Лекция 7. Основы риторики и эристики

PowerPlusWaterMarkObject3

План

  1. Основы риторики (о личности оратора, типы речи, законы современной риторики, приемы привлечения внимания, этапы работы над речью в классической риторике)
  2. Основы эристики

7.1. Основы риторики

Самое важное, что большинство учащихся обретают благодаря упражнениям в публичных выступлениях, — это увеличившаяся уверенность в себе, укрепление веры в свою способность что-то сделать. А что может быть важнее этого для достижения успеха почти в любом деле?

Д. Карнеги

Риторика — это теория и искусство красноречия, убеждающей речевой коммуникации.

Риторика возникла в античности, и тогда же обозначились два ее направления: логическое и литературное.

Для логической риторики главное — убедительность речи, ее эффективность, т. е. достижение истины, блага, справедливости. Виднейшим представителем логического направления был Аристотель (384−322 до н.э.).

Основатель логики прекрасно понимал ее границы и отмечал, что логика подходит для людей образованных, но бессильна перед толпой. Поэтому он и разрабатывал основы логической риторики. «…если мы имеем даже самые точные знания, все-таки нелегко убеждать некоторых людей, говоря на основании этих знаний, потому что [оценить] речь, основанную на знании, есть дело образования, а здесь [перед тол­пою] это невозможно. Здесь мы непременно долж­ны вести доказательства и рассуждения общедо­ступным путем… относительно обращения к толпе».

Главное для литературной риторики — художественность, украшенность речи, соответствие канонам эстетики; убедительность остается важной чертой речи, но отходит на второй план. Виднейшим представителем литературной риторики является оппонент Аристотеля, ученик Горгия и других софистов — Исократ (436−338 до н.э.).

Во времена эллинизма и средневековья риторика в целом стала отождествляться с литературной риторикой. В XVIII столетии, в эпоху Просвещения, когда стали сильны позиции разума и логики, риторика стала ассоциироваться с пустословием и догматикой, и интерес к ней был утрачен. Лишь в последние 30−40 лет активно развивается логически ориентированная неориторика.

2 стр., 688 слов

Риторика20 век

... эффек- тивном общении с аудиторией. Возродилась риторика на новой, психологи- ческой основе — современному человеку стала важна не только ... Поль Л.Сопер,выпустивший прекрасную книгу «Ос- новы искусства речи» (в английском оригинале —BasicPublicSpeaking,NewYork, 1956). Эта книга ... , практические советы по отработ- ке всех компонентов публичной речи — от конспектирования и составления плана до голоса. В ...

О личности оратора

Риторическое мастерство тесно связано с общей культурой человека, его эрудицией, мировоззрением и психотипом. Эрудиция — основа для богатого материала для содержания речи. Эрудированные люди отличаются постоянным стремлением к новым знаниям, к расширению сферы своих интересов.

По отношению к мировоззрению можно выделить четыре типа оратора:

1) софистический;

2) диалектический (сократический);

3) догматический;

4) незрелый.

1) Софисты [см п. 1.9] считали, что объективных истин нет, «человек есть мера всех вещей», и главная задача оратора — убедить аудиторию в том, что выгодно и интересно ему самому неважно какими способами. Поэтому речь у софистов: а) манипулятивная и монологическая, адресат для них — пассивный объект воздействия, а не активный субъект; б) агональная (от греч. agon — борьба, состязание), т. е. направленная не на истину, а на победу одного и поражение другого.

2) Слово «диалектический» здесь означает нацеленность на диалог для совместного приближения к истине. Сократ — главный оппонент софистов — считал, что объективные истины существуют, и основная задача оратора — не победа и не борьба, а пробуждение мысли, совместное приближение к истине посредством диалогического общения с адресатом. Сократ часто начинал свои диалоги: «я знаю, что ничего не знаю… и все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать». Поэтому сократическая речь: а) диалогичная, она ищет в слушателе собеседника; б) гармонизирующая, т. е. она направлена на объединение усилий участников разговора ради достижения истины, общей цели, согласия.

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

... и синтаксической речи. При дислалии отмечаются искажения, замещения, пропуски, перестановки отдельных звуков. ... в плане звукопроизношения). Таким образом, к дислалиям относят формы нарушения речи, связанные с разнообразными фонетическими расстройствами, при относительно нормальной словарно-семантической ...

