Профессиональная подготовка, психологическая природа и закономерности деятельности учителя физической культуры

Профессиональная подготовка, психологическая природа и закономерности деятельности учителя физической культуры

Содержание

Введение

Глава 1. Психологические особенности личности учителя и студента факультета физической культуры как субъектов педагогического процесса

1.1 Специфика деятельности учителя физической культуры

1.2 Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в ВУЗе

1.3 Профессиональная подготовка в условиях учебно-практической деятельности

Глава 2. Психологическая природа и закономерности деятельности учителя физической культуры

2.1 Особенности физического воспитания в общеобразовательной школе и роль учителя в этом процессе

2.2 Деятельность учителя физической культуры, направленная на творческое развитие учащихся

2.3 Психологическая модель эффективной деятельности учителя физической культуры

Выводы

Список использованной литературы

Введение

Современная система народного образования предъявляет повышенные требования к личности учителя как к субъекту образовательного процесса и к уровню его профессионализма. Изменения и инновационные процессы, происходящие в обществе, требуют от высшего образования пересмотра концептуальной системы взглядов на подготовку специалистов — будущих учителей. Для решения этой проблемы необходимо изучение личности учителя-профессионала и психологических закономерностей превращения студента педагогического вуза в профессионала.

Это ведет к необходимости совершенствования системы психологического сопровождения специалистов на различных этапах их обучения и трудового пути. Для решения этой проблемы необходимо изучение психологических закономерностей превращения индивида в профессионала и его реализации в профессиональной деятельности.

В современных психолого-педагогических исследованиях большое внимание уделяется вопросу особенности личности учителя, которая выступает как сформированная в процессе обучения и опыта работы целостная структура (А.К.Маркова, 1993; Л.М.Митина, 1999; Н.В.Кузьмина, 1990; В.А.Сластенин, 1998; В.П.Симонов, 1997; В.А.Якунин, 1998; П.И.Пидкасистый, 1999; Е.А.Климов, 1995).

Структура профессиональной деятельности, ее содержание не остаются неизменными на протяжении всех лет обучения в вузе. Преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень определяют формирование свойств личности будущего педагога, его профессиональную успешность, педагогическое мастерство, профессиональную компетентность.

18 стр., 8663 слов

Московская государственная академия физической культуры кафедра ...

... которые необходимо соблюдать при реализации принципа наглядности 5. Построить дидактический профиль учителя и охарактеризовать его. Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения ... свободным. Все допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем, который свои замечания подкрепляет ссылкой на правила. Коменский стремился, возможно, ...

Изучение механизмов влияния отдельных свойств личности на овладение профессиональной деятельностью представлено в работах П.Н.Анохина, 1968; А.Г.Асмолова, 1979; О.А.Конопкина, 1978; В.Ф.Ломова, 1981; В.С.Мерлина, 1996, О.В.Дашкевича, 1985.

Несмотря на большое количество исследований становления
профессиональной деятельности педагогов, особенности становления
личности учителя-профессионала физической культуры недостаточно полно раскрыты в психолого-педагогических исследованиях.

Круг целей и задач деятельности учителя физической культуры предъявляет разнообразные требования к личности педагога. Работа учителя физкультуры многогранна, а подготовка, получаемая им в учебном заведении, не обеспечивает одинаковую его готовность ко всем аспектам педагогической деятельности (Е.П.Ильин, 2000; М.Я.Виленский, 2000, Деркач А.А., Исаев А.А., 1981).

Педагогическая деятельность преподавателя физической культуры в школе, его общение, взаимодействие с субъектами образовательного процесса ставит задачей не только развитие физических качеств, двигательных умений и навыков школьников, но и влияние на становление их личности средствами физического воспитания. Поэтому особую роль в этом процессе играет личность преподавателя, его направленность на развивающий эффект физкультурно-спортивной работы в школе. Профессиональное становление личности студента педагогического вуза должно формироваться с учетом перечисленных требований. В процесс становления личности будущего педагога необходимо вводить комплекс психодиагностических методов, многосторонне изучающих личность студента.

Существует определенный недостаток психолого-педагогических знаний о влиянии личностных качеств учителей-предметников, в частности, учителей физической культуры, работающих на высоком профессиональном уровне, на успешность педагогической деятельности. В связи с этим наблюдается противоречие между необходимостью подготовки учителей, отличающихся высоким профессионализмом, и недостаточной изученностью модели идеального учителя физической культуры.

Актуальность изучения проблемы становления личности будущего педагога позволит раскрыть психологические компоненты, лежащие в основе эффективной деятельности учителя физической культуры, позволит совершенствовать, корректировать и прогнозировать особенности работы со студентами, формировать личностные качества молодых учителей с целью повышения их профессиональной компетентности и педагогического мастерства.

Цель исследования: изучение особенностей личности учителя физической культуры, обладающего высоким уровнем профессионализма, и определение психологических условий становления личности студента при обучении в ВУЗе.

Объект исследования — личность учителя-профессионала физической культуры и личность студента факультета физической культуры.

Предмет исследования — психологические особенности личности учителя-профессионала.

Гипотеза исследования. Становление личности студента физической культуры зависит от его психологических особенностей, личностных качеств, которые определяют его профессиональное развитие и приближают к модели успешного учителя.

11 стр., 5073 слов

Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных учреждениях

... в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Деятельность - специфическая ... студентов. Глава 1. Научно-проетические основы проектной деятельности .1 Проектная деятельность. Сущность и виды проектной деятельности Проектная (или проектная) деятельность ... запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста), умение находить несколько ...

В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы и раскрыть основные теоретические подходы к пониманию личности профессионала и состояния проблемы становления личности будущего учителя-профессионала.

2. Выявить психологические особенности личности учителя-профессионала физической культуры.

3. Раскрыть научно-обоснованный комплекс средств формирования личности студента — будущего учителя физической культуры на этапе обучения в вузе с учетом индивидуальных особенностей.

Глава 1. Психологические особенности личности учителя и студента факультета физической культуры как субъектов педагогического процесса

1.1 Специфика деятельности учителя физической культуры

Деятельность учителя, является составной частью педагогической системы и характеризуется целесообразным воздействием на учащихся при помощи педагогических средств, обоснованных психологической наукой. Функционирование педагогической системы отражается в психологической структуре педагогической деятельности, анализ которой представлен в работах Н.В.Кузьминой (1967), А.И.Шадрикова (1976), В.А.Сластенина (1976), Т.С.Поляковой (1983), Н.М.Таланчук (1991), Л.И.Захаровой (1993), Л.М.Митиной(1994).

Н.В.Кузьмина (1976) выделяет компоненты структуры деятельности на основе выполняемых ими функций. По мнению автора, состав и последовательность действий учителя, направленных на достижение педагогических целей через решение длинного ряда педагогических задач, и является психологической структурой деятельности. В последовательности действий учителя выделяются следующие функциональные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Гностический компонент включает действия, по изучению и накоплению знаний о целях системы и средствах их достижения, уровне развития субъектов педагогического процесса, их возрастных и индивидуально-психологических особенностях, содержании и способах воздействия на учащихся, особенностях процесса и результатах собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Проективный — включает действия, связанные с формулированием и перспективным планированием системы целей и задач, планированием деятельности учащихся на длительный срок, планированием собственной деятельности на длительный срок.

