Планы практических занятий Раздел 1. Научно-педагогическое исследование: характеристика, логика организации, представление результатов Тема 1.1. Методологи

Планы практических занятий Раздел 1. Научно-педагогическое исследование: характеристика, логика организации, представление результатов Тема 1.1. Методологические основы научного исследования (2 ч.)

Цель: усвоить методологические основы научно-педагогического исследования.

Задачи: выявить сущность научно-педагогического исследования; осознать методологические принципы научного исследования; сравнить классификации типов научных исследований, выделяя общее и особенное.

Основные понятия: научное исследование, научно-педагогическое исследование, уровни исследования, методологические принципы исследования, фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Вопросы для обсуждения

1. Научно-педагогическое исследование, его уровни.

2. Методологические принципы научного исследования.

3. Типы научных исследований по характеру их отношения к объекту изучения и практике.

Практические задания

Покажите взаимосвязь принципов научно-педагогического исследования, их обусловленность спецификой сферы образования.

Литература

1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Ч. 1 – С. 55-56.

2. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб: Питер, 2004. – С. 6-20.

3. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее / В.В.Краевский // Педагогика. – 2002. – №1. – С. 19 – 25.

Тема 1.2. Понятийный аппарат научного исследования (4 ч.)

Цель: научиться выделять компоненты понятийного аппарата научного исследования.

Задачи: изучить требования к формулировке понятийного аппарата научного исследования; усвоить последовательность описания компонентов понятийного аппарата исследования; определить правильность обоснования актуальности проблемы исследования на основе анализа выполненных студенческих работ.

Основные понятия: проблема, тема, актуальность, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, теоретическая значимость и практическая ценность результатов исследования.

Вопросы для обсуждения

1. Постановка проблемы исследования.

10 стр., 4839 слов

Объект исследования – педагогический процесс

... теоретического направления - педагогической конфликтологии , как самостоятельной области исследований науки об образовании. Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое ... индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности. Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает ...

2. Тема и актуальность психолого-педагогического исследования.

3. Объект и предмет исследования.

4. Цель и задачи исследования.

5. Гипотеза исследования, требования к её формулировке.

6. Новизна, теоретическая значимость и практическая ценность результатов исследования.

Практические задания

1. Подберите слова клише для формулировки научного аппарата психолого-педагогического исследования.

2. Постройте алгоритм обоснования актуальности проблемы исследования (на материале вашей курсовой работы).

Литература

1. Валеев, Г.Х. Объект, предмет и тема научного исследования / Г.Х. Валеев // Педагогика. – 2002. – №2. – С. 27 – 31.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 050706 (131000) — педагогика и психология, 050701 (033400) — педагогика / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. — 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – С. 28 – 35.

3. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.02 — Педагогика) / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – С. 45 – 53.

Тема 1.3. Логика и технология организации научно-педагогического исследования (2 ч.)

Цель: усвоить логику организации научно-педагогического исследования.

Задачи: выделить особенности разработки замысла научно-педагогического исследования; определить этапы исследования; осознать последовательность исследовательских действий на каждом этапе исследования.

Основные понятия: замысел научного исследования, этапы научного исследования.

Вопросы для обсуждения

1. Разработка замысла научно-педагогического исследования.

2. Содержание и характеристика основных этапов научного исследования, их взаимосвязь.

3. Программа исследования.

Практические задания

Постройте алгоритм обоснования замысла научно-педагогического исследования (на примере одной из актуальных проблем в области начального образования).

Литература

1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Ч. 1 – С. 89-94.

2. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, М. И. Рожков. – М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 107-110.

3. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее / В.В.Краевский // Педагогика. – 2002. – №1. – С. 19 – 25.

Тема 1.4. Техника личной работы с литературными источниками (2 ч.)

Цель: освоить практические умения и навыки планирования, конспектирования, рецензирования и аннотирования.

8 стр., 3685 слов

Дневник научно-педагогической практики для студентов Института ...

... психолого-педагогических наук; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Практика как форма профессиональной подготовки студентов, ... практика; - заранее изучить темы выходов в образовательное учреждение, проработать необходимую литературу по теме, быть теоретически и методически готовым к выполнению практических заданий; ...