3) Догматики, в отличие от Сократа, твердо знают, что такое истина и как ее воплотить в реальность. Догматизм, как это показывает основатель критического рационализма К. Поппер, следует из классического рационализма Р. Декарта. Идеалом классического рационализма было построение незыблемой объективной научной картины мира. Догматическая идея незыблемости и объективности знаний всегда была основой для тоталитарной речи. Догматический тип оратора воплощают в себе Сталин, Гитлер. Догматики выражаются просто и ярко, поэтому довольно часто ведут за собой толпы людей, отказывающихся от собственного мышления и чувствования. Догматики опираются на свою харизму, недальновидность аудитории, внушение страха, агрессивных чувств, насилие. Догматическая речь: а) монологична; б) нетерпима к инакомыслию.

4) Незрелый тип оратора представляют собой люди, личностно незрелые, выступающие перед публикой, потому что им сказали выступить, или для того, чтобы как-то выделиться, но они не вполне удовлетворительно знают то, о чем говорят. Естественно, что многие из студентов могут ощущать себя незрелыми ораторами. Таким студентам можно посоветовать поверить в себя, работать над собой, повышать свой интеллектуальный, личностный уровень. Как призывал Н. Заболоцкий:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

А если говорить более конкретно, то начинающим ораторам следует: во-первых, подбирать темы, которые были бы интересны и им самим и слушателям; во-вторых, хорошо подготовиться к выступлению.

Цель всякой речи — убедить слушателей, а эта цель достигается, если слушатели доверяют говорящему. Поэтому из всех четырех типов ораторов наиболее разумен, гуманен и демократичен второй тип. Сократического понимания ораторского искусства придерживались Плутарх, Аристотель и Цицерон. Плутарх говорил: «одно единственное слово, один кивок человек, внушающего к себе доверие, весит больше иных пространных доводов». Аристотель считал, что основной целью риторики является достижение счастья, блага, истины, справедливости и т. д. Аристотель в «Риторике» писал: «Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, — это разум, добродетель и благорасположение. Если таким образом, слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие. Цицерон призывал ораторов к борьбе за счастье людей. Сократический тип оратора в длительной перспективе внушает людям больше доверия, чем софистический и догматический. Об этом свидетельствует хотя бы то, что Сократу философы доверяют больше, чем софистам.

Правомерно деление ораторов по психологическим типам личности.

В соответствии с психотипами по К.Г. Юнгу, ораторы делятся на экстравертов и интровертов.

Экстраверты (направленные вовне) — направленные на внешний мир, общительные, импульсивные, оптимистичные, быстро реагирующие на внешние раздражения, быстро, но, к сожалению, часто поверхностно думающие.

Интроверты (направленные внутрь) — углубленные в себя, спокойные, застенчивые, медленно, но глубоко думающие, редко демонстрирующие свои эмоции.

Ораторы-экстраверты могут сходу что-нибудь сочинить. Интровертам нужно время, чтобы собраться с мыслями. При равных навыках публичной речи экстраверты как ораторы держатся более уверенно, чем ораторы-интроверты.

С.Ф. Иванова делила ораторов на четыре типа.

  1. Рационально-интуитивный тип. К нему относятся сангвиники — люди, психически и физически активные, быстро реагирующие на происходящие события, с аналитическим складом ума, с выраженной мимикой и движениями); они продумывают обстоятельный план выступления, но их заботит и яркость, эмоциональность, образность выступления. Они легко начинают новые дела, но не всегда их доводят до конца.
  2. Эмоционально-интуитивный тип. К нему относятся холерики. Эти люди говорят страстно и увлеченно, но им часто не хватает логической последовательности в речи.
  3. Философский тип. Чаще всего это психически стабильные, обладающие размеренным темпом речи и слабой эмоциональной выраженностью флегматики. Они исследователи, желающие и умеющие вовлечь аудиторию в размышления.
  4. Лирический, художественно-образный тип. Чаще всего, это меланхолики со свойственными им глубокой эмоциональностью, своеобразным лиризмом, внутренним волнением.