Конструктивный — включает действия, связанные с отбором и композиционным построением содержания учебной и воспитательной информации, выбором методов преподавания, моделированием деятельности учащегося при разных формах работы, моделированием собственной будущей деятельности и поведения.

Коммуникативный — включает действия по установлению педагогически целесообразных деловых взаимоотношений между участниками педагогического процесса, мотивированию их деятельности (суггестия), проникновению во внутренний мир участников педагогического процесса.

Организационный — включает действия по реализации педагогического замысла, организации взаимодействия учителя и учащихся, организации и внедрению созданных ранее моделей деятельности и поведения учителя и учащихся.

9 стр., 4469 слов

Семинарское занятие № 2. Психология личности учителя физической ...

... совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Деятельность учителя физической культуры Цель физического воспитания — способствовать развитию физических и психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные ...

Психологическая структура педагогической деятельности Н.В.Кузьминой была дополнена и развита А.И.Щербаковым (1976), который, выделил информационную функцию (обмен информацией между учителем и учащимися путем прямой и обратной связи); воспитательно-развивающую функцию, являющуюся предпосылкой единства воспитания, обучения и развития (управление перцептивными, мыслительными, эмоционально-волевыми и другими процессами в учебной деятельности); ориентационную функцию (развитие ценностных ориентации); мобилизационную функцию (актуализация знаний и жизненного опыта учащихся); исследовательскую функцию (научный подход к изучению педагогических явлений).

А.И.Крупнов (1990), описывая психологическую структуру действий выделил мотивационно-смысловой, эмоционально-аффективный, операционально-динамический, ориентировочно-познавательный, регуляторно-волевой и продуктивно- результативный компоненты.

Мотивационно-смысловой компонент включает в себя отношение субъекта к выполняемым действиям, внутренние побуждения, степень удовлетворенности своими действиями. Эмоционально-аффективный компонент характеризуется преимущественной выраженностью у индивидов модальностей эмоций: радостью, гнева, страха. Операционально-динамический компонент характеризует процесс реализации действий. Ориентировочно-познавательный компонент включает в себя рефлексию учащихся на уроке, накопление знаний не только о преподаваемой дисциплине, но и о психологии учащихся. Регуляторно-волевой компонент характеризует особенности саморегуляции. Продуктивно-результативный 0 компонент действий характеризует уровень успешности (эффективности) деятельности.

В.П.Симонов (1995) рассматривает основные характеристики образовательного процесса на уроке как систему деятельности преподавателя и обучаемых. Деятельность преподавателя, по мнению автора, состоит из трех основных функций: планирование, организация, контроль.Выделяемые структурные компоненты педагогической деятельности на основе анализа ее этапов, у перечисленных выше авторов, можно обобщенно представить следующей структурой:

1) постановка целей и задач;

2) планирование;

3) организация и исполнение;

4) контроль.

На основе приведенного выше описания можно сделать вывод, что структура деятельности, созданная на основе анализа выполняемых ею функций в большей степени отражает принцип единства психики и деятельности, наиболее ярко показывает влияние личностных особенностей учителя на педагогическую деятельность и общение.

Независимо от вида деятельности учителя физической культуры ее компонентный состав, как правило, одинаков. Помимо мотивационного, выделяют перцептивный компонент, связанный с ощущениями и восприятиями (например, наблюдение за учениками); мнемический, связанный с запоминанием и воспроизведением информации; мыслительный, связанный с решением возникающих по ходу деятельности задач; имажинитивный, связанный с воображением, с придумыванием новых упражнений; двигательный, связанный, например, с показом физических упражнений (Станкин М.И.,1993, Кофман Л.Б., 1998).

Ильин Е.П. (2000) выделяет три этапа в деятельности учителя физической культуры.

1. Подготовительный этап заключается в выяснении условий, в которых будет осуществляться деятельность (ситуация, средства достижения цели), в разработке плана достижения цели и выборе способов ее достижения. Педагогическая ситуация включает в себя уровень подготовленности учащихся данного класса, их отношение к физической культуре вообще и к уроку физической культуры в частности, взаимоотношения между учителем и классом, взаимоотношения между учащимися, материальное обеспечение урока, погодные условия (при занятиях на воздухе) и другие моменты. Сюда же входят создание условий для успешного осуществления деятельности, психологическая настройка учителя физической культуры на урок. Большой объем работы, выполняемой на этом этапе, является одной из особенностей деятельности учителя физической культуры.

7 стр., 3296 слов

Психологический портрет учителя физической культуры

... необходимыми для педагогической деятельности вообще и тренерской, в частности, для подготовки учеников. Требования к учителю физической культуры: 1. Обучение должно быть дифференцированным, то есть должны учитываться индивидуальные особенности учащихся; 2. ...

2. Исполнительный этап связан с практической реализацией намеченного, контролем за действиями учащихся, за своим поведением, с преодолением трудностей, возникающих по ходу урока, с корректировкой плана урока в связи с изменениями ситуации. Этот этап характеризуется психической напряженностью учителя, обусловливаемой постоянным распределением и переключением внимания.

3. Оценочно-корректировочный этап связан с оценкой достигнутого, с выявлением причин неудач на уроке и с внесением коррекции в план деятельности при ее повторном исполнении.

Решение стоящих перед учителем физической культуры задач обусловливает многообразие выполняемых им функций: проектировочных, управленческо-организаторских, прогностически-ориентирующих,
образовательно-просветительных, воспитательных, административно-хозяйственных, определяющих различные стороны его педагогической деятельности.

Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию мероприятий по физическому воспитанию учащихся, учебных нагрузок, достижений школьниками определенных результатов. При этом учитель должен контролировать темпы развития школьников и с учетом получаемых результатов вносить поправки в свои планы.

Большое место в деятельности учителя физической культуры принадлежит проектировочно-конструктивной работе (подбору учебного материала в связи с задачами урока, возрастом учащихся, их половыми особенностями, спецификой класса).

Управленческо-организаторские функции учителя физической культуры состоят в практической организации урока и занятий спортивных секций, в организации школьных спортивных соревнований, в создании физкультурного актива школы и управлении им и т. д.

Прогностически-ориентирующая функция учителя физической культуры состоит в выявлении у учащихся способностей и склонностей и с учетом последних — в помощи учащимся с выбором профессии, определением жизненного пути.

Образовательно-просветительные функции заключаются в передаче учащимся знаний и умений, связанных с выполнением физических упражнений, с ролью развиваемых с их помощью физических и психических качеств в трудовой деятельности, службе в армии, а также в объяснении значения здорового образа жизни для хорошего самочувствия и высокой работоспособности.

Воспитательные функции учителя состоят в формировании нравственно воспитанной личности школьника, преданного своему коллективу, патриота.

Деятельность учителя физической культуры протекает в специфических по сравнению с деятельностью других учителей условиях. Можно выделить три группы этих условий: психическая напряженность, физическая нагрузка и внешнесредовые факторы, связанные с проведением занятий на воздухе.

