Беседа (анкетирование) как метод педагогического исследования

19

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИНОСТРАННОЙ ФИЛОЛОГИИ

Зачетная работа

студентки гр. АН-21

Степанцевич Татьяны Владимировны

Проверил к.пед.н.

Попова Е.А.

Севастополь – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..с.3

ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ……………………………………………………………………..с.5

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………..с.7

ГЛАВА 3. ОПРОС КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………………с.9

ГЛАВА 4. БЕСЕДА………………………………………………………………………………..с.12

ГЛАВА 5. АНКЕТИРОВАНИЕ……………………………………………………………….с.14

12 стр., 5762 слов

Особенности психолого-педагогической работы с детьми «группы риска»

... 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....34 Убери интервал между главой 2 и параграфом 2.1. Введение Актуальность исследования: В современных условиях возрастает количество детей, оставшихся ... и взрослыми и т.д.); педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и ...

5.1 определение анкетирования………………………………………………с.14

5.1 определение анкетирования………………………………………………с.14

5.3 Виды и типы анкет……………………………………………………………с.15

5.4 Правила подготовки анкеты и способы обработки анкетных данных…………………………………………………………………………………….с.16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………с.18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..с.20

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Выбор данной темы обусловлен проблемой, которая рассматривается в ее рамках, а именно являются ли беседа и анкетирования методами педагогического исследования и какие особенности им присущи. Данная проблема актуальна в рамках современных педагогических исследований, так как беседа и анкетирования часто применяются студентами на практике.

Объектом данного исследования являются социологические методы педагогического исследования. Предметом данной работы являются беседа и анкетирование как методы педагогического исследования.

Целью работы является анализ беседы и анкетирования как методов педагогического исследования. Для достижения поставленной цели в ходе работы нами были поставлены следующие задачи:

— изучить особенности методов педагогических исследований;

— определить особенности социологических методов исследования и раскрыть основные этапы его проведения;

— раскрыть особенности проведения и подготовки опроса как основного метода социологического исследования;

— подробно изучить основные виды опроса (беседу и анкетирование): раскрыть особенности их подготовки и проведения; раскрыть их положительные и отрицательные стороны; выявить виды беседы и анкетирования.

Гипотеза

Исследование строилось на предположении, что беседа и анкетирование занимают важное место в системе методов педагогического исследования.

Методы исследования: изучение научных источников, публикаций и статей, аналитический метод.

8 стр., 3678 слов

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 3

... планирования, корректного использования, умелого сочетания : наблюдениями и беседами. К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и ... и так называемые "продукты свободного времени", "хобби-занятий". Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, ...

Теоретической основой данного исследования служили работы в области педагогических исследования разных авторов. Среди наиболее значимых для исследования можно назвать С.И. Брызгалову, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, И.П. Подласого, В.И. Загвязинского.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении и систематизации данных в целом о социологических методах педагогического исследования и о беседе и анкетировании как основных методах социологического исследования.

Практическая значимость. Данная работа может быть полезна для студентов при подготовке и проведении таких методов педагогического исследования как беседа, интервью и анкетирование.

Глава 1. Методы педагогических исследований:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Для того чтобы перейти к анализу таких методов педагогического исследования как беседа и анкетирование, необходимо сначала выяснить что же собственно такое методы научного исследования и какие особенности присущи методам педагогического исследования.

Разные авторы по-разному подходят к определению методов научного исследования. Например, П.И. Пидкасистый определяет методы исследования как «способы решения научно-исследовательских задач» [5,c.44]. И.П. Подласый же видит в методах исследования «способы познания объективной реальности» [6,с.44]. А И.Н. Кузнецов отождествляет методы научного исследования с теорией, которая рассматривает не только «дальнейшее, более глубокое познания действительности, но и ее изменение в ходе практики» [4,c.16]. Определение И.Н. Кузнецова подтверждает тот факт, что в настоящее время наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности специалиста. Причиной этого явления является появление более новых дидактических моделей и методик исследовательского обучения.

Рассмотрим принципы выбора методов педагогического исследования для решения конкретных исследовательских задач, предложенные И.П. Пидкасистым:

— принцип совокупности методов исследования – этот принцип утверждает, что для решения исследовательских задач эффективно применять не один, а несколько методов;

— принцип адекватности метода сущности изучаемого предмета — предусматривает результативность метода и соответствие его при решении необходимых исследовательских задач.

Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания. Каждая наука должна разработать и использовать свои методы исследования, которые могли бы отражать определенные особенности изучаемого явления, методы исследования напрямую зависят от особенностей науки.

Рассмотрим, какими особенностями науки обусловлены методы педагогических исследований. И.П. Подласый предлагает положить в основу следующие характерные черты педагогики как науки:

  1. неоднозначность протекания педагогических процессов – так как результаты обучения, образования и воспитания зависят от очень многих факторов, и даже малейшее изменение одного из них может привести к необратимому изменению результатов педагогического процесса, то круг методов исследования для педагогики значительно сужается и «вынуждает педагогов прибегать к различным ухищрениям для извлечения правдивой информации»;
  2. неповторимость педагогических процессов – так как педагогические процессы обучения, образования и воспитания каждый раз протекают по-разному, то исследователь не имеет возможности повторно провести исследования, т.к. результаты его будут отличны;
  3. участие в педагогическом процессе людей разных возрастов, начиная от грудных младенцев.

Таким образом, выбор и использование различных методов педагогического исследования обусловлены не только и не столько теми или иными исследовательскими задачами, но и в большей мере особенностями протекания педагогических процессов.

6 стр., 2512 слов

Методология и методы педагогической науки 2

... педагогические исследования. Фундаментальные исследования направлены на создание педагогических концепций и новых моделей развития образовательных систем, а прикладные исследования изучают элементы педагогических систем и содержат обоснование конкретных научно-практических рекомендаций. Каждое педагогическое исследование ... обучения необходимо в меру ... количественных методов. Абсолютизируя методы ...

Остановимся более подробно на социологических методах педагогического исследования.

Глава 2. Особенности социологических методов

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Социологические методы исследования – одна из важнейших групп методов в педагогических исследованиях, т.к. позволяют собрать объективную информацию о том, насколько эффективно и успешно в соответствии с планом реализуются задачи педагогики. С.И. Брызгалова особо отмечает, что «социологические методы дают возможность педагогам исследователям и практикам иметь, помимо традиционных критериев успешности работы школы, так же и дополнительную не менее ценную информацию, позволяющую, кроме количественных параметров, проанализировать и качественную сторону работы любого звена в системе и вовремя предпринять необходимые корригирующие воздействия» [2, c.97].

А.Я. Баскаков определил социологические методы как «ядро» социальных методов, использующих совокупность методов и способов приема, обработки и анализа информации, полученной в ходе исследования. Причем автор обращает внимание на то, что все эти методы переняты из социологии.

Любое социологическое исследование состоит из нескольких этапов. Условно можно выделить 5 этапов:

  1. обозначение целей, составление программы и плана исследования; определение средств и сроков проведения, а также способов анализа полученной информации;
  2. необходимо провести пилотажное (пробное) исследование, которое поможет конкретизировать и уточнить программу педагогического исследования. В ходе пилотажного исследования производится так называемая «выборка», то есть выбор компетентных респондентов, объединенных каким-либо общим признаком, интересующим исследователя. Выборка должна быть репрезентативной, то есть хорошо представлять ту прослойку социальной группы, на которую будут распространяться выводы.
  3. сбор первичной необобщенной информации из различных источников;
  4. обработка полученной информации;
  5. анализ результатов, подготовка научного отчета о проделанной работе и формулировка выводов, рекомендаций и предложений по результатам проведенного исследования.

Остановимся на таком социологическом методе как опрос и его видах.

Глава 3. Опрос как социологический метод

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. ... никакими другими способами получить невозможно. Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во ...

Опрос – один из основных методов педагогического исследования. Его особенности рассмотрены в работах В.И. Загвязинского, С.И. Брызгаловой, В.А. Сластенина. С.И. Брызгалова определяет опрос следующим образом: «Опрос – это социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами)» [2, c.98]. Из этого определения следует вывод, что существует два вида опроса:

  1. непосредственный опрос, к которому относятся беседа и интервью (как вид беседы);
  2. опосредованный опрос, к которому, прежде всего, относится анкетирование.

Очевидно, что непосредственный опрос выражается в устной форме, в то время, как опосредованный – в письменной.

Опросу присущ субъективизм, поэтому его следует рассматривать как первичный метод (что и отмечено в определении С.И. Брызгаловой), требующий перепроверки. Чтобы уменьшить вероятность субъективного отношения, исследователю очень важно во время опроса обращать внимание на характер поведения, мимику, жестикуляцию, эмоциональные реакции респондента, так как эти косвенные психологические признаки помогают исследователю определить ложность или истинность его выводов.

Чтобы провести опрос правильно и результативно, следует придерживаться нескольких рекомендаций. Во-первых, прежде чем приступить к проведению опроса, необходимо тщательно продумать и заранее подготовить вопросы. В.А. Сластенин предлагает следующий алгоритм составления вопросника:

  1. определение характера информации, которую необходимо получить;
  2. составление рабочего плана вопросника;
  3. составление приблизительного ряда вопросов;
  4. пробное («пилотажное») исследование;
  5. редактирование вопросника с учетом результатов «пилотажного» исследования.

В.И. Загвязинский отмечает, что при составлении вопросника следует придерживаться правил правильной постановки вопросов [3, c.120 – 121]:

  1. не стоит задавать слишком прямых вопросов («вопросы в лоб»);
  2. нельзя использовать вопросы-подсказки, иначе результаты опроса не будут отображать реальной действительности;
  3. предпочтительнее чаще употреблять косвенные вопросы, которые помогут выявить необходимую информацию через сведения о других объектах. Кроме того они скроют истинную цель опроса и обеспечат более объективную оценку ситуации.

Внимательно изучив эти правила, можно сделать вывод, что исследовательская цель и тема опроса могут не совпадать.

Во-вторых, чтобы приступить к опросу респондента, необходимо знать степень его информированности С.И. Брызгалова дает следующее определение информированности: «Информированностью называется мера соответствия тех или иных сведений, которыми располагает респондент, объективной действительности – реальным фактам, событиям, высказываниям» [2, c.103]. При изучении степени информированности респондента необходимо учитывать особенности организации процесса информирования, а также избирательный характер знаний респондента. Чаще всего измерение информированности респондента происходит на основе самооценочной осведомленности респондента. Но при этом необходимо помнить, что самооценочная осведомленность не отражает реальной информированности респондента, поэтому его ответы должны подвергаться не только количественному, но и качественному анализу.

6 стр., 2632 слов

Характеристика метода беседы

... ённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом. 2. ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА БЕСЕДЫ В ПСИХОЛОГИИ. Очень часто, когда в профессиональном кругу психологов заговаривают о ... а может быть, и не двух. Если про­должить экскурс в методы эмпирического психологического исследования, то окажется, что ни один из них не существу­ет без ...

Далее более подробно рассмотрим виды опроса: беседу, интервью, анкетирование.

Глава 4. Беседа

Беседа как метод педагогического исследования рассматривается в работах таких авторов, как С.И. Брызгалова, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластенин. Проанализировав работы этих авторов, становится очевидным, что беседа – это социологический метод исследования, который основан на словесной коммуникации исследователя с испытуемым (респондентом) и может использоваться как основной и/или дополнительный метод.

Иначе говоря, беседа представляет собой довольно свободный диалог на определенную тему с целью получения основной информации, либо для подтверждения выводов, сделанных на основе других методов педагогического исследования.

Проведение беседы требует тщательной подготовки исследователя. Прежде всего, рекомендуется составить план беседы и выделить наиболее значимые вопросы. При этом вопросы, интересующие исследователя должны рассматриваться с различных позиций и составляться в различной форме (например, вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов респондента).

Таким образом, предварительная подготовка к проведению беседы поможет исследователю избежать субъективного отношения и субъективной оценки того, или иного вопроса.

Конечно, серьезного отношения требует не только подготовка, но и проведение беседы. И.П. Подласый отмечал, что «педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков» [6, c.51]. Чтобы достичь такого эффекта беседы необходимо придерживаться определенных правил во время ее проведения. Во-первых, как уже отмечалось выше, беседа ведется свободно, то есть оба собеседника, и исследователь и респондент, равноправны. Исследователь не может только задавать вопросы, ему следует активно участвовать в беседе. Во-вторых, исследователь должен обладать умением быть находчивым и использовать различные ситуации в свою пользу. Это качество поможет исследователю выявить истинные чувства и намерения респондента, его оценки и позиции в отношении того, или иного вопроса.

В-третьих, во время проведения беседы не принято записывать ответы собеседника, а саму беседу более эффективно проводить в неофициальной обстановке.

Одной из разновидностей беседы является интервью. С.И. Брызгалова дает следующее определение этого метода: «Интервью – метод сбора необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы исследователя с испытуемым» [2, c.100]. Но, в отличие от беседы, исследователь не является активным участником интервью, а только задает заранее подготовленные вопросы и записывает ответы респондента. Причем респондент тоже может готовить ответы заранее. Поэтому И.П. Подласый отмечает, что во время проведения интервью исследователь должен учитывать тот факт, что заранее подготовленные ответы могут быть неискренними. Учитывая этот факт, психолог А.В. Петровский советует при проведении интервью учитывать психологические особенности человека: обращать внимание на позу, поведение, интонации респондента.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ... они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового”. 5. Эдвин Шнейдман. Типология индивидов, играющих ...

Таким образом, беседа и интервью (как разновидность беседы) как методы педагогического исследования имеют свои преимущества и недостатки. С одной стороны, в ходе беседы можно выявить непосредственное отношение людей, их чувства, взгляды и оценку какого-либо политического, социального события, узнать отношение к исследуемому объекту. С другой стороны, беседа – очень сложный и не всегда надежный метод исследования, так как требует тщательной подготовки и определенных личностных качеств исследователя, а также предельной искренности респондента.

Глава 5. Анкетирование

5.1 Определение анкетирования

Теперь рассмотрим другой, не менее важный социологический метод педагогического исследования, анкетирование. Вопросу анкетирования посвящены работы многих авторов психологов и педагогов. Особое внимание этому вопросу уделяют П.И. Подласый и С.И. Брызгалова. Проанализировав работы этих и некоторых других авторов, становится очевидным, что в последнее время метод анкетирования является одним из наиболее актуальных методов педагогического исследования. Прежде всего это обуславливается небольшими материальными затратами на проведение анкетирования, а также возможностью автоматизированной обработки данных.

Для более подробного рассмотрения этого метода исследования необходимо, прежде всего, дать ему определение. В.А. Сластенин и И.П. Подласый определили анкетирование как «метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами» [7, c.81]. Анкетирование позволяет исследователю в короткие сроки регистрировать и обрабатывать мнения людей различных социальных, политических, возрастных и профессиональных групп.

5.2 Виды вопросов в анкете

Анкеты, как правило, состоят из вопросов, расположенных в определенном порядке. У С.И. Брызгаловой можно встретить следующее определение вопросов анкеты: «Под вопросами анкеты понимаются все речевые сообщения … как в вопросительной, так и в утвердительной или отрицательной формулировках и побуждающие респондента письменно реагировать на него» [2, c.102]. Существуют различные виды вопросов:

— закрытый вопрос анкеты предлагает респонденту один или несколько вариантов ответа, тем самым ограничивая его свободу в выборе ответа. Закрытый вопрос требует лишь согласия или несогласия с тем или иным предлагаемым суждением;

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... Схемы педагогического эксперимента. •Основные способы обработки исследовательских данных. Особенности обработки исследовательских данных. Обработка и интерпретация полученных результатов конкретного эмпирического исследования. •Оформление результатов и содержательных выводов исследования. •Основные требования к содержанию, логике ...

— открытый вопрос анкеты не предполагает наличия вариантов ответа. При выборе ответа на такие вопросы респонденту представляется полная свобода;

— при ответе на полузакрытый вопрос анкеты респонденту представляется возможность либо выбрать ответ из предложенных позиций, либо сформулировать свой собственный ответ.

5.3 Виды и типы анкет

В зависимости от того, какие виды вопросов используются при анкетировании, различают следующие виды анкет: закрытая, открытая, смешанная. И.П. Подласый выделяет и некоторые другие виды анкет: именные (с указанием фамилии и имени респондента), анонимные, урезанные, контрольные.

Необходимо также обратить внимание и на классификацию анкетирования, данную П.И. Пидкасистым. Согласно классификации ученого выделяют следующие виды анкетирования:

  1. контактное – во время такого анкетирования раздача, проведение и сбор анкет осуществляются при непосредственном присутствии исследователя и при его общении с респондентами;
  2. заочное – анкетирование, которое проводится посредством почты;
  3. прессовое – анкетирование, которое реализуется через анкету в газете, либо любом другом периодическом издании.

5.4 Правила подготовки анкеты и способы обработки анкетных данных

Очевидно, что подготовка и организация анкетирования, так же, как и подготовка беседы, является довольно емким процессом и включает в себя:

  • разработку структуры анкеты;
  • «пилотажное» (пробное) анкетирование;
  • доработку формулировки вопросов по результатам «пилотажного» анкетирования;
  • тираж анкеты в достаточном количестве;
  • выбор типа анкетирования.

Как уже отмечалось выше, результаты анкетирования удобно обрабатывать. Существует несколько техник обработки анкетных данных. Тип техники обработки выбирается с учетом сложности анкеты и количества лиц, вовлеченных в анкетирование. Наиболее удобный способ обработки анкет — машинный. Этот способ предусматривает статистическую обработку данных. Такой способ удобно использовать при обработке закрытых анкет. При этом ответы респондентов анализируются количественно, т.е. предпочтение отдается одному из вопросов в структуре анкеты. Так как в закрытых анкетах респонденты могут указывать только один ответ из ряда предложенных, то сумма всех ответов при машинной обработке данных не может превышать 100%.

В случае же обработки смешанных и открытых анкет целесообразнее использовать ручную технику обработки. При использовании этой техники подсчет типов ответа производится чаще всего по категориям, а сами ответы анализируются качественно, то есть все вопросы анкеты рассматриваются во взаимодействии.

Кроме того, при обработке анкетных данных исследователи часто пользуются так называемой теоретической интерпретацией. Метод теоретической интерпретации предполагает не только фиксирование и подсчет ответов респондента, но и их обработку под определенным углом зрения. Теоретическая интерпретация включает: статистические методы обработки данных, качественный анализ, систематизацию фактического материала, а также анализ систематизированных фактов.

5 стр., 2352 слов

Обработка полученных данных. Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

... 15 19 4 8 12 16 20 Обработка полученных данных Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при ... ответов, изучаемые показатели психологической культуры, ключ и способ обработки первичных данных. БЛАНК методики “Психологическая культура личности” (2 – ... Выработать у себя определенные черты характера.   Обработка и интерпретация результатов Для определения преобладающих мотивов ...

На основе вышесказанного можно утверждать, что анкетирование является наиболее удобным методом педагогического исследования на сегодняшний день, так как позволяет за короткий промежуток времени опросить большое количество респондентов разных социальных групп при небольших затратах на проведение. Но при этом следует помнить, что результаты анкетирования могут оказаться необъективными, так как ответы респондентов могут быть неправдивыми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении проведенного нами исследования целесообразно привести следующие итоговые положения:

  1. Методы педагогического исследования напрямую зависят от особенностей педагогики как науки, поэтому им присущи такие свойства, как неоднозначность, неповторимость и широкий интервал возрастов участников педагогического эксперимента.
  2. Социологические методы исследования наиболее часто применяются в педагогическом исследовании. Они позволяют собрать объективную информацию о том, насколько эффективно и успешно в соответствии с планом реализуются задачи педагогики. Все социологические исследования проводятся по схожей схеме: определение целей исследования, проведение пилотажного исследования, доработка плана исследования, обработка и анализ полученных данных.
  3. Основным методом социологического исследования является опрос. Опрос требует тщательной подготовки, важнейшим этапом которой становится составление вопросника. Опросу присущ субъективизм, поэтому этот метод часто требует перепроверки. Основными видами опроса являются беседа и анкетирование.
  4. Беседа и анкетирования – социологические методы и особенности, присущие этим методам исследования, подтверждают их принадлежность к методам педагогического исследования. В ходе нашего исследования было выяснено, что существует два вида беседы – непосредственно беседа и интервью. Виды анкет определяются типом вопросов, которые используются исследователем. Различают открытую, смешанную и закрытую анкеты. Беседа и анкетирование целесообразно использовать в ходе педагогических исследований, так как они позволяют выяснить быстро и довольно точно выявить отношение людей, принадлежащих к разным социальным группам, к исследуемой проблеме при незначительной затрате материальных средств. Но при анализе и обработки данных, полученных при использовании данных методов, все же необходимо учитывать субъективное отношение к изучаемой проблеме, как со стороны исследователя, так и со стороны респондента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Баскаков А.Я. Методология научного исследования: учеб. пособ. / А.Я. Баскаков, Н.В. Туленков. – К.: МАУП, 2004. – 216с.
  2. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: учеб. пособ. – 3-е изд., испр. и доп. – Калининград: КГУ, 2003. – 151с.
  3. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982. – 160с.
  4. Кузнецов И.Н. Метод как единство объективного и субъективного / И.Н. Кузнецов // Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления. – М.: Дашков и Ко, 2006. – С. 15 – 21.
  5. Педагогика: учеб. пособ. [Электронный ресурс] / [В.В. Воронов, В.И. Журавлев, В.В. Краевский, И.В. Крупина, А.Ф. Меняев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов, Н.Е. Щуркова; под ред. П.И. Пидкасистого]. – М.: РПА, 2006. – 638с. – Режим доступа: http://www.InetLib.ru
  6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. пособ. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 576с.
  7. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособ. / [В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шляпов; под ред. В.А. Сластенина]. – М.: Академия, 2002. – 576с.
  8. Социальная психология / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 422с.
  9. Журавлев В.И. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособ. / [Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; под ред. В.И. Журавлева]. – М.: Академия, 1988. – 541с.