Понятие физических качеств, и их характеристика.

План практических занятий по спортивной морфологии

на 2016−2017 уч. год (30 часов)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Спортивная морфология как учебная дисциплина.

ВОПРОСЫ:

1. Понятие спортивной морфологии

2. Виды спортивной морфологии

3. Задачи спортивной морфологии

4.Методы спортивной морфологии

5. Критерии морфологического контроля

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Осмновные компоненты тела.

ВОПРОСЫ:

1.Внешние компоненты

2. Внутренние компоненты

3. Характеристика внешних форм отдельных областей тела:.

— туловище

— голова

— шея

— верхняя конечность

— нижняя конечность

4. Характеристика внутренних компонентов тела:

— жировая масса

— мышечная масса

— костная масса

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Оси и плоскости движений в основных суставах.

ВОПРОСЫ:

1. Оси и плоскости возможных движе­ний

2. Простые суставы

3. Сложные суставы

4. Комплексные суставы

5. Комбинированные суставы

6. Краткая характеристика отдельных суставов (письменное задание):

— Грудино-ключичный сустав

— Плечевой сустав.

— Локтевой сустав

— Тазобедренный сустав.

— Коленный сустав

— Голеностопный сустав

Пр. навык 8. Методика измерения подвижности суставов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Осанка.

ВОПРОСЫ:

1. Понятие осанки. Определения осанки

2. Понятие общий центр тяжести (ОЦТ).

3. Общий центр тяжести у новорожденных, у женщин и у мужчин.

4. Типы осанки тела.

4.1 Нормальная осанка (I тип)

4.2 Выпря­мленная осанка (II тип)

4.3 Сутуловатая осанка (III тип)

4.4 Лордотическая осанка (TVmun)

4.5 Кифотическая осанка (Vтип)

5 Три комплекса описания осанок в спортивной практике.

6. Понятие сколиоз

7. Патологические виды осанок:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Методы исследования в спортивной морфологии.

ВОПРОСЫ:

1. Антропометрия: понятие

2. Методы антропометрии

11 стр., 5045 слов

ХОД ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ. 1. Внимательно прочитайте план семинарского занятия

... осмысления, без всякого соотношения с формулировкой поставленных в плане семинарского занятия вопросов, без учета их логической последовательности, а на семинаре затем считывает ... . Составьте план своего ответа. Запишите для себя вопросы, требующие уточнения с учетом темы семинарского занятия. В конце конспекта по каждому пункту плана ...

3. Принципы антропометрии

4. Соматоскопия

5. Медицинские и лабораторные исследования

Пр. навык2. Методика измерения массы тела.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Антропометрические приборы.

ВОПРОСЫ:

1. Металлический антропометр системы Мартина

2. Большой толстотный циркуль

3. Сантиметровая лента

4. Калипер

5. Тазомер

6. Приборы для специальных из­мерений.

7. Гониометры

8. Сколиозограф

9. Подометр

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: Антропометрические точки.

ВОПРОСЫ:

1. Антропометрические точки: общие характеристики

2. Антропометрические точки на туловище

3. Антропометрические точки на верхней конечности

4. Антропометрические точки на нижней конечности

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: Измерение продольных размеров тела.

ВОПРОСЫ:

1. Понятие ростомера

2. Рекомендации для измерения длины тела детей

3. Измерение длины тела сидя (длины туловища, шеи и головы).

4. Измерение длины руки и ее сег­ментов

5. Измерение длины ноги и ее сегментов

6. Длина стопы

7. Измерение длины позвоночника и его отделов

Пр. навык 1. Методика измерения роста (длины тела).

Пр. навык 7. Методика измерения продольных размеров.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема: Измерение поперечных размеров тела.

ВОПРОСЫ:

1. Ширина плеч

2. По­перечный (фронтальный) диа­метр грудной клетки

3. Передне-задний (сагиттальный) диаметр грудной клетки

4. Ширина таза 1

5. Ширина таза 2

6. Ширина таза 3

Пр. навык 6. Методика измерения широтных размеров.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема: Измерение обхватных размеров тела.

