Развитие уровней личностной зрелости

Введение

Учебно-методические рекомендации по теме «Психология личности» предназначено для самостоятельной работы студентов при изучении данной темы дисциплины «Психология» (раздел «Общая психология»).

Тема «Психология личности» изучается на лекции (2 часа) и практическом занятии (2 часа).

Тема «Психология ЛИЧНОСТИ» является важной и актуальной для подготовки профессионально компетентного специалиста. Освоение студентами материала данной темы позволит приобрести знания о психологических особенностях личности человека, их значении для деятельности и общения человека с другими людьми, представление об основных закономерностях развития личности и факторах, влияющих на этот процесс, а также приобрести умения и навыки психологического анализа личности человека.

Использование учебно-методических рекомендаций в процессе изучения темы «Психология личности» дисциплины «Психология» поможет студенту сориентироваться в структуре психологического знания и комплексе проблем, которые исследуются в психологии личности, усвоить ряд психологических понятий, а также подготовиться к контролю знаний по данной теме.

Учебно-методические рекомендации содержат теоретический материал по психологии личности, вопросы для самоконтроля знаний студентами, тестовые задания, ситуационные задачи и практические задания, перечень основной и дополнительной литературы.

Данные рекомендации помогут студентам при выполнении учебно-исследовательской работы, так как оно содержит темы рефератов и литературу для их подготовки.

 

 

Информационный блок

 

1. Понятие о личности. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Структура личности. Компоненты структуры личности

3. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, мотивы и потребности, способности, направленность, характер.

4. Типология темпераментов, классификация потребностей А. Маслоу.

5. Виды способностей, направленности и типы характеров. Акцентуации характера.

Понятие о личности.

Личность — понятие многопланово, она является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, педагогики и т.д.

Понятие личности выступает в качестве исходно­го теоретического понятия психологической науки. Все психические процессы, свойства и качества рассматрива­ются как принадлежащие конкретному реальному чело­веку, личности.

9 стр., 4427 слов

Психология учебно-познавательной деятельности

... Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, ... сам обучающийся. Специфической потребностью и мотивом учебной деятельности человека является овладение теоретическим отношением к действительности ... общее психическое развитие, формирование их личности в целом. Учебная деятельность младших школьников дает хорошие ...

При этом понятие «личность» уже, чем понятие «человек».

“Человек” — биосоциальное существо, обладающее, кроме биологических признаков (прямохождение, мозг, руки), членораздельной речью, сознанием, способное целенаправленно преобразовывать окружающий мир и самого себя.

Эти специфические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Индивид” – отдельный биологический организм, носитель генотипических

свойств человека как биологического вида, единичный представитель человеческого рода. Это понятие применительно и к новорожденному, и ко взрослому, и психически нормальному, и идиоту.

“Индивидуальность” – это понятие обозначает своеобразие, непохожесть личности на других.

Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, психических процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.

Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Индивидуальность — это продукт того жизненного пути, который приходит человек, мы всю свою жизнь доказываем и утверждаем ее.

Родившись, человек еще не является личностью или субъектом надорганической жизни. Его «Я»: имя, научные идеи, религиозные взгляды, эстетические вкусы, экономическое положение и социальный статус, судьба и жизненный путь — не предопределены. Социокультурные характеристики не наследуются биологически, а приоб­ретаются в процессе взаимодействия с людьми, среди ко­торых он рождается, воспитывается, получает образование.

Таким образом, на психическую жизнь че­ловека действуют не только история его развития как животного организма (органический или биологический фактор), но и история развития человеческих обществ (социальный фактор, фактор культуры).

Существуют отличительные особенности индивидного и личностного поведения, которые необходимо различать.

Индивидные свойства представляют собой природную (естественную) основу или предпосылку существования человека как биологического вида.

Рассмотрим некоторые отличительные особенности индивидного и личностного поведения. Поведение животных и маленьких детей соответствует принципу доминирующей потребности, а не принципу «надо», что характерно для зрелой личности. Отношения между животными строятся на основе принципа силы, в то время как у людей они регулируются социальными нормами. Поведение животных подчинено принципу ситуативности, что выражается в повышенной зависимости от актуальной ситуации и в импульсивности. Личностное поведение надситуативно, произвольно и сознательно. Человеческое общество живет в соответствии с определенными общепринятыми социальными нормами и правилами, которые уравновешивают интересы и желания каждого отдельного члена. Существование социальных норм является главным условием существования общества и каждого отдельного его представителя.

Поэтому жизнь в обществе предполагает строгое следование социальным нормам, что в принципе исключает всякую возможность следовать законам и правилам, на которых построено поведение животных. Например, нельзя строить отношения с другими людьми на силовой основе: воровать, отнимать, убивать, грабить и т. п. Нарушение соответствующих норм карается законом. Следовательно, для того чтобы быть полноценным членом общества, человек должен уметь подчинять свое индивидное поведение требованиям социальных норм, то есть быть личностью. Человек является личностью в той мере, в какой он овладел социальными нормами и общественно принятыми способами поведения и, соответственно, своей индивидной (природной) сущностью. При этом у него возникают более или менее устойчивые личностные качества (убеждения, черты характера, самооценка, социогенные потребности и др.), в которых зафиксированы соответствующие способы поведения. Именно они делают личность достаточно устойчивой системой. Личностная сущность особенно ярко проявляется в ситуациях противоречия между индивидными (естественными) желаниями человека («хочу») и требованиями социальных норм («надо»).

