Профессиональные компетенции. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями

университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки.

 

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.068 «Менеджмент», изучающих дисциплину «Организационный конфликтменеджмент».

Программа разработана в соответствии с:

· Оригинальным образовательным стандартом ГОБУ ВПО «Государственный университет — Высшая школа экономики» по менеджменту, уровень подготовки — магистр (2010 год);

· Концепцией магистерской программы «Управление человеческими ресурсами» (2012 г).

· Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.068 Менеджмент, утвержденным в 2013 году.

Данная программа разработана автором в соответствии с практическими требованиями деятельности менеджеров в управлении организационными конфликтами.

 

2. Цели учебной дисциплины «Организационный конфликтменеджмент»:

— раскрыть конструктивную сторону конфликтов, которые являются извечными спутниками социальных изменений и инноваций;

— формирование конфликтологической компетентности.

 

Главная задача: — Получить знания и навыки перевода деструктивных процессов в конструктивное русло и решать поставленные в конфликтах задачи.

 

Задачи — научить магистрантов:

• проводить диагностику и анализ конфликтов в организации, внедряющей инновации и инновационные проекты;

• критически оценивать различные теоретические модели разрешения и регулирования конфликтов в процессе реализации инновационных проектов в организации;

• освоить методы проектирования и прогнозирования конфликтов в организации и в своей жизни;

• освоить методы конструктивной коммуникации в конфликтах;

• освоить позиции медиатора, модератора, фасилитатора, переговорщика;

• сформировать стрессоустойчивые и конфликтоустойчивые качества в ситуациях высокой степени неопределенности и в конфликтах;

• сформировать навыки рефлексивного отношения к конфликту.

 

 

5 стр., 2258 слов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ ...

... занятости» ………………… 36 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТ- НЫХ ГРАЖДАН В ГУ « ... усиливается также несоответствием объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных ... обучение безработных означает предоставление возможности безработным освоить новую профессию, специальность, повысить квалификацию, необходимую ...

Профессиональные компетенции.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

• основные подходы к определению понятия « организационный конфликт», модели и типологии конфликтов;

• причины, условия формирования и протекания организационных конфликтов, их системные характеристики;

• основные методики диагностики организационных конфликтов;

• методы и технологии управления конфликтами в организациях.

• уметь:

• выделять различные типы организационных конфликтов, определять их причины и перспективы развития;

• выбирать адекватную методику диагностики конфликтной ситуации;

• определить наиболее эффективную в конкретной ситуации стратегию управления конфликтами;

• владеть:

• приемами диагностики организационных конфликтов;

• технологиями управления организационными конфликтами.

 

По итогам освоения темы студент будет обладать следующими общекультурными компетенциями:

• знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

• способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность.

Профессиональными компетенциями:

• знанием основных этапов эволюции управленческой мысли в области конфликтологии и конфликтменеджмента;

• владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций;

• способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций

• владеть современными технологиями управления персоналом.

 

 

Место дисциплины в образовательной программе

 

Настоящая дисциплина предлагается магистрантам по выбору.

 

 

Тематический план учебной дисциплины

 

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные часы Самостоятельная работа
Лекции Семинары и практические занятия
Первый модуль
Раздел 1. Организационный конфликтменеджмент: знаниевые установки и определение понятий.
1.1 Тема 1. Организационный конфликтменеджмент: объект, предмет и задачи.
1.2 Тема 2. Логическая и содержательная связь между организационным конфликтменеджментом и инновационным менеджментом.  
1.3 Тема 3. Инновационный конфликт: природа и основные элементы конфликта.  
1.4 Тема 4. Управленческий аспект профессиональной работы с инновационным конфликтом.  
Раздел 2. Конфликтологическая компетентность: профессиональный взгляд на конфликты.
2.1 Тема 1. Функции конфликтов в организации, внедряющей инновации.
2.2 Тема 2. Интервенция в конфликте: диагностика и исследование инновационного конфликта.  
2.3 Тема 3. Социальные ресурсы в конфликтах.  
2.4 Тема 4. Коммуникативные стратегии в конфликтах.  
2.5 Тема 5. Конфликтное взаимодействие и поведение.  
Второй модуль
Раздел 3. Стрессоустойчивость и конфликтоустойчивость конфликтменеджера.
3.1 Тема 1. Стрессоустойчивость в конфликте.
3.2 Тема 2. Психологический террор как причина конфликтов в организации.  
3.3 Тема 3. Трансформация психологических состояний в конфликтах: оскорбление, обида, унижение достоинства.  
Раздел 4. Организационная культура как духовный и нравственный ресурс организации.
4.1 Тема 1. Организационная культура организации, внедряющей инновации.
4.2 Тема 2. Организационная культура и конфликты.  
4.3 Тема 3. Организационная культура: критика и догма, слухи и сплетни, манипуляция и актуализация в конфликтах.  
4.4 Тема 4. Переговоры как технология согласования интересов.  
Итого

