климата.
Процедура проведения:
В левой стороне листа описаны те качества школьного класса, которые характеризуют благоприятный психологический климат. В правой — качества класса с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещённой в центре листа (от +3 до — 3).
В предлагаемой карта — схеме следует прочесть сначала предложения слева, затем — справа и после этого знаком “х” отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
Инструкция:«Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине:
+3 — свойство, указанное слева проявляется в группе всегда
+2 — свойство, указанное слева проявляется в большинстве случаев
+1 — свойство, указанное слева проявляется достаточно часто
О — ни это, ни противоположное свойство не проявляются достаточно ясно, или проявляются одинаково
1 — достаточно часто проявляется свойство, указанное справа
2 — свойство проявляется в большинстве случаев
3 — свойство проявляется всегда»
Анализ материала:
Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, II, — сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах — суммаВ;найти разницу С = А — В. Если Сравно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. Если С более 25, то психологический климат благоприятен. Если С менее 25 — климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:
С = SCi / N, где N— число членов группы.
Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:
n(Ci)/N • 100%,
где n(Ci) — количество людей, оценивающих климат группы как неблагоприятный, N — число членов группы.
-1 | -2 | -3 | ||||||
1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе | 1. Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе | |||||||
2. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия | 2. Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия | |||||||
3. Стремление к совместности переживания события, жизненных явлений, произведений искусства | 3. Тенденция к замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний | |||||||
4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы | 4. Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными | |||||||
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций | 5. В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить | |||||||
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой. | 6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д. | |||||||
7. Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему. | 7. В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому | |||||||
8. В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность | 8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу | |||||||
9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения | 9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения | |||||||
10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности | 10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности | |||||||
11. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела | 11. Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях |
Методика 10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА ГРУППЫ ОДНОКЛАССНИКОВ [15., 97 – 101.]
Цель:изучить субъективную привлекательность характера взаимоотношений в школьном классе для его членов.
Метод: анкета. Исследование проводится на основе индекса групповой сплоченности Сишора.
Инструкция:Психолог обращается к испытуемым со словами: «Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающий ваше мнение».
Вопросы анкеты:
I. Как вы оцениваете свою принадлежность классу?
1. Считаю себя активным, полноправным членом коллектива. (5)
2. Участвую в большинстве дел класса, но часть одноклассников делают это активнее меня. (4)
3. Участвую примерно в половине дел класса. (3)
4. Не чувствую привязанности к классу и в его делах участвую редко.(2)
5. Делами класса не интересуюсь, и участвовать в них не желаю. (1)
II. Хотели бы вы перейти в другой класс, если бы представилась такая возможность?
1. Очень хотел бы. (1)
2. Скорее всего перешел бы, чем остался. (2)
3. Не вижу никакой разницы. (3)
4. Скорее всего остался бы в своем классе. (4)
5. Очень хотел бы остаться в своем классе. (5)
III. Взаимоотношения учащихся в вашем классе.
1. Лучше, чем в других классах. (3)
2. Такие же, как в других классах. (2)
3. Хуже, чем в других классах. (1)
IV. Взаимоотношения учеников вашего класса с учителями.
1. Лучше, чем в других классах. (3)
2. Такие же, как в других классах. (2)
3. Хуже, чем в других классах. (1)
V. Отношение одноклассников к учебе.
1. Лучше, чем в других классах. (3)
2. Такое же, как в других классах. (2)
3. Хуже, чем в других классах. (1)
В скобках даны балльные оценки ответов.
Анализ материала:
1. Ответы учащихся сводятся в общую таблицу, где указываются фамилии опрашиваемых и порядковые номера вопросов, а также количество баллов по каждому из вопросов.
2. Подсчитать сумму баллов по всем вопросам. Она колеблется от 5 — самая неблагоприятная — до 18 баллов — самая высокая оценка привлекательности класса.