21 стр., 10311 слов

Личность подчиненного. Психология управления его поведением и деятельностью

... социально заданных функций и ролей. Общая психология изучает личность как конкретного человека, во всем его своеобразии и ... специфический аспект индивидуального бы­тия человека. Человек - это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к ... голос будет услышан.Социальная психология изучает, прежде всего, человеческое поведение, обусловленное фактом включения людей в реальные груп­ ...

Процесс формирования личности достаточно длительный, он начинается буквально с рождения ребенка. Родители и воспитатели организуют усвоение социальных норм и правил поведения в различных жизненных ситуациях, то есть воспитывают ребенка. Этот процесс идет довольно сложно и требует от ребенка больших усилий.

К 17—18 годам человек усваивает большинство социальных норм и становится сформированной личностью.

Развитие уровней личностной зрелости

В зависимости оттого, в какой степени человек усваивает социальные нормы и способы поведения, выделяют несколько этапов развития и уровней личностной зрелости.

Первый уровень личностной зрелостипредставляет собой такое состояние, когда человек познакомился с социальными нормами и знает, как нужно строить свое поведение, но у него не сформировалась потребность в таком поведении, поэтому, в зависимости от ситуации, он может вести себя по-разному.

На втором уровне личностной зрелостичеловек не просто знает социальные нормы, но у него возникает потребность в социально-нормативном поведении. Только достигнув этого уровня, человек становится сформированной личностью. Личностная зрелость характеризуется наличием убеждений и механизмов совести, которые исключают всякую возможность нарушения социальных норм. На этом уровне зрелости человек сам становится носителем социальных норм и стремится активно утвердить их в реальной жизни. Критическими для тестирования (испытания) личностной зрелости человека являются ситуации искушения, в которых сталкивается его индивидная (биологическая) и личностная (социальная) сущность.

Личность представляет собой высшуюстадию развития человека как целостной системы.

Личность — это субъект своей деятельности и совокупность внутренних усло­вий, через которые преломляются все внешние воздейст­вия, это сложная система отношений к миру вещей, к людям, к себе, обусловленная всей историей его обще­ственного развития.

Психическое отражение создает возможность вы­бора. Сами по себе побуждения, образы не вызывают строго определенного поведения. Выбор конкретных це­лей и действий является отдельной задачей, которую ре­шает субъект.

Чтобы субъект мог ориентироваться в социаль­ном, а не только в материальном мире, он должен стать личностью, усвоив нормы и формы общественного созна­ния.

Таким образом, личность – социальная характеристика человека, проявляющаяся в способности самостоятельно и ответственно определять свою позицию во взаимоотношениях с другими людьми, ставить перед собой определенные жизненные цели и целенаправленно преобразовывать окружающий мир и самого себя.

Активность личности направлена не только на внешний мир, но и на самого себя: это проявляется в самоизучении, самоанализе, саморегуляции, самосовершенствовании.

Личность это всегда определенная позиция. О зрелой личности можно говорить только у взрослого человека. Новорожденный – индивид, но не личность. Личностью человек постепенно становится под влиянием жизни в обществе, под влиянием воспитания и обучения.

Личность – это характеристика человека с его общественной стороны, с точки зрения его взаимодействий с другими, с точки зрения его социальной деятельности.

Личность нельзя рассматривать только с положительным знаком. Личность может ориентироваться и на негативные нормы и ценности, существующие в обществе. Ярко это видно среди исторических личностей.

О силе личности судят по тому, насколько сильные, существенные изменения она вызывает в жизни людей ближайшего окружения и насколько широк круг таких людей.

Становление личности предполагает изменение человека во всех его ипостасях и измерениях. Особенно серьезную перестройку претерпевает его психологическая сущность. Процессу социализации подвергаются абсолютно все психические функции, восприятие, внимание, память, эмоции, потребности и т. д.

При этом они подвергаются следующим преобразованиям.

1. Из стихийных (непроизвольных) они становятся произвольными, то есть подчиненными воле человека. В таком виде их можно рассматривать как инструменты или орудия личностного бытия и как структурные единицы личности.

2. Из неосознаваемых они преобразуются в осознаваемые, то есть человек начинает выделять их как очень важную часть самого себя, составляющую внутренний душевный мир.

3. Из природных (натуральных) они становятся социальными (культурными).

Это означает, что изменяются способы, принципы и законы их работы. Из непосредственных функций они превращаются в процессы, опосредствованные социальными нормами и правилами. Например, социализированная потребность отличается от природной прежде всего способом удовлетворения, привнесенным из социума с помощью воспитания. Именно это и делает их личностными.

Социализация психических функций существенно повышает их эффективность и поднимает их на более высокий уровень. Известный отечественный психолог Л. С.Выготский назвал их высшими психическими функциями. Поэтому личность следует понимать не просто как дополнительное свойство или измерение человека, а как системообразующее качество, в соответствии с которым преобразуется вся его психологическая природа.

Психологическая структура личности

 

Понимание личности предполагает выделение образующих ее элементов, установление характера их связи и функционального назначения. Вопрос о структуре личности в разных теоретических школах решается неоднозначно. Например, в теории личности А. Н.Леонтьева в качестве основной структурной единицы рассматривается мотив, а сама личность представляется как система мотивов.

