1. Механизмы распространения инноваций

8

Лекция 3

Инновация — не просто создание различного рода новшеств, но и их внедрение, порождающее существенные изменения в со­циальной жизни и практике. Отношение и на производстве, и в обществе к инновациям может быть разным, но в основе своей оно двухполюсное. Как правило, инновация встречает поддерж­ку одной части населения и яростное неприятие другой.

Это связано с тем, что основной особенностью инновации явля­ется то, что инновация есть всегда разрыв с существующей тради­цией. Инновацию можно считать своего рода культурной девиа­цией, положительное значение которой состоит в том, что она стимулирует отторжение старого, мобилизацию современного и экспансию нового. Если рассматривать процесс появления и рас­пространения инноваций, то можно заметить, что инновация все­гда начинается с проявления творчества, оригинальности, а, сле­довательно, отхода от существующих общепринятых традиций.

В свою очередь, такими способностями обладают не все члены общества, атак называемое «творческое меньшинство». Большая, консервативная (а зачастую и агрессивная) часть общества с по­мощью различных средств подавления, жесткого социального контроля, цензуры, всяческих запретов, законодательной обструк­ции стремится не допустить осознания или начального принятия инноваций более широким социальным сообществом. В зависимости от культурных механизмов, так называемых культурных селекторов, препятствующих принятию и распространению инно­ваций или наоборот способствующих этому, инновация может быть отвергнута, а может получить широкое общественное признание. Например, мусульманство в ряде восточных и африканских стран было принято, так как многоженство, разрешенное в исламе, было частью культуры местных жителей. В то же время католическая религия в России была отвергнута. В случае принятии инновации начинается фаза ее распространения. Здесь можно наблюдать не­сколько вариантов дальнейшего развития или, наоборот, регресса инновации:

  • может произойти так называемая «компенсация», когда начальные инновационные изменения вызывают отрицательные обратные связи, которые стремятся уменьшить значение инно­ваций, а то и вовсе уничтожить их средствами контрреформы;
  • может произойти и «чрезмерная компенсация», когда сопро­тивление внедряемой инновации столь велико, что компенса­торный механизм реагирует слишком сильно и как бы «пере­полняется», т. е. не только сохраняет существующее положе­ние вещей, но и окончательно изменяет данную структуру в направлении, противоположном тому, что предполагалось инноваторами. Этот ответный удар именуется «эффектом буме­ранга» ;
  • изменения, вызванные внедрением инновации, могут ограни­читься заданной локальной областью (производства, науки, тех­ники и т. д.) без каких-либо последствий для других сфер об­щественной жизнедеятельности;
  • встречаются ситуации, когда начальные инновации в какой-то области ведут к случайным трансформациям ограниченного количества компонентов в смежных социальных подсистемах, это придает существующему социальному пространству хаоти­ческий характер;
  • происходят некоторые модификации в раз­личных его фрагментах, но, в конечном счете, оно сохраняется в прежнем виде;
  • наконец, наиболее важный вариант развития инновации зак­лючается в системном усилении изменений благодаря действию положительных обратных связей.

    11 стр., 5251 слов

    Педагогические инновации и тенденции развития современного образовательного учреждения

    Министерство образования и науки Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Нижнетагильский социально-педагогический институт Педагогические инновации и тенденции развития современного образовательного учреждения Выполнил: Мустафин Альберт Маратович, магистрант I курса ФЕМИ 211 МЕНО Руководитель: Уткин Алексей Валерьевич, д.б.н., профессор кафедры ...

    Здесь начальные инноваци­онные изменения влекут за собой цепь последовательных сдви­гов в других компонентах уже метасистемы и без непосред­ственного участия инициаторов нововведения вплоть до пол­ной ее трансформации. Это часто случается в сфере техноло­гии: например, с изобретением автомобиля, аэроплана, кон­вейерного производства, компьютера радикально изменяется сам образ жизни миллионов людей.

