Невербальные особенности речи учителя-дефектолога

«Невербальные особенности речи учителя-дефектолога»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы невербальных особенностей речи современного учителя-дефектолога

1.1. Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения в процессе реализации речевой деятельности

1.2. Особенности использования невербальных средств речи в коррекционно-логопедической работе учителя-дефектолога

Глава 2. Изучение невербальных особенностей речи в коррекционно-логопедической работе учителя-дефектолога

2.1. Характеристика невербального поведения в общении воспитанников логопедических групп и учителя-дефектолога

2.2. Экспериментальное изучение использования невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе с детьми учителем-дефектологом

Заключение

Список литературы

Введение

Весь процесс воспитания, обучения в нашей жизни осуществляется посредством общения. Компетентность педагога в общении проявляется в его способности реализовывать функции влияния, организации и передачи информации, в способности успешно решать коммуникативные задачи профессионального плана.

В настоящее время необходимы коррекционные педагоги с широким диапазоном эмоциональных реакций, которые могли бы передать всё богатство человеческой культуры своим воспитанникам. Наиболее острой становится эта проблема в том случае, если речь идет об обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно в тех случаях, когда мимика и жесты замещают речь.

Изучение невербального общения с детьми специалистом-дефектологом и определение коррекционно-развивающего эффекта невербальной речи является одной из актуальных проблем современной логопедии. С одной стороны, невербальные средства общения в деятельности специалиста-дефектолога рассматриваются как средства компенсации у детей коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых средств (В.А. Ковшиков, JI.B. Лопатина, Е.А. Чаладзе и др.), с другой стороны — как своеобразная предречевая, предкоммуникативная подготовка детей с речевыми нарушениями (О.Е.Грибова, О.Е. Громова, И.Ю. Кондратенко, О.С. Павлова, С.Н. Шаховская, К.В. Якунина и др.).

В том и другом случае в центре внимания оказывается реальный ребёнок и его способность к общению и адаптации в социуме, к приёму и передаче информации.

В то же время в современной науке показано, что невербальная речь не просто включена в процесс общения, а являются одним из факторов, обусловливающих развитие и совершенствование речи, прогрессирование механизмов речевой деятельности (И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев и др.).

13 стр., 6031 слов

Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста

... со своими детьми. Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ... взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми. Таким средством общения становится речь, вначале пассивная (понимание), а затем активная ...

В психолингвистике обозначена фундаментальная роль невербальных средств общения в онтогенезе и актуалогенезе речи (Т.В. Ахутина, Е.Н. Винарская, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, Е.И. Исенина, В.А. Ковшиков, А.А. Леонтьев и др.); в психофизиологии исследована комплементарность вербальных и невербальных функций в речевом процессе (Л.Я. Балонов, В.Д. Деглин, М.К. Кабардов, М.А. Матова и др.), в лингвистике указано на ключевое значение невербальных компонентов в процессе живого употребления языка (Е.М. Верещагин, Ю.Н. Караулов, Г.В. Кольшанский, В.Г Костомаров и др.); в психологии раскрыто значение невербального поведения для успешной коммуникации и социализации личности (А.А. Бодалёв, В.А. Лабунская и др.).

Интегрированность невербальных средств общения в речевую деятельность, их значение для развития речи и формирования процессов речепорождения и речевосприятия, необходимость повышения эффективности невербального общения в коррекционно-логопедической работе определяет актуальность исследования проблемы невербальных особенностей речи современного специалиста-дефектолога.

Объект исследования – невербальные особенности речи учителя -дефектолога.

Предмет исследования – процесс использования невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе учителя-дефектолога.

Цель исследования – повышение эффективности коррекционно-логопедической работы с детьми учителя-дефектолога посредством использования невербальных средств речи.

Гипотеза исследования: включение невербальных средств общения в систему коррекционно-логопедической работы учителя-дефектолога является неотъемлемым условием развития полноценной речевой деятельности у детей.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Теоретически проанализировать проблему невербальных особенностей речи учителя-дефектолога.

2. Изучить особенности использования невербальных средств речи в коррекционно-логопедической работе учителя-дефектолога.

3. Охарактеризовать особенности невербального поведения в общении воспитанников логопедических групп и учителя-дефектолога.

4. Экспериментально изучить эффективность использования невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе с детьми учителем-дефектологом.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические – анализ философской, психологической, лингвистической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, анализ программ воспитания и обучения.

3 стр., 1261 слов

Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными ...

... Цель исследования: изучить особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа. Объект исследования: учащиеся школы. Предмет исследования: особенности восприятия речи учителя учащимися ... заключения и списка использованной литературы. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ, УЧАЩИМИСЯ С РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ РАЗНОГО ТИПА 1.1. ...

2. Эмпирические – анализ документации, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты).

