Тренинг переговорного общения

Профессиональная Этика и этикет

Материалы курса

 

 

Автор-составитель: ст. препод. каф. философии Л.Е. Зиновьева

 

 

I. Рабочая программа дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

подготовка специалистов, владеющих знаниями об этических принципах профессиональной деятельности, моральных основаниях и нормах взаимодействий в профессиональной сфере, о сущности и особенностях деловых коммуникаций и делового этикета, умеющих их использовать в практической профессиональной деятельности

Основными задачами курса являются:

— формирование представлений о системе основных понятий профессиональной этики, о теоретических основах этой науки,

— формирование представлений о принципах и требованиях к нравственной культуре в профессиональной сфере,

— изучение социально-психологических оснований профессиональной этики,

— знакомство с этическими требованиями и этикетными нормами основных видов деловых коммуникаций,

— изучение основных требований и правил делового этикета,

— укрепление общегуманистических и толерантных установок и нравственных принципов слушателей,

— формирование убеждений слушателей в безусловной значимости профессиональной этики как необходимого условия их профессиональной компетенции.

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Название разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе Сам. раб.
Лекции Семин.  
Раздел 1 Профессиональная этика как дисциплина
1. Предмет и категориальный аппарат этики.  
2. Профессиональная этика.  
Раздел 2 Этикаделовых отношений
3. Этические принципы и психологические основания деловых взаимоотношений.  
4. Этика служебных взаимоотношений.  
5. Этика деловых коммуникаций.  
Раздел 3 Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности
6. Этикет делового человека.  
7. Этикет деловых бесед и публичных выступлений.  
8. Культура одежды делового человека.  
9. Поведение в общественных местах.  
  ИТОГО

Содержание курса

Раздел 1. Профессиональная этика как дисциплина.

Тема 1. Предмет и категориальный аппарат этики.

Предмет и задачи этики как науки. Система этического знания: теоретическая и нормативная этика.

Мораль — предмет этики. Сущность морали. Специфика нравственных отношений и средств нравственной регуляции. Функции морали. Понятия добра и зла, долга и ответственности, чести и достоинства. Нормативные образцы личности.

Тема 2. Профессиональная этика.

Понятие профессиональной этики и деловой морали. Деловая мораль и рыночные отношения. Профессиональные нравственные ценности в системе нравственных ценностей современного общества.

Виды профессиональной этики. Основные принципы профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности.Профессиональный долг, профессиональная ответственность, профессиональная честь и достоинство. Этические требования к профессиональному поведению.

Кодексы профессиональной этики.

Раздел 2. Этика деловых отношений

Тема 3. Этические принципы и психологические основания деловых взаимоотношений.

Понятие и основные виды деловых отношений. Этические принципы деловых отношений. Психологические основания и их роль в построении деловых отношений. Психосоциотипология: различные классификации типов людей. Трансакционный анализв деловых взаимоотношениях.

Тема 4. Этика служебных взаимоотношений.

Типы взаимоотношений в коллективе. Взаимоотношения между коллегами. Неформальные и формальные отношения. Конкуренция внутри коллектива и карьерный рост.

Управленческая этика. Основные стили и методы управления. Отношения между руководителем и подчинёнными. Требования к современному руководителю.

Тема 5. Этика деловых коммуникаций

Виды, уровни и особенности деловых коммуникаций. Консультации. Собеседования. Переговоры.

Структура деловых коммуникаций. Вербальные и невербальные средства коммуникаций. Средства невербального общения: дистанция, поза, мимика, жесты, взгляд. Техника и этика ведения переговоров.

Раздел 3. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности.

Тема 6. Этикет делового человека.

Культура делового общения. Этикет общения по телефону. Этикет деловой переписки. Электронная переписка и «нетикет».

Визитная карточка и бизнес-подарки в деловой коммуникации.

Тема 7. Этикет деловых бесед и публичных выступлений.

Правила проведения презентаций, деловых бесед и публичных выступлений. Особенности публичного выступления и культура делового совещания. Культура деловой беседы и спора. Этикет проведения пресс-конференций.

Тема 8. Культура одежды делового человека.

Культура одежды делового человека. Внешний вид делового мужчины. Внешний вид деловой женщины. Составляющие имиджа. Имидж и «язык тела». Стиль делового человека. Создание профессионального имиджа специалиста.

Тема 9. Поведение в общественных местах.

Правила поведения в общественных местах. Общие правила этикета на работе, на улице, в общественном транспорте, в гостях. Правила поведения в театре, ресторане, на деловых приемах, дорожный этикет. Гостевой этикет. Поведение за столом.