В. Н. Мясищев определяет личность как систему отношений, единицей которой служит отдельное отношение: к окружающему миру, к себе, к вещам.

В психоаналитической концепции личность понимается как система, состоящая из трех структурных элементов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Оно представляет собой множество неосознавемых и нравственно осуждаемых потребностей, мотивов и влечений, выполняющих энергетическую функцию. «Сверх-Я» — это система усвоенных человеком нравственных норм, запретов и ограничений. Они выступают в роли своеобразных нравственных ограничений и контролеров, стоящих на пути бессознательных влечений. «Я» ~ это сознание человека, представляющего собой арену борьбы «Оно» и «Сверх-Я» и поиска возможностей удовлетворения актуализированных потребностей и влечений.

Личность как целостная сложно организованная система состоит из множества взаимосвязанных элементов (подструктур), каждый из которых имеет определенное функциональное назначение. Они и составляют структуру личности.

 

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

           
   
     
 

 

ИНДИВИДУАЛЬНО- СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

СТОРОНА СТОРОНА СТОРОНА

       
   

 

— психические процессы — моральный облик -отношение к

— психические свойства -нравственный облик другим людям -психические состояния -мировоззрение -социальные роли

-психические образования -социальные позиции

-социальные установки

 

 

Индивидуально — психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.

Психические процессы это психические явления. Обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния — это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.

Психические образования это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, умений и навыков.

Мировоззренческая сторона личностиотражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе,включает в себя: Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Моральный облик личности — это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действие и поведение в обществе.

Нравственный облик личности это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личностиотражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей, включает в себя:

Отношение к другим людям это совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальные роли личности типичные способы поведения личности, обусловленные ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.

Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.

Социальные установки личности ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

Развитие личности приводит к существенному изменению психологической природы человека. Она становится социализированной. Поэтому целесообразно более широкое понимание психологической структуры личности.

В качестве основных индивидуально-психологических компонентов личности выделяют следующие: темперамент, характер, направленность, способности, потребностно — мотивационная сфера, эмоционально-волевая сфера, познавательная сфера.

Темперамент — это система устойчивых индивидуально своеобразных свойств психики, определяющих динамику его душевной жизни и социального бытия.

Внешне они одинаково проявляются в разнообразных его формах (предметной деятельности или общения) независимо от их содержания, целей и мотивов и остаются почти неизменными на протяжении жизни. При относительном равенстве мотивов поведения или деятельности и при одних и тех же внешних обстоятельствах люди отличаются друг от друга по импульсивности, эмоциональности, скорости, темпу, степени проявляемой энергии, впечатлительности. Эти различия обнаруживаются уже в раннем детстве, отличаются особым постоянством и выступают в различных сферах социального бытия.

Свойства темперамента не влияют на содержание душевной жизни человека: его цели, планы, мысли, воспоминания, фантазии и т. д. Поэтому их называют формально-динамическими.

Учение о темпераменте возникло еще во времена Античности. Впервые это понятие было введено древнегреческим врачом Гиппократом (V в. до н.э.),который полагал, что у людей существует различное соотношение четырех жидкостей в организме: желчи («холе»), крови (всангвисо), лимфы («флегма») и черной желчи («меланос холе»).

В зависимости от преобладания в организме какой-то одной из них были выделены типы темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Его учение развил немецкий философ И. Кант. Он считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Кант выделял темпераменты чувств (сангвинический и меланхолический) и темпераменты деятельности (холерический и флегматический).

Научное учение о темпераментах было создано И. П. Павловым.

Он связывал темперамент с функционированием центральной нервной системы. При изучении высшей нервной деятельности ему удалось обнаружить три основных ее свойства:силу, уравновешенность и подвижность.

Сила нервной системыопределяется ее способностью выдерживать интенсивные нагрузки: длительную работу, стресс и т. д. В зависимости от этого было выделено два ее типа: сильный и слабый. Человек с сильным типом нервной системыспособен сохранять свои функциональные характеристики в условиях повышенной напряженности и нагрузки, что не присуще человеку со слабым типом.

Уравновешенность нервной системыопределяется соотношением силы процессов возбуждения и торможения. Она проявляется в противоречивых и конфликтных ситуациях, инициирующих у человека одновременно два противоположно направленных способа поведения; быть активным — быть сдержанным, говорить — молчать, немедленно принимать решение — повременить и т. п. В зависимости от того, в какой мере сбалансированы эти процессы по силе, выделяют два типа нервной системы и соответствующих типа темперамента: уравновешенный и неуравновешенный с преобладанием силы возбуждения.

Подвижность нервной системыопределяется временными параметрами функционирования процессов возбуждения и торможения. Она проявляется в ситуациях освоения навыков, смены деятельности, вхождения в деятельность и т. п. В соответствии с этим было выделено два типа нервной системы: подвижный и инертный. Они отличаются скоростью протекания соответствующих нервных процессов и соответствующих внешних или внутренних действий (мышления, памяти, воображения и т. п.).

Например, ученик с подвижной нервной системой при прочих равных условиях быстрее решит задачу, чем ребенок с инертной нервной системой.

В зависимости от соотношения этих процессов были выделены четыре типа высшей нервной деятельности и соответствующие темпераменты:

сангвинический — сильный уравновешенный подвижный;

флегматический — сильный уравновешенный инертный;

холерический сильный неуравновешенный;

меланхолический — слабый тип.

