Принципы психолого-педагогической диагностики

1. Не навреди (общегуманистический принцип)

2. Принцип добровольности (испытуемый должен дать добровольное согласие на проведение исследования).

Для формирования позитивной мотивации необходимо не только проинформировать испытуемого о целях исследования, о средствах и способах получения информации, о том, кто будет получать доступ к информации, как она может быть использована, в том числе с пользой для самого испытуемого, но и получить согласие испытуемого. Решение испытуемого должно быть осознанным и добровольным. Добровольность предполагает формирование позитивной мотивации.

3. Принцип целесообразности: всякое проф. взаимодействие психолога с клиентом должно быть целенаправленным и целесообразным (нужно иметь ответ на вопрос «зачем?»).

4. Принцип отказа от оценочных и категорических суждений:не должно быть понятий «хорошо» и «плохо», заменить их на понятия: высокое и низкое значение; в соответствии или не в соответствии возрастным нормативам; достаточно или недостаточно высокий уровень для определения деятельности.

5. Принцип объективности. Данный принцип означает стремление к максимальной объективности процедур и результатов диагностики. Этот принцип предполагает выполнение следующих правил:

a) адекватного отражения диагностируемого объекта в соответствующих терминах и величинах;

b) соответствие методик возрастным и личностным особенностям испытуемых

c) оптимизация форм и методов диагностики;

d) сочетание количественных характеристик с качественными;

e) гибкость и стабильность в диагностической деятельности.

6. Принцип целостности: предполагает рассмотрение человека как сложную систему со множеством взаимосвязанных элементов, в т.ч. как внутренних, так и внешних элементов.

7. Принцип процессуальностиозначает рассмотрение диагностируемых свойств и процессов в их динамике, раскрытие не только содержания (компонентов, структуры объекта), но и закономерности его изменения при организации учебно-воспитательного процесса. Правила данного принципа состоят в том, чтобы:

a) не ограничиваться отдельными «срезами состояний» и оценками без выявления закономерностей развития;

b) необходимо выявлять причины прогресса или деструктивных тенденций в диагностируемом объекте;

c) сочетать констатирующие методы с корректирующими и формирующими;

13 стр., 6030 слов

Сихика, поведение и деятельность. Мотивация деятельности.

... и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание ... основными признаками.   Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта ...

d) учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуального развития ребенка.

8. Принцип детерминизмапредостерегает от приписывания оценочных суждений диагностируемому объекту или процессу без выявления причинно-следственных связей, внутренне побудительных сил, проявляющихся в характерных действиях, поступках и отношениях человека. Правила, относящиеся к этому принципу:

a)Судить о сознании и психике человека по его поведению и деятельности;

b)Учитывать единство рационального и эмоционального в регуляции поведения человека;

c)Обнаруживать не только взаимосвязи, но и взаимозависимости, взаимообусловленности.

9. Принцип персонализациитребует обнаруживать в диагностике не только индивидуальные проявления, но и индивидуальные пути развития ребенка; отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления. Этот принцип детализируется в правилах анализа индивидуальных особенностей человека, учета конкретной жизненной ситуации, различение общего и дифференцирующего подхода.

10. Принцип компетентностиозначает принятие диагностом решения только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку. Под запретом находятся действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

11. Принцип развития:слияние естественно идущего развития и обучающего воздействия. Нельзя диагностировать и развивать то свойство, которое не начало формироваться, но вместе с тем, учитывать динамические процессы. Соотнесение актуального развития с предыдущими показателями (интерпретация развития).

12. Принцип конкретности: результаты диагностических исследований применимы только к конкретным условиям. Результаты исследования зависят от следующих факторов (внешних): календарная дата, мебель, время проведения, освещенность, лично психолога, температура помещения. Если ребенок не опирается ногами в пол, то результаты диагностики ниже на 17-20%; если не опирается спиной на спинку стула тоже ниже (старший дошкольник, младший школьник).

Внутренние условия: мотивация на исследование, мотивация достижения, эмоциональное состояние, соматическое состояние, физическое состояние, темперамент, привычки, характер, нарушение коммуникации.

13. Принцип количества:объем данных, получаемых в ходе диагностических исследований, должен быть необходимым для построения психологической гипотезы, т.е. не делать выводы, если не уверены или не хватает информации. Излишняя информация мешает при анализе.

14. Принцип формализации:необходимо придерживаться фиксированной формы и структуры исследования на всех его этапах:

А) Инструкция должна быть письменной и одинаково доступной для всех категорий обследуемых.

Б) Стимульный материал (дидактические карты, бланки, рисунки) должны точно соответствовать образцам методики. Стимульный материал должен быть стандартизирован.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... процессе проявляется диалектика свободы и необходимости. Свобода действий личности постепенно формируется в результате осознания ею необходимости. В сущно­сти своей она является не обособлением от ... и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, в нем анали­тическое ...

В) Процедура исследования должна быть точно соблюдена, выдержана последовательность предъявления материала, время экспозиции, времявыполнения задания, условия окончания задания.

Г) Обработка и анализ полученных данных должны точно соответствовать требованиям методики, описанному в ней алгоритму и сопоставлены с нормативными шкалами и уровнями.

Д) Оформление результатов и протоколов, написание психологических заключений и любых других отчетных документов выполняется с обязательным соблюдением основных правил оформления психолого-педагогической документации. Необходимо указывать: шифр, возраст, пол, название методики, описание условий процедуры исследования, подпись педагога-психолога с расшифровкой и указанием проф. статуса.

15. Принцип гуманности: Любая спорная или неоднозначная ситуация, которую сложно или невозможно уточнить, интерпретируется в пользу клиента, т.к. любая ситуация контроля или проверки является фрустрирующей, стрессогенной, может искажать, снижать результаты диагностики.

16. Принцип профессиональной пробы:прежде чем чтобы то ни было предложить клиенту, попробуй сам.

17. Принцип отказа от работы с близкими друзьями и родственниками:т.к. могут быть внесены в интерпретацию ненаучные субъективные представления об этом человеке.

18. Принцип соблюдения условий проф. деятельности:«отказ от консультирования на подножке трамвая».