Темы семинарских занятий

Семинар 1. Профессиональная этика.

Основные понятия:

Этика блага, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, деонтология. Профессиональный долг, профессиональная ответственность, профессиональная совесть, профессиональная честь и честность, профессиональное достоинство, профессионализм.

Уважение к закону и социальным институтам, нормам морали.

Этический кодекс.

Вопросы к теме:

1. Теоретические основания деловой этики. Утилитаризм и деонтология.

2. Нравственные основания профессиональной деятельности педагога.

3. Профессиональный аспект основных категорий этики.

4. Кодексы делового поведения: современный зарубежный и отечественный опыт. Этические кодексы в педагогической сфере.

Список литературы и источников

Источники:

Российский кодекс предпринимательской этики.

Хартия туризма (Кодекс туриста).

Глобальный этический кодекс туризма.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Любое издание.

Дополнительная литература

1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н.Ботавина – М.: Финансы и статистика. 2001.

2. Гурова, И.П. Этика международных деловых отношений / И.П. Гурова. – М. : Дело, 2004.

3. Де Джордж Р.Т. Деловая этика / Р.Т. Де Джордж. В 2-х т. Пер. с англ. – М.-СПб.: Прогресс. 2001.

4. Зарубина Н.Н. Бизнес в зеркале русской культуры / Н.Н.Зарубина – М.: Анкил, 2004.

5. Каверин С.Б. Мотивация труда / С.Б. Каверин – М. Изд-во института психологии РАН, 1998.

6. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В.А.Канке. – М.: Логос, 2003.

7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова – М.: ИНФРА-М,
2002.

8. Колбин Г.И., Фросина И.М. Социально-психологические процессы на предприятии сервиса / Г.И.Колбин, И.М. Фросина – М.: Изд-во института психологии РАН, 2004.

9. Корпоративная этика : учеб. пособие / сост. И.Н. Кузнецов. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.

10. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса : учебное пособие / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов ; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М. : Изд-во МГУ, 2004.

11. Поляков В.Г. Человек в мире управления / В.Г.Поляков – М.: Наука, 2001.

12. Спивак, В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. – СПб., 2001.

 

Семинар 2. Этика служебных взаимоотношений.

Основные понятия:

Стиль руководства. Авторитарный, либеральный, анархический стили.

Трансакционная (ролевая) теория. Эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок. Виды трансакций: дополнительные, перекрестные, скрытые

Вопросы к теме:

1.Трансакционный анализ в деловых взаимоотношениях.

2.Взаимоотношения «руководитель — подчиненный». Стили руководства.

3.Взаимоотношения «Коллега — коллега». Конкуренция внутри коллектива.

Практикум.

 

Дополнительная литература

1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Любое изд.

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н.Ботавина – М.: Финансы и статистика. 2001.

3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова – М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Колбин Г.И., Фросина И.М. Социально-психологические процессы на предприятии сервиса / Г.И.Колбин, И.М. Фросина – М.: Изд-во института психологии РАН, 2004.

5. Корпоративная этика : учеб. пособие / сост. И.Н. Кузнецов. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.

6. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие / Ф.А. Кузин, 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось–89, 2002.

7. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша Н.М. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В.Казаринова. – СПБ.:Питер, 2001

8. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми: Этикет делового человека / А.В.Опалев. М.: Дело, 2006.

9. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие / А.П.Панфилова – СПб.: Изд-во Знание; ИВЭСЭП, 2001.

10. Поваляева М. А. Психология и этика делового общения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.А.Поваляева . Ростов н/Д : Феникс, 2004.

11. Поляков В.Г. Человек в мире управления / В.Г.Поляков – М.: Наука, 2001.

12. Семенов А.К.. Маслова ЕЛ. Психология и этика менеджмента и бизне­са / А.К.Семенов, Е.Л. Маслова – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2000.

13. Спивак, В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. – СПб., 2001.

14. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания / В.Г. Федцов – М.: Аверс, 2006.

15. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов – Минск: Амалфея. 1997.

 

Семинар 3. Этика деловых коммуникаций.

 

Основные понятия:

Виды деловых коммуникаций. Консультации. Собеседования. Переговоры.

Средства коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Средства невербального общения: дистанция, поза, мимика, жесты, взгляд.

Вопросы к теме:

1. Виды деловых коммуникаций.

2. Средства коммуникаций.

3. Техника и этика ведения переговоров.

Тренинг переговорного общения

Дополнительная литература

1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Любое изд.

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н.Ботавина – М.: Финансы и статистика. 2001.

3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова – М.:ИНФРА-М, 2002.