10 стр., 4746 слов

Результативно-оценочный этап в структуре обучающей деятельности учителя

... в осуществлении обучающей деятельности 1.2 Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов 2. Результативно-оценочная деятельность учителя в структуре его профессионально-педагогической деятельности 2.1 Проблема определения значения результативно-оценочной деятельности учителя 2.2 Характеристика результативно-оценочного ...

По классификации, принятой в психологии труда, работу учителя физической культуры можно отнести к четвертой группе психической напряженности по основным характеристикам деятельности. К этому следует добавить наличие на уроках физкультуры шума от криков детей (во время эстафет, подвижных и спортивных игр), который значительно превышает допустимый уровень, отличается прерывистостью звуков и высокими тонами, вызывая у учителя физической культуры психическое утомление.

Дополнительными факторами психического напряжения учителя являются также необходимость переключения с одной возрастной группы на другую, большая нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки (Г.И.Погадаев, 1998).

Л.Н.Данилина выделяет специфические для учителя физической культуры трудности, способствующие возникновению у него психического напряжения: большая учебная площадь спортивного зала или пришкольной спортивной площадки; сложность городской обстановки при проведении занятий лыжным спортом и плаванием; наличие спортивного оборудования и инвентаря, неправильное использование которого связано с риском для здоровья учащихся; одновременность занятий с учащимися разного пола, имеющими разные физические возможности и интересы; требование высокой моторной плотности уроков при большой наполняемости класса; необходимость руководить одновременно работой нескольких групп на разных снарядах; отсутствие достаточного инвентаря, учебников и учебных пособий по предмету «физическая культура».

О.В.Петунии обращает внимание на ряд факторов, усугубляющих напряженность труда учителя физической культуры: плохая материально-спортивная база, слабая помощь со стороны администрации школы и педагогического коллектива, неорганизованность как черта характера и т. д.

Особенностью условий деятельности учителя физической культуры является необходимость показывать физические упражнения и страховать учащихся при выполнении ими физических упражнений, а также передвигаться вместе с учащимися при занятиях на воздухе, в походах и т. д. Это создает большую физическую нагрузку, так как учитель является для ребенка эталоном силы, ловкости, выносливости (Ильин Е.П., 2000).

В отечественной психологической науке деятельность традиционно изучается в единстве и взаимосвязи с общением (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Рассмотрению педагогического труда как системы взаимодействия учителя и учащихся на основе общения посвящены работы А.А.Бодалева, 1982; В.А.Кан-Калика, 1987; Г.А.Ковалева, 1987; С.В.Кондратьева, 1984; А.А.Леонтьева, 1979; Л.А.Петровской, 1989 и др. Общение в педагогической деятельности выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений учителя и детей, обеспечивающих успешность обучения и воспитания. Таким образом, педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия, как важная профессиональная категория педагогической деятельности.

По определению А.А. Леонтьева (1979), педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. В.А.Кан-Калик (1987) рассматривал педагогическое общение в качестве системы решения бесчисленного ряда коммуникативных задач, образующих неразрывную, целостную структуру урока.

7 стр., 3381 слов

Трудовая мобильность учителей и проблема сокращения педагогических кадров

... в наибольшей степени удовлетворены содержательными и профессиональными аспектами труда – педагогического общения и педагогической деятельностью. 73% респондентов заявили, что в наибольшей степени их удовлетворяют ... составляет всего-навсего 8%. Но в той и другой возрастных группах учителей отсутствуют учителя, которые “совершенно не удовлетворены” своей профессией. Приведенные факты свидетельствуют ...

1.2 Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в ВУЗе

Вопросы профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры изучаются такими современными педагогами как О.А. Абдуллина, Н.Н.Згрязкина, В.П.Беспалько, Ю.Г.Татур, Н.В.Кухарев, Г.В. Степанова, М.М.Рыбокова, И.А.Бутенка, М.М.Боген, А.А.Полякова, и многими другими. В работах этих и других авторов, в частности отмечается, что современное состояние подготовки педагогических кадров в ВУЗах страны, глубина и темпы преобразований в высшей школе не отвечают потребностям общества на нынешнем этапе его развития. В них вскрываются диалектическое противоречие между достижениями высшей школы и ее возможностями и потребностями общества в ней в этот период, разрешение которого является главной задачей вузовской педагогики.

Исследователь подготовки педагогов О.А.Абдулина пишет: «главным недостатком подготовки нынешних выпускников является разрыв между теоретическими знаниями и навыками их практического использования, отсюда слабое владение практическими умениями и навыками» (1,с.75).

Е.П.Белозерцев также считает, что «в профессиональной подготовке выпускников педагогических учебных заведений, имеются следующие недостатки: неумение применять знания в конкретной педагогической ситуации, отсутствие навыков изучения школьников и налаживания с ними контактов»(2,с.37).

О.А.Абдулина и Н.Н.Загрязнина пишут: «в ходе педагогической практики появляется возможность проявить себя, правильно ли выбран жизненый путь, соответствует ли личностные качества требованиям педагогической профессии, выяснить, любишь ли ты детей: начинается процесс профессионального самовоспитания»(14,с.23).

Н.Е.Шуркова считает, что «практика очень важное звено в професиональном росте специалиста. Это звено предшествует не посредственной практике, являясь связующим элементом между изучаемой теорией и практической деятельностью молодого специалиста»(4,с.3).

Е.П.Белозерцев, исследовавший подготовку учителя считает, что «в настоящее время выпускники педВУЗА не обладают в полной мере не одним из следующих наиболее обобщенных мнений выявить степень сформированности личности и коллектива, ставит конкретные задачи дальнейшего развития личности, отбирать необходимые средства для решения поставленной задачи, оценивать полученный результат усвоения знаний, развития личности» (2,с.92).

В коренном изменении нуждается вся система семинарских, лабораторно-практических занятий и практикумов. Главным их назначением должно стать применение знаний в практической деятельности. Анализ учебных планов педагогических вузов, проведенный Е.П. Белозерцевым и по специальности физическое воспитание, показал, что динамика бюджета времени иллюстрирует усиление теоретической подготовки студентов против практико-деятельной за последние более чем 20 лет.