ВОПРОСЫ:

1. Измерение окружности шеи

2. Измерение окружности груди

3. Измерение окружности живота

4. Измерения окружности бедра

5. Измерения окружности голени

6. Измерение окружности плеча

7. Измерение окружности предплечья

8. Измерение окружности кисти

6 стр., 2837 слов

Методика Дембо-Рубинштейна

... темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на ... обстановке. Предлагаемый опросник состоит из 105 (187 вопросов) вопросов на каждой из которых предлагается три варианта ответов ... направленности личности. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ...

Пр. навык3. Методика измерения окружности головы.

Пр. навык4. Методика измерения окружности грудной клетки.

Пр. навык5. Методика измерения обхватных размеров

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Тема: Морфологическая перестройка сердечно-сосудистой системы при физических нагурзках

ВОПРОСЫ:

1. Строение сердечно-сосудистой системы

2. Основные функции сердечно-сосудистой системы

3. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы

4. Круги кровообращения

5. Основные методы исследования сердечно-сосудистой системы (определение пульса, измерение АД, проба Мартине)

6. Изменения сердечно-сосудистой системы при занятиях спортом

Пр. навык 11. Методика измерения пульса.

Пр. навык 12. Методика измерения артериального давления

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Тема: Морфологическая перестройка дыхательной системы при физических нагурзках

ВОПРОСЫ:

1. Строение дыхательной системы

2. Основные функции дыхательной системы

3. Возрастные особенности дыхательной системы

4. Основные методы исследования дыхательной системы (определение пчастоты дыхания, дыхательных объемов, проба Штанге)

5. Изменения дыхательной системы при занятиях спортом

Пр. навык 10. Методика измерения частоты дыхательных движений.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

Тема: Морфологическая перестройка костно-мышечной системы при физических нагурзках

ВОПРОСЫ:

1. Строение костно-мышечной системы

2. Основные функции костно-мышечной системы

3. Возрастные особенности костно-мышечной системы

4. Основные методы исследования костно-мышечной системы (определение антропометрических показателей, динамометрия)

5. Изменения костно-мышечной системы системы при занятиях спортом

Пр. навык 9. Методика измерения мышечной силы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14

Тема: Морфологические типы человека.

ВОПРОСЫ:

1. Понятие о конституциональных типах человека

2. Соматические типы Клода Сиго: респираторный, дигистивный, церебральный, мышечный.

3. Схема Тоориза: короткие, длинные и средние типы.

4. Соматические типы Крегмера: лептосомный, атлетический, пикнический.

4 стр., 1718 слов

Семинар 2. Методики и типы данных.

... для проверки психологических гипотез.   2. Методики и типы данных. Качественные и количественные данные.   3 ... моделирование, конфирматорный факторный анализ, регрессионный анализ; модель измерения и структурная модель. Различие между измеряемыми и ... и гипотетические конструкты. Экспериментальная гипотеза и контргипотеза. Система гипотез в психологическом эксперименте. 5. Асимметрия вывода ...

5. Морфологический подход к типированию — основая конституциональных схем в спортивной морфологии.

6. Понятие «фенотип».

7. Понятие «морфотип»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15

Тема: Морфологические аспекты развития основных физических качеств. Тестирование.

ВОПРОСЫ:

1. Возрастная динамика выносливости

2. Возрастная динамика ловкости

3. Возрастная динамика гибкости

4. Возрастная динамика силы

5. Возрастная динамика быстроты

Тестирование

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №

Тема: Типирование лиц женского пола.

ВОПРОСЫ:

1. Понятие о схеме И.Б. Галанта (1927).

2. Лептосомные конституции: астенический и стенопластический типы

3. Мезосомныс конституции: пикнический, мезопластический типы.

4. Мегалосомныс конституции: атлетический, субатлетический, эурипластический типы.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

//lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=496 944

http3ys. rusportivnaya-morfologiyazadachi-i-metody-sportivnoj-morfologii.html

www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_17 052.pdf

sites.google.com/site/sportimedicina/Home/sportivnaa-morfologia

vmede.org/sait/?id=Le4ebnaya_fizkultura_epifanov_2007&menu=Le4ebnaya_fizkultura_epifanov_2007&page=12

Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма. В спорте нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств.

