Психология общения. Три стороны общения

Cамарский государственный экономический университет. Заочный факультет. Кузнецов Михаил Сергеевич

Фамилия. Имя. Отчество студента.

Курс 3. Специальность менеджмент организации

Занимаемая должность ————————————————————-

Наименование предприятия ——————————————————

Контрольная работа № 3

По дисциплине « Деловые коммуникации»

Дата получения работы деканатом ———————————————-

Дата сдачи работы на кафедру —————————————————

Дата рецензирования работы —————————————————-

Дата возвращения работы кафедрой в деканат ——————————

Самара. 2013 г.

Содержание.

1.Коммуникативные модели взаимодействия

1.1.Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

1.Структура и функции общения.

2.Виды, формы и механизмы общения.

3.Способы коммуникативного влияния.

4.Вербальная и невербальная коммуникация.

1.2.Модели взаимодействия.

1. Информационная модель общения

2 Убеждающая модель общения

3 Экспрессивная модель общения

4. Суггестивная модель общения

5. Ритуальная модель общения.

2. Подготовка к публичному выступлению.

2.1.Этапы подготовки речи.

2.2.Приемы подготовки выступлений.

2.3.Информационное обеспечение выступлений.

Заключение.

Список использованной литературы.

12 стр., 5520 слов

Роль общения в работе медицинской сестры

... человека слова составляют 7%, звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53%. Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств ... характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен информацией подчинен здесь совместному решению задачи - получению нужных сведений ...

1.1.Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

1.Коммуникацией называется обмен информацией между людьми, в котором участвуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности. Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, в ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых является активным субъектом. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информации заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понятна, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

Во-вторых, должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга по средствам системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояния участников коммуникативного процесса.

В-третьих, влияние в коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

В-четвертых, всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Распространение информации в обществе происходит через своеобразный «фильтр доверия — не доверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная — принятой. Кроме того, существуют средства способствующие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примеров фасцинации может быть музыкальная, пространственная или световое сопровождение речи.

Модель коммуникативного процесса обычно включает в себя пять элементов: коммуникатор — сообщение (текст) — канал — аудитория — обратная связь.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точки зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее).

В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга, а так же обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта.

7 стр., 3311 слов

Направления профессиональной деятельности студента- выпускника ...

... процессами   Направления профессиональной деятельности студента- выпускника в процессе ... систематически представлять руководителю информацию о выполненной работе, ... социальной помощи и поддержки человека (органы, предприятия, учреждения ... на кафедру надлежащим образом оформленные отчетные документы ... деятельности специалистов по решению профессиональных задач; организация делового общения, ...

Должное внимание следует уделять так же таким коммуникативным навыкам, как не рефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание — или внимательное молчание — применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а так же тогда, когда цель общения со стороны говорящего — «излить душу», эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы.

2.Интерактивная сторона общения отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности. Оно направлено на управление поведением партнера через систему психологических приемов влияния с учетом социальных норм и общественных ценностей, характерных для данного сообщества. В процессе совместной деятельности взаимодействия людей может строиться согласно ряду стратегий: соперничество, сотрудничество, комромисса и др. Общение успешно когда поведение людей соответствуют ожиданием друг друга.

3.Перцептивная сторона общения отражает процесс формирования образа собеседника, восприятие его как личности. Совершенно очевидно, что без такого взаимного познания немыслима успешная совместная деятельность. Психологический образ собеседника формируется на основе его поступков, поведения, внешних характеристик, взглядов, целей, эмоций. Механизмы перцептивного общения основаны на возможности осознания себя через другого человека и выражаются в явлениях идентификации и рефлексии.

Идентификация — способ понимания собеседника через попытку поставить себя на его место («Я бы на его месте сделал так…»).

Рефлексия — явление осознание человеком того, каким он представляется собеседником или слушающей его аудиторией. В процессе двустороннего общения рефлексия порождает шесть образов, отражающих личностные, эмоциональные и когнитивные особенности каждого из собеседников:

образ «Я», каким он видит себя;

образ «Я», каков он есть на самом деле;

образ «Я», каким он представляется собеседнику.

Другими словами, в общении как бы участвуют одновременно шесть собеседников. Если подобные представления касаются их совместной деятельности, то речь идет об особой форме рефлексии, а именно о предметно — рефлексивных отношениях. Следствием рефлексии могут быть несколько феноменов: каузальной атрибуции, аттракции, эффекта ореола и стереотипизации.

9 стр., 4111 слов

Структура общения. Перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения

... трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. I. Структура общения. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в ...

