Программа для студентов по дисциплине «Педагогическая риторика»

2012-2013 Учебный год

1. Риторика как наука и искусство эффективного речевого воздействия и взаимодействия.

Связь риторики со стилистикой, культурой речи, этикой, логикой, психологией и другими дисциплинами. Понятие об общей и частных риториках. Связь риторики с прагматикой. Основные понятия прагматики (речевое событие, речевой акт, речевая ситуация, дискурс, коммуникативное намерение, коммуникативное ожидание, коммуникативная неудача, коммуникативная роль).

2.Частные риторики, изучающие законы и правила эффективной речи, действующие в специфических областях речевой деятельности – профессиональной и непрофессиональной (судебная, академическая, военная, политическая, журналистская, педагогическая, семейная и др.).Педагогическая риторикакак частная риторика, предметом которой является оптимизация речевого общения педагога (учителя, преподавателя) и обучаемого (ученика, студента).

3. Краткие сведения из истории риторики.

Риторика Аристотеля. Эллинистическая риторика. Древнеримская риторика. Позднеантичная и средневековая риторика. Византия.

4. Краткие сведения из истории риторики.

Риторика Возрождения и Нового времени. Риторика в XIX и XX веке. Риторика в России Нового времени. Современная школьная риторика в России.

5. Общие принципы эффективного общения: принцип кооперации (коммуникативного сотрудничества, гармонизирующего диалога), принцип этичности.

Частные принципы эффективного общения, реализующие общий принцип кооперации: принцип количества (полноты информации), принцип качества (правдивости информации), принцип релевантности (соответствия речи избранной теме), принцип доступности (краткости, ясности, последовательности, конкретности).

Частные принципы эффективного общения, реализующие общий принцип этичности: принцип толерантности, принцип доброжелательности, принцип скромности, принцип согласия, принцип вежливости, принцип ответственности.

6. Правила общения как сложившиеся в коммуникативной практикеконкретные рекомендации по оптимальному речевому взаимодействию, реализующие общие и частные принципы эффективного общения.

Правила для говорящего и правила для слушающего. Понятие о стратегиях и тактиках общения. Стратегия как целеполагание и предвидение (планирование) возможного хода речевых событий и их конечного результата, как линия речевого поведения, обусловливающая выбор определенных речевых тактик и средств. Стратегии конструктивные и деструктивные. Речевые тактики как речевые приемы, конкретные речевые ходы, определяемые избранной стратегией общения и позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации.

6 стр., 2938 слов

Механизмы, структура и принципы делового общения

... рассматриваются механизмы, структура и принципы делового общения, без знания которых очень ... общения в среднем 80% своего времени. Понимание процессов передачи информации, закономерностей, существующих в этих процессах, выработка навыков эффективного ... частных предпринимателей то коммуникативная компетентность, то есть способность адекватно реагировать в любой ситуации в процессе общения ...

7. Этика и этикет в педагогическом общении.

Основные принципы этики общения. Идеи педагогического общения в коммуникативном опыте народа (по материалам фольклора).

Этика и этикет в педагогическом общении. Этикет в культуре внешности и поведения педагога. Общие требования этики и речевого этикета в типичных ситуациях педагогического общения: преподаватель – абитуриент, преподаватель/ учитель – студент/ ученик, преподаватель/ учитель – руководитель, преподаватель/ учитель – преподаватель/ учитель, учитель – родители ученика и др. Выбор оптимальных этикетных формул в речевых жанрах, типичных для педагогического общения (приветствие, привлечение внимания, предложение, совет, одобрение, порицание, «разговор по душам» и др.).

8. Теория и практика риторической аргументации

Понятие риторической аргументации. Аргументация и доказательство (соотношение понятий).

Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация (связь тезиса и аргументов).

Требования к тезису: определенность, ясность, точность смысла и формулировки. Требования к аргументу: истинность, непротиворечивость, достаточность. Соблюдение законов логики при связи тезиса и аргументов как основное требование к демонстрации. Ошибки, связанные с нарушением этих требований. Виды риторических аргументов. Рациональные аргументы: факты, авторитеты, заведомо истинные суждения (аксиомы, законы).

Иррациональные аргументы (доводы «к человеку»).

Исчерпывающие, главные и дополнительные аргументы. Манипулятивные приемы воздействия на аудиторию. «Черная риторика».

8. Риторический канон.

Риторический канон как идеоречевой технологический цикл и его части: изобретение(инвенция),расположение(диспозиция),выражение(элокуция),запоминание и произнесение.

Изобретение – работа над содержательной стороной речи. Определение темы, цели, тезиса (основной мысли) выступления.

Расположение– забота об оптимальном размещении (композиции) «изобретенного» содержания речи. Принципы отбора и расположения материала в зависимости от функционально-смыслового типа речи (описания, повествования, рассуждения) и речевого жанра.

Выражение– выбор стиля речи, речевого жанра и языковых средств. Выразительные средства языка. Понятие риторического приема. Троп и его основные разновидности (сравнение, метафора, метонимия, аллегория, гипербола, литота, олицетворение, перифраза, эпитет); их использование в речи (тексте).

Понятие риторической (стилистической) фигуры. Основные разновидности фигур (эллипсис, анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, многосоюзие, бессоюзие и др.) и их использование в речи (тексте).

7 стр., 3253 слов

Этические и культурные требования к выступлению в аудитории. ...

... сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь. 1.1.  Этапы подготовки и проведения публичного выступления В ... — важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.     Низкая речевая культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, ...

Проблема эффективности использования выразительных средств языка.

Память и ее тренировка. Техника запоминания речи. Вопрос о целесообразности опоры на письменный текст при произнесении речи. Произнесение речи. Особенности звучащей речи. Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка. Голос и его воспитание. Дикция. Интонация (громкость, мелодика, тембр, тон, темп).

Роль и типы пауз. Выбор стиля произношения. Риторическое значение паралингвистических средств: мимики, позы, жеста.

9. Традиционные понятия родов красноречия и видов ораторской речи.

Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское).

Виды ораторской речи по преобладающей целевой установке: речь информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию, развлекательная. Проблема соотношения родов красноречия и видов ораторской речи с функциональными стилями и речевыми жанрами.

Типы ораторов: «эмоционально-воодушевленный», «эрудит», «оратор здравого смысла», «оратор коллективного мышления» и др.

Типы аудитории: однородная и разнородная, большая и малая, подготовленная и неподготовленная, позитивно настроенная и негативно настроенная, заинтересованная и незаинтересованная и др.

10. Образ ритора как система свойств личности

Требования к поведению говорящего публично: обаяние, искренность, артистизм, уверенность, дружелюбие, объективность, заинтересованность, увлеченность, эрудированность.

Подготовка к публичному выступлению. Определение темы выступления. Формулировка цели. Подбор и изучение материала (литературы, фактов, статистических данных и т.д.).

Составление плана выступления. Написание текста с учетом «социального портрета» аудитории и специфики устной формы речи. Методы изложения материала: индуктивный, дедуктивный, концентрический, ступенчатый, исторический, метод аналогии. Составление конспекта или тезисов. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

Поведение оратора во время выступления. Внешний облик оратора. Установление контакта с аудиторией. Варьирование структуры выступления («частей речи») в зависимости от темы, цели выступления и характера аудитории. Искусство удерживать внимание слушателей. Искусство отвечать на вопросы. Роль экспромта в публичном выступлении. Нравственный долг оратора.

11. Педагогические речевые жанры.

Понятие о речевом жанре. Простые и сложные (первичные и вторичные) речевые жанры.

Виды речевых жанров по характеру интенции: информативные, императивные, этикетные, оценочные, фатические, комические и другие речевые жанры.

Понятие о педагогическом речевом жанре. Проблема педагогических речевых жанров в соответствии с педагогическими коммуникативными ситуациями.

Речевые устные педагогические жанры: лекция, семинар, практическое занятие, дидактическая игра, консультация, дидактическая беседа, зачет, экзамен, коллоквиум и др.; их методические модификации.

11 стр., 5143 слов

Особенности структуры речевого дефекта у детей с врожденными ...

... и проанализировать психолого-педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования. · Изучить особенности речевой и неречевой симптоматики у детей с врождёнными расщелинами губы и н ... работы с детьми с ринолалией и прогнозировать возможность полного восстановления функции речи одними логопедическими приемами. Применение этого метода показало, что эффективность логопедической работы ...

Письменные педагогические речевые жанры: план и конспект лекции, урока, сценарий внеклассного мероприятия, авторская учебная программа, методическая разработка и др.

Школьный урок как сложный педагогический жанр. Устные и письменные речевые жанры управленческого типа, характерные для школьного педагогического общения: педагогический совет, совещание при директоре или завуче, конференция, родительское собрание; приказ, инструкция, памятка и др.

12. Культура спора.

Понятие спора, его разновидности: дискуссия, полемика, дебаты, диспут. Конструктивная и деструктивная стратегии спора. Тактики оппонента и пропонента. Оптимальная организация спора. Условия эффективного спора: наличие некоторой общности в позициях спорящих; компетентность участников спора; четкое определение предмета спора (выяснение спорного тезиса); неизменность тезиса на всем протяжении спора; соблюдение правил бесконфликтного общения; необходимость контроля участников спора за своим поведением и речью. Ошибки и уловки, типичные для речевой ситуации спора.

13. Барьеры педагогического общения и преодоление конфликтных ситуаций.

Коммуникативная неудача как непонимание высказывания партнером по коммуникации, как неосуществление коммуникативных намерений (целей) говорящего и ожиданий слушающего, как непреодоленность возникших барьеров общения. Экстралингвистические причины коммуникативных неудач: различия в картинах мира или их фрагментах; несовпадение оценок явлений действительности; нарушение условий места, времени и обстановки общения; нарушение или неверный выбор стереотипов поведения (в том числе этикетных); эмоциональная несдержанность говорящего или не учет им эмоционального состояния партнера; неверно выбранная коммуникативная роль; неправильное прочтение (определение) или игнорирование коммуникативных намерений и/или ожиданий партнера; неадекватность психического состояния коммуниканта ситуации общения; акустические недостатки в произнесении речи и др. Лингвистические причины коммуникативных неудач: не устраненная многозначность языковых единиц, не различение паронимов, неверное или неточное словоупотребление (неверный выбор слова); использование непонятной (в том числе – иноязычной) терминологии; неуместные окказионализмы; неверный порядок слов, неоправданное многословие или, наоборот, неоправданный эллипсис, ошибки в логическом ударении, интонировании, расстановке пауз, неправильное произношение, стилистический разнобой в построении текста, неправильный выбор речевого жанра, использование инвектив и др.

14. Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов общения, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.

Соотношение понятий «противоречие» и «конфликт». Социальная роль конфликтов (конфликты с функциональными последствиями и конфликты с дисфункциональными последствиями).

4 стр., 1761 слов

Тема 1. Основы риторики. Общие понятия курса

... Основы риторики. Общие понятия курса 1. Что такое риторика? наука об ораторском искусстве. 2. Как соотносятся наука и искусство в риторике? риторика ... 11. В каких формах реализуется диалогическое красноречие? спор, беседа, дискуссия, интервью. 12. К какому роду ... общения играет важнейшую роль в про-цессе установления контакта с аудиторией? Зрительный контакт. 41. Чем занимается раздел риторики ...

Причины возникновения конфликтов в педагогическом общении. Виды конфликтов по объему (внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой, межгрупповые), по длительности протекания (кратковременные и затяжные), по степени влияния («лихорадящие» и разрушительные), по источнику возникновения (объективно обусловленные и субъективно обусловленные).

Типы конфликтных личностей. Этапы и способы разрешения межличностных конфликтов (признание наличия конфликта; договоренность о процедуре его обсуждения; создание атмосферы сотрудничества и лояльности; определение сути конфликта; оценка возможных вариантов решения проблемы; сосредоточенность на интересах, а не на позициях сторон и др.).

15. Отечественный риторический идеал

Понятие риторического (речевого) идеала. Обусловленность риторического идеала историко-культурными факторами. Истоки и особенности русского риторического идеала. Роль этических категорий любви, гармонии, красоты, миролюбия, правды в определении содержания национального педагогико-риторического идеала. Основные аспекты (компоненты) современного российского риторического идеала: логико-аргументативный, этико-эстетический, коммуникативно-прагматический, нормативно-языковой, этнокультурный. Соотношение понятий «риторический идеал» и «коммуникативные качества хорошей литературной речи».

16. Речевой этикет английского языка.

Речевой этикет в узком и широком смысле. Особенности обучения речевому этикету в курсе иностранного языка: особенности партнеров, вступающих в общение: социальный статус, их место в служебной иерархии, профессия, национальность, вера, возраст, пол, характер; особенности ситуации: презентация, конференция, совещание, прием на работу, увольнение, юбилей и др.; национальная специфика, например, для русского этикета характерно наличие двух местоимений «Ты» и «Вы» для формы 2 лица ед. числа. Единицы речевого этикета. Особенности британского менталитета и характерные черты их речевого поведения. Основные особенности вербального общения британцев. Приёмы ведения разговора на английском языке. Мультимедийные и компьютерные технологии для обучения школьников речевому этикету в курсе иностранного языка.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Акишина А.А. и др. Жесты и мимика в русской речи. – М.: Рус. яз., 1991.

2. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. – М.: Наука, 1991.

3. Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения: Учебно-педагогическое пособие. – Минск: Изд-во Университетское, 1989.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д: МарТ, 2000.

5. Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. – М.: Прогресс, 1985. – С. 276-302.

6. Грайс Г.П. Логика и речевое общение// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. – М.: Прогресс, 1985. – С. 217-238.

7. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учеб. – М.: Российское пед. агентство, 1995.

8 стр., 3950 слов

Лекция 7. Основы риторики и эристики

... убедить аудиторию принять позицию оратора. В риторике выделяют также следующие речевые цели и соответствующие типы речи. Цель ... Доставить удовольствие себе и собеседникам самим процессом общения, выразить и возбудить эмоции Гедонистический, развлекательный, поэтический ... темп, ритм высота голоса). Выразительная речь – основа для поддержания внимания слушателей. Закон удовольствия. Создание игровой ...

8. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.

9. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие для студентов пед. университетов и институтов. – М.: Академия, 1998.

10. Мурашов А.А. Речевое мастерство учителя (педагогическая риторика). – М.: Педагогическое общество России, 1999.

11. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПб: Лань, 1996.

12. Русская риторика: Хрестоматия/ Авт.-сост. Л.К. Граудина. – М.: Просвещение, 1996.

13. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.

14. Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. – М.: ВЛАДОС, 1999.

15. Успенский М.Б. В ситуациях речевого общения// Рус. яз. в школе. – 2001. – № 1. – С. 30-34.

16. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.: Наука, 1992.

17. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. – М.: Институт русского языка имени А.С. Пушкина, 1998.

18. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

19. Юнина Е.А. Педагогическая риторика: Учеб. пособие. – Пермь: ПОИПКРО, 1995.

20. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – СПб: Полиус, 1998.

Дополнительная:

1. Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс делового общения и ораторского мастерства. – М.: Изд-во Казанского ун-та, 1995.

2. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Академия, 1998.

3. Античные теории языка и стиля (антология текстов).

– СПб: АЛЕТЕЙЯ, 1996.

4. БЭС. – М.: Советская энциклопедия, 1994. – 1629 с.

5. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.: Цитадель, 1999.

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов н/Д: Феникс, 1995.

7. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учеб. для вузов / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1997.

8. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М.: Наука, 1989.

9. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.

10. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для педагогов-психологов. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.

11. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.

12. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.

13. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.

10 стр., 4652 слов

Основы риторики

... его душевным состоянием. 2 Гомилетика как отрасль риторики – церковное, богословие красноречие, унаследовавшее основные принципы античной науки. Основы древнерусского красноречия – были народные традиции. Существуют ... отражает душевное богатство личности. 8 Язык, которым пользуется человек в повседневном общении , является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое ...

14. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1986.

15. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.: Дрофа, 1998.

16. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для ун-тов и вузов. – М.: ПРИОР, 1998.

17. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999.

18. Комарова О.Г. Речевые средства гармонизации диалога в деловой педагогической беседе // Речевое общение: Вестник Российской риторической ассоциации / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 1 (9).

– Красноярск, 2000. – С. 58-63.

19. Коротаева Е.В. Особенности речевого взаимодействия учителя и учащихся // Рус. яз. в школе. 2001. № 1. – С. 3-7.

20. Кохтев Н.Н. Риторика: Учеб. пособие для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1996.

21. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1990.

22. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. средн. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1998.

23. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практич. пособие для бизнесменов. – М.: Ось-89, 1998.

24. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха: Учеб. пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 1995.

25. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пособие. – М.: Флинта, 1998.

26. Ларионова Е.В. Риторизация школьного образовательного процесса // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Науч.-метод. бюл. / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 6. – Красноярск- Ачинск, 1998. – С.73-75.

27. Русское красноречие. Хрестоматия и система заданий для учащихся старших классов общеобразовательных школ / Авторы-сост.: Н.А. Купина, Т.В. Матвеева. – Екатеринбург: Сократ, 1997.

28. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 230 с.

29. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и колледжей. – М.: Академия; Высш. шк., 1991.

30. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1996.

31. Мицич П. Как проводить деловые беседы/ Сокр. пер. с серб.-хорв. М.Б. Беляковой. – М.: Экономика, 1987.

32. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. – М.: Институт практической психологии, 1996.

33. Мурашов А.А. Преодоление негативного коммуникативного сценария в педагогической риторике // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Науч.-метод. бюл. / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 4 (7).

– Красноярск-Ачинск, 1998. – С. 94-104.

34. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1991.

35. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник/ Под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской; Сост. А.А. Князьков. – М.: Флинта, 1998.

9 стр., 4108 слов

УЭ-2.Теоретические основы профессиональной ориентации в среднем ...

... просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих ... деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Профессиональная консультация ...

36. Пименова Т.С. Проблемы обучения речевому этикету в курсе иностранного языка // Проблемы типологии языка. Ч. I. – Казань: КГПУ, 2004. – 329 с. (С. 127-141).

37. Предмет риторики и проблемы ее преподавания: Материалы «Первой Всероссийской конференции по риторике»: Москва, 1997 г. 28-30 января. – М.: Добросвет, 1998.

38. Профессиональная риторика: Проблемы и перспективы. – Воронеж: ВГУ, 2001.

39. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск: Беларуская навука, 1998.

40. Савкова З.В. Искусство оратора. – СПб: Знание, 2000.

41. Синицина И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. – М.: Педагогика, 1983.

42. Сковородников А.П. О коммуникативно-речевой подготовке специалиста с высшим образованием // Методическое обеспечение учебного процесса – важнейший фактор в совершенствовании подготовки специалистов: Материалы межвузовской науч.-практ. конференции. Ч.2. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1997. – С. 333-335.

43. Сковородников А.П. О содержании понятия «национальный риторический идеал» применительно к современной российской действительности // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Науч.-метод. бюл. / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 5. – Красноярск-Ачинск, 1997. – С. 27-37.

44. Сковородников А.П. О риторизации учебного процесса в школе и вузе в аспекте личностно-ориентированного подхода // Речевое общение: Вестник Российской риторической ассоциации / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 2 (10).

– Красноярск, 2000. – С. 129-133.

45. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.

46. Страхов И.В. Психология педагогического общения. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1980.

47. Формановская, Н.И. Культура общения и речевой этикет // Русский язык в школе/ Н.И. Формановская. – М.: Просвещение, 1993. – 150 с.

48. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов/ Отв. ред. Е.Н. Ширяев. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

49. Ярчак Н.Т. Психологические основы профессиональной речи учителя. – Минск: Изд-во МГПИИЯ, 1992.