 

 

Формы контроля знаний студентов

Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на семинарских занятиях и оценку написания эссе. Оценка работы на семинарских занятиях осуществляется по 10 балльной шкале, в зависимости от степени участия студента в обсуждении вопросов семинара. Эссе представляет собой анализ студентами конкретной конфликтной ситуации. Эссе предполагает публичную защиту и оценивается по 10 балльной шкале.

Итоговый контроль – дифференцированный зачет. К зачету допускаются студенты, которые:

· посещали все занятия в соответствие с расписанием и вели запись лекционных материалов;

· активно принимали участие в семинарах;

· написали и публично защитили эссе о том, какими методами они провели диагностику реального конфликта в организации, какая технология была применена для регулирования конфликта, и какого результата она достигла, в процессе вмешательства в конфликты.

На зачете студенты должны продемонстрировать:

· знание содержания программы курса «Организационный конфликтменеджмент»;

· владение методами диагностики конфликта в процессе реализации инновационного проекта в организации;

· методы и технологии конструктивной коммуникации в конфликте;

· наличие навыков стрессоустойчивости и конфликтоустойчивости в ситуации высокой степени неопределенности.

Ответ на зачете оценивается по 10 балльной шкале.

Результирующая оценка итогового контроля складывается из оценки за работу на семинарских занятиях, написания эссе и оценки, полученной на зачете, как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:

Wсем. = 0,3; Wэссе = 0,3; Wз = 0,4

Оср.(окр.) = Осем. * Wсем.(0,3) + Оэссе * Wэссе(0,3) + Оз * Wз(0,4)

Контроль за обучением магистрантов осуществляется на форуме LMS , где каждый магистрант открывает свою тему и готовит материал для эссе.

 

Содержание программы

Раздел 1. Организационный конфликтменеджмент: знаниевые установки и определение понятий.

Тема 1. Организационный конфликтменеджмент: объект, предмет и задачи.

Какие аксиоматические утверждения положены в основание модели организационного конфликтменеджмента? Основные элементы информационно-коммуникативной модели организационного конфликтменеджмента. Объект, предмет и задачи организационного конфликтменеджмента. Что представляет собой организация, внедряющая инновации? В чем суть различия между «конфликт-менеджментом» и «организационным конфликтменеджментом»? Кто такой конфликтменеджер? Фактологическое обоснование тезиса о том, что инновации сопровождаются конфликтами, ситуацией неопределенности и рисками.

Тема 2. Логическая и содержательная связь между организационным конфликтменеджментом и инновационным менеджментом.

Что такое инновация? Основные характеристики и суть социальных инноваций. Модель инновационного менеджмента. Типы инноваций. Инновационные стратегии. Специфика инновационной деятельности.Что такое инновационный проект? Что представляет собой инновационная система? Инновационный потенциал организации. Инновационный климат. Что такое инновационный пуск? Что представляют собой инновационные трудности в процессе реализации инновации? Что представляет собой инновационное консультирование? Кто такой инноватор?

Тема 3. Инновационный конфликт: природа и основные элементы конфликта.

Что такое инновационный конфликт? Что важно знать о конфликте и конфликтной ситуации? Каковы основные элементы конфликта? Что не является конфликтом? Что общего между борьбой и конфликтом? Что представляют собой реалистические и нереалистические конфликты? Что такое конфликтный потенциал? Что такое конфликтоген? Что представляет собой диагностика конфликта и чем она отличается от исследования конфликта в организации? Что является противоположностью конфликта?

Тема 4. Управленческий аспект профессиональной работы с инновационным конфликтом.

Инновации в моделях «открытого» и «закрытого» общества и место конфликта в них. Феномен власти и феномен управления. Конфликтный потенциал управления как система с «обратной» связью.Основные причины ситуации неопределенности и риска в организации, внедряющей инновации. Что представляет собой конструктивная стратегия поведения в конфликте? Что представляет собой технологический подход к управлению конфликтами в организации? Что такое инновационная игра? Чем конфликт отличается от насилия и в чем различие между насилием и силой? Методические приемы актуализации субъективного и объективного конфликтного потенциала.