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) состоит в выяснении и приписывании собеседнику причин его поведения. И хотя часто внешнего наблюдения оказывается недостаточно для надежных выводов собеседник все же использует вероятные причины для объяснения поведения партнера по общению («наверно, он…»).

Естественно, что такие выводы оказывают влияние на его собственное поведение, и, следовательно, на характеристики совместной деятельности.

Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — явление возникновения привлекательного образа собеседника как результата субъективного отношения к нему, порождаемого, в частности, рефлексией.

Эффект ореола — влияние общего первого впечатления о человеке, сформулированного в условиях дефицита информации о нем, на его дальнейшие поступки, поведение и деятельность. Это оценочная пристрастность мешает видеть действительные характеристики партнера по взаимодействию: позитивный ореол вызывает переоценку партнера в положительную сторону, а негативный недооценку положительных качеств личности.

Стереотипизация (от греч. Stereos — твердый и typos — отпечаток) — устойчивый и упрощенный образ собеседника (группы собеседников), возникающий в условиях дефицита информации как результат общения личного опыта и предвзятых представлений, принятых в данном обществе.

При анализе и проектировании совместной деятельности все перечисленные выше явления и феномены подлежат обязательному учету во избежание получения ошибочных результатов.

1.Структура и функции общения

Структура общения. Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и поведения.

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего, это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют этот процесс.

Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них поступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... и искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие подростки ... не рефлексируют признаки лжи в общении с другим человеком, поэтому не могут достоверно отличить обман и искреннее поведение. Признаками ...

Поведенческая сторона общения служит целям соглосования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

Психологическая же структура общения включает в себя четыре компонента:

Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения членов могут быть:

потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении;

потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение;

потребности, вытекающие из совместно решаемых задач.

общение вербальная коммуникация психология

Соотношение мотивов общения от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.

Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действия., оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

Коммуникативный компонент общения в узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, индивиды обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:

если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она не только передается, но и формулируется, уточняется, развивается;

в отличии от простого «обмена информацией» между двумя устройствами в общении людей он сочетается с отношением друг к другу;

характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;

коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. В обыденном языке это значит, что люди «говорят на одном языке».

Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.

13 стр., 6261 слов

Причины коммуникативных неудач в межкультурной деловой коммуникации ...

... обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Предметом общения в деловой коммуникации является совместная деятельность (общее дело), а партнер по общению ... общения - постановка определенных целей и конкретных задач. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, ...

Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке ими друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.

2.Виды, формы и механизмы общения

Функции общения. Общение выполняет определенные функции.

Их шесть:

  1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение часто выступает самой важной потребностью.
  2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека.
  3. Функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
  4. Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
  5. Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности.
  6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога).

    Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.

Общение чрезвычайно многогранно и может быть различных видов.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. 

Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, начальник-подчиненный).

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... сотрудничеству ученых, педагогов, практиков. Г.В. ЖАРКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно ... складывается парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают достаточного психолого-педагогического ...

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. 

Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. 

Личное общение это обмен неофициальной информацией, а деловое — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. 

Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио — и видеотехники).

Общение может различаться и по его формам.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер по общению в этом случае выступает пассивной стороной. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Выделяют следующие сферы деятельности, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник-подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип общения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни (Доценко Е.Л. 1994).

5 стр., 2038 слов

Общение как средство взаимодействия с людьми

... 2. Письменное общение - это передача информации через буквенную или знаковую систему. 3. Невербальное - ... музыку, речь, звуки в природе;   - Кинестетики– через состояния своего тела, как бы все эмоционально переживают.   1. Вербальное устное общение - это словесная передача информации. ...

Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и «серой» пропаганды. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные видымонологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

В свою очередь, диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяв достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

Механизм общения. Универсальным механизмом регуляции общения как деятельности людей является установка, во многом определяющая стратегию жизни, пронизывающая все уровни функционирования человека и его психику. Установки всех видов уходят корнями в подсознание и поэтому с трудом поддаются рациональным способам согласования.

Партнеры с разными установками плохо понимают друг друга, плохо сотрудничают, быстрее идут на радикальный разрыв. Благоприятному развитию общения способствует совместимость установок партнеров.

Согласование и координация позиций партнеров происходят посредством обмена взглядами, мыслями, чувствами. Этот процесс подчинен целям корректировки планов совместной деятельности. В ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в него индивидов. В это же время осуществляется также взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения.

3.Способы коммуникативного влияния

Практика социального общения выработала два основных способа осуществления коммуникативного влияния, т.е. влияния с помощью сообщений: убеждение и внушение.