В целом, процесс проникновения инноваций в жизнь общества имеет характер диффузии — распространения инновационных черт и образцов поведения от группы к группе как внутри данного общества, так и за счет контакта различных обществ. Такова, к примеру, судьба проникновения относительно новых для европей­цев продуктов питания (картофель, кофе, некоторые фрукты).

Инновацию можно рассматривать не только как результат, но и как процесс взаимодействия культур. Это может быть истори­ческое взаимодействие, так как инновация — это рождение и вне­дрение нового в рамках существующей культуры, хотя и выводя­щее ее на новый уровень, за существующие пределы, открываю­щее путь к новой культуре. Но это и процесс взаимовлияния раз­личных культур в одном временном пространстве. В обоих случа­ях это процесс сложный, противоречивый, и инновации могут не совмещаться, не совпадать с принимающей их культурой.

6 стр., 2559 слов

6.1.Сущность и принципы инноваций

Инновация – это вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии: - новая техника или технология, являющаяся результатом достижения НТП; - выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей и претворение их в жизнь. Основной признак инновации – потребительская новизна. Рыночная потребность – разработка и внедрение – изменение структуры – рыночная ...

Если инновации вносят новые культурные образцы, не суще­ствующие в реальной культуре, то возможны следующие пути развития:

1) инновации присоединяются к существующим культурным образцам, обогащая культуру. Это вариант бесконфликтного при­нятия социальных инноваций. Новое входит в общество без отка­за от старых культурных образцов. Общество медленно, эволюционно развивает новые образцы, сравнивая их со старыми, при­вычными. Только по прошествии достаточно длительного време­ни люди отказываются от старых, отживших форм и полностью принимают новые, ставшие привычными. Это — эволюционный тип социальной адаптации культурных образцов. Например, мы хорошо воспринимаем новые виды спорта, пришедшие к нам с Запада (например, дельтапланеризм) или музыкальные иннова­ции (американский джаз, тяжелый рок и др.).

  1. отдельные инновации способны только вытеснять культур­ные образцы, замещать их, а не просто присоединяться к ним.Это креативный тип адаптации инноваций. Например, рыночные отношения (как социокультурный феномен) в современной Рос­сии не могут просто присоединиться к имевшим место планово-государственным отношениям, они должны их вытеснить и за­нять это место.
  2. инновации могут быть не совместимы с существующей культурой, вступать в конфликт с существующими культурными об­разцами. Тогда инновация отвергается обществом или социаль­ной группой. Например, рабочую модель паровой турбины изоб­рел Герон Александрийский в 62 году н. э. Но это новшество не имело успеха в культуре, располагавшей практически неограни­ченными ресурсами рабского труда и не испытывавшей нужды в механической энергии. Конфликтом с существующими в обще­ствах образцами объясняется, почему ислам в некоторых частях Азии и Африки получил большее распространение, чем христи­анство. Христиане отрицательно относились к многоженству, а это была часть культуры живших там людей. Ислам же разреша­ет многоженство.
  3. возможен вариант, когда инновация принимается, несмотря на конфликт с существующей культурой.

    16 стр., 7663 слов

    Конфликты в туристических организациях

    ... групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты. Например, между ру­ководством и ... ценностях, образовании, стаже работы, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества ... целью преднамеренного дальнейшего наказания сотрудника. 2.2 Конфликтность инновации Оригинальные, по-новому сформулированные мысли именно потому новы, ...

    Конфликт вызывает протесты, делает адаптацию неустойчивой.

  4. инновация принимается и происходит скрытая адаптация нового образца, не осознаваемая людьми. Хотя ее принятие сопровождается конфликтами и конфликт порождает новые про­блемы, социальные напряжения в обществе, но они непосредствен­но не направлены против данной социальной инновации. Конфликт в этой ситуации имеет двойственную природу — цивилизационную и культурную. Например, внедрение идеологии класси­ческого либерализма, построенного на отношениях частной собственности, в нашей стране связано с фундаментальными изменениями привычных образцов социальных отношений, порождает материальные и моральные издержки.