 

Раздел 2. Конфликтологическая компетентность: профессиональный взгляд на конфликты.

Тема 1. Функции конфликтов в организации, внедряющей инновации.

Теоретические подходы к конфликтам. Выбор теоретических моделей в практике управления. Конструктивные и деструктивные функции конфликта в организации. Причины конфликтов в организации. Что такое конфликтологическая компетентность? В чем заключается непрофессиональный взгляд на конфликты? В чем различие между регулированием и разрешением конфликта?

Тема 2. Интервенция в конфликт: диагностика и исследование инновационного конфликта.

Что такое интервенция в конфликт? Суть интервенции (вмешательства) в конфликты. По каким признакам можно распознать конфликт в организации? В чем различие между этапами развития конфликтной ситуации? Базовые элементы для самоанализа действий в конфликте. Методический инструментарий для самодиагностики в конфликтной ситуации. По каким параметрам можно определить, что конфликт разрешен? Какие есть альтернативные методы и подходы в работе с конфликтами? Кто может осуществлять интервенцию в конфликт?

Тема 3. Социальные ресурсы в конфликтах.

Специфика проявления конфликтов на разных уровнях. Что такое процесс «дооформления» конфликта? Критерии конструктивного развития конфликта. Теоретические модели выхода из конфликта. Социальные ресурсы в конфликтной ситуации. Виды ущерба, которые могут быть трансформированы в конфликте. Показатели деструктивных и конструктивных процессов в конфликте.

Тема 4. Коммуникативные стратегии в конфликтах.

Специфика конфликтного взаимодействия в коммуникации. Коммуникативные стратегии в конфликте. Коммуникации как источник конфликта. Коммуникации как процесс с обратной связью. Механизм искажения информации. Основные функции коммуникаций. «Барьеры» коммуникаций. Процесс принятия решений в условиях конфликтной ситуации (недостаток информации, ограниченность коммуникаций и пр.).

Установление каналов коммуникации в конфликте. Виды каналов коммуникации (прямые и непрямые каналы коммуникации, официальные и неофициальные каналы).

Проблема выбора каналов коммуникации. Диагностические схемы коммуникации в конфликте. Как коммуникация связана с конфликтностью человека? Какие речевые обороты способствуют созреванию скрытых конфликтов в коммуникации? Вопросы — конфликтогены. Типы коммуникативного поведения в конфликтах. Правила работы с информацией в конфликте.

Тема 5. Конфликтное взаимодействие и поведение.

Как определить, конфликтное поведение в деятельности — это норма или патология для организации? Коммуникативно-психологический аспект разрешения межличностного конфликта. Чего можно ожидать в конфликтном взаимодействии? Какие существуют способы разрешения межличностных конфликтов? Стратегические линии поведения в конфликте. Многоаспектность поведения в конфликте. Универсальные правила для улучшения взаимоотношений в конфликтном взаимодействии. Коммунальная стратегия поведения в конфликте. Как профессионально правильно взаимодействовать с неправильными действиями другого человека? Характеристика основных стилей поведения: конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество. Деструктивные поведенческие реакции групповом конфликтном взаимодействии. Стратегические стили лидерства в конфликте. Надо ли привлекать внешнего консультанта для проведения диагностики конфликта в организации?

 

Раздел 4. Организационная культура как духовный и нравственный ресурс организации

Тема 1. Организационная культура организации, внедряющей инновации.

Что такое организационная культура? Организационная культура и отношение к конфликтам в организации. Каковы основные факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности в организации? Конкурентные преимущества организации. Современный «дух» организации, внедряющей инновацию. Основные противоречия между инновационными и традиционными бизнес-процессами.

Тема 2. Организационная культура и конфликты.

По каким признакам можно обнаружить, что в организации создается почва для деструктивных и коммунальных конфликтов? По каким параметрам можно определить, готова ли организация к инновациям? Что представляет собой процесс институализации конфликта в организации? Различия между инновационным и традиционным процессами в организации. Идеальные характеристики инновационнно-ориентированного и традиционного менеджера. Какой конфликт способствует сплочению группы? Какие роли в группе провоцируют коммунальный конфликт? Прогнозирование, проектирование, программирование и планирование конфликта в организации, внедряющей инновационные проекты.

Тема 3. Организационная культура: критика и догма, слухи и сплетни, манипуляция и актуализация в конфликтах.