Известно, что решающей фигурой перестройки всей системы образования является учитель, преподаватель, а потому удельный вес его практической подготовки, профессиональной подготовки к педагогической деятельности, как неотъемлемой частью овладении студентами основательными практическими умениями и навыками приобретает особую значимость в перспективе их будущего педагогического труда. Для педагога важнейшее звено его профессиональной деятельности заключается в практике воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Для будущего учителя элементы этой деятельности должны проявляться в реальной практике уже в стенах ВУЗа, хотя бы на элементарном уровне. И чем раньше будущий специалист начнет применять получаемые знания, тем больше у него возможностей для совершенствования, повышения уровня своей профессиональной готовности, квалификации, для овладения педагогическим мастерством. Воспитание и образование человека неотделимо от его практического участия в созидательном труде на благо народа. Введение в учебно-воспитательный процесс ВУЗа системы практических знаний, задач, ситуаций, проблем позволяет формировать, отрабатывать у студентов практические умения и навыки, необходимые им в их дальнейшей работе, овладевать основными педагогическими функциями. В этой связи в первоочередной задаче подъема качества подготовки педагогов предметом особой заботы в вузовском учебно-воспитательном процессе должно стать применение в работе таких активных средств, форм, методов, приемов работы по профессиональной подготовки студентов, как моделирование производственных и практических ситуаций, деловые игры, и т.п., которые отвечали бы задачам эффективного формирования профессионально значимых умений и навыков у будущих учителей. Потому, что «каждый миг пребывания студентов в стенах ВУЗа должен быть направлен, нацелен на приобретение будущей специальности, на превращение в практическую деятельность получаемых в институте знаний. Ибо способности личности раскрываются, формируются, развиваются, реализуются только в практической деятельности, благодаря ей. Только в деятельности происходит выявление и развитие способностей человека как социальной единицы». (7, с.26.).

17 стр., 8048 слов

Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта

... стиля деятельности», «Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта», 5. Подобрать рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности. Работа ... к ценностям культуры, «сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке» [Российская педагогическая энциклопедия. - М.,1999.-Т.2 ...

1.3 Профессиональная подготовка в условиях учебно-практической деятельности

Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность (УПД) — это процесс решения практических задач, направленных на выполнение практических заданий по теоретическим дисциплинам, требующих применения теоретических знаний на практике. Это положение учебно-практической деятельности отмечается и в публикациях ученых.

Как отмечается в материалах сборника научных статей 1987 года в г. Тарту (Вып. IX, с. 3-13): «Формирование способностей к профессиональной деятельности должно происходить вне и до включения обучаемого в эту деятельности должно происходить вне и до включения обучаемого в эту деятельность через обеспечение отношения имитации между учебной и профессиональной деятельностями».

В.С. Леднев отмечает, что «учебная практика как практика в условиях учебного заведения является органической частью учебно-воспитательного процесса в ВУЗе, обеспечивая соединение творческой подготовки с их педагогической практикой в учебно-воспитательных учреждениях» (28).

1 стр., 378 слов

Опросный лист для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников ...

... лаборатории коррекции учебного процесса ИПК руководящих и педагогических работников г. Ярославля. 1. Учитель является для тебя авторитетом 5 4 ... 1 Педагог не умеет заинтересовать внеурочной деятельностью тебя и твоих одноклассников 11. Учитель может быстро организовать класс для решения ... 5. Педагог может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, учителей или перед родителями 5 4 3 2 1 ...

Л.А. Любушкина, исследуя трудности адаптации стажеров-учителей ФК к педагогической деятельности, приходит к выводу, что необходимо особое внимание уделять организации и проведению педпрактики и более совершенной методической подготовке студентов, в частности, по частным методикам спортивных дисциплин (29).

«В учебном процессе профессионально-педагогическая подготовка, направленная на формирование педагогического мастерства будущих учителей, реализуется лишь частично, хотя резервов и путей ее совершенствования много», — отмечает В.С. Васильев,- необходимо на практических занятиях акцентировать составляющие педагогического мастерства с анализом деятельности проводящего; рамки учебной практике раздвигаются и охватывают все время конкретной дисциплины» (24).

По мнению О.А.Абдуллиной комплексная организация деятельности студентов предполагает сочетание учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической деятельности. УПД определяется как «процесс решения практических задач, направленных на выполнение практических заданий по теоретическим дисциплинам, требующим применение теоретических знаний на практике» (1).

Однако, как пишет Е.П. Белозерцев, подвергая анализу УПД будущих учителей, «в системе подготовки учителя ФК не выработалось четких представлений об оптимальном соотношении форм обучения студентов и времени, отводимом на каждую форму» (2, с.201).

И далее: «изменение числа часов, отводимых на виды спорта профессионально-методического цикла, являющегося основным в методической подготовке будущих учителей ФК, не имеет четкой логики, научно не обосновано, не согласуется со школьной программой» (там же, с.202).

Противоречивый характер положения дел в системе учебно-практической подготовки будущих учителей физической литературы описывается Е.П. Белозерцевым и далее, что совпадает и с результатами наших наблюдений в течение ряда последних лет. «Усиление практической подготовки будущих учителей физической культуры связано с увеличением объема педагогической практики по общей профессиональной подготовке, проводимой для всех педагогических специальностей и не отражающей специфику будущей профессии. Профессиональная подготовка учителя физической культуры (методика физического воспитания) не соотносится с содержанием школьной программы, на реализацию которой данная подготовка нацелена.

Содержание УПД будущего учителя физической культуры включает формирование и отработку следующих программных профессиональных элементов основных педагогических функций: подача отдельных строевых: команд, распоряжений; отдача рапорта; объяснение упражнений; объяснение игры; построение, перестроение, расположение группы; составление, подбор комплекса упражнений для: разминки (обще развивающие упражнения), вводно-подготовительные части, основной части (специальные упражнения) урока, игры; выбор места руководства обучением, игрой; показ: обще развивающих упражнений, запланированных: преподавателем, самостоятельно, специальных упражнений; владение терминологией; организация группы; составление и разработка средств, методов и форм физического воспитания; провести: обще развивающее упражнение, специальное упражнение, подводящее имитационное и прикладное упражнение, разминку, зарядку, игру, часть урока, урок (занятие), тренировку; ошибки: определить основные, второстепенные, проанализировать их, указать пути их устранения; помощь и страховка; провести методический разбор (анализ) урока; обучить: видам: одному, нескольким, всем, игре; судейство: выполнить обязанности, обслужить соревнования, провести соревнования; инвентарь и оборудование: ремонтировать, обеспечить: занимающихся, занятие, игру, урок; место занятий, игры: подготовка, уход; работа с документами планирования: учебными, соревнования; анализ деятельности студентов; выполнение научно-методической и исследовательской работы; использование технических средств обучения; составлять конспект: части урока, занятия, упражнений; организовывать игру, занятие; вести учет, контроль результатов соревнования; изменять упражнения по возрастным и физиологическим особенностям; моделировать педагогические проблемные ситуации — всего около 60-ти единиц наименования.

Анализ программного материала по учебной практике на факультете физического воспитания педагогического ВУЗа показал, что соотношение часов, отпущенных на вышеприведенные формы обучения специалистами, сдвинуто в сторону практической подготовки будущих учителей физической культуры (на нее предлагается использовать больше половины рекомендуемого времени).

Менее десятой части совокупного времени отпускается на учебно-практическую деятельность. Необходимо также сказать, что большая часть дисциплин не выделила УП из всего перечня форм занятий, определив для нее примерный объем времени. Этот факт говорит о том, что исследуемый феномен не пользуется столь пристальным вниманием, какого хотелось бы. Наблюдается дублирование УП — материалов (И), цели и задачи УП довольно расплывчаты, умения-навыки, описанные в программе, не выполняют требований диагностичности, не разработаны временные нормативы на формирование наиболее важных групп функциональных элементов будущей педагогической деятельности студентов факультета.

