Объем в часах лекционных занятий

Введение

Необходимость изучения дисциплины «Этика делового общения» вызвана тем, что современное хозяйственное управление предполагает ориентацию не только на результат деятельности, но и на людей, так как современное общество требует всесторонне грамотных специалистов, не только умеющих решать психологические задачи, возникающие в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством, умеющих быть нравственными. Цель дисциплины состоит в получении будущими экономистами знаний по нравственным проблемам древности и современного мира, по управленческой этике, деловому общению и тактике ведения деловых переговоров.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

 

Цель преподавания дисциплины

Программой курса предусмотрено чтений лекций и проведение практических занятий, написание реферата и выступление перед аудиторией, выполнение тренировочного и контрольного тестов. Особое место в структуре данной дисциплины занимает самостоятельная работа студентов, которая включает в себя не только самостоятельное изучение тем дисциплины, которые не вошли в лекционный и практический курсы, но и более глубокая подготовка по одному из предложенных вопросов при написании рефератов.

 

 

Задачи изучения дисциплины

 

В результате изучения дисциплины студент должен иметь знания:

— по основным понятиям и положениям этической науки:

— по истории становления и развития этических концепций;

— о категориях морали;

— по основным понятиям и положениям делового общения;

— по ведению деловых переговоров;

— по деловой и управленческой этике.

Должен иметь навыки:

— ведения деловых переговоров;

— проведение групповой дискуссии;

— делового этикета;

— по документационному обеспечению делового общения.

 

 

1.3. Перечень дисциплин и тем, усвоение которых студентами

необходимо для изучения дисциплины

 

Курс «Этика делового общения» может изучаться как самостоятельная дисциплина, а так же после изучения курса «Психология и педагогика».

 

1.4. Дополнение к нормам государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Этика. Определение понятия «этика». Моральное измерение личности и общества. Основания моральных учений. Мораль как предмет изучения этики. Структура морали и особенности ее функционирования. Функции морали. Единство морали и многообразие нравов. Учителя человечества: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед. Этика античности: Сократ, Платон, Аристотель. Этика средневековья. Этика эпохи Возрождения. Этика 17–18 вв. Этика 19 века. Этика 20 века.

9 стр., 4326 слов

Учебная программа по дисциплине этика и психология делового общения

... и подавать себя. Дисциплина «Этика и психология делового общения» опирается на предварительное изучение слушателями социально-гуманитарных, управленческих дисциплин, предусмотренным учебным планом. Содержание программы Тема 1. Этика. Мораль. Нравственность Этика – практическая философия. Этика – наука о добродетелях, ...

Этика делового общения: личность, психологические типы, архетипы, взаимодействие, коммуникация, конформизм, нонконформизм, референтная группа, идентификация, рефлексия, стереотипы, вербальная и невербальная коммуникация, конфликт, этические нормы общения; психологические нормы и принципы; психология и общество; психология и труд; экономическая, правовая психология, модели политической психологии: федеральный и региональный аспекты; профессиональная психология.

Деловые переговоры: их характер, определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров; способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений.

Документационное обеспечение делового общения: документирование управленческой деятельности; документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности; общие правила оформления документов.

 

Содержание дисциплины

Наименование тем, их содержание,

объем в часах лекционных занятий

 

 