Что такое слух и сплетни? Что представляют собой манипуляции? Психологические манипуляции, иерархические и организационно-процедурные манипуляции. Лесть, как причина коммуникативной патологии в организации. Что делать со слухами, сплетнями и интригами в организации? Функция критики и роль догмы в процессе реализации инновации в организации. Принципы конструктивной критики в конфликте. Этические требования к демократической критике и демократическому стилю управления.

Тема 4. Переговоры как технология согласования интересов.

Технологоический и этический аспекты переговоров. Структура и функции переговоров. Переговорные стратегии, тактические приемы на переговорах. Стили ведения переговоров. Личностный стиль переговоров. Переговоры в условиях неравенства сил. Конфликт в процессе переговоров. Принятие решений в переговорах.

 

8. Образовательные технологии на курсе «Организационный конфликтменеджмент»

Курс построен на принципах деятельностного подхода, практической целенаправленности и рефлексивности. Принципы практической целенаправленности курса:

• Не абстрактное познание, а освоение и овладение.

• Прожективность — не знание и описание, а проект и предписание.

• Критерием истины является НЕ истинность, как соответствие описания объекту, а реализуемость, как соответствие объекта проекту или действия предписанию.

Эти принципы не исключают исследования, а включают их в процесс коммуникации, принятия управленческих решений и формирование личной и профессиональной ответственности.

Специфика обучения заключается в сочетании «offline» и «online» компонентов в учебном курсе. При наличии двух пространств, появляется переводить/трансформировать сложный для восприятия материал из «offline» в «online» пространство (тексты, понятия, термины, схемы), становится видима разрыв между теоретическими знаниями и их усвоением в контексте практики. И именно этот разрыв требует оформления материала в картографировании, в схемах, рисунках, графиках текстах от разных позиций/функций/ролей (медиатор, модератор, критик, проблематизатор, аналитик, эксперт, навигатор), которые могут проигрываться магистрантами в процессе занятий.

Магистранты получают дополнительное средство для содержательно-предметной и эмоционально-рациональной связи с преподавателем;

• обретение опыта и навыка в поисках информации и работы с ней в рамках эссе;

• создание авторского продукта (презентация, реферат, доклад, банк данных и пр.);

• опыт конструирования «конфликта», как идеального объекта;

• демонстрация практического освоения содержания курса.

Сочетание «offline» и «online» режимов позволяет также создавать гипертексты за счет графиков, схем, текстов, дискуссий, диалога, видеофильмов, работы с текстами, потребность в которых сформировалась в «offline» коммуникации и частично реализуется в «online» от одного занятия к другому. По идее — в процессе формирования новых связей между разными элементами конфликтной реальности, между фактами и знаниями, в процессе рефлексии позиций, различений, самоопределения — конструируется идеальный объект под названием «конфликт». В арсенале методов образовательной технологии курса:

• разбор и анализ ситуаций;

• игры;

• имитации;

• проектный подход

Суть методов — выделение из практической деятельности типовых ситуаций. Обучающиеся анализируют эти ситуации, а затем предлагают свои решения и формулируют сценарии развития событий. При этом, у магистрантов формируются профессиональное мышление и способность принимать решения в ряде типовых конфликтных ситуаций.

Проектируя развитие конфликтных ситуации, анализируя данные, магистрант получает возможность освоить методы даигностики, картографирования конфликта, конфликт ологической эксперптизы проекта. Групповая форма организации учебного проекта вынуждает участников организовывать совместную деятельность и налаживать рабочие коммуникации, то есть учиться действовать в команде. Обучение на базе проектного подхода наиболее эффективно при подготовке менеджеров, которым предстоит в будущем обеспечить процесс реформирования и развития бизнеса.

Главное — после обучения менеджеры должны получить то, что сразу же можно применить в деятельности!

В этом и есть суть образовательных технологий! Менеджеры должны научиться:

• Исследовать, изучать (позиция исследователя).

• Объяснять, логично излагать (позиция публичного оратора).

• Понимать (позиция медиатора, фасилитатора, переговорщика).

• Изменять — (позиция рефлексивного менеджера).

• Активно жить в обществе.

Образовательные технологии на курсе «Организаионный конфликтменеджмент» способстуют созданию избыточной образовательной среды, что соответствует требованиям стандарта третьего поколения и индивидуальному образовательному маршруту, личностно-ориентированному от знаний к компетенностям.