Тип нервной деятельности — природная особенность человека. Он наследственно обусловлен, хотя может незначительно меняться под влиянием окружающих условий. Известно также, что существуют возрастные изменения свойств нервных процессов. Теорию темперамента И. П. Павлова называют нейрофизиологической.

Кроме нее существует также психологическая теория темперамента,автором которой является В. С. Мерлин.

Она построена на основе изучения особенностей поведения людей в различных жизненных ситуациях, в соответствии с которыми было выделено несколько устойчивых, предельно обобщенных формальных (бессодержательных) свойств человека, названных эмоционально-динамическими или свойствами темперамента.

К ним относится сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, экстраверсия, эмоциональная возбудимость.

Сензитивность чувствительность психики, о которой судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо реакции человека, и какова скорость этой реакции.

Реактивность степень непроизвольности реакции на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (например, критическое замечание, обидное слово и т. п.).

Активность степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Соотношение реактивности и активности, о котором судят по тому, от чего вбольшей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроений, желаний, случайных событий) или от целей, намерений, стремлений, убеждений человека.

Темп реакции скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движений, темп речи, находчивость, скорость запоминания).

Экстраверсия — зависимость реакции и деятельности человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент;

Интроверсия — зависимость реакций и деятельности от внутренних образов, обращенность к своему внутреннему миру.

Эмоциональная возбудимость характеризует минимальную силу воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость, с которой она возникает.

Выделенные свойства являются не личностными, а индивидными. Они отличаются довольно жесткой генетической предопределенностью, что существенно ограничивает возможности их изменения с помощью воспитательных воздействий. Задача заключается не в том, чтобы изменить их, а в том, чтобы принять их как данность, приспособиться к ним и воспитать у него способность разумно опираться на них в процессе решения различных жизненных задач. Например, сензитивный человек должен по возможности избегать ситуаций, связанных с повышенной ответственностью, риском, психической или физической перегрузкой и т. п. Они представляются для него трудно преодолимыми, а значит невыгодными. Свойства темперамента имеют важное значение в формировании самооценки, характера, способностей.

Типы темперамента

Выделенные свойства темперамента представлены у разных людей не в случайном сочетании, а в закономерном соотношении, то есть как устойчивая система. В зависимости от этого выделяют соответствующие типы темперамента.

Сангвинический темперамент характеризуется повышенной реактивностью и активностью, благодаря чему он живо откликается на все новое. Соотношение активности и реактивности у него уравновешенное, он может сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакций достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, темпе речи, мышления и других психических процессах. Это человек очень энергичный и работоспособный, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Способен быстро сосредоточить свое внимание, ему присущи гибкость ума, находчивость. Сангвиник экстравертирован, быстро приспосабливается к меняющимся ситуациям, находит контакт с другими людьми, общителен, быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Эмоционально неустойчив, легко поддается чувствам, они у него обычно несильны и неглубоки. Склонен к положительным эмоциям. «Чистый» сангвиникбыстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

В основе холерического темперамента лежит неуравновешенный тип нервной системы. Для холерика, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакций, но реактивность преобладает над активностью. Отличается повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, которая проявляется в общении и деятельности: он с увлечением берется за дело, проявляет инициативу, но энергия быстро истощается. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он часто проявляет нетерпение, резкость движений, порывистость. В общении с людьми холерик вспыльчив, несдержан, раздражителен, что может приводить к конфликтным ситуациям.Холерикотличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматический темперамент отличается спокойствием, уравновешенностью, малой подвижностью, большой ригидностью (отсутствием гибкости) и интровертированностью. Активность преобладает над реактивностью. Психические процессы протекают замедленно, ему требуется время для сосредоточения на какой-либо деятельности. Для флегматиков характерны малая реактивность и малая эмоциональная возбудимость. Движения у флегматика замедленны, он с трудом переключает внимание, плохо приспосабливается к новой обстановке. В деятельности проявляет настойчивость, терпение и усидчивость. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. В отношениях с людьми флегматик ровен, спокоен, его нелегко вывести из себя. Как правило, он с трудом сходится с новыми людьми, слабо откликается на новые впечатления, интровертирован.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолический темпераментхарактеризуется высокой эмоциональной чувствительностью, впечатлительностью, повышенной ранимостью, склонностью к пониженному настроению, тревожностью, обидчивостью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы и фиксацию на травме. Меланхолик отличается медленным психическим темпом, вялыми и замедленными движениями. Мимика и движения у него невыразительны, голос тихий. Малая реактивность и пониженная активность проявляются в том, что он неуверен в себе, часто теряется, склонен не доводить работу до конца. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Он интровертирован, склонен к замкнутости, сдержан в выражении чувств, избегает общения с малознакомыми людьми.

Меланхолик – это человек, у которого сила реакции часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки).

Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик —.человек глубокий, содержательный, может быть хороший тружеником, успешно справляться с жизненными задачами.

Сравнение типов темперамента показывает, что нет хороших и плохих темпераментов, — каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных черт. Особенности темперамента проявляются прежде всего в своеобразии способов, а не в эффективности деятельности.

Так, исследования трудовой деятельности показали, что люди с различными типами темперамента могут приспосабливаться к одним и тем же видам деятельности за счет актуализации только им присущих свойств, благодаря которым у них вырабатывается индивидуальная система приемов и способов деятельности. Сочетание свойств темперамента, проявляющееся в поведении и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности и общения.