4. Колбин Г.И., Фросина И.М. Социально-психологические процессы на предприятии сервиса / Г.И.Колбин, И.М. Фросина – М.: Изд-во института психологии РАН, 2004.

5. Кондратьев Э. В. Связи с общественностью: учеб. пособие / Э.В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов. М. : Акад. Проект, 2005.

6. Корпоративная этика : учеб. пособие / сост. И.Н. Кузнецов. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.

7. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие / Ф.А. Кузин, 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось–89, 2002.

8. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша Н.М. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В.Казаринова. – СПБ.:Питер, 2001

9. Мануйлов Г.М. Психологическое управление в рыночных условиях /Г.М.Мануйлов. М.: Изд-во РАН, 2002.

10. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми: Этикет делового человека / А.В.Опалев. М.: Дело, 2006.

11. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие / А.П.Панфилова – СПб.: Изд-во Знание; ИВЭСЭП, 2001.

12. Поваляева М. А. Психология и этика делового общения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.А.Поваляева . Ростов н/Д : Феникс, 2004.

13. Семенов А.К.. Маслова ЕЛ. Психология и этика менеджмента и бизне­са / А.К.Семенов, Е.Л. Маслова – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2000.

14. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания / В.Г. Федцов – М.: Аверс, 2006.

15. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов – Минск: Амалфея. 1997.

 

Семинар 4. Этикет делового человека.

Основные понятия:

Телефонный этикет, речевой этикет, обращения, эпистолярный этикет, «нетикет», формулы вежливости, визитная карточка, деловые подарки.

 

Вопросы к теме:

1. Стилистика деловой речи.

2. Ведение телефонных переговоров.

3. Жанры деловой переписки и оформление деловых писем.

4. Этикетные правила визитных карточек и бизнес-подарков.

Тренинг телефонных переговоров и деловых писем

 

 

Дополнительная литература

 

1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н.Ботавина – М.: Финансы и статистика. 2001.

2. Дедюлина М.А., Папченко Е.В. Этикет: Учебно-методическое пособие / М.А. Дедюлина, Е.В. Папченко – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.

3. Дускаева Л. Р. Стилистика официально-деловой речи: учеб. пособие для студентов учр. высш. проф. образования / Л.Р. Дускаева, О. В. Протопопова. М. : Академия, 2011.

4. Колбин Г.И., Фросина И.М. Социально-психологические процессы на предприятии сервиса / Г.И.Колбин, И.М. Фросина – М.: Изд-во института психологии РАН, 2004.

5. Колтунова М. В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: учеб. пособие для студентов вузов / М.В.Колтунова. М.: Экономическая шк., 2002.

6. Коробкова С.Н. Этика делового общения: текст лекций / С.Н.Коробкова , СПбГУАП, СПб, 2001.

7. Корпоративная этика : учеб. пособие / сост. И.Н. Кузнецов. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.

8. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие / Ф.А. Кузин, 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось–89, 2002.

9. Литвин А. Н. Деловой этикет / А.Н. Литвин. Ростов н/Д : Феникс, 2003.

10. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми: Этикет делового человека. – М.: Дело, 2006.

11. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие / А.П.Панфилова – СПб.: Изд-во Знание; ИВЭСЭП, 2001.

12. Поваляева М. А. Психология и этика делового общения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.А.Поваляева . Ростов н/Д : Феникс, 2004.

13. Семенов А.К.. Маслова ЕЛ. Психология и этика менеджмента и бизне­са / А.К.Семенов, Е.Л. Маслова – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2000.

14. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания / В.Г. Федцов – М.: Аверс, 2006.

15. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов – Минск: Амалфея. 1997.

 

Семинар 5. Этикет деловых бесед и публичных выступлений.

Основные понятия:

Имидж выступающего, правила представления, формы обращений, формы удержания внимания, наглядность, этикетные формы спора и возражений, пресс-релиз, итоговый документ.

 

Вопросы к теме:

1. Правила проведения презентаций.

2. Особенности публичного выступления и культура делового совещания.

3. Культура деловой беседы и спора.

4. Этикет проведения пресс-конференций.

 

Дополнительная литература

 

1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н.Ботавина – М.: Финансы и статистика. 2001.

2. Дедюлина М.А., Папченко Е.В. Этикет: Учебно-методическое пособие / М.А. Дедюлина, Е.В. Папченко – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.

3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова – М.: ИНФРА-М,
2002.

4. Колбин Г.И., Фросина И.М. Социально-психологические процессы на предприятии сервиса / Г.И.Колбин, И.М. Фросина – М.: Изд-во института психологии РАН, 2004.

