Планы практических занятий Раздел 1. Научно-педагогическое исследование: характеристика, логика организации, представление результатов Тема 1.1. Методологические основы научного исследования (2 ч.)
Цель: усвоить методологические основы научно-педагогического исследования.
Задачи: выявить сущность научно-педагогического исследования; осознать методологические принципы научного исследования; сравнить классификации типов научных исследований, выделяя общее и особенное.
Основные понятия: научное исследование, научно-педагогическое исследование, уровни исследования, методологические принципы исследования, фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.
Вопросы для обсуждения
1. Научно-педагогическое исследование, его уровни.
2. Методологические принципы научного исследования.
3. Типы научных исследований по характеру их отношения к объекту изучения и практике.
Практические задания
Покажите взаимосвязь принципов научно-педагогического исследования, их обусловленность спецификой сферы образования.
Литература
1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Ч. 1 – С. 55-56.
2. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб: Питер, 2004. – С. 6-20.
3. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее / В.В.Краевский // Педагогика. – 2002. – №1. – С. 19 – 25.
Тема 1.2. Понятийный аппарат научного исследования (4 ч.)
Цель: научиться выделять компоненты понятийного аппарата научного исследования.
Задачи: изучить требования к формулировке понятийного аппарата научного исследования; усвоить последовательность описания компонентов понятийного аппарата исследования; определить правильность обоснования актуальности проблемы исследования на основе анализа выполненных студенческих работ.
Основные понятия: проблема, тема, актуальность, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, теоретическая значимость и практическая ценность результатов исследования.
Вопросы для обсуждения
1. Постановка проблемы исследования.
Объект исследования – педагогический процесс
... теоретического направления - педагогической конфликтологии , как самостоятельной области исследований науки об образовании. Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое ... индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности. Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает ...
2. Тема и актуальность психолого-педагогического исследования.
3. Объект и предмет исследования.
4. Цель и задачи исследования.
5. Гипотеза исследования, требования к её формулировке.
6. Новизна, теоретическая значимость и практическая ценность результатов исследования.
Практические задания
1. Подберите слова клише для формулировки научного аппарата психолого-педагогического исследования.
2. Постройте алгоритм обоснования актуальности проблемы исследования (на материале вашей курсовой работы).
Литература
1. Валеев, Г.Х. Объект, предмет и тема научного исследования / Г.Х. Валеев // Педагогика. – 2002. – №2. – С. 27 – 31.
2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 050706 (131000) — педагогика и психология, 050701 (033400) — педагогика / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. — 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – С. 28 – 35.
3. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.02 — Педагогика) / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – С. 45 – 53.
Тема 1.3. Логика и технология организации научно-педагогического исследования (2 ч.)
Цель: усвоить логику организации научно-педагогического исследования.
Задачи: выделить особенности разработки замысла научно-педагогического исследования; определить этапы исследования; осознать последовательность исследовательских действий на каждом этапе исследования.
Основные понятия: замысел научного исследования, этапы научного исследования.
Вопросы для обсуждения
1. Разработка замысла научно-педагогического исследования.
2. Содержание и характеристика основных этапов научного исследования, их взаимосвязь.
3. Программа исследования.
Практические задания
Постройте алгоритм обоснования замысла научно-педагогического исследования (на примере одной из актуальных проблем в области начального образования).
Литература
1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Ч. 1 – С. 89-94.
2. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, М. И. Рожков. – М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 107-110.
3. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее / В.В.Краевский // Педагогика. – 2002. – №1. – С. 19 – 25.
Тема 1.4. Техника личной работы с литературными источниками (2 ч.)
Цель: освоить практические умения и навыки планирования, конспектирования, рецензирования и аннотирования.
Дневник научно-педагогической практики для студентов Института ...
... психолого-педагогических наук; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Практика как форма профессиональной подготовки студентов, ... практика; - заранее изучить темы выходов в образовательное учреждение, проработать необходимую литературу по теме, быть теоретически и методически готовым к выполнению практических заданий; ...
