Психологические особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Ессентуки

Гуманитарно-технологический факультет

Кафедра педагогики и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу

Б3.Б.2 Психология

Психологические особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля

Студентки 1 курса группы 1 НИЯ

Филипповой Натальи Васильевны

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

по профилям «Начальное образование», «Иностранный язык»

Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор

Краснянская Т.М.

к.и.н., доц. А.В. Барнаш _____________

Ессентуки, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ

.1 Проблема агрессивности личности в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Психологическая характеристика волевого самоконтроля

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ

.1 Организация изучения агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля

.2 Результаты изучения агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Агрессивность-проявление протеста ребенка, попытка поменять неблагоприятную для него ситуацию. Это одна из проблем психического здоровья личности нашего времени.

Рассматривая злость как качество личности, проявляемое, как верховодило, в не соответствующих принятым нормам формах поведения, принципиально изучить не лишь причины, действующие на злость деток, однако и формы её проявлений в зависимости от особенностей отношений подростков с родителями.

4 стр., 1638 слов

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП

Оглавление 1. Причины нарушений развития личности детей с ДЦП 1 2. Специфика личностного развития и формирования коммуникативных функций 1 3. Характеристика формирования образа «Я» 4 4. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП 5 5. Взаимоотношения со сверстниками и членами семьи как фактор развития личности детей с нарушениями ОДА 5 1. Причины нарушений развития личности детей с ...

Нужно упражнять надлежащие способы и средства коррекции брутального поведения личности как подростков, так и их родителей. Психический парадокс агрессии человека, представлен в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Ж. Годфруа, А.И. Захарова, Д. Майерса, Н.А. Волковой, И.А. Фурманова, А.А. Любинской, Е.А. Рогова, М.П. Якобсона.

Теоретическая значимость состоит в обосновании значительности воздействия наблюдаемой подростковой агрессии.

В то же время до реального момента в исследованиях не уделено подобающего интереса вопросу исследования агрессии в согласии разбора её индивидуально-типических черт.

Особый интерес профессионалов к проблеме агрессивного поведения, а еще сложность устранения таковых проявлений у подростков, свидетельствует об ее актуальности.

Цель исследования: изучить психологические особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.

Объект исследования: психологические особенности агрессивности личности подростков.

Предмет исследования: психологические особенности агрессивности личности подростков при разном уровне волевого самоконтроля.

Гипотеза исследования: при разном уровне волевого самоконтроля могут проявляться различия в агрессивности подростков.

Задачи исследования:

1.Изучить особенности развития проблемы агрессивности личности в отечественной и зарубежной психологии.

2.Дать характеристику волевого самоконтроля личности.

.Разработать процедуру изучения психологических особенностей агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.

.Изучить особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.

Методы исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, методы анализа и синтеза, эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование), методы математической статистики.

12 стр., 5952 слов

Современные исследования уровня притязаний и самооценки у школьников

... личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352 с. 3.Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. – 1992. – №4. – Т.13. – С. 99–100. 4.Бороздина Л.В. Исследование уровня ... обидчивость, подозрительность и даже агрессивность. Заниженная самооценка личности, напротив, может сформировать чувство ... показателями интеллектуальных и волевых качеств дают низкий уровень притязаний, редко повышающийся ...

Источники: работы отечественных и зарубежных психологов раскрывающих проблемы волевого самоконтроля (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В.С. Журавлев), агрессивности (В.К. Котырло, Г.С. Никифоров, А.Г. Пачина).

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в систематизации и обобщении информации, раскрывающие особенности феноменов агрессии и самоконтроля. Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что собраны эмпирические данные, характеризующие особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.

База исследования: исследование проводилось на базе школы МКОУ СОШ №4 имени Героя России Андрея Скрябина г. Минеральные Воды. В исследовании приняло участие 20 школьников подросткового возраста.

Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объём курсовой работы составляет 36 страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ

.1 Проблема агрессивности личности в отечественной и зарубежной психологии

Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими, как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Однако злость вовсе не является необходимым условием нападения на других, агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения.

10 стр., 4527 слов

1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в психологии

... агрессивных тенденций личности. Условно можно выделить следующие разновидности поведения с точки зрения агрессивности: антиагрессивность - ... психопатическая агрессия - жестокая и часто бессмысленная агрессия, повторяющиеся акты агрессии (агрессивный психопат,  «маньяк-убийца»); агрессия по ... профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д. Огромное ...

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Выделим главные определения агрессии:

Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению [30].

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу [30].

Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы [30].

Агрессия — физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [30].

Агрессия — злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [30].

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и любое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости и т.д. Чрезмерное развитие агрессии начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [30].

Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив.

Что касается природы агрессивности, то ее начало находится на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера. К ним можно отнести эмоциональную чувствительность и раздражительность, уровень тревожности, некоторые эмоции, входящие в так называемый комплекс враждебности — гнев, отвращение и презрение, а также эмоция страха. Совместное действие этих характеристик определяет готовность человека к агрессивным действиям.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию ... изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых ... смущение; - пощипывание ладони - готовность к агрессии; - покусывание ногтей - внутреннее беспокойство; - ...