Литература по образовательным технологиям:

Анисимов О.С. «Развивающие игры. Игротехника. Методология. – М, Т.1. 2006 г.

Бельчиков Я.М, М.М.Бирштейн. Деловые игры. – Рига,1989.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. М., Прогресс, 1988.

Верхоглазенко В.Н. Материалы семинара «Развитие социальной молодежной инициативы в регионе на основе самоуправления» 28 июня – 3 июля 2001 года/. Сыктывкар, 2001.

Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: Московская академия развития образования, 1996.

Дубровский В.Я. Введение в системодеятельностный подход. .

Дудченко В. С. Инновационная игра как метод исследования и развития организации. — Сб. Активные методы обучения при повышении квалификации руководящих работников и специалистов Миннефтехнмпрома. Отраслевая научно-методическая конференция. Ярославль. ИПКНефтехим. 1982.

Цой Л.Н. Образовательные технологии разрешения конфликтов в контексте диалога культур.//Диалог культур в условиях глобализации:Х1 Международные Лихачевские научные чтения, 12-13 мая 2011 г. Т.1: Доклады. – СПбГУП, 2011. – 592. (С.444-446)

Цой Л.Н. Современные образовательные технологии в обучении HR-менеджеров: путь к конфликтологиической компетенции» // Журнал «Кадровик» №3, 2012, с.154-160.

 

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации

 

Тематика заданий текущего контроля

Эссе выполняется по теме «Организационный конфликтменеджмент». В эссе каждый магистр рассматривает лично свою конфликтную ситуацию, какими методами они провели диагностику реального конфликта в организации, какая технология была применена для регулирования конфликта, и какого результата она достигла, в процессе вмешательства в конфликты.

Основные требования: эссе должно продемонстрировать умение студентами применять полученные теоретические и практические знания при анализе реального конфликта. Работа должна быть представлена в печатном виде, объемом 6-7 страниц.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1. Различные подходы к типологии конфликтов.

2. Внутриличностный конфликт. Общая характеристика.

3. Межличностный конфликт. Общая характеристика.

4. Конфликт в малых социальных группах.

5. Конфликты с нулевой и ненулевой суммой.

6. Феномены восприятия в условиях конфликта.

7. Феномены, связанные с принятием решения в кризисной ситуации.

8. Эскалация конфликта. Основные закономерности. Модели эскалации конфликта.

9. «Мертвая точка» и деэскалация конфликта. Переход к переговорам. Понятия переговорного пространства, «наилучшей альтернативы обсуждаемому соглашению».

10. Функции третьей стороны в конфликте. Основные задачи посредника.

11. Различные типы посредников.

12. Фактор нейтральности и беспристрастности посредника.

13. Подготовка к переговорам: проблемы и задачи.

14. Национальный стиль ведения переговоров. Описания американского, французского, российского и других стилей ведения переговоров.

15. Личностный стиль ведения переговоров.

16. Структура переговорного процесса.

17. Проблемы прогнозирования и предотвращения конфликтов.

18. Информационное противоборство в конфликте. «Психологическая война».

19. Методы и формы психологического воздействия на соперника в условиях конфликта.

20. Связи с общественностью в условиях конфликта.

21. Управление кризисными ситуациями как одна из функций специалиста по связям с общественностью.

22. Особенности медиапланирования в условиях конфликта.

23. Проблемы этики поведения специалиста конфликтменеджера в условиях конфликта.

 

 

Учебное и информационное обеспечение дисциплины

Инфраструктура и технические средства обучения инновационной образовательной технологии включают: информационную, технологическую, организационную, коммуникационную компоненту.

Базовые учебники

Адизес И. Как преодолеть кризис менеджмента. — СПб. : Стокгольмская школа экономики в Санкт Петербурге, 2006. Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. — М., 2005.

Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. — СПб., 2005.

Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. ХХ век. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М., 1999.

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. — СПб., 2006.

Афонин И. В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. — М. : Гардарики, 2005.

Бергсон А. Два источника морали и религии / Пер. с фр., послесловие и примечания А. Б. Гофмана. — М. : Канон, 1994.

Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы. — М., 1991.

Бойко В. В., Ковалев А. Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения // Психологический журнал. — Т. 4, № 3, 1983.

Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций. — М., 2001.

Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. — Новосибирск, 1989.

Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова / Карстен Бредемайер; Пер. с нем. — 3-е изд. — М. : Альбина Бизнес Букс, 2006.

Вагин И. Психология зла: практика решения конфликтов. – СПб.: Питер, 2001.

Волков Е. Н. Конфликт и психология как практическая наука: некоторые аспекты теоретико-практической целостности // Социальная мобильность и социальный конфликт. — М. — Н. Новгород, Институт социологии РАН, 1996. С. 87-95.

Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004.

Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта / Пер.с нем. — Калуга : Духовное познание, 2002.

Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Калуга, 2000.

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: Аст: Аст Москва: Хранитель, 2008.

Гришина Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. — СПб. : Сова, 1993.

Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2005.

Громов Н. Н., Реут Д. В. Конфликт-консалтинг // Кентавр, 1998. — № 20.

Гилинский Я.И. Социальное насилие: Монография / Я.И. Гилинский. – ООО Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2013. СПб.

Даниленко О. А. Социологическое измерение конфликта. — Харьков., 2003.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования, 1994. — № 5.

Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. — М., 2002.

Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. Введение в общую теорию конфликтов. — М. : РАН, 1993.

Доценко Е. Л. Не будь попугаем, или Как защититься от психологического нападения. — Тюмень : ИПК ПК, 1994.

Доценко Е. Л. Психология манипуляции. — СПб. : Речь, 2004.

Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // ОНС (Общественные науки и современность), М. : Наука, 1996. — № 3.

Друкер П. Ф. Инновации и предпринимательство. — М., 1992.

Дудченко В. С. Инновационные игры: методология, теория, практика. — Таллинн : Валгус, 1989; Программа инновационной игры. — Таллинн : Валгус, 1989.

Дудченко В. С. Абсолютный консультант, или секреты успешного консультирования. — М. : Кватро-Принт, 2004.

Дудченко В. С. Онтосинтез конфликта // Социологические исследования, 1996. — № 10.

Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. — М. : Ин-т социологии РАН, 1996.

Дудченко В. С. Теоретико-методологические проблемы управления будущим // Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии// Материалы Всероссийской конференции, приуроченной к 75-летию со дня рождения Т. М. Дридзе. Москва, 5–6 октября 2005 г. / Редколлегия: А. В.Тихонов (отв. ред.) и др. — М. : ИС РАН, 2006.

Дудченко В.С. Саморазвитие. М.: «Кватро-Принт», 2007.

Зайцев А. К. Социально-трудовой конфликт — это норма // Социологические исследования, 1993. — № 8. — С. 21–23.

Зайцев А. К. Социальный конфликт. — М.: Академия, 2001.

Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликта. — М. : Экономика, 1990.

Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал, 1994. — № 2.

Зиновьев А. Логическая социология. — М. : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.

Знаков В. В. Психология понимания правды. — СПб. : Алетейя,1999.

Инновационный менеджмент / Под ред. С. Д. Ильенковой. — М. : Банки и биржи; ИЮНИТИ, 2001.

Ионин Л. Г. Слово и дело критики: Социал. -филос. и публицист. исследование. — М. : Политиздат, 1989.

Как стать еретиком. / Сост. А. Б. Селюцкий. — Петрозаводск : Карелия, 1991.

Кант И. Критика практического разума. — СПб. : Наука, 1995.

Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. — М., 1998.

Китайская военная стратегия. / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. — М. : ООО «Издательство АСТ», 2004.

Ковалев Г. Д. Основы инновационного менеджмента. — М. : ЮНИТИ, 1999.

Козер Л. Основы конфликтологии. — СПб., 2001.

Козер Л. Функции социального конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. — М. : Наука, 1991.

Козлов В. В., Козлова А. А. Управление конфликтом. — М., 2005.

Комалова Л. Р. Конфликтологическая компетентность как профессиональный принцип конструктивной коммуникации в конфликте // Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии. Материалы Всероссийской конференции, приуроченной к 75-летию со дня рождения Т. М. Дридзе. Москва, 5–6 октября 2005 г. / Редколлегия А. В.Тихонов (отв. ред.) и др. — М. : ИС РАН, 2006.

Кононенко А. Ф., Халезов А. Д., Чумаков В. В. Принятие решений в условиях неопределенности. — М. : ВЦ АН СССР, 1991.

Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый (психология общения): практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. – Луганск: Глобус, 1999.

Коузер Л. А. Основы конфликтологии. — СПб. : Светлячок, 1999.

Крам Т. Ф.Управление энергией конфликта / Пер. с англ. М. : Рефл-бук, ООО Издательство АСТ», 2001.

Красовский Ю. Д. Сценарии организационного консультирования. — М. : Типография «Новости», 2000.

Лапин Н. И. Антропосоциетальный подход к управлению // Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии. Материалы Всероссийской конференции, приуроченной к 75-летию со дня рождения Т. М. Дридзе. Москва, 5–6 октября 2005 г. / Редколлегия А. В.Тихонов (отв. ред.) и др. — М. : ИС РАН, 2006.

Левин К.Разрешениесоциальных конфликтов. — СПб., 2000.

Левицкий С. А. Трагедия свободы / Составление, послесловие и комментарии В. В. Сапова. — М. : Канон, 1995.

Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. — М., 1973.

Лефевр В.А. Алгебра конфликта .

Лоренц К. Агрессия. — М. : Прогресс, 1994.

Лурия Г. Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека.– М.: Когито-Центр, 2002

Льюис Д.Стресс-менеджер / Пер. с англ. Серия «Технология управления и менеджмента». — М. : Рефл-бук, ООО «Издательство АСТ», 2001.

Маккарти М. П., Флинн Т. П. Риск: управление риском на уровне топ-менеджеров и советов директоров / М. П. Маккарти, Т. П. Флинн; пер. с англ. — М. : Альбина Бизнес Букс, 2005 г.

Мамонтов С. Ю. Страх. Практика преодоления. — СПб., 2002.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Пер. с англ. — М. : ИНФРА-М, 1996.

Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1992.

Мильнер Б. З. Теория организации. — М. : ИНФРА-М, 2002.

Минделл А. Разрешение конфликтов. — М., 1993.

Никаноров С. П., Кучкаров З. А., Коваль А. Г., Костюк А. В. Задача управления конфликтами в социальных системах // Проблемы и решения. — М. : Концепт, 1995. — № 3.

Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. — М. : Мир, 1979.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М. : Фонд экономической книги «Начала», 1997.

Онтосинтез социальной реальности. Труды методологического семинара // Под ред. В. С. Дудченко. — М. : ИКАР, 1998.

Пашкова М. Е., Цой Л. Н. Опыт взаимодействия психологических методов и социологических подходов в учебном процессе. Реальные разногласия, пути их преодоления, дальнейшие перспективы совместной работы // В контексте конфликтологии. — М. : Институт социологии РАН, 1997. — № 1.

Перлани И. Нововведения в организациях. — М., 1980.

Пископпель А. А. Теория конфликта и оргконфликтный подход // Кентавр, № 38 — май 2006.

Пископпель А. А. Концептуальные предпосылки организационно-деятельностной модели социального конфликта // Вопросы психологии, 2002. — № 6.

Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1, Т.2. Пер. с англ., под ред. В. Н. Садовского — М. : Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

Пригожин А. И. Анатомия организационного конфликта // Организация: системы и люди. — М., 1983.

Пригожин А. И. Границы управляемости организационными системами // Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии. Материалы Всероссийской конференции, приуроченной к 75-летию со дня рождения Т. М. Дридзе. Москва, 5–6 октября 2005 г. / Редколлегия: А. В.Тихонов (отв. ред.) и др. — М. : ИС РАН, 2006.

Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики).

— М. : Политиздат, 1989.

Пригожин А. И. Социология организаций. — М., 1980.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М. : Прогресс, 1986.

Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. Под ред. Дридзе Т. М. — М. : Наука, 1994.

Работа с конфликтом: навыки и стратегии практической работы с конфликтом. — Напечатано и переплетено в Соединенном Королевстве компанией Bookcraft, Midsomer, Norton, Bath, UK, 2001.

Разрешение конфликтов. Пособие по обучению методам анализа и разрешения конфликтов. — М. : Международная тревога, 1999.

Регнет Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления / Пер. с нем. — Харьков . : Институт прикладной психологии «Гуманитарный Центр», 2005.

Реут Д. В., Карулин А. А. Российский миф бесконфликтности. Экстремальные ситуации, конфликты, согласие. Материалы пятой научно-практической конференции, 11 декабря 2003. — Академия управления МВД России, Институт социологии РАН.

Реут Д. В., Черкашина О. А., Аванесов В. Г., Николаева Е. В. От организационной культуры к корпоративной через декомпозицию многоуровневых конфликтов / Мир психологии, 2005. — № 2 (апрель—июнь).

Решетникова К.В. Конфликты в системе управления. М.: Юнити-Дана, 2012.

Решетникова К.В. Организационная конфликтология. М.: ИНФРА-М, 2009.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. — М. : Медиум, 1995.