Убеждение есть процесс логического обоснования сообщением (или несколькими сообщениями) какого-либо суждения или умозаключения с целью добиться согласия собеседника (или аудитории) с высказываемой точкой зрения. Убеждение предполагает такой сдвиг в сознании собеседника (аудитории), который сделает его готовым защищать эту точку зрения и действовать в соответствии с нею.

В процессе общения само убеждение сводится к созданию и передаче сообщений, в каждом из которых обязательно — в соответствии с правилами логики — содержится тезис, подтверждаемый доводами и демонстрацией истинности тезиса. Однако убеждение в этом процессе оказывается осложненным действием таких факторов, как качество и эмоциональная приемлемость аргументов для собеседника, их уместность для доказательства конкретного тезиса, наконец, обстоятельств, в которых осуществляется общение.

6 стр., 2851 слов

Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь.

... речи языковые единицы получают дополнительные свойства за счет выбора, повторения, размещения, комбинирования и трансформирования языковых средств. Говорящий или пишущий вынужден самими задачами и возможностями общения ... разновидностей. Основными разновидностями прямых, ближайших целей общения являются: -передача; -получение информации; -выяснение позиций; -поддержка мнения; -обсуждение проблемы, ...

В ходе убеждении происходит преодоление критического отношения собеседника к предлагаемым доводам и выводам. Критическое отношение может возникнуть в силу различных причин: из-за логического несовершенства аргументации, например чрезмерности, обилия аргу — ментов или прямых логических ошибок, из-за противоречащего влияния собственного опыта аудитории — совокупности взглядов на жизнь, сложившихся у нее под влиянием повседневной практики, из-за идеологических позиций слушателей, в случаях, когда доводы идут вразрез с нормами группы или господствующими в ней ценностями.

На результаты убеждения оказывает влияние и апелляция к чувствам собеседника. Аргументы, содержащие такого рода апелляцию, предназначены для возбуждения в слушателях эмоций и воли. Такая аргументация в общении обостряет нравственные чувства долга, гордости, достоинства, т.е. чувства, которые благоприятствуют убеждению. Той же цели могут служить в аргументации ирония и сарказм, обращение к чувствам жалости и сострадания, к скромности, к желанию индивида быть с большинством.

Убеждение в ходе общения оказывается эффективным лишь при должном учете реальных возможностей данного способа в конкретных условиях. Без этого убеждающее воздействие превращается в мало полезное морализирование, которое искомого результата не дает.

Внушение — это способ коммуникационного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательства.

Особую важность в ходе внушения имеет группа факторов, связанных с ориентацией собеседников на личность того, кто внушает. Степень готовности аудитории сосредоточить свое внимание на сообщениях определенного содержания, воспринимать их и усваивать в значительной мере зависит от ее представлений о человеке, выступающем в роли коммуникатора.

Далеко идущее влияние на субъективную готовность участников общения принимать внушающее воздействие оказывают конкретные условия, в которых происходит восприятие сообщений.

Непосредственным результатом процессов убеждения и внушения является формирование в сознании аудитории установок относительно объектов, которые оказываются затронутыми или связанными с предметами сообщения, либо закрепление уже имеющихся установок, либо, наконец, изменение или подавление действия установок, которые противоречат целям осуществляемого воздействия. Несмотря на различие принципов осуществления, убеждение и внушение, дополняя друг друга, используются в каждом акте общения, поскольку абсолютизация каждого из них приводит либо к сухому логизированию, либо к шаманству, действенность которого приближается к нулю по мере увеличения критичности аудитории.

4.Вербальная и невербальная коммуникация

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные и невербальные средства общения.

Речь — это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где каждая буква означается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов).

Различают следующие виды речи: письменная и устная речь, последняя в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и решающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Основное преимущество устной речи по сравнению с письменной заключается в экономности, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений.

Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной речи. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв.

Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Письменная речь-это та речь, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях.

Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. К тому, что является содержанием коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение, они определенным образом относятся, и это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образуют особый, невербальный аспект обмена информацией, особую невербальную коммуникацию.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  1. регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  2. обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
  3. выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства общения, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов).

Они обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения делятся на визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные.

Визуальные средства общения — это:

кинесика — движение рук, ног, головы, туловища;

направление взгляда и визуальный контакт;

выражение глаз;

выражение лица;

поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);

кожные реакции (покраснение, появление пота);

дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

Акустические (звуковые) средства общения — это:

  • паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
  • экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плачь, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т.п.).

Тактильно-кинестезические средства общения — это:

  • физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
  • такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

Ольфакторные средства общения включают в себя:

  • приятные и неприятные запахи окружающей среды;
  • естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный

3.Модели Взаимодействия

Большое разнообразие форм человеческого общения можно в значительной степени систематизировать с помощью всего лишь пяти моделей общения: познавательной, убеждающей, экспрессивной, суггестивной и ритуальной. Знание этих моделей общения позволяет не только программировать собственные коммуникативные действия в общении, но и разработать прогноз ответных действий своего партнера по общению. Профессиональная компетентность менеджера проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей. Остановимся более подробно на содержании каждой из них.

Для понимания специфических особенностей коммуникативной деятельности важное значение имеет моделирование поведения субъектов общения в тех или иных коммуникативных ситуациях. Под «моделью» при этом понимается система параметров или знаков, воспроизводящих существенные свойства оригинала.

 

Существуют следующие основные модели общения:

  • в познавательной модели общения реализуется цель передачи информации, значимой для другого субъекта общения;
  • в убеждающей модели общения через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга;
  • в экспрессивной модели общения реализуется цель передачи чувства, оценки, состояния друг другу;
  • в суггестивной модели общения реализуется цель оказания внушения или внушающего воздействия;
  • в ритуальной модели общения реализуется задача формирования системы психологической поддержки норм отношений.

 Профессиональная компетентность руководителя проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей.

 Исследование основных моделей общения позволяет раскрыть линию поведения людей в тех или иных коммуникативных ситуациях. При этом под «моделью» понимаем некоторую систему объектов или знаков, воспроизводящих существенные свойства системы-оригинала.

Особое место в системе маркетинга занимает коммуникативная модель, описывающая взаимодействие субъектов в маркетинговых коммуникациях с целью изменения отношений и, в конечном счете, поведения покупателей. Взаимодействие составляющих элементов этой модели представлено на рис.1

Рис. 1. Коммуникационная модель

Основными элементами этого процесса – модели взаимодействия – являются:

1. Источник – лицо, инициирующее сообщение (коммуникатор).

В качестве источника информации может выступать рекламодатель, действующее лицо рекламного ролика, продавец в магазине, коллега, знакомый или случайный человек. Наиболее важными характеристиками источника являются достоверность, привлекательность и сила. К достоверности относят компетентность, объективность и надежность. Поэтому к рекламе товаров и услуг привлекаются компетентные, заслуживающие доверие специалисты.

2. Кодирование – преобразование мыслей и концепций в планы, речь и материалы, используемые в представлении товара.

3. Сообщение (послание) – информация, передаваемая в процессе представления товара (рекламное обращение, инструкция по пользованию товара и т.п.).

Процесс словесного оформления мыслей и их понимания с неизбежностью порождает искажение смысла сообщения. Все то, что передается сообщением с помощью речи, жестов, мимики, внешнего вида называется тотальной информацией. Но, как правило, направленная информация никогда не совпадает полностью с информацией полученной. То, что совпадает, называется «зоной попадания», а то, в чем имеются расхождения, называется «зоной расхождения». Так, П. Мицич (21, с. 74) отмечает, что в процессе передачи информации можно выделить следующие этапы, на каждом из которых происходит потеря информации. Эта диаграмма помогает понять, почему, например, некоторые рекламные сообщения не оставляют следа в памяти человека.

4. Канал передачи сообщения – форма, средство, используемые в передаче информации от источника к получателю.

Каналы коммуникации рассматриваются с нескольких позиций:

А) — неформальные — не контролируемые менеджерами по продажам (межличностные устные каналы, слухи, молва);

формальные — контролируемые продавцом через средства информации, торговых представителей (печатные электронные средства информации – газеты, журналы, радио, ТВ, Интернет);

нейтральные – официальные отчеты для потребителей, редакционный материал в журналах и газетах, где дается независимая оценка продуктам и услугам.

Факторы:

  • предел воображения
  • активный языковый фильтр
  • языковый барьер словарных запасов
  • фильтр воображения, желаний, интересов потребителей
  • объем запоминания (задумано 100 % информации приобрело словесные формы высказано 80 % услышано 70 % понято 60 % осталось 24%)

Существует гипотеза двухступенчатого потока коммуникации. В соответствии с этой гипотезой обращения масс-медиа большинством людей непосредственно не ощущается.

Эти обращения из средств информации принимает относительно небольшая категория влиятельных людей – лидеров мнений, которые, в свой черед, распространяют информацию среди остальных членов своей информационной социальной группы с помощью устного обращения или межличностной коммуникации. Неформальная коммуникация, общение может быть намного более влиятельной, чем формальная коммуникация или масс-медиа.

Б) — вербальные (речевые)

невербальные (жесты, мимика, взгляды и т.п.).