Каковы бы ни были психотип оратора, его мировоззрение и эрудиция, выступающий автоматически занимает статус более авторитетного лица, чем слушатели, и риторика выдвигает ряд общих требований к оратору. К ним относятся: обаяние, уверенность, артистизм, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность, открытость. Внимание слушателей зависит от таких факторов, как авторитет, внешность, харизма оратора. Прежде всего, в этом плане, следует быть или хотя бы выглядеть уверенным в себе, позитивным, демократичным, духовно сильным, галантным и внешне и внутренне привлекательным человеком. Очень важно уравнивать себя с другими и говорить с ними как с близкими. Позитивно и демократично настроенный говорящий имеет больше шансов на успех у собеседника, чем авторитарно настроенный говорящий, ведущий себя в соответствии с речевой моделью «Я здесь для того, чтобы говорить, вы — для того, чтобы слушать».

Типы речи

Типы речевых действий в зависимости от цели говорящего

Основная цель публичного выступления — убедить аудиторию принять позицию оратора. В риторике выделяют также следующие речевые цели и соответствующие типы речи.

Цель говорящего

Тип речи

Сообщить, информировать без высказывания спорных мнений

Информационный

Высказать, доказать свое мнение

Аргументирующий, убеждающий

Побудить к действию

Агитирующий, воодушевляющий

Обсудить проблему и найти истину

Эвристический

Выразить оценку события, явления

Оценивающий

Доставить удовольствие себе и собеседникам самим процессом общения, выразить и возбудить эмоции

Гедонистический, развлекательный, поэтический

Каждый тип речи имеет свою специфику, должен опираться на свою тактику. Не следует путаться в стилях.

Законы современной риторики

  1. Закон гармонизирующего диалога — эффективное речевое воздействие возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.
  2. Закон продвижения и ориентации адресата. Оратор во введении должен показать слушателям цель, основные промежуточные этапы в достижении цели, а в процессе изложения основной части выступления показывать продвижение по пути к цели.
  3. Закон эмоциональности, выразительности. Только в том случае, если оратор сам переживает эмоционально то, о чем сообщает, ему удастся не оставить аудиторию равнодушной. Речь становится выразительной благодаря использованию метафор и приемов невербальной (мимика, жесты, поза) и паравербальной коммуникации (интонация, тембр, темп, ритм высота голоса).

    Выразительная речь — основа для поддержания внимания слушателей.

  4. Закон удовольствия. Создание игровой установки, загадки, парадоксы, каламбуры, игра слов, провокации.

Для установления диалога необходимо придерживаться следующих принципов гармонизирующего диалога:

1) внимание к адресату (тема и речь должна подходить аудитории).

Для этого вы должны знать или хотя бы предполагать об интересах аудитории и уровне ее теоретической подготовки (некритически или критически мыслящая аудитория, высокий или низкий уровень образования).

Для аудитории с низким уровнем образования следует подбирать простые выражения. Для аудитории с высоким уровнем образования следует находить средства, подтверждающие вашу компетентность в вопросе);

2) принцип интимизации (близости содержания) речи жизни и интересам аудитории;

3) конкретность, образность и разговорный стиль речи.

Считается, что аудитория может внимательно слушать лишь 15 мин, после этого она устает и отвлекается. Необходимо использовать приемы привлечения внимания.

Приемы привлечения внимания

— апелляция к авторитетам и известным источникам;

— апелляция к интересам аудитории;

— апелляция к личности оратора;

— апелляция к погодным, климатическим, географическим условиям;

— апелляция к речи предыдущего выступающего;

— апелляция к событиям;

— визуальная информация,

— вопросы к аудитории, в том числе, риторические, вопросы-просьбы;

— жесты;

— изложение и напоминание цели выступления;

— изложение парадоксальной ситуации;

— необычность выступления (если все выступающие стоят за кафедрой, то стоять рядом с кафедрой или немного перемещаться по сцене).

— обращение;

— паузы,

— прием сопереживания, соучастия;

— смена интонаций, тембра и скорости речи,

— юмористическое замечание.

Поза. Осанка много говорит о человеке, его уверенности в себе, статусе. Для оратора очень важно вырабатывать у себя привычку держаться прямо и ненапряженно. Призывы следует осуществлять, подав корпус вперед.