6 стр., 2517 слов

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

... Для осуществления поставленной цели требуется выполнение специальных задач физического воспитания: развитие двигательного анализатора, создание физиологических и психологических условий для ... Они воздействуют одновременно на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную, речевую, познавательную сферы ребенка, гармонизируют психику, развивают творческие способности, вовлекают в процесс ...

Основоположники теории и практики физической культуры и спорта рассматривали систему подготовки юных спортсменов как приоритетную основу теории и практики спорта, а отбор в спорте — как первое основное условие спортивной деятельности.

Большой интерес к отбору и подготовке спортивного резерва обусловлен потребностями многолетнего учебно-тренировочного процесса. Начиная с 50-х годов и по настоящее время, тренеры, работники физической культуры и спорта, выступая на страницах печати, поднимают важные проблемы, связанные с совершенствованием системы отбора, повышением его качества и эффективности. Это касается отсутствия новых методических подходов в исследованиях, а так же учете акселерации на современном этапе. Это далеко не весь перечень трудностей, до сих пор остающихся камнем преткновения в теории и практике спорта, несмотря на довольно широкое освещение вопросов, касающихся спортивного отбора в научно-практической литературе.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед наукой, является отбор перспективных спортсменов. Исходя из актуальности нами сформулирована тема исследования: «Использование кругового метода при воспитание физических качеств юных спортсменов борцов»

Проблема исследования: какова

Понятие физических качеств, и их характеристика.

1. Физические качества, и их характеристика

Термины «физическое качество и «двигательное качество» используются как равнозначные. Они определяют стороны двигательных возможностей человека. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью.

1 стр., 464 слов

Движущие силы психического развития:

... в качестве условия формирования личности (BЛеонтьев) Выделяют: натуралистические теории психического развития: биологический ... Эльконин). Движущие силы развития(Сафронова) – преодоление внутренних противоречий. Факторы развития:биологический (индивидуальные ... развития у подростков познавательной сферы, взаимоотношений в классе, особенностей характера и т.д.; изучение интересов, склонностей, способностей ...

Итак, под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Под силой как физическим качеством необходимо понимать преодоление внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Быстрота как физическое качество —это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Выносливость —это способность организма преодолевать утомление при сохранении необходимой интенсивности, точности, маневренности и быстроты. Большое значение в борьбе с утомлением имеют и волевые усилия занимающихся. В качестве средств развития выносливости используются: кроссы, бег с изменением темпа и преодолением препятствий, бег по отрезкам на скорость с повторением через 5—секунд, упражнения в технике и тактике с различными действиями по характеру и интенсивности, различными спортивными играми. Ловкость —это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. Без развитого в достаточной степени качества ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей. Для развития ловкости используются гимнастические и акробатические упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры. Гибкость —это умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения по большим амплитудам. Одновременно с этим правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энергетические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного аппарата. Развитию гибкости помогают специальные упражнения на растягивание. Эти упражнения выполняются с постепенным увеличением амплитуды движения. Все физические качества взаимосвязаны. Поэтому можно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества.

Рис. 1. Физические качества.

Развитие одного физического качества в ущерб другим отрицательно сказывается на подготовке занимающихся. Оба термина —"двигательные" и «физические» качества —правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Нельзя не упомянуть и то, что, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций психологического и физиологического регулирования, употребляется третий термин —""психомоторные качества". Двигательные качества принято делить на относительно самостоятельные группы (скоростные, силовые качества и т. д.).

10 стр., 4504 слов

Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Классификация. Характеристика физических упражнений.

... воспитания психофизическим качествам. Физические упражнения не отождествляются и не могут быть подменены определенными трудовыми, бытовыми действиями. Количество используемых в физическом воспитании физических упражнений ... параметров движения. Содержание и форма физических упражнений взаимосвязаны. Техника физических упражнений Техника физических упражнений — это способ выполнения движения, с ...

Однако у ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, и поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации.

Целесообразно различать также простые и сложные двигательные качества. К последним относятся, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости —качество глазомера).

Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста не равнозначна ловкости гимнаста).

Развитие физического качества в процессе физического воспитания происходит с учетом возрастных особенностей занимающихся. Во всем разнообразии задач физического воспитания ведущей является формирование системы двигательных, умений и навыков в движении. Процесс овладения самим двигательным действием начинается сформирования умения, основанного на предварительно полученных знаниях и ранее приобретенном опыте выполнения движения. Двигательное умение есть способность выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания ученика на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие. Многократное систематическое проявление двигательного умения при относительно постоянных условиях обучения приводит к тому, что умение превращается в двигательный навык.

Двигательный навык —это способность выполнить двигательное действие, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него. Эта способность достигается за счет наступившей автоматичности процесса выполнения движений. Автоматическое выполнение движения приобретается в результате обучения или в жизненной практике, но автоматизм не снимает ведущей роли созидания при выполнении двигательного действия. Сознательное и автоматическое в двигательных навыках предстает в диалектическом единстве.

Физические качества у юношей

Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специальными знаниями и опытом спортсмена. На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкостьигибкость. Эти физические качества имеют свои психологические характеристики: быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

С точки зрения психологии быстрота — это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения. Быстрота имеет решающее значение в спринтерских и прыжковых дисциплинах легкой атлетики, в велосипедном спорте. Она составляет важную основу, необходимую для успеха в большинстве спортивных игр. Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов.

Подвижность нервных процессов: только при очень быстрой смене возбуждения и торможения и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата можно достигнуть высокой частоты движений с оптимальным приложением силы; продолжительность процесса восприятия, т. е. передача информации и начало ответного действия, составляет основу быстроты двигательной реакции. Напряжение воли — достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой.

Координационные центрально-нервные факторы в определенной мере влияют на частоту движений. Но не менее зависимой от них является быстрота отдельного движения. К координационным (центрально-нервным) факторам относится совокупность центрально-нервных координационных механизмов управления мышечным аппаратом и механизмов внутримышечной и межмышечной координации.

Механизмы внутримышечной координации определяют импульсацию мотонейронов данной мышцы: их число, частоту и связь во времени. Межмышечная координация отвечает за выбор мышц-синергистов («нужных для деятельности»), за ограничение активности мышц-антагонистов («ненужных для деятельности»).

С помощью координационных факторов, в частности, регулируются сократительные усилия мышц (группы мышц), соответствующие пику скорости движения (действия).

Итак, проявление высоких скоростных качеств зависит от степени развития у спортсмена подвижности нервных процессов, воли и координационных центрально-нервных факторов. Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты:1) латентное время двигательной реакции (минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель); 2) скорость отдельного движения; 3) частота движений.

Эти формы проявления быстроты не зависят друг от друга. Каждая из них имеет свои особенности, которые существуют во временных параметрах. В первой форме проявления быстроты следует рассматривать время, затраченное спортсменом на начало действия в ответ на известное ему определенное раздражение, например звуковой сигнал старта (выстрел из стартового пистолета, свисток судьи).

В данном случае латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное спортсменом на восприятие звукового сигнала, обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого начата двигательная активность спортсмена.

Скорость отдельного движения характеризуется психической организацией одиночного действия. Если ходьба человека состоит из множества повторяющихся движений (шагов), то один шаг — отдельное движение. Скорость одного шага — это скорость отдельного движения. Скорость шагов — соответственно частота движений.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношейсчитается возраст от 13—14 до 17—18 лет, а у девочек и девушек — от 11—12 до 15—16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10—11 годам она составляет примерно 23%, к 14—15 годам — 33%, а к 17—18 годам — 45%).

Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

Задачи развития силовых способностей. Первая задача — общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному (Н.И.Аринчин, 1980).

Вторая задача — разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков).

Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

Третья задача — создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии.

Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений).

В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы.

«В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности"[1].

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

Методы физического воспитания.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2. игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3. соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

1. словесные методы;

2. методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Методы строго регламентированного упражнения.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется встрого заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют:

1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т. д.);

2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

4) избирательно воспитывать физические качества;

5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т. д.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:

1) методы обучения двигательным действиям;

2) методы воспитания физических качеств.

