Особенности развития при аутизме

Миненкова И.Н., канд. пед. наук, доцент.

Тема 1. Детский аутизм как первазивное нарушение психического развития

Исторический аспект изучения аутизма

Термин «autismus» был впервые использован швейцарским психиатром Эугеном Блеером в 1910 году при описании симптомов шизофрении. В основу этого неолатинизма, означающего «ненормальное самолюбование», он положил греческое слово αὐτός - «сам», намереваясь подчеркнуть «аутистический уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость».

Современное значение термин «аутизм» впервые обрёл в 1943 году, когда американский психиатр Лео Каннер (Leo Kanner) дал целостное описание синдрома «ранний детский аутизм», названного с тех пор его именем. Каннер указал основные характеристики аутизма, которые до настоящего времени используются для диагностики данного расстройства: «неспособность к речевому и аффективному контакту», «аутистическое уединение», «стремление к постоянству». Независимо от Каннера сходный синдром описал австрийский педиатр Ханс Аспергер (Hans Asperger) в 1944 году. Он наблюдал менее тяжелые состояния, которые назвал «аутистической психопатией». Как и Каннер, Аспрергер отмечал дефицит в социальном взаимодействии и коммуникации, ориентированной на партнёра, а также ограниченные интересы и действия. Однако Аспергер указывал на сохранность языка и речи детей, которых он наблюдал.

И Каннер, и Аспергер считали аутизм самостоятельным заболеванием, отграничив его шизофрении на том основании, что он часто оказывается врожденным и проявления его иногда заметны уже в младенческом возрасте; протекает на фоне полного соматического здоровья; характеризуется ослаблением или утратой эмоциональных реакций, но не патологическим извращением их; не сопровождается галлюцинациями. Эти авторы подчеркивают, кроме того, что при аутизме в отличие от шизофрении больные не интересуются окружающим, но не отвергают его, для них характерны своеобразные изменения речи, отличная память и музыкальные способности, они хуже приспосабливаются к среде.

Иная ситуация сложилась в России и, соответственно, Беларуси, где аутизм долгое время рассматривался как проявление ранней детской шизофрении. Независимо от Каннера, это расстройство описал российский детский психиатр Самуил Мнухин в 1947 году. Его наблюдения во многом подтверждали характеристики аутизма, описанные Каннером и Аспергером. Однако он придерживался позиции, согласно которой аутизм представляет собой своеобразную разновидность шизофрении. Той же точки зрения придерживались и отечественные детские психиатры, поэтому до недавнего времени в нашей стране между аутизмом и шизофренией в большинстве случаев просто ставился знак равенства. Западными специалистами связь детского аутизма и шизофрении полностью отрицается.

6 стр., 2980 слов

Психологические особенности адаптации ребенка 2−3 лет к детскому саду

... условиям содержание детского сада сделан в затрудне отечественной литературе. В последние связи годы среднюю все ... сопровождения нормальная адаптации дошкольника к тации условиям детского образовательного данного учреждения именно. Теоретико-методологическое возраста ... лет. Как подготовиться к школе: Учебное пособие [Текст] /М.: ЮНВЕС, 2007. - 160с. 5. Ватутина, Н.Д. Ребёнок поступает в детский ...

Симптоматика, этиология и эпидемиология аутизма

В настоящее время синдром Каннера (ранний детский аутизм) и синдром Аспергера (аутистическая психопатия), а также другие сходные с ними состояния относят к расстройствам аутистического спектра, которые в Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) определяются как группа общих расстройств развития, характеризующихся дефицитом социального взаимодействия и коммуникации с другими людьми, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Т.о., термин «аутизм» в психолого-педагогической литературе используется для обозначения определённой симптоматики, которую для краткости назвали одним словом.

Аутизм является самостоятельным нарушением развития и проявляется триадой симптомов: недостатком социального взаимодействия, недостатком коммуникации, стереотипными формами поведения.

Недостаток социального взаимодействия рассматривается в качестве центрального признака при аутизме. У лиц с аутизмом нарушена социальная взаимность, что проявляется в отсутствии адекватных реакций на эмоции других людей, редких попытках найти в других сочувствие, необычном зрительном контакте, сложностях при инициировании ситуаций взаимодействия.

Недостаток взаимной коммуникации проявляется в отсутствии или недостаточной пластичности и экспрессивности речи, затруднениях при обработке вербальной информации, относительной неспособности к социальной игре-имитации и творческой игре, невозможности организовать игровую деятельность со сверстниками.

11 стр., 5248 слов

Техника взаимодействия:

... жизнедеятельности. В общем виде - общение есть процесс взаимосвязи и взаимодействия самых разных субъектов (личностей, общественных групп, народов, культур ... . Поскольку процесс достижения соглашения означает упо­рядоченное регламентом взаимодействие, каждое слово в нем, как нота в партитуре ... расходы по проекту, смета которого утверждена еще в прошлом году?” А: “Должен заметить, что ^так называемые до­ ...

Под стереотипными формами поведения понимают многократное повторение нефункциональных движений и действий, упорство на однообразии, ограниченные области интересов, особую привязанность к необычным неигровым предметам.

Каждое из этих нарушений, взятое в отдельности, не является специфическим признаком аутизма. Они могут проявляться при других состояниях, а иногда и у здоровых людей. При аутизме одновременно затронуты все три названные области, причём постоянно, хотя степень выраженности нарушений может варьировать. В дополнение к этим специфическим диагностическим чертам при аутизме обычным является наличие ряда других неспецифических проблем, таких как нарушения сенсорной чувствительности, фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и агрессивность по отношению к себе и другим.

До настоящего времени во взглядах на генез, распространённость и прогноз аутизма нет устоявшихся мнений: они претерпевают изменения на протяжении, практически, семидесяти лет, прошедших со времени его описания.

Главная причина аутизма — различные нарушения в развитии головного мозга и в первую очередь — незрелость синаптических связей. Синаптические связи — это особый тип взаимодействия между нервными клетками, из которых состоит головной мозг. Координированная работа этих клеток возможна лишь в случае полноценных взаимных связей, что и обеспечивают синапсы. Нарушение их функции приводит к нарушению гармонии в работе отдельных структур мозга. Установлено, что истоки этих нарушений заключены в генах человека, что и определяет наследственный характер аутизма. Однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение заболевания: взаимодействие множества генов, либо возникающие мутации. Существуют и другие версии возникновения данного расстройства, однако они не доказаны и не имеют официального подтверждения. В частности, не получено каких-либо научных доказательств гипотезы, связывающей аутизм с вакцинацией детей. В редких случаях обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые нарушения.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... развитие детей среднего дошкольного возраста 2.1 Основные задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста Основные задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста рассмотрим ... в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребёнка. Таким образом: задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста будут решены только при создании ...

Частота РАС не зависит от национального, расового или географического факторов. По данным Всемирной организации аутизма распространённость РАС в 2000 году составляла от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году на 250−300 новорожденных в среднем приходился один случай РАС. В 2008 году распространенность РАС составляла 1 случай на 150 детей: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. У мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек. За десять лет количество детей с РАС выросло в 10 раз. Пока неясно, повысилась ли реальная распространённость РАС. Возможно, это произошло из-за изменившихся подходов к диагностике.

Истинную частоту РАС в нашей стране отследить практически невозможно, поскольку в 18 лет диагноз пересматривается на тот или иной вариант шизофренического расстройства, умственную отсталость и др. К сожалению это происходит, несмотря на то, что, согласно официально принятой МКБ-10, диагноз «аутизм» может быть установлен в любом возрасте и у взрослых проявления синдрома, хотя и меняются, но в основном носят тот же характер. Это означает, что наблюдение за социально-экономическим положением лиц с аутизмом, оценка результатов помощи им и сама эта помощь становятся невозможными.

Прогноз аутизма

Аутизм — неизлечим и сохраняется на протяжении всей жизни человека. Наиболее очевиден аутизм в дошкольном возрасте. В последующий период, вплоть до полового созревания, у большинства детей уменьшается количество проблем и улучшается способность устанавливать контакты и общаться. В подростковом возрасте в одном случае (40%) наступает регресс в поведении до уровня социального развития дошкольного возраста с замкнутостью, отвержением других людей; во втором случае (60%) симптоматика аутизма уменьшается: дети научаются контролировать и изменять своё поведение в соответствии с ситуацией. К взрослому возрасту формируются своеобразные модели поведения и взаимодействия. У одних возможно преобладание замкнутости, избегания контактов с другими людьми. Другие, напротив, стремятся к контакту, но делают это особым образом, например, стараются привлечь к себе внимание совершенно неприемлемыми способами, их активное обращение часто не понимается. Третьи пассивно принимают общество других людей, однако в случае перемены распорядка их жизни, необходимости увеличения социальной активности возможен возврат к симптомам аутизма.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... волевой сфере и личностном развитии одарённых детей. Развитие потребностей у одарённого ребёнка. Высокая избирательность познавательной мотивации и исследовательской активности детей и развитие их специальных способностей. ... с помощью которых можно развивать у детей воображение, зачатки творчества в двигательной сфере. Литература Доровский, А.И. Сто советов по развитию одарённости детей. Родителям ...

Лица с аутизмом нуждаются в поддержке и сопровождении с раннего возраста и на протяжении всего жизненного пути, лишь 1−2 из 100 удается вести самостоятельную жизнь. Социальный прогноз зависит от степени тяжести аутистического расстройства, сопутствующих заболеваний, качества и времени начала оказания психолого-педагогической помощи. Эмпирически доказано, что в возрасте 5−6 лет показателями дальнейшего развития ребёнка с аутизмом являются IQ и уровень развития речи. IQ<50 и отсутствие речи обусловливают низкий уровень социального функционирования во взрослом возрасте. Следует отметить, что, согласно мировой статистике, 70% детей с аутизмом имеют нарушения интеллекта.

Особенности развития при аутизме

Аутизм является общим или первазивным расстройством развития (pervasive developmental disorder — PDD).

Термин «первазивное» расстройство означает «всепроникающее», т. е. охватывающее все стороны развития личности: социальную, речевую, сенсомоторную, познавательную, эмоциональную сферы. Развитие при этом не просто нарушается или задерживается, оно искажается. Меняется сам стиль организации отношений с миром, его познания. Лица с аутизмом воспринимают мир как огромное количество отдельных раздражителей, которые соседствуют друг с другом без всякой взаимосвязи и смысл существования которых им остаётся неясен.

7 стр., 3306 слов

Психологический анализ профессионального становления учителя на стадии обучения в педагогическом вузе

... формирование готовности индивида к педагогическому труду, которая предполагает определенный уровень развития педагогической мотивации, сформированность педагогических знаний и умений, развитие профессионально важных и ... ведущих линий профессионального становления учителя на стадии обучения в педагогическом вузе является формирование педагогической деятельности: в этом заключается суть методической ...

Длительное время в нашей стране аутизм считался аффективным расстройством, т. е. ведущая роль в развитии аутистических проявлений приписывалась рано возникшим эмоциональным нарушениям (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 1985, 1991).

Соответственно, психолого-педагогическая помощь сводилась к развитию эмоций. Однако такой подход не объясняет и не устраняет особенностей развития познавательных процессов при аутизме: фокус на деталях, проблемы с распознаванием взаимосвязей, нарушение символической функции, инертность в переключении на новый способ решения задач, ограниченное воображение и др.

