Педагогическая практика 2 курс

Филиал Казанского федерального университета в г. Елабуга

ПЛАН и ОТЧЕТ

по учебной (диагностической) практике

студента_____курса факультета психологии и педагогики

фамилия, имя, отчество

_________________________________________________

Название, адрес учреждения____________________

_______________________________________________________

Срок практики с «_________» по «_________» 200_____

Групповой руководитель

Руководитель практики от учреждения

М.П.

Организация учебной (диагностической) практики

Практика во 2 семестре 1 курса ОЗО проводится в образовательных учреждениях (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы и др.) и охватывает возраст воспитанников от 6 лет до 11 лет. Трудоемкость – 5 зачетных единиц. Длительность практики 3,5 недели.

Обязанности студента-практиканта.

  • строго выполнять правила внутреннего распорядка учреждения, указания педагога – психолога учреждения, учителя, методиста;
  • выполнять все виды работ, предусмотренных программой практики;
  • практикант обязан находиться в учреждении не менее 6 часов;
  • систематически заполнять дневник педагогической практики;
  • присутствовать при проведении различных видов работ педагогом–психологом учреждения и сокурсниками, участвовать в их анализе;
  • обязательно присутствовать на всех конференциях по педагогической практике, проводимых в учреждении и вузе;
  • к окончанию практики подготовить всю отчетную документацию.

Содержание практики.

6 стр., 2892 слов

Отчёт о результатах психолого-педагогической практики

... 2.2. Основные работы и задания, выполняемые в процессе практики Во время психолого-педагогической практики я выполняла следующие работы и задания: ... со спецификой работы учреждения образования; получение практического опыта работы; улучшение качества профессиональной подготовки. Практика помогла мне ... иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. ...

Основные цели практики – организация и проведение психодиагностического исследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи психологической практики:

  1. Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе их профессиональной подготовки;
  2. Проведение психодиагностической работы с детьми в образовательном учреждении;
  3. Овладение профессиональными умениями планировать и анализировать воспитательно-образовательную работу с детьми в психологических и методических аспектах с учетом современных требований, вести психолого-педагогическую документацию;
  4. Формирование умений обоснованно выбирать наиболее эффективные формы, средства и методы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, определять уровень их развития;
  5. Развитие навыков организации и руководства различными видами деятельности детей, управления их поведением и активностью с учетом индивидуально-возрастных особенностей;

Содержание педагогической практики в учреждении включает:

  1. Методическую работу:
  1. Ознакомление с программами обучения и воспитания детей соответствующего возраста..
  2. Работа с нормативными документами, формами психодиагностических обследований и отчетности.
  3. Подготовка психодиагностических материалов, наглядных пособий и др. инструментария для выполнения предусмотренной работы.
  1. Практическую работу:

  1. Наблюдение и анализ занятий педагогов, психологов и др. работников учреждения.
  2. Осуществление психолого-педагогического анализа различных видов деятельности детей (игровой, образовательной, трудовой, изобразительной и пр.).
  3. Проведение психодиагностического обследования с учетом плана практики.

Этапы прохождения практики:

  1. Организационно-ознакомительный период:

— участие в работе установочной конференции;

  • знакомство с работниками учреждения, со структурой, режимом работы учреждения;
  • составление индивидуального плана прохождения практики (при участии педагога-психолога и группового руководителя).

  1. Учебно-исследовательский период:
  • наблюдение за работой педагогов, психологов и др. работников учреждения;
  • анализ проводимых педагогами, психологами учебных занятий и воспитательных мероприятий с детьми;
  • проведение психодиагностической работы.

  1. Отчетно-контрольный период:
  • сбор и оформление психодиагн6остических материалов;
  • подготовка и проведение итоговой конференции по производственной практике на факультете психологии и педагогики ЕИ КФУ.

В качестве обязательной отчетной документации студент предоставляет:

  • индивидуальный дневник студента-практиканта;
  • план и отчет о прохождении практики заверенный печатью учреждения;
  • письменный анализ не менее двух учебных занятий, проводимых педагогами, психологами учреждения;
  • протоколы психодиагностического обследования детей.

Схема дневника студента-практиканта на период практики

Дата

Мероприятия, проводимые студентом

Психолого-педагогический анализ проделанной работы

Отметка руководителя практики

Оценка деятельности студента-практиканта в учреждении

Мероприятия, проводимые студентом

Дата проведения

Оценка

Критерии оценки деятельности студентов.

Групповой руководитель при выставлении оценки руководствуется следующим:

  1. Качество отдельных видов деятельности студентов.
  2. Отношение к профессии, детям.
  3. Отношение к педагогической практике.
  4. Применение теоретических знаний при решении конкретных психолого-педагогических задач.
  5. Уровень анализа и самоанализа психолого-педагогической деятельности.
  6. Качество работы на инструктивно методических занятиях и консультациях.
  7. Качество отчетной документации.

При подведении итогов учитывается мнение педагога-психолога и администрации ОУ.

На «отлично» оценивается работа студента, который выполнил весь объем работы, требуемый программой практики, получил отличные оценки за подготовку и проведение психодиагностики, развивающих занятий с детьми и др., ответственно и с интересом относился к своей работе с детьми, показал теоретическую подготовку на всех этапах работы в ОУ.

На «хорошо» оценивается работа студента, полностью выполнившего программу педагогической практики, хорошо подготовившего и проводившего психодиагностику, развивающие занятия с детьми и др., но допустившего незначительные ошибки, работавшего вполне самостоятельно, проявившего заинтересованность в работе с детьми и оказавшего помощь педагогу-психологу.

На «удовлетворительно» оценивается работа студента, который также выполнил программу практики, однако в процессе работы не проявлял достаточной заинтересованности, инициативы и самостоятельности, допускал существенные ошибки в проведении психодиагностики, развивающих занятиях с детьми и др., не сумел установить тесный контакт с педагогом-психологом, детьми.

«Неудовлетворительно» оценивается работа студента, который не выполнил программу практики, лично участвовал в повседневной работе, все предусмотренные виды работ провел на низком уровне.

Примерная схема отчета студента-практиканта.

  1. Выполнение плана педагогической практики. Какие отклонения от плана имели место, почему, что сделано сверх плана, особенности практики?

  2. Виды работы выполненные на практике. Что вызвало затруднение.
  3. Какие основные психолого-педагогические задачи решались вами в период практики? Как вы их решали? Какие получили результаты?
  4. Смогли ли вы реализовать свои знания и умения в процессе прохождения практики.
  5. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

Содержание психодиагностического исследования

Психодиагностическое исследование предполагает комплексное изучение познавательных процессов и индивидуальных характеристик личности дошкольника или младшего школьника. Предлагаются методики направленные на исследование личности в четырех направлениях. Полученные данные психодиагностического исследования заносятся в таблицы соответствующие направлению исследования для дальнейшего анализа.

  1. Психофизиологические характеристики учащихся:
  • Сила нервной системы – теппинг тест;

  1. Характеристика эмоционального самочувствия учащихся
  • Уровень школьной тревожности – тест Филлипса;

  1. Личностные характеристики
  • Уровень притязаний – тест моторная проба Шварцландера;
  • Школьная мотивация – проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» по Н.Г. Лускановой.

Содержание тестовых методик необходимо получить на кафедре психологии.

Вид практики: психолого- педагогическая (диагностическая) практика.

Место проведения практики: общеобразовательные школы, учреждения работающие с детьми.

Количество учебного времени: 3,5 недели.

Тема: «Психологическая диагностика ребен­ка».

Цель: организация и проведение психологического исследования познавательной сферы и личностных характеристик детей.

Объект: личность ребенка.

Предмет: Психофизиологические характеристики учащихся; Характеристика эмоционального самочувствия учащихся; Личностные характеристики; Школьная мотивация.

Задачи практики:

  1. Овладеть умением устанавливать контакт, строить взаимодей­ствие с испытуемым.
  2. Научиться строить экспериментальное исследование познавательной сферы и личности ребенка в соответствии с основными этапами.
  3. Научиться предъявлять инструкцию, овладеть приемами ведения протоколов.
  1. Освоить приемы анализа и интерпретации данных, сравнительного анализа результатов по разным методикам.
  2. Научиться писать заключение психологического исследования познавательной сферы ребенка.

Выполнение заданий практики осуществля­ется по следующим этапам.

1. Ознакомительный этап. Студент приходит в школу, знакомится с администрацией учреждения, учителями, воспитателями, детьми, школьным психологом. Посещает летнюю площадку. Содержание данной работы определяется учителем, руководителем прктики и студентом. Студент отчитывается о проделанной работе в дневниковых записях.

2. Этап выбора испытуемых. Студент выбирает пятерых детей для исследования познавательной сферы. Посредством беседы с учителями собирает возможные данные о детях (возраст, индивидуально-психологические особенности, особенности обучения, семейного воспитания и пр.).

3. Исследовательский этап. С выбранными испытуемыми проводит­ся комплекс методик.

Перечисленные методики являются обязательными, однако для под­тверждения и расширения полученных данных, по желанию студентов, они могут быть дополнены другими психодиагностическими методиками.

4. Этап интерпретации и обобщения данных, написания заключе­ния. Студенты интерпретируют данные, полученные с помощью на­блюдения и предлагаемого комплекса диагностических методик, соотносят результаты разных методик, обобщают их и пишут заключение по каждому ребенку отдельно.

5. Этап написания отчета по психолого-педагогической практике. Отчет по практике должен включать в себя:

  1. Дневник с кратким описанием плана выполнения задания практики. Дневник ведется каждый день.
  2. Сведения об исследуемых: дата рождения, анамнез, особенности семейного воспитания, особенности поведения и познавательной сферы и т. д. .
  3. Протоколы проведения и бланки всех методик (на каждого испытуемого).
  1. Интерпретации по каждой методике на каждого испытуемого.
  2. Заключение исследования на каждого испытуемого.

Данные по каждому ребенку (сведения, протоколы, интерпретации, заключение) лучше представлять в комплексе, затем переходить к опи­санию данных другого испытуемого.

В заключение желательно описать ваше отношение к практике. Изложить трудности, с которыми вы встречались при выполнении зада­ния, положительные и отрицательные моменты в практике, предложе­ния по ее усовершенствованию.