К методам обучения двигательным действиям относятся:

1. целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2. расчлененно-конструктивный;

3. сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т. п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила.

Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

1. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

2. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

3. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

«Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие"[2]

В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т. е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т. п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

«Методы воспитания физических качеств.Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками"[3]

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной).

Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (пере- менный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсив- ности нагрузок.

Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются:

а) прогрессирующее упражнение (например, последователь ное однократное поднимание штанги весом 70—80—90—95 кг и т. д. с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами от дыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60—70—80—70—80—90—50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.

Данный воспитания 2">метод физического воспитания более значим для нашей исследовательской работы. так как мы предположили, что он влияет на результативность спортивного совершенствования спортсменов.

2. Характеристика метода круговой тренировки.

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз"[4]

Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.

Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами. Важнейшими особенностями этой формы занятий является возможность значительного увеличения моторной плотности занятия, четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее, варьирование направленности воздействия подобранных упражнений на организм занимающихся, на стороны физической подготовленности. Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8 — 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц — рук, ног, туловища. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность как направленного, так и комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма, уровня подготовленности спортсменов. Наряду с этим круговая тренировка позволяет решать ряд воспитательных задач, таких как настойчивость в достижении цели, добросовестности, стремление к физическому совершенству.

«Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей». [5] Эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Наблюдения же показали, что многие учителя понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод. Он, несомненно, повышает плотность урока. Но круговую тренировку с присущими ей особенностями не следует смешивать с проведением любых упражнений поточным способом, так как это снижает ее значение.

Термин «круговая тренировка», обозначающий особенный способ проведения упражнений. В основе организации учеников для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит мелкогрупповой поточный способ. Но разработана четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено— для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий — это четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее.

Особенности поведения круговой тренировки.

Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8—10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц — рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма. В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на 6—8 групп по 3—5 человек.

Заранее (перед уроком) размечают места (станции) для выполнения упражнений. «Для более четкой организации занятий у каждой станции ставят указатель (стойка с укрепленным на ней плотным листом бумаги 25 X 30 см)с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте. Некоторые учителя делают из фанеры (жести) рамки, которые крепят на стене зала, и в них вставляют карточку с изображением и описанием упражнения». [6]

Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату, — в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование. Нужно стараться использовать все снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале. Например, можно давать подтягивание в висе и на верхней жерди разновысоких брусьев; прыжки в глубину с платформ (80 X 80 см), укрепленных на гимнастической стенке на разной высоте; как отягощение применять штанги, гимнастические скамейки и т. д. Учитель указывает каждой группе, на каком месте она начинает упражняться и в каком порядке переходит от станции к станции. В дальнейшем сохраняется тот же порядок. Выполняют каждое упражнение комплекса (проходят один круг) заданное число раз в строго обусловленное время (30—45 сек.), стараясь как можно точнее исполнять каждое движение.

1. Выполняют весь комплекс (проходят один круг) за строго обусловленное время, повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого дозировке (установленное число раз).

Организм учеников постепенно приспосабливается к систематически повторяемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать ее,увеличивая дозировку упражнений.

По словам Вильчковского Э.С. весь комплекс из 8—10 упражнений выполняется примерно за 10—12 мин. (время на каждое упражнение — 45 сек., на паузы для отдыха — 30 сек.).

При планировании уроков надо это учитывать.

Для лучшей организации класса в каждой из групп нужно назначить старшего (групповода), который помогает товарищам выполнять упражнения, страхует их, следит за соблюдением установленной дозировки. Учитель выбирает себе место, откуда ему более удобно наблюдать за классом, но он всегда должен быть рядом с той станцией, где нужна его помощь. Учителю нужен секундомер для регулирования времени при выполнении упражнений и для подсчета пульса. Пульс подсчитывают до выполнения комплекса, сразу же после прохождения круга и затем еще через 2 мин. в течение 10 сек. (умножив цифру на 6, получают число ударов за 1 мин.).

