Анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Содержание

Введение

1. Теоретические основы социального страхования и пенсионного обеспечения

1.1 Система социального страхования и ее роль

1.2 Понятие и значение пенсионного обеспечения и страхования

2. Анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации

2.1 Развитие пенсионного обеспечения в России

2.2 Тенденция пенсионных выплат в Российской Федерации

2.3 Индексация пенсий в Российской Федерации

3. Перспективы развития пенсионного обеспечения в России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.

Государственная система социальной защиты строится в двух формах: социальное обеспечение и социальное страхование. Социальное страхование является одной из форм общей системы социальной защиты, характеризуется своей спецификой. Оно должно иметь форму взаимной ответственности (в широком смысле) для всех ее основных субъектов, а именно: застрахованного, предприятия и государства. Социальное страхование — это система полноправного участия каждого из субъектов в социальной защите, а также взаимного страхования.

Одним из видов социального страхования является пенсионное, которое призвано осуществлять эффективное пенсионное обеспечение.

Развитие пенсионной системы является одной из приоритетных задач, поскольку затрагивает многие сферы деятельности — социальную, экономическую, политическую. Решение данной задачи становится особенно актуальным в связи с потребностью и желанием граждан сохранить достигнутый уровень благосостояния после окончания трудовой деятельности. Одним из направлений развития пенсионной системы может стать привлечение граждан к формированию ими добровольных накоплений.

Величины будущей пенсии по старости, формируемой в соответствии с условиями пенсионной системы в России, обеспечивают довольно низкий коэффициент замещения утраченного заработка (отношение пенсии к заработной плате).

Коэффициент замещения, как показывают многочисленные оценки и прогнозы, несмотря на все предпринимаемые законодательные попытки его увеличить, не будет в течение длительного времени соответствовать международным нормам.

11 стр., 5161 слов

Исследование кадрового обеспечения системы управления

... Кабушкина, В.Я. Горфинкельи другие). 1. Методы оценки и исследования кадрового обеспечения системы управления 1.1    Характеристика руководящих кадров на отечественных предприятиях: состав, структура ... кадрами магазина «Азбука мебели» .2 Оценка эффективности оргструктуры и кадрового обеспечения магазина «Азбука мебели» .3 Оценка управления кадрами через коэффициенты приема, стабильности, ...

Цель работы: провести анализ развития системы социального страхования в части пенсионного обеспечения.

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы социального страхования и пенсионного обеспечения.

2. Провести анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

3. Исследовать перспективы развития пенсионного обеспечения в России.

Объектом исследования является система социального страхования.

Предметом исследования является пенсионное обеспечение.

1. Теоретические основы социального страхования и пенсионного обеспечения

1.1 Система социального страхования и ее роль

В рамках социальной политики, проводимой государством, можно выделить систему обязательных гарантий по обеспечению граждан в старости, в случаях болезни, инвалидности, потери работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также правовое регулирование взаимоотношений работодателей и работников, защита прав последних составляют понятие социальной защиты. В свою очередь, система мер по непосредственному материальному обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных граждан в рамках этой защиты составляет понятие социального обеспечения.

Социальное обеспечение может быть основано на механизме:

1) социального страхования, предусматривающего создание страховых фондов и ориентированного на работающих граждан и членов их семей;

2) социальной помощи, предусматривающей прямое бюджетное финансирование, направленное на доведение доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума.

Отличия социального страхования и социальной помощи приведены в табл. 1.

Таблица 1 — Сравнительная характеристика социального страхования и социальной помощи

Признаки для сравнения

Социальная помощь

Социальное страхование

Источники финансирования

Финансируется за счет бюджетов разных уровней

Финансирование обычно осуществляется за счет специальных фондов, формируемых на основе взносов работодателей и работников, с возможным участием государства

Степень охвата лиц, нуждающихся в социальном обеспечении

В соответствии с законодательством выплаты и другие виды помощи производятся определенным категориям нуждающихся после обследования их материального состояния

Так как участие в социальном страховании обязательно, то социальное обеспечение охватывает практически всех трудящихся и членов их семей

Основание для получения выплат по социальному обеспечению

Цель предоставления помощи — доведение уровня доходов граждан до определенного прожиточного минимума с учетом ряда факторов (размер семьи, обязательные выплаты и т.п.).

При оценке нуждаемости учитываются доходы и размеры собственности соответствующих лиц

Право лица на пособие, как правило, основывается на записях о получении взносов без учета нуждаемости

Степень зависимости размеров выплат по социальному обеспечению от прежних заработков

Размер пособия и другие формы помощи не связан с предшествующими уровнями заработной платы или уровнем жизни

Уровень взносов и выплат прямо связан с его прежним и настоящим заработком

Страховой метод социальной защиты предполагает предварительную оценку вероятности наступления события, связанного с утратой заработка. Как правило, законодательством размер пенсий или пособий по социальному страхованию, которые призваны полностью или частично возместить утраченный заработок, определяется в процентном соотношении к средней заработной плате. На основе вероятностной оценки предстоящих выплат должен осуществляться расчет тарифов страховых взносов, которые рассматриваются как «отложенная заработная плата».

Таким образом, социальное страхование — это механизм социальной защиты, который предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов, расходы которого связаны с осуществлением гарантированных государством социальных выплат, предназначенных для полного или частичного возмещения заработной платы в результате утраты трудоспособности или потери работы, а также основного дохода после потери кормильца.

В соответствии с требованиями Международной организации труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) средства социального страхования должны быть обособлены от бюджетов бюджетной системы. Риски, подлежащие социальному страхованию, включают в себя: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Социальное страхование делится на виды в зависимости от сочетания указанных рисков, такое деление дифференцируется по странам. Например, во многих европейских государствах в рамках социального страхования на случай временной утраты трудоспособности в результате общего заболевания предусмотрена также оплата медицинских услуг, страхование на случай инвалидности может быть выделено в отдельный вид социального страхования. В Норвегии отказались от обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности — законодательством предусмотрена обязанность работодателя сохранять полностью заработную плату работников в результате их заболеваний, но при этом сам работодатель определяет механизм финансового обеспечения таких выплат.

В целом в большинстве стран обычно выделяют четыре основных вида социального страхования:

— пенсионное страхование;

— страхование на случай безработицы;

— страхование на случай общего заболевания (здесь обычно включены риски, связанные с материнством, а также оплатой медицинских услуг);

— страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Во многих государствах в формировании фондов социального страхования принимают участие в качестве страхователя не только работодатель, но и сами наемные работники. Участие работников в уплате страховых взносов рассматривается как реализация одного из принципов рыночной экономики — персональной ответственности каждого индивидуума за сохранение трудоспособности, правильность оценки востребованности будущей профессии. При этом разные виды рисков по социальному страхованию предполагают разную степень распределения ответственности между работниками и работодателями как основными участниками отношений по социальному страхованию.

В Российской Федерации право граждан на социальное страхование гарантировано ст. 39 Конституции РФ. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 2, 21, 22, 57) относит право на обязательное социальное страхование работников к основным положениям правового регулирования трудовых отношений.

Принципы социального страхования в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», к которым относятся:

— устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

— всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

— государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

— паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

— обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

— ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

— обеспечение надзора и общественного контроля;

— автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

1.2 Понятие и значение пенсионного обеспечения и страхования

Пенсионное страхование — страхование с целью формирования источников финансирования пенсий. Пенсионное страхование является основой пенсионной системы в развитых странах.

Пенсионное страхование является разновидностью долгосрочного страхования жизни, при котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

Различают обязательное пенсионное страхование и добровольное пенсионное страхование (рис. 1).

пенсионное обеспечение социальное страхование

Рисунок 1 — Виды пенсионного страхования

Теоретическое значение исследования пенсионного обеспечения состоит в том, что правовое регулирование пенсий является мощным образованием в праве социального обеспечения. Одни исследователи относят пенсионное право к числу институтов отрасли Соловьев В.Л. О формах собственности в сфере социальных правоотношений в условиях реформирования пенсионной системы //Социальное и пенсионное право. — 2008. — №4. — С. 15 — 21., другие — к общности институтов, третьи считают подотраслью права социального обеспечения Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб., 2011. С. 76 — 88.. Практическая значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — выплата в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом N 173-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств Лельчук А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается // Финансы. — 2010 г. — №1. — С. 58-62..

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению (ГПО) — ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам, которые были государственными гражданскими или военными служащими Захаров М.Л. Основные принципы определения уровня трудовой (страховой) пенсии: реальность и перспективы //Журнал российского права. — 2009. — № 7. — С. 15 — 17.. Право на получение пенсии по ГПО определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2009, далее — Закон N 166-ФЗ), Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в ред. от 09.11.2009) и другими специальными федеральными законами, содержащими нормы о пенсионном обеспечении.

Важно отметить, что в случаях, предусмотренных Законом N 166-ФЗ, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии (части трудовой пенсии) (п. 2 ст. 4 Закона N 173-ФЗ).

Современная российская система пенсионного обеспечения начала формироваться в 2002 г. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова выявили две главные причины, которые побудили Россию приступить к реформированию пенсионной системы. «Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть… идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и реализовать на практике истинную его сущность. Вторая причина состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию» Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2010. С. 218, 220..

В новой пенсионной системе можно выделить три вида пенсий (рис. 2): 1) государственные пенсии (финансируются из средств федерального бюджета); 2) трудовые пенсии (финансируются за счет поступлений обязательных страховых взносов); 3) дополнительные пенсии (финансируются за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц).

Таким образом, смысл преобразований состоял в том, что пенсионное обеспечение перестает быть прерогативой государства и теперь за его финансирование ответственны и работодатели, и сами застрахованные.

Рисунок 2 — Виды пенсий

Федеральный закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает три вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца Гусева Т.С. Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России // Трудовое право. — 2008. — № 8. — С. 14..

Конституция содержит правовую норму о том, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту», а не по старости. В российских пенсионных законах употребляется термин «пенсия по старости». И хотя пенсия по старости устанавливается по достижении определенного возраста, понятие «пенсионный возраст» в российском законодательстве отсутствует. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости устанавливается по достижении 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами. Это предельный возраст, по достижении которого в России может устанавливаться пенсия по старости. Вторым условием, необходимым для установления пенсии по старости, является трудовой стаж. Так, для назначения трудовой пенсии по старости требуется не менее 5 лет страхового стажа. Такой ли должна быть дифференциация условий пенсионного обеспечения по признаку пола? По оперативной информации Минздравсоцразвития России, продолжительность жизни мужчин (с 2005 по 2007 г.) увеличилась с 58,9 до 61,5 года. Следует неутешительный вывод: продолжительность жизни мужчин на пенсии составляет полтора года. Как в данном случае рассматривать правовую норму, устанавливающую величину Т — ожидаемый период выплаты пенсий (используется при расчете страховой части трудовой пенсии), — равную в 2005 г. 13 годам и 6 месяцам, а в 2007 г. — 14 годам и 6 месяцам? Ведь право — регулятор общественных отношений. Оно не должно быть оторвано от действительных социальных процессов. В данном случае правовое регулирование нуждается в корректировке.

Предусмотренное ст. 39 Конституции РФ право граждан на пенсию обеспечивается посредством двух взаимодействующих систем: обязательного пенсионного страховании (ОПС) и государственного пенсионного обеспечения (ГПО).

2. Анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации

2.1 Развитие пенсионного обеспечения в России

До 2002 года в России (до 1991 — в СССР) существовала распределительная пенсионная система, при которой пенсии старшим поколениям выплачивались за счет того, что с доходов работающих граждан удерживалась определенная часть. Такая система получила название «распределительная», и она базируется на принципе «солидарность поколений».

Принцип «солидарности поколений» — вполне действенный и справедливый, однако, подобные пенсионные системы хорошо работают только при наличии определенных условий — когда количество работающих граждан значительно превышает количество пенсионеров, экономика растёт быстрыми темпами, а сбор налогов хорошо отлажен.

Отсутствие этих условий, и, в особенности, демографическая ситуация вызвали необходимость замены старой пенсионной системы на новую, которая подразумевала под собой иной порядок формирования будущих пенсий.

С 2002 года трудовая пенсия формируется из взносов работодателей, уплачиваемых за своих работников и состоит из двух частей: страховой (на сегодня для лиц 1967г. рождения и моложе — 16 %; для лиц 1966г. рождения и старше — 22 %) и накопительной (только для лиц 1967г. рождения и моложе — 6 %).

Страховая часть зависит от суммы страховых взносов и стажа работы. Она лишь номинально учитывается на счете, однако в действительности эти деньги идут на выплаты нынешним пенсионерам — таким образом, для лиц 1966 года рождения и старше сохранен принцип «солидарности поколений».

Базовая часть трудовой пенсии, существовавшая до 1 января 2010 года, сегодня переведена в фиксированный базовый размер страховой части, который составлял в 2012 году 2 963 рубля. Она не зависит ни от стажа и заработка, ни от суммы пенсионных взносов, уплаченных в течение трудовой деятельности. Это — государственная гарантия определенного уровня выплат пенсионеру, как бы ни сложилась его трудовая биография Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ // http://www.pfrf.ru/..

Накопительная часть (только для лиц 1967 года рождения и моложе) — это именно тот инструмент, при умелом обращении с которым можно повысить уровень своей пенсии. Кроме того, накопительная часть пенсии наследуется по закону. Средства, направляемые на формирование накопительной части пенсии, не расходуются на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а аккумулируются на индивидуальных пенсионных счетах. Ежегодно на накопительную часть трудовой пенсии начисляется инвестиционный доход. Уровень этого дохода зависит от грамотного инвестирования средств пенсионных накоплений.

По умолчанию пенсионные накопления формируются в Пенсионном фонде РФ под управлением Внешэкономбанка, который распоряжается этими средствами в качестве государственной управляющей компании.

При этом граждане РФ имеют право перевести средства пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию.

В конце 2013 года систему государственного пенсионного обеспечения в России ждет очередной виток изменений.

Гражданам 1967 года рождения и моложе, формирующим пенсионные накопления, с 2013 года будет предоставлена возможность изменить тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, тем самым увеличив тариф на формирование страховой части пенсии с 16% до 20%.

Если гражданин в течение 2013 года свой выбор не сделает, то с 2014 года по умолчанию накопительная часть пенсий будет формироваться на основе 2%-го перечисления страховых взносов в накопительную часть пенсии.

2.2 Тенденция пенсионных выплат в Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливает и выплачивает гражданам пенсии по государственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию 40,6 млн. граждан.

Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливает и выплачивает гражданам пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в том числе социальные пенсии гражданам, не имеющим трудового стажа, а также некоторые виды пенсий военнослужащим и членам их семей, пенсии федеральным государственным гражданским служащим) и пенсии по обязательному пенсионному страхованию (трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца).

Таблица 2 — Численность пенсионеров, получающих пенсии через ПФР (тыс. чел.) Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ // http://www.pfrf.ru/.

В течение 2012 года ПФР обеспечил выплату всех видов пенсий своевременно и в полном объеме.

В целом в 2012 году Пенсионный фонд Российской Федерации направил на выплату пенсий 4,5 трлн рублей, что на 443 млрд рублей больше, чем в 2011 году. При этом расходы ПФР на выплату трудовых пенсий составили 4,2 трлн рублей, что на 402 млрд рублей больше, чем в 2011 году. Факторами увеличения расходов бюджета ПФР на выплату пенсий стали прирост числа пенсионеров и осуществление плановых индексаций пенсий.

Территориальные органы ПФР в 2012 году вынесли 2 772 125 решений о назначении пенсий, в том числе 356 108 решений о назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

В августе 2012 года ПФР произвел корректировку размера страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности 13,7 млн работающих пенсионеров. Корректировка в беззаявительном порядке производится с 1 августа каждого года на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших за работающих пенсионеров в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые ранее не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии при ее назначении (переводе с одной пенсии на другую) или перерасчете.

Способ получения пенсии каждый гражданин выбирает самостоятельно. В 2012 году доставка пенсии 44,8% пенсионеров Российской Федерации осуществлялась через организации федеральной почтовой связи, 47,7% — путем зачисления на счета в кредитных организациях, 6,5% — через иные организации, занимающиеся доставкой пенсий.

В 2012 году Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливал и производил доплаты к пенсии отдельным профессиональным категориям работников:

— работникам организаций угольной промышленности, в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». Численность пенсионеров, получающих эту доплату к пенсии, по состоянию на 31 декабря 2012 года составила 66 954 человек. Средний по Российской Федерации размер доплаты к пенсии на 31 декабря 2012 года — 2 294,96 рубля;

— членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». Численность пенсионеров, получавших эту доплату к пенсии, по состоянию на 31 декабря 2012 года составила 42 729 человек. Средний размер доплаты к пенсии на 31 декабря 2012 года — 10 334,12 рубля.

2.3 Индексация пенсий в Российской Федерации

В 2012 году ПФР обеспечил выполнение всех мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан. Повышен уровень пенсионного обеспечения 40,6 млн пенсионеров.

Индексация пенсий осуществлялась в установленные законодательством сроки:

— с 1 февраля — индексация трудовых пенсий на 7%, исходя из уровня роста потребительских цен за 2011 год (6,1 %);

— с 1 апреля — дополнительное увеличение трудовых пенсий на 3,41%. С учетом двух индексаций повышены пенсии 37 млн пенсионеров;

— с 1 апреля — индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 14,1 % с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за 2011 год. Повышены пенсии 3,6 млн человек, из которых 2,9 млн человек — получатели социальных пенсий.

Таблица 3 — Динамика средних размеров пенсий в Российской Федерации (руб.) Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ // http://www.pfrf.ru/.

В целом за 2012 год пенсии увеличились на 10,6% при росте индекса потребительских цен на 6,6%.

В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2012 года увеличился на 895 рублей и на конец года составил 9 405 рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости за 2012 год увеличился на 914 рублей и на конец года составил 9 790 рублей, что 8 1,9 раза превысило величину прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.

Средний размер пенсии инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны составил 23 043 рубля и 23 709 рублей соответственно, а с учетом мер социальной поддержки (ЕДВ и ДЕМО) уровень их доходов соответственно составил 27 878 рублей и 28 544 рубля (увеличение в течение года в среднем на 2 497-2 809 рублей).

Уровень дохода вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии, составил 20 678 рублей (увеличился в течение 2012 года в среднем на 1 971 рубль).

Средний размер социальной пенсии увеличился на 712 рублей и составил на конец 2012 года 5 919 рублей.

В 2012 году минимальный уровень материального обеспечения неработающих пенсионеров с учетом установления социальной доплаты к пенсии был обеспечен на уровне прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

С 1 февраля 2014 года трудовые пенсии 37,8 млн. российских пенсионеров были проиндексированы на 6,5 процента исходя из роста потребительских цен за 2013 год. В результате средний размер трудовой пенсии по старости на сегодня составляет 11,4 тыс. рублей.

Что касается дальнейшего повышения пенсий в течение 2014 года, то с 1 апреля ожидается дополнительное увеличение трудовых пенсий с учетом индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера за 2013 год и индексация социальных пенсий с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.

В августе произойдет традиционный перерасчет трудовых пенсий работающих пенсионеров.

При этом в течение года минимальный уровень пенсионного обеспечения россиян будет по-прежнему не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, где он проживает. Если размер пенсии в сумме с другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами будет ниже прожиточного минимума, то ему будет установлена социальная доплата.

3. Перспективы развития пенсионного обеспечения в России

Пенсионное страхование в Российской Федерации по мере своего развития сталкивается с рядом проблем.

Развитие добровольного пенсионного страхование в Российской Федерации более чем необходимо.

Ведь развитие дополнительного пенсионного страхования позволяет ослабить финансовую напряжённость и улучшить психологическую обстановку, создав уверенность у потенциальных пенсионеров в достаточности своего обеспечения при достижении пенсионного возраста. Это же создаст побудительный мотив повышению эффективности своего труда для изыскания возможности обеспечения достойной старости с помощью накопительного страхования. Аникеева Л. Пенсионное обеспечение: адаптировать, а не разрушать. // Человек и труд. — 2010. — № 12. — С. 90 — 94.

Всё это благоприятно, но развитие добровольного пенсионного страхования имеет ряд важнейших проблем.

Во-первых, данный вид страхования никак не влияет на существующих пенсионеров, им остаётся получать только то, что даёт им государство.

Во-вторых, клиентами страховой организации, наиболее заинтересованными в данном виде страхования, являются пожилые люди, которые путем уплаты премии желают обеспечить себе доход в виде пожизненной пенсии. Однако надо отметить, что пенсионное страхование — один из наиболее дорогих видов страхования. Поэтому для людей предпенсионного возраста, когда период накопления очень небольшой, страховые взносы по этому виду страхования достаточно велики. Например, для мужчины 55-летнего возраста единовременный взнос для получения ежемесячной пожизненной пенсии, эквивалентной 100 долл. США, составит около 2,5 тыс. долл. США. В бывшей системе Госстраха тарифные ставки были построены таким образом, что только половину страхового взноса вносил страхователь, другую половину доплачивало государство. Теперь, когда государство перестало дотировать пенсионное страхование, для широкого круга страхователей оно стало практически недоступным.

Считается, что решением данной проблемы может являться организация пенсионного страхования работников за счет средств юридического лица. Так, предприятие может оплачивать частично или полностью страховые взносы за своих сотрудников. Такой порядок не только обеспечит достойную старость сотрудникам, но и поможет решить предприятию многие кадровые и социальные вопросы. Но здесь возникает следующая проблема. Страхование от А до Я. / Под ред. Л. И.Корчевской, К. Е. Турбиной. — М: ИНФРА-М, 2010. — С. 237.

В-третьих, предприятию невыгодно работать со страховыми компаниями по программам пенсионного страхования, так как предприятие, желающее обеспечить своим работникам дополнительную к государственной пенсию, должно уплатить страховой взнос из прибыли да ещё внести 28% этой суммы в Пенсионный фонд: на рубль страхового платежа работодателю придётся уплатить ещё 66 копеек налогов. Николенко Н. П. Роль страховых компаний в реформе пенсионной системы России. // Финансы. — 2010. — № 11. — С. 51 — 54.

В-четвёртых, большое значение имеет психологический фактор. Многие работающие граждане даже не задумываются над тем, какую пенсию они будут получать в будущем, они спокойно соглашаются на “тёмную” зарплату в конвертике, даже не задумываясь, что за них работодатель делает минимальные отчисления в Пенсионный фонд. А уж тем более они не задумываются о том, что существует какое-то добровольное пенсионное страхование. Многие граждане думают об этом, но просто не доверяют страховым компаниям и боятся, что в будущем ничего не получат. Фактор недоверия для граждан крайне актуален. Есть такие, которые ждут положительных изменений от пенсионной реформы.

В-пятых, не существует каких-либо государственных программ для поддержания развития добровольного пенсионного страхования. Однако, был разработан законопроект “О дополнительном добровольном пенсионном страховании”, который должен быть внесён в Государственную Думу, но неизвестно, будет ли он принят и как это скажется на развитии добровольного страхования.

В-шестых, страховые организации хоть и предлагают данный продукт, но практически для всех страховых компаний он является не основным, наряду с такими видами страхования, как имущественное страхование, страхование автогражданской ответственности и так далее.

Тем самым, можно сделать вывод о наличии весьма серьёзных проблем, препятствующих развитию добровольного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Решением могут являться меры налогового стимулирования, но одновременно должно развиваться регулирование и контроль в данной сфере; должны быть утверждены допустимые типовые пенсионные схемы, установлены требования к инвестированию пенсионных резервов, повышен уровень открытости и прозрачности этой деятельности.

Необходимы гарантии гражданам, системы льгот и скидок, вообщем, необходимо делать всё для того, чтобы привлекать население к данному виду страхования.

Пенсионное страхование в Российской Федерации, не смотря на все проблемы, развивается, общество подходит к международным стандартам, психология людей меняется и тем самым, можно сделать вывод, что пенсионное страхование имеет хорошее будущее.

Для продвижения отдельных пенсионных продуктов наиболее эффективным является использование «зонтичных» брендов, когда под сильный и раскрученный бренд компании заводятся конкретные страховые продукты. В страховании, прежде всего, важен бренд компании, а не отдельных продуктов. Но в любом случае невозможно продвигать продукт в отрыве от бренда финансового учреждения. Поэтому продуктовая реклама у страховщиков, как, впрочем, у любых других финансовых учреждений, всегда идет рука об руку с формированием бренда компании.

В настоящее время эффективность продвижения пенсионного продукта при использовании бренда является процессом взаимодействия двух брендов: бренда самой страховой компании и бренда пенсионного продукта. Значимое место в процессе привлечения клиентов для покупки пенсионных продуктов является корпоративный бренд, т.е. определение места страховой компании на рынке страховых услуг. Позитивный имидж компании помогает привлекать и удерживать потребителей пенсионной услуги. Значимость использования бренда при продвижении пенсионного продукта проявляется в решении бизнес-задачи, поставленной перед страховщиком и удовлетворенности страхователя.

Также для продвижения пенсионных продуктов можно использовать так называемые пакетные услуги (несколько услуг в одном продукте — пакете).

Такой пакет представляет собой набор услуг (а иногда туда входят и физические товары), одна из которых является центром пакета, его ядром («ядерная» услуга), а остальные имеют второстепенное значение. Это вспомогательные товары и услуги (без приобретения которых потребление «ядерной» услуги невозможно или сильно затруднено) и дополнительные товары и услуги (без которых возможно потребление «ядерной» услуги, но появление дополнительной услуги его существенно облегчает, улучшает или удешевляет).