Задачи: углубить знания о технике личной работы с литературой; овладеть умениями планирования и конспектирования; научиться составлять аннотацию и рецензию.

Основные понятия: план, конспект, тезис, аннотация, рецензия.

Вопросы для обсуждения

1. План, его виды.

2. Конспектирования текста.

3. Составление тезисов.

4. Планы аннотаций и рецензий.

Практические задания

1. Выберите текст, составьте к нему простой и сложный планы.

2. Представьте скоростной конспект выбранного текста.

3. Составьте рецензию на любую статью по проблемам начального образования.

Литература

1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студентов, обучающихся по специальностям педагогического профиля / Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2005. – С. 12-24.

2. Выпускная квалификационная работа в педагогическом университет: методич. рекомендации для студ. пед. вуза / Н.М. Борытко, Л.П. Разбегаева, Е.И. Сахарчук. – Волгоград: Перемена, 2005.— С. 9-11.

3. Агафонова А. С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Агафонова, А. А. Орлов; под ред. А.А. Орлова. – М.: Академия, 2004. – С. 230, 232 – 243.

Тема 1.5. Изучение литературных источников по теме исследования (2 ч.)

Цель: уяснить особенности изучения литературных источников по теме исследования.

Задачи: усвоить особенности составления списка литературы, этапы изучения литературных источников; научиться оформлять список литературы по теме исследования и анализировать ошибки, возникающие в процессе его формирования.

Основные понятия: план, конспект, тезис, аннотация, рецензия.

Вопросы для обсуждения

1. Составление списка литературы по теме исследовательской работы.

2. Требования к оформлению списка литературы.

3. Этапы изучения литературных источников.

Практические задания

Опираясь на требования к оформлению списка литературы, выделите критерии для анализа списка литературы выполненной курсовой работы.

Литература

1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студентов, обучающихся по специальностям педагогического профиля / Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2005. – С. 12-24.

2. Выпускная квалификационная работа в педагогическом университет: методич. рекомендации для студ. пед. вуза / Н.М. Борытко, Л.П. Разбегаева, Е.И. Сахарчук. – Волгоград: Перемена, 2005.— С. 9-11.

19 стр., 9133 слов

I. Виды и структура научно-исследовательских работ студентов в вузе

... рекомендации призваны облегчить студентам выполнение самостоятельных исследовательских работ и обеспечить их высокое качество. С этой целью предлагаются основные методы, этапы организации и проведения научных психолого-педагогических исследовании, примеры оформления ...

Тема 1.6. Композиция, оформление текста и защита исследовательской работы (2 ч.)

Цель: изучить структурные компоненты, порядок оформления и защиты исследовательской работы.

Задачи: усвоить требования к структуре и оформлению текста студенческой исследовательской работы; научиться выделять структурные компоненты исследовательской работы и определять правильность их оформления; осознать порядок защиты исследовательской работы, подготовки доклада для защиты.

Основные понятия: титульный лист, оглавление, введение, приложение, заключение.

Вопросы для обсуждения

  1. Структура исследовательской работы.
  2. Оформление текста курсовой работы.
  3. Процедура защиты исследовательской работы.

Практические задания

На основе анализа выполненных студенческих курсовых работ определить соблюдение требований к структурным компонентам и оформлению исследовательской работы.

Литература

1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальностям пед. профиля / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. — 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – С. 8-13.

2. Выпускная квалификационная работа в педагогическом университет: методич. рекомендации для студ. пед. вуза / Н.М. Борытко, Л.П. Разбегаева, Е.И. Сахарчук. – Волгоград: Перемена, 2005.— С. 13-19.

3. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб: Питер, 2004. – С. 239-246.

Тема 1.7. Представление результатов исследования (2 ч.)

Цель:выработать умение представлять результаты исследования.

Задачи: уяснить требования к представлению результатов исследования; определить формы представления результатов исследования; научиться составлять макет научной публикации.

Основные понятия: тезис, статья, доклад.

Вопросы для обсуждения

  1. Общие требования к представлению результатов исследования.
  2. Формы представления результатов исследования.
  3. Подготовка научной публикации и требования к ней.