Показатели пульса записываются в личную карточку ученика (карточки хранятся у учителя).

Подсчет пульса начинается после того, как ученики приготовились к этому. По сигналу «Раз!» или короткому свистку они начинают подсчитывать пульс и после команды «Стой!» или повторного свистка заканчивают подсчет. Для того чтобы они могли самостоятельно подсчитать свой пульс, учителю биологии или физической культуры нужно заранее научить их этому.

Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на. предложенную физическую нагрузку. Ученикам, пульс которых после выполнения упражнений (по прохождении всего круга) превышает 180 ударов в мин., рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем уроке.

Систематическая оценка результатов по максимальному тесту и учет нагрузки дают возможность учителю судить об улучшении работоспособности организма. Сравнение реакции пульса на стандартные нагрузки (комплекс упражнений, неоднократно повторяемый на уроках) позволяет сделать выводы о приспособлении сердечно-сосудистой системы к ним. Улучшение ее регуляции отражается в более быстром снижении частоты пульса после стандартной нагрузки. Все это обеспечивает четкий педагогический контроль и самоконтроль учеников за соответствующими реакциями организма.

Определение максимального теста, установление индивидуальной нагрузки, подсчет пульса, запись результатов в личную карточку рекомендуется начинать с 7 класса, где учащиеся лучше подготовлены к выполнению указанных требований. Круговой метод повышается роль индивидуальных заданий на уроках физической культуры. В дальнейшем целесообразно не заменять все упражнения, а лишь усложнять некоторые так, чтобы комплекс более разносторонне воздействовал на организм.

Заключение

Список литературы

1. Аганянц Е.К. Физиологическая характеристика двигательной деятельности детей и подростков / Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи

2. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. Физиологические особенности развития детей, подростков, юношей: Учебное пособие. — Краснодар: КубГАФК, 1999. — 70с

3. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Трембач А.Б. Очерки физиологии спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. — Краснодар, 2001. — 203с.

4. Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. — Киев: Здоровье, 1985. — 147 с.

5. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.

6. Барановский В., Кутырев Ю. Айкидо и каратэ. Тайны воинских искусств. Книга I. — М.: 1992 г.

7. Божовичь Л.И. Славина Л.С.Психическое развитие школьника и его воспитание. М., Издательство.МГУ.1990 г. Стр. 48.

8. Вестбрук А., Ратти О. Айкидо и динамическая сфера. Пер с англ. — К.: «София», 1997. — 368 с.

9. Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке // Физкультура в школе. — 1971. — № 7. — С.12−14.

10. Волков Л.В.Теория и методика детского и юношеского спорта. — Киев: Олимпийская литература.2002

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М. 1996

12. Горбчев М.С. Гимнастические упражнения в парах по методу круговой тренировки//Физическая культура в школе, 2008.№ 7, с.9−11.

13. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Высшая школа, 1980. — 255 с.

14. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. — 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: Высшая школа, 1985. — 256 с.

15. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. Москва.: Знание.1988г. стр. 31.

16. Жужиков В.Г. Наиболее приемлемый. Об организации занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. // Физическая культура в школе. — 1971. — № 11. — С.6−8.

17. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200с.

18. Зимняя И.А., Малахова В.А., Путиловская Т.С., Хараева Л.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач//Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/Под ред. А.А.Бодалева, В.Я.Ляудис. М., 1980

19. Золотарёв А.П., Родионов В.И., Костюков В.В. Основы обучения игре в футбол: Учебно-методическое пособие. — Краснодар, 1998. — 90с.

20. Калинкин А.А. Развивая двигательные качества // Физическая культура в школе. — 1990.- № 6. — С.16−18.

21. Ким С.Х. Растяжка, сила, ловкость в боевой практике / Серия «Мастера боевых искусств». Ростов-н/Д: Феникс, 2002. — 272 с.

22. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — М.: Педагогика, 1998. — 128с.

23. Максюта С.П. Развитие выносливости на уроках в 5−8 классах // Физическая культура в школе. — 1998. — № 5. — С.18−19.

24. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учеб. для инст. физкультуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 586с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector