«Обсуждение проблем,

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Эссе

по учебному заданию

«Обсуждение проблем,

стоящих перед группой наиболее остро»

Выполнил:

Даниил Ермилов, гр. 622

НИУ ВШЭ, 2013

Оглавление 2

Введение 3

План проведения групповой сессии 4

I. Выбранные методы и рекомендации для проведения эффективной групповой сессии. 4

II. План проведения сессии. 8

Ожидаемые результаты 9

Критический анализ групповой работы команды, подготовившей задание. 10

Заключение 12

Список источников 12

Введение

Современный бизнес сталкивается всё с большей неопределённостью среды. Это приводит к тому, что авторитарный стиль управления, когда «руководитель знает лучше подчинённых» в ряде ситуаций менее результативен, чем демократический стиль, когда подготовку и принятие решений в компании или в отделе вовлекаются рядовые сотрудники.

Другой тенденцией является то, что в управлении современными организациями всё большее значение принимает управление организационными изменениями. Организация в изменяющейся среде не может оставаться неизменной. Необходимость организационных изменений порождает ряд проблем, одна из которых заключается в том, что «невовлечённость сотрудников в процесс подготовки реформ приводит к их низкой мотивации, снижению популярности нововведений и сопротивлению их внедрению»1И наоборот – даже если принятое решение поддержали не все, то, если несогласному меньшинству дать почувствовать, что их выслушали, снижает риск организационного сопротивления со стороны этого меньшинства.2

Существуют методы группового обсуждения проблем, которые призваны сделать обсуждение эффективным. «Россию пока сложно отнести к числу стран, широко и эффективно использующих практику группового анализа проблем при решении актуальных задач различных сообществ».3

Этим объясняется актуальность выбранной темы учебного задания.

Цель проведения групповой сессии в рамках данного задания – апробировать методы проведения эффективных совещаний.

Задачи:

1) Изучив теоретическую базу, выбрать методы и рекомендации для проведения эффективной групповой сессии.

2) Разработать план проведения групповой сессии.

6 стр., 2550 слов

Коррекция самооценки и тревожности подростков групповыми методами

... разработанность, имеется ряд аспектов, требующих дополнительного изучения коррекции самооценки и тревожности подростков групповыми методами. Проблемой тревожности в подростковом возрасте занимались такие учёные как: Н.В. Гребенникова, И.В. ... карие глаза, составляет часть его Я-концепции, причем данные свойства в оценочном плане не рассматриваются. В случае же с самооценкой те или иные качества ...

3) Спрогнозировать ожидаемые результаты.

4) Провести сессию.

В силу специфики задания, рефлексия полученных результатов и, как результат, разработка рекомендаций по улучшению методов проведения совещаний, проводиться не будут.

Предмет: закономерности, которые необходимо учитывать при разработке и проведении эффективной групповой сессии.

Объект: учебная группа сокурсников, проводящая совещание.

Методы: дедукция при разработке плана сессии и прогнозировании результатов.

Также представляется важным провести критический анализ групповой работы команды, подготовившей задание. Результатом анализа должны стать выводы и рекомендации по проведению групповой работы при решении подобных задач.

План проведения групповой сессии

I. Выбранные методы и рекомендации для проведения эффективной групповой сессии.

Для начала разграничим методы поиска идей и методы принятия решений. В данной работе рассматривается проблема и методы поиска идей. Рассмотрение проблемы принятия решений оставим за рамками данной работы (хотя участникам в процессе группового упражнения предстоит принять коллективные решения, мы не будем заостряться на методах принятия решений группой.

Методы поиска идей можно разделить на три группы:

1) Методы психологической активизации мышления (мозговой штурм, метод «шесть шляп мышления», «корабельный совет», «метод маленьких человечков» и др.).

2) Методы систематизированного поиска (морфологический анализ, метод гирлянд ассоциаций и метафор и др.).

3) Методы направленного поиска (теория решения изобретательских задач, функционально-физический метод поискового конструирования Р. Коллера).4

Методы психологической активизации мышления направлены на устранение психологической инерции мышления.5Методы же систематизированного поиска и методы направленного поиска имеют дело с самой задачей, с её логикой.

В данном исследовании сделан акцент на методе психологической активизации мышления – планируется использовать элементы и правила метода мозгового штурма6:

1) Запрещена любая критика идей, высказываемых во время проведения

мозгового штурма.

2) Поощряется максимальная фантазия;7приветствуются даже самые абсурдные идеи.

3) Выдвижение как можно большего количества идей.

4) Все идеи должны быть записаны (на листы бумаги).

5) Участники должны не только сами генерировать идеи, но и слушать других и генерировать идеи на основе услышанного.8

6) Детали во время мозгового штурма не рассматриваются. Достаточно формулировать основную мысль.9

6 стр., 2679 слов

Групповая динамика. Неформальные группы

... что субъект управления располагает точной информацией о наличии такой группы и ее структуры. Получить такую информацию позволяет проведение групповой социометрии, суть которой на операциональном уровне анализа определяется ...

7) Время должно быть ограниченно, так как «стресс стимулирует умственную деятельность».10

У группы должен быть ведущий (модератор), от которого многое зависит.

Модератор:

1) доносит задачу до участников мозгового штурма;

2) доносит до участников правила проведения мозгового штурма и следит за их выполнением;

3) «разбивает лёд» (преодолевает нежелание участников активно взаимодействовать);

4) если дискуссия заходит в тупик, модератор «разжигает» её;

5) записывает идеи на бумагу (это может делать модератор, а может – отдельный человек).

Факторы, которые сдерживают эффективность мозгового штурма:

— участники могут не высказывать некоторые идеи, боясь быть негативно оцененными;

— участники могут быть неактивными из-за того, что они не чувствуют, что их принимают в расчёт или чувствуют, что группа не нуждается в их усилиях.11

— участники не могут высказать свои идеи, когда говорят другие.12

Модератор отвечает за «поддержание работоспособности группы на протяжении всего совещания»,13«своевременную и грамотную постанову целей обсуждения, планомерность проработки сформулированных группой проблем, постоянное удержание их в фокусе внимания и продвижение к запланированному группой результату», но не за содержание и качество принимаемых групповых решений»14

«На время встречи модератор – эксперт лишь в методике проведения дискуссии».15

В качестве темы для группового обсуждения взята: «Основные проблемы, которые могут возникать в командах».

В командах существуют разные проблемы. Например, проблема распределения ролей, проблемы, связанные с нормами и сплочённостью команды.16Для обсуждения в рамках данной групповой сессии выбраны проблемы команд, отмеченные Патриком Ленсиони в модели «5 дисфункций команды»:

«1. Отсутствие доверия. 2. Боязнь конфликтов. 3. Недостаточная преданность делу. 4. Уклонение от ответственности. 5. Невнимание к результатам.»17

Таким образом, содержание групповой беседы также может быть познавательным и полезным для группы сокурсников.

Важным моментом в проведении группового поиска решений является участие членов команды в разработке и принятии решения. В контексте проведения тренинга Е.В. Сидоренко даёт подобную рекомендацию: «Главное – не давать готовой, а тем более заранее напечатанной и размноженной для всех участников схемы. Нужно создать её вместе с группой. Причина состоит в том, что эта схема является спорной как все, что может предложить современная психология и я как ее представитель).

Схема должна представать как достижение группы, управляемой опытным и знающим тренером, но именно данной группы, а не всей современной психологии.».18

II. План проведения сессии

Сначала группе будет дана теоретическая часть о «5 дисфункциях команды» по П. Ленсиони. Далее две из этих дисфункций – отсутствие доверия и боязнь конфликтов – будут раскрыты в форме групповых упражнений.

6 стр., 2744 слов

Как работают роли в команде при решении проблем

... использование потенциала каждого члена команды. Разъясняет цели и задачи группы. Отбирает проблемы, по которым необходимо принимать реше­ния, и определяет очередность их решения. Помогает определить роли, ... группы. Участвует в распределении ролей, разграничивает функции членов команды, определяет их обязан­ности, ставит задачи и цели. Находит или пытается найти оптимальную форму проведения ...

Упражнение 1. Конфликты и способы их преодоления.

Цель: отследить модели проведения эффективных совещаний, применённые группами, и выработать рекомендации для эффективного проведения совещаний.

Упражнение проходит в два этапа:

I. Обсуждение в общей группе.

На общее обсуждение выносится несколько кейсов (конфликтных ситуаций), и участники должны:

1. выработать возможные способы решения в данных ситуациях;

2. выбрать наиболее оптимальный способ.

II. Обсуждение в малых группах.

Учебная группа разбивается на подгруппы, и каждой подгруппе даётся кейс по конфликтной ситуации. Члены подгрупп должны:

1. выработать возможные способы решения в данных ситуациях;

2. выбрать наиболее оптимальный способ.

Затем выбранные решения озвучиваются перед всей учебной группой.

Упражнение 2. Упражнение – на построение доверия. Подробно рассматриваться в рамках данного эссе не будет.

Параметры наблюдения:

Выделился ли лидер?

Был ли он принят членами группы?

Пытался ли кто-то из членов группы перехватить управление у лидера?

Как выделение лидера повлияло на ход дискуссии?

Ожидаемые результаты

В подгруппах, скорее всего, выделятся лидеры. В тех подгруппах, в которых лидер выделился быстро и был поддержан всеми членами команды (без последующих попыток перехватить лидерскую позицию), группы выработают:

— больше идей;

— выбранные идеи будут более осмысленные, взвешенные.

Критический анализ групповой работы команды, подготовившей задание.

Численность группы: 5 чел. Среди членов группы были представители направления: «управление человеческими ресурсами», «маркетинг».

В прошедшей работе группы по подготовке задания следует выделить следующие примечательные моменты.

1) Спор о понимании задания.

Дискуссия, в которой участвовали члены группы, происходила в чате в социальной сети «В контакте».

Сначала одним из членов группы было предложено следующее истолкование задания: провести групповое совещание, в ходе которого:

1. выявить проблемы, которые стоят наиболее остро перед конкретной группой сокурсников;

2. выработать пути их решения.

Во время отсутствия в чате члена группы, предложившего данное понимание задачи, в течение нескольких часов, другими членами группы было предложено и поддержано другое понимание задания: «Обсудить в группе типичные проблемы команд».

Группа разделилась на две части:

1. четыре человека, согласных работать над заданием во втором из вышеописанных пониманий задачи.

2. один человек, категорически не согласный со вторым толкованием задания, аргументировал в пользу первого толкования.

Результат: меньшинство вынуждено принять точку зрения большинства, не будучи, в то же время, согласным с господствующей точкой зрения.

13 стр., 6008 слов

Сравнительный анализ теорий и концепций основных школ управления

... и др. Взаимосвязь всех школ создает высокоэффективный менеджмент. Каждая из школ, является как бы нитью в канате управления, который приобретает наивысшую прочность тогда, когда все ... это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель - это форма представления ...

Получение обратной связи от членов группы позволило установить, что одной из причин выбора второго варианта понимания являлась его простота и понятность: «вариант показался наиболее простым и логичным. Все четко – есть 5 проблем, которые мы описываем, есть тренинг, который мы проводим».

Можно предположить, что основным мотивом четырёх членов группы было стремление к определённости. Е.В. Сидоренко пишет о таксисе в сторону определённости.19Люди (правда, не все) могут стремиться «идти» туда, где определённость.20

Также следует отметить, что среди установок, которые дают возможность проводить интегративные переговоры, — «готовность поделиться информацией с другой стороной» и «готовность задавать другой стороне конкретные вопросы».21Можно предположить, что членам группы не хватало этих установок, а также умения слушать и понимать сторону с отличающейся точкой зрения. Недостаточность обратной связи о том, что же на самом деле нужно тому или иному члену группы, препятствовало интегративному диалогу. Согласно В.К. Тарасову, аргументы и предложения в переговорах следует основывать на «твёрдом» (не на «пустом»).22А для этого необходимо, чтобы члены группы открывали информацию о своих потребностях и суждениях.

Можно также предположить, что имела место некоторая «инертность»: однажды приняв определённую точку зрения, человек не желает её менять.

Выводы и рекомендации по работе группы:

Для того, чтобы группа принимала объективные, более оптимальные решения, необходимы открытость и доверие между членами группы. Нужно, чтобы члены группы не просто сообщали категорично своё решение, а давали друг другу информацию о потребностях и суждениях, которые стоят за этим решением.

Выводы и рекомендации для человека, который желает «подать» группе своё видение задачи: предлагаемое видение должно удовлетворять потребность членов группы в определённости. Это особенно актуально для случаев, когда у группы ограничено время на выполнение задачи.

Заключение

Задание представляло собой ценный опыт в способах проведения групповой работы. Выработаны рекомендации.

Для того, чтобы группа принимала объективные, более оптимальные решения, необходимы открытость и доверие между членами группы. Нужно, чтобы члены группы не просто сообщали категорично своё решение, а давали друг другу информацию о потребностях и суждениях, которые стоят за этим решением.

Выводы и рекомендации для человека, который желает «подать» группе своё видение задачи: предлагаемое видение должно удовлетворять потребность членов группы в определённости. Это особенно актуально для случаев, когда у группы ограничено время на выполнение задачи.

Список источников

1) Сидоренко Е.В., Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.

2) Шермерорн, Дж. и др., Организационное поведение, 8-е издание / Пер. с англ. под ред. Е.Г. Молл. — СПб.: Питер, 2004. — 637 с.: ил.,

3) Команды в современных организациях (+CD): учебник / А.Д. Чанько; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. – 408 с.

24 стр., 11648 слов

Анализ взаимосвязи самоэффективности руководителя и участников рабочей группы

... именно его самоэффективность, оказывает влияние на изменение уровня самоэффективности участников группы. Руководитель с высокой самоэффективностью способствует повышению самоэффективности своих подчиненных, в то же ... могут быть использованы практическими психологами как основа для формирования эффективной команды и оптимизации групповой работы. Данные исследования могут найти применения в ...

4) «Принципы мозгового штурма», Inventech.ru: http://www.inventech.ru/pdf/methods/methods-05.pdf

5) Электронный источник: «5 проблем команды», сайт «ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ»:

1Команды в современных организациях (+CD): учебник / А.Д. Чанько; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. – 408 с., с. 339

2″Шермерорн, Дж. и др., Организационное поведение, 8-е издание / Пер. с англ. под ред. Е.Г. Молл. — СПб.: Питер, 2004. — 637 с.: ил., с. 223

3Команды в современных организациях (+CD): учебник / А.Д. Чанько; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. – 408 с., с. 339

4«Методы поиска идей и создания инноваций»,Inventech.ru:http://www.inventech.ru/pub/methods/

5Там же

6«Принципы мозгового штурма»,Inventech.ru:http://www.inventech.ru/pdf/methods/methods-05.pdf

7http://www.up-pro.ru/encyclopedia/metody-poiska-idej.html

8http://www.up-pro.ru/encyclopedia/metody-poiska-idej.html

9http://www.stimul.biz/ru/lib/articles/brainstorming/

10http://www.eclib.ru/obshhij-menedzhment/1390-mozgovoj-shturm

11 Karau & Williams, 1993; Kerr & Bruun, 1983, — цит. по: http://www.uta.edu/cos/paulus/pub/IdeaGeneration.pdf, p. 2

12 Diehl / Stroebe, 1991; Lamm & Trommsdorf, 1973 — цит. по: http://www.uta.edu/cos/paulus/pub/IdeaGeneration.pdf, p. 2

13Команды в современных организациях (+CD): учебник / А.Д. Чанько; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. – 408 с., с. 341

14Там же

15Команды в современных организациях (+CD): учебник / А.Д. Чанько; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. – 408 с., с. 341

16″Шермерорн, Дж. и др., Организационное поведение, 8-е издание / Пер. с англ. под ред. Е.Г. Молл. — СПб.: Питер, 2004. — 637 с.: ил., с. 243-248.

17Электронныйисточник: «5 проблем команды», сайт «ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ»:

18Сидоренко Е.В., Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с., с. 59

19Сидоренко Е.В., Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.,

20Там же

21Шермерорн, Дж. и др., Организационное поведение, 8-е издание / Пер. с англ. под ред. Е.Г. Молл. — СПб.: Питер, 2004. — 637 с.: ил.,с. 415

22Видеофрагмент «Пустое и твёрдое»: страница программы В.К. Тарасова «Персональное управленческое искусство» на сайте Школы бизнеса «Синергия»:http://www.arsenal-hr.ru/portal/seminar/236