Раздел 4 «Управление как социальная технология

Раздел 4 «Управление как социальная технология

Особенности управления в 21 веке»

Тема 4.3. «Управление и манипулирование»

Литература

1. Ромашов

План

I. Управленческое воздействие

II. Управление и манипулирование: интересы общие и частные. Манипулирование как реализация корыстных интересов. Виды манипулирования.

I. Управленческое воздействие

Управленческое воздействие играет важную роль в управлении человеком и обществом. Успешное влияние на людей, побуждение их к определенным действиям невозможно без учета законов человеческого поведения. Учитывать законы поведения людей сложно, их действия проявляются неоднозначно, носят вероятностный характер. Искусство управления людьми и вся наука мотивации в том, чтобы правильно понимая ситуацию и особенности конкретных людей и не забывая о необходимости подчинения действию объективных законов поведения людей, выбирать именно такие методы воздействия и влияния на людей, которые попросту не могут не вызвать желаемой реакции, желаемой линии поведения, которая вела бы к достижению поставленных целей.

Управленческое воздействие – это воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Управленческое воздействие используется преимущественно в системе, где доминируют статусные роли (в первую очередь такие, как «руководитель», «подчиненный» и др.).

Управленческое воздействие — форма психологического влияния, которое применяется в системе руководитель – подчиненный.

Выделяют различные концепции управленческого психологического воздействия:

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингер Суть в следующем: у человека, активно познающего мир, часто возникает чувство диссонанса несоответствия между его видением дела и реальным состоянием, требованиями внешней среды, руководителя, коллег по работе. Чтобы уменьшить диссонанс, работник меняет поведение, повышает уровень знаний, приспособляется.

11 стр., 5101 слов

Воздействие на человека негативных факторов производственной среды

... стадии идентификации опасностей имеет классификация опасных и вредных производственных факторов. По воздействию на человека опасные и вредные производственные факторы подразделяются на 4 группы: ѕ Физические; ... производственных факторов; ѕ Разработка организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда и управление охраной труда на предприятии; ѕ Подготовка к действиям в условиях проявления ...

Исходя из этой теории, менеджер, желающий изменить поведение, отношение работника к своим обязанностям, может провести две последовательные операции: сначала он нарушает равновесие работника (диссонанс) своим обращением, тоном речи, приказами, т. е. создает напряжение, «доводит до ручки», а затем, когда человек теряет опору, его защитные механизмы разрушаются, менеджер предлагает ему путь, способы восстановления равновесия, мотивирует человека к действию, изменению поведения, ставит перед работником новые, четкие ориентиры.

Концепция психологии среды.

Она заключается в том, что определяет параметры окружающей человека социальной среды (предприятие, отдел), вызывает определенные модели поведения, т. е. можно создавать у себя в коллективе специфическое поведение, нужное руководителю, если специально организовать соответствующую специфическую ситуацию (приказы, правила, нормы, контроль).

В этом случае индивидуальные различия работников теряют свою остроту, все выравниваются и приспособляют свое поведение под требования организации. Это состояние получило название «экологическая система» (индивидуальная среда).

Концепция использования возможностей человека как объекта и субъекта управленческого воздействия. Выделяют две группы методов и технологий воздействия:

  1. методы саморегуляции и самопрограммирования – они совершенствуют, мобилизуют возможности, развивают потенциал работника (аутогенная тренировка, медитация, психотерапия и т. д.)
  2. методы внешнего воздействия (вербального и невербального) на сферу бессознательного, что позволяет целенаправленно изменять поведение работников.

Например, сочетание легкого давления со стороны менеджера с методом «нога в дверях» — менеджер просит подчиненного выполнить небольшое поручение, передает ему необременительную функцию, а затем постепенно нагружает работника другими, связанными с первым поручениями, в итоге человек, сам того не замечая, оказывается вовлеченным в длительную и трудную деятельность. Это техника заманивания – сначала уступает незначительной просьбе, а затем вынужден уступать постоянно. Приемы втягивания работников очень просты: написать обязательства, составить план, определить сроки – это делает работника активнее, беспокойнее (он смотрит вперед), одновременно выдвигается предложение работникам привлекательных условий, за которыми в начале не видно, насколько сложна работа.

Структура управленческого воздействия включает следующие компоненты:

— субъект (отдельные личности, группа лиц, различные организации, являющиеся ведущей подсистемой в какой-либо системе управления);

— объект (разнообразные социально-психологические явления и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность с целью качественного и полного решения задач организации);

— способы воздействия (традиционно выделяют четыре основных: внушение, заражение, подражание и убеждение).

6 стр., 2991 слов

Воздействие психоделиков на человека

... психоделиков является кора полушарий, и в особенности пятый слой нейронов. Воздействие психоделиков на человека Считается, что действие психоделиков заключается в выключении фильтров, отсеивающих ... Однако психоделическими свойствами могут обладать вещества практически любой структуры, оказывающие воздействие на широкий спектр нервных рецепторов. Вещества К психоделикам относятся синтетические ...

Способы воздействия на личность

1) Убеждение

Убеждение — это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки, соответствующие поставленной цели.

Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность — это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.

Убеждающее воздействие целесообразно осуществлять в следующих случаях:

— когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию;

— если объект психологически способен согласиться с навязываемым ему мнением; Поэтому равно важны правильный выбор объекта психологического воздействия и содержание убеждающего воздействия.

— если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится.

Убеждающее воздействие обычно включает:

— воздействие источника информации (эффективность убеждения в определенной мере зависит от того, как люди, его воспринимающие, относятся к источнику информации);

— воздействие содержания информации (воздействие содержания информации во многом зависит от того, насколько оно доказательно и убедительно);

— воздействие ситуации информирования (доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно не только то, что сообщается, но и то, каким образом это делается).

Основные принципы осуществления убеждающего воздействия:

1. Принцип повторения. Многократное повторение сообщения дает такой эффект, который невозможно получить при однократном воздействии.

2. Принцип достижения первичности воздействия. Если объект получил какое — то важное сообщение, то в его сознании возникает готовность к восприятию доследующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление.

3. Принцип обеспечения доверия к источнику информации.

2) Внушение — это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом восприятии информации.

Вкушение не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей, основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.

3 стр., 1229 слов

Психологические механизмы и способы воздействия на других людей

... определенной информации. Эффект воздействия на человека зависит не только от того, каково содержание этой информации, но и от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение, заражение, ... для того чтобы убедить, ему нужно привлечь внимание объекта воздействия, изложить и разъяснить новую информацию, привести впечатляющие аргументы. (Приложение Б) Убедить кого-либо в ...

Основные характеристики «результативного» внушения:

1. Целенаправленность и плановость (внушающее воздействие осуществляется на основе конкретных целей и задач, соответствующим планам и тем условиям, в которых они проводятся);

2. Конкретность объекта внушения (внушающее воздействие эффективно в отношении строго определенных военнослужащих, при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных и других особенностей);

4. Определенность инициируемого поведения (конечной целью внушения является провоцирование определенных реакций, определенных поступков).

Внушение можно классифицировать по различным основаниям:

1. По способу внушающего воздействия:

Внушение бывает открытым или закрытым. Открытое (прямое) внушение — это внушение с конкретной, четко обозначенной целью. Закрытое (косвенное) внушение характеризуется замаскированностью цели, либо оно не имеет прямой направленности на того, кто является истинным объектом воздействия.

2. По средствам воздействия.

Контактное воздействие осуществляется в условиях непосредственного общения с объектом, главным образом во время проведения мероприятий информационно-воспитательной работы. Контактное воздействие наиболее эффективно, поскольку имеет место обратная связь с аудиторией, но в боевой обстановке оно применяется очень редко. Дистантное воздействие осуществляется с помощью средств устной и печатной пропаганды, радио и телевидения. В этом случае обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия исключена.

3. По длительности эффекта воздействия.

Может быть кратковременным и длительным. Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия. Длительное внушение характеризуется сохранением воздействия в течение достаточно продолжительного временного промежутка.

4. По содержанию воздействия.

Может быть специфическим и неспецифическим. Специфическое — это внушение объекту определенных, весьма конкретных идей, установок, мотивов определенной поведенческой реакции. Под неспецифическим внушением понимается провоцирование у объекта определенных психических состояний. Например используют такой метод неспецифического внушения как устрашение (т.е. доведение до военнослужащих наказания за конкретные проступки).

В результате личный состав усваивает требования командиров, и знает о возможном наказании в случаях невыполнения требования.

3) Принуждение — насильственный метод воздействия на людей. Принуждение — это крайняя форма психологического воздействия при отсутствии результатов иных форм воздействия, когда сотрудника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания.

Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям. Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях.

5 стр., 2397 слов

Диалог как форма психологического воздействия

... чем, благодарить кого. Речевое воздействие в современных исследованиях (П.Б. Паршин, А.Н. Баранов, А.А. Котов [12; 8]) часто понимается как манипулирование, обман, скрытое внушение. Но само понятие шире ... на социальном уровне речь идет о выборе стратегий, задаваемом целью общения - воздействия (управления или поиска содействия) - инициатора диалога. На выбор стратегии оказывают влияние социальные ...

Спорным является вопрос о возможности признания психическим принуждением иных способов информационного воздействия на сознание, в частности, гипноза.

Непреодолимый характер принуждения означает, что воля лица была полностью подавлена.

4) Поощрение и наказание

Поощрение как метод управления — это признание заслуг работника перед коллективом. Обычно это признание демонстрируется путем предоставления льгот, преимуществ, публичного оказания почета, повышения его престижа.

Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности.

Наказание — это такое воздействие на личность, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению работников, нарушающих общественный порядок и дисциплину.

Формы управленческого воздействия:

— информационное (непосредственно через проект);

— вещное (в данном случае имеет место сознательное использование различных природных и искусственных средств воздействия на человека).

Условия эффективности управленческого воздействия

  1. Менеджер должен казаться экспертом в своей области.
  2. Менеджер умеет убедить подчиненных в том, что его действия направлены на успех дела, коллектива, а не на его личную выгоду.
  3. Менеджер действует подобно пауку, плетущему сети, т. е. воздействует на работников не тараном, агрессивно, а постепенно, мягко.
  4. Менеджер обладает авторитетом.
  5. Руководитель апеллирует к положительным и отрицательным эмоциям подчиненных и имеет логическую аргументацию.
  6. Должна быть создана доверительная, доброжелательная, деловая обстановка

Эффекты психологического управленческого воздействия:

  1. Инокуляционный эффект (инокуляция – прививка) — если менеджер не сумел произвести на работника положительного впечатления, если его первое сообщение абсолютно не понравилось подчиненному, тогда он не будет воспринимать и все последующие действия и сообщения руководителя.
  2. «Эффект первичности» – работник больше склонен выполнять то решение, распоряжение менеджера, которое было высказано первым, нежели чем второе, если между ними небольшой временной промежуток (это касается альтернативных распоряжений).
  3. Эффект недавности — второе альтернативное распоряжение менеджера будет более результативным, если между двумя воздействиями временной промежуток больше

II. Управление и манипулирование: интересы общие и частные. Манипулирование как реализация корыстных интересов. Виды манипулирования.

13 стр., 6400 слов

Управление человеком и управление группой

... чтобы пытаться успешно управлять ими. Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию ... воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, ... в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Организации, ...

     Манипулирование личностью, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе.

     В последнее время активизировались исследования проблемы манипуляций личностью, человеком, его сознанием и поведением как на теоретическом, так и прикладном уровне.

По мере усложнения общества, развития информационных систем появились технологии ненасильственного формирования общественного мнения путем манипуляции, причем многие исследователи рассматривают манипулирование в управленческом аспекте. В последние годы многие авторы отмечают возрастающее значение технологий манипулирования общественным сознанием в управлении социальными процессами и системами различного уровня.

С управленческих позиций манипулирование является тайным принуждением личности к определенным действиям при сокрытии намерений манипулятора и факта его воздействия. По содержанию манипулирование является такой формой управления, при которой полностью игнорируются или признаются лишь фиктивно потребности, интересы и цели объекта управления, они заменяются целями манипулятора.

Манипулирование — скрытное управление действиями других лиц с определенными целями.   

По содержанию манипулирование — это форма социального управления, при которой игнорируются интересы объекта управления.

 Манипуляция (от лат. manipulus – пригоршня, горсть, manus – рука) – система приемов социально-психологического воздействия на личность с целью изменения её взглядов и поведения в желаемом для манипулирующего направлении.

Манипуляция в переносном значении — это стремление «прибрать к рукам», «приручить» другого, «заарканить», «поймать на крючок», то есть попытка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку.

     М. Битянова: «Манипуляция — это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, с целью достижения своих скрытых намерений».

     Особенность манипулирования состоит в том, что манипулятор стремится скрыть свои намерения.

В управленческой практике часто встречаются ситуации, когда цели управления расходятся с целями и интересами объектов управленческого воздействия. В таких случаях приходится преодолевать естественное сопротивление управляемой системы, и субъект управления прибегает к приему, который называется манипулированием. Т.е., он не просто управляет, воздействуя на объект, но как бы полностью игнорирует его, пренебрегая его интересами.

Управление и манипулирование: интересы общие и частные. Манипулирование как реализация корыстных интересов

5 стр., 2176 слов

Управление творческими людьми

... клиентами и другими окружающими людьми. Творческий сотрудник не обязательно должен обладать этими качествами. Во многих случаях процессы управления выстроены таким образом, что ... позволяя контролировать процесс, обеспечивая четкость администрирования. Руководитель, выбирающий демократический стиль управления, поддерживает творческую инициативу, способствует организации креативного процесса, а часто и ...

     Интересы можно определить как субъективные способы выражения объективных потребностей.

Понятие интерес также отражает краткосрочные и долгосрочные общественные потребности, которые могут по-разному пониматься государством и обществом.

     Предположим, что у каждого человека в силу самого факта его существования имеются «основные» интересы. Следовательно, «общечеловеческий интерес» можно понимать как заинтересованность человека в искоренении войн и бедности, а также в борьбе с нарушениями прав человека и деградацией окружающей природной среды. Эти четыре проблемы можно определить как ценности мирового порядка: мир без национальных военных арсеналов; экономическое благополучие для всех обитателей Земли; универсальные права человека и социальная справедливость; экологическое равновесие. Иными словами, общечеловеческий интерес нацелен на обеспечение долгосрочного выживания человеческого вида и улучшение качества жизни всех людей.

     Индивидуальные интересы — их характеристики включают личные пристрастия, восприятия, убеждения, ценности, опыт и атрибуты социального происхождения.

     Ограниченные ресурсы общества не позволяют заниматься решением всех проблем, поэтому выбирают лишь первостепенные. Процесс их определения для государства неразрывно связан с политической борьбой, в которой активно участвуют различные социальные слои общества, в том числе политики и чиновники. Это связано с корыстными интересами и манипулированием как реализацией корыстных интересов (Интересы…., 2010).

Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое

В сфере социальных отношений в зависимости от предметной сферы исследователи выделяют экономическое, политическое, идеологическое, бюрократическое и психологическое манипулирование.

Экономическое манипулирование — это преднамеренное несоблюдение формальных или подразумевающихся договоренностей при безвыходном материальном положении объекта манипулирования, когда он готов согласиться на любую работу за ничтожное вознаграждение. При этом используются незначительные доплаты, компенсации при несопоставимо высоком уровне инфляции. Это может вызвать обратную манипуляцию со стороны работников — забастовки, локауты в тот момент, когда работодатель не сможет противостоять нажиму трудового коллектива.

Политические манипуляции осуществляются с использованием политических заявлений и обещаний, отличных от целей политиков с тем, чтобы, придя к власти, забыть о своих обещаниях. Информационное политическое манипулирование заключается в сознательном искажении реальной расстановки политических сил средствами массовой информации, а также в приукрашивании одних фактов и замалчивании других для превратного представления о политических лидерах, партиях и движениях. Идеологическая манипуляция — это формирование культурных штампов, стереотипов поведения, определенной, обычно аморальной системы ценностей в сфере общественных и личных идеалов.

15 стр., 7275 слов

Современный экономический человек: его сущность и тенденции развития

... необходимость собственности). Таким образом, общественный характер присущ всему движению; как само экономическое общество производит экономического человека как человека, так и он производит экономическое общество. Деятельность ... человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна. Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в ...

Бюрократические (организационные) манипуляции сводятся к неисполнению управленческих функций и подменой их бесполезной, но внешне эффективной деятельностью.

Популяризатором манипулятивных технологий в ХХ веке был Д.Карнеги, но в его рекомендациях содержится совет о том, что воздействуя на кого-то, нужно думать не о своих целях, а о целях того, на кого воздействуешь. Это лишает манипуляцию тайного аморального смысла. В то же время многие психологи и философы (А. Камю, Э. Фромм и др.) относили манипуляцию к патологически неэтичным и аморальным формам управления, так как манипулирование в первую очередь начинается с манипулирования собою, что ведет к подрыву психического здоровья манипулятора.