Рабочая таблица
По использованию пси ходиагностических методик
В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Основными направлениями работы являются: сопровождение адаптации детей к детскому саду; сопровождение формирования познавательной деятельности и ее отдельных компонентов; исследование аффективно-эмоциональной сферы; исследование личностного развития; исследование межличностных отношений; оценка сформированности ведущего вида деятельности
Сопровождение адаптации детей к детскому саду
Диагностическое направление: выявление дошкольников «группы риска»
Предмет диагностики | Стандартные методики, тесты, опросники | Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям | Другие средства и методы работы |
Выявление «группы риска» | Наблюдение | опросники |
Сопровождение формирования познавательной деятельности и ее отдельных компонентов
Диагностическое направление: исследование познавательной деятельности и ее отдельных компонентов
Предмет диагностики | Стандартные методики, тесты, опросники | Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям | Другие средства и методы работы |
Исследование операциональных характеристик деятельности ребенка | Методика Пьерона — Рузера | ||
Корректурные пробы | |||
Счет по Крепелину (модификация Р. Шульте) | |||
Методика В.М. Когана | |||
Исследование особенностей мнестической деятельности | Запоминание двух групп слов | ||
Запоминание 10 слов (по А.Р. Лурия) | |||
Запоминание двух фраз | |||
Исследование опосредованного запоминания ( по А.Н. Леонтьеву) | |||
Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма) | |||
Исследование перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности | Исследование представлений о величине (на предметном уровне) | ||
Методика доски Сегена | |||
Разрезные картинки | |||
Методика Коса | |||
Прогрессивные матрицы Дж.
Равена |
|||
Исследование особенностей сформированности понятийного мышления | Методика Выготского – Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет) | ||
Предметная классификация (вариант для детей 3-8- лет) | |||
Исключение предметов (4 – й лишний) | |||
Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности | Подбор парных аналогий (с 7 лет) | ||
Выбор простых аналогий (с 7 лет) | |||
Выделение существенных признаков (с 7 лет) | |||
Определение понятий (с 6,5 лет) | |||
Исключение понятий (с 6,5 лет) | |||
Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок | |||
Установление последовательности событий | |||
Уровень овладения рисованием и развития мелкой моторики | Свободный рисунок | ||
Развитие мышления и воображения | Свободная игра |
Предмет диагностики Стандартные методики, тесты, опросники Методики, используемые в практике, но не отвечающие…
Психологическая помощь в обеспечении процесса личностного развития
Диагностическое направление: исследование аффективно-эмоциональной сферы; исследование личностного развития; исследование межличностных отношений
Предмет диагностики | Стандартные методики, тесты, опросники | Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям | Другие средства и методы работы |
Исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка | Методика «Метаморфозы» | Рисуночные тесты: «Нарисуй человека», «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное» «Рисунок семьи» | |
Тест «Рука» | «КАТ» | ||
Контурный САН-Н | «Три желания» | ||
Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) | «Шапка-невидимка» | ||
Цветовой тест отношений | «Лестница» | ||
Методика «Эмоциональные лица» | |||
Развитие крупной моторики | «Повторяй за мной» «Игра в мяч» | ||
Общая моторная зрелость | Шкала пси хо-моторного развития (Озерецкий – Геллнитц) | ||
Умственное развитие и предпосылки учебной деятельности | Учебная деятельность (Л.И. Цеханская) | ||
«Эталоны» (О.М. Дьяченко) | |||
Перцептивное моделирование (В.В. Холмовская) | |||
«Схематизация» (Р.И. Бар дина) | |||
«Систематизация (Венгер) |
4. Определение уровня сформированности ведущего вида деятельности (игра)
Диагностическое направление: определение уровня сформированности компонентов социальных компетентностей.