Необходимо различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия — это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность — относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

При характеристике агрессии, чаще всего, используют два основных понятия — агрессивное поведение (агрессивные формы поведения) и агрессивность. Кажущаяся близость этих терминов нередко затрудняет правильное понимание природы самой агрессии [26].

У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и ее торможение. Тенденция к агрессии — это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызение совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий.

Психологическая трудность предотвращения агрессивных действий заключается, в частности, в том, что человек, ведущий себя подобным образом, обычно находит множество различных оправданий своему поведению, пытаясь снять с себя вину.

В литературе описаны следующие наиболее распространенные способы самооправдания агрессии, которые необходимо учитывать для понимания причин многих проступков: снижение значимости предпринятой агрессии путем одностороннего сравнения своих действий с более агрессивными действиями других («меня еще и не так били»); оправдание собственных агрессивных действий тем, что они были призваны обеспечить утверждение более высоких ценностей («пора, наконец, наводить порядок!»); отрицание либо разделение своей ответственности с другими лицами, особенно в случаях коллективной агрессии («все бьют, не только я!»); дегуманизация жертвы с отказом признать за ней личностные, чисто человеческие качества, ее право на уважение, право на жизнь («сам виноват!») [6].

7 стр., 3141 слов

Выявление зависимости уровня агрессии у подростков от микроклимата в семье

Выявление зависимости уровня агрессии у подростков от микроклимата в семье Буркина Л.С. (рук.), Карпова Н.О. (студ.) В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. С середины прошлого века ведутся активные исследования причин агрессивного поведения у подростков. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Рост агрессивных тенденций в ...

В жизни случается так, что, описывая какого-нибудь человека, мы говорим: это агрессивная персона. Тем самым мы стараемся подчеркнуть наличие вполне определенного качества, присущего ему — агрессивности. В то же время мы с удивлением должны констатировать факт агрессивного поведения человека, которого было невозможно заподозрить в агрессивности. Таким образом, сама жизнь подсказывает нам наличие двух разных феноменов — агрессивности как качества личности и агрессивного поведения как целенаправленного действия.

Чтобы понять особенности агрессивного поведения молодых людей и разработать пути её решения, для начала, нужно понять, отчего и под воздействием каких факторов она возникает. Так сказать найти первопричины этого явления.

К. Лоренц [14] считал, что кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления и эта возможность проявляется в зависимости от способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Он рассматривал агрессию, как неизбежное следствие врожденных сил. Считал, что она генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Подобным способом, формирование агрессивных действий, представляется совместной функцией количества накопленной агрессивной энергии и наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Однако чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный период, тем меньший стимул необходим для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

16 стр., 7536 слов

Особенности смысловой сферы у подростков с разными типами агрессивности

... 18. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм [Текст] / Ю.Б. Можгинский - СПб, 1999. 19. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / Психологический ... журнал. 1996. №5. С.3-18. 20. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его ...

К. Лоренц так же утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления [14, c. 62].

Под агрессией, по Э. Фромму, понимаются любые действия всевозможные воздействия, которые наносят либо решили нанести вред другому человеку, группе людей или животному [25, c. 132].

Агрессивное поведение — «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», пишут Р. Бэрон и Д. Ричардсон, подчеркивая при этом не эмоциональный аспект, а поведенческий аспект проявления агрессии [6, с. 26].

В русле психоаналитического подхода причиной возникновения агрессивного поведения занимался и Д. Доллард. он разработал фрустрационно- агрессивную теорию. Эта теория возникла в противовес концепциям инстинкта: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Агрессия — это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию — попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Агрессия рассматривается как попытка навредить другому своим действием. При чем степень фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действия.

Помимо основных понятий агрессии и фрустрации, рассматриваемых неразрывно, теория оперирует также ключевыми понятиями торможения и замещения. Торможение — это тенденция ограничить или свернуть действия из- за ожидаемых отрицательных последствий. Торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого как виновник этого торможения.

Замещение — это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации.

Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса. Катарсис — это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии.

Но было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники фрустрационной теории согласились с этим и несколько видоизменили свою позицию.

Агрессивные действия выступают в качестве средства достижения какой-либо цели, способа психологической разрядки, а так же способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Выделяют следующие виды агрессивных реакций: физическая агрессия (нападение), косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости), склонность к раздражению, негативизм (манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы), обида (зависть и ненависть к окружающим) и вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через ссору и крик, так и через угрозу, проклятие ругань) [3. c. 87].

Э. Фромм обозначает пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение или сопротивление).

Он различает агрессию биологически адаптативную, содействующую поддержанию существования, высококачественную, и злокачественную, никак не сопряженную с сохранением существования [25, c. 137-139].

