Программа танцевального психологического тренинга

Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение более тонкого чувствования и более глубокой осознанности собственного «Я». Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).

Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).

Самопознание себя через порождение аутентичных, спонтанных движений (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).

 

Цель тренинга:

 

Создание психолого-педагогических условий для личностного роста подростков средствами танцевально-двигательной терапии.

 

Задачи тренинга:

 

1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2. Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения, повышения уровня самопринятия, повышения самооценки.

3. Создать условия для освобождения от эмоциональных «блоков», экологичной проработки психологических «травм».

 

Материально-технические условия:

— зал, где можно свободно двигаться, танцевать свеем участникам группы;

— аудиотехника;

— кариматы на каждого участника группы;

Категория участников:

 

Подростки – 13 — 15 лет.

Подростки – 16 — 18 лет.

Взрослые.

 

Состав групп:

 

· Оптимальная численность от 6 до 15 человек;

 

· Группы должны комплектоваться на добровольной основе;

 

· Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но допустимы и гомогенные группы;

 

· Желательно включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.

 

Форма проведения:

 

Групповые занятия. Рекомендуемая частота занятий – один, два раза в неделю. Продолжительность занятия 2 академических часа (при необходимости время может быть увеличено).

Тренинг рассчитан на 10 занятий (общая продолжительность 12 часов).

 

Каждое занятие состоит из трех частей:

 

1. Вводная часть (разминка).

7 стр., 3405 слов

Тематика практических занятий

... простой народ). Сюжет произведения, логика сюжетного развития, “зеркальность” сюжетных ходов, темпы движения сюжета на разных этапах повествования. Лирическая и эпическая стихии в романе, их ... Проективный словарь философии. Новые понятия и термины. – №20. – 15/09/04. // http://topos.ru/article/2752 Практическое занятие № 3 художественная структура романа а. С. Пушкина “евгений онегин” (2 часа) ...

2. Основная часть.

3. Заключительная часть (рефлексия).

 

Структура занятия:

  1. Разминка:помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоциональные состояния участников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева участники группы обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться. Создает атмосферу доверия и принятия в группе, необходимую для возникновения аутентичного, индивидуального спонтанного танца и познания, выражение себя в этом танце.
  2. Основное содержание занятия:представляет собой совокупность танцевальных приемов и техник, реализующих основные цели тренинга.Способствует процессу осознавания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями, в частности, возможно осознавать чувства через обратную визуальную связь. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознаванию внутренних конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.
  3. Рефлексия занятия:помогает привести процесс движения к завершению с помощью вербальной обратной связи. Эта стадия способствует интеграции физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры Я. Предполагает обмен мнениями, чувствами о проведенном занятии. Рефлексия динамики собственного эмоционального и телесного состояния.
  4. Ритуал прощания:Способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

Все предлагаемые упражнения затрагивают три основные области психологической танцевальной работы:

1. Тело и его движения (активизация тела для того, чтобы помочь участникам группы обнаружить внутренние напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации).

2. Межличностные отношения (устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия).

Групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Социально-психологический контекст, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологических ролей.

3. Самосознание (осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание).

Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки.

Примерный учебно-тематический план

Занятие.

Приветствие:Знакомство членов группы друг с другом

Необходимое время:15 минут

Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу представляет себя и говорит о своём отношении к танцам, а также о своём танцевальном опыте.

5 стр., 2428 слов

Рефлексия

... шкалы ответов. Все пункты можно сгруппировать в четыре группы: 1) ретроспективная рефлексия деятельности (номера утверждений: 1, 4, 5, 12, ... или по суммарному подсчету баллов. Определение уровня сформированности педагогической рефлексии (Е. Е. Рукавишникова ) Методика имеет структуру личностного ... стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки. ...

 

Разминка: «Телесный джаз»

Цель:

Ø Эмоциональное и мышечное расслабление,

Ø Создание атмосферы единства в группе.

Ø Экспериментирование участников с различными движениями.

Ø Расширение экспрессивного репертуара.

Упражнение «Ведущий-ведомый»

Цель:

Ø Снятие напряжения у членов группы

Ø Создание доброжелательной атмосферы и настроя на работу;

Ø Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями: ведущего, ведомого, на равных.

Ø Осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Рефлексия после упражнения (обсуждение в кругу):

Что чувствами участники, будучи ведущими/ ведомыми? Когда было более комфортно – в роли ведущего или в роли ведомого? Какая разница была во взаимодействии с различными партнёрами? Какими частями тела было взаимодействовать комфортнее/сложнее?

 

Занятие.

Приветствие:обсуждение с членами группы танцевального опыта и «эффектов последействия».

Необходимое время:10-15 минут

Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу делится своим опытом.

 

Разминка: «Телесный джаз»

Цель:

Ø Эмоциональное и мышечное расслабление,

Ø Создание атмосферы единства в группе.

Ø Экспериментирование участников с различными движениями.

Ø Расширение экспрессивного репертуара.

Упражнение «Танец с закрытыми глазами»

Цель:

Ø Актуализация системы отношений в группе;

Ø Создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи;

Ø Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями: ведущего, ведомого, на равных;

Ø Расширение двигательного репертуара (диапазона движений), приводящее к осознанию собственных возможностей, самопринятию.

Упражнение может продолжаться в течении нескольких занятий, до тех пор, пока есть желающие побывать в роли центрального участника. Иногда у кого-то из членов группы возникает желание снова испытать опыт танцевания с закрытыми глазами в центре.

Рефлексия после упражнения (обсуждение в кругу):

Делится впечатлениями сначала центральный участник, затем те, кто танцевал с ним. Обсуждаются следующие аспекты: что чувствовали; трудно ли было брать на себя инициативу, кто вёл в паре; кто из партнёров центрального участника более соответствовал/ менее соответствовал; что общего и различного во взаимодействии центрального участника с различными партнёрами.