Тема занятия Краткое содержание занятия Количество часов
Тема 1. Общие проблемы этики делового общения   Определение понятий «этика», «деловое общение». Моральное измерение личности и общества. Основания моральных учений. Мораль как предмет изучения этики. Структура морали и особенности ее функционирования. Функции морали. Единство морали и многообразие нравов. Учителя человечества: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед. Этика античности: Сократ, Платон, Аристотель. Этика средневековья. Этика эпохи Возрождения. Этика 17–18 вв. Этика 19 века. Этика 20 века  
Тема 2. Этика и психология делового общения Этика делового общения: личность, психологические типы, архетипы. Деловые коммуникации. Взаимодействие, коммуникация. Встреча, приветствие, представление. Этика делового контакта. Вербальная и невербальная коммуникация. Механизмы взаимопонимания в процессе общения: эмпатия, идентификация, рефлексия, стереотипы
Тема 3. Психологические нормы и принципы Психология и общество. Психология и труд. Экономическая, правовая психология. Модели политической психологии: федеральный и региональный аспекты. Профессиональная психология.  
Тема 4. Управленческая этика Деловое общение в рабочей группе. Социально-психологические особенности рабочей группы. Типы взаимоотношений в коллективе. Морально-психологический климат в коллективе и его динамика. Референтная группа. Особенности проявления конформизма и нонконформизма. Этические нормы общения. Стиль руководства. Стиль руководства. Психологические проблемы руководства.  
Тема 5. Конфликты и пути их разрешения Конфликты: виды, структура, стадии протекания. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере. Конфликт, этические нормы общения. Правила поведения в условиях конфликта.  
Тема 6. Деловые переговоры Искусство ведения переговоров. Их характер, определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров. Способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений. Деловой телефон. Деловая переписка. Эффективное совещание. Имидж делового человека. Что нужно знать о деловых партнерах: американцах, англичанах, канадцах, немцах, французах, шведах, японцах.  
Тема 7. Документационное обеспечение делового общения Документирование управленческой деятельности; документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности; общие правила оформления документов.  
Тема 8. Этика и этикет в бизнесе Как организовать деловой прием. Поведение на приеме. Поведение за столом. Еда, салфетки, столовые приборы. Официальная сервировка стола. Сервировка. Размещение гостей на официальном обеде. Одежда. Вручение подарка.  
  Итого

 

II. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

 

Какие бывают работы

Контрольная работа – это не что иное, как своеобразный письменный экзамен. Она должна состоять из ответов на целый ряд вопросов или решения ряда задач.

В настоящее время во многих учебных заведениях по гуманитарным дисциплинам стерлась грань между рефератом и контрольной работой. Контрольные работы выполняются в форме реферата. Реферат (от лат. refero – передаю, сообщаю) – краткое письменное или устное изложение содержания первоисточника (книги, статьи, доклада), литературы по теме. Реферат – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

К контрольным работам стали предъявляться требования, характерные для курсовых работ, а именно: наличие титульного листа и оглавления, разбивка текста согласно плану, наличие ранжированного в алфавитном порядке библиографического списка использованной литературы. Контрольные работы сдаются на кафедру, а затем в архив на хранение в течение установленного времени.

С чего надо начинать

 

Написание контрольной работы – процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:

1. Выбор темы.

2. Разработка рабочего плана.

3. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования.

4. Оформление контрольной работы (реферата).

5. Защита контрольной работы (реферата).

 

Выбор темы контрольной работы осуществляется следующим образом: номер темы контрольной работы для студентов очной или очно-заочной формы обучения соответствует номеру, под которым студент значится в учебном журнале или в экзаменационной ведомости. Для студентов заочной формы обучения номер темы контрольной работы определяется следующим образом: если последняя цифра в зачетной книжке – единица, то можно выбрать одну из следующих понравившихся тем, стоящих под номерами 1, 11, 21, 31. Если последняя цифра в зачетке – два, то можно выбрать любую из следующих тем: 2, 12, 22, 32, 42. Цифра 7 дает следующие темы контрольных работ: 7, 17, 27, 37, 47 и т. д.

Составление рабочего плана позволяет студенту четко организовать свою работу. Рабочий план составляется в произвольной форме. Основные разделы плана: 1) подготовительный этап; 2) рабочий этап; 3) заключительный этап.

1) Подготовительный этап включает в себя следующие пункты:

1. Работу в библиотеках по отбору необходимой литературы.

2. Работу с каталожными карточками систематического и алфавитного каталогов.

3. Выписки, конспектирование, ксерокопирование информационных материалов.

4. Систематизация отобранных материалов, его изучение.

2) Рабочий этап включает в себя:

1. Написание чернового варианта контрольной работы.

2. Работа по главам, параграфам.

3. Определение и оформление научно-справочного аппарата работы (библиографии, цитат, сносок и т. д.).

 

3) Заключительный этап:

1. Написание (либо в машинописном варианте) представляемого на защиту текста контрольной работы или реферата.

2. Оформление контрольной работы или реферата в соответствии с установленными требованиями для данного вида работ.

3. Подготовка автореферата, необходимого для выступления перед аудиторией.

4. Защита контрольной работы или реферата перед аудиторией слушателей (подготовка публичного выступления).

 

 

Управленческая этика. Деловое общение

Коллектив и его особенности

 

Дайте определение понятия «деловое общение». Деловое общение в рабочей группе. Социально-психологические особенности рабочей группы. Какие существуют типы взаимоотношений в коллективе? Что такое морально-психологический климат в коллективе и его динамика?

Назовите стили руководства и, какие этические и психологические проблемы руководства актуальны в современном мире.

 

Конфликты и пути их разрешения

 

Конфликты и пути их разрешения. Конфликты: виды, структура, стадии протекания. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере. Правила поведения в условиях конфликта.

Этика и культура компании. Имидж фирмы

Дайте определение понятия «управление компанией». Что включает в себя корпоративная культура компании? Какие факторы влияют на имидж фирмы?

 

Этика делового общения

 

Назовите типы общения. Этика делового контакта. Психология делового общения. Дайте определение понятия «коммуникация». Что включает в себя деловая коммуникация? Что является психологическими приемами вступления в деловой контакт? Объясните, каковы особенности делового разговора по телефону. Как правильно пользоваться телефоном? Деловая переписка. Какова специфика делового письма? Как провести эффективное совещание? Какие факторы необходимо при этом учитывать? Что необходимо знать и уметь делать при встречах с деловым партнером, приветствии его, представлении его другим людям?

Имидж делового человека

 

Дайте определение понятия «имидж». Опишите составляющие имиджа делового человека. Объясните некоторые особенности имиджа, связанные с деловым стилем одежды, обувью, косметикой, украшениями у мужчин и женщин, манерой поведения.

Особенности проведения деловых переговоров

 

Дайте определение понятия «деловые переговоры». Назовите особенности трех основных стратегий ведения переговоров: «жесткого прессинга», «взаимных компромиссов», «нечестной игры». Что важно знать в рамках каждой стратегии ведения переговоров? Назовите фазы (этапы) переговоров. Назовите цели диалога на различных этапах переговоров.

Особенности деловых отношений с иностранными партнерами

 

Что нужно знать о деловых партнерах? Каковы особенности проведения переговоров с американцами, англичанами, канадцами, немцами, французами, шведами, японцами? Каково их отношение к назначенному времени переговоров, к представительским подаркам, к одежде?

Как воспитать в себе качества хорошего руководителя

 

Дайте определение понятия «лидер». Какие деловые и личные качества необходимы лидеру для эффективной деятельности? Дайте определение понятия «суггестия». Объясните значение знания законов мышления и суггестии для лидера. Искусство публичного выступления.

Этикет в бизнесе

 

Какие формы делового приема существуют? Какие формы приема считаются наиболее распространенными? Как организовать деловой прием? Назовите несколько наиболее значимых отличий приемов с рассадкой за столом и без рассадки. Какова должны быть еда на различных формах приема? Что включает в себя сервировка стола? Объясните, каким образом необходимо разместить на столе салфетки, столовые приборы. Что такое официальная сервировка стола? Размещение гостей на официальном обеде. Какова должны быть одежда на различных формах приема? Вручение подарка. Каково должно быть поведение за столом у женщин и мужчин?

 

Примерные вопросы к Тесту по курсу «Этика делового общения»

 

1. В деловом контакте предпочтительно использовать:

1. Утверждения.

2. Вопросы.

