Задание1. Комплексный анализ определения психолого-педагогического взаимодействия

Задание1. Комплексный анализ определения психолого-педагогического взаимодействия.

Блок 1. Описание задания и деятельности студента по его выполнению.

  1. Характеристика задания:

Задание «Комплексный анализ определения психолого-педагогического взаимодействия» выполняется по дисциплине «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» и предполагает овладение студентами умением комплексного анализа определений ведущих понятий по разделами изучаемой дисциплины.

  1. Стимул:

Работа над понятием – важнейшая предпосылка овладения материалом по изучаемой теме. Владение понятиями позволяет свободно оперировать изученным материалом.

Кроме того комплексный анализ определений понятий дает возможность развивать собственные навыки теоретического мышления, прежде всего за счет овладения таким мыслительными операциями как анализ и синтез, а также овладевать самостоятельным поиском информации и ее обработкой и развивать навыки грамотного оформления полученных результатов.

  1. Задачная формулировка:

Цель: научиться комплексному анализу определений по изучаемой дисциплине.

Задачное поле:

— выписать из учебников, справочников, словарей и других доступных источников определения психолого-педагогического взаимодействия (по авторам, в виде таблицы);

— найти сходства и различия в определениях;

— на основе анализа таблицы, с учетом прочитанного и собственных размышлений, сформулировать свое определение понятия «психолого-педагогическое взаимодействие».

Учебные задачи, решаемые студентом:

  1. Развивать собственные навыки теоретического мышления, прежде всего за счет овладения таким мыслительными операциями как анализ и синтез.
  2. Учиться самостоятельному поиску информации и ее обработке.
  3. Развивать навыки грамотного оформления полученных результатов.

  1. Источник информации (сведения по выполнению задания):

В качестве основных источников информации выступает психолого-педагогическая литература, интернет-источники, подобранные самими обучающимися.

2 стр., 776 слов

Лабораторное занятие №3. «Биографический метод и его возможности ...

: ил.; 27 см. - (Психологическая энциклопедия). ISBN 5-93878-086-1 (в пер.) 2. Кобе К.Л., Арене У.Ф. Современная реклама. - Тольятти: Издательский Дом Довгань, 1995. 3. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.-Новосибирск: НГАЭ и У, 1997. 4. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1993. 5. Социология. Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1996. С. 416-419. 6. Дружинин В.Н. Экспериментальная ...

Этапы работы над заданием:

Первый этап работы над заданием:

  1. Подберите источники психолого-педагогической литературы, содержащие определения психолого-педагогического взаимодействия.
  2. Проведите анализ отобранных определений (не менее 6-ти), установив логико-смысловые связи между ними.
  3. Сгруппируйте полученные определения по признаку сходства — различия и/или полноты – дополнительности.
  4. Занесите определения в таблицу 1 с учетом полученной группировки (колонки «Автор», «Определение психолого-педагогического взаимодействия», «Источник информации»).
  5. Выделите имеющиеся, на ваш взгляд, плюсы и минусы конкретных определений и/или их групп и занесите их в таблицу (колонка «Анализ определения»).

    Анализ определения проводите в соответствии с памяткой по анализу определений.

Второй этап работы над заданием:

  1. Сформулируйте свое определение понятия «психолого-педагогическое взаимодействие», используя проанализированные источники и приложения к заданию, и зафиксируйте его в соответствующем разделе бланка выполнения задания.

Третий этап работы над заданием:

  1. Подготовьте краткое обоснование в защиту предложенного вами определения понятия для последующего обсуждения в группе.

  1. Бланк выполнения задания:

Результат первого этапа работы – заполненная таблица (не менее 6-ти источников):

Таблица 1

Комплексный анализ определения психолого-педагогического взаимодействия

Автор

Определение психолого-педагогического взаимодействия

Источник информации

Анализ определения

Результат второго этапа работы – собственное определение:

Психолого-педагогическое взаимодействие – это …

Результат третьего этапа работы – краткие аргументы в защиту предложенного вами определения понятия:

Принципиально важными считаю выделение следующих параметров психолого-педагогического взаимодействия (приводятся параметры) … потому, что …

3. …

  1. Инструмент проверки (оценивания):

Отметка за выполнение задания выставляется в баллах. Минимальное количество баллов, необходимых для получения положительной оценки следующее:

— за первый этап работы – 6 баллов (по одному баллу за каждый проанализированный источник);

— за второй этап работы – 3 балла (оценивается наличие собственного определения без учета его полноты и глубины);

— за третий этап работы – 3 балла (во внимание принимается предоставление трех аргументов в пользу тех или иных характеристик психолого-педагогического взаимодействия в рамках собственного определения).

Примечание. За анализ каждого из последующих первоисточников добавляется 1 балл. Наличие в собственном определении таких аспектов как полнота определения и его глубина (см. Памятку 1) может увеличить количество баллов за второй этап работы до 6-ти. На третьем этапе учитывается количество (не менее 3-х) и сила (убедительность) представленных аргументов. В примечаниях к бланку оценки находит отражение личное мнение проверяющего.

Таким образом, минимальный проходной балл для получения положительной оценки (зачета по заданию) составляет 12 баллов. Количество баллов, составляющих в сумме менее 12-ти, свидетельствует о том, что задание не выполнено. Кроме того, если студент не набирает минимального количества баллов, хотя бы по одному этапу работы, задание также считается невыполненным.