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие этой самой агрессивности ведет к пассивности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации, и т.д.

В подростковом возрасте появляется ряд предпосылок к формированию агрессивного поведения.

Первая закономерность и острая проблема подросткового возраста, способная привести к агрессивности, — это пересмотр взаимоотношений с родителями, переход от детской связи к отношениям, складывающихся на обоюдном уважении и равенстве.

Второй момент — окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.

Третья особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка — открытие своего внутреннего мира, в этот период появляются проблемы самосознания и самоопределения.

Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы, включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо может быть не обнаруженным.

Поэтому зачастую агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.

Подростковый возраст — один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.
Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма — делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения.
С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье. Становление как положительных, так и отрицательных черт, напрямую зависит от стиля родительского воспитания (в равной степени и отцовского, и материнского), от характера и количества дисциплинарных взысканий и наказаний[27].

Стиль и поведение родителей — это относительная устойчивость целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности подростка.

Говоря о подростковой агрессии, стоит сказать, что агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возраста различается по нескольким корневым основам. В большинстве случаев, данные основы такие же, как и у совершеннолетних представителей определённого пола.

Мальчики — подростки испытывают агрессию в таковых межличностных отношениях как учёба, спорт, индивидуальная угроза, ситуация алкогольного опьянения. У них ярче проявлено умение к абстрагированию, существенно обширнее область заинтересованностей, однако, наравне с данными, они беззащитнее в реальных жизненных ситуациях.

У девочек — подростков — наиболее высоко сформирована словесно-речевая деятельность, умение к состраданию и переживанию. Они более восприимчивы к критике в свой адрес, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей и наиболее бурно реагируют на недооценивание их в духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление.

Однако любое поведение — это поведение конкретного человека. И оно определяется не только ситуацией, в которой он находится, людьми, с которыми он контактирует, но и его личными особенностями. Именно они характеризуют его со стороны психологических качеств, зная которые можно спрогнозировать возможное поведение. В конце концов, решение, как поступить, всегда остается за человеком, а не за качеством.

В связи с этим необходимо помнить, что попытки показать подростку, что его поведение оставляет желать лучшего с помощью физического наказания могут дать противоположный результат: наказывающие таким образом родители становятся примером агрессивного поведения. Но нейтральная позиция родителей тоже может способствовать дальнейшему росту агрессии. Тем не менее, возможны и другие методы родительского реагирования на агрессию: обсуждение возникшей проблемы. Ведь, экспериментально доказано в других исследованиях, агрессивные дети отличаются от неагрессивных, в первую очередь, слабым знанием альтернативных способов разрешения конфликтов. По этому, наиболее адекватное поведение взрослых в той или иной ситуации — это осуждение агрессии ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

Становление эмоционально — волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности — сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Тревожность подростка часто нарушает его нормальную жизнь, нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность испытывают часто школьники, которые хорошо учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Такие дети обычно не вызывают жалоб со стороны учителей и родителей и сами не обращаются к психологу.

Отечественная психология исходит из положения о том, что интерес подростка к своему внутреннему миру, размышления о себе, о своих взаимоотношениях с другими, о месте в коллективе возникает на основе интереса его к другим людям и, прежде всего к сверстникам. Развитие же интереса к другому, в свою очередь, обусловливается новыми формами общения подростков между собой. Оно строится на взаимоинтересных занятиях, совместных обсуждениях. Устанавливаются более глубокие личные взаимоотношения, связанные с разнообразными чувствами (симпатии, дружбы, зарождающейся любви и др.).

Наиболее характерными для раннего подросткового периода являются реакции протеста, имитации или компенсации, что тоже сопровождается подростковой агрессивностью. Эти реакции иногда возникают в кругу семьи или в школе, в связи с неблагоприятно сложившейся ситуацией, имеют определенную направленность против тех лиц, которые, по его мнению, как-либо виноваты в ее возникновении. Эта реакция может быть вызвана чрезвычайными требованиями к ребенку, непосильной для него учебной или другой нагрузкой. Причинами ее возникновения может быть конфликт между родителями, несправедливое, по его мнению, наказание, самоизоляция в коллективе школьников. Часто такие подростки замкнуты, ни с кем не дружат, вступают в конфликты с товарищами и взрослыми[16].

Наблюдая поведение сверстника и анализируя отдельные его поступки, подросток пытается разобраться в психологических особенностях личности другого. Интерес к своему сверстнику в процессе общения с ним, размышление о его психологических свойствах заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение, сравнить себя с ним. В постепенном процессе познания собственных качеств у подростка сохраняется та же последовательность, что и при познании качеств другого, т. е. вначале выделяются внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности и, наконец, личностные качества, более скрытые особенности внутреннего мира.

Учителям так же следует своевременно выявлять учащихся предрасположенных к агрессии. Немалая значимость в данной работе отводится психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Применяя в своей работе различные методики, рисуночные тесты, мониторинг, можно во время выявлять агрессивных учащихся ещё на раннем этапе и создавать коррекционную и профилактическую работу.

Итак, сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

1.2 Психологическая характеристика волевого самоконтроля

Воля — наш главный инструмент в борьбе за самих себя. Волевые люди средних способностей нередко достигают многого, а безвольные, как правило, ничего [31].

Обладать волей — значит обладать способностью управлять своим поведением, преодолевать трудности, в достижении поставленной цели [31].

Воля связана с различными сторонами психики: познавательными и эмоциональными. Как нам известно, человек всегда размышляет о предстоящей работе: выясняет цели и задачи, этапы работы, ожидаемый результат и т.д. Все это сопровождается разнообразными эмоциональными переживаниями. В то же время является стимулятором активных действий. Благодаря воле, а так же и самоконтролю, люди создают материальные и духовные ценности, совершают подвиги и преодолевают трудности в различных жизненных ситуациях [31].

Самоконтроль — это волевое свойство, нужное любому человеку, преподает он в школе либо напротив, обучается [32]. В разных обстановках он выражается в умении избежать раздор, не позволив проявится эмоциональному взрыву [32].

Аристотель ввёл мнение воли как объяснительное, чтобы различать поступки, совершаемые на основании умного решения субъекта, от поступков, вызванных его желаниями, и не сами сообразно себе познания являются предпосылкой умного поведения, а держава, вызывающая действие сообразно интеллекту. Она зарождается в мудрой части души, средством соединения умного решения с хотением, придающим решению побудительную силу, и само хотение обуславливается побудительной силой рвения, а волю Аристотель сводил к управлению, а конкретно:

а) средством интеллекта побудительной силой хотения человека;

б) маршрутом придания исходному материалу побуждения к предмету;

в) средством торможения побуждения, когда интеллект дает подсказку, что необходимо избежать рвения к тому либо другому объекту.

Деяния и поступки, исполняемые сообразно решению самого человека, Аристотель считал случайными. Он считал, что воля не лишь активизирует, однако и избирает произвольные деяния, а еще регулирует их воплощение, а дееспособность человека обладать собой приписывал деянию волевого истока, однако хоть какое волевое перемещение сообразно Аристотелю владеет естественные основания.

Р. Декарт считал, что задачка воли — сражение со страстями, какие появляются под воздействием вещей. Воля может замедлять движения, вызываемые страстью.

Он считал что:

разум-орудие воли;

воля помогает руководствоваться определёнными правилами, вытекающими из понятий о добре и зле;

воля связана с нравственностью. [30]

А.Н. Леонтьев разглядывал формирование случайного поведения в связи с развитием и дифференциацией мотивационной сферы.

Воля как долженствование [30].

Этот подход к пониманию воли присущ грузинским психологам. Они рассматривали ее как один из побудительных механизмов, наравне с актуально переживаемой потребностью. Согласно понятию Д.Н. Узнадзе, механизмы воли таковы, что источником деятельности, либо поведения — является не импульс актуальной потребности, а установка на действие (желание) [30].

Ш.Н. Чхарташвили: «Воля призвана работать побудительным механизмом поведения, удовлетворяющего общественным потребностям, какие приняты субъектом (я обязан).

Воля как особенная форма психической регуляции

Одним из первых исследователей обративших интерес на волю как необыкновенную форму психической регуляции поведения был М.Я. Басов. Он говорил: «Воля — психический механизм, посредством которого личность регулирует свои психические функции…» [30].

Власть личности над своими душевными состояниями выделял он лишь при наличии в ее составе единства некого регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность постоянно владеет в реальности.

Регулирующую роль воли подмечают А.Ц. Пуни, Б.Н. Смирнов, П.А. Рудик, Н.П. Ранохин М. Брицихин и другие [23].

Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и проблем.

Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека.

Е.Д. Хомской под произвольностью высших психических функций понимается способ намеренного управления психическими функциями [30]. Б.В. Зейгарник с соавторами упоминает о «развитии саморегуляции как осмысленного управления собственным поведением» [30].

Трактовка воли встречается и у В. Калина: «Воля — это система механизмов сознания, обеспечивающая самоуправление…» [30].

У В.И. Селиванова находим: «Основная особенность волевой регуляции заключается в сознательной мобилизации личностью своих психических физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий» [30].

Воля как самоуправление

Воля (или произвольность) — это самоуправление собственным поведением через сознание, которое подразумевает независимость человека не только в принятии решения (пресловутая свобода воли), но так же и в инициации действий, их осуществлении и контроле. В лингвистике присоединение местоименного прилагательного само к тому, либо другому слову владеет вполне определённое словообразовательное значение, которое содержится в обозначении направления действия на такого, кто его осуществляет. Отсюда ключевой сущностью воли является самобытность. Именно она отличает произвольное управление от непроизвольного управления.

В хрестоматии [30] самоконтроль понимается как сознательный контроль, осуществляемый человеком над своим поведением, мыслями и чувствами, регулирование и планирование своей деятельности.

Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека.

Является условием адекватного и психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности.

Многообразие его механизмов подчиняется иерархическому принципу организации. Они, эти механизмы, имеют место от протекания познавательных процессов до выбора мотивов поведения.

Несомненно, также, что самоконтроль является компонентом процессов управления (саморегулирования) систем качественной различной природы, где человек является в высшей степени сложной системой.

Для более наглядного представления о проявлениях самоконтроля рассмотрим деятельность человека-оператора, осуществляющего контроль над техническими средствами.

Самоконтроль включён во все виды психических явлений. Виды классификаций самоконтроля: временной, пластический, скелетный, а еще принцип произвольности самоконтроля.

Во временной принцип вступают: подготовительный, текущий (промежуточный) и результирующий виды самоконтроля.

В связи с этим различают: зрительный, слуховой, тактильный и др. виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, осуществляемый через внешние каналы обратной связи, по которым поступает контрольная информация. Такой самоконтроль преобладает в повседневной жизни человека.

В соответствии с пространственным принципом, регулируемая со-составляющая и лично эталон поступает в действие сличения по каналу различной модальности.

В связи с этим распознают: визуальный, слуховой, тактильный и другие виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека преобладает самоконтроль, выполняемы через наружные каналы обратной связи, при помощи которых поступает контрольная информация. Такой самоконтроль преобладает в поведенческой практике человека.

В согласовании со структурным принципом, свойственные человеку, многообразие устройств самоконтроля поддается иерархическому принципу организации. Огромный смысл для действенного решения установленных задач перед спецконтингентом владеет важная черта характера человека, помогающая ему осуществлять руководство над самим собой, сохранять умение к осуществлению поступков в затрудненных ситуациях, такая черта, как самообладание.

Если эта черта у человека сильно развита, то он может при любых, даже чрезвычайных обстоятельствах подчинить свои эмоции голосу рассудка, не допустить деструктивного поведения в ситуации, требующей самоорганизованности и самообладания. Главное оглавление этого характеристики сочиняет служба двух психологических устройств: самоконтроля и устранения (воздействия).

Если самоконтроль укрепляет факт рассогласования, то этот итог является толчком к запуску механизма коррекции, направленного на подавление, сдерживание эмоционального «взрыва», на возвращение эмоционального реагирования в нормативное русло.

Когда говорится о воле и самоконтроле, подразумевается их взаимное проникновение друг в друга. Поскольку четкого определения волевого самоконтроля не существует, а есть только понятие (волевой контроль).

Наиболее лучшее проявление действия самоконтроля мы наблюдаем в так называемой оценке волевого потенциала человека, в этом случае используют качественную шкалу «сильная-слабая».

Когда говорят, что этот человек отличается сильной волей, подразумевают при этом, что он умеет преодолевать трудности, способен достигать поставленных целей, даже в самых неблагоприятных условиях. И напротив, человека характеризуют как слабовольного, если он предпочитает скорее отказаться от воплощения своих собственных замыслов, чем попытаться найти в себе силы, чтобы наперекор возникшим препятствиям всё-таки достигнуть желаемого.

Однако, представление о том, что сильной воле всегда сопутствует развитый самоконтроль, является на наш взгляд, достаточно упрощенным. На самом деле следует принимать во внимание характер взаимосвязи воли и самоконтроля как свойств личности. Различные степени выраженности этих свойств приводят к разнообразию форм их совместного проявления. Ориентируясь только на полярные значения воли и самоконтроля по той же шкале «силы-слабости» можно привести примеры, иллюстрирующие особенности их сочетания.

Человеку с сильной волей могут быть присущи определенные слабости в сфере самоконтроля, например, эмоционального.

Слабовольный человек может испытывать повышенную потребность в самоконтроле. Это тип осторожного, робкого, нерешительного человека, который с помощью тщательного самоконтроля стремится организовать свою жизнедеятельность таким образом, чтобы свести к минимуму саму возможность встречи с трудными ситуациями, преодоление которых потребовало бы от него волевых усилий.

Итак, в основе волевого компонента лежит готовность к совершению волевого усилия по преодолению познавательного затруднения и его осуществление в деятельности. Каждый из компонентов играет определённую роль, и если нет в наличии одного компонента, то и самоконтроль не может быть осуществлён в полной мере.

агрессивность подросток самоконтроль волевой

Выводы по главе 1

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в поведении. Так же, на развитие агрессивности подростка могут повлиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

Проблема агрессии стала в наши дни не только юридической, психолого-педагогической, но и морально-этической.

Под мотивационным компонентом самоконтроля мы понимаем внутренние побуждения, которые возникают в результате осознания противоречия между существующими у юношей знаниями, умениями и навыками и необходимостью овладения новыми более объёмными и качественно совершенными.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ

2.1 Организация изучения агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля

Целью эмпирического этапа нашего исследования выступило выявление на опытной основе особенностей агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.

Эмпирические задачи:

. Изучить особенности агрессивности личности.