В связи со сказанным возникает проблема социокультурного эффекта инноваций. В социологии различают три вида социальных эффектов инноваций (В. Огбер):

— множественные эффекты отдельного изобретения или откры­тия (внедрение автомобиля привело к образованию отрасли про­мышленности, сократило время передвижения людей, оно вли­яло на человеческие ценности, на организацию рыночных от­ношений, стимулировало строительство дорог, изменило досуг);

— произвольные эффекты отдельного изобретения или открытия, создающего цивилизационные, социальные, культурные изме­нения в обществе. Например, эффект, произведенный изобре­тением автомобиля, вызывает в разных областях социальной жизни множество последующих эффектов: возникла автомо­бильная промышленность, изменившая характер деятельнос­ти людей, в свою очередь это изменение породило проблемы занятости, проблемы проведения досуга и т. д.;

— соединение эффектов различных изобретений (атомного реак­тора, ракеты, электронной системы обусловило появление ору­жия массового уничтожения; соединение социальных влияний таких изобретений, как автомобиль, конвейер, общественное разделение труда породило современное производство).

Таким образом, инновации, даже если они сразу не принима­ются и вступают в конфликт с существующими культурными об­разцами, ценностями и нормами, оказывают определенный эф­фект и не могут пройти бесследно для культуры. Радикальные инновации, как правило, дают сильный эффект, поскольку они не только разрушают имеющиеся культурные образцы и создают новые, но меняют характер социальных отношений. Именно та­кое глубочайшее воздействие на общество, на систему существо­вавших в нем социальных отношений произвели инновации типа изобретения и широкого внедрения автомобиля, средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) и др.

18 стр., 8621 слов

Организация деятельности дошкольного учреждения по предупреждению синдрома эмоционального выгорания педагогов

... и обучения» Курсовая работа Тема: Организация деятельности дошкольного учреждения по предупреждению ... причин эмоционального выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и так же в определенных социальных ... педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что ... напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов с которыми сталкивается человек. ...

2. Инновационные конфликты и возможности их разрешения

Как правило, всякая инновация практически в любом обществе ведет к возрастанию конфликтности между социальными группами, что, в свою очередь, тормозит внедрение нововведений. Это явление обозначается как инновационная инерция (недееспобность) общества и может иметь большую или меньшую степень выраженности. Те же самые проблемы возникают и при внедрении инновации на предприятии или в организации. И в первую очередь при внедрении нововведения возникают противоречия между его сторонниками и противниками. Новаторы рассчитывают на улучшение работы организации и личной жизнедеятельности в результате внедрения новшества. Консерваторы опасаются, что жизнь и работа станут хуже. Кроме этого, в зарубежной литературе выделяются четыре группы факторов, препятствующих инновационной деятельности:

технико-экономические,

юридические,

организационно-управленческие

и социально-психологические

К числу социально-психологических факторов, вызывающих сопротивление нововведениям, например, относятся: возможное изменение статуса работника в организации; возможность потери работы из-за внедрения нововведения; перестройка устоявшихся способов деятельности; нарушение стереотипов поведения; боязнь неопределенности; нарушение сложившихся в организации традиций; опасения наказания за неудачу и др.

Вероятность инновационного конфликта возрастает под действием следующих факторов:

масштабность инновации. Чем масштабнее новшество, чем боль­шее количество людей вовлечено в инновационный процесс, тем чаще возникают конфликты. При этом отмечается следую­щая тенденция, которая проявляется в отношении общества к так называемым «эпохальным» инновациям: чем более корот­кой по времени является такая инновация, тем большее сопро­тивление она встречает.