3. Математические – количественный анализ экспериментального материала; математическая обработка полученных данных.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что расширены и углублены имеющиеся теоретические представления об особенностях невербального общения воспитанников логопедических групп и учителя-дефектолога.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны рекомендации, применение которых позволяет повысить эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими недоразвитие речи; имеется возможность использования материалов исследования в процессе диагностического изучения и обучения детей с проблемами в развитии, в практической деятельности специалистов специальных учреждений, в семье.

Исследование проводилось на базе ГКОУ РЦПМСС (Государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» КБР, г. Нальчик. На разных этапах в исследовании участвовало 50 детей дошкольного возраста: 40 детей с нормальным речевым развитием и 10 детей с недоразвитием речи.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена использованием достижений современной психолого-педагогической науки; применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватного его целям и задачам; количеством испытуемых; опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций.

Структура и объём работы. Работа изложена на 44 страницах, список литературы из 27 источников, приложения. Структурно работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и заключения. Работа содержит 11 таблиц.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы невербальных особенностей речи современного учителя-дефектолога

1.1. Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения в процессе реализации речевой деятельности

Формирование у детей с нарушениями речевого развития полноценной речевой деятельности является приоритетной задачей коррекционно-логопедической работы. Известно, что речевая деятельность не ограничена языковыми компонентами, а включает широкий спектр невербальных средств: мимику, пантомимику, жестикуляцию, интонацию и др. (М.М. Бахтин, А. Валлон, Л.С. Выгот-ский, Е.М. Верещагин, Н.И. Жинкин, К. Изард, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.Н. Ушакова, R.E. Berdwhistell, P. Ekman и др.).

В современной науке взаимосвязь вербальных и невербальных средств в речевой деятельности наиболее представлена в семиотике, лингвистике, психофизиологии, психолингвистике и психологии.

Анализ взаимосвязи вербальных и невербальных структур с позиций психофизиологического подхода осуществляется с учётом обозначенных в нейро- и психофизиологии принципов: системного строения и динамической локализации высших психических функций, функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга (П.К. Анохин, Ы.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Т.Н. Ушакова и др.) [16, с. 117].

7 стр., 3434 слов

Особенности речевого общения детей с нарушением слуха Введение

... недостатками слуха и анализ тестов, проведенных с детьми с отклонениями слуха и детьми с нормальным слухом. Предметом – процесс речевого общения детей с недостатками слуха. Цель работы – обобщить ... по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом, и остаточный слух стал широко использоваться как вспомогательное средство для формирования устной речи и исправления произношения. Таким ...

Согласно семиотической точке зрения, невербальные средства представляют собой относительно независимую знаковую систему, существующую параллельно с языковой и обладающую собственным планом выражения и содержания (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Панов, Н.Г. Салмина, А.Соломоник, Ю.С.Степанов и др.) [11, С. 21].

Н.И. Жинкин указывает на то, что «если принять во внимание, что язык как таковой может быть представлен в виде отношения выражение / выражаемое, то «языков» окажется больше, чем один, т.к. могут быть применены разные знаковые системы выражения» [6, С. 62].

В психологии проблема взаимосвязи вербальных и невербальных средств наиболее разработана в рамках общей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.), когнитивной (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, С. Шехтер и др.), социальной психологии (Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, Л.А.Петровская, П.М. Якобсон и др.) и психологии экспрессивного поведения (В.А. Лабунская, R.E. Berdwhistell, P. Ekman, W.V. Friesen и др.).

На сегодняшний день общепризнанными являются несколько положений:

1. Образность, действенность и выразительность речи реализуются преимущественно невербальными средствами….

Заключение

Подводя итоги проведённого исследования, отметим, что в целом выдвинутая гипотеза подтвердилась, поставленная цель достигнута, задачи реализованы.

Определены теоретико-методологические основы использования невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками. Выявлено состояние невербальных средств общения как базовых предпосылок речи у дошкольников с недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Анализируя проведённое теоретическое и экспериментальное исследование, можно сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ проблемы показал, что в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с недоразвитием речи необходимо учитывать значение невербальных средств общения в формировании базовых предпосылок речи и развитии полноценной речевой деятельности. Выяснено, что невербальное кодирование и декодирование есть база для речевой мотивации, речевой выра-зительности и речевой семантики.

2. В ходе исследования установлено, что у дошкольников с недоразвитием речи состояние невербальных средств общения характеризуется выраженными трудностями их понимания, неадекватностью вербально-невербального перевода в эквиваленты значений, качественным своеобразием невербального общения, недостаточной коммуникативной ориентированностью невербальных средств общения и их несоответствием общепринятым нормам употребления. Выявленные недостатки невербального кодирования и декодирования подтвердили, что в условиях общего недоразвития речи наблюдается незрелость невербальных предпосылок коммуникативно-речевой интенции, эмоциональной выразительности речи и вероятностного прогнозирования.

3. В экспериментальном обучении созданы ситуации успешного, эффективного и комфортного невербального взаимодействия детей с окружающими; обеспечено воздействие на базовый для речи сенсомоторный уровень; созданы условия для формирования полисенсор-ных эталонов эмоций и типовых антиципирующих моделей; обеспечено формирование связи между словом и невербальным образом; оказано воздействие на формирование умений и навыков вербально-невербального выражения эмоций, значений, отношений и аффективно-когнитивных цепочек событий.

8 стр., 3981 слов

Невербальное общение как средство коммуникации при ЗРР у детей ...

... по выявлению невербальных средств общения у детей данной категории. 1. Теоретическое обоснование необходимости изучения невербальных средств в общении детей с задержкой речевого развития 1.1 Мотивы и формы общения общение невербальный ребенок коммуникация Речь относится к ...

4. Доказано, что создание специальных условий, предполагающих целенаправленное и поэтапное формирование невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе способствует формированию базовых предпосылок речи и развитию полноценной речевой деятельности у дошкольников с недоразвитием речи.

Список литературы

1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. – Рос- тов н/Д.: Феникс, 2009.

2. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.П. Андриади. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 160 с.

3. Балонов, Л.Я. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий /Л.Я. Балонов, В.Д. Деглин // Теория речевой деятельности: хрестоматия / — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. — С. — 30-34.

4. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Барменкова, Татьяна Дмитриевна. — М., 2005. — 27 с.

5. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Под ред. Г.И. Батуриной. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с;

6. Безрукова, О.А. Нарушения структурно-семантической организации текста и пути их преодоления у младших школьников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Безрукова, Ольга Александровна. — М., 2003. — 18 с.

7. Блинова, А.В. Структурно-семантический анализ невербальных средств коммуникации и их отражение в языке и речи: автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. филолог, наук / Блинова, Анна Владимировна — М., 2004.- 26 с.

8. Боженкова, Р.К. Русский язык и культура речи / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 608 с.

9. Вагапова, Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д.Х. Вагапова. – М.: Цитадель, 2009. — 469 с.

10. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб.пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л. . Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д, 2007. – 544 с.

11. Власенко, И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи / И.Т. Власенко // Дефектология. — 2008.-№4.-С. 3-12.

12. Гойхман, О. Я. Научно–практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов–нефилологов: Монография / О. Я. Гойхман. – М.: «Вся полиграфия», 2010. – 234 с.

13. Гомзякова, Н. Ю. Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики [Текст] / Н. Ю. Гомзякова, Н. Ю. Леонтьева // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 900-903.

14. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития: Учебно-методическое пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. — М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 160 с.

15. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста / Под ред Е.А. Екжановой: Научно-методическое пособие. – СПб: КАРО, 2008. – 336 с.

19 стр., 9392 слов

Интернальность и мотивация как вероятность достижения успеха ...

... Теоретические подходы к проблеме интернальности и мотивации как вероятности достижения успеха студента в учебной деятельности 1.1 Интернальность как психологическая проблема Интернальность - интегральное качество личности ... ответственность за свои решения. Гипотеза: умение развить в учебной деятельности интернальность и мотивацию достижения у студента ведёт к успеху. Задачи: · Изучить существующий ...

16. Климкин, И.В. Невербальные средства общения / И.В. Климкин. – Воронеж: Кафедра Русского языка, 2012. – 150 с.

17. Константинова, Л. А. Деловая риторика: учеб. пособие / Л. А. Константинова, Е. П. Щенникова, С. А. Юрманова. – 2–е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 304 с.

18. Корвина, В.Я. На подступах к риторике: Пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учебных заведений / В.Я. Коровина. — М.: Мнемозина, 2011. – 192 с.

19. Крутов, Н.В. Невербальное общение учителя. //Сельская школа. — № 4. – 2005. – с 110-112.

20. Лопухина, И. С. и др. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей / Под ред. И.С. Лопухиной. – М. : Аквариум, 2013. – 289 с.

21. Малофеев, Н.Н., Шматко, Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М., 2001. – С. 47–55.

22. Неретина, Т. Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие по коррекционной педагогике / сост. Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова, Е. Е. Угринова и др.; под общ. ред. Т. Г. Неретиной. — 3-е изд., стереотип. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 186 с.

23. Основы интегрированного обучения: Пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.

24. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2011. – 512 с.

25. Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе / Е.А. Петрова. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2008. – 222 с.

26. Портал психологических изданий PsyJournals.ru – vestnik_psyobr/2010/n1/31930.shtml [Работа учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста — Вестник практической психологии образования — 2010. № 1].

27. Психологические центры: Организация, содержание деятельности, документация / Под. ред. С.Б. Малых. – М.: Генезис, 2007. – (Психология в образовании).

– 248 с.

28. Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь–справочник / под ред. А. П. Сковородникова. – Красноярск: Изд–во Сибирского федерального университета, 2012. – 882 с.