3. Проанализировать школьников с крайними оценками.
4. Рассмотреть распределение ответов по отдельным вопросам. Низкие оценки по какому-либо вопросу позволяют выявить источники напряженности в классе.
Таблица
№ | Вопросы Фамилия, имя. | I. | II. | III. | IV | V | Сумма |
* | |||||||
n | |||||||
Всего |
МЕТОДИКА 11. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ (СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА)[15., 90 – 94.]
Цель:
· Выявление личных отношений учащихся на данный момент исследования в различных видах деятельности;
· Определение социометрической структуры класса («звезды», «предпочитаемые», аутсайдеры);
· Наличие группировок, определение взаимности социометрических выборов.
Материал: социометрические критерии, определяющие область (сферу деятельности и общения), к которой должны относиться приводимые выборы.
Процедура проведения: Классу сообщается инструкция примерно следующего содержания: «Представьте себе, что ваш класс предстоит переформировать (создать заново).
Вы уже достаточно хорошо знаете, друг друга, ваши личные взаимоотношения сложились. Мы бы хотели воспользоваться вашим опытом, чтобы с учетом ваших пожеланий создать новый класс. Вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо дать искренние, доверительные ответы. Никому, кроме вас и меня, они известны, не будут, (необходимо сделать по 3 выбора)».
Далее предлагается социометрический критерий, на основании которого делаются выборы. Например:
· С кем бы ты (не) хотел подготовиться к предстоящим экзаменам, зачетам, контрольной работе? (учебная деятельность).
· Кого бы ты (не) взял себе в помощники для организации и проведения вечера, К.Т.Д? (организационная деятельность)»
Учащимся дается 10-15 минут, для выбора, затем листочки собираются и анализируются.
Анализ данных:
1. Полученные ответы обрабатываются и представляют в виде социограмм — специальных рисунков, которые наглядно показывают систему сложившихся в классе личных взаимоотношений. Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Групповые социограммы представляют в целом картину личных взаимоотношений, сложившихся в группе, а индивидуальные социограммы — только систему отношений одного ученика с остальными. Групповые социограммы, в свою очередь, имеют два варианта: масштабную социограмму и социограмму-мишень.
1.1. На масштабной социограмме ребята, входящие в состав класса, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, указывающими на направленность выборов или отклонений. Подобная социограмма строится таким образом, чтобы схематически представить реальные взаимоотношения школьников через соответствующее их пространственное расположение на рисунке. Масштабная социограмма дает наглядную картину структуры личных взаимоотношений в коллективе.
1.2. Социограмма — мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному числу выборов, полученных кем — либо из учеников в данном классе. Все члены данной группы на социограмме — мишени изображаются кружками и треугольниками, расположенными в промежутках между окружностями в соответствии с числом полученных ими выборов. Вертикальными и горизонтальными линиями, проходящими перпендикулярно друг друга через центр, вся социограмма делится на четыре сектора. Каждый из них включает определенную группу членов изучаемого класса, выделенную по интересующим исследователя характеристикам. При помощи социограммы — мишени можно судить не только о том, кто и какое место занимает в группе, но и о том, какие взаимоотношения в ученическом классе сложились между ребятами.
1.3. Для более детального анализа положения отдельных учеников в системе личных отношений, например в классе, обращаются к индивидуальным социограммам. Они отражают положение выбранного по каким- либо признакам ученика в совокупности всех его личных отношений.
1.4. Показатель групповой сплоченности можно вычислить по формуле:КВ= р1 : рх100 %, где р1 — сумма взаимных выборов, р — общее количество выборов(до 45 — 50% — нет взаимности, 50 — 60% — средний уровень, 60 -70% — высокий уровень).
Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I- II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV).
УБВ высокий при I+II и III+IV; средний при I+II=III+IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т. е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15-20%).
Его можно вычислить по формуле: КИ=аутсайдеры / всех Х 100%.
На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе (KB ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).