Бланк оценки/самооценки выполненного задания

Этап работы

min количество баллов

Баллы, полученные студентом

Примечания

Итого:

Рабочие материалы (приложения) к заданию:

  1. Памятка 1. «Что значит определить понятие?»
  2. Памятка 2. «Как провести анализ определения понятия».

Приложение 1

Памятка 1. «Что значит определить понятие?»

Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений, мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Понятие считается составным, если оно опирается на другие понятия, и элементарным в противном случае. Понятие называется конкретным, если оно относится к определённому объекту окружающего мира, и абстрактным, если оно относится к свойствам широкого класса объектов.

Установить содержание понятия, или раскрыть его возможно посредством определения (definitio).

Определить понятие – значит раскрыть существенные признаки его содержания.

Во всяком определении различают определяемое понятие и определяющее, посредством которого данное понятие определяется. Содержание определяемого понятия включает общие и отличительные признаки; при этом перечисляются не все признаки определяемого понятия, а только родовой и видовые признаки. Например: «дом есть жилище, созданное руками человека» (здесь родовой признак – «жилище», а видовой – «созданное руками человека»).

Есть приемы, наряду с указанными, сходные с определением, но не раскрывающие содержания понятий: описание, характеристика и демонстрация. Описание – это перечисление ряда заслуживающих внимания признаков единичных предметов; взятые в совокупности, они как бы составляют понятие. Например, описание поверхности Луны после посадки на нее космического аппарата: указание на характер поверхности, фрагментов грунта, температуры, линии горизонта, поведение аппарата в тех условиях, ощущений членов экипажа и т.д. При характеристике указываются лишь некоторые, важные в каком-либо отношении признаки. Например: «Новый образец механизма является более экономичным и простым в эксплуатации». Демонстрация предполагает наглядное разъяснение путем сравнения и различения предметов. (Тот же пример с новым механизмом, если мы воочию убеждаемся в его преимуществах перед старым образцом).

Алгоритм формулирования определений понятий

Процесс формулирования определений понятий может быть выражен алгоритмом, содержащим следующие четыре этапа.

1. Определение класса объектов, описываемых данным понятием.

2. Выделение таких основных свойств этих объектов, которые отражают сущность понятия.

3. Абстрагирование от второстепенных, несущностных свойств, которые могут быть характерны и для объектов близких, по некоторым признакам родственных классов.

4. Вербализация определения понятия.

Необходимо отметить, что, формулируя определения понятий, следует выполнять важные правила:

  1. нельзя какое-либо понятие определять через само это понятие, т.е. это понятие не должно содержаться в определении;
  2. определение должно быть соразмерным; правило соразмерности требует, чтобы объем определяемого по­нятия был равен объему определяющего;
  3. определение не должно заключать в себе круга. Если при определении мы прибегаем к другому понятию, кото­рое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг. Например, вращение определя­ется как движение вокруг оси, а ось — как прямая, вокруг которой происходит вращение.
  4. определение должно быть ясным, оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке, называемой определением неизвестного через неизвестное, или оп­ределением х через у.
  5. в определении не должно содержаться ранее не определенных понятий, то есть таких, которые требуют определения, которые ранее не были растолкованы, раскрыты, разъяснены.
  6. определение не должно быть отрицательным. Отрицательное определение не раскрывает определяемого поня­тия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является. Таково, например, определение «Сравнение — не доказа­тельство».

Для примера дадим определение понятия книга, идя по алгоритму от шага к шагу.

1. Книга принадлежит к классу источников информации. В то же время книга принадлежит к классу печатных изданий. Второй класс меньше, чем первый, он входит в состав первого. Какой из этих классов следует далее рассматривать? Очевидно, что второй, поскольку его рассмотрение позволит оставить за рамками анализа печатных изданий все другие источники информации и определение нашего понятия будет более конкретным.

2. Какими основными свойствами обладает книга? Причем такими, каких нет у других печатных изданий? Это переплет и нераспространяемость по подписке.

3. Выявляя сущностные свойства, мы абстрагировались от таких свойств книги, как использование бумажного носителя и типографской краски, изложение информации в виде текста и пр. Этими свойствами обладают газеты, журналы, листовки, рекламные проспекты, визитные карточки т.п.

4. Выполняя последний этап алгоритма, определение понятия можно сформулировать как книга – печатное издание, имеющее переплет и не распространяемое по подписке.*

*по материалам Википедии и интернет-сайтов (http://nauka–logica.ru,  

Приложение 2

Памятка 2. «Как провести анализ определения понятия»

Анализ определения понятия проводится с учетом алгоритма и правил формулирования определений понятий (см. Приложение 1).

При анализе предложенного определения необходимо также получить ответы на следующие вопросы:

  1. Какими словами в определении представлены определяющее и определяемое (в правой и левой частях определения)?
  2. Как представлен в определении класс объектов, описываемый данным понятием?
  3. Раскрыты ли существенные признаки его содержания?
  4. Удалось ли автору избежать описания несущественных, второстепенных свойств определяемого понятия?
  5. Не содержит ли определение ранее не определенных понятий?