5. Коробкова С.Н. Этика делового общения: текст лекций / С.Н.Коробкова , СПбГУАП, СПб, 2001.

6. Корпоративная этика : учеб. пособие / сост. И.Н. Кузнецов. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.

7. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие / Ф.А. Кузин, 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось–89, 2002.

8. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми: Этикет делового человека / А.В.Опалев. М.: Дело, 2006.

9. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие / А.П.Панфилова – СПб.: Изд-во Знание; ИВЭСЭП, 2001.

10. Поляков В.Г. Человек в мире управления / В.Г.Поляков – М.: Наука, 2001.

11. Спивак В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. – СПб., 2001.

12. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания / В.Г. Федцов – М.: Аверс, 2006.

13. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2006.

 

Семинар 6. Культура одежды делового человека.

Основные понятия:

Имидж, «язык тела», дресс-код, деловой стиль, аксессуары, имидж фирмы

Вопросы к теме:

1. Имидж и его составляющие.

2. Стиль делового человека. Деловая одежда.

3. Внешний вид делового мужчины.

4. Внешний вид деловой женщины.

 

Список литературы

Основная литература

Смирнов В.Г. Этика деловых отношений. Учебник для ВУЗов / В.Г. Смирнов – М.: Академия, 2008.

 

Дополнительная литература

1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека / И.Алехина. М.: Дело, 2001.

2. Гросс К.Дж., Стоун Дж. Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных женщин / К.Дж. Гросс, Дж.Стоун. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

3. Гросс К.Дж., Стоун Дж. Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных мужчин / К.Дж. Гросс, Дж.Стоун. М.: Изд-во Эксмо, 2007.

4. Корпоративная этика : учеб. пособие / сост. И.Н. Кузнецов. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.

5. Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика / Ф.А.Кузин. М.: Ось-89, 2002.

6. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения / А.С.Ковальчук. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

7. Найденская Н. Г., Трубецкова И. Библия стиля. Дресс-код успешного мужчины. М., Эксмо, 2014.

8. Найденская Н. Г., Трубецкова И. Библия стиля. Библия стиля. Дресс-код успешной женщины. М., Эксмо, 2013.

9. Почепцов Г. Г. Имиджелогия / Г.Г.Почепцов М.: Рефл-бук : Ваклер, 2006.

10. Семенов А.К.. Маслова ЕЛ. Психология и этика менеджмента и бизне­са / А.К.Семенов, Е.Л. Маслова – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2000.

11. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания / В.Г. Федцов – М.: Аверс, 2006.

12. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов – Минск: Амалфея. 2007.

13. Эйтвин Г. Имидж современной женщины / Г.Эйтвин, О.Бриза. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001.

14. Эйтвин Г. Имидж современного мужчины / Г.Эйтвин, О.Бриза. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001.

 

Семинар 7. Поведение в общественных местах.

Основные понятия:

Правила поведения, дорожный этикет, гостевой этикет, ресторанный этикет, правила поведения за столом.

 

Вопросы к теме:

1. Правила поведения на улице, в общественном транспорте.

2. Дорожный этикет.

3. Правила поведения в театре, концерте, ресторане.

4. Этикет за столом.

 

Список литературы

Основная литература

Смирнов В.Г. Этика деловых отношений. Учебник для ВУЗов / В.Г. Смирнов – М.: Академия, 2008.

Дополнительная литература

1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н.Ботавина – М.: Финансы и статистика. 2001.

2. Дедюлина М.А., Папченко Е.В. Этикет: Учебно-методическое пособие / М.А. Дедюлина, Е.В. Папченко – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.

3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова – М.: ИНФРА-М,
2002.

4. Колтунова М. В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: учеб. пособие для студентов вузов / М.В.Колтунова. М.: Экономическая шк., 2002.

5. Коробкова С.Н. Этика делового общения: текст лекций / С.Н.Коробкова , СПбГУАП, СПб, 2001.

6. Кузнецов, И.Н. Деловая этика и деловой этикет / И.Н. Кузнецов. – М. : Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.

7. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие / Ф.А. Кузин, 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось–89, 2002.

8. Литвин А. Н. Деловой этикет / А.Н. Литвин. Ростов н/Д : Феникс, 2003.

9. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми: Этикет делового человека. – М.: Дело, 2006.

10. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие / А.П.Панфилова – СПб.: Изд-во Знание; ИВЭСЭП, 2001.

11. Поваляева М. А. Психология и этика делового общения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.А.Поваляева . Ростов н/Д : Феникс, 2004.

12. Семенов А.К.. Маслова ЕЛ. Психология и этика менеджмента и бизне­са / А.К.Семенов, Е.Л. Маслова – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2000.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Смирнов В.Г. Этика деловых отношений

Литература

Основной учебник:

Смирнов В.Г. Этика деловых отношений. Учебник для ВУЗов. – М.: Академия, 2008.

 

Дополнительная литература

 

1. Белоусова Т. Легкость делового бытия: корпоративный имидж и бизнес-этикет / Т. Белоусова. – М. : АСТ ; СПб ; Астрель–СПб, 2006.

2. Гросс К.Дж., Стоун Дж. Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных мужчин / К.Дж. Гросс, Дж.Стоун. М.: Изд-во Эксмо, 2007.

3. Дускаева Л. Р. Стилистика официально-деловой речи: учеб. пособие для студентов учр. высш. проф. образования / Л.Р. Дускаева, О. В. Протопопова. М. : Академия, 2011.

4. Кузнецов, И.Н. Деловая этика и деловой этикет / И.Н. Кузнецов. – М. : Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.

5. Лихачева Л.С. История западноевропейского этикета: Учебное пособие / Л.С.Лихачева – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2006.

6. Опалев, А.В. Умение обращаться с людьми: Этикет делового человека / А.В. Опалев. – М. : Культура и спорт : ЮНИТИ, 2006.

7. Почепцов Г. Г. Имиджелогия / Г.Г.Почепцов – М.: Рефл-бук : Ваклер, 2006.

8. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания / В.Г. Федцов – М.: Аверс, 2006.

9. Шейнов, В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов. – Минск : Амалфея, 2007.

10. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2006.

11. Этика: учеб. для студ. вузов / Под ред. Гусейнова А.А. и Дубко Е.Л. – М.: Гардарики, 2007.

Информационное обеспечение дисциплины

Большое количество адресов электронных библиотек по гуманитарным наукам выложены на сайте Образовательного ресурсного центра кафедры этики философского факультета МГУ —

 

Хартия туризма и Кодекс туриста

http://www.keyb.ru/info/269

На этом же сайте есть и другая полезная информация:

http://www.keyb.ru/info/211

Глобальный этический кодекс туризма

http://tourlib.net/books_tourism/sakun_pr5.ht

 

В.П.Шейнов «Скрытое управление человеком».

 

По проблемам коммуникаций (в том числе, в Интернете) выступления и лекции Кронгауза М.А.:

http://magazines.russ.ru/znamia/2009/12/kr10.html

http://www.echo.msk.ru/guests/4995/

.

http://www.tvkultura.ru/news.html?cid=48&id=487408

 

Сайт, посвященный имиджу и дресс-коду

www.expertstyle.ru

 

Сайты, посвященные проблемам этикета

http://whoyougle.ru/services/etiquette — справочная информация по застольному этикету

http://www.etiket.ru/

http://www.etiquette.ru/

http://www.ethique.ru/charge.html

 

 

Материалы устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет и своеобразие этики как науки, основные задачи этики.

2. Происхождение морали, ее сущность и специфика.

3. Основные функции нравственности.

4. Роль нравственных отношений в жизни общества.

5. Профессиональная этика и профессиональная мораль.

6. Основные нравственные понятия и их роль в профессиональной этике.

7. Основные принципы профессиональной этики.

8. Профессионализм как нравственная черта.

9. Деловая мораль и рыночные отношения.

10. Этические кодексы и их роль в регулировании профессиональных отношений.

11. Закономерности межличностных отношений. Трансакционный анализ.

12. Этические нормы организации и этика руководителя.

13. Характеристика стилей и методов руководства.

14. Понятие и особенности делового общения.

15. Характеристика невербальных средств общения.

16. Этика партнерских отношений.

17. Роль пространственного размещения при построении партнерских отношений.

18. Понятие имиджа. Деловой имидж.

19. Внешний вид делового мужчины.

20. Внешний вид деловой женщины.

21. Правила поведения в общественных местах.

22. Культура письменной речи и административный речевой этикет. Нетикет: что это?

23. Культура делового письма. Классификация, виды деловых писем.

24. Основные требования и правила деловых телефонных переговоров.

25. Визитные карточки и деловые подарки. Правила оформления приглашений на официальные мероприятия.

26. Правила проведения презентаций, деловых бесед, публичных выступлений.

27. Формулы вежливости, правила споров и возражений, приемы, используемые для удержания внимания.

28. Этикет проведения пресс-конференций.

29. Правила поведения за столом. Сервировка стола.

30. Правила поведения в публичных местах.