Практические задания

Разработайте макет статьи по одной из тем: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников», «Формирование нравственно-этической ориентации детей младшего школьного возраста», «духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов», «Развитие памяти младших школьников в процессе обучения».

Литература

1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – С. 84 – 89.

3. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб: Питер, 2004. – С. 259-264.

Тема 1.8. Исследовательская культура (2 ч.)

Цель: осмыслить сущность культуры исследователя и развивать умения проявлять ее в процессе диагностической деятельности.

8 стр., 3513 слов

Методы психолого-педагогических исследований

... изучаемого явления или процесса. Исторически эмпирическое знание предшествовало теоретическому. Для продуктивного психолого-педагогического исследования одних эмпирических методов недостаточно. Их ограниченность состоит в невозможности проникать в глубинную сущность ...

Задачи: охарактеризовать понятие «культура исследователя»; провести самооценку исследовательских умений; стимулировать потребность в повышении уровня культуры исследователя.

Основные понятия: культура, этическая норма, правовое ограничение.

Вопросы для обсуждения

1. Категория культуры. Специфика методологической культуры исследователя.

2. Профессионально важные качества личности исследователя.

3. Научная добросовестность и этика исследователя.

Практические задания

Составьте принципы и правила (в форме «нравственного кодекса») проведения психолого-педагогического исследования.

Литература

1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальностям пед. профиля / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. — 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – С. 25 – 38.

2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Ч. 1 – С. 70-74.

3. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – С. 80 – 84.

Раздел 2. Методы научно-педагогического исследования

Тема 2.1. Методы психолого-педагогического исследования: сущность и классификация (2 ч.)

Цель: научиться различать и классифицировать методы исследования.

Задачи: усвоить понятие «метод исследования»; выявить подходы к классификации методов исследования; овладеть умением выделять виды методов исследования.

Основные понятия: метод, теоретические методы исследования, эмпирические методы исследования.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «метод исследования».

2. Подходы к классификации методов психолого-педагогического исследования.

3. Виды методов исследования.

Практические задания

Приведите пример использования одного из теоретических и эмпирических методов исследования.

Литература

1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Ч. 2 – С. 3-7.

2. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.Х. Валеев. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – С. 45 – 34.

3. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – С. 84 – 88.

Тема 2.2. Теоретические методы исследования (2 ч.)

Цель: выявить сущность теоретических методов исследования.

5 стр., 2193 слов

Методы психолого-педагогической диагностики содержание

... период 40-х годов психологом С. Л. Рубиншейном. 3. Методы психолого-педагогического исследования Наблюдение Наблюдение является целенаправленным восприятием фактов, процессов или явлений, ... разглядеть общее, типичное. Необходимо отметить то, что психолого-педагогическая диагностика наделена своим кругом методов. Методами психолого-педагогической диагностики являются способы изучения личности. ...

Задачи: осознать особенности интерпретации как метода исследования; определить отличительные характеристики анализа и синтеза, индукции и дедукции; уяснить содержание сравнения, обобщения, ранжирования и классификации.

Основные понятия: интерпретация, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, ранжирование, классификация.

Вопросы для обсуждения

1. Интерпретация как метод исследования.

2. Анализ и синтез: понятие, виды, взаимосвязь.

3. Характеристика индукции и дедукции.

4. Сравнение, обобщение, ранжирование и классификация в системе теоретических методов исследования.

Практические задания

Проанализируйте 2-3 автореферата, выделив в них применение характерных для каждого исследования теоретических методов исследования.

Литература

1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Ч. 2 – С. 7-17.

2. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011. – С. 107 – 112.

Тема 2.3. Методы опроса в исследовании (4 ч.)

Цель: усвоить особенности применения методов опроса в исследовании.

Задачи: выявить сущность опросных методов исследования; научиться применять методы опроса в исследовании; усвоить алгоритм обработки результатов, полученных с помощью анкетирования.

Основные понятия: опрос, беседа, интервью, анкетирование.

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика опросных методов.

2. Диагностическая беседа.

3. Интервью в системе диагностики.

4. Подготовка и проведение анкетирования.

Практические задания

Разработайте систему опросных методов (анкету, план беседы) по одной и той же проблеме.