. Изучить особенности волевого самоконтроля.

.Установить связь меду агрессией и самоконтролем у подростков.

Исследование проводилось на базе школы №4 в городе Минеральные Воды. В нем приняло участие 20 школьников подросткового возраста.

В своём исследовании подростков мы использовали тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что предложенные тестовые задания составлены на доступном для подростков уровне.

Следует помнить, что при наличии сильной мотивации и заинтересованном активном настрое на тестирование его результаты будут лучше.

Исходя из полученных нами знаний, во время написания курсовой работы, проявление агрессии можно разделить на два основных типа: мотивационная и инструментальная агрессия.

Подразумевается, что оба типа могут проявляться под контролем сознания подростка, так и вне его сознания, и связаны с эмоциональными переживаниями (гневом, враждебностью).

Установив степень деструктивных направленностей, допускается с большой степенью вероятности прогнозировать вероятность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных методик по психологии является опросник Басса-Дарки.

А. Басс ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинит зло. Под инструментальной агрессией, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т. е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения.

Этот личностный опросник, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1.Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

.Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

.Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

.Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

.Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

.Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

.Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

.Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника авторами использовались следующие принципы:

.Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

.Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.

По мнению авторов, под агрессивностью под враждебностью можно воспринимать свойство личности, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Второй методикой для исследования подростков мы выбрали опросник волевого самоконтроля, разработанный А.З. Зверковым и Е.В. Эйдманом. Он направлен на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается — мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями.

Опросник «Волевой самоконтроль (ВСК)» направлен на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции и позволяет получить информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции. Методика позволяет получить данные о степени развития навыков саморегуляции личности по трем шкалам: общий (суммарный) балл степени развития волевого самоконтроля, настойчивость, самообладание.

Он содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. Нужная нам вторая шкала отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний (называется «самообладанием»).

Опросник ВСК существует в двух версиях. Исследовательская версия предусматривает ответ на каждый пункт в семибальной шкале (от-3 до +3) с градацией степени уверенности в положительном или отрицательном ответе. Для практических задач используется версия с вынужденным выбором: «да», «нет». В инструкции оговаривается, что в случае сомнений в ответе выбирают любую альтернативу.

При подсчете суммарных баллов учитываются только совпадения с ключом (каждое такое совпадение увеличивает суммарный бал на единицу).

Те позиции протокола, которые не совпадают с ключом, игнорируются и не влияют на величину суммарного балла (приносят отрицательные очки).

В результате такой процедуры балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 13 по шкале «самообладание». Сырые баллы переводятся в стандартные с использованием таблиц норм, соответствующих обследуемому контингенту.

Высокий балл по шкале «самообладание» набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового, неожиданного. Вместе с тем, стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное ограничение собственной спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, к преобладанию постоянной озабоченности утомленности.

На отрицательном полюсе данной шкалы — спонтанность, импульсивность в парадоксальном, на первый взгляд, сочетании с обидчивостью, консерватизмом и предпочтением традиционных взглядов, ограждает человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют внутренней раскрепощенности и преобладанию расслабленного, невозмутимого фона настроения.

По итогам обработки методики выявлялся общий индекс ВСК и уровень развития самообладания.

При статистической обработке полученных эмпирических данных нами были использованы программы вычисления MS Excel, а также коэффициент корреляции Спирмена, позволяющий определить степень взаимовлияния между показателями агрессивности и волевого самоконтроля у подростков.

Таким образом, мы выяснили, что существует многообразие концепций и теорий, посвященных поиску причин происхождения феномена агрессии, сделали попытку рассмотреть наиболее известные из них. Анализ этих подходов показал, что агрессия может проявляться в виде форм и реакций, разных по сложности и степени выраженности, что она может быть как практически неопасной для индивидуума и окружающих его людей, так и обладать разрушительной силой, которая может причинить непоправимый вред другим.

2.2Результаты изучения агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля

Исследование уровня агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля позволило дифференцировать подростков (см. приложение таблица 1).

В таблице 1 представлены результаты, по методике Басса-Дарки, уровня агрессивности.

Таблица 1

Результаты обследования уровня агрессивности

Уровень агрессивностиКоличество человекn%высокий735,0средний1050,0низкий210,0

В нашем исследовании, по методике Басса-Дарки, установлено, что 7 человек (35,0 %) имеют высокий уровень агрессивности, (чрезмерно агрессивные) нередко бывают неуравновешенными. Им присуще такие качества, как: обидчивость, импульсивность, их так же легко вывести из себя, могут жестоко обращаться по отношению к другим. 10 человек (50,0 %) — средний уровень агрессивности, (умеренно агрессивные) личностей. Они характеризуются действиями, которых носят разрушительный характер, имеют склонность к непродуманным поступкам, довольно частой злобой на окружающих, но после того, как успокаиваются, зачастую, просят прощения за свою несдержанность. И 2 человека (10,0%) — с низким уровнем агрессии. Такие люди, большую часть времени, миролюбивы, добры и общительны.