Жесты у выступающего перед публикой должны быть выше пояса, в основном, выше пояса, а ладони направлены вниз. Не следует локти прижимать к корпусу.

Мимика должна выражать позитивные эмоции. Выступающий делится с аудиторией не только своими познаниями, но и эмоциями.

В античной риторике установилась классическая схема, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса — пути от мысли к звучащему публичному слову.

Этапы работы над речью в классической риторике (по Клюеву е.В.)

Классическая античная риторика выделяет пять этапов работы над речью:

1) инвенция (лат. inventio — изобретение, выдумка) — найти, что сказать;

2) композиция, диспозиция (лат. disposition - расположение) — найденное расположить по порядку;

3) элокуция (лат. elocutio — выражение) придать ему слог и стиль;

4) меморио (лат. memorio — память) утвердить все это в своей памяти;

5) акцио (лат. actio — действие).

Произнести.

Рассмотрим три первых этапа работы над речью.

1) Инвенция

Инвенция — это искусство нахождения и предварительной систематизации материала для речи.

Инвенция состоит из 1) о чем говорить; 2) таксономии; 3) топика; 4) типы материала и фазы инвенции

Материал должен быть интересен и ритору и аудитории, но бывает так, что материал изначально неинтересен аудитории, но оратор так его подает, что он становится интересен. «Гениальным открытием инвенции бы­ло то, что уровень общественного интереса к той или иной теме есть прежде всего вопрос градуирования. Общественно неинтересных тем не существует, существуют лишь неправильно градуированные темы».

Градация — это процедура подстраивания содержания темы под особенности аудитории, места и времени.

Естественно, что корректно градуировать тему, можно лишь в том случае, если хорошо знать ее, интересы аудитории и текущие события, которые могли бы быть мостиком между интересами аудитории и темой.

Одной из важнейших операций в градации является таксономия — переход от рода к виду или наоборот для нахождения точки соприкосновения данной темы с интересами аудитории, для интимизации сообщения (приближения его к адресату).

Клюев Е.В. приводит пример с кошкой Марией-Антуанеттой, которая находится в родо-видовых отношениях с понятиями «сиамская кошка», «кошка», «млекопитающее», «животное». Мало кому интересно слушать сообщение про кошку Марию-Антуанетту, а о животных, в целом, мало что можно сказать, потому что чем больше объем понятия, тем меньше признаков находится в содержании этого понятия. Инвенция рекомендует держаться «золотой середины», т. е. выбирать предметом выступления не слишком узкие темы и не слишком широкие.

(Подробнее см в уч. Клюев Риторика файл Глава 1−2)

Материал для выступления бывает трех видов: эмпирический, энциклопедический и компаративный.

1) Эмпирический материал — данные добытые самим автором из наблюдений, опроса, экспериментов и т. п. Изначально риторика была ораторским искусством, применимым в основном судебных делах, где невозможно обойтись без эмпирического материала. По качеству эмпирического материала судили о креативных возможно­стях говорящего, об его умении '"продуцировать" информацию.

2) Энциклопедический материал — совокупность уже существующих знаний и положений, является источником цитирования.

3) Компаративный материал приводит эмпирический в соответствие с энциклопедическим и показывает, насколько гармонично взгляды автора вписываются в существующую традицию, или определяют уровень конфликтности позиции говорящего по отношению к существующей. Сегодня, после широкого признания принципа фальсифицируемости К. Поппера, конфликтность эмпирического материала по отношению к энциклопедическому оценивается вполне лояльно.

При подборе материала важно учитывать интенцию — намерение говорящего подать материал: а) позитивно, чтобы вызвать сочувствие; б) негативно, чтобы вызвать негодование; в) нейтрально, предложить к сведению. Риторика рекомендует избегать эмоционального решения интенционального замысла и воздерживаться от того, чтобы вызывать сочувствие «похвалой», вызывать него­дование «порицанием» и изложить (предложить к сведению) «равнодушно». Эмоции следует вызывать, не впадая в оценочные суждения. Можно воспользоваться прямыми формами выражения интенции, прибегнув к аппарату логики, и косвен­ными формами выражения интенции, прибегнув к аппарату фигур и тро­пов.