Глава 2. Психологическая природа и закономерности деятельности учителя физической культуры

2.1 Особенности физического воспитания в общеобразовательной школе и роль учителя в этом процессе

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

В физическом воспитании определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

Назревает ситуация, когда общество захочет измерить то качество образовательных услуг, которое гарантируется образовательными учреждениями. Объективно оценить деятельность возможно только на основе исследования объективных критериев, сущностных характеристик педагога.

Педагогическая культура — это часть общечеловеческой культуры, интегрирующая историко-культурный педагогический опыт и регулирующая среду педагогического взаимодействия. Совокупным субъектом педагогической культуры выступает общество в целом, задающее цели и содержание образования, а его «агентами» в педагогическом взаимодействии выступают учителя, родители, педагогические сообщества.

В аспекте деятельности педагогических учреждений педагогическая культура исследуется как сущностная характеристика среды, уклада жизни, особенностей педагогической системы, как процесс ее движения к новому, качественному состоянию.

В индивидуально-личностном аспекте она рассматривается как проявление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения учителя.

Сущность педагогической культуры состоит в особом отношении к детству, как уникальному, неповторимому периоду человеческой жизни и каждой детской личности как самоценности.

Педагогическая культура — это характеристика целостной личности педагога, потому ее развитие — реальный процесс движения профессиональной личности педагога к новому, качественному состоянию.

В.А.Сухомлинский не раз говорил о том, что общение с детьми должно основываться на твердом фундаменте любви к ним — на том, что в науке суховато называется профессионально-педагогической направленностью учителя. Но научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам.

Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношении с другими людьми.

Главная цель личностно-ориентированного образования — создание условий для становления и самореализации ребенка, в том числе и как члена общества. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и снимающая противоречия между природным и социальным началом в человеке. Естественное вхождение ребенка в социальную жизнь — через культуру. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее.

В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание формируют социальный опыт, включающий знания, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.

В организации делового общения учителя с учениками на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача педагога — определить тот порог, за которым проверенные идеи, справедливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников и самые благие намерения встречают тогда апатию или даже противодействие.

Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение.

Другим важным показателем профессиональной культуры учителя является использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива учащихся.

Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом по физической культуре и спорту.

В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивная, коммуникативная, организаторская и познавательная.

Модернизация системы украинского образования потребовала коренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания учащихся. В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между учащимися и педагогами. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Поэтому необходимо развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности, как ребенка, так и учителя.

В современном обществе необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Основное содержание деятельности преподавателя физической культуры включает в себя выполнение определенных функций — обучающую, воспитывающую, организующую. Они воспринимаются в единстве.

Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и воспитания детей. Объективно оценить деятельность возможно только на основе исследования объектов критериев сущностных характеристик педагога. Оценка педагогической деятельности должна быть комплексной (разные источники информации), прежде всего должна использоваться в целях совершенствования и развития творческого потенциала преподавателя, его физического и нравственного здоровья.

2.2 Деятельность учителя физической культуры, направленная на творческое развитие учащихся

Творческая индивидуальность педагога — это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд преподавателя состоит из трех компонентов: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность — стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении.

Педагогическая деятельность — это технология труда, педагогическое общение — его климат и атмосфера, а личность — ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя. Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. В деятельности преподавателя общение является не только средством педагогической коммуникации, но и условием профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания учащихся. Овладение основами профессионально-педагогического общения происходит на индивидуально-творческом уровне. Надо тщательно изучать и формировать собственный стиль общения, изучать отдельного ученика, наблюдать за его действиями, фиксировать данные наблюдения. Это поможет осуществлять индивидуальный подход к детям.

В основе принципов становления школы лежат идеи развития гуманизации и демократизации. Воплощение на практике данных идей создает динамизм и многовариативность педагогического процесса.

Демократизация проявляется в преодолении единообразия содержания, форм и методов физического воспитания, в раскрытии их многообразия, вариативности.

В педагогическом процессе демократизация выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры.

Основой педагогической деятельности являются исследования широких и гибких методов и средств обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических особенностей. Учебно-воспитательный процесс строится с учетом национальных и региональных традиций, в деле формирования привычек здорового образа жизни.

Гуманизация педагогического процесса заключается в учете индивидуальных особенностей каждого ученика и педагога.

Осуществление принципов гуманизации и демократизации в педагогическом процессе возможно на основе сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, на основе самодиагностики педагогической культуры учителя и знаний индивидуально-типологических особенностей учащихся моделируется учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры.

Урок физкультуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. Ведь надо учить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися.

Перестраивая педагогический процесс на основе самодиагностики, необходимо ориентироваться на следующие положения (условия):

— исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию ребенка;

— «трудная цель», обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудностей;

— «опора», позволяющая ученику последовательно продвигаться в учении;

— «опережение», заключающееся в ускоренном развитии сильных, наиболее способных в данном виде двигательной деятельности (физических упражнений) учеников;

— «крупные блоки», которые позволяют усвоить главные сущности понятия, связи, овладеть методами физического воспитания;

— «самоанализ», сотрудничество с родителями, культурная идентификация через народную подвижную игру.

Говоря об учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры с учетом сильных сторон преподавателя, следует подчеркнуть, что урок составляет органическую составную часть занятий по физическому воспитанию. Опыт показывает, что целенаправленное воспитание способствует более организованному проведению учебных занятий и спортивных тренировок. Двигательная плотность и эффективность занятий по физической культуре зависят от организованности, дисциплины, настойчивости, воли, упорства и других черт характера. Качество обучения школьников и уровень их воспитанности находятся в прямой зависимости друг от друга.

Педагогическая деятельность достигает своего социального значения, когда в процессе воспитания происходит обучение взаимодействию с разными людьми.

Ответственный и творческий труд учителя — это подлинно гуманные и демократичные взаимоотношения со своими учениками, их родителями, коллегами.

Учитель должен чувствовать, с кем он общается, и соответственно вносить коррективы в манеру своего общения.

Культурой педагогического общения овладевают только трудолюбивые, ищущие, интересующиеся люди, а поэтому, если чего-то не умеете — научитесь, а чего не знаете — узнайте, а главное — неустанно совершенствуйте формы общения с людьми.

Профессионально значимыми компонентами педагогической культуры учителя физической культуры являются:

— организация процесса физического воспитания на основе программы занятий физическими упражнениями с учащимися 1-11-х классов в соответствии с состоянием здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности учащихся;

— проведение разных по типу и структуре уроков физической культуры. Правильную оценку успеваемости по физической культуре учащихся;

— проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;

— безопасности детей на занятиях физическими упражнениями;

— осуществление управления процессом физического воспитания в школе;

— изучение современной литературы по педагогике, психологии, физиологии, гигиене, методике физического воспитания школьников и использование приобретенных знаний в педагогической деятельности;

— изучение и обобщение передового опыта физического воспитания школьников и в сочетании с личным опытом применение его в физическом воспитании детей;

— проведение исследовательской работы в области физического воспитания учащихся;

— технически правильное выполнение физических упражнений школьной программы по физическому воспитанию и программ в спортивных секциях. Эффективное использование в педагогической работе метода личного показа учащимся двигательных действий;

— выполнение обязанностей судьи по спорту, иметь спортивную подготовку, постоянно держать себя в спортивной форме и возрастном антропометрическом равновесии.

