Анализ и рефлексия учебного занятия

Учебное занятие в профессиональной школе многогранно и многопланово по своей природе. Деятельность преподавателя и его студентов имеет строгую ориентацию на будущую профессиональную деятельность обучаемых. Кроме этого конкретное учебное занятие занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические задачи. Обозначенные особенности заставляют преподавателя в момент подготовки и проведения учебного занятия задумываться о его рефлексии и анализе.

Анализ (от греч. analusis – разложение) – 1) метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы; 2) умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура.

Анализ занятия – один из видов методической работы, направленной на разбор и оценку учебного занятия в целом и отдельных его сторон с целью повышения квалификации преподавателей и оказания им методической помощи, изучения и обобщения их опыта.

Метод педагогического анализа урока представляет собой систему правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществления урока, а также причин, влияющих на его конечный результат.

Анализ представляет собой некую мыслительную операцию, последовательно осуществляемую в таких мыслительных действиях, как:

определение объекта анализа, в качестве которого выступает сам урок или система уроков;

— определение аспекта анализа, т.е. установление точки зрения, с которой будут определяться существенные признаки урока;

— поиск компонентов объекта (урока) в соответствии с выбранными аспектами анализа;

— осуществление количественного и качественного описания этих компонентов, т.е. определение их свойства и взаимоотношений, с учетом того, что эти взаимоотношения могут быть временными, функциональными, причинно-следственными;

— выделение существенных признаков урока, без которых он существовать не может.

Выше обозначенный алгоритм мыслительных действий служит основанием для классификации видов анализа урока. Рассмотрим три вида анализа урока.

1. Структурный анализ (поэтапный анализ) рассматривает в качестве объекта структуру урока – дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь компонентов урока, их упорядочение и взаимодействие. Структурный анализ предполагает выявление и оценку доминирующих структур урока, их целесообразность, обеспечивающую развитие познавательных интересов студентов.

4 стр., 1612 слов

Задание1. Комплексный анализ определения психолого-педагогического ...

... найти сходства и различия в определениях; - на основе анализа таблицы, с учетом прочитанного и собственных размышлений, сформулировать свое определение понятия «психолого-педагогическое взаимодействие». Учебные задачи, решаемые студентом: Развивать ...

 

 

Схема 1 – Схема структурного анализа занятия

Дидактическая задача Содержание этапа Условия достижения положительного результата Показатели решения дидактической задачи этапа
1. Организационный этап
Подготовка обучающихся к началу работы на уроке Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся; выявление отсутствующих; проверка готовности обучающихся к уроку и подготовленности кабинета, дидактических средств; организация внимания Своевременное начало урока, требовательность, доброжелательность преподавателя, отсутствие многословия, четкость Кратковременность оргмомента; быстрое включение обучающихся в деловой ритм; полная готовность группы и учебного оборудования к уроку
2. Проверка выполнения домашнего задания
Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания; устранить выявленные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки Выяснение степени усвоения заданного на дом материала; определение типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидация обнаруженных недочетов; проверка различными методами объема и качества усвоения материала, характера мышления обучающихся; степени сформированности общих навыков и умений; комментирование ответов обучающихся; оценка знаний, умений и навыков Оперативность преподавателя; использование системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания большинством обучающихся (индивидуальный и фронтальный опрос, творческие, тестовые задания и т.д.) Возможность за короткий промежуток времени установить уровень знаний большинства обучающихся и типичные недостатки, актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков
3. Подготовка обучающихся к изучению нового материала
Подготовить обучающихся к определенному виду учебно-познавательной деятельности; сформировать познавательные мотивы предстоящей деятельности Сообщение темы, целей и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка учебной проблемы Предварительная актуализация известного и опора на жизненный опыт обучающихся; умение преподавателя четко сформулировать цель и задачи урока; оценить значимость нового учебного материала для обучающихся Активность познавательной деятельности обучающихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание обучающимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)
4. Изучение нового материала
Дать конкретное представление об изучаемых процессах, явлениях; добиться от обучающихся восприятия и усвоения материала; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки Сообщение преподавателем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала обучающимися; организация внимания; проверка глубины понимания обучающимися изучаемого материала Использование разнообразных приемов и методов, усиливающих восприятие изучаемого материала; вычленение в изучаемых объектах и процессах наиболее существенных признаков; запись в тетрадях определений, понятий, опорных пунктов плана, тезисов конспекта, составление таблиц, схем и т.д.; проверка глубины понимания обучающимися учебного материала: обращение к обучающимся по ходу изложения материала с вопросами, просьбой дополнить, уточнить и др. Правильность ответов и действий обучающихся в процессе работы над новым материалом; активное участие обучающимися в подведении итогов урока; уровень осознания нового материала большинством обучающихся
5. Закрепление нового материала
Закрепить у обучающихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; организовать деятельность обучающихся по применению полученных знаний на практике Закрепление полученных знаний и умений в ходе беседы по воспроизведению материала, выполнения задания Включение обучающихся в деятельность по оперированию знаниями, включения новых знаний в систему; использование разнообразных форм закрепления знаний Умение обучающихся распознавать, воспроизводить содержание нового материала, выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их, применять новые знания при объяснении явлений и решений задач; активность обучающихся
6. Подведение итогов урока
Дать оценку успеваемости достижения целей урока; наметить перспективу на будущее Самооценка и оценка работы группы и отдельных ее членов; аргументация выставленных отметок, замечания по уроку и предложения по их устранению Краткость и емкость анализа, привлечение обучающихся к оценке их деятельности на уроке  
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Сообщить обучающимся содержание домашнего задания, направленного на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: разъяснение содержания работы и способа ее выполнения Спокойное, терпеливое объяснение содержания домашнего задания, инструктаж по его выполнению; включение в состав домашнего задания познавательных вопросов и задач; дифференциация домашнего задания Правильное и четкое выполнение домашнего задания всеми обучающимися

 

2. Оценочный анализ (краткий анализ) направлен на общую оценку учебно-воспитательной функции урока, характеризующей постановку дидактических, развивающих и воспитательных задач урока и отслеживающей степень реализации этих задач.

Схема 2 – Схема оценочного анализа занятия

Дата:

Дисциплина:

Группа:

Преподаватель:

Тема урока:

 

1. Оценка цели занятия:

— степень конкретности, четкости, лаконичности формулировки цели занятия;

— реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;

— сообщены ли цель и план занятия студентам.

2. Подготовленность занятия:

— планирование;

— материальная обеспеченность оборудованием;

— подготовленность к занятию студентов.

3. Оценка содержания:

— научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала;

— актуальность и связь с жизнью (теории с практикой);

— степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;

— оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.

4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и студентов:

— рациональность и эффективность использования времени занятий;

— оптимальность темпа, чередования и смены видов деятельности;

— степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы;

— степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО;

— уровень обратной связи со всеми студентами в ходе занятия;

— эффективность контроля за работой студентов и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и способностейй;

— привитие студентам навыков самостоятельной работы и культуры труда;

— степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и студентами в ходе занятия.

5. Оценка основных характеристик студентов на занятии:

— степень познавательной активности, творчества и самостоятельности;

— уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков;

— наличие и эффективность групповых форм работы в ходе занятия;

— степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

6. Реализация психологических основ обучения:

— учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей студентов;

— развитие мышления студентов;

— формирование интереса к знаниям;

— учет психологических закономерностей овладения знаниями, умениями и навыками;

— целесообразная эмоциональность занятия.

7. Оценка основных личностных качеств преподавателя:

— знание предмета;

— общая эрудиция;

— уровень педагогического и методического мастерства;

— культура речи, темп, дикция, интенсивность, образованность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность;

— степень тактичности и демократичности взаимоотношений со студентами;

— внешний вид преподавателя, адекватная мимика и жесты.

8. Оценка результатов занятий:

— степень обучающего взаимодействия проведенного занятия на студентов (чему и в какой степени научились);

— степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию и в какой степени);

— степень воздействия занятия на развитие студентов (что способствовало их развитию и в какой степени).

Рекомендации преподавателю: _________________________________________________

______________________________________________________.

Анализ занятия провел(а) _____________________________________________________.

Подпись__________________

Дата_____________________

 

3. Аспектный анализ базируется на определении, что аспект (от лат. aspectus – взгляд, вид) – точка зрения, в соответствии с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива, и поэтому рассматривает какую-либо сторону или отдельную задачу урока во взаимосвязи с результатами деятельности студентов, дает оценку под определенным углом зрения в соответствии с практической необходимостью изучения учебно-воспитательного процесса. Объектом анализа становятся триединая задача занятия; использование развивающих методов обучения; изучение способов активизации познавательной деятельности студентов; формирование общеучебных умений и навыков; проверка и оценка ЗУНов; организация проблемного обучения и т.п.

Схема 3 – Схема аспектного анализа занятия

Предлагается оценить занятие по следующим 5 аспектам:

1. Содержание занятия.

2. Изложение материала преподавателем.

3. Поведение преподавателя.

4. Организаторская деятельность преподавателя.

5. Контрольно-оценочная деятельность преподавателя.

В «Листе наблюдения» обводится тот балл, которым оценивается та или иная характеристика каждого аспекта, подсчитывается общее количество баллов и выставляется итоговая оценка, путем соотнесения суммы баллов со шкалой итоговой оценки.

Шкала итоговой оценки урока

101-128 баллов Хорошо
75-100 баллов Удовлетворительно
Менее 75 баллов Плохо

 

В выводе об уроке следует указать также свое отношение к уроку и отметить его достоинства и недостатки.

Лист наблюдения урока

Что оценивается Качественная оценка Оценка
I. Содержание занятия
Научность в соответствии с требованиями
популярно
ненаучно
Сочетание теоретического и практического материала выражено достаточно
представлено частично
отсутствует
Доказательность убедительно
декларативно
бездоказательно
Связь с профилем подготовки специалиста (рабочей профессии) хорошая
удовлетворительная
плохая
Структура занятия четкая
расплывчатая
беспорядочная
Воспитательная направленность высокая
средняя
низкая
Соответствие материала теме и целям занятия полностью соответствует
частично соответствует
не соответствует
Использование времени используется рационально
излишние траты на организационный момент (посторонние разговоры)
время используется нерационально
II. Изложение материала преподавателем
Методы изложения (преимущественно) проблемный
частично-поисковый
объяснительно-информационный
Использование наглядности используется в полном объеме
используется недостаточно
не используется
Владение материалом свободно владеет, читает без конспекта
частично пользуется конспектом
излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту
при изложении материала допускает грубые ошибки
Уровень новизны используются последние достижения науки
присутствует элемент новизны
новизна материала отсутствует
Реакция аудитории (группы) повышенный интерес
выраженной реакции нет
низкий интерес
III. Поведение преподавателя
Манера изложения учебного материала увлекательная, живая
увлекательность и живость выражены не ярко
монотонная, скучная
Культура речи высокая
средняя
низкая
Контакт с аудиторией ярко выражен
недостаточный
отсутствует
Манера держать себя умеренно выражены мимика и жестикуляция
избыточные мимика и жестикуляция
суетливость и беспорядочность движений
Внешнее проявление психического состояния спокойствие и уверенность
некоторая нервозность
выраженная нервозность
Отношение преподавателя к обучающимся в меру требовательное
слишком строгое
равнодушное
Такт преподавателя тактичен
бестактен
Внешний облик опрятен
неряшлив
IV. Организаторская деятельность преподавателя
Организация начала урока приветствует обучающихся и сообщает тему, цели и задачи
призывает к порядку
Организация учебной работы организует поиск через проблемные вопросы
предлагает готовые задания
сообщает знания в готовом виде
Активизация познавательной деятельности обучающихся работает над развитием мышления
актуализирует процессы памяти
стимулирует произвольное внимание
Реализует дифференцированный подход предлагает индивидуальные задания
организует работу по группам
работает со всей группой
V. Контрольно-оценочная деятельность преподавателя
Контроль и оценка связи данного урока с предыдущим характеризует работу обучающего на предыдущем уроке, проверяет и оценивает знания
характеризует работу обучающего на предыдущем уроке, но знания не оценивает
не устанавливает связи данного урока с предыдущим
Аргументация ответов обучающихся полная
частичная
простое выставление отметки
Критерии оценки ответов в соответствии с поставленной задачей
в соответствии старательности и индивидуальных усилий
по отношению к уроку и преподавателю
Преобразующий тип оценочных суждений положительные суждения
отрицательные суждения

 

Общая оценка урока и выводы: ______________________________________________________

______________________________________________________.

 

Приступая к любому из перечисленных выше видов анализа учебного занятия, следует учесть следующие рекомендации:

1. Педагогический анализ учебного занятия – это не только расчленение, разделение целого на составляющие, но и объединение, сопоставление этих составляющих.

2. Анализ учебного занятия можно представить как систему правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществления урока, а также причин, влияющих на результативность учебного занятия.

3. Анализ занятия должен быть объективным, т.е. раскрывать связи, отношения, закономерности, реализуемые в ходе урока.

4. В ходе анализа учитываются внешние и внутренние составляющие учебного занятия (специфические условия проведения урока, особенности типа учебного занятия, субъективные отношения между преподавателем и студентами).

5. Предметом анализа выступает ряд последовательных количественных и качественных изменений в ходе учебного занятия.

6. Учебное занятие – это сложная система, все элементы которой взаимосвязаны, поэтому следует установить причины дидактических, методических, психологических взаимодействий между преподавателем и студентами.

7. Анализ учебного занятия – это инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов труда педагога, это канал для обмена опытом и совершенствования профессионализма всех присутствующих и анализирующих. Поэтому важен позитивный настрой на учебное занятие и стимулирование профессиональной уверенности педагога.

Результатом анализа выступает оценка эффективности проведенного учебного занятия.

Важную роль в системе анализа учебного занятия играет его результативность. В качестве основного критерия здесь – количество студентов, выполнивших учебное задание в соответствии с предъявленными требованиями. Поэтому низкий уровень эффективности учебного занятия характеризуется тем, как справились с заданием отдельные студенты. Показателем удовлетворительного уровня становится та небольшая часть студентов, которая выполнила учебное задание. При хорошем уровне – больше половины студентов справляются с заданием. Высокий уровень – задание выполнило большинство студентов учебной группы. Очень высокий – все студенты не только справились хорошо с заданием, но и выполнили его качественно.

Как критерий результативности выступает и уровень подготовленности студентов к учебной деятельности: эмоциональный настрой; интеллектуальные и учебные умения: узнавание, воспроизведение, реконструкция по аналогии; навыки самоконтроля; умение быстро включаться в урок; способность поддерживать заданный преподавателей темп занятия; содержательность, четкость, выразительность формулировок, образность речи студентов.

Для последующей корректировки и совершенствования своей методики преподавания преподавателю нужно обратить внимание на такие критерии, как постановка задач темы, построение моделей изучаемой информации, репродукция нового материала, учебное творчество, научное творчество, контроль результатов по теме. Данные критерии выделены в соответствии с этапами развития научных убеждений.

Рефлексия(от лат. reflexio – обращение назад, отражение) – самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни.

Рефлексия учебного занятия осуществляется в двух направлениях: как рефлексия занятия студентом и рефлексия занятия преподавателем.

Рефлексия студента связана с осмыслением им собственной учебной деятельности. Как чувственно-переживаемый процесс она заставляет студента вспомнить, выявить, осознать и свою деятельность, и полученные результаты, и возникшие проблемы.

Поскольку рефлексия представляет собой деятельность, связанную с содержанием предметных знаний, и деятельность психологическую, обращенную к субъективным ощущениям этой деятельности, существует несколько ее способов: выдвижение гипотез, идеализация, анализ причин того или иного впечатления, переживания.

Рефлексия студента – это организуемый преподавателем процесс. В нем есть несколько последовательных шагов, реализация которых подчиняется определенным требованиям:

1. Предметная учебная деятельность должна быть завершена.

2. Студенту дается инструкция по восстановлению последовательности выполнения учебных действий, даже тех, которые он не считает важными.

3. Студенту предлагаются параметры рефлексивной деятельности или предоставляется право самостоятельного выбора.

4. Осознание студентом результатов рефлексивной деятельности происходит за счет использования разнообразных методов – вербальных, графических.

5. В процессе рефлексии студенту предлагается не только высказать свое отношение, выразить ощущения, но и осознать свои достижения, которые способствуют приращению знаний.

6. Рефлексия студентом своей деятельности может быть двух видов: текущей, осуществляемой по ходу занятия, и итоговой, завершающей определенный замкнутый период деятельности (в конце изучения темы, раздела, семестра, учебного года).

7.Для формирования рефлексивных навыков на начальном этапе студентам может быть предложен алгоритм самоанализа и самооценки.

Пример. Алгоритм самоанализа и самооценки.

А. 1. На занятии(ях) по курсу:

-узнал…;

— понял…;

— научился….

2.Лучше всего на занятии у меня получалось….

3.Основные трудности были…

4.У меня произошли изменения:

— в знаниях по предмету…;

— в умении чувствовать и ощущать…;

— в моих творческих способностях…;

— в умении осознавать себя…;

5. Сам себе желаю… .

Б. Мое самое большое дело при изучении дисциплины – это… .

— Я получил знания по… .

— Мой самый большой успех – это… .

— У меня теперь получается – это… .

— У меня осталась трудность в… .

Рефлексия преподавателем учебного занятия осуществляется через разные варианты анализа. Объектом рефлексии чаще всего выступают мотивы собственной педагогической деятельности преподавателя, отношение преподавателя к себе, студентам, к инновациям, индивидуальный стиль педагогической деятельности, механизмы педагогического взаимодействия, педагогическая техника, стратегия и тактика коммуникативного поведения, авторская Технология преподавателя, разбор допущенных методических ошибок и неточностей и т.д.

Элементарная формула рефлексии – ответ педагога на следующие вопросы.

— Что увидел, придя на занятие?

— Что мне захотелось сделать в качестве ответной реакции на действия студентов и что я сделал?

— Какие чувства владели мной на протяжении всего хода учебного занятия по отношению к студенческой группе, отдельным студентам; к учебной информации, которую пришлось излагать; к самому себе?

— Насколько общение с группой повлияло на смену моего настроения?

— Как мне удалось справиться с негативными реакциями на действия отдельных студентов, моим «дурным настроением»?

— Что я предприму в следующий раз, чтобы справиться с возникшими затруднениями?

Важно отметить, что любой самоанализ направлен в русло конструктивизма и служит средством повышения мастерства педагога.

Рефлексия занятия часто носит публичный характер, когда преподавателю нужно выступить после проведения творческого отрытого занятия. Самым эффективным способом такого самоанализа становится презентация методической концепции преподавателя или ее защита. Осуществляя их, преподавателю стоит зафиксировать сначала свое внимание, а затем и внимание присутствующих на следующем.

1. Педагогическое кредо преподавателя.

2. В какой педагогической концепции работает преподаватель.

3. Является ли данный урок обобщением имеющегося опыта или это экспериментальная работа педагога.

4.Основные подходы к выстраиванию логики данного учебного занятия, в целом системы занятий по преподаваемой дисциплине.

5. Воплощение замысла урока в его сценарии.

6. Степень достижения поставленных целей.

7. Характеристика конкретной учебной группы.

8. Обоснование необходимости отклонения от задуманного проекта по ходу проведенного учебного занятия.

9. Комментирование тех нюансов, которые могут быть восприняты присутствующими негативно вследствие отсутствия подробной информации.

10. Акцентирование внимания присутствующих на достижениях студентов.

11 Определение соответствия между целью, видом и результатом учебного занятия.

Положительно оценивается присутствующими наглядное оформление: использование опорных схем, презентаций и т.д.

Пример 1. Алгоритм анализа (самоанализа) учебного занятия.

1.Определение цели учебного занятия, сформулированной преподавателем и поставленной им перед студентами.

2.Определение типа и вида учебного занятия.

3.Соответствие содержания учебного занятия его виду и цели.

4.Выделение структуры и этапов учебного занятия.

5.Выделение задач и предполагаемого результата в каждом этапе занятия.

6.Соответствие психолого-педагогических воздействий преподавателя задаче этапа учебного занятия и его конечному результату.

7.Анализ содержательной стороны учебного занятия:

— соотношение теоретического и фактического материала;

— соответствие методов требованиям активизации мыслительной деятельности студентов;

— выявление способов выражения студентами осознанности усвоенных знаний;

— определение способов информирования студентов о содержании домашнего задания: объем заданий, особенности методики предъявления домашнего задания, дифференцированность заданий с учетом специфики учебной группы, специализации студентов и их индивидуальных особенностей.

8. Завершение анализа занятия выводом, содержащим:

— вскрытые причины достоинств и недостатков в учебном занятии;

— характеристику конечного результата;

— рекомендации по совершенствованию учебного процесса.

Пример 2. «Памятка для анализа (самоанализа) урока».

1. Каково место данного учебного занятия в теме, разделе курса?

2. Как он связан с предыдущим, на что опирается?

3. Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы?

4. В чем специфика этого урока? Каков его тип?

5. Дать характеристику реальных возможностей студентов по параметрам данного вида учебного занятия.

6. Какие особенности студентов были учтены при планировании данного урока?

7. Какие задачи решались на уроке (образовательные, воспитательные, развивающие) и какие из них были главными, стержневыми на анализируемом учебном занятии?

8. Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?

9. Как учтены в задачах особенности учебной группы?

10. Почему выбранная структура урока была наилучшей для решения поставленных задач?

11. Насколько удачно и рационально выбрано время, отведенное на каждый этап учебного занятия?

12. Выдержана ли логика связки между всеми этапами учебного занятия?

13. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делается главный акцент на учебном занятии и почему?

14. Выделяет ли преподаватель главное, существенное в содержании учебной информации?

15. Как в данном учебном занятии сочетаются формы организации учебной деятельности студентов с принципами индивидуализации и дифференциации обучения?

16. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами он осуществлялся? Какова его эффективность?

17.Как использовался на уроке учебный кабинет, какие применялись средства обучения?

18. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность студентов в течение всего урока?

19. За счет чего на учебном занятии создавался психологический комфорт? Выделить роль личности педагога.

20. Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

21. Какие были предусмотрены запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации?

22. Удалось ли педагогу полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то почему?

23. За счет чего, когда и как преподаватель сможет выполнить нереа­лизованное?

Пример 3. Анкета анализа (самоанализа) организации мыслительной деятельности студентов на учебном занятии.

1. С помощью каких приемов и форм работы педагог добился проявления активности и самостоятельности мышления студентов:

а) системой вопросов;

б) созданием проблемных ситуаций;

в) введением эвристических задач;

г) организацией поисковой и исследовательской работы на занятии;

д) использованием индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы.

2. Какого уровня понимания добивался преподаватель от студентов:

а) описательного;

б) сравнительного;

в) обобщающего;

г) оценочного?

3. Какая из форм учебной работы была наиболее эффективной в процессе актуализации в памяти студентов ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала:

а) индивидуальный опрос;

б) групповое собеседование;

в) система упражнений?

4. С помощью чего педагог добивался нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия студентами изучаемого материала:

а) техники убеждающего и внушающего воздействия;

б) определенного подбора методов и приемов обучения;

в) введения разнообразных интеллектуально-развивающих игр;

г) использования современных аудиовизуальных средств.