5. Получатель – лицо, которому адресуется информация с его психофизиологическими особенностями и личными характеристиками. Имеющиеся у потребителя знания по поводу продуктов и услуг, уровень доходов, стиль жизни, личностные характеристики и особенности восприятия и обработки информации – те категории, которые потенциально влияют на интерпретацию и реагирование на рекламу. Поэтому продавцы должны конструировать свои обращения с учетом целевой аудитории (типовой потребитель, рядовые граждане или знаменитости).

6. Раскодирование – прием информации и ее перевод (интерпретация) получателем (потенциальным покупателем).

7. Обратная связь – реакция на полученную информацию. Она дает возможность понять, дошло ли послание до адресата, и в каком значении. В маркетинговых коммуникациях налаживание обратной связи осуществляется, как правило, через измерение отношений. Этот элемент особенно ценен для менеджеров по продажам, поскольку помогает понять, как потребители воспринимают предложения маркетинга.

8. Шум – факторы, которые искажают информацию. Он рассматривается в двух аспектах – как внутренний (звуковые ошибки в произношении, наличие скрытых мотивов) и внешний, предполагающий наличие более сильного параллельного сигнала (реклама аналогичного товара конкурирующей организации).

9. Контекст – все факторы внешней среды, характеризующие место и время восприятия информации.

Данная модель рассматривается специалистами по маркетингу в аспектах формирования и измене ния отношений к товарам и услугам посредством убеждения. Убеждение в этом смысле рассматривается как использование информации с целью влияния на формирование отношений. Модель коммуникационного взаимодействия помогает понять, как происходит это убеждение, оценить и усовершенствовать убеждающую коммуникацию с целью изменения поведения покупателей.

Помимо владения функциями общения каждому человеку для эффективного взаимодействия необходимо оперировать всем многообразием существующих моделей общения. В коммуникации выделяют информационную, убеждающую, экспрессивную, внушающую (суггестивную) и ритуальную модели общения.

1.Информационная модель общения

Она обычно применяется для передачи и получения информации, ее анализа, интерпретации и комментирования. Передаваемая информация расширяет информационный фонд участников общения, сообщает инновационные сведения, разъясняет обстоятельства сложившейся ситуации, предоставляет конкретные факты и цифры, позволяющие получить новые знания или принять эффективное решение.

Во время передачи информации, которая рассчитана не на одного человека, а обращена одновременно к группе людей (например: на уроке, лекции, семинаре), срабатывают общепринятые правила. Большинству участников не приходит в голову изменить ход сценария, публично перебить оратора до конца его сообщения. Поэтому выступающий должен быть уверен как в том содержании информации, которое он собирается озвучивать, так и в той форме, в которой он это собирается делать; необходимо также продумать — захотят ли собравшиеся его слушать и будут ли способны адекватно воспринимать сообщение.

Для достижения информационных целей обычно используют доклад, сообщение, лекцию или урок, беседу, консультацию, а также письменные работы: рефераты, курсовые, проектные работы, позволяющие оценить степень освоения теории вопроса, просмотр видео- и телевизионных обучающих передач, а также вопросы и ответы для обмена информацией.

Однако для того чтобы коммуникация в информационной модели общения была эффективной, необходимы следующие условия: учет познавательных возможностей конкретных собеседников, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия.

2.Убеждающая модель общения.

 Эта модель позволяет сделать участников общения своими единомышленниками, выйти из той или иной ситуации с наибольшей продуктивностью. Однако убеждение — это сложный коммуникативный процесс, и не каждому удается пользоваться этой моделью общения с максимальной эффективностью.

Известно, что убеждение было формализовано как определенная концепция более двух тысяч лет назад греками, которые сделали риторику (от гр. rhetorikos — красивая, напыщенная, но малосодержательная речь) — искусство использовать речь эффективно и убедительно — частью своей системы образования. Аристотель первым ввел понятия «этос», «логос» и «пафос», которые в приблизительном переводе означают «надежность источников», «логичные доводы» и «эмоциональный призыв». Все это — необходимые составляющие убеждающей модели общения.

Убеждение — это коммуникативный процесс, в котором коммуникатор пытается вызвать изменение в убеждениях, отношении или поведении другого индивидуума или группы индивидуумов через передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую степень свободы выбора. В литературе описаны базовые принципы, влияющие на убеждение. Среди них предпочтительны устные, позитивные сообщения, сдержанно эмоциональные обращения, логические выводы, опирающиеся на факты и веские аргументы, удовлетворение альтруистических потребностей человека, ораторское мастерство.

Наиболее трудная задача убеждения — это превратить противоположные мнения по поводу тех или иных действий, решений в совпадающие. Люди делают обобщение на основе личного опыта и того, что говорят им члены их группы. Убеждение происходит гораздо легче, если сообщение совместимо с общей позицией по отношению к тому или иному предмету, ситуации, проблеме. Самая легкая форма убеждения — это коммуникация, усиливающая благоприятные мнения и позиции. Каждому участнику общения необходимо осуществлять непрерывные усилия по поддержанию запаса доброжелательности и таким образом превентивно создавать условия для эффективной совместной деятельности.

Убеждение — это также метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Чтобы убедить в чем-либо профессиональных партнеров, коллег, чей интеллект, как правило, высоко развит, участникам общения необходимо использовать специальные коммуникативные техники. Результат убеждения считается успешным тогда, когда собеседник в состоянии самостоятельно обосновать принятое им решение или мнение, оценить положительные и отрицательные его стороны, а также возможности и последствия других вариантов и решений.

В процессе общения следует помнить, что убеждение как коммуникативная техника более убедительно и действенно в следующих ситуациях: — в рамках одной потребности; — при малой интенсивности эмоций; — с интеллектуально развитым партнером.

3.Экспрессивная модель общения

Цель такой модели общения — сформировать у участников взаимодействия психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию, вовлечь в конкретные акции. Для использования такого вида коммуникации необходимо, например, в своем публичном выступлении (лекция, речь) использовать разнообразные не только вербальные и невербальные коммуникативные техники, но и аудио-, видео- и другие иллюстративные средства.

Вместе с тем именно на уроке или учебной лекции, на совещании или на конференции нельзя увлекаться этой моделью. Необходимо постоянно управлять эмоциональным накалом занятия, чтобы споры и высказывание разных точек зрения не переросли в неприязнь и отторжение.

Столкновение мнений, конфронтация участников взаимодействия могут привести к такому виду эмоционального спора, когда собеседников вынуждают принять чью-то субъективную точку зрения в качестве истинной. В таком споре зачастую прибегают к аргументам (ad hominem — к толпе, к человеку), аппелируя к эмоциям слушателя. Естественно, никаких истин в таком споре родиться не может, просто каждый активно высказывает свою версию, субъективную точку зрения и пытается навязать ее как самую правильную другим собеседникам.

В общении, особенно в деловом, такой спор имеет широкое распространение и зачастую оказывает негативное влияние на деловое взаимодействие. Это происходит не только в беседах или на совещаниях, но и на конференциях, переговорах, собраниях, и прежде всего потому, что можно любую версию очень долго доказывать и в конце концов доказать все что угодно. Про такой спор обычно говорят: «Споры погубили Рим». Действительно, если Мнение участников по той или иной проблеме не совпадает, и собрались вместе люди, умеющие вести свою линию и владеющие приемами эристики (от гр. eristikos — спорящий, искусство побеждать в спорах, даже будучи неправым, по существу), то спор, как правило, перерастает в конфликт мнений.

4.Суггестивная модель общения.

Суггестивная, т.е. внушающая, модель общения, искусство внушать, а не рассказывать, широко используется в практике взаимодействия, например на деловых совещаниях или в воспитательных беседах с людьми, нуждающимися в мотивационной коррекции. Эта модель общения используется также на презентациях, где для демонстрации тех или иных возможностей используется, наряду с рассказом о них и показом преимуществ, реклама, цель которой, помимо информационной, сформировать определенные установки, осуществить внушение.

Внушение, или суггестия (от лат. suggestio — внушение) — это такое психологическое воздействие одного человека (или группы) на другого, при котором оказывается определенное влияние на убеждения, установки, решения последнего. Находясь под влиянием внушения, человек действует без собственной мотивации, не может контролировать направленное на него воздействие. Психологами установлено, что если человек находится в спокойном состоянии, то при прочих равных условиях гораздо результативнее воздействовать на него убеждением, а в случае возбужденного состояния или повышенной тревожности — кратким внушением.

Поскольку для успешного взаимодействия необходимо владеть всеми моделями общения, постольку нужно знать, что разные люди обладают разной степенью внушаемости, уровнем восприимчивости к внушению, субъективной готовностью испытать внущающее воздействие и подчиниться ему.

К факторам, способствующим внушаемости, относят следующие человеческие характеристики: — неуверенность в себе; — тревожность, беспокойство; — робость, низкая самооценка; — чувство собственной неполноценности; — повышенная эмоциональность, впечатлительность; — слабое владение логическим анализом; — вера в авторитеты.

Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них на его разум и волю. Поэтому необходимо не просто владеть разными моделями общения, но и очень хорошо понижать: когда, для достижения каких целей, по отношению к кому из собеседников какую модель взаимодействия использовать. В то же время очевидно, что разнообразные модели во многих ситуациях используются одновременно. Например, при передаче важной информации могут быть использованы все перечисленные подели: информационная, убеждающая, экспрессивная, внушающая.

5.Ритуальная модель общения

  В профессиональной деятельности к ритуальной модели общения обращаются тогда, когда необходимо: закрепить и поддержать формальные отношения в деловой среде; обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах людей; сохранить ритуальные традиции организации, связанные с ее корпоративной культурой и миссией, а также создать новые праздники и обряды (например, презентация Новых образовательных услуг).

Условия организации такой коммуникации предполагают ритуальный (церемониальный)характер акций взаимодействия, художественно оформленную среду, соблюдение конвенций (от лат. convention — договор, соглашение), праздничное или адекватное ситуации настроение, опору на национальные, территориальные : профессиональные традиции и нормы поведения и общения.

Известно, что для интеграции коллектива, для формирования приверженности к организации большое значение имеют возможности слияния формального и неформального общения. Морально-психологический климат в коллективе как раз и определяется степенью этого единства. Чем выше эта степень, тем более отведает требованиям поставленных задач атмосфера трудового коллектива. Если в коллективе развита система неформальных отношений, корпоративные праздники, коллективные традиции, то чувства и мысли людей более естественны, свободны, исчезает Скованность в общении, растет доверие и уважение друг к другу, повышаются совместимость и срабатываемость.

В качестве форм такого взаимодействия коммуникаторы обычно используют: рамочную, торжественную, траурные речи; ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования. Для педагогической среды весьма типичными, например, являются такие традиционные праздники, как День знаний, праздник выпускников, Татьянин день, празднование Дня учителя, а также разнообразные профессиональные праздники и презентации.

3. Подготовка к публичному выступлению.

1. Введение

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:

1. человек, произносящий речь, выступающий публично;

2. Человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос.

Речевое мастерство, ораторское искусство – это совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.

Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к оратору.

1.3 Этапы подготовки речи

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную–взаимодействие с аудиторией.

В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа:

определение темы и цели выступления; оценка аудитории и обстановки.

Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

Определение темы и цели выступления

Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.

Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».

Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.

Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоит в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Возможные интонационные окраски выступлений следующие:

  • мажорная;
  • беспечная или юмористическая;
  • шутливая;
  • сердитая или упрекающая;
  • мрачная;
  • торжественная;
  • предостерегающая;
  • просительная.

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?
  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

«Подлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приёмы. Влияние ухищрения в осанке, манерах, жестах, никогда не создадут настоящего облика оратора, воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией».

П. Сопер.

Для публичного выступления требуются те же данные, что и в обычном разговоре. И все же многие обнаруживают робость, когда их просят выступить.

Выступая перед аудиторией надо «не бояться ничего, кроме самого страха». Застенчивость – довольно обычное явление у начинающих ораторов.

Сохранять уверенный вид. Уверенный вид действует на слушателя. Если вы внушите ему веру в ваши возможности, у вас самих возникнет чувство уверенности в себе. При необходимости сделать несколько ослабляющих вздохов перед началом речи. Надо быть особенно осмотрительным во вступительных замечаниях. Если поддаться первому побуждению – спешить, ваша нервозность только возрастет. Паузы надо делать так часто, как посчитаете нужным. Не надо стесняться, когда случайно оговорился. Слушатели не придадут этому никакого значения, если самим не смутиться.

Преодолеть страх действием. Футболист борется с нервным возбуждением перед началом игры энергичной разминкой. Надо действовать подобным же образом: не бояться приступить сразу к делу. Вы только увеличите напряжение, если не разрядите его. Придется иметь в виду, что предстоит учиться на опыте и на ошибках. Может быть, чувства уверенности и не будет, но энергично произнесённые фразы произведут впечатление на слушателей. Препятствия на пути к мощному слову и делу не устранимы без мужественного упражнения воли.

1.4 Приёмы подготовки выступлений

Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации – разновидность ораторской прозы. Выступление должно отличаться ясностью, целеустремлённостью, глубиной содержания, оперативностью, информационной насыщенностью, яркостью и доступностью. Задача выступающего иногда не сводится к изложению некоторого объёма информации.

Выступающий, обязан, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к её принятию, убеждать в своей правоте. Выступления различаются по тематике, объёму, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают, различна обстановка. Однако существуют устойчивые приёмы речевой разработки текста выступления.

К выступлению обязательно нужно подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя бы малейшая возможность подготовки.

Прежде всего, следует четко сформулировать тему выступления.

Определить цель выступления.

  • Чего добиться?
  • Поставить новую задачу?
  • Опровергнуть чужую точку зрения?
  • Переубедить аудиторию?
  • Изменить ход обсуждения?
  • Внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему?

В начале выступления сразу же сформулировать основную мысль выступления, основной тезис. Не следует затягивать введение тезиса. Если затягивается изложение сути дела, то раздражение аудитории растёт в геометрической прогрессии.

Определить главную мысль, расчленить её на отдельные составляющие. Это членение должно быть проведено на основе одного принципа.

Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая главной мысли должна представлять отдельную часть выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.

Начинать изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставить второстепенные компоненты.

При необходимости подобрать к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов.

Своё мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы.

Высказываемая мысль будет более убедительной, если подкрепить её примерами.

Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположить их таким образом, чтобы их доказательственная сила возрастала. Самые сильные аргументы поставить в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.

Оценить непротиворечивость всего текста в целом. Проверить насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала выступления.

При этом надо помнить, что речи выступления могут быть: написаны полностью и заучены наизусть; написаны полностью и прочитаны по рукописи; сказаны экспромтом; сказаны с предварительной подготовкой, но без записи и без заучивания.

1.5 Информационное обеспечение выступления

Выступающему необходимо уделять особое внимание иллюстративному материалу и материалу, составляющему информационное обеспечение выступления.

Заранее надо подумать о приводимых цифрах. В тексте не должно быть много цифрового материала. Большое количество цифр утомляет аудиторию, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными и опираться на реальную специфику аудитории. В некоторых случаях цифры следует округлять, так они лучше воспринимаются и запоминаются. Округление не желательно в сообщении о числе жертв, размере нанесенного ущерба; здесь округление может вызвать у слушателей чувство недоверия.

В аудитории составленной из специалистов, цифрового материала может быть больше, так как фоновые знания специалиста позволяют ему легко усваивать этот материал.

При подготовке текста выступления отдельное, самостоятельное направление работы составляет работа с цитатами.

Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны на эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи опираются на авторитет источника. Этот механизм использования цитаты характерен для сакральных (священных) текстов, а также для идеологических текстов. Если цитата необходима в выступлении обязательно нужно, во-первых, проверить цитату. Следует сверить её с оригиналом, а не полагаться на собственную память.

Во — вторых, смысл цитируемого отрывка в тексте должен совпадать со смыслом цитируемого отрывка в тексте – источнике.

В — третьих,по своему объёму цитата должна быть достаточной, чтобы её смысл был относительно самостоятелен и устойчив. Если цитируется малый объём материала, то не следует жалеть времени, чтобы разъяснить аудитории смысл цитируемых слов. Усеченное цитирование – один из способов манипулирования общественным мнением.

Заключение.

1. Рассмотренные модели общения не охватывают все возможности деловой коммуникации, но позволяют определить специфику взаимодействия, особенности собеседника и грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый (прогнозируемый) результат.

Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчерпывают их многообразие. Да и показать все многообразие не представляется возможным в рамках данной публикации. Задача была более скромной, и она содержит в себе две части: во-первых, представить общение в системной характеристике и показать возможности его модификации от конкретных факторов; во-вторых, показать возможные подходы к моделированию собственной коммуникативной деятельности. В представленных моделях сделан акцент на коммуникативно-ролевые действия партнеров по общению. Такой акцент необходим для руководителя, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, для самопрограммирования собственного коммуникативного действия в общении. Во-вторых, для разработки прогноза ответных действий своего партнера по общению. Психологический и социальный прогноз коммуникативных действий партнера по общению опирается не только на модели общения, но и на глубокое знание психотипов людей.

2. В заключении хотелось бы отметить, что мастерство публичного выступления состоит в умении использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Овладев мастерством публичного выступления люди, поймут всю прелесть и красоту нашего языка. Здесь можно обратиться ко всем со своеобразным призывом, сказанным А. П. Чеховым: «Учитесь владеть языком, настоящие и будущие ораторы! Язык – ваша база и ваше профессиональное оружие ».

Стать мастером публичного выступления это большое достижение для того, кто этого пожелает и не постоит ни перед чем, так как достигнутое им откроет ему двери во все сферы нашей жизни, а возможно и поможет изменить некоторые негативные стороны этого наисложнейшего бесконечного процесса.

Список использованной литературы

  1. Казубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: Учеб. пособие / В.М. Казубовский. — Мн: Амалфея, 2003. — 224 с.(частично)
  2. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. — М.: Омега — Л, 2003. — 365 с.(частично)
  3. Общая психология: Учеб. для студентов / А.В. Петровский, А.В. 2004.
  4. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000.
  5. .Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф.
    1. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 413 с.(частично)
  7. Колесников А.Н. Психология делового преуспевания. – М.,2001.

30