Санто Б. Инновация как средство экономического развития: пер. с венг. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. В. Сазонова. — М. : Прогресс, 1990.

Светлов В. А. Аналитика конфликта: Учебное пособие. — СПб. : Росток, 2001.

Светлов В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. — СПб., 2005.

Светлов В. А. Практическая логика: Учебное пособие / Изд. 3-е, испр. и доп. — СПб. : Росток, 2003.

Светлов В. А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. — СПб., 2003.

Сергеев С. С. Деятельностный подход к конфликту // Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии. Материалы Всероссийской конференции, приуроченной к 75-летию со дня рождения Т. М. Дридзе. Москва, 5–6 октября 2005 г. / Редколлегия: А. В. Тихонов (отв. ред.) и др. — М. : ИС РАН, 2006.

Смирнов С. А. Человек перехода: Сборник научных трудов. — Новосибирск : НГУЭУ, 2005.

Скотт Д. Способы разрешения конфликтов. – Киев: Изд-во общества Верзилин, ЛТД, 1991.

Способы регулирования конфликтов и стрессов // Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Экономика и психология бизнеса. – Дубна: Феникс+, 2001.

Социальные конфликты в современной России. — М., 1999.

США: управление наукой и нововведениями / Под ред. М. М. Иванова, С. Р. Колупаевой, Г. Б. Кочеткова. — М. : Наука, 1990.

Управление инновациями / Под ред. Ю. В. Шленова. — Ч. 1 Основы организации инновационных процессов. — М., 2003.

Управление Человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / Под ред. В. В. Щербины. — М. : Независимый институт гражданского общества, 2004.

Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи (1806) // Соч. в 2 т. — СПб. : Мифрил, 1993.

Хасан Б. И. Парадоксы конфликтофобии // Философская и социологическая мысль, 1990. — № 6.

Хасан Б. И.Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск : РИЦ Красноярского гос. ун-та, 1996.

Хасан Б. И. Продуктивный конфликт как механизм развития личности: Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. — Красноярск, 1996. (На правах рукописи).

Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. — СПб.: Питер, 2003. — 250 с.: ил.

Хасан Б. И. Профилактика несвободы / Хасан Б.И., Дюндик Н.Н., Федоренко Е.Ю., Кухаренко И.А., Привалихина Т.И… — М.:Изд-во «Бонфи», 2003. — 358 с.

Хасан Б. И. Психология конфликта и переговоры. Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Хасан Б. И. Мир без конфронтации или Да здравствует конфликт! Монография. — М.: Бонфи, 2001

Цой Л. Н. Практическая конфликтология. Книга первая. — М. : Изд-во ООО ИЦП «Глобус», 2001.

Цой Л.Н. «Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов 111 ответов». — М.:Книжный мир, 2007.

Цой Л.Н. Конфликтологические идеи в пространстве оргдеятельностных игр.

Чумиков А. Н. Управление конфликтами. — М., 1995.

Шайхутдинов Р. Охота на власть. — М. : Россельхозакадемия, 2005.

Шаленко В. Н. Конфликты в трудовых коллективах. — М. : Изд-во МГУ, 1992.

Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ., под ред. В. А. Спивака. — СПб. : Питер, 2002.

Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. — Минск : Амалфея, 1996.

Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности. — Алма-Ата, 1974.

Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) // Из архива Г. П. Щедровицкого. Т.9 (1).

— М., 2004.

Щербина В. В. Социальные теории организации: Словарь. — М. : ИНФРА, 2000.

Ядов В. А. Сценарии развития будущего России. Интервью брал Борис Докторов // http://club.fom.ru/article.php?id=14.

Яковец Ю. В. Эпохальные инновации ХХI века. — М. : Экономика, 2004.

Яковец Ю. В., Кузык Б. Н. Стратегия инновационно-технологического прорыва. — М. : МФК, 2003.

Янсен Ф.Эпоха инноваций. — М., 2002.

10.1 Дистанционная поддержка авторского курса «Организационный конфликтменеджмент»

Все материалы курса, объявления, форум, текущие оценки и другие материалы, включая «Методику формирования оценки за программную реализацию задачи», размещаются на портале LMS (информационной образовательной среды НИУ ВШЭ, .

Дополнительные материалы и проекты доступны магистрантам в библиотеке сайта Московской школы конфликтологии http://conflictmanagement.ru/biblioteka

 

Автор программы: ______________________ Цой Л.Н.

 

30 января 2014 года.

Москва