Индивидуальный стиль деятельности — это не врожденная характеристика человека. Он может рассматриваться как результат приспособления врожденных свойств нервной системы к условиям выполняемой деятельности, а более широко — к условиям социального бытия.

Вместе с тем в определенных видах деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но и результат. В тех областях труда, где предъявляются достаточно жесткие требования к темпу или интенсивности действий, индивидуальные особенности динамических проявлений психики могут стать фактором, влияющим на пригодность к деятельности.

В некоторых видах деятельности, где требования к качествам психики достаточно высоки, возникает необходимость профессионального отбора по качествам темперамента.

Например, в профессиях, требующих высокого темпа реакций (диспетчеры аэропорта, летчики-испытатели и т. п.), необходимо обладать подвижным типом нервной системы. Но в большинстве профессий свойства темперамента не влияют на конечную продуктивность деятельности. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет хорошей профессиональной подготовки, волевых качеств, интересов и других психических свойств. Темперамент выступает в качестве индивидной основы различных личностных свойств, прежде всего характера. Он определяет динамические проявления соответствующих свойств.

Например, доброта как черта характера имеет разные формы выражения у людей разных темпераментов.

Свойства темперамента могут облегчать или затруднять формирование у человека тех или иных черт характера. Поэтому главная задача воспитателя должна заключаться в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных его качеств и одновременно противодействовать появлению отрицательных.

Потребностно-мотивационная сфера личности представляет собой систему устойчивых потребностей и мотивов.

Они могут иметь форму интересов, убеждений, идеалов, мечты, влечений, желаний и установок. Эти личностные образования выступают как источники жизненной активности человека и придают его действиям необходимый энергетический потенциал. Без соответствующей мотивации никакие действия просто невозможны. Потребности и мотивы актуализируются в ситуациях, когда для нормального и благополучного существования человека чего-то недостает: пищи, информации, общения и т. д. Субъективно это переживается как состояние дискомфорта в форме соответствующих желаний, влечений.

Виды потребностей человека

1. материальные

2. социальные

3. духовные

Особенности потребностей

1. Конкретно-содержательный характер.

2. Осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием.

3. Эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребностей.

4. Ослабление или полное исчезновение этих состояний после их удовлетворения.

Мотив — это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. Мотивация есть специфический вид психической регуляции поведения и деятельности.

Направленность представляет собой системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.

Установка — это готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом.

Установкой в психологии обозначается неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Установки личности — это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.

Установки имеют важное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность.

Их основные функции:

1)обеспечивать устойчивый характер протекания деятельности,

2)освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.

Способности устойчивые индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного освоения и выполнения какой-либо деятельности или общения.

Три признака понятия способности (Б.М.Теплов)

1. под способностями понимаются индивидуальные особенности (их нет в отношении тех свойств, по которым все люди равны, умение ходить, говорить);

2. не всякие особенности, а только те, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности;

3. не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам.

Они выступают как своеобразные психологические средства (орудия) личности, делающие ее пригодной к деятельности. В них как бы аккумулированы социально выработанные способы оптимального выполнения различных видов деятельности. Особенно ярко они проявляются в сложных и нестандартных ситуациях, требующих поиска принципиально новых нетрадиционных способов действия. Субъективно способности проявляются в форме ощущения легкости выполнения деятельности, удовольствия от ее выполнения, интереса к ней, чувства озарения (инсайта) в момент открытия нового способа.

 

Способности — это самостоятельные, синтетические личностные образования, включающие психофизические функции, психические процессы и развитие личности.

 

СПОСОБНОСТИ

отличают людей по:

• быстроте овладения деятельностью;

• достижению в ней большей эффективности

проявляются в:

■ самих знаниях, умениях, навыках

■ в освоении деятельности, ее успешности:

— уровне достижений

— способе выполнения

Виды способностей

Актуальные Потенциальные

те, которые необходимы в данный которые не реализуются в

момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности,

конкретном виде деятельности но способны актуализироваться

при изменении условий

В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого продукта выделяют:

Репродуктивные способности влияют на успешность овладения деятельностью, на умение усваивать знания, умения и навыки, т.е. на эффективность обучения. Они являются необходимыми для овладения специальным опытом и, следовательно, для развития человека как субъекта и как личности. Благодаря им происходит не создание, а только сохранение и воссоздание в последующих поколениях накопленного человеческого опыта.

Творческие способности определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчество в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный прогресс.

В зависимости от уровня развития творческих способностей выделяют: одаренность, талант и гениальность.

Одаренностью называют совокупность ряда способностей, обусловливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях.

Талантом называют высокую степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода. Талант — это сочетание способностей, их синтез.

Гениальность это высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Отличие гения от таланта не количественное, а качественное.

Существуют две стороны и формы социального бытия человека: предметная деятельность и общение. Данный критерий позволяет выделить двавида способностей: предметные и социально-психологические (коммуникативные).

Предметные способности обеспечивают успешность освоения и выполнения всевозможных видов предметной деятельности. Общим для всех подобных видов деятельности представляется процесс манипулирования (практического или мысленного) физическими реальностями — объектами.

Социально-психологические способности необходимы для общения с людьми. Успешность общения будет определяться тем, способен ли субъект понять другого человека и действовать в соответствии с этим знанием и пониманием. Большинство социально-психологических способностей очень специфичны и не работают в контексте предметной деятельности. Так же и предметные способности не работают в контексте социально-психологической реальности.