 

2. В деловой этике осознание невозможности немедленного преодоления слабости партнера, его недостатков – это проявление принципа:

1. Сознательности.

2. Терпимости.

3. Вежливости.

4. Постепенности.

 

3. Деловой прием «фуршет» начинается и заканчивается:

1. 12.00 – 13.00.

2. 12.00 – 15.00.

3. 16.00 – 18.00.

4. 17.00 – 20.00.

IV. Примерные вопросы к зачету

 

 

1. Аналитическая психология К. Юнга: структура личности, понятие коллективного бессознательного, самость, архетипы.

2. Барьеры общения: застенчивость, комплексы неполноценности, заниженная самооценка.

3. Вербальная и невербальная коммуникация. Их роль и функции. Невербальные способы общения (жесты, мимика, позы).

4. Деловой этикет (встреча, приветствие, представление).

5. Деловые коммуникации (деловое общение в рабочей группе, деловой телефон, деловая переписка).

6. Деловые переговоры: их характер, определение целей. Организация, методы и навыки ведения деловых переговоров. Способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений.

7. Документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности. Документирование управленческой деятельности. Общие правила оформления документов.

8. Имидж делового человека.

9. Имидж фирмы.

10. Искусство ведения переговоров.

11. Искусство публичного выступления.

12. Как организовать деловой прием?

13. Качества, необходимые лидеру.

14. Конфликты: виды, структура, стадии протекания.

15. Способы профилактики и разрешения конфликтов.

16. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

17. Корпоративная культура.

18. Межличностные отношения в малых группах.

19. Морально-психологический климат в коллективе и его динамика.

20. Особенности деловой одежды.

21. Особенности проведения дискуссий. Роль и цели руководителя дискуссии.

22. Официальная сервировка стола. Поведение за столом и на официальном приеме.

23. Понятие психологического климата в группе.

24. Понятие структуры личности и их виды.

25. Понятия малой группы и коллектива. Психологическая характеристика развитого коллектива.

26. Потребности и мотивы личности. Мотивы как регуляторы поведения и деятельности личности.

27. Профессиональное общение (общение и профессия).

28. Психологические проблемы руководства. Стили руководства.

29. Референтная группа. Особенности проявления конформизма и нонконформизма.

30. Социально-психологические особенности рабочей группы. Типы взаимоотношений в коллективе.

31. Социальные роли и ценностные ориентации в группе.

32. Структура личности по Э. Берну. Понятие жизненного пути личности и сценария.

33. Функции общения: информационная, перцептивная (восприятия и познания людьми друг друга), взаимовлияния. Факторы, влияющие на эффективность общения.

34. Что нужно знать о деловых партнерах: англичанах, канадцах, французах, шведах, японцах, немцах, американцах.

35. Особенности проведения эффективного совещания.

 

V. Нормы государственного стандарта

к дисциплине «этика делового общения»

Этика делового общения:личность, психологические типы, архетипы, взаимодействие, коммуникация, конформизм, нонконформизм, референтная группа, идентификация, рефлексия, стереотипы, вербальная и невербальная коммуникация, конфликт, этические нормы общения; психологические нормы и принципы; психология и общество; психология и труд; экономическая, правовая психология, модели политической психологии: федеральный и региональный аспекты; профессиональная психология.

Деловые переговоры: их характер, определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров; способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений.

Документационное обеспечение делового общения:документирование управленческой деятельности; документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности; общие правила оформления документов.

 

Библиографический список Рекомендованной литературы

 

 

1. Алехина, И. Имидж и этикет в бизнесе [Текст] / И. Алехина. – М. : Дело, 2003. – 112 с.

2. Белолипецкий, В. К. Этика и культура управления [Текст] : учеб.-практ. пособие / В. К. Белолипецкий, Л. Г. Павлова. – М. : МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2004. – 384 с.

3. Берд, П. Как использовать власть телефона [Текст] / П. Берд // ЭКО. – 2001. – № 2. – С. 15–23.