Покажем графически (рис. 1).

Рис. 1. Результаты изучения агрессии по методике Басса-Дарки

В таблице 2 представлены результаты, измеренного по методике ВСК уровня самоконтроля.

Таблица 2

Результаты обследования уровня самоконтроля

Уровень самоконтроляКоличество человекn%высокий420,0средний1050,0низкий630,0

Покажем графически (рис. 2).

Рис. 2. Результаты изучения самоконтроля по методике «Волевой самоконтроль»

В нашем исследовании, по методике ВСК (волевой самоконтроль), мы выяснили, что 4 человека (20,0 %) имеют высокий уровень самоконтроля, им характерна сдержанность, спокойствие и уверенность. 10 человек (50,0 %) -средний уровень самоконтроля, такие люди сдержанны, но иногда, все же, могут вспылить, обидчивы, но очень быстро «отходят». 6 человек (30,0) имеют низкий уровень самоконтроля, там людям характерна постоянная обидчивость, ярость и импульсивность.

Нормой тут является 10-13 баллов. Хотя опять же прослеживается некоторая закономерность: те испытуемые, которые имели низкие показатели по шкале самоконтроля, имеют высокие показатели по шкале агрессивности.

В таблице 3 представлены результаты проведенной связи между двумя, вышеуказанными, методиками.

Таблица 3

Связь между агрессивностью личности подростков при разном уровне волевого самоконтроля

Самоконтрольагрессивностьвысокаясредняянизкаяn%n%n%высокий350110458средний2253500-низкий1100-575

Исходя из полученных данных, мы можем сказать, что при высоком уровне самоконтроля подростков уровень агрессивности будет средним или низким; при высоком уровне агрессии у подростков будет отмечаться низкий или средний уровень самоконтроля.

При анализе корреляционной связи получился такой результат r = -0,4. Это означает, что связь между агрессией и самоконтролем есть, но она обратная, т.е. при увеличении показателя результатов одной методики, показатель второй — убывает.

Таким образом, в результате проведенных эмпирических исследований выдвинутый нами в процессе работы вопрос получил свое подтверждение. Как мы видим из анализа полученных данных, статистическая связь между волевым самоконтролем и формами агрессии все же существует, но имеет обратный характер.

Выводы по главе 2

Эмпирическая часть данного исследования состояла из нескольких этапов: была составлена программа эмпирического исследования психологических особенностей личности с повышенным уровнем агрессивности и подобраны методики эмпирического исследования.

На основании результатов диагностики по тесту ВСК , было выделено три группы: с высоким, средним и низким уровнем волевого самоконтроля. Характеризуются они тем, что подростки с высоким уровнем волевого самоконтроля спокойны и сдержанны, со средним уровнем — менее спокойны и сдержанны, чем подростки с высоким уровнем, но более, чем подростки с низким уровнем, а подростки с низким уровнем, в свою очередь, менее спокойны, чем подростки с высоким и среднем уровнем.

То же самое можно сказать о результатах диагностики по тесту Басса-Дарки. На основе результатов этого теста так же было выделено три группы с высоким, средним и низким уровнем агрессии.

При анализе связи между агрессивностью личности подростков при разном уровне волевого самоконтроля мы выявили, что не у всех подростков уровень самоконтроля равен уровню агрессии. Это подтверждает результат корреляционной работы о том, что уровни имеют обратный характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля всегда была и есть одной из самых актуальных в психологии, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Но время не стоит на месте, и современное общество требует пересмотра традиционных подходов к её понимаю, решению и дополнению понятий новым содержанием.

Вид агрессивного поведения во многом определяется возрастными отличительными особенностями человека. Каждая возрастная категория имеет особую ситуацию развития и выдвигает конкретные условия к личности. Адаптация к возрастным требованиям зачастую сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Специфической чертой такого поведения в подростковом возрасте есть его зависимость от ровесников на фоне потери авторитета взрослых.

Таким образом, цель курсовой работы, которая состояла в исследовании отдельных негативных свойств личности подростка (агрессии) и самоконтроля, а так же наличия акцентуации характера во взаимоотношениях между сверстниками достигнута.

В результате исследования было выявлено, что большинство учащихся имеют «нормальные» показатели по всем диагностикам. Те же, кто имеют показатели, выходящие за пределы норм, отклонились от нее не намного.

Следует признать, что в силу ряда причин социальное воздействие на личность с выраженным агрессивным поведением часто оказывается малоэффективным. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить агрессивное поведение, по всей видимости, невозможно. Можно лишь говорить о необходимости снижения его проявлений через создание системы эффективного социального контроля на нескольких уровнях — общества, семьи и малых групп, самой личности.