В пенсионном страховании в качестве ядра может выступать обязательное страхование (накопительная часть пенсии), т.е. при размещении накопительной части своей пенсии в конкретной компании, а она, в свою очередь, предлагает более выгодные условия по добровольным пенсионным программам. В принципе, услуги по пенсионному страхованию могут быть в пакете и с другими страховыми и финансовыми продуктами, в виде скидок на страховые продукты одной компании.

Серьезным фактором, сдерживающим развитие пенсионных продуктов, является отсутствие свободных денежных средств у потенциальных страхователей для приобретения конкретной пенсионной услуги, а если они и есть, то в ограниченном объеме. В связи с этим возникает главная проблема страховщиков, желающих иметь клиентов по продуктам пенсионного страхования, — это грамотные маркетинговые исследования, которые позволят создать правильную рекламную политику, узконаправленную на обеспечение необходимых результатов; страховые продукты высокого качества; правильную мотивацию для потенциальных страхователей. При этом важной составляющей повышения качества страховых услуг является грамотная организация каналов продаж страховых продуктов и правильная ориентация на выделенный сегмент рынка.

Основной проблемой рынка страхования на современном этапе является то, что участники рынка страхования не учитывают интересы другой стороны. Стороны страховых взаимоотношений действуют исключительно в своих интересах, что не ведет к развитию рынка страхования пенсионных услуг. Экономическая эффективность страхования дополнительной пенсии будет достигнута путем переориентации страховых компаний с экстенсивного подхода к клиентской базе к интенсивному, т.е. путем организации более качественного обслуживания своих клиентов и повышения качества предлагаемых страхователю пенсионных услуг.

Следующим значимым этапом для создания эффективного пенсионного продукта для потенциальных потребителей является ценовое стимулирование его сбыта. К ценовому стимулированию сбыта пенсионного продукта можно отнести снижение стоимости пенсионного продукта в фиксированный период, в конкретном месте, на определенных условиях. Эти скидки должны быть экономически обоснованны и реализованы за счет чистой прибыли страховщика, но не за счет снижения качества страховых услуг.

Реализовать ценовое стимулирование можно путем предоставления следующих скидок:

— сезонных;

— в виде разовых акций с указанием цены в местах продаж или на упаковке;

— дополнительным объемом;

— в виде компенсации стоимости. Николенко Н. П. Роль страховых компаний в реформе пенсионной системы России. // Финансы. — 2010. — № 11. — С. 51 — 54.

Наибольшей популярностью на страховом рынки России пользуются сезонные скидки, или попытки стимулирования сбыта страховых продуктов путем стимулирования продаж в период спада методом предоставления скидок. К таким скидкам можно отнести новогодние скидки, т.е. скидки для периода наибольших финансовых расходов населения, предприятий и организаций. Поэтому в данном случае предоставление скидок в этот период является наиболее стимулирующим на покупку полисов добровольного страхования.

Скидки в виде акций направлены на повышение уровня лояльности клиентов. Как правило, такие скидки приурочены к каким-либо знаменательным датам. К таким скидкам можно отнести скидки, представляемые, например, мужчинам в преддверии 23 февраля и женщинам — 8 марта, в день рождения страхователя. Ряд компаний предоставляют скидки при покупке полиса через Интернет, скидки с дополнительным объемом, т.е. продажа полиса с предоставлением, например, дополнительного периода страховой защиты.

Скидки в виде компенсации стоимости, после приобретения полиса пенсионного страхования страхователю предоставляется 20% скидка при покупке последующих полисов по другим добровольным видам страхования в данной компании. Указанный вид скидок является наиболее распространенным и постоянным в страховых компаниях. Отличительной особенностью рынка пенсионного страхования в настоящее время является то, что ценовое стимулирование как метод продвижения пенсионных продуктов недостаточно развит из-за низкой рентабельности данного страхового продукта. И решением в данном случае может стать сбалансированность страхового портфеля за счет других, наиболее популярных видов страхования.

Важно отметить еще метод продвижения пенсионных продуктов — семплинг, который сейчас в России развивается.

Семплинг — (от английского sample — «образец») — разновидность промоушна, связанная с распространением образцов товаров и услуг, предлагаемых компаниями.

При этом следует обратить внимание не на псевдосемплинг, т.е. подарки в виде сувенирной продукции с логотипом страховой компании, а именно на семплинг. Если провести анализ пенсионных продуктов, предоставляемых страховыми компаниями, можно сделать однозначный вывод, что на рынке распространен в основном псевдосемплинг. При этом страховые компании рассчитывают серьезно продвигать пенсионные продукты путем использования данного метода. Однако распространение псевдосемплинга тоже нельзя назвать исключительно отрицательным фактором, есть ряд преимуществ: усиление бренда страховой компании за счет бренда сувенирной продукции.

Настоящим семлингом можно назвать предоставление, например, полиса страхования от несчастных случаев в подарок заключившему договор пенсионного страхования.

Как вывод, страховые услуги являются семплингуемыми и именно это гарантирует развитие семплинга в качестве способа продвижения пенсионного продукта в будущем. Кроме этого, постоянное увеличение страхователей тоже является положительным фактором увеличении продаж данной страховой услуги.

Особенностью предлагаемого страхового продукта должна стать не погоня за получением огромных сумм страховых премий с одного договора страхования, а адекватное соотношение потенциальных возможностей страхователя в виде затрат на страхование, учет рисковой составляющей для страховщика (должно быть и реальное понимание рынка предлагаемых услуг, потенциальной убыточности в соотношении с объемами предполагаемых сборов) и перспективности созданного нового страхового продукта в целом.

Важным фактором, стимулирующим создание эффективного пенсионного продукта, является поступательное развитие рынка пенсионного страхования в России и вхождение страны в мировое экономическое сообщество. Такая динамика развития рынка пенсионного страхования невозможна без формирования позитивной репутации российских компаний, российского бизнеса и самого Российского государства.

При организации сопровождения предлагаемых пенсионных продуктов следует уделить внимание специализации внутри компании. Отличительной особенностью проблематики на современном этапе является то, что зачастую в компаниях специалист отдела продаж одновременно является продавцом, а иногда занимается урегулированием убытков. Это непосредственно отражается негативно на качестве предоставляемых пенсионных услуг, так как специалист компании не может выполнять качественно эти функции из-за отсутствия времени. Как показывает практика, специалист, прежде всего, действует, как продавец. Иначе говоря, продажа страховых продуктов идет любой ценой, ради одной цели — выполнения поставленного плана по сбору страховых премий. И вполне естественно, что о качестве предоставляемых услуг тут говорить нечего. В результате крупные страховщики по страхованию пенсии разделили внутри компании функцию продажи и андеррайтинга. Такое разделение позволило страховым компаниям улучшить качество страховых продуктов и их сопровождение. А также позволило продавцам и андеррайтерам более глубоко проникнуть в проблемы своего направления. В то же время, андеррайтеры должны обеспечить создание андеррайтинговой политики компании, где должны быть четко определены все критерии. Результатом данной политики компании станет увеличение клиентской базы за счет улучшения качества пенсионного продукта и за счет профессионализма подразделений. Седельникова М. Г. Негосударственное пенсионное страхование. Научно-практическое пособие. — Омск, 2010. — С. 249.

Анализ существующей практики страхования позволяет подчеркнуть, что наиболее рациональным путем развития пенсионного страхования является создание комплексных страховых продуктов. При этом следует уделить особое внимание эффективному продвижению разрабатываемых страховых продуктов путем эффективной организации бизнес-процессов, использования ценового стимулирования и достижения эффективности продаж страховых продуктов. Особенно необходимо отметить, что страховщики и другие субъекты страхового рынка стали осознавать значимость повышения качества страховых услуг. Проанализировав рынок страхования на современном этапе, можно сделать вывод, что наиболее эффективным методом повышения качества страховой услуги является комплексная стандартизация.

Развитие комплексной стандартизации в пенсионном страховании требует от страховщиков искать наиболее эффективные и оптимальные решения страхового маркетинга (например, выделение страховых интересов у различных групп населения или предприятий, страхующих своих работников, с последующим формированием нацеленных именно на них страховых продуктов), на основе которого строится система стандартов по продвижению нового страхового продукта, а затем и сертификации его качества.

При стандартизации в области пенсионного страхования необходимо четко осознавать, что, организуя этот процесс, не должна ставиться задача полностью отрегулировать данный страховой сектор. Речь должна идти о системе рекомендательных стандартов, а принимаемые типовые правила и стандарты по пенсионному страхованию должны носить рекомендательный характер. Понятно, что решение о внедрении системы стандартов в секторе пенсионного страхования должно стать, прежде всего, экономически целесообразным. Николенко Н. П. Роль страховых компаний в реформе пенсионной системы России. // Финансы. — 2010. — № 11. — С. 51 — 54.

В российском налоговом законодательстве наиболее льготный режим установлен в отношении договоров добровольного пенсионного страхования (ДПС) за счет физических лиц: в отношении страховых премий по ним установлены социальные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц (пп. 3 п. 1 ст. 219 гл. 23 НК) с совокупным лимитом в 120 тыс. руб. Льгота означает, что страхователь-налогоплательщик имеет возможность возместить себе 13% от расходов, потраченных на ДПС. Страховые выплаты по договорам ДПС налогообложению не подлежат. Однако указанные налоговые льготы не несут в себе существенного финансового эффекта в связи с низкой ставкой НДФЛ. По договорам накопительного страхования, заключенным работодателем в пользу застрахованных сотрудников, организации имеют возможность учитывать страховые премии в составе расходов на оплату труда (в пределах 12% от них) при расчете налога на прибыль по долгосрочному страхованию жизни и ДПС (п. 16 ст. 255 НК).

Однако одновременно эти платежи организация должна включить в базу обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование (ОСС) по ставке 30%. Такой подход дискриминирует страховщиков жизни по сравнению с НПФ: в соответствии с Законом 212-ФЗ платежи работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения обложению взносами на ОСС не подлежат. Именно неравный налоговый режим является, по нашему мнению, одной из основных причин большей популярности НПФ: на конец третьего квартала 2011 г. средства пенсионных резервов, учтенные на пенсионных счетах НПФ, достигли 670 млрд руб., почти 5% населения являются участниками НПФ. В последние три года пенсионные взносы, собираемые НПФ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, раз в 50 — 60 превышали сборы страховщиков по пенсионному страхованию.

Следовательно, следует признать, что действенное налоговое стимулирование страхования жизни в стране отсутствует. Необходимо срочно устранить различия в обложении страховыми взносами на ОСС операций по договорам пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Также будет актуальным введение социального налогового вычета по НДФЛ в отношении долгосрочного страхования жизни с одновременным повышением предельной суммы вычета хотя бы до 200 тыс. руб. Создать большие стимулы к заключению договоров можно и за счет установления прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, а также включения в налоговую базу по НДФЛ части наследуемого имущества.

Заключение

Перспективы развития пенсионного страхования в России неоднозначны. С одной стороны, граждане пока не готовы активно участвовать в пенсионном страховании, полностью перекладывая эту проблему на государство, с другой — надвигающийся дефицит рабочей силы может привести к тому, что социальные пакеты, включая пенсионное страхование, могут стать важным средством борьбы за квалифицированных работников.

Повышение пенсионного возраста, неизбежность этой меры определяется сочетанием нескольких обстоятельств.

Во-первых, Россия имеет самый низкий среди развитых стран пенсионный возраст.

Во-вторых, Россия вступает в длительный период острого дефицита рабочей силы. Еще одна проблема — гендерная, связанная с тем, что женщины раньше выходят на пенсию и дольше живут. Для того чтобы сократить разрыв в уровне пенсий между мужчинами и женщинами, необходимо снизить гендерные различия в пенсионном возрасте. Считается, что при нормальном выборе пенсионного возраста ожидаемая продолжительность пребывания на пенсии должна составлять примерно 15 лет.

В настоящее время ожидаемая продолжительность жизни в момент выхода на пенсию составляет 13 лет для мужчин и 22 года для женщин. Учитывая это, заслуживает обсуждения принятый во многих странах вариант установления для мужчин и женщин одинакового пенсионного возраста, например, на уровне 62 лет).

Минимальным вариантом представляется повышение возраста выхода на пенсию до 62,5 лет для мужчин и 60 лет для женщин

Демографические сдвиги в структуре населения, ведущие к увеличению доли пожилого населения, заставили большинство развитых стран начать серию пенсионных реформ. Во многих случаях реформы включают повышение пенсионного возраста, что часто обосновывается повышением длительности жизни либо усложнение досрочного выхода на пенсию.

Такие меры снижают расходы на пенсионные выплаты для стран, где снижение рождаемости и повышение продолжительности жизни в последние годы увеличивают финансовую нагрузку на пенсионную систему. Отметим, что в процессе реформ различие в пенсионном возрасте мужчин и женщин, как правило, уменьшается либо вообще исчезает. Как правило, подобные реформы подготавливаются и осуществляются в течение длительного времени, поскольку их претворение в жизнь часто сопровождается социальными конфликтами и вызывает масштабные акции протеста. Рассмотрим сначала конкретные примеры пенсионных реформ в отдельных странах.

Поскольку для российской пенсионной системы особенно тяжелым окажется период 2018-2041 гг., пенсионный возраст следует повысить до начала этого периода.

Например, один из вариантов — повышение пенсионного возраста на год ежегодно в 2011-2016 гг. Возможно, следует пойти по пути «мягкого» повышения пенсионного возраста, например, повысить его только для тех, кто не имеет достаточно большого рабочего стажа, либо предусмотреть возможность более раннего выхода на пенсию с получением ее в меньших размерах.

Повышение пенсионного возраста окажет воздействие не только на пенсионную систему, но и на развитие экономики в целом за счет увеличения численности экономически активного населения и темпов роста экономики, увеличения числа плательщиков социального налога, уменьшения числа пенсионеров.

Грубая оценка последствий повышения пенсионного возраста до 62 лет как для мужчин, так и для женщин, дает следующие результаты. Для получения более точных оценок требуется проведение моделирования.

Подводя итог, можно еще раз обратить внимание как на масштабность предстоящих задач по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы, так и на неотложность решений, которые предстоит принять.

Список использованных источников

1. Аникеева Л. Пенсионное обеспечение: адаптировать, а не разрушать. // Человек и труд. — 2010. — № 12. — С. 90 — 94.

2. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб., 2011. С. 76 — 88.

3. Гусева Т.С. Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России // Трудовое право. — 2008. — № 8. — С. 14.

4. Захаров М.Л. Основные принципы определения уровня трудовой (страховой) пенсии: реальность и перспективы //Журнал российского права. — 2009. — № 7. — С. 15 — 17.

5. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2010. С. 218, 220.

6. Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 2012 — №7.

7. Лельчук А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается // Финансы. — 2010 г. — №1. — С. 58-62.

8. Николенко Н. П. Роль страховых компаний в реформе пенсионной системы России. // Финансы. — 2010. — № 11. — С. 51 — 54.

9. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ // http://www.pfrf.ru/.

10. Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 N 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».

11. Седельникова М. Г. Негосударственное пенсионное страхование. Научно-практическое пособие. — Омск, 2010. — С. 249.

12. Соловьев В.Л. О формах собственности в сфере социальных правоотношений в условиях реформирования пенсионной системы //Социальное и пенсионное право. — 2008. — №4. — С. 15 — 21.

13. Страхование от А до Я. / Под ред. Л. И.Корчевской, К. Е. Турбиной. — М: ИНФРА-М, 2010. — С. 237.

14. Федеральный Закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001), в ред. от 01.07.2011 г.

15. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001), в ред. от 03.12.2012 г.

16. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в ред. от 03.12.2012.

17. Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (принят ГД ФС РФ 18.04.2008), в ред. от 28.07.2012 г.

Размещено на