В зависимости от уровня обобщенности выделяют: общие и специальные способности.

Общими способностями определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.).

Специальныеспособности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.).

 

Проблема развития личности в психологии. Закономерности развития личности

Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребенка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребенок изначально обладает свойством развиваться.

Источником развития являются его потребности,необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т. д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т. д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребенка на все более высокие ступени личностного развития.

Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребенке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания.

Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер. Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами.Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6—7лет и 11 —14 лет.

Развитие личности осуществляется этапнои последовательно.Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностью.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости.Это исключает всякую возможность еще раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.

 

 

Вопросы для самоконтроля знаний студентов:

  1. Дайте определение личности.
  2. Назовите компоненты структуры личности
  3. Дайте определение понятия «темперамент».
  4. Дайте определение понятия «способности».
  5. Дайте определение понятия «характер».
  6. Дайте определение понятия «направленность».
  7. Назовите формы направленности личности.
  8. Дайте определение понятия «мотив».
  9. Назовите виды способностей.
  10. Дайте определение понятия «задатки».
  11. Дайте определение понятия «познавательная сфера личности».
  12. Назовите индивидуально-психологические особенности личности.
  13. Назовите типы темпераментов.
  14. Кто изучал проблему темперамента в психологии?
  15. Какое значение для изучения психологии темперамента имели исследования И.П.Павлова?
  16. Какова взаимосвязь типов темпераментов и особенностей нервной системы человека?
  17. В чем состоит отличие задатков и способностей личности?
  18. В чем отличие актуальных способностей от потенциальных?
  19. В чем отличие репродуктивных способностей от творческих?
  20. В чем отличие предметных способностей от социально-психологических?
  21. В чем отличие общих способностей от социальных?
  22. Какие факторы влияют на проявление способностей личности?
  23. Назовите, какие компоненты входят в структуру характера.
  24. Что такое акцентуации характера?

 

Задания в тестовой форме:

  1. Поведение человека как личности отражают все ниже перечисленные особенности, кроме

а) высокая скорость психомоторных реакций

б) трудолюбие

в) общительность

г) аккуратность

  1. Основной движущей силой психического развития человека является

а) наличие врожденных программ, реализуемых в конкретной среде

б) социальная среда, обеспечивающая развитие

в) взаимовлияние наследственности и среды

г) внутренние противоречия развития

  1. Устойчивая система обобщенных способов поведения, обусловленная жизненной стратегией индивида, проявляющаяся в определенных отношениях к действительности и самому себе называется

а) характер

б) темперамент

в) направленность

г) психологическая установка

  1. Интегральное социальное качество, которое приобретается индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде называется

а) индивидуальность

б) личность

в) характер

г) направленность

  1. Отдельное живое существо, представитель биологического вида

а) личность

б) индивид

в) субъект

г) объект

  1. Преобладание интереса к своему внутреннему миру над интересом к окружающим людям, общению с ними называется

а) интровертированность

б) экстравертированность

в) замкнутость

г) абулия

  1. Осознаваемые мотивы поведения, формируется под влиянием личного опыта

а) убеждение

б) интерес

в) влечения

г) установки

  1. Неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к другим людям

а) убеждение

б) интерес

в) влечения

г) установки

  1. Повышенная общительность, открытость внутреннего мира и интереса к другим людям, называется

а) интровертированность

б) экстравертированность

в) замкнутость

г) абулия

  1. Внутреннее состояние нужды

а) мотив

б) интерес

в) потребность

г) активность

  1. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности

а) мотив

б) интерес

в) потребность

г) активность

  1. Характер формируется под влиянием

а) наследственных факторов

б) культурных традиций в обществе

в) национальных традиций

г) процесса воспитания, обучения и самовоспитания

  1. Система устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики человека, определяющая динамику его жизни называется

а) характер

б) мышление

в) темперамент

г) направленность

  1. Тип темперамента, характеризующийся низким уровнем поведенческой активности, медлительностью, высокой устойчивостью, стабильностью привычек и поведения называется

а) флегматик

б) сангвиник

в) меланхолик

г) холерик

  1. Тип темперамента, характеризующийся высокой работоспособностью, быстрым темпом деятельности, раздражительностью, вспыльчивостью называется

а) меланхолик

б) сангвиник

в) флегматик

г) холерик

  1. Тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, доминирующими положительными эмоциями, общительностью, относительной легкостью в переживании неудач называется

а) меланхолик

б) холерик

в) флегматик

г) сангвиник

  1. Тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, быстрой утомляемостью, высокой сензитивностью называется

а) холерик

б) флегматик

в) меланхолик

г) сангвиник

  1. Основой формирования способностей являются

а) потребности

б) индивидуальные особенности строения нервной системы

в) анатомо-физиологические особенности строения анализаторов

г) задатки

  1. Индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно выполняются какие-либо виды деятельности человека, называются

а) способности

б) темперамент

в) мотивы

г) направленность

  1. Совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок называется

а) мировоззрение

б) мотивационно-потребностная сфера

в) интеллект

г) направленность

  1. Высшей формой направленности личности является

а) убеждение

б) идеал

в) интерес

г) мотив

  1. Наиболее примитивной формой направленности личности является

а) установка

б) влечение

в) склонность

г) интерес

  1. Сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам и правилам называется

а) самовоспитание

б) социализация

в) воспитание

г) обучение

  1. Поведение человека как личности отражают все ниже перечисленные особенности, кроме

а) высокая скорость психомоторных реакций

б) трудолюбие

в) общительность

г) аккуратность

Практические задания

 

№ 1. Заполните таблицу, используя перечисленные ниже свойства человека:

 

свойства личности
№ п/п нервно-психические свойства индивидуально-психологические свойства человека характерологические особенности личности
       

 

1. Высокая скорость психомоторной реакции.

2. Неуверенность в себе

3. Леворукость.

4. Высокий рост.

5. Низкая звуковысотная чувствительность.

6. Мужской пол.

7. Решительность

8. Пониженная вкусовая чувствительность.

9. Резкость в движениях.

10. Склонность писать справа налево.

11. Доброта

12. Врожденная склонность к образному мировосприятию.

13. Слезливость.

14. Поворот головы в сторону неожиданного резкого звука.

15. Эгоизм

16. Ответ на экзамене.

17. Высокая самооценка

18. Подъем с постели невыспавшегося человека.

19. Кашель.

20. Отдергивание руки от горячего утюга.

21. Гордость за себя

22. Оживление младенца при появлении матери.

23. Размышление о собственных недостатках

24. Зажмуривание глаз при освещении их ярким светом.

25. Отстаивание своей точки зрения.

26. Непроизвольное запоминание событий.

27. Заучивание химических формул.

28. Безволие

29. Сдерживание слез.

30. Самоуверенность

31. Сосательные движения губ младенца в ответ на касание их соской.

32. Решение неинтересной задачи по математике.

33. Желание делать добро

34. Выполнение опасного задания.

35. Сдерживание себя во время конфликта.

 

№ 2. Заполните таблицу, перечислив отличительные признаки темперамента и характера.

отличительные признаки
темперамент характер
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

 

№ 3. Подумайте и назовите в соответствии с психологической классификацией черт характера личности, какими чертами характера вы обладаете. Определите тип своего характера. Результаты занесите в таблицу «Мой характер».

 

  № Черты характера
Направленность, социальные отношения Волевая регуляция поведения Эмоциональные особенности Интеллектуальные особенности
1.        
       
Тип характера  

 

№ 4. Определите и запишите, какие черты характера проявляются в следующих ситуациях.

Вариант

1. Никогда не отказывает в помощи.

2. В ответственных ситуациях обычно сильно волнуется.

3. Любит находиться среди людей

4. Преобладает пониженное настроение.

5. Не сдерживает своих обещаний.

6. Очень тщательно выполняет любую работу.

7. Без труда сдерживает любые свои желания.

8 Происходящие вокруг события вызывают у него живой отклик.

9. Долго помнит обиды, нанесенные окружающими.

10.Во время общения с людьми сильно озабочен производимым на них впечатлением.

11.Поведение обычно лишено эмоциональной окраски.

12.Имеет множество знакомых и друзей.

13.К окружающим относится с опасением.

14.Приходит в состояние раздражения по незначительному поводу.

15.Намеченные цели и планы всегда доводит до конца.

16.Стремится отплатить услугой за услугу, добром за добро.

17.Никогда не тратит попусту деньги.

18.При малейшей неудаче «опускает руки».

19.Любит быть в центре внимания.

20.Равнодушно проходит мимо чужого горя.

 

1. Никогда не бывает откровенным в общении.

2. Никогда не спешит.

3. Никогда не позволит себе обидеть человека.

4. В ситуациях, когда возникают неожиданные препятствия на пути к достижению поставленной цели, становится очень раздражительным.

5. Не может хранить тайн и секретов, доверенных ему другими людьми.

6. Его очень легко переубедить.

7. Искренне сочувствует другим людям.

8. Избегает конфликтов с другими людьми.

9. Всегда в хорошем настроении.

10. Своими действиями, поступками и высказываниями может обидеть других людей.

11. В ответственных ситуациях может подвести.

12. Никогда не возражает, даже если видит, что другие неправы.

13. Предпочитает избегать ситуаций, представляющих хотя бы незначительную угрозу для него.

14. Не совершает необдуманных поступков.

15. С большим желанием выполняет любое дело.

16. Никогда не уступает в споре.

17. В ситуации выбора долго не может принять решение.

18. Живет и действует как получится.

19. Если у него плохое настроение, может накричать на другого человека.

20. Огорчается, переживает при виде успехов других людей.

 

1. Очень часто обижается по мелочам.

2. Всегда полон сил и энергии.

3. Всегда сдерживает свои обещания.

4. Предпочитает вести привычный образ жизни и деятельности, не склонен к переменам.

5. В ситуации общения с незнакомыми людьми обычно чувствует себя неуверенно.

6. Его трудно обидеть.

7. Постоянно чем-то недоволен.

8. Дружелюбно настроен по отношению к окружающим.

9. В споре всегда остается при своем мнении.

10. Живет по жесткому плану.

11. Предпочитает убедиться в чем-либо самостоятельно, а не принимать на веру.

12. Стремится поделиться своими впечатлениями и переживаниями по поводу увиденного или услышанного.

13. Легко и быстро принимает решения.

14. Болезненно реагирует на всякую отрицательную оценку его личности и деятельности.

15. Круг общения ограничен.

16. С неохотой выполняет свою работу.

17. Не боится жизненных трудностей и лишений.

18. С большим трудом принимает решения.

19. Содержит в образцовом порядке личные вещи, инструменты, рабочее место и другие предметы и принадлежности.

20. Может говорить неправду, в чем его бывает трудно уличить.

 

1. Бурно реагирует в ситуациях, когда ущемляются его интересы.

2. В ситуации неуспеха склонен обвинять только себя.

3. При общении с другими никогда не бывает искренним.

4. Никогда не отступает от своих идеалов, принципов и убеждений.

5. Стремится как можно более рационально использовать материальные средства.

6. Если оказывает кому-то какую-либо услугу, то обязательно руководствуется корыстными побуждениями.

7. В ситуации общения с незнакомыми людьми чувствует себя непринужденно.

8. Никогда не распыляется в своих интересах и увлечениях.

9. Верит в благоприятный исход событий и дел, в которые он включен.

10. Незаслуженно высоко оценивает себя.

11. Предпочитает быть в одиночестве.

12. Порученное дело выполняет кое-как.

13. Очень часто конфликтует с окружающими.

14. Не любит перемен в жизни, деятельности, окружающей обстановке.

15. Не умеет лгать.

16. Не допускает мысли об отрицательных намерениях людей.

17. Общаясь с другими, старается скрывать свое истинное мнение по любому вопросу.

18. В ситуации опасности и риска чувствует себя спокойно и уверенно.

Воспринимает действительность такой, какая она есть

19.Воспринимает действительность такой, какая она есть на самом деле.

20.Все время занят деятельностью.

 

5 вариант.

1. Его внутренний душевный мир открыт для окружающих.

2. Чаще всего не принимает никакого участия в происходящем.

3. У него всегда ровное душевное состояние.

4. При решении личных вопросов никогда не считается с интересами других.

5. В обращенных к нему действиях и высказываниях других людей подозревает какой-то внутренний негативный смысл (насмешку, иронию и т.п.).

6. Стремится уйти от решения сложных личных или производственных проблем либо переложить их на других людей.

7. К любому делу обычно очень основательно готовится

8. Скрывает от окружающих свои мысли и намерения.

9. В его доме царят беспорядок и хаос.

10. Если он увлечен какой-либо идеей или занятием, то его очень трудно отвлечь и переключить на что-то другое.

11. Не терпит, когда поступки и высказывания других людей противоречат его взглядам

12. Довольно часто по его вине срываются какие-либо мероприятия.

13. Основной мотив его жизни и деятельности — получение общественного признания и славы.

14. Обычно его трудно вывести из состояния равновесия.

15. Перед выполнением какой-либо деятельности предпочитает лишний раз проверить себя.

16. С большим трудом уживается с людьми.

17. Предпочитает праздный образ жизни, пренебрежительно относится к труду.

18. Всегда способен преодолеть в себе чувство страха и опасения перед трудностями и неблагоприятными последствиями.

19. Не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, не придает особого значения своим положительным качествам.

20. Высоко и заслуженно оценивает себя.

 

№6 Назовите виды способностей, которые обеспечивают успешную учебную деятельность.

 

№7 Определите виды потребностей в соответствии с классификацией А. Маслоу:

1. потребность в самосохранении

2. желание сходить в кино

3. влечение к алкоголю

4. потребность в пище

5. желание поговорить с другом

6. интерес к живописи

7. увлечение роком

8. желание выспаться

9. увлечение горнолыжным спортом

10. интерес к медицине

 

№8 Заполните таблицу, назвав виды деятельности человека, в которых нужны творческие способности и в которых они не нужны. Обоснуйте, почему вы оцениваете значимость творческих способностей для названных видов деятельности именно так.

Виды деятельности, в которых творческие способности
нужны не нужны
1.    
   

 

№9 Определите в соответствии с научной классификаций сфер профессиональной деятельности человека, к какой сфере относится деятельность медицинских работников (медсестра, фельдшер, врач, фармацевт, медлаборант).

Результаты занесите в таблицу.

 

Специальность медработника Сферы профессиональной деятельности
человек-знаковые системы человек — природа Человек — техника Человек — художественный образ Человек — человек
1. Медсестра          
2. Фельдшер          
3. Фармацевт          
4. Медлаборант          
5. Врач          

 

Темы рефератов

  1. Направленность личности: виды и их особенности.
  2. Интересы и потребности личности.
  3. Роль идеалов в развитии самосознания личности.
  4. Способности и задатки — основа профессионального становления личности.
  5. Учение о темпераменте в психологии.
  6. Характер — системообразующая характеристика личности.

 

Литература:

Основная:

Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Изд. 4-е, исправленное. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

 

Дополнительная:

1. Асмолов Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека (3-е изд., испр. и доп.).

— М.: ACADEMA, Смысл, 2007.

2. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3 Т. — М.: ЮРАЙТ, 2011.

3. Психология личности: Учебное пособие/ под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В Архангельской. Изд. 3-е, перераб. и дополн. — М.: АСТ: Астрель, 2008

4. Психология личости: Учебное пособие/ под редакцией П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. М.: ЭКСМО Наука-пресс, 2008

5. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. — ПИТЕР 2009.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2009.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.psylib.org.ua/books/index.htm

2. Русский гуманитарный Интернет-университет

3. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

4. Портал психологических изданий http://psyjournals.ru/journal_catalog/