4. Бородкин, Ф. М. Внимание: конфликт [Текст] / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк. – Новосибирск : [б. и.], 1989. – 190 с.

5. Бороздина, Г. В. Психология делового общения [Текст] : учебник / Г. В. Бороздина. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 295 с.

6. Введенская, Л. А. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Введенская, А. М. Пономарева. – М. : МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2003. – 352 с.

7. Введенская, Л. А. Деловая риторика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д : МарТ, 2001. – 512 с.

8. Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно [Текст] : пособие по русск. яз. / Л. А. Вербицкая. – М. : Высш. шк., 2001. – 239 с.

9. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В. К. Вилюнас. – М. : [б. и.], 1990. – 285 с.

10. Водина, Н. С. Культура устной и письменной речи делового человека [Текст] : справочник. практикум / Н. С. Водина [и др.]. – М. : Флинта : Наука, 2002. – 315 с.

11. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология [Текст] : учебник / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 240 с.

12. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст] : учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 272 с.

13. Голуб, Б. И. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие / Б. И. Голуб. – М. : Логос, 2001. – 350 с.

14. Грачев, Ю. Н. Ведение переговоров с иностранцами [Текст] / Ю. Н. Грачев. – М. : [б. и.], 2000. – 197 с.

15. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2001. – 464 с.

16. Дейнека, О. С. Экономическая психология [Текст] : учеб. пособие / О. С. Дейнека. – СПБ. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 160 с.

17. Демин, Ю М. Секретарское дело [Текст] : универсал. справ. / Ю. М. Демин. – М. : Бератор-Пресс, 2003. – 320 с.

18. Демьянков, В. В. Современное ораторское искусство [Текст] / В. В. Демьянков. – Ростов н/Д : Владос, 2001. – 231 с.

19. Дмитриев, А. В. Конфликтология [Текст] : учеб. пособие / А. В. Дмитриев. – М. : Гардарики, 2000. – 320 с.

20. Дорошенко, В. Ю. Психология и этика делового общения [Текст] : учеб. для вузов / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко. – М. : Культура и спорт, 1997. – 279 с.

21. Завязкин, О. В. Как избежать стресса [Текст] / О. В. Завязкин. – М. : Сталкер, 2000. – 320 с.

22. Занковский, А. Н. Организационная психология [Текст] / А. Н. Занковский. – М. : Флинта : МПСИ, 2000. – 648 с.

23. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Е. В. Золотухина-Аболина. – М. : МарТ, 2003. – 416 с.

24. Ивин, А. А. Риторика: искусство убеждать [Текст] : учеб. пособие / А. А. Ивин. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 304 с.

25. Ильин, Е. Н. Сущность и структура мотива [Текст] / Е. Н. Ильин // Психологический журнал. – 1995. – № 2. – С. 27–41.

26. Квинн, В. Прикладная психология [Текст] / В. Квинн. – СПб. : Питер, 2000. – 560 с.

27. Клюев, Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция) [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. В. Клюев. – М. : Издательство ПРИОР, 2001. – 272 с.

28. Комаров, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Комаров. – М. : Знание, 2000. – 129 с.

29. Круглянская, Л. Я. Настольная книга секретаря [Текст] : справ. / Л. Я. Круглянская. – СПб. : Герда, 2003 – 320 с.

30. Кузнецов, И. Н. Современный этикет [Текст] / И. Н. Кузнецов. – М. : Дашков, 2004. – 496 с.

31. Куницына, В. Н. Межличностное общение [Текст] : учеб. для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.

32. Купина, Н. А. Риторика в играх и упражнениях [Текст] : учеб. пособие для студ. гуманитар. фак. ун-та / Н. А. Купина. – М. : Флинта : Наука, 2002. – 232 с.

33. Лебедев-Любимов, А. Психология рекламы [Текст] / А. Лебедев-Любимов. – СПб. : Питер, 2002. – 368 с.

34. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов [Текст] / К. Левин. – СПб. : Речь, 2000. – 408 с.

35. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1999. – 365 с.

36. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1997. – 430 с.

37. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1999. – 478 с.

38. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. – М. : Смысл, 1999. – 425 с.

39. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу. – М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. – 304 с.

40. Морозов, А. В. Деловая психология. Курс лекций [Текст] : учеб. для высш. и сред. учеб. зав. / А. В. Морозов. – СПб. : Союз, 2000. – 576 с.

41. Одайник, В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга [Текст] / В. Одайник. – СПб. : Ювента, 1996. – 382 с.

42. Панкратов, А. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация [Текст] : практ. рук. / А. Н. Панкратов. – М. : Ин-т психотерапии, 2000. – 208 с.

43. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения [Текст] : учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. – СПб. : Михайлов В. А., 1999. – 301 с.

44. *Психологический словарь [Текст] / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.

45. Психология XXI века [Текст] : учеб. для вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – М. : ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.

46. Психология и психоанализ характера [Текст] : хрестоматия по психологии и типологии характеров / сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ, 1997. – 640 с.

47. Психология индивидуальных различий [Текст] / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова – М. : ЧеРо, 2000. – 776 с.

48. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / сост. Л. В. Куликов. – СПб. : Питер , 2000. – 480 с.

49. Психология личности [Текст] : хрестоматия / сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ, 2000. – Т. 1. – 448 с.

50. *Психология. слов. [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1990. – 514 с.

51. Рутман, Э. М. Как преодолеть стресс [Текст] / Э. М. Рутман. – М. : Дело, 2000. – 160 с.

52. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М. : [б. и.], 1982. – 287 с.

53. *Словарь по этике [Текст] / под ред. И. С. Кона. – М. : Политиздат, 1983. – 445 с.

54. *Современный словарь по психологии [Текст] / сост. В. В. Юрчук. – Минск : Совр. слово, 1998. – 768 с.

55. Социальная психология экономического поведения [Текст] / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. – М. : [б. и.], 1999. – 258 с.

56. Станкин, М. И. Психология общения [Текст] / М. И. Станкин. – М. : Воронеж : [б. и.], 2000. – 374 с.

57. Тейлор, Ш. Социальная психология [Текст] / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. – СПб. : Питер, 2004. – 767 с.

58. Теории личности в западноевропейской и американской психологии [Текст] : хрестоматия по психологии личности / сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ, 1996. – 480 с.

59. Филонович, С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17 – модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9 [Текст] / С. Р. Филонович. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 288 с.

60. *Философский словарь [Текст] / под ред. И. Т. Фролова. – М. : Политиздат, 1987. – 590 с.

61. Формановская, Н. И. Речевой этикет деловых людей [Текст] / Н. И. Формановская. – М. : Рус. яз., 1999. – 165 с.

62. Ханников, А. В. Деловой этикет и ведение переговоров: Правила хорошего тона с комментариями психолога [Текст] / А. В. Ханников. – М. : Книжкин Дом; Эксмо, 2005. – 384 с.

63. Хартли, М. Язык жестов в деловом общении [Текст] / М. Хартли. – М. : Эксмо, 2003. – 224 с.

64. Хэйес, Н. Введение в психологию [Текст] / Н. Хэйес, С. Оррелл. – М. : Эксмо, 2003. – 688 с.

65. Чалдини, Р. Психология влияния [Текст] / Р. Чалдини. – СПб. : ПитерКом, 1999. – 272 с.

66. *Чуковенков, А. Ю. Правила оформления документов : коммент. к ГОСТ Р 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» [Текст] / А. Ю. Чуковенков, В. Ф. Янковая. – М. : Велби : Проспект, 2004. – 216 с.

67. Бандзеладзе, Г. Д. О понимании человеческого достоинства [Текст] / Г. Д. Бандзеладзе. – Тбилиси : Мецниераба, 1979. – 210 с.

68. Бессонов, Б. Н. Человек. Пути формирования новой личности [Текст] / Б. Н. Бессонов. – М. : [б. и.], 1998. – 319 с.

69. Блюмкин, В. А. Моральные качества личности [Текст] / В. А. Блюмкин. – Воронеж : [б. и.], 1974. – 214 с.

70. Блюмкин, В. А. Нравственное воспитание [Текст] / В. А. Блюмкин. – Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 1990. – 223 с.

71. Блюмкин, В. А. Этика и жизнь [Текст] / В. А. Блюмкин. – М. : Политиздат, 1987. – 111 с.

72. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М. : [б. и.], 1998. – 349 с.

73. Введение в культурологию [Текст] : учеб. пособие для вузов / отв. ред. Е. В. Попов. – М. : ВЛАДОС, 1996. – 336 с.

74. Гачев, Г. Творчество, жизнь, искусство [Текст] / Г. Гачев. – М. : [б. и.], 1990. – 361 с.

75. Гусейнов, А. А. Великие моралисты [Текст] / А. А. Гусейнов. – М. : Республика, 1995. – 267 с.

76. Забылин, М. Русский народ. Обычаи, обряды, предания, суеверия [Текст] / М. Забылин. – М. : Русская книга, 1996. – 496 с.

77. Зеленкова, И. Л. Этика [Текст] : учеб. пособие и практикум / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – Минск : ТетраСистемс, 1997. – 320 с.

78. Золотухина-Аболина, Е. В. Курс лекций по этике [Текст] / Е. В. Золотухина-Аболина. – М. : Просвещение, 1990. – 439 с.

79. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: истоки и проблемы [Текст] : учеб. для вузов / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д : Феникс, 1998. – 448 с.

80. Кобалевский, Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе [Текст] / Д. Б. Кобалевский. – М. : [б. и.], 1990. – 193 с.

81. Кондрашов, В. А. Этика. Эстетика [Текст] / В. А. Кондрашов, Е. А. Чичина. – Ростов н/Д : Феникс, 1999. – 512 с.

82. Кропоткин, П. А. Этика [Текст] / П. А. Кропоткин. – М. : Политиздат, 1991. – 496 с.

83. Круть, И. В. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества [Текст] / И. В. Круть, И. М. Забелин. – М. : [б. и.], 1988. – 195 с.

84. Марков, Б. В. Человек в истории [Текст] / Б. В. Марков, Ю. Н. Солонин, Ю. М. Шилков // Социально-политический журнал. – № 6. – 1996. – С. 87–100.

85. Матвеев, А. Н. Человек и общество [Текст] / А. Н. Матвеев. – М. : [б. и.], 1995. – 168 с.

86. Мур, Дж. Принципы этики [Текст] / Дж. Мур. – М. : Прогресс, 1984. – 324 с.

87. Основы этических знаний [Текст] / под ред. проф. Росенко М. Н. – М. : Лань, 1998. – 256 с.

88. Попов, Л. А. Этика [Текст] : курс лекций / Л. А. Попов. – М. : Центр, 1998. – 160 с.

89. Реймерс, Н. Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология [Текст] / Н. Ф. Реймерс. – М. : [б. и.], 1992. – 214 с.

90. Степанов, Н. П. Народные праздники на святой Руси [Текст] / Н. П. Степанов. – М. : Возрождение, 1990. – 342 с.

91. Титаренко, А. И. Структура нравственного сознания [Текст] / А. И. Титаренко. – М. : Просвещение, 1979. – 392 с.

92. Шендрих, А. И. Духовная культура молодежи: сущность, состояние, пути развития [Текст] / А. И. Шендрих. – М. : [б. и.], 1990. – 237 с.

93. Шрейдер, Ю. А. Этика [Текст] / Ю. А. Шрейдер. – М. : Текст, 1998. – 271 с.

94. Этика [Текст] / под ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. – М. : Гардарика, 1999. – 496 с.

 

 

____________________

* Книги, отмеченные звездочкой, необходимо использовать при раскрытии каждой темы контрольных работ.

Приложение 1