Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение более тонкого чувствования и более глубокой осознанности собственного «Я». Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
Самопознание себя через порождение аутентичных, спонтанных движений (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).
Цель тренинга:
Создание психолого-педагогических условий для личностного роста подростков средствами танцевально-двигательной терапии.
Задачи тренинга:
1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
2. Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения, повышения уровня самопринятия, повышения самооценки.
3. Создать условия для освобождения от эмоциональных «блоков», экологичной проработки психологических «травм».
Материально-технические условия:
— зал, где можно свободно двигаться, танцевать свеем участникам группы;
— аудиотехника;
— кариматы на каждого участника группы;
Категория участников:
Подростки – 13 — 15 лет.
Подростки – 16 — 18 лет.
Взрослые.
Состав групп:
· Оптимальная численность от 6 до 15 человек;
· Группы должны комплектоваться на добровольной основе;
· Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но допустимы и гомогенные группы;
· Желательно включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.
Форма проведения:
Групповые занятия. Рекомендуемая частота занятий – один, два раза в неделю. Продолжительность занятия 2 академических часа (при необходимости время может быть увеличено).
Тренинг рассчитан на 10 занятий (общая продолжительность 12 часов).
Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (разминка).
Тематика практических занятий
... простой народ). Сюжет произведения, логика сюжетного развития, “зеркальность” сюжетных ходов, темпы движения сюжета на разных этапах повествования. Лирическая и эпическая стихии в романе, их ... Проективный словарь философии. Новые понятия и термины. – №20. – 15/09/04. // http://topos.ru/article/2752 Практическое занятие № 3 художественная структура романа а. С. Пушкина “евгений онегин” (2 часа) ...
2. Основная часть.
3. Заключительная часть (рефлексия).
Структура занятия:
- Разминка:помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоциональные состояния участников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева участники группы обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться. Создает атмосферу доверия и принятия в группе, необходимую для возникновения аутентичного, индивидуального спонтанного танца и познания, выражение себя в этом танце.
- Основное содержание занятия:представляет собой совокупность танцевальных приемов и техник, реализующих основные цели тренинга.Способствует процессу осознавания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями, в частности, возможно осознавать чувства через обратную визуальную связь. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознаванию внутренних конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.
- Рефлексия занятия:помогает привести процесс движения к завершению с помощью вербальной обратной связи. Эта стадия способствует интеграции физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры Я. Предполагает обмен мнениями, чувствами о проведенном занятии. Рефлексия динамики собственного эмоционального и телесного состояния.
- Ритуал прощания:Способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.
Все предлагаемые упражнения затрагивают три основные области психологической танцевальной работы:
1. Тело и его движения (активизация тела для того, чтобы помочь участникам группы обнаружить внутренние напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации).
2. Межличностные отношения (устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия).
Групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Социально-психологический контекст, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологических ролей.
3. Самосознание (осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание).
Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки.
Примерный учебно-тематический план
Занятие.
Приветствие:Знакомство членов группы друг с другом
Необходимое время:15 минут
Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу представляет себя и говорит о своём отношении к танцам, а также о своём танцевальном опыте.
5 стр., 2428 слов
Рефлексия
... шкалы ответов. Все пункты можно сгруппировать в четыре группы: 1) ретроспективная рефлексия деятельности (номера утверждений: 1, 4, 5, 12, ... или по суммарному подсчету баллов. Определение уровня сформированности педагогической рефлексии (Е. Е. Рукавишникова ) Методика имеет структуру личностного ... стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки. ...
Разминка: «Телесный джаз»
Цель:
Ø Эмоциональное и мышечное расслабление,
Ø Создание атмосферы единства в группе.
Ø Экспериментирование участников с различными движениями.
Ø Расширение экспрессивного репертуара.
Упражнение «Ведущий-ведомый»
Цель:
Ø Снятие напряжения у членов группы
Ø Создание доброжелательной атмосферы и настроя на работу;
Ø Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями: ведущего, ведомого, на равных.
Ø Осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.
Рефлексия после упражнения (обсуждение в кругу):
Что чувствами участники, будучи ведущими/ ведомыми? Когда было более комфортно – в роли ведущего или в роли ведомого? Какая разница была во взаимодействии с различными партнёрами? Какими частями тела было взаимодействовать комфортнее/сложнее?
Занятие.
Приветствие:обсуждение с членами группы танцевального опыта и «эффектов последействия».
Необходимое время:10-15 минут
Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу делится своим опытом.
Разминка: «Телесный джаз»
Цель:
Ø Эмоциональное и мышечное расслабление,
Ø Создание атмосферы единства в группе.
Ø Экспериментирование участников с различными движениями.
Ø Расширение экспрессивного репертуара.
Упражнение «Танец с закрытыми глазами»
Цель:
Ø Актуализация системы отношений в группе;
Ø Создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи;
Ø Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями: ведущего, ведомого, на равных;
Ø Расширение двигательного репертуара (диапазона движений), приводящее к осознанию собственных возможностей, самопринятию.
Упражнение может продолжаться в течении нескольких занятий, до тех пор, пока есть желающие побывать в роли центрального участника. Иногда у кого-то из членов группы возникает желание снова испытать опыт танцевания с закрытыми глазами в центре.
Рефлексия после упражнения (обсуждение в кругу):
Делится впечатлениями сначала центральный участник, затем те, кто танцевал с ним. Обсуждаются следующие аспекты: что чувствовали; трудно ли было брать на себя инициативу, кто вёл в паре; кто из партнёров центрального участника более соответствовал/ менее соответствовал; что общего и различного во взаимодействии центрального участника с различными партнёрами.
Занятие.
Приветствие:обсуждение с членами группы танцевального опыта и «эффектов последействия».
Необходимое время:10-15 минут
Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу делится своим опытом.
Упражнение: «Мое состояние»
Цель:
Ø Знакомство членов группы друг с другом.
Ø Рефлексия членами группы своего эмоционального и телесного состояния.
Тренинг постановки целей
... обязательно хотели получить в жизни». Анализ упражнения. 1) Оценивается, все ли участники смогли сформулировать столько целей, сколько требуется (примечание: в каждой группе обязательно находятся те, кто не успел ... быть, люди правы, что не ставят цели? И т.п. Упражнение 3 Цель: показать роль целей в жизненных достижениях человека. Ход упражнения. Выбирается один участник, он подходит к стенке. Ему ...
Упражнение «Танец в кругу»
Цель:
Ø Актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности.
Ø Повышение групповой сплочённости.
Процедура: Участники становятся в круг и берутся за руки. Участники начинают спонтанно двигаться под музыку, привнося в общий танец свои индивидуальные движения.
Занятие.
Приветствие:обсуждение с членами группы танцевального опыта и «эффектов последействия».
Необходимое время:10-15 минут
Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу делится своим опытом.
Упражнение «Зеркало»
Цель:
Ø Привести членов группы к осознанию тела, телесных ощущений.
Ø Расширить двигательный репертуар.
Ø Углубление эмпатии в межличностных отношениях.
Ø Получение опыта роли «ведомого» и «ведущего».
Упражнение «Зеркальная комната»
Цель:
Ø Привести членов группы к осознанию тела, телесных ощущений.
Ø Расширить двигательный репертуар.
Ø Углубление эмпатии в межличностных отношениях.
Ø Получение опыта роли «ведомого» и «ведущего».
Рефлексия после двух упражнений в технике «Зеркало» (обсуждение в кругу): Что чувствовали участники, будучи «зеркалом»? Когда участникам было более комфортно, когда повторяли движения других или когда их самих отзеркаливали? Удавалось ли ведущему «отпустить» тело и двигаться спонтанно и свободно, когда рядом танцевало его «зеркало»? Как влияло расположение и расстояние друг относительно друга на взаимодействие в танце?
Занятие.
Приветствие:обсуждение с членами группы танцевального опыта и «эффектов последействия».
Необходимое время:10-15 минут
Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу делится своим опытом.
Упражнение «Недотанцевать — Перетанцевать»
Цель:
Ø Интенсификация обратной связи в парах.
Ø Стимуляция общения в парах.
Ø Осознание мышечных зажимов.
Ø Расширение экспрессивного репертуара.
Рефлексия после упражнения: проводится обсуждение полученного опыта в парах.
Упражнение «Импульсы»
Цель:
Ø Развитие адекватной чувствительности к внешним импульсам, позднее интериоризируемая в чувствительность у внутренним импульсам.
Рефлексия после упражнения.
Что чувствами участники, получая импульсы/ посылая импульсы? Когда было более комфортно – в активной или в пассивной роли? Какая разница была во взаимодействии с различными партнёрами? Какими частями тела было взаимодействовать комфортнее/сложнее; легче/сложнее получать и следовать импульсам?
Занятие.
Приветствие:обсуждение с членами группы танцевального опыта и «эффектов последействия».
Необходимое время:10-15 минут
Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу делится своим опытом.
Упражнение «Встреча с самим собой»
Цель:
Ø Глубокое осознание телесных импульсов, эмоционального состояния.
Ø Стимулирование самосознания и самопринятия.
Ø Творческое самовыражение.
Ø Катарсическое высвобождение чувств.
Комплекс упражнений первого блока
... прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем – разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты. Упражнение “Перекрестное марширование” Медленно шагать, попеременно касаясь то ... выполнение движений и приемов. Взрослый должен обязательно владеть предлагаемыми упражнениями. Упражнения строятся в определенной последовательности, от простых движений к сложным ...
Рефлексия после упражнения (в кругу): Охарактеризуйте ваш собственный танец. Поделитесь опытом наблюдения за тем, как двигаются другие члены группы в своём танце.
Занятие.
Приветствие:обсуждение с членами группы танцевального опыта и «эффектов последействия».
Необходимое время:10-15 минут
Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу делится своим опытом.
Упражнение: «Танцующая зарядка»
Цель:
Ø Снятие эмоционального и мышечного напряжения у членов группы, создание доброжелательной (экологичной) атмосферы, как необходимых условий для порождения аутентичных, внутренних движений.
Ø Экспериментирование участников с различными движениями,
Ø Расширение двигательного репертуара (диапазона движений), приводящее к осознанию собственных возможностей.
Упражнение «Контактная импровизация»
Цель:
Ø Привести членов группы к осознанию тела, телесных ощущений.
Ø Расширить двигательный репертуар.
Ø Рефлексия собственного эмоционального состояния.
Рефлексия после упражнения (в кругу):
Разнообразие чувств и состояний во взаимодействии с различными партнёрами. Разнообразие чувств и состояний в танце в режиме разных техник контактной импровизации.
Занятие.
Приветствие:обсуждение с членами группы танцевального опыта и «эффектов последействия».
Необходимое время:10-15 минут
Процедура: Участники образуют круг, каждый из участников по кругу делится своим опытом.
Упражнение «Мой психологический дом»
Цель:
Ø Стимулирование самосознания и самопринятия.
Ø Творческое самовыражение.
Ø Катарсическое высвобождение чувств.