7 стр., 3107 слов

Проблема лидерства в инновационной деятельности. Инновационные риски

... в инновационной деятельности. Инновационные риски План 1.Отношения власти как социально-психологическая характеристика инновационной группы. Лидерство и ... только изменять основные параметры деятельности организации или системы, но и ... связаны с человеческим фактором, объективные обусловлены действием факторов, независящих от лиц, ... (П >Пexp), по понятным причинам не рассматривается как риск. Если ...

— радикальность инновации повышает вероятность и остроту инновационных конфликтов. Более радикальные новшества встречают большее противодействие.

  • скорость инновационного процесса. Чем быстрее идет процесс инноваций, тем более он конфликтогенен.
  • социально-психологическое, информационное и другое обес­печение процесса внедрения инновации. Чем более продуман этот процесс, тем меньшее количество конфликтов его сопро­вождает.

Инновационные конфликты могут быть внутриличностными, межличностными, межгрупповыми. Межличностный инноваци­онный конфликт — это противодействие между сторонниками и противниками нововведения, сопровождаемое переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Причины меж­личностных конфликтов можно объединить в пять групп.

  1. объективные причины заключаются в естественном столк­новении интересов новаторов и консерваторов. Сторонники и противники нововведений всегда были, есть и будут независимо от других каких-либо факторов. Кроме того, масштабные реформы, происходящие в обществе, отрасли, организации, объективно порождают множество межличностных инновационных конфлик­тов, являющихся следствием этих реформ.
  2. организационно-управленческие причины состоят в плохой отлаженности политических, социальных, управленческих меха­низмов бесконфликтной оценки внедрения и распространения новшеств.
  3. инновационные причины связаны с характеристиками са­мого нововведения. Различные новшества порождают различные по количеству и остроте конфликты.
  4. личностные причины заключаются в индивидуально-психо­логических особенностях участников инновационного процесса.
  5. ситуативные причины состоят в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации. Каждое нововведение осуществляется в условиях конкретных социально-экономических,социальных, материально-технических и других обстоятельств.

Важной особенностью инновационных конфликтов является их существенное влияние на успешность деятельности организации. Наиболее заметно инновационные процессы влияют на организа­ции, работающие в условиях неопределенности, быстро развива­ющиеся, производящие новые продукты и услуги.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

3. Инновационный потенциал личности

Творцом инноваций всегда является отдельный индивид. И тогда нам нужно рассматривать психологию отдельной личности с точ­ки зрения ее способности к инновациям. Поэтому центральной проблемой психологии инновативности является проблема теоре­тического и экспериментального обоснования механизмов, форм и способов психологического раскрепощения творческого потен­циала личности и обеспечения психологического комфорта для продуктивной инновационной деятельности. Можно предполо­жить, что способность к инновационной деятельности или способ­ность к творчеству — это врожденное свойство, которым наделе­ны лишь отдельные люди. Тогда возникает вопрос — что собой представляет «творческий человек». Какие черты характера по­зволяют успешно заниматься творчеством?

Психологи-когнитивисты и другие ученые годами серьезно изу­чали способность к творчеству. Их работа развилась в школу, ко­торая ставит своей задачей выявление важных составляющих «творческой личности». Большинство авторов выделяют следую­щие личностные черты творцов-инноваторов:

1) независимость. Личностные стандарты важнее стандартов группы, налицо нонконформизм оценок и суждений;

2) открытость ума: готовность охотно поверить своим и чужим фантазиям. Такой человек любит исследование и жаден до ин­формации. У него есть талант к поиску проблем. Он интересуется опросами, на которые не найден ответ, предпочитает самые труд­ные проблемы, обладает ненасытной любознательностью, всегда готов к очередному вызову своим способностям, очередной головоломке;