Задачи: углубить знания о технике личной работы с литературой; овладеть умениями планирования и конспектирования; научиться составлять аннотацию и рецензию.
Основные понятия: план, конспект, тезис, аннотация, рецензия.
Вопросы для обсуждения
1. План, его виды.
2. Конспектирования текста.
3. Составление тезисов.
4. Планы аннотаций и рецензий.
Практические задания
1. Выберите текст, составьте к нему простой и сложный планы.
2. Представьте скоростной конспект выбранного текста.
3. Составьте рецензию на любую статью по проблемам начального образования.
Литература
1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студентов, обучающихся по специальностям педагогического профиля / Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2005. – С. 12-24.
2. Выпускная квалификационная работа в педагогическом университет: методич. рекомендации для студ. пед. вуза / Н.М. Борытко, Л.П. Разбегаева, Е.И. Сахарчук. – Волгоград: Перемена, 2005.— С. 9-11.
3. Агафонова А. С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Агафонова, А. А. Орлов; под ред. А.А. Орлова. – М.: Академия, 2004. – С. 230, 232 – 243.
Тема 1.5. Изучение литературных источников по теме исследования (2 ч.)
Цель: уяснить особенности изучения литературных источников по теме исследования.
Задачи: усвоить особенности составления списка литературы, этапы изучения литературных источников; научиться оформлять список литературы по теме исследования и анализировать ошибки, возникающие в процессе его формирования.
Основные понятия: план, конспект, тезис, аннотация, рецензия.
Вопросы для обсуждения
1. Составление списка литературы по теме исследовательской работы.
2. Требования к оформлению списка литературы.
3. Этапы изучения литературных источников.
Практические задания
Опираясь на требования к оформлению списка литературы, выделите критерии для анализа списка литературы выполненной курсовой работы.
Литература
1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студентов, обучающихся по специальностям педагогического профиля / Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2005. – С. 12-24.
2. Выпускная квалификационная работа в педагогическом университет: методич. рекомендации для студ. пед. вуза / Н.М. Борытко, Л.П. Разбегаева, Е.И. Сахарчук. – Волгоград: Перемена, 2005.— С. 9-11.
I. Виды и структура научно-исследовательских работ студентов в вузе
... рекомендации призваны облегчить студентам выполнение самостоятельных исследовательских работ и обеспечить их высокое качество. С этой целью предлагаются основные методы, этапы организации и проведения научных психолого-педагогических исследовании, примеры оформления ...
Тема 1.6. Композиция, оформление текста и защита исследовательской работы (2 ч.)
Цель: изучить структурные компоненты, порядок оформления и защиты исследовательской работы.
Задачи: усвоить требования к структуре и оформлению текста студенческой исследовательской работы; научиться выделять структурные компоненты исследовательской работы и определять правильность их оформления; осознать порядок защиты исследовательской работы, подготовки доклада для защиты.
Основные понятия: титульный лист, оглавление, введение, приложение, заключение.
Вопросы для обсуждения
- Структура исследовательской работы.
- Оформление текста курсовой работы.
- Процедура защиты исследовательской работы.
Практические задания
На основе анализа выполненных студенческих курсовых работ определить соблюдение требований к структурным компонентам и оформлению исследовательской работы.
Литература
1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальностям пед. профиля / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. — 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – С. 8-13.
2. Выпускная квалификационная работа в педагогическом университет: методич. рекомендации для студ. пед. вуза / Н.М. Борытко, Л.П. Разбегаева, Е.И. Сахарчук. – Волгоград: Перемена, 2005.— С. 13-19.
3. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб: Питер, 2004. – С. 239-246.
Тема 1.7. Представление результатов исследования (2 ч.)
Цель:выработать умение представлять результаты исследования.
Задачи: уяснить требования к представлению результатов исследования; определить формы представления результатов исследования; научиться составлять макет научной публикации.
Основные понятия: тезис, статья, доклад.
Вопросы для обсуждения
- Общие требования к представлению результатов исследования.
- Формы представления результатов исследования.
- Подготовка научной публикации и требования к ней.
Практические задания
Разработайте макет статьи по одной из тем: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников», «Формирование нравственно-этической ориентации детей младшего школьного возраста», «духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов», «Развитие памяти младших школьников в процессе обучения».
Литература
1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – С. 84 – 89.
3. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб: Питер, 2004. – С. 259-264.
Тема 1.8. Исследовательская культура (2 ч.)
Цель: осмыслить сущность культуры исследователя и развивать умения проявлять ее в процессе диагностической деятельности.
Методы психолого-педагогических исследований
... изучаемого явления или процесса. Исторически эмпирическое знание предшествовало теоретическому. Для продуктивного психолого-педагогического исследования одних эмпирических методов недостаточно. Их ограниченность состоит в невозможности проникать в глубинную сущность ...
Задачи: охарактеризовать понятие «культура исследователя»; провести самооценку исследовательских умений; стимулировать потребность в повышении уровня культуры исследователя.
Основные понятия: культура, этическая норма, правовое ограничение.
Вопросы для обсуждения
1. Категория культуры. Специфика методологической культуры исследователя.
2. Профессионально важные качества личности исследователя.
3. Научная добросовестность и этика исследователя.
Практические задания
Составьте принципы и правила (в форме «нравственного кодекса») проведения психолого-педагогического исследования.
Литература
1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальностям пед. профиля / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. — 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – С. 25 – 38.
2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Ч. 1 – С. 70-74.
3. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – С. 80 – 84.
Раздел 2. Методы научно-педагогического исследования
Тема 2.1. Методы психолого-педагогического исследования: сущность и классификация (2 ч.)
Цель: научиться различать и классифицировать методы исследования.
Задачи: усвоить понятие «метод исследования»; выявить подходы к классификации методов исследования; овладеть умением выделять виды методов исследования.
Основные понятия: метод, теоретические методы исследования, эмпирические методы исследования.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «метод исследования».
2. Подходы к классификации методов психолого-педагогического исследования.
3. Виды методов исследования.
Практические задания
Приведите пример использования одного из теоретических и эмпирических методов исследования.
Литература
1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Ч. 2 – С. 3-7.
2. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.Х. Валеев. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – С. 45 – 34.
3. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – С. 84 – 88.
Тема 2.2. Теоретические методы исследования (2 ч.)
Цель: выявить сущность теоретических методов исследования.
Методы психолого-педагогической диагностики содержание
... период 40-х годов психологом С. Л. Рубиншейном. 3. Методы психолого-педагогического исследования Наблюдение Наблюдение является целенаправленным восприятием фактов, процессов или явлений, ... разглядеть общее, типичное. Необходимо отметить то, что психолого-педагогическая диагностика наделена своим кругом методов. Методами психолого-педагогической диагностики являются способы изучения личности. ...
Задачи: осознать особенности интерпретации как метода исследования; определить отличительные характеристики анализа и синтеза, индукции и дедукции; уяснить содержание сравнения, обобщения, ранжирования и классификации.
Основные понятия: интерпретация, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, ранжирование, классификация.
Вопросы для обсуждения
1. Интерпретация как метод исследования.
2. Анализ и синтез: понятие, виды, взаимосвязь.
3. Характеристика индукции и дедукции.
4. Сравнение, обобщение, ранжирование и классификация в системе теоретических методов исследования.
Практические задания
Проанализируйте 2-3 автореферата, выделив в них применение характерных для каждого исследования теоретических методов исследования.
Литература
1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Ч. 2 – С. 7-17.
2. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011. – С. 107 – 112.
Тема 2.3. Методы опроса в исследовании (4 ч.)
Цель: усвоить особенности применения методов опроса в исследовании.
Задачи: выявить сущность опросных методов исследования; научиться применять методы опроса в исследовании; усвоить алгоритм обработки результатов, полученных с помощью анкетирования.
Основные понятия: опрос, беседа, интервью, анкетирование.
Вопросы для обсуждения
1. Общая характеристика опросных методов.
2. Диагностическая беседа.
3. Интервью в системе диагностики.
4. Подготовка и проведение анкетирования.
Практические задания
Разработайте систему опросных методов (анкету, план беседы) по одной и той же проблеме.
Литература
1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – С. 59 – 69.
2. Руденко, В.А. Анкета и интервью в педагогическом исследовании / В.А. Руденко// Педагогика. – 2002. – №10. – С. 69 – 75.
3. Руденко В.А. Технология конструирования педагогической анкеты // Школьная технология. – 2002. – №2. – С. 102 – 107.
Тема 2.4. Наблюдение как метод научно-педагогического исследования (4 ч.)
Цель: изучить особенности применения наблюдения в научном исследовании.
Задачи: уяснить специфику метода наблюдения; уметь оценивать соблюдение требований к проведению наблюдения; выявить этапы наблюдения и соответствующие им организационные процедуры.
Основные понятия: наблюдение, виды наблюдения, целенаправленность, объективность.
Вопросы для обсуждения
1. Специфика метода наблюдения, его виды.
Для исследования агрессивности подростков использовались методы
... социально признаваемой и одобряемой деятельности. СЛАЙД 5 Для исследования агрессивности подростков использовались методы - анализ, наблюдение, беседа. - опросник «Басса-Дарки». Опросник выделяет ... агрессивности». (приложение Г) Методы статистической обработки данных - коэффициент линейной корреляции Пирсона, t-критерий Стьюдента. СЛАЙД 6 Экспериментальное исследование проходило на базе ...
2. Требования к наблюдению.
3. Организационные процессы и этапы наблюдения.
Практические задания
Разработайте программу наблюдения на уроке во время педагогической практики. Какие цели поставите? Оцените соответствие составленной программы требованиям к наблюдению.
Литература
1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Ч. 2 – С. 19-24.
2. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.Х. Валеев. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – С. 45 – 34.
3. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 (050701) — Педагогика / В.И.Загвязинский. — 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – С. 45 – 57.
Тема 2.5. Педагогический эксперимент (4 ч.)
Цель: усвоить виды и особенности организации педагогического эксперимента.
Задачи: уяснить сущность понятия «педагогический эксперимент»; сравнить особенности экспериментов в зависимости от задач исследования, решаемых на каждом его этапе; научиться обрабатывать и визуализировать экспериментальные данные.
опросных методов исследования; научиться применять методы опроса в исследовании; усвоить алгоритм обработки результатов, полученных с помощью анкетирования.
Основные понятия: педагогический эксперимент; лабараторный, лабораторный, мысленный, поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «педагогический эксперимент».
2. Виды экспериментов по условиям проведения.
3. Сравните особенности применения поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
4. Обработка и визуализация экспериментальных данных.
Практические задания
1. Подберите методики для проведения констатирующего эксперимента в рамках индивидуального исследования.
2. Представьте задания для формирования или развития исследуемого качества.
3. На основе анализа выполненных диссертационных исследований приведите пример качественной и количественной обработки экспериментальных данных. Не забудьте указать: что исследуется? Каким методом?
Литература
1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – С. 144 – 158.
2. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб: Питер, 2004. – С. 112-122.
3. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. – М.:Академия, 2002. – С. 235 – 246.
Перечень необходимого оборудования
Для проведения практических занятий по дисциплине «Введение в научно-педагогическое исследование» необходим методический, наглядный и раздаточный материал следующих видов:
Исследование эффективности методов работы в условиях инклюзивного ...
... приводит к ухудшению готовности таких детей к учебе в школе. Методы исследования. Для решения поставленных заданий был использован комплекс взаимосвязанных методов: теоретический анализ и обобщение данных литературных источников, ...
— карточки для методологического пазла с указанием названий и формулировок компонентов понятийного аппарата научного исследования;
— подборка учебно-методических пособий для анализа структуры аннотации;
— ксерокопии научных статей по проблемам начального образования для рецензирования;
— карточки с указанием выходных данных литературных источников для проведения библиографического диктанта;
— подборка выполненных студенческих курсовых работ;
— сборники статей к студенческим конференциям и форумам;
— бланки с вопросами для проведения анкетирования и обработки его результатов;
— описание результатов диагностики;
— диагностические карты для самооценки исследовательских умений.