Литература

1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – С. 59 – 69.

2. Руденко, В.А. Анкета и интервью в педагогическом исследовании / В.А. Руденко// Педагогика. – 2002. – №10. – С. 69 – 75.

3. Руденко В.А. Технология конструирования педагогической анкеты // Школьная технология. – 2002. – №2. – С. 102 – 107.

Тема 2.4. Наблюдение как метод научно-педагогического исследования (4 ч.)

Цель: изучить особенности применения наблюдения в научном исследовании.

Задачи: уяснить специфику метода наблюдения; уметь оценивать соблюдение требований к проведению наблюдения; выявить этапы наблюдения и соответствующие им организационные процедуры.

Основные понятия: наблюдение, виды наблюдения, целенаправленность, объективность.

Вопросы для обсуждения

1. Специфика метода наблюдения, его виды.

3 стр., 1354 слов

Для исследования агрессивности подростков использовались методы

... социально признаваемой и одобряемой деятельности. СЛАЙД 5 Для исследования агрессивности подростков использовались методы - анализ, наблюдение, беседа. - опросник «Басса-Дарки». Опросник выделяет ... агрессивности». (приложение Г) Методы статистической обработки данных - коэффициент линейной корреляции Пирсона, t-критерий Стьюдента. СЛАЙД 6 Экспериментальное исследование проходило на базе ...

2. Требования к наблюдению.

3. Организационные процессы и этапы наблюдения.

Практические задания

Разработайте программу наблюдения на уроке во время педагогической практики. Какие цели поставите? Оцените соответствие составленной программы требованиям к наблюдению.

Литература

1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Ч. 2 – С. 19-24.

2. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.Х. Валеев. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – С. 45 – 34.

3. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 (050701) — Педагогика / В.И.Загвязинский. — 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – С. 45 – 57.

Тема 2.5. Педагогический эксперимент (4 ч.)

Цель: усвоить виды и особенности организации педагогического эксперимента.

Задачи: уяснить сущность понятия «педагогический эксперимент»; сравнить особенности экспериментов в зависимости от задач исследования, решаемых на каждом его этапе; научиться обрабатывать и визуализировать экспериментальные данные.

опросных методов исследования; научиться применять методы опроса в исследовании; усвоить алгоритм обработки результатов, полученных с помощью анкетирования.

Основные понятия: педагогический эксперимент; лабараторный, лабораторный, мысленный, поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «педагогический эксперимент».

2. Виды экспериментов по условиям проведения.

3. Сравните особенности применения поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

4. Обработка и визуализация экспериментальных данных.

Практические задания

1. Подберите методики для проведения констатирующего эксперимента в рамках индивидуального исследования.

2. Представьте задания для формирования или развития исследуемого качества.

3. На основе анализа выполненных диссертационных исследований приведите пример качественной и количественной обработки экспериментальных данных. Не забудьте указать: что исследуется? Каким методом?

Литература

1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – С. 144 – 158.

2. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб: Питер, 2004. – С. 112-122.

3. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. – М.:Академия, 2002. – С. 235 – 246.

Перечень необходимого оборудования

Для проведения практических занятий по дисциплине «Введение в научно-педагогическое исследование» необходим методический, наглядный и раздаточный материал следующих видов:

20 стр., 9769 слов

Исследование эффективности методов работы в условиях инклюзивного ...

... приводит к ухудшению готовности таких детей к учебе в школе. Методы исследования. Для решения поставленных заданий был использован комплекс взаимосвязанных методов: теоретический анализ и обобщение данных литературных источников, ...

— карточки для методологического пазла с указанием названий и формулировок компонентов понятийного аппарата научного исследования;

— подборка учебно-методических пособий для анализа структуры аннотации;

— ксерокопии научных статей по проблемам начального образования для рецензирования;

— карточки с указанием выходных данных литературных источников для проведения библиографического диктанта;

— подборка выполненных студенческих курсовых работ;

— сборники статей к студенческим конференциям и форумам;

— бланки с вопросами для проведения анкетирования и обработки его результатов;

— описание результатов диагностики;

— диагностические карты для самооценки исследовательских умений.