В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольный возраст (3−7 лет)

Рабочая таблица

По использованию пси ходиагностических методик

В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Дошкольный возраст (3−7 лет)

Основными направлениями работы являются: сопровождение адаптации детей к детскому саду; сопровождение формирования познавательной деятельности и ее отдельных компонентов; исследование аффективно-эмоциональной сферы; исследование личностного развития; исследование межличностных отношений; оценка сформированности ведущего вида деятельности

Сопровождение адаптации детей к детскому саду

Диагностическое направление: выявление дошкольников «группы риска»

Предмет диагностики Стандартные методики, тесты, опросники Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям Другие средства и методы работы
Выявление «группы риска» Наблюдение опросники

Сопровождение формирования познавательной деятельности и ее отдельных компонентов

Диагностическое направление: исследование познавательной деятельности и ее отдельных компонентов

Предмет диагностики Стандартные методики, тесты, опросники Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям Другие средства и методы работы
Исследование операциональных характеристик деятельности ребенка Методика Пьерона — Рузера
Корректурные пробы
Счет по Крепелину (модификация Р. Шульте)
Методика В.М. Когана
Исследование особенностей мнестической деятельности Запоминание двух групп слов
Запоминание 10 слов (по А.Р. Лурия)
Запоминание двух фраз
Исследование опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)
Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма)
Исследование перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности Исследование представлений о величине (на предметном уровне)
Методика доски Сегена
Разрезные картинки
Методика Коса
Прогрессивные матрицы Дж.

Равена

Исследование особенностей сформированности понятийного мышления Методика Выготского — Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)
Предметная классификация (вариант для детей 3−8- лет)
Исключение предметов (4 — й лишний)
Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности Подбор парных аналогий (с 7 лет)
Выбор простых аналогий (с 7 лет)
Выделение существенных признаков (с 7 лет)
Определение понятий (с 6,5 лет)
Исключение понятий (с 6,5 лет)
Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок
Установление последовательности событий
Уровень овладения рисованием и развития мелкой моторики Свободный рисунок
Развитие мышления и воображения Свободная игра

Предмет диагностики Стандартные методики, тесты, опросники Методики, используемые в практике, но не отвечающие…

Психологическая помощь в обеспечении процесса личностного развития

Диагностическое направление: исследование аффективно-эмоциональной сферы; исследование личностного развития; исследование межличностных отношений

Предмет диагностики Стандартные методики, тесты, опросники Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям Другие средства и методы работы
Исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка Методика «Метаморфозы» Рисуночные тесты: «Нарисуй человека», «Дом — дерево — человек», «Несуществующее животное» «Рисунок семьи»
Тест «Рука» «КАТ»
Контурный САН-Н «Три желания»
Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) «Шапка-невидимка»
Цветовой тест отношений «Лестница»
Методика «Эмоциональные лица»
Развитие крупной моторики «Повторяй за мной» «Игра в мяч»
Общая моторная зрелость Шкала пси хо-моторного развития (Озерецкий — Геллнитц)
Умственное развитие и предпосылки учебной деятельности Учебная деятельность (Л.И. Цеханская)
«Эталоны» (О.М. Дьяченко)
Перцептивное моделирование (В.В. Холмовская)
«Схематизация» (Р.И. Бар дина)
«Систематизация (Венгер)

4. Определение уровня сформированности ведущего вида деятельности (игра)

Диагностическое направление: определение уровня сформированности компонентов социальных компетентностей.

Уровень сформированности компонентов игровой деятельности наблюдение, анализ игровой деятельности, разработанный В.А. Новодворской
методика Л.Б. Баряевой

Младший школьный возраст (7 — 11 лет)

Основными видами работы являются: сопровождение адаптации на новом этапе обучения, сопровождение учебно-воспитательного процесса (участие в формировании «умения учиться»), сопровождение перехода на новый образовательный уровень (основное общее образование)

  1. Сопровождение к адаптации к школе

Диагностическое направление: мониторинг адаптированности ребёнка к школе, определение «группы риска» (изучается степень и особенности приспособления ребёнка к школе, причины неуспеваемости)

Предмет диагностики Стандартные методики, тесты, опросники Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям Другие средства и методы работы
Определение уровня тревожности 1) Проективная методика для диагностики школьной тревожности (E.W.Amen, N. Renison, модификация А.М.Прихожан) 2) Шкала явной тревожности для детей CMAS (Дж. Тейлора, модификация А.М.Прихожан) сс 1) Проективные рисуночные методики «Школа зверей», «Моя учительница» и др. 2) Карта наблюдения Стотта 3) Опросник школьной тревожности Филипса 1)Наблюдение 2) Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (Для учителей и родителей)
Самооценка 1) Методика «Лесенка» (модификация методики Т. Дембо)
Позиция в группе сверстников, социальный статус Социометрия 1) Проективная методика Рене Жиля (Для исследования межличностных отношений) В кн. Лучшие пси хологические тесты для проф отбора и профориентации. — СПб., 1992. 2) Проективный тест «Кинетический рисунок семьи» (Е.С.

Рома нова, О.Ф. Потемки на. Графические методы в пси хологической диагностике. — М., 1992)

Особенности мотивации 1) Анкета на определение уровня мотивации (Н.Г.Лускановой) 1) Осознаваемые мотивы учения (Матюхиной М.В.) 2) Методика «Направленность на отметку» (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова) 3) Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова) Изучение познавательной потребности ребенка (предложена В.С. Юркевич, предназначена для учителей)
Особенности познавательной сферы Внимание: 1) Корректурная проба 2) Чёрно-красная таблица 3) Перепутанные линии (4) Методика Пьерона-Рузера Память: 1) Методика «Запоминание цифр» 2) Методика «Запоминание образов» 3) Методика опосредованного запоминания (по Л.С.Выготскому) 4) Методика «10 слов» (А.Р.Лурия) Мышление: 1) Методика «Матрицы Равена» 2)2) Методика «Исключение лишнего» Мышление: 1) Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников (на материале теста интеллекта Амтхауэра Р., модифицированного Л.И. Переслени и др.): ü Субтест на выявление осведомлённости ü Классификация, способность к обобщению ü Умозаключения по аналогии ü Обобщение
Уровень произвольности поведения и познавательных процессов 2) Методика «Образец и правило» 1) Тест Розенцвейга (детский вариант) 2) Тест «Пиктограмма» Наблюдение для оценки волевых качеств школьника (методика А.И. Высоцкого)
  1. Участие в формировании «умения учиться»

Диагностическое направление: определение уровня сформированности обще учебных навыков

Предмет диагностики Стандартные методики, тесты, опросники Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям Другие средства и методы работы
Определение уровня сформированности учебных навыков 1) ШТУР 1) Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репки на, Е.В.Заика) Экспертная оценка учителем учебных навыков детей
  1. Сопровождение к переходу к обучению в среднем звене

Диагностическое направление: изучение особенностей педагогического стиля педагога (3 класс), изучение особенностей поведения учащихся в учебных ситуациях, выявление потенциальной «группы риска», определение готовности обучения детей в среднем звене

Предмет диагностики Стандартные методики, тесты, опросники Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям Другие средства и методы работы
Характер реакции педагога в разных ситуациях 1) «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта Психодиагностические методы изучения личности. — М., 1998) 2) опросник Басса-Дарки) «Оценка способов реагирования в конфликте» (тест Томаса, адаптированный Н.В. Гриши ной)
Отношение к учебным предметам учащихся, активность поведения на переменах Методика Г. Н. Казанцевой «Отношение к учению и к учебным предметам» Наблюдение, беседа, анкетирование
Контактность школьников и содержание этих контактов с новыми для них взрослыми Наблюдение
Содержание учебных и вне учебных интересов Беседа и анкетирование детей и родителей
Особенности учебной самооценки и уровня притязаний Тест Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.

Прихожан (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта Психодиагностические методы изучения личности. — М., 1998)

Изучение индивидуально-пси хологических особенностей 1) Детский личностный опросник Кетелла 2) 4) Тест Г. Айзенка (детский вариант 1.Карта наблюдения Стотта 2. Проективные методики «ДДЧ», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» (Е.С. Рома нова, О.Ф. Потемки на. Графические методы в пси хологической диагностике. — М., 1992. 3. Тест школьной тревожности Филлипса (для начальной школы) 4. Тест Люшера Наблюдение, беседа с использованием сб. Методические материалы для пси ходиагностического обследования ребенка 5−7 лет /Сост. В.И. Чирков, О.В. Сок олова. Ярославль, 1993. («Психодиагностика»)

4. Определение уровня сформированности ведущего вида деятельности (игра) Диагностическое направление: определение уровня сформированности компонентов…