Культура педагогического общения учителя физической культуры должна иметь такие отличия:

— оправдывать каждый день и каждую минуту доверие тех, с кем имеешь дело, кого учишь и от кого учишься сам;

— неукоснительно соблюдать профессиональную этику общения, в любой ситуации координировать свои действия;

— быть хорошо подготовленным к любому диалогу с любым человеком по всем вопросам, входящим в круг вашей профессиональной компетентности;

— лаконичность, динамизм общения зависят от вашей внутренней собранности в делах, поступках, речи;

— в любой ситуации помнить о долге, честности и порядочности, а главное, о святости дела, которому служишь;

— гнев никогда не должен затмевать ум и душу: только предельное терпение, настойчивость и внимание смогут помочь вам с честью решить поставленные задачи;

— учитель должен сам уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении;

— надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо;

— быть чутким в общении — это значит вникать в переживания всех, с кем имеешь дело;

— быть отважным в общении — это значит не теряться и не смущаться в любой обстановке, какой бы сложной и непредвиденной она ни была;

— следует всегда трезво оценивать действительность, в том числе и собственные удачи, чтобы не впасть в манию величия, не зазнаться после нескольких успешных шагов педагогической деятельности, и неудачи, чтобы, не опуская рук, суметь преодолеть их.

Такое общение не является самоцелью, оно средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства.

Эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры повышается при его построении на основе учета педагогической культуры учителя.

В условиях личностно-ориентированного образования необходимым фактором эффективного воспитательного процесса является самовоспитание учителя.

2.3 Психологическая модель эффективной деятельности учителя физической культуры

физкультура учитель воспитание

Труд учителя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), знать теорию и практику выполнения физических упражнений, владеть методикой обучения. Современный учитель физической культуры должен знать:

— цели и задачи физической культуры;

— общую концепцию научного содержания предмета;

— современное состояние физической культуры в городе, области, Украине и за рубежом;

— место и роль предмета «Физическая культура» среди других предметов школьной программы;

— межпредметные связи;

— передовой педагогический опыт и уметь внедрить его в свою работу.

Направленность содержания занятий по физическому воспитанию должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных, тренировочных и соревновательных задач. Решение этих задач во многом зависит от профессиональной компетентности учителя, его двигательной подготовленности, организаторских способностей, нравственной, эстетической, речевой культуры, дидактических способностей, коммуникативной культуры. Он должен анализировать научные и теоретические публикации по вопросам физической культуры, делиться опытом работы с другими коллегами, иметь методические разработки и усовершенствованные, экспериментальные программы. Учитель физической культуры должен владеть самоанализом и анализом уроков, уметь проводить их в усложненных условиях, внедрять новации, изобретения в учебно-тренировочный процесс, проводить зачетные уроки, разрабатывать тестирование и домашние задания для учащихся.

Особенностью профессионального труда учителя физической культуры является связь его деятельности с воспитанием детей. Учитель — тонкий знаток детской души. Он должен со знанием своего дела подходить к учащимся, понимать возрастные особенности, знать пути воспитания будущего гражданина. Учитель физической культуры, в отличие от других учителей, проводит с ребятами вместе гораздо больше времени, поэтому он может найти в ученике то, что остается скрытым от других. Наставник должен формировать и развивать у учащихся социальную активность, помогать раскрывать учащимся свои возможности. В области физической культуры решаются общепедагогические задачи формирования гармонически развитой личности и здорового образа жизни. Личный пример педагога во многом способствует воспитанию личности ребенка. Учитель физической культуры должен опираться на педагогику сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Долг учителя — раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культурой, дома — над развитием своих физических и морально-волевых качеств. Для этого учитель физической культуры поддерживает тесную связь с родителями, постоянно информирует их о воспитательном воздействии на учащихся.

Результативность работы учителя физической культуры определяется показателями физического развития и здоровья детей, их физической подготовленности по физическим тестам, интересом учащихся к предмету, уровнем достижений учащихся в соответствии с программой, воспитанием гуманистических ценностных ориентации у учащихся, динамикой результатов за последние три года, наличием победителей районных, городских, областных соревнований, участием учителя физкультуры в конкурсе «Учитель года».

Условием эффективного осуществления педагогического процесса по физическому воспитанию являются:

— текущее и перспективное планирование;

— подготовленность материально-технической базы;

— пропаганда знаний по физической культуре и здоровому образу жизни;

— наличие нестандартного оборудования;

— наличие специальных медицинских групп (ОФП, оздоровительной коррекции);

— наличие кружков физической культуры, секций по видам спорта и др.;

— систематическая подготовка физкультурного актива;

— профориентация;

— наличие специальных спортивных классов;

— организация на базе школы педагогической
практики студентов физкультурных учебных заведений;

— организация музея спортивной славы школы.

Учителю физической культуры в своей деятельности необходимо правильно понимать и учитывать мотивы, интересы учащихся к физкультурно-спортивной деятельности. Глубокие знания, мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность, такт помогают учителю физической культуры успешно решать поставленные задачи. Учителю физической культуры приходится воспитывать учащихся в духе преодоления трудностей, вести их по пути «от простого к сложному», от изученного к неизученному, т.е. все время создавать перед учащимися систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию.

Преподавательское мастерство характеризуется такими факторами, как творчество, изобретательность и находчивость, умением владеть собой, знанием своего предмета и методов воспитательной работы. Учитель физической культуры всегда имеет дело с внутренним миром ребенка, его мировоззрением, мыслями, желаниями и надеждами, его горестями и радостями. Независимо от своего личного опыта, таланта, знаний, педагог уставляет след в душе и сознании ребенка. У одних этот след остается очень ярким, они подражают учителю, и, в конечном итоге, стремятся пойти по его стопам. Другим педагог помогает укрепить здоровье, поддерживает советом: по какому направлению продолжить образование, какую приобрести профессию — а это также оставляет след в душе и сознании учеников.

На уроках и спортивных тренировках педагог постоянно обращает внимание на поведение учащихся в зале, на взаимоотношение со сверстниками, старшими, родителями. Учитель физической культуры добивается от учащихся путем кропотливой систематической работы содержания в порядке спортивной формы, чистоты в спортивном зале, в раздевалках, душевых, туалетных комнатах. Опыт показывает, что с воспитанием связаны такие понятия, как «доброта», «сердечность», «чуткость», «внимательность», «индивидуальный подход к учащимся», которые должны сочетаться со строгостью, требовательностью к воспитанникам. Учитель физической культуры без увлеченности своим трудом, без преданности ему, без постоянных творческих поисков, целеустремленности, смелости, новаторства никогда не заслужит авторитета и любви учащихся, их глубокого искреннего уважения.

Разнообразен круг обязанностей педагога: он должен обеспечивать учебный и тренировочный процесс спортивной формой, инвентарем, оборудованием; заниматься ремонтом спортивной базы, «пробивать» деньги на приобретение спортинвентаря; ездить в командировки на спортивные соревнования; заниматься покупкой канцелярских товаров: бумаг, красок, скоросшивателей, скрепок и др. В успешном решении этих вопросов не последнюю роль играют личностные качества организатора, его умение наладить связи с вышестоящими организациями, а также с коллегами и специалистами из других школ и учреждений.

Чтобы быть на уровне требований времени, педагог обязан постоянно следить за новинками специальной литературы, периодической печатью, слушать радио, просматривать спортивные передачи по телевидению, изучать практический передовой опыт своих коллег.

Понятие «педагогический талант» включает в себя такие профессиональные качества, как чувство меры в проявлении требовательности и поощрений, интуиция и чуткость в сложной системе взаимосвязи с учениками, педагогическая наблюдательность (способность педагога по отдельным фактам и всему поведению ученика в целом прогнозировать его развитие), требовательность, высокое педагогическое мастерство, т.е. совершенное владение своим предметом, способом передачи знаний о предмете учащимся. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что в вопросе теоретической подготовки учащихся и формирования у них устойчивых навыков и привычек к самостоятельным занятиям физическими упражнениями имеются большие неиспользованные резервы. Долг учителя физической культуры научить детей самостоятельно делать утреннюю гимнастику, провести физкультурную разминку и тренировку не только лично, но и с друзьями, младшими школьниками. Это одна из перспективных задач педагога. Для ее решения он привлекает родителей, проводя для них различные методические занятия и открытые уроки по физическому воспитанию и спортивной тренировке. Второй, не менее важной, спортивной задачей является подготовка родителей для занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Наши многолетние исследования показывают, что более половины родителей умеют ходить на лыжах, кататься на коньках, ездить на велосипеде, играть в какую-либо спортивную или подвижную игру и т.д. Учителю физической культуры необходимо знать об этом и вооружить родителей методикой проведения физкультурно-спортивных занятий с учетом возрастных особенностей ребенка.

Чтобы иметь авторитет у учащихся, учителю физической культуры необходимо постоянно следить за собой, своими манерами, речью, не «давить» своими знаниями, а охотно передавать их учащимся. Речь учителя физической культуры должна быть образной и понятной учащимся. Знание терминологии, ее понимание и использование учащимися помогают им быстрее овладеть учебным материалом; объяснение учителя для них становится ясным, простым и доступным.

Педагогическое мастерство — не врожденное качество, оно приобретается в процессе труда. В ходе общения учителя с учащимися на уроках физической культуры, спортивных тренировках и соревнованиях, при проведении других спортивно-массовых мероприятий у учителя складывается два эмоциональных полюса общения. Он должен постоянно помнить, что настоящий воспитательный эффект получается в том случае, когда удается организовать взаимоотношения, которые основаны на положительных эмоциях. Учитель и ученик составляет единую систему, объединенную общей целью: учитель передает знания, умения, навыки, а ученик воспринимает их и закрепляет на уроках физической культуры, спортивных секциях, соревнованиях и т.д., то есть происходит обмен информацией, организация взаимоотношений, познание личности ребенка.

Педагог сохраняет целостность системы за счет применения таких элементов общения, как прямые, косвенные, опосредованные обращения к учащимся.

Прямое требование характеризуется конкретностью задания, лаконичностью указания, сдержанным деловым тоном обращения к учащимся и строгой последовательностью необходимых действий учеников.

Многообразны формы косвенного общения: просьба, доверие, ободрение. Эти формы обращения к учащимся имеют в своей основе своеобразную демонстрацию учителем положительного отношения к воспитаннику и к тому, что он делает.

Обращения учителя к учащимся могут выражаться и в других формах, носящих негативный характер, например, таких как: недоверие, осуждение как лично учителем, так и товарищами в коллективе. Например, видя высокомерное поведение ученика с товарищами, учитель говорит: «Плохо ведешь себя с командой. Ребята перестают тебя уважать. При таком отношении тебе трудно войти в команду». Такие слова, сказанные учителем, положительно действуют на учащегося.

Педагогический такт — это соблюдение учителем чувства меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ними. Педагогический такт учителя основан на общечеловеческих принципах морали. Профессиональный смысл такта заключается в специфической деятельности педагога, обязанного влиять на внутренний мир ребенка, уметь общаться с ним, предъявлять, когда это необходимо, педагогические требования, способствовать формированию нравственных отношений и осуждать те, которые идут вразрез с воспитательными целями. В педагогической деятельности такт определяется не только способностью воспитателя избежать конфликта с ребенком, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие.

С психологической точки зрения, для более осмысленного понимания сущности такта, педагогической целесообразности его применения в практической деятельности следует обращаться к ключевым условиям эмпатии. Эмпатия — это достижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. Эмпатическая способность возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффектным реакциям другого человека, когнитивную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффектные реакции другого человека, в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание, переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие, переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Очень важно для этого умение слушать. Нужно дать понять ребенку, что вы присоединились к его миру. Надо передать ему чувство эмпатии, которое вы ощущаете. Итак, эмпатия — это видение мира с точки зрения ученика.

Назовем эмпатические термины, которые составляют основы педагогического такта.

Положительное отношение — использование навыков воздействия с навыками присоединения, стремление поделиться собственным опытом с учеником, но всегда — передача того, что ученик может воспринять.

Уважение — исключительные, положительные отклики об ученике и поощрение его движения вперед. Если существуют большие различия с вами, необходимо открытое и честное признание в этом, терпимость к ним.

Теплота — используя в основном невербальные средства — тон, поза, выражение лица, выразить свою заботу об ученике. Улыбка особенно важна для создания теплой атмосферы.

Конкретность — быть точным, выяснять детали, факты, чувства.

Конфронтация — вести беседу открыто, выявлять смешанные сообщения, инконгруэнтности, противоречия в вербальном и невербальном поведении. Искренность — быть самим собой в общении с учащимися (по отношению к себе).

По отношению к другим: быть чутким к нуждам учеников и их возможностям, завязывать отношения, оставаясь самим собой.

Культурная эмпатия — понимание того, что ваш культурный стиль отличается от стиля ученика.

Итак, положительное отношение, уважение и теплота, конкретизация, искренность и идентичность, конфронтация — эти понятия, взятые в комплексе, составляют основные условия эмпатии. Именно в этой части в настоящее время имеются большие пробелы. Канул в лету принцип идейности, вокруг которого велась вся школьная воспитательная работа. На политической арене бушуют политические страсти, и многим воспитателям неясно, как воспитывать подрастающее поколение.

По нашему мнению, незыблемыми остаются принципы формирования у молодого поколения норм поведения в семье, школе, на улице, в общественных местах, транспорте, спортивном зале, воспитания уважения к старшим, инвалидам и др. Воспитание духовности в детях будет в обозримом будущем одной из главных задач общеобразовательных школ и других учебных заведений. Думается, под одной крышей будут находиться общеобразовательная, спортивная, музыкальная школы и школа искусств. Предмет «Физическая культура» будет проводиться ежедневно, так как государству будут нужны здоровые люди. В настоящее же время заказ государства на здоровых граждан пока отсутствует.