По результатам проведенного исследования сделаем следующие основные выводы, что немало нового и интересного мы узнали, изучив данную тему. Из результатов диагностики было установлено, что часть подростков имеют ярко выраженное агрессивное поведение, носящее деструктивный характер. Волевой самоконтроль находится у них на низком уровне. Так же, проведя еще один тест, мы подтвердили наше предположение о том, высокий волевой самоконтроль влияет на агрессию подростков положительно. Особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля актуальная тема и сейчас, и в будущем, работа над этой темой будет продолжаться еще долгое время. Интерес к ней не иссякнет, а наоборот, будет возникать еще больше, позволяя открыть все более новые, еще не изученные факты и элементы решения данной проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Александер, Ф. Человек и его душа / Ф. Александер, Ш.Селесник. М., 2010. 571 с.

.Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. … канд. психол. наук / Л.О. Андрюшина. Тверь, 2011. 202 c.

.Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л.Берковиц. СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. 510 с.

.Бурминская, Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций: Дис. … канд. психол. наук / Т.В. Бурминская. Ставрополь, 2004. 199 c.

.Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 1997. 336 с.

.Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-71.

.Журавлев, В.С. Почему агрессивны подростки / В.С. Журавлев // СоцИс. 2001. № 2. С.18-19.

.Журавлев, Д. Подростковая агрессивность — психологическая закономерность или социальный феномен? // Д. Журавлев. Народное образование. 2004. №2. С.185-192.

.Зимелева, З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Дис. … канд. психол. наук / З.А. Зимелева. М., 2012. 149 c.

.Зотова, Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников: Дис. … канд. психол. наук / Л.Э. Зотова. М., 2012. 188 c.

.Иванова, Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: Дис. … канд. психол. наук / Е.А. Иванова. Иркутск, 2012. 181 c.

.Карасева, Е.А. Влияние когнитивных стилей на формирование агрессивности у подростков с поведенческими и эмоциональными расстройствами (В связи с задачами психологической коррекции): Дис. … канд. психол. наук / Е.А. Карасева. СПб., 2010. 166 c.

.Кондракова, И.Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в школе: Дис. … канд. пед. наук / И.Э. Кондракова. СПб., 2010. 167 c.

.Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц. М.: Просвещение, 2014.

.Майерс, Д. Социальная психология: Пер. с англ./ Д. Майерс. СПб.: Питер, 2010. 531с.

.Никитин, А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: Дис. … канд. психол. наук / А.В. Никитин. М., 2010. 173 c.

.Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания / Ф. Перлз. М., 2013. 240с.

.Разаренова, Е.В. Самоактуализация личности подростка как средство снижения агрессивности: Дис. … канд. психол. наук / Е.В. Разаренова. Ярославль, 2014. 212 c.

.Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. СПб., 2011. 347с.

.Реан, А.А. Изучение агрессивности личности /А.А. Реан.// Психология изучения личности. СПб., 2010. 251с.

.Саблина, Н.А. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодоления: Дис. … канд. психол. наук / Н.А. Саблина. Ставрополь, 2004. 178 c.

.Слотина, Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков: Дис. … канд. психол. наук / Т.В. Слотина. СПб., 2012. 230 c.

.Смирнова, Т.П. Личностные факторы репрезентации агрессивного поведения у представителей различных психологических типов: Дис. … канд. психол. наук / Т.П. Смирнова. М., 2010. 227 c.

.Соловьева, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дис. … д-ра психол. наук / С.Л. Соловьева. СПб., 2011. 600 c.

.Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М.: Республика, 2014. 447 с.

.Харитонова, Е.В. Социально-исторические детерминанты агрессивного поведения (Психолого-историческая реконструкция на материалах 20-ых гг. XX в.) : Дис. … канд. психол. наук / Е.В. Харитонова. М., 2013. 161 c.

.Хлыстова, Н.М. Социально-психологическая причинность агрессивности личности: Дис. … канд. психол. наук / Н.М. Хлыстова. Новосибирск, 2013. 171 c.

.Чепелева, Л.М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: Дис. … канд. психол. наук / Л.М. Чепелева. Краснодар, 2011. 157 c.

.Ярмоленко, Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (На примере студенческой молодежи): Дис. … канд. психол. наук / Г.П. Ярмоленко. СПб., 2013. 161 c.

.Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2010. 656 с.

.Котырло В.К. Развитие волевого самоконтроля у подростков. / В.К. Котырло. Киев: Издательство: «Киев», 2010. 279 с.

.Никифоров Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. СПб: издательство СПБГУ, 2011

.Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников /А.Г. Пачина. М., 2004. С.31-37.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Результаты эмпирического исследования

Результаты обследования студентов по опроснику агрессии Басса-Дарки и опроснику самоконтроля А.Г. Зверькова и Е.В. Эйдманова

№ИспытуемыеБалы по шкале агрессивностиБаллы по шкале самоконтроля1А.В.20102Г.М.1573К.А.1744К.И.2155К.Д.1976М.Д.2057М.К.1878М.А.2459Н.А.25410О.В.15411П.Е.24412П.Н.20713П.Я.10714Р.А.18715Р.И.201016С.В.231117С.Д22818С.Н.17319Ф.Ю.23420Я.А.197