2) Композиция

В основе универсальной композиции лежит 3-частное деление речи, предусматривающее введение, основную часть и заключение. Причем время на них должно быть запланировано по примерной схеме: 10−80−10 или 20−60−20. Это означает, что введение и заключение должны быть пропорциональны по времени и занимать по 10−20% от общего времени.

1. Вводная часть выступления

Во введении необходимо приветствовать аудиторию, представиться (если нужно), сказать о чем будет идти речь, раскрыть план выступления и заинтересовать слушателя темой. Привлечь внимание аудитории к теме выступления можно обратившись к тому, что известно аудитории: к предыдущим выступлениям, к текущим событиям. нейтрального предложения косвенно связанного с темой выступления или с текущей ситуации, касающейся всех. Не стоит принижать себя: «я плохо подготовился», «извиняюсь».

«Я понимаю, что вы удивляетесь, судьи. Как? Столько славнейших ораторов и знатнейших мужей остаются сидеть, а поднялся с места всего-навсего я, — я, которого ни по летам, ни по способностям, ни по влиянию нельзя сравнить с сидящими рядом. Все они, кого видите здесь, полагают в нынешнем деле необходимым, чтобы несправедливости, порожденной неслыханным преступлением, противостала защита, но сами защищать не решаются из-за превратностей времени. Вот и выходит, что они присутствуют, следуя долгу, но молчат, избегая опасности. Что же? Я всех смелее? Ничуть. Или настолько вернее долгу, чем прочие? Да нет, и к этой славе я не так жаден, чтобы мне захотелось урвать ее у других. Так что же меня побудило, всех опережая, принять на себя дело Секста Росция?.»

Введение необходимо для того, чтобы:

— привлечь внимание аудитории; установить контакт с ней;

— снять коммуникативные барьеры и настроить аудиторию на позитивное восприятие речи;

— предварительно презентовать тему.

К «традиционно хорошим зачинам» в логике относят: прямой вопрос к слушателям, цитаты, наглядные примеры, конкретные случаи, юмористическое замечание, пословицу, поговорку и др. Они позволяют «с порога» завладеть аудиторией. Но и здесь следует избегать штампов.

Снятие коммуникативных барьеров. Следует выделить три типа отношений оратора с аудиторией: 1) аудитория знает оратора и относится к нему лояльно; 2) аудитория не знает оратора (в этом случае необходимо сначала представиться); 3) аудитория знает оратора и относится к нему с недоверием или враждебно. В первом случае коммуникативных барьеров нет и можно сразу перейти к предварительной презентации темы. Во втором и третьем случаях снятие коммуникативных барьеров возможно только через уважительное обращение («уважаемые коллеги», «дамы и господа»), демонстрацию позитивности оратора по отношению к аудитории, утверждение общих интересов и ценностей и настраивание аудитории на решение совместных задач. Если говорящий идентифицируется слушателями как «чужак» или намерен предложить конфликтную точку зрения, то применяется отложительная тактика, т. е. отсрочка изложения спорного момента до тех пор, пока не слушатели не придут в нейтральное или позитивное состояние. Отложительная тактика заключается в том, что слушателям изначально предлагаются нейтральные темы, фактически усыпляющие их внимание, а не пробуждающие его. Например, можно говорить об интересах слушателей как о собственных интересах, об общих целях и задачах, стимулировать в слушателях терпимость к противоположным точкам зрения вообще и ни в коем случае — терпимость к данной точке зрения сразу же. Особое мастерство убеждения проявляет оратор, умеющий выразить чужую точку зрения как свою, затем постепенно завести рассуждения в тупик, наглядно демонстрируя слушателям ложность собственной (а стало быть, и слушателей) посылки. На тот случай, когда ситуация явно неблагоприятна, в риторике встречаются рекомендации не ходить в чужой монастырь со своим уставом, то есть воздерживаться от публичных выступлений.

II. Основная часть выступления

Содержание и изложение основной части должно быть четко структурированным. В основной части должно быть выделено три-четыре взаимосвязанных тезиса выступления и показана их взаимосвязь.