Один из первых теоретиков физической культуры детей, монах Епифаний Славинецкий, увязывал практику занятий физическими упражнениями и играми с умственным воспитанием ребенка, развитием его мышления. Он пропагандировал игры, которые одновременно развивали и ум ребенка, и его тело. Он считал, что основное назначение игры — создание хорошего настроения, «ограда» от умственного утомления, разумный отдых. Одновременно игра должна развивать в детях сообразительность, ловкость и силу, чувство товарищества и уважения друг к другу, умение переносить тяготы в жизни и физические страдания.

Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие на учащихся. Для многих физкультурно-спортивная деятельность — единственная возможность восстановления здоровья, преодоления уже имеющихся отклонений от норм физического развития.

От учителя физической культуры требуется не только способность чувствовать эстетическую сторону физических упражнений, но и умение раскрыть ее перед учащимися. Здесь проявляется особый талант педагога и, конечно, соответствующая художественно-эстетическая культура. В этом случае на помощь учителю может прийти искусство — широкий спектр музыкальных, пластических ассоциаций поможет дать чувственно ощутимый образ желаемого действия, результата. Используемая на занятиях музыка может и должна выступать не только в чистом функциональном значении ритмической организации действий, но и в ее эстетическом, художественном содержании. Учитель физической культуры в процессе уроков и спортивных тренировок учит школьников формировать себя, дает знания о механизме владения своим телом, учит ощущать выполняемые упражнения и управлять ими. Следует обращать внимание на внутреннее сознательное сосредоточение, вникание в смысл физического упражнения каждым учеником. Нужно пробудить у ребенка потребность совершенствовать, творить красоту в себе.

В.В. Белорусова, Н.Г. Кольцова, Н.И. Пономарев, А. Френкин и др., исследуя взаимосвязь физического и эстетического воспитания, отмечают, что оно должно осуществляться различными средствами во все возрастные периоды человека. Средствами физической культуры эстетические вкусы могут воспитываться следующими упражнениями:

1. Основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии).

2. Общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов, формирование правильной осанки).

3. Игры (творческие, с пением, национальные).

4. Виды искусства (музыка, элементы танца, образцы фольклора).

5. Эстетическая обстановка занятий.

6. Общение с природой.

7. Образцовый показ упражнений учителем.

Выводы

Урок физкультуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. Ведь надо учить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися.

Говоря об учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры с учетом сильных сторон преподавателя, следует подчеркнуть, что урок составляет органическую составную часть занятий по физическому воспитанию. Опыт показывает, что целенаправленное воспитание способствует более организованному проведению учебных занятий и спортивных тренировок. Двигательная плотность и эффективность занятий по физической культуре зависят от организованности, дисциплины, настойчивости, воли, упорства и других черт характера. Качество обучения школьников и уровень их воспитанности находятся в прямой зависимости друг от друга.

Особенностью профессионального труда учителя физической культуры является связь его деятельности с воспитанием детей. Учитель — тонкий знаток детской души. Он должен со знанием своего дела подходить к учащимся, понимать возрастные особенности, знать пути воспитания будущего гражданина. Учитель физической культуры, в отличие от других учителей, проводит с ребятами вместе гораздо больше времени, поэтому он может найти в ученике то, что остается скрытым от других. Наставник должен формировать и развивать у учащихся социальную активность, помогать раскрывать учащимся свои возможности. В области физической культуры решаются общепедагогические задачи формирования гармонически развитой личности и здорового образа жизни. Личный пример педагога во многом способствует воспитанию личности ребенка. Учитель физической культуры должен опираться на педагогику сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Долг учителя — раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культурой, дома — над развитием своих физических и морально-волевых качеств. Для этого учитель физической культуры поддерживает тесную связь с родителями, постоянно информирует их о воспитательном воздействии на учащихся.

Формирование эстетических качеств личности невозможно развить без воспитания нравственных качеств, развития духовности. Чтобы развить силу, ловкость, красивую фигуру, необходимо проявить волевые усилия, терпение, мужество. Спортивный дух — это не только честолюбивый задор, но и, непременно, спортивное поведение, исключающее обман, подлость, грубость, предательство.

Здесь этика и эстетика спорта смыкаются. Неспортивное поведение, безобразные поступки непременно должны носить и эстетическую окраску. В будущем учитель физической культуры будет решать следующие задачи: воспитание чувства прекрасного; воспитание телесной красоты; воспитание этики поведения; воспитание творческой активности. Решение этих задач в XXI веке будет идти успешно, если общеобразовательные школы будут обеспечены полноценными ресурсами, кадрами, учебными программами, базой, эффективным управлением. В настоящее время общеобразовательная школа является основным социальным институтом, где происходит воспитание подрастающего поколения.

Список использованной литературы

1. Александрова М.Д. Значение теории отношении для современной геронтологии // Психология личности и малых групп. — Л., 1977. — 158с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969. — 339с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1983. — 272с.

4. Божович Л.И., Славина Л.Г. Дети с аффективным поведением. — М., 1966. — С. 139—140.

5. Вайцеховский С.М. Быстрая вода. — М., 1983. — 175 с.

6. Волков И.П., Дембо А.Г. Некоторые актуальные проблемы психогигиены спорта с позиции спортивной медицины // Теория и практика физич. культ, 1983. — № I. — С. 13—15.

7. Волков И.П., Пономарев Н.И. Социально-психологическое воздействие спорта на массовое сознание людей // Теория и практика физич. культ, 1984. — № 4. — С. 38—39.

8. Выдран В.М. Введение в специальность. — М., 1980. — 119с.

9. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. — М., 1981. — 375с.

10. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 287с.

11. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. — М., 1985. — 224с.

11а. Кудиш Т.Д. Физическая культура и ее влияние на психику просвещенца. — М., 1928. — 87с.

12. Лалалян А.А. Библиография психологии спорта. — Ереван, 1980. — 236с.

13. Ломов Б.Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения // Когнитивная психология: Материалы финско-советского симп. / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, Т.Н. Ушакова, В.А. Барабанщиков. — М.: Наука, 1986. — 206с.

14. Матюхина М.В. Психологические вопросы формирования личности школьника // Возрастная и педагогическая психология. -Новосибирск, 1984. — 256с.

15. Матюшкин А.М. Основные задачи психологических исследований в свете решений XXVII съезда КПСС / / Вопр. психол, 1986. — № 5. — С. 5—17.

16. Нечаев А.П. Психология физической культуры. — М.; Л., 1930. — 112с.

17. Психология физического воспитания и спорта / под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. — М., 1977. — 147с.

18. Сингуринди Э.Г. Автомобильный спорт. — М., 1982. — 304с.

19. Станиславский С.С. Моя жизнь в искусстве. — М., 1983. — 424с.

20. Эмоционально-волевая подготовка спортсменов / под ред. А.Т. Филатова. — К., 1982. — 296с.

21. Ткаченко А. Не мыслю себя вне спорта // Спорт и личность. — М., 1974. — 192с.

Размещено на