Уровень сформированности компонентов игровой деятельности | наблюдение, анализ игровой деятельности, разработанный В.А. Новодворской | ||
методика Л.Б. Баряевой |
Младший школьный возраст (7 – 11 лет)
Основными видами работы являются: сопровождение адаптации на новом этапе обучения, сопровождение учебно-воспитательного процесса (участие в формировании «умения учиться»), сопровождение перехода на новый образовательный уровень (основное общее образование)
- Сопровождение к адаптации к школе
Диагностическое направление: мониторинг адаптированности ребёнка к школе, определение «группы риска» (изучается степень и особенности приспособления ребёнка к школе, причины неуспеваемости)
Предмет диагностики | Стандартные методики, тесты, опросники | Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям | Другие средства и методы работы |
Определение уровня тревожности | 1) Проективная методика для диагностики школьной тревожности (E.W.Amen, N.Renison , модификация А.М.Прихожан) 2) Шкала явной тревожности для детей CMAS (Дж. Тейлора, модификация А.М.Прихожан) сс | 1) Проективные рисуночные методики «Школа зверей», «Моя учительница» и др. 2) Карта наблюдения Стотта 3) Опросник школьной тревожности Филипса | 1)Наблюдение 2) Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (Для учителей и родителей) |
Самооценка | 1) Методика «Лесенка» (модификация методики Т.Дембо) | ||
Позиция в группе сверстников, социальный статус | Социометрия | 1) Проективная методика Рене Жиля (Для исследования межличностных отношений) В кн. Лучшие пси хологические тесты для проф отбора и профориентации. – СПб., 1992. 2) Проективный тест «Кинетический рисунок семьи» (Е.С.
Рома нова, О.Ф. Потемки на. Графические методы в пси хологической диагностике. – М., 1992) |
|
Особенности мотивации | 1) Анкета на определение уровня мотивации (Н.Г.Лускановой) | 1) Осознаваемые мотивы учения (Матюхиной М.В.) 2) Методика «Направленность на отметку» (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова) 3) Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова) | Изучение познавательной потребности ребенка (предложена В.С. Юркевич, предназначена для учителей) |
Особенности познавательной сферы | Внимание: 1) Корректурная проба 2) Чёрно-красная таблица 3) Перепутанные линии ( 4) Методика Пьерона-Рузера Память: 1) Методика «Запоминание цифр» 2) Методика «Запоминание образов» 3) Методика опосредованного запоминания (по Л.С.Выготскому) 4) Методика «10 слов» (А.Р.Лурия) Мышление: 1) Методика «Матрицы Равена» 2)2) Методика «Исключение лишнего» | Мышление: 1) Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников (на материале теста интеллекта Амтхауэра Р., модифицированного Л.И. Переслени и др.): ü Субтест на выявление осведомлённости ü Классификация, способность к обобщению ü Умозаключения по аналогии ü Обобщение | |
Уровень произвольности поведения и познавательных процессов | 2) Методика «Образец и правило» | 1) Тест Розенцвейга (детский вариант) 2) Тест «Пиктограмма» | Наблюдение для оценки волевых качеств школьника (методика А.И. Высоцкого) |
- Участие в формировании «умения учиться»
Диагностическое направление: определение уровня сформированности обще учебных навыков
Предмет диагностики | Стандартные методики, тесты, опросники | Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям | Другие средства и методы работы |
Определение уровня сформированности учебных навыков | 1) ШТУР | 1) Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репки на, Е.В.Заика) | Экспертная оценка учителем учебных навыков детей |
- Сопровождение к переходу к обучению в среднем звене
Диагностическое направление: изучение особенностей педагогического стиля педагога (3 класс), изучение особенностей поведения учащихся в учебных ситуациях, выявление потенциальной «группы риска», определение готовности обучения детей в среднем звене
Предмет диагностики | Стандартные методики, тесты, опросники | Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям | Другие средства и методы работы |
Характер реакции педагога в разных ситуациях | 1) «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998) 2) опросник Басса-Дарки) «Оценка способов реагирования в конфликте» (тест Томаса, адаптированный Н.В. Гриши ной) | ||
Отношение к учебным предметам учащихся, активность поведения на переменах | Методика Г.Н. Казанцевой «Отношение к учению и к учебным предметам» | Наблюдение, беседа, анкетирование | |
Контактность школьников и содержание этих контактов с новыми для них взрослыми | Наблюдение | ||
Содержание учебных и вне учебных интересов | Беседа и анкетирование детей и родителей | ||
Особенности учебной самооценки и уровня притязаний | Тест Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998) | ||
Изучение индивидуально-пси хологических особенностей | 1) Детский личностный опросник Кетелла 2) 4) Тест Г.Айзенка (детский вариант | 1.Карта наблюдения Стотта 2.Проективные методики «ДДЧ», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» (Е.С. Рома нова, О.Ф. Потемки на. Графические методы в пси хологической диагностике. – М., 1992. 3.Тест школьной тревожности Филлипса (для начальной школы) 4.Тест Люшера | Наблюдение, беседа с использованием сб. Методические материалы для пси ходиагностического обследования ребенка 5-7 лет /Сост. В.И. Чирков, О.В. Сок олова. Ярославль, 1993. («Психодиагностика») |
4. Определение уровня сформированности ведущего вида деятельности (игра) Диагностическое направление: определение уровня сформированности компонентов…