Содержание выступления должно быть правильно организовано логически (речь должна быть определенной, четкой, ясной, последовательной, доказательной, всесторонней).

Клюев В.Е. выделяет две модели изложения основной части:

  1. Модель естественного порядка (ordo naturalis).

    Здесь применяется исторический, хронологический метод, а слушателю предлагается просто следовать по течению изложения.

  2. Модель искусственного порядка (ordo artificialis) по существу дела (in medias res).

    Здесь используется искусственное построение события в целях стимулирования интереса слушателей.

В модели in medias res различают следующие методы:

Фабулярные методы (лат. fabula — рассказ) — методы перестановка эпизодов, движение от финала к началу.

Дедуктивный метод — изложение рассуждения от общего к частному. Пример применения дедуктивного метода изложения можно увидеть в последнем абзаце главы 4. При дедуктивном методе из не подлежащего сомнению тезиса выводятся следствия. Дедуктивный метод может быть достаточно авторитарным способом изложения.

Индуктивный метод — изложение рассуждения от частного к общему. Здесь показывается ход рассуждений, поэтому такая аргументация более уязвима для критики, чем дедуктивная.

Аналогический метод — правдоподобное (недостоверное) рассуждение, при котором от знания об одном предмете переходят к предположению о другом предмете, сходном по ряду признаков с первым.

Стадиальный метод — похож на исторический метод, но опирается не на развертывании событий, а на последовательном, линейном развертывании мысли. Например, когда мы в логике последовательно изучаем понятия, суждения, умозаключения и т. д.

Концентрический метод — метод, при котором в центр сообщения ставится одна проблема, вокруг которой выстраиваются круги аргументации, сходящиеся к центру. Например, обсуждение проблем экологии может успешно осуществляться концентрическим методом.

При изложении текста следует опираться на знание достоверных и недостоверных форм умозаключений, а также законов логики.

При подготовке выступления необходимо позаботиться о том, чтобы вам было известно все, о чем вы говорите: термины, незнакомые слова, информация обо всех лицах, встречающиеся в докладе (их полные имена, и если нужно, то и даты рождения, сфера их деятельности).

Позаботьтесь о знании правильного произношения сложных терминов, иностранных слов, обозначений, символов.

III. Заключительная часть выступления

В заключении необходимо напомнить цель, повторить основные тезисы выступления, наполнить аудиторию позитивными эмоциями, осуществить какой-нибудь призыв, вдохновить слушателей к действию на основе только что узнанного, к сотрудничеству.

3) Элокуция

Элокуция — раздел риторики, отвечающий за паралогическую речевую тактику; учение о принципах и приемах фигурального выражения.

Элокуция исследует тактики речевого поведения, ведущего к успеху. Все многообразие речевых тактик сводится к двум: прямой и косвенной.

Прямая тактика заключается в высказывании говорящим просто и непосредственно того, что он имеет в виду /"Закройте, пожалуйста, окно"/.

Косвенная тактика — это тактика намеков, подразумеваний /"Вам не дует?" - обращение к соседу; «Сегодня прохладно» — обращение в пространство/.

Прямая тактика основана на логике, а косвенная — на паралогике. Прямую тактику в риторике относят к вертикальному типу общения «сверху вниз» или «снизу вверх», а косвенную — к горизонтальному типу общения «на равных».

Как отмечает Е.В. Клюев, косвенная тактика представляет собой загадку, интригу, она обеспечивает аудитории свободу мысли, свободу фантазии: «То, что сформулировано прямо, можно принять или отвергнуть. То, что сформулировано косвенно нуждается в осмыслении». Косвенная тактика более деликатна, демократична и выразительна, чем прямая. Косвенная тактика оставляет пространство для свободы мысли слушателя, она позволяет взращивать свободные и творческие характеры. Екатерина II говорила: «Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество вам перечить, кто предпочитает ваше доброе имя вашим милостям».

И все-таки выбор тактики должен определяться ситуацией. В определенных ситуациях (например, в области права, в экстренных ситуациях) предпочтительней прямая тактика.

Высшим критерием эффективности речевой тактики является творческая активность слушателя. При прямой тактике даже если возникнет активность слушателя, то она окажется нетворческой.

Прямая тактика изложена в предыдущей главе. Элокуция предлагает такие приемы косвенной тактики как тропы и фигуры. При этом различия между последними часто имеют несущественный характер.

Тропы

Троп — это основанное на аналогии и паралогике использование понятия.

Перечислим наиболее употребляемые тропы.

Метафора (греч. metaphora — перенос) — образное выражение; /"толочь воду в ступе", «… семимильными шагами увеличивался государственный аппарат"/.

Эпитет (греч. epitethon — приложение) — троп, выражаемый в форме метафоричного прилагательного /"крутой парень", «ясная голова"/.

Метонимия (греч. metonomazein — называть по другому) — троп, возникающий при использовании не совсем подходящего слова вместо близкого по значению. /"Читал Толстого", «Вопрос к аудитории», «В Улан-Удэ состоялись переговоры между Москвой и Пхеньяном"/.

Синекдоха (греч. synecdoche — соотнесение) — вид метонимии, представление целого по части или наоборот, части — по целому. /"зарабатывать на хлеб"; «задержан полицией"/.

Оксюморон (от греч. oxys — острый (остроумный) и moros — глупый, нелепый) — троп, возникающий когда в одном понятии объединяются противоположные или противоречащие понятия /"Смотри, ей весело грустить / Такой нарядно-обнаженной" (Ахматова)"/.

Плеоназм (греч. pleonazein — иметься в избытке) — троп, применяемый для актуализации какого-либо признака в понятии, в содержании которого этот признак уже имеется / «полный порядок, в самый последний раз"/.

Фигуры

Фигура — это отклонение от обычного способа выражения в целях создания эстетического эффекта.

Перечислим наиболее употребляемые фигуры.

Амфиболия (греч. amphibolia — двусмысленность) — игра на неоднозначности выражений. Амфиболия недопустима с точки зрения логики, но допустима с точки зрения паралогики. /"Казнить нельзя помиловать", «Моника Левински в интересном положении» — такое неоднозначное заглавие статьи может вдохновить читателя на прочтение статьи/.

Анафора — прием, когда несколько предложений начинают одним и тем же словом или группой слов /"Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить"/.

Антанакласис (греч. antanaklasis — отражение) — повтор фрагмента речи, с измененным значением.

Антитеза (греч. antithesis — противопоставление, противоположение) — прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков. «Мужественный пеняет на себя, малодушный — на обстоятельства»; «На голове густо, да в голове — пусто»; «Личиком гладок, да делами гадок"/. Классический пример антитезы в стихотворении А. Пушкина «Ты и я»:

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я как смерть и тощ, и бледен.

Не имея в век забот,

Ты живешь в огромном доме;

Я ж средь горя и хлопот

Провожу дни на соломе…

Вопросно-ответный ход — прием диалогизации монолога, когда оратор предугадывая вопросы, сам их ставит и, как правило, сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход делает слушателей собеседниками, вовлекает в поиск истины.

Гипербола (греч. hyperbole — избыток, преувеличение) — преувеличение, наименование меньшего через большим /"Я вам тысячу раз это уже повторял"/.

Градация-климакс, или просто климакс (греч. klimaks — лестница), представляет собой последовательное расширение значений следующих друг за другом понятий — либо самих по себе, либо в составе соответствующих синтаксических структур.

/"В заботе сладостно туманной

Не час, не день, не год уйдет…" (Е. Баратынский) /

Инверсия — фигура формального или семантического смещения хронологической или конструктивной последовательности действий, событий.

/"Роняет лес багряный свой убор

Сребрит мороз увянувшее поле …" (А. Пушкин) /

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, является хорошим средством привлечения внимания. /"Кому из нас не дорого здоровье близких людей"/.

/"Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар…" (М. Лермонтов) /

Сравнение — «Мы должны почитать государство как некое земнобожественное существо» (Гегель).

«Государю следует быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков» (Макиавелли).

Фигура умолчания, апосиопеза (греч. aposiopan — умолкший) — фигура, применяемая при этической невозможности и нежелании «назвать вещи своими именами». Умолчание может быть явным /"Они встречаются, а что уж между ними — это тайна"/ и неявным /""/.

7

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector