Цели по ФГОС: БИЛЕТ №7
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи по ФГОС:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,
3) создания благоприятных условий развития детей
4) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
5) формирования общей культуры личности детей
6) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и формирования социокультурной среды
7) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи
Концепция непрерывного образования (2003 г.)
Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Задачи на дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста)
Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
Цель — содействовать становлению ребенка как личности.
Задачи:
1. развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье)
Анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации
... социального страхования является пенсионное, которое призвано осуществлять эффективное пенсионное обеспечение. Развитие пенсионной системы является одной из приоритетных задач, поскольку затрагивает ... страхования и пенсионного обеспечения. 2. Провести анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации. 3. Исследовать перспективы развития пенсионного обеспечения в России. Объектом ...
2. формирование начал личности (базис личностной культуры)
3. развитие индивидуальности ребенка
4. охрана и укрепление здоровья детей
5. единство воспитания и обучения
Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте: культура общения, культура деятельности, культурно-гигиенические навыки (С.В. Петерина, И.Н. Курочкина и др.).
Содержание, формы и методы работы по воспитанию основ этикета у дошкольников.
Ученые: С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О. В. Защиринская, Л. Ф. Островская и др.
Петерина:
К-ра поведения = к-ра д-ти + К-ра общения + КГН
К-ра д-ти = Порядок на раб месте+ привычка доводить дело до конца +береж отнош-е к вещам
К-ра общения = уваж-е и доброж-ть+вежлив обращ-е+ вежл повед-е
КГН=чистота + порядок = навыки личной гигиены+ навыки культуры питания+навыки бережного отношения к вещам+ навыки поддержания порядка и чистоты в окружающей среде.
Формы работы:
· НОД
· Беседа
· Чтение Х Лит-ры = Одна из возможных основ этической беседы
· Игры
· Праздники
· Работа с родит
· Режим. мом-ты
Методы:
(В. И. Логтнова, М. А. Саморукова, Л. Ф. Островская)
o Этич. беседа
o Прямое обучение
o Дид. игра
o Системач. напоминание
o Непосред. общен. со взрос.
Еще Методы:(не знаю чьи)
o Приучение=образец+контроль взрослого
o Упр-е=многократ. повторение
o Воспит. ситуац.=перед выбором
o Пример для подраж.=герой
o Словес методы = Сказка, Рассказ, Беседа
o Разъяснения=Почему так?
o Поощрение и наказание
Содержане = Чему учим?
Вежливость, опрятность, бережливость…
Этапы формирования, (И. Н. Курочкина)
1. Знание этикет. правила
2. Понимание его разумности и необх.
3. Умение применять его
4. Эмоц. пережив. От его выпол-я
5. в старшей группе ( Петерина, Курочкина, Островская) :
Усложняются правила поведения. Известные правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения: культура поведения по отношению к знакомым и незнакомым людям, малышам, престарелым и т. п. Повышаются требования к культуре общения: держаться естественно; разговаривая, смотреть в глаза собеседника; приветливо отвечать на вопросы; не уходить, если разговор не закончен. Обращаться внимание детей на позу, жесты, мимику как показатель сдержанности, подтянутости.
Петерина утверждает, что у детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща. умение подчиняться требованием взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений.
Исследования Т. И. Бабаевой, И. Н. Курочкиной показатели, что выполнение правил культурного поведения старшие дошкольники начинают мотивировать желанием учесть интересы окружающих, стремление сохранить доброжелательную обстановку (в библиотеке надо вести себя тихо, спокойно, чтобы не мешать другим читать или выбирать книгу).
Методы начала деловой беседы.
... воспринимаются аркументы, так как и так доверяться. Методы начала деловой беседы. Подготовка к проведению деловой беседы: Докоммуникативная фаза и коммуникативная фаза (еще мб ... стол от ненужных материалов. Методы начала деловой беседы: Позволительно снять психологическое напряжение (беседы на отвлеченные темы): - О погоде – метод снятия напряжения, беседа начинается с отвлеченной темы, ...
У детей складывается правильное отношение к нравственным качествам
Методы формирования нравственного сознания
Убеждение в форме разъяснения Этическая беседа – беседа на нравственные темы.Чтение художественной литературы
Рассматривание (например, классификация картин с изображение поступков и проступков).Методы стимулирования чувств и отношенийПример ПоощрениеНаказание (кратковременное отчуждение, лишение развлечения, отстранение от желанной роли в игре).Принуждение – воспитатель действует силой своего авторитета, Методы формирования нравственного поведения
Приучение,Упражнение,Руководство деятельностьюНаблюдение – умение всматриваться в явления и отношения окружающего мира.
Сам билет.Дош воз сенситивный.
• Дети хотят быть как взрослые;
• Пластичность, восприимчивость к нормам поведения;
• В условиях ДОУ дети вынуждены жить по правилам.
Механизм Нрв.восп.
1.Знания и представления о нрав. кач-ах.Знаю.
2.О необходимости иметь это кач – во(мотивы).
Мне надо.
3.Прим. практически. поступки навыки привычки. Я могу.
ОсобенностиН.В, у дошкольников:
Его нельзя ограничивать временем, пространством, местом, рамками.
Нр-й опыт накапливается непрерывно, как со взрос. так и самос- но.
Н,В, — это целенапр. процесс приобщения детей к мор. ценностям Ч-ка, и конкретного общ-ва.
Результат. Набор нрав.кач –в лич-ю.
Задачи
По механизму З-чи фор.мор. ценностей
1.Фор. Нрав. представлений.
2.раз-е нрав. Чув-в.
3.Фор-е этич. навыков и привычек Связ-но с обществом.
1.Воспитание дружеского взаимодействия, сотрудничества со свер.
2.Восп. культуры поведения
3.Гражд. Чув. Самосознания.
Принципы.
Связь с деятельностью.
Воспит-е через коллектив.
Уважение к лич – ти.
Учет инд-ых особенностей (личностный подход)
Связь с семьей.
Целенапр. И непроизв-ть.
Содержание.
Опред-ся теми нрав. кач. которые необходимо сформировать.
Средства.
!. Собтвенная деятел. детей.
Игра, общение, труд.
2. Окруж. Атмосфера.
3. Природа.
4.Худ. Ср-ва.
5.Коллектив.(сверстники)
Методы
1.Методы фор. нрав . сознания.
Просьба, эт. беседа, объяснение, убеждение, внушение, предостережение. Чт. Х. лит.
2.М. фор. нрав-го поведения.
Прак нав и умен.
Упражнения, приучения, пед. требов., порученияест-е или созданные проб-е сит.
3.Методы стимулирования нрав чувств.
Поощрение, наказание, соревнование, пример.
Формы орган.
1.Соб. дея – ти вз-х и детей.
Праздники, досуги, игры, кон-сы, прогулки, экскирсии.
2. Формы орг. Самост. дея – ти детей.
Игры, упражнения, поручения, сам.худ. деят-ть.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» (ПДС-13)
2014-2015 уч. г.
2. Предмет, задачи и содержание дошкольной педагогики в рамках идей гуманизации образования. Основные научно-педагогические категории.
Образовательная деятельность детей в группах раннего возраста
... время появились новые перспективные формы дошкольного образования для детей раннего возраста: · ясельные группы; центры игровой ... упражнений является единство в содержании деятельности дошкольников. Взрослые, окружающие детей (специалисты, воспитатели группы, родители), ... Ребенок впитывает в себя то, что дается условиями жизни, воспитанием. Если эти условия звериные – волчьи, собачьи, ребенок ...
3. Методологические основы и методы научно-педагогического исследования в дошкольной педагогике (наблюдение, эксперимент, опросные методы и др.).
4. Основные закономерности развития личности в дошкольном возрасте. Характеристика факторов развития личности.
5. Деятельность и общение со взрослым как условия развития личности дошкольника. Общая характеристика основных подходов к воспитанию и развитию.
6. Своеобразие развития в период дошкольного детства. Ребенок дошкольного возраста, возрастные и индивидуальные особенности. Феномен детской субкультуры.
7. Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная, игровая, трудовая, художественно-эстетическая и общение. Их особенности, взаимосвязь, организация и руководство.
8. Проблема определения цели и задач дошкольного образования. Характеристика цели и задач дошкольного воспитания в современных нормативных документах (Концепция дошкольного воспитания, ФГОС ДО и др.).
9. Цель и задачи социально-нравственного воспитания дошкольников. Содержание, средства и методы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, В.И. Логинова и др.).
10. Цель, задачи, содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.).
Методы и формы организации эстетического воспитания дошкольников.
11. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: цель, задачи, содержание. Концепции и программы патриотического воспитания (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова и др.).
Методы, приемы и формы организации гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Технологии патриотического воспитания.
12. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте: культура общения, культура деятельности, культурно-гигиенические навыки (С.В. Петерина, И.Н. Курочкина и др.).
Содержание, формы и методы работы по воспитанию основ этикета у дошкольников.
13. Теоретические основы познавательного (умственного) воспитания и развития детей дошкольного возраста (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова и др.).
Цель, задачи, содержание познавательного (умственного) воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
14. Теория и методика сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.).
Характеристика задач, содержания, средств, форм и методов сенсорного воспитания дошкольников.
15. Сущность и структура содержания дошкольного образования. Основные положения ФГОС ДО. Разработка основной образовательной программы дошкольного образования, характеристика образовательных областей (познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие).
Целевые ориентиры дошкольного образования.
16. Образовательный процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, характеристики, принципы организации. Участники образовательного процесса в дошкольном учреждении, их роль в социокультурном формировании личности ребенка.
Дошкольное воспитание №5, 1989
... в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с ребенком (детьми), где взрослый выступает ... по формированию сюжетной игры, педагог должен учитывать не только возраст детей, но и уровень развития каждого ребенка, его опыт жизни в детском саду, игровой опыт, приобретенный в ...
17. Особенности образовательного процесса ДОУ в контексте реализации ФГОС ДО. Основные компоненты образовательного процесса: цели, задачи, средства, формы организации (образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей).
18. Непосредственная образовательная деятельность как основная форма обучения в ДОУ. Психолого-педагогические требования к организации и проведению образовательной деятельности. Современные подходы к содержанию и методике. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников.
19. Формирование предпосылок учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Разработка теории УПД в отечественной дошкольной педагогике (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.П. Усова, В.И. Логинова, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.).
Характеристика основных компонентов УПД дошкольника.
20. Взаимодействие ДОУ с семьей и школой. Семья как социокультурная среда развития личности дошкольника. Основные задачи семейного воспитания. Типичные трудности и ошибки в семейном воспитании детей. Сотрудничество ДОУ и семьи как целостная система: цели, аспекты содержания, формы. Традиционные и инновационные формы работы с родителями.
21. Реализация преемственности в работе детского сада и школы как условие успешной социализации и разностороннего развития ребенка: задачи, аспекты содержания, формы сотрудничества.
22. Формирование школьной готовности как одна из важнейших задач современной системы предшкольного образования. Сущность и содержание готовности к школе. Диагностика готовности к обучению в школе, причины осложненной адаптации, пути ее преодоления.
23. Характеристика современной системы дошкольного образования РФ. Принципы государственной образовательной политики. Типы и виды дошкольных учреждений. Дошкольное образование как система вариативных образовательных услуг.
24. Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ: сущность, значение, содержание. Принципы и основные требования к организации и содержанию РППС (безопасность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность и др.).
25. Дошкольное образование за рубежом. Характеристика системы дошкольного образования в Германии, Японии, Китае, США (на выбор).
26. Проблема адаптации детей раннего и дошкольного возраста к условиям ДОУ: понятие, особенности, факторы, этапы протекания. Организация работы ДОУ с семьей в период адаптации ребенка к ДОУ. Подготовка к поступлению в ДОУ в семье.
27. Диагностика (мониторинг) в дошкольном образовании: понятие, значение, принципы осуществления. Содержание и методы педагогической диагностики. Требования к ее организации и содержанию.