3) гибкость ума. Может взглянуть на ситуацию с разных сторон. Выворачивает идеи наизнанку, задом наперед, вверх дном. Может отбросить заданный ряд предположений вопросом «А что если?» Любит метафоры и аналогии. Объясняет или описывает ситуацию, используя необычные образы или обороты речи. Спо­собен к так называемому синектическому «остранению», т. е. умеет увидеть в привычном, обыденном нечто нестандартное, «странное». Или, наоборот, умеет превратить самую неожиданную фан-тазию и, даже, бредовую идею в нечто очевидное, само собой разумеющееся;

4) готовность рисковать. Любит жить на грани. Ищет возбуждения и постоянной стимуляции. Легко пресыщается. Непрерыв­но ищет еще неисследованные территории. К поражениям отно­сится здраво. Любит работать в областях, пограничных его ком­петенции; иногда импровизирует или даже начинает дело, пови­нуясь импульсу, без основательной подготовки;

  1. высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
  2. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте как к совершенно немотивированному удовольствию; личный эстетизм. Склонность делать сложное простым. Находит модель явления, ассоциации и сходства. Проявляет большую толерантность к двой­ственности, асимметрии и неопределенности;
  3. уверенность в своих творческих способностях, в своей ода­ренности и в силе характера, и при этом объективность в оценке собственной работы. Спрашивает мнения о ней других. Учитыва­ет и использует критику. Дает особенно хорошие результаты при наличии обратной связи;
  4. самомотивация. Делает дело ради самого дела. Движим стра­стью решить задачу, страстью творить. Практически не интересу­ется вознаграждением, размером зарплаты или приработками. Не склонен менять свою работу на основе внешних форм мотивации — оценки или аттестации. Не терпит контроля.

Возможно, к этим типичным чертам творцов-инноваторов сле­дует добавить и такую характеристику, как отсутствие прямых меркантильных интересов в исследовательской деятельности.

Все вышеназванные характеристики мы можем объединить термином инновационное сознание. Инновационное сознание, яв­ляясь сферой нестандартного, или даже ненормального, отклоня­ющегося, девиантного, может быть определено как сознание, вклю­чающее в себя цели, мотивы, ориентации, установки, направлен­ные на осуществление структурной, функциональной, институ­циональной, нормативной трансформации какого-либо объекта с целью его модернизации или полной замены.

Инновационная готовность сознания во многом зависит от того, какие эмоциональные и мотивационные состояния та или иная проблемная ситуация вызывает у человека. Эти состояния (акти­визм, индифферентность, страх), безусловно, оказывают влияние на результативность и

4. Инновационный потенциал группы

Одной из важнейших задач по повышению эффективности ин­новационной деятельности считается задача формирования твор­ческих групп, или команд, состоящих из высококвалифициро­ванных специалистов, которые, вместе с тем, обладали бы необ­ходимыми и достаточными для эффективной продуктивной рабо­ты психологическими качествами.

Лучшими инновационными командами движут творчество и любознательность. Они понимают, что мир вокруг них меняется, но относятся к изменениям не как к врагам, а как к союзникам. Они готовы постоянно изменяться и развиваться совместно со своей рабочей средой.

Характеристики успешной проектной команды:

  • полная отдача себя проекту;
  • ориентированность на результат;
  • творческое мышление;
  • готовность к изменениям;
  • забота о качестве;
  • способность предсказать тенденции;
  • умение быть в курсе, заинтересованность и энергия;
  • способность быстро разрешать конфликты;
  • умение общаться, обратный отклик;
  • взаимная ответственность, доверие;
  • интерес к саморазвитию;
  • эффективные организационные контакты.

Эффективная инновационная команда должна осознавать свою

задачу, которая ограничена во времени, и нести полную ответ­ственность за ее выполнение.

Команда должна разработать четкие критерии коллективизма. Эта идентичность в основном определяется задачей проекта. Коллективизм должен быть направлен вовне. Сосредоточенность на конечном результате проекта поможет сохранить сплоченность ко­манды без опасного изолирования ее от широкой стратегии орга­низации.

Наконец, для успешной инновационной команды характерно обладание самыми разнообразными навыками. Разнообразие ко­манды — это ее сила. Она растет по мере взаимодействия навыков людей в ходе выполнения задачи. Команда должна уметь думать творчески, конструктивно и слаженно. Она должна быть готова к обмену идеями и информацией, двигаться к решениям вместе и приспосабливаться к изменению обстоятельств. Команда должна уметь вести плодотворные диалоги.

Особую роль в деятельности инновационной группы играет так называемый «парадоксализм» корпоративного сознания. Одно из его наиболее ярких проявлений — это коллективная уверенность группы в необходимости своей деятельности даже вне зависимос­ти от результатов этой деятельности.

Как правило, оптимальная численность инновационной коман­ды составляет примерно 8-12 человек. В более многочисленных группах зачастую возникают непродуктивные социально-психо­логические напряжения, ведущие к внутригрупповым конфлик­там. Многоплановость функций, выполняемых инновационной командой предполагает наличие в ней как минимум трех катего­рий сотрудников-партнеров.

К первой группе относятся генераторы идей, способные прояв­лять творческую инициативу, выдвигать оригинальные идеи.

Вторую группу составляют инноваторы-менеджеры, способные управлять инновацией как процессом. Именно они должны при­нимать решения в условиях неопределенности, идти на финансо­вый и предпринимательский риск, уметь преодолевать организа­ционные и психологические трудности.

Третью, наиболее многочисленную группу в инновационной команде, составляют квалифицированные работники («перифе­рия»), обеспечивающие так называемую систему поддержки. Имен­но эта группа занимается информационным обеспечением, анали­зом внешней среды и внутренних возможностей, осуществляет практическую реализацию инноваций.

Индивидуальные психологические особенности каждого члена инновационной команды (во всех трех группах, но с разными ак­центами) должны соответствовать набору качеств, необходимых для эффективной инновационной деятельности. В частности, это такие качества, как интеллект, лидерство, инициативность, ком­муникабельность, ответственность, организаторские способности, решительность.

Большое влияние на эффективность деятельности инноваци­онной команды оказывает руководитель. Он должен крепить сво­им руководством коллективизм команды, постоянно напоминать ей о целях проекта и о важности их выполнения, воодушевлять ее и ориентировать на более высокий результат. Причем автори­тарный или командно-административный стиль руководства не­возможен. Потому что статус члена инновационной группы опре­деляется не старшинством в должностной иерархии, не уровнем образования, а ценностью выдвигаемых идей, уровнем его креа­тивности, гибкостью мышления.

5. Инновационная активность организации

Инновационный потенциал организации или предприятия в немалой степени зависит от восприимчивости предприятия к нов­шеству. В свою очередь, это — показатель комплексный, завися­щий от различных факторов: личностно-психологических, внут­ренних или структурных и внешних.

В частности, к личностно-психологическим факторам относятся:

  • характеристики руководящего состава на всех уровнях управ­ления (личное отношение к нововведениям, профессионализм, место в организационной иерархии, склонность к риску и ак­тивным действиям, возрастные характеристики, интерес к служебному росту);
  • характеристики персонала (образовательный уровень, осведомлен­ность и мотивация к нововведениям, информационные контакты).

К внутренним (структурным) факторам относятся:

ресурсные характеристики (величина ресурсов, производствен­ные мощности предприятия, наличие резервов, специализиро­ванного подразделения по реализации новшеств, опыта в ис­пользовании новшеств, кредитных возможностей);

структурные характеристики (уровень централизации, разви­тость коммуникационных каналов, межорганизационная ин­теграция, организационно-техническая готовность предприя­тия к реализации новшеств).

К внешним факторам относятся:

— состояние внешней среды (стабилизация, неопределенность, рост, спад);

— межорганизационная кооперация;

— уровень конкуренции;

— динамика спроса на продукцию (услуги);

-региональные характеристики.

Кроме того, можно выделить факторы, препятствующие и спо­собствующие инновационной деятельности в организационно-уп­равленческой и социально-психологической сферах .

6. Инновационная культура общества

Эффективность инновационной деятельности социальных субъектов (индивидов, групп, сообществ) во многом определяется состоянием инновационного климата общества. Сам процесс фор­мирования инновационно восприимчивой среды чрезвычайно сло­жен. Еще К. Циолковский в своей статье «Двигатели прогресса», рассматривая проблему использования новшеств, отмечал, что причина неправильного отношения к открытиям и изобретениям кроется в человеческих слабостях. В частности, он вывел целую систему факторов, стоящих на пути реализации новшеств: инерт­ность, косность, консерватизм; недоверие к неизвестным именам, себялюбие, узкий эгоизм, непонимание общечеловеческого и соб­ственного блага; временные убытки, противодействие непривыч­ному со стороны работников, нежелание переучиваться, корпора­тивные интересы, профессиональная зависть и т. д. Несмотря на то, что выводы ученого были сделаны более семидесяти лет назад, они и сегодня всё ещё актуальны.

Между тем для современных динамично развивающихся об­ществ проблема производства и внедрения инноваций становится особенно актуальной. Общество не просто должно адекватно реа­гировать на инновации, оно должно осваивать их во всех облас­тях человеческой деятельности. Неприятие инноваций, их блоки­рование ведет к застою в общественной жизни, что приводит к общему отставанию. Таким образом, в современном обществе дол­жен формироваться социальный спрос на инновационную деятель­ность во всех сферах общественной жизни.

Поэтому одним из важных вопросов является готовность обще­ства к продуцированию, распространению и принятию инноваций. И эта готовность во многом обусловлена культурными фак­торами. В частности, можно выделить два фактора, влияющие на этот процесс. Первый — это тип цивилизационного развития.

Исследователи признают, что инновации всегда присутствовали в человеческой деятельности. Например, по мнению Алана Баркера, переход человечества к сельскохозяйственному производству можно считать первым примером инновации, и даже самым важ­ным нововведением в истории человечества. Свою точку зрения он аргументирует следующим образом. Сельское хозяйство изме­нило человеческое общество сильнее, чем любая другая инновация до этого или с этих пор. Никто точно не знает, почему это про­изошло. Более 200 тысяч лет люди были охотниками и собирателя­ми. Затем около 10 тысяч лет назад произошло нечто странное: мы начали оседать на одном месте. Очевидных причин тому нет: зем­леделие изначально понижает стандарты здоровья в популяции.

Он предположил, что, возможно, это была реакция на интен­сивное глобальное потепление. Средние показатели температуры поднялись на 7 градусов по Цельсию за 10 лет. Для экосистем это должно было быть катастрофой. Люди отреагировали на этот кри­зис тем, что начали сажать сельскохозяйственные культуры и разводить животных для пропитания. Вообразите, какой стран­ной должна была сначала казаться эта идея. Охотники и собира­тели сами сажают и выращивают растения, сами пасут живот­ных, а не просто охотятся на них.

А. Баркер считает, что сельское хозяйство наглядно показало, что инновации возникают циклически, по спирали. Выращива­ние сельскохозяйственных культур, или, например, одомашнива­ние животных требует новых навыков и форм сотрудничества. Успешное производство продуктов питания приводит к появле­нию излишков. Возникает вопрос: что делать с остатком? Приду­мать и ввести новую форму обмена — торговлю. Торговля также порождает новые специализации и формы взаимодействий между людьми. Людям нужно регулярно встречаться. Они начинают со­бираться в деревни и города. Эти формы жизни приводят к еще большим проблемам. Как быть с разногласиями в общине? Как поддерживать гигиену? Как восстановить плодородие земли? Как добывать сырье и распределять материальные блага, созданные общиной?