 

Занятие.

Приветствие:обсуждение с членами группы танцевального опыта и «эффектов последействия».

Необходимое время:10-15 минут

Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу делится своим опытом.

Упражнение: «Мое состояние»

Цель:

Ø Знакомство членов группы друг с другом.

Ø Рефлексия членами группы своего эмоционального и телесного состояния.

7 стр., 3135 слов

Тренинг постановки целей

... обязательно хотели получить в жизни». Анализ упражнения. 1) Оценивается, все ли участники смогли сформулировать столько целей, сколько требуется (примечание: в каждой группе обязательно находятся те, кто не успел ... быть, люди правы, что не ставят цели? И т.п. Упражнение 3 Цель: показать роль целей в жизненных достижениях человека. Ход упражнения. Выбирается один участник, он подходит к стенке. Ему ...

Упражнение «Танец в кругу»

Цель:

Ø Актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности.

Ø Повышение групповой сплочённости.

Процедура: Участники становятся в круг и берутся за руки. Участники начинают спонтанно двигаться под музыку, привнося в общий танец свои индивидуальные движения.

 

Занятие.

Приветствие:обсуждение с членами группы танцевального опыта и «эффектов последействия».

Необходимое время:10-15 минут

Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу делится своим опытом.

Упражнение «Зеркало»

Цель:

Ø Привести членов группы к осознанию тела, телесных ощущений.

Ø Расширить двигательный репертуар.

Ø Углубление эмпатии в межличностных отношениях.

Ø Получение опыта роли «ведомого» и «ведущего».

Упражнение «Зеркальная комната»

Цель:

Ø Привести членов группы к осознанию тела, телесных ощущений.

Ø Расширить двигательный репертуар.

Ø Углубление эмпатии в межличностных отношениях.

Ø Получение опыта роли «ведомого» и «ведущего».

Рефлексия после двух упражнений в технике «Зеркало» (обсуждение в кругу): Что чувствовали участники, будучи «зеркалом»? Когда участникам было более комфортно, когда повторяли движения других или когда их самих отзеркаливали? Удавалось ли ведущему «отпустить» тело и двигаться спонтанно и свободно, когда рядом танцевало его «зеркало»? Как влияло расположение и расстояние друг относительно друга на взаимодействие в танце?

Занятие.

Приветствие:обсуждение с членами группы танцевального опыта и «эффектов последействия».

Необходимое время:10-15 минут

Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу делится своим опытом.

Упражнение «Недотанцевать — Перетанцевать»

Цель:

Ø Интенсификация обратной связи в парах.

Ø Стимуляция общения в парах.

Ø Осознание мышечных зажимов.

Ø Расширение экспрессивного репертуара.

Рефлексия после упражнения: проводится обсуждение полученного опыта в парах.

 

Упражнение «Импульсы»

Цель:

Ø Развитие адекватной чувствительности к внешним импульсам, позднее интериоризируемая в чувствительность у внутренним импульсам.

Рефлексия после упражнения.

Что чувствами участники, получая импульсы/ посылая импульсы? Когда было более комфортно – в активной или в пассивной роли? Какая разница была во взаимодействии с различными партнёрами? Какими частями тела было взаимодействовать комфортнее/сложнее; легче/сложнее получать и следовать импульсам?

 

Занятие.

Приветствие:обсуждение с членами группы танцевального опыта и «эффектов последействия».

Необходимое время:10-15 минут

Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу делится своим опытом.

Упражнение «Встреча с самим собой»

Цель:

Ø Глубокое осознание телесных импульсов, эмоционального состояния.

Ø Стимулирование самосознания и самопринятия.

Ø Творческое самовыражение.

Ø Катарсическое высвобождение чувств.

6 стр., 2785 слов

Комплекс упражнений первого блока

... прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем – разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты. Упражнение “Перекрестное марширование”  Медленно шагать, попеременно касаясь то ... выполнение движений и приемов. Взрослый должен обязательно владеть предлагаемыми упражнениями. Упражнения строятся в определенной последовательности, от простых движений к сложным ...

Рефлексия после упражнения (в кругу): Охарактеризуйте ваш собственный танец. Поделитесь опытом наблюдения за тем, как двигаются другие члены группы в своём танце.

 

Занятие.

Приветствие:обсуждение с членами группы танцевального опыта и «эффектов последействия».

Необходимое время:10-15 минут

Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу делится своим опытом.

Упражнение: «Танцующая зарядка»

Цель:

Ø Снятие эмоционального и мышечного напряжения у членов группы, создание доброжелательной (экологичной) атмосферы, как необходимых условий для порождения аутентичных, внутренних движений.

Ø Экспериментирование участников с различными движениями,

Ø Расширение двигательного репертуара (диапазона движений), приводящее к осознанию собственных возможностей.

Упражнение «Контактная импровизация»

Цель:

Ø Привести членов группы к осознанию тела, телесных ощущений.

Ø Расширить двигательный репертуар.

Ø Рефлексия собственного эмоционального состояния.

Рефлексия после упражнения (в кругу):

Разнообразие чувств и состояний во взаимодействии с различными партнёрами. Разнообразие чувств и состояний в танце в режиме разных техник контактной импровизации.

 

Занятие.

Приветствие:обсуждение с членами группы танцевального опыта и «эффектов последействия».

Необходимое время:10-15 минут

Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу делится своим опытом.

Упражнение «Мой психологический дом»

Цель:

Ø Стимулирование самосознания и самопринятия.

Ø Творческое самовыражение.

Ø Катарсическое высвобождение чувств.