В настоящее время существует точка зрения, согласно которой аутизм рассматривается как когнитивное нарушение. По мнению ученых, центральное место в структуре синдрома аутизма занимают специфические особенности познавательных процессов — так называемый когнитивный дефицит, который имеет место у лиц с аутизмом даже при сохранном интеллекте. Он включает в себя фрагментарную стратегию восприятия и «лоскутный» буквальный тип мышления. Все остальные проявления аутизма (трудности социального взаимодействия и коммуникации, проблемы поведения и эмоциональной сферы) могут быть связаны с первичным искажением развития познавательных процессов. В ряде исследований было доказано, что когнитивные трудности чаще проявляются в ситуациях социальных и эмоциональных.

Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме

В целом, помощь детям с аутизмом включает три составлющих: медицинскую терапию, помощь психологическую и педагогическую. Медицинская сторона — это лишь симптоматическое лечение. Так как болезнь заключена в генах, полностью её излечить с помощью лекарств, на сегодняшний день, невозможно. Психологическая помощь при аутизме заключается в формировании межличностных отношений, развитии эмоций, коррекции поведенческих особенностей. Педагогическая помощь подразумевает обязательное обучение и воспитание детей с аутизмом в особых для этого условиях, с помощью специальных форм и методов.

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... ребенка   Вариативные формы дошкольного образования детей с комплексными нарушениями развития   Коррекционно-развивающая направленность обучения русскому языку детей с задержкой психического развития в начальных классах   Обучение детей ... Русской Православной Церкви в деле помощи детям-инвалидам и их семьям   ... детей с ранним аутизмом Ковалец И.В. Преодоление трудностей при обучении ...

Детский аутизм в 40−60-е годы считали разновидностью детской шизофрении поэтому лечили его медикаментозно в психиатрических стационарах, и прошло почти 30 лет, пока не наступило ясное осознание того, что эта практика неэффективна, что аутизм, прежде всего, есть нарушение развития, и детям с аутизмом необходима комплексная, прежде всего, психолого-педагогическая помощь.

Современный опыт показывает, что максимально раннее включение детей с аутизмом в коррекционно-педагогический процесс позволяет изменить к лучшему их поведение и жизненные перспективы. Созданная в Республике Беларусь система специального образования позволяет обеспечить доступность образования и получение необходимой психолого-педагогической помощи для всех детей с особенностями психофизического развития, в том числе и с аутизмом.

Наибольшее число детей с аутизмом (45%)[1] обучаются в Центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Им присущ аутизм в его наиболее тяжёлом варианте в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. У таких детей на первый план выступает неприятие любых контактов, отрешённость от происходящего, отсутствие речи, несамостоятельность в быту, агрессивное поведение, направленное как на себя, так и на окружающих. Однако даже в этих самых тяжелых случаях при создании адекватных условий обучение ребенка возможно. Он может освоить ранее недоступные ему способы коммуникации с другими людьми, стать более адаптированным в быту, овладеть отдельными учебными умениями.

Возможны случаи, когда дети с аутизмом обучаются в условиях образовательной интеграции (24%).

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что включение их в жизнь общеобразовательных дошкольных или школьных учреждений зачастую носит механистический характер. Безусловно, они могут накапливать большие знания в отдельных областях, усваивать общие стереотипы социального поведения, существовать рядом с другими, не мешая им. Однако знания их носят формальный характер и не используются в реальных жизненных ситуациях. Социальная наивность таких детей делает их удобным объектом для шуток и манипулирования со стороны сверстников. Без специальной психолого-педагогической помощи дети с аутизмом не осваивают сложные и гибкие формы отношений с другими людьми. 5% таких детей получают поддержку на пункте коррекционно-педагогической помощи, которая, в основном, сводится к развитию речи.

Часть детей с аутизмом обучается в специальных дошкольных учреждениях (3%) и специальных школах (11%).

В этих случаях, однако, ребенок редко получает действительно индивидуально подобранную программу коррекционно-развивающего обучения. Педагоги специальных школ, к сожалению, не всегда знакомы с особенностями развития и образовательными потребностями детей с аутизмом. В освоении учебных программ не учитывается специфический когнитивный дефицит ребёнка с аутизмом, в реализации коррекционной направленности обучения не ставятся задачи помощи в развитии бытовой адаптации, коммуникации и пр.

В ряде случаев (12%) подобные дети получают рекомендацию обучаться индивидуально в условиях дома по программе общеобразовательной или вспомогательной школы. Необходимо подчеркнуть, однако, что это не отвечает их особым образовательным потребностям. В данном случае даже открывающаяся возможность создать ребенку комфорт и приспособить процесс обучения к его индивидуальным особенностям не окупают лишения возможности накапливать практический жизненный опыт. Избавление от необходимости приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам крайне вредно для ребёнка с аутизмом, который и сам не направлен на активное развитие отношений с миром и не стремится выйти за рамки привычного. Он не видит других детей, других образцов социального поведения, перед ним не встают реальные задачи усложнения взаимодействия с миром и людьми.

Особым случаем является ситуация одаренного ребенка с аутизмом. Довольно часто аутичный ребенок с высоким интеллектом не попадает в поле зрения ПМПК, более того, он легко проходит отборочные комиссии в престижные лицеи, частные гимназии. Он подкупает своих будущих учителей своей нестандартностью, увлеченностью, одаренностью, которая может проявиться в области технического конструирования или в математике, музыке, рисовании, освоении иностранных языков. Их ожидания, как правило, очень скоро перестают оправдывать себя. Кроме трудностей организации поведения выясняется, что такой ребенок предпочитает учиться сам по собственной логике и тому, чему он хочет, вне системы внедряемой передовой педагогической технологии. Трудности организации взаимодействия воспринимаются с раздражением, и семья часто получает отказ с формулировкой — «ваш ребенок не отвечает концепции нашей школы» (О.С. Никольская).

Эти случаи вызывают особое сожаление, потому что одаренность такого ребенка при терпеливой работе действительно может служить основой для развития его социальных навыков.

В США и странах Западной Европы для детей с аутизмом созданы специальные формы обучения — особый тип школы со своей программой коррекционно-педагогической работы, соответствующей их особым нуждам, где сама организация среды, взаимодействия педагога и ребенка позволят максимально использовать, развить его способности к обучению и социальной адаптации.

Несмотря на это, создание специальной школы и даже специальных классов исключительно для детей с аутизмом не представляется целесообразным. Однородность состава учеников, безусловно, облегчает создание комфортных условий пребывания, приспособление среды и адаптацию методов обучения к возможностям детей. Вместе с тем, понятно, что объединение вместе детей с выраженными проблемами коммуникации не может способствовать их социальному развитию. Ребенок с аутизмом должен иметь возможность следовать образцам адекватного социального поведения других детей. Кроме того, приспособившись к специально созданным условиям обучения, он становится крайне зависимым от их сохранения, что не способствует освоению им более разнообразных отношений с миром. В связи с этим, представляется, что основной специальной задачей в организации обучения ребенка с аутизмом является не все более полное приспособление к наличествующим у него возможностям обучения, а помощь в постепенном и последовательном освоении более сложной и динамичной образовательной среды.

Такой подход к оказанию коррекционно-педагогической помощи лицам с аутизмом имеет место в России. Специальный федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра указывает, что наиболее перспективной формой обучения ребенка с аутизмом представляется постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в группу или класс детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации, возможности которых на данном этапе оцениваются как сопоставимые с его собственной способностью к обучению. Например, это может быть как класс общеобразовательной школы, так и классы для детей с особенностями психофизического развития.

Т.о., в системе специального образования Республики Беларусь созданы условия, обеспечивающие лицам с аутизмом равные со здоровыми сверстниками возможности получения образования и специальной помощи. Однако существует проблема адаптации образовательной среды и процессов обучения и воспитания к возможностям и трудностям детей с аутизмом с тем, чтобы помочь им в осмыслении усваиваемых знаний и умений, в организации социально адекватных форм поведения и контактов со сверстниками.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector