Общепрофессиональными (ОПК)

Психологический факультет

Кафедра психологии труда и предпринимательства

«УТВЕРЖДАЮ»

______________________________

______________________________

«___» ___________________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»

Профиль Управление образованием

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

Очная

Казань — 2015

Трифонова Т.А., к.психол.н., доцент, кафедра психологии труда и предпринимательства

________________

(подпись)

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций ООП ВО по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Управление образованием»

Программа рассмотрена на заседании кафедры психологии труда и предпринимательства

Протокол заседания № от «____» ________________ 2015 г.

Заведующий кафедрой

Климанова Н.Г. / к.психол.н, доцент /_________ /

(фамилия, имя, отчество) (ученое звание) (подпись)

Председатель секции психолого-педагогических дисциплин

Григорьева О.В.____________/к.биол.н., доц./________________

(фамилия, имя, отчество) (ученое звание) (подпись)

Зав. библиотекой Кутепова А.А./___________________ /

(подпись) (ФИО) (подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 4

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 10

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. 16

IV. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 17

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 31

13 стр., 6350 слов

Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Психология труда»

... занятиям по дисциплине «Психология труда» для студентов специальности 031000 Педагогика и психология 020400 Психология В авторской ... стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство; диагностика якорей карьеры необходима в практике работы карьерного ... работника, формирование кадрового резерва, разработка программ индивидуального обучения и др.; принципиальное значение ...

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 32

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи освоения дисциплины

Дисциплина «Управление персоналом образовательной организации» направлена на изучение практических и теоретических положений кадрового менеджмента в сфере образования. Управление людьми сегодня — центральная проблема любой организации. Это обязательная составная часть менеджмента. Курс позволяет сформировать обширные знания и основные навыки по управлению трудовыми ресурсами, понять роль и место технологий управления персоналом в системе менеджмента в сфере образования.

Целями данного курса являются изучение особенностей управления персоналом образовательных организаций различных форм собственности, а также подготовка магистрантов к управленческой деятельности в сфере образования, освоение ими специфики работы с персоналом, как важнейшим ресурсом организации.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

1. формирование представлений о сущности управления персоналом в сфере образования;

2. овладение основными понятиями в области управления персоналом;

3. изучение теоретических подходов и приобретение практических навыков в организации профессионального подбора и отбора педагогических работников, планирования карьеры и развития;

4. изучение вопросов адаптации, мотивации и оценки персонала в сфере образования;

5. рассмотрение организационной культуры как элемента системы управления персоналом;

6. привитие и закрепление навыков и умений в области современных методов и технологий управления персоналом.

Область профессиональной деятельности магистров, осваивающих дисциплину «Управление персоналом образовательной организации», включает образование, социальную сферу, культуру

Объектами профессиональной деятельности являются: образовательные системы

Виды профессиональной деятельности: управленческая деятельность.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Требования к результатам освоения дисциплины:

Магистрант, освоивший дисциплину «Управление персоналом образовательной организации», должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными (ОК):

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК — 2);

общепрофессиональными (ОПК)

готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК -3)

профессиональными (ПК):

готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК — 13)

готовностью исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК — 14);

готовностью организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК — 15);

готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК — 16).

Освоение компетенций в процессе изучения дисциплины способствует формированию знаний, умений и навыков в области, а также объектов и видов профессиональной деятельности.

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
Общекультурные компетенции
КОМПЕТЕНЦИИ Перечень компонентов Технологии формирова-ния Форма оценочного средства Ступени уровней освоения компетенции
ИНДЕКС ФОРМУЛИРОВКА
ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения Знать основы профессиональной этики; Уметьнести социальную и этическую ответственность за принятые решения; Владеть навыками эффективного профессионального поведения в нестандартных ситуациях Технология традиционного обучения: лекция, самостоятельная работа, практические занятия Технология интерактив-ного обучения: дискуссия, работа творческих микрогрупп ТСп, Сб, С, ИСД, Зач. ПОРОГОВЫЙ знает основные направления службы управления персоналом в сфере образования, основы профессиональной этики умеет анализировать психологическую информацию в целях управления персоналом ПОВЫШЕНННЫЙ знает технологии и этику профотбора в образовательное учреждение умеет проводить профдиагностику, формулировать психологическое заключение, нести за это ответственность владеет технологией психологического обследования личности, деятельности с использованием психологического инструментария, в том числе в нестандартных ситуациях
Общепрофессиональные компетенции
ОПК-3 готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия Знать основы деловой коммуникации; Уметьэффективно взаимодействовать с партнерами, коллегами; Владеть навыками менеджмента и самоменеджмента Технология традиционного обучения: лекция, самостоятельная работа, практические занятия Технология интерактив-ного обучения: работа творческих микрогрупп ТСп, Сб, С, ИСД, Зач. ПОРОГОВЫЙ Знает основы деловой коммуникации в области управления персоналом образовательного учреждения; Умеет устанавливать контакты с подчиненными, коллегами ПОВЫШЕННЫЙ Знает деловой этикет в сфере управления персоналом Умеет эффективно взаимодействовать с подчиненными, коллегами, быть толерантным Владеет навыками менеджмента, саморегуляции, самоменеджмента
Профессиональные компетенции
ПК-13 готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа Знать методы изучения потенциала управляемой системы, Уметь применять аналитические методы с целью исследования управляемой системы Владеть методами стратегического и оперативного анализа Технология традиционного обучения: лекция, самостоятельная работа, практические занятия Технология интерактив-ного обучения: ролевые, деловые игры, работа творческих микрогрупп ТСп, Сб, С, ИСД, Зач. ПОРОГОВЫЙ знает основные методы, способы, приемы психологической диагностики личности умеет применять различные методы психодиагностики соответственно целям управления персоналом в сфере образования ПОВЫШЕНННЫЙ знает этапы психодиагностической работы с персоналом, способы обработки психодиагностической информации; умеет формулировать критерии профортбора, составлять план беседы, тестовые батареи, проводить наблюдение за кандидатом, анализировать результаты психодиагностических обследований, давать психологическое заключение владеет навыками подбора и анализа психодиагностических методов
ПК-14 готовностью исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы Знать закономерности развития управляемой системы Уметь организовывать и оценивать управленческий процесс Владеть инновационными технологиями менеджмента Технология традиционного обучения: лекция, самостоятельная работа, практические занятия Технология интерактив-ного обучения: работа творческих микрогрупп ТСп, Сб, С, ИСД, Зач. ПОРОГОВЫЙ Знает закономерности управления персоналом в сфере образования; ПОВЫШЕННЫЙ Умеет организовывать систему управления персоналом образовательного учреждения, оценивать управленческий процесс Владеет исследовательскими методами, инновационными технологиями в управлении персоналом образовательного учреждения
ПК-15 готовностью организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы Знать принципы, методы и процедуры организации командной работы; Уметь организовывать командную работу, Владеть навыками реализации экспериментальной работы Технология традиционного обучения: лекция, самостоятельная работа, практические занятия Технология интерактив-ного обучения: работа творческих микрогрупп Сб, С, Кнр, ИДЗ, Зач. ПОРОГОВЫЙ Знаетосновные направления, виды, формы и методы командной работы в сфере образования Умеет подготовить план интервью, психодиагностический инструментарий, проводить собеседование при приеме на работу, профессиональное консультирование, профессиональную диагностику ПОВЫШЕННЫЙ Знает принципы, подходы работы в области управления персоналом, методы, формы, приемы психологического воздействия с целью формирования команд Умеетсоставлять программы и проводить тренинги, организовывать командную работу Владеет навыками проведения тренингов, реализации экспериментальной работы в образовательном учреждении
ПК-16 готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность ПОРОГОВЫЙ Знать формы и этапы принятия решений; Уметь применять индивидуальные и групповые технологии принятия решений Владеть навыками принятия управленческих решений в сфере образовательной деятельности Технология традиционного обучения: лекция, самостоятельная работа, практические занятия Технология интерактив-ного обучения: работа творческих микрогрупп Сб, С, Э, ИДЗ, Зач. ПОРОГОВЫЙ Знаетформы иэтапы принятия управленческих решений в сфере образования Умеет формулировать критерии принятия решений в области управления персоналом ПОВЫШЕННЫЙ Умеетиспользовать различные технологии при принятии решений в области управления персоналом в образовательном учреждении Владеет навыками принятия решений в области управления персоналом образовательной организации

Трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины для магистрантов очной формы обучения составляет 3 зачетные единицы 108 часов.

Всего часов (8 семестр)
Общая трудоемкость
Лекции
Практические занятия
Интерактивная часть
Самостоятельная работа
Промежуточный контроль Зачет

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план дисциплины

№ п/п Раздел Дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Интер-активные формы обучения
Лекции Практич Самост. раб. Всего
Основные понятия управления персоналом в сфере образования. Кадровая политика образовательной организации Семинар. Собеседова-ние. Тест. Индивидуальное домашнее задание. Групповая дискуссия Работа в микрогруппах
Организация подбора и отбора персонала в сфере образования Семинар. Собеседова-ние. Тест. Индивидуальное домашнее задание. Работа в микрогруппах Ролевые игры Деловые игра
Мотивация и адаптация персонала образовательной организации Семинар. Собеседова-ние. Тест. Контрольная работа. Индивидуальное домашнее задание.
Оценка и аттестация персонала образовательной организации Семинар. Собеседова-ние. Тест. Индивидуальное домашнее задание. Работа в микрогруппах
5. Обучение и развитие персонала образовательной организации Семинар. Собеседова-ние. Индивидуальное домашнее задание. Эссе. Работа в микрогруппах Групповое эссе
Итого:

Содержание дисциплины

IV. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и во время ответов студентов на зачете.

Основными формами текущего контроля знаний являются:

— подготовка докладов, сообщений, рефератов

— выполнение письменного теста;

— выполнение индивидуальных домашних заданий;

— выполнение заданий на практических занятиях;

— обсуждение вынесенных в планах практических занятий вопросов по темам;

— подготовка тезисов, статей;

— выступление с докладом на конференции.

Текущий контроль проводится в устной и письменной форме.

Промежуточный контроль осуществляется в ходе проведения зачета в форме собеседования по вопросам.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний магистрантов

Изучение курса предполагает: слушание лекций; участие в практических занятиях; тестирование; самостоятельную работу с учебной, научной литературой, Интернет-ресурсами, выполнение самостоятельных практических заданий.

Формы контроля. В процессе обучения организуется текущий и промежуточный контроль знаний студентов с последующим совместным анализом результатов. Текущий (внутрисеместровый) контроль качества усвоения знаний осуществляется в рамках балльно-рейтинговой системы обучения в виде тестирования, выполнения практических заданий, ответов на поставленные преподавателем вопросы, по учету посещаемости.

Промежуточный контроль качества усвоения знанийосуществляется в форме зачета(в первом семестре).

Итоговая оценка по результатам работы магистранта складывается из:

— оценки по итогам работы на практических занятиях,

— оценок по проведенным тестам,

— премиальных баллов за индивидуальные домашние задания,

— премиальных баллов, получаемых за публикацию статей, тезисов, участие в научной конференции,

— количества посещаемых занятий в течение изучения курса,

— оценки полученной на зачете.

РАСЧЕТ БАЛЛОВ

по дисциплине «Управление персоналом образовательной организации»

Общее распределение баллов

0−60 баллов — текущая аттестация за работу в течение семестра.

0−40 баллов — итоговая аттестация на зачете.

Критерии оценок

Текущая аттестация

Баллы за 1 занятие Количество занятий Итого (баллы)
Посещаемость лекций (наличие конспектов)
Активная работа на практическом занятии: — выступление с докладом — участие в деловых, ролевых играх — демонстрация (анализ) индивидуального домашнего задания 1−2 1−20
Тесты
Индивидуальные домашние задания
Итого
Зачет
Итого

Итоговая аттестация

Рейтинговая оценка Традиционная оценка
менее 60 неудовлетворительно незачтено
60−70 удовлетворительно зачтено
71−85 хорошо зачтено
86 и более отлично зачтено

Организация самостоятельной работы магистранта

Самостоятельная работа является ведущей формой учебной деятельности магистрантов. Такое её значение определяется самим характером и особенностями образовательного процесса. Освоение человеком любого знания, формирование умений и навыков происходит всегда на индивидуальном уровне.

При изучении дисциплины «Управление персоналом образовательной организации» используются следующие виды самостоятельной работы:

— предварительное ознакомление с программой курса перед лекцией;

— изучение вопросов практического занятия в соответствии с его темой;

— работа с дополнительной учебной, научной, справочной литературой, Интернет-ресурсами по отдельным темам учебной дисциплины;

— подбор в Интернете видеоматериалов;

— подготовка сообщений для выступлений на практических занятиях;

— выполнение индивидуальных домашних заданий.

Планы практических занятий

Тема 1. Основные понятия управления персоналом в сфере образования. Кадровая политика образовательной организации (4 часа).

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Кадровая политика образовательной организации. Кадровые службы в сфере образования.

2. Система управления персоналом образовательной организации.

3. Методы управления персоналом организации.

4. Разработка требований к должности: должностная инструкция, модель рабочего места, профессиограмма, карта компетенций, профиль должности (Job Profile).

5. Должностные инструкции как инструмент для безопасности руководителя.

6. Компетентностный подход: компетенции и компетентность.

Анализ индивидуальных домашних заданий (ИДЗ):

1. Задание по кадровому планированию:

1) Найти стратегию (долгосрочный план) образовательного учреждения и проанализировать информацию о кадровой политике образовательной организации

2) Спрогнозировать качественную и количественную потребность в персонале образовательного учреждения.

3) Рассмотреть варианты пополнения или сокращения кадров образовательного учреждения.

2. Задание по анализу работы и нормированию труда образовательной организации:

1) Нарисовать организационную структуру своего образовательного учреждения.

2) Выбрать определенную позицию (учитель начальных классов, учитель-предметник, методист, директор школы, педагог-организатор, заместитель директора).

3) Найти профессиограмму данной профессии. Проанализировать.

4) Найти должностную инструкцию по данной позиции.

5) Описать способы составления должностных инструкций в вашем образовательном учреждении.

6) Описать требования к должности.

7) Продумать методы исследования работы по данной позиции.

3. Доклады, рефераты, обзорные статьи магистрантов по темам:

1) Управление как вид общественной практики людей. Факторы, обусловливающие потребность в управлении.

2) Характерные черты управления персоналом как вида деятельности.

3) Место и роль управления персоналом в системе управления образовательной организацией.

4) «Война» за таланты. Демографическая «яма». Внутренний отбор.

5) Примеры организационных структур образовательных организаций (в том числе систем управления персоналом).

6) Принципы управления персоналом.

7) Модель рабочего места персонала.

Занятие 2.

Групповая дискуссия на тему: «Персонал — конкурентное преимущество организации?»

1) Почему персонал называют «ресурсом», «активом», «капиталом» компании?

2) Каковы составляющие «человеческого капитала»?

3) Чем обладают работники, как «капитал» в отличие от других ресурсов компании?

4) Почему текучесть кадров является негативным показателем для компании?

5) Как Вы понимаете лозунг «Кадры решают всё»?

6) В чем истинная ценность персонала?

7) Почему к педагогам как к работникам предъявляются повышенные требования?

Работа в малых группах (интерактивная форма):

1. Провести анализ рынка труда образовательной сферы города (региона) через рассмотрение объявлений о вакансиях и мини-резюме соискателей в СМИ, на работных сайтах.

· Определить самые востребованные на данный момент специальности.

· Выявить основные требования к кандидатам-педагогам (пол, возраст, образование, опыт работы, предлагаемый уровень зарплаты).

· Высчитать процентное соотношение мини-резюме кандидатов по искомым вакансиям.

· Установить основные характеристики соискателей-педагогов (пол, возраст, образование, опыт, требования по зарплате).

2. Написать объявление о вакансии в образовательную организацию в СМИ, ориентируясь на правила написания и оформления объявлений, и проанализировать в группе.

Тема 4. Оценка и аттестация персонала образовательного учреждения

(4 ч.)

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения.

1. Основные методы оценки труда: ранжирование, балльный метод, метод классификации (градации) видов труда, грейдинг.

2. Основные методы оценки персонала: формализованные (анкетирование, тестирование, графические шкалы оценки), неформализованные (собеседование, экспертная оценка, наблюдение, оценка по 3600), комбинированные (Assessment-center).

3. Аттестация персонала. Виды аттестации.

4. Участники процесса аттестации и их основные функции. Обязательные условия проведения аттестации.

5. Процедура аттестации персонала: основные этапы и мероприятия. Принятие решений по результатам аттестации.

6. Проблемы и ошибки при проведении оценки и аттестации персонала.

7. Балльно-рейтинговая система оценки персонала образовательного учреждения.

Занятие 2.

Практическое задание.

Проведение методики экспертных оценок (Методика 3600).

Работа в малых группах (интерактивная форма)

Анализ балльно-рейтинговой системы оценки персонала образовательной организации (ДОУ, СОШ, ВУЗ)

Анализ индивидуальных домашних заданий

1. Описать систему оценки (аттестации) различных позиций персонала в образовательном учреждении.

2. Определить критерии оценки для определенной позиции сотрудников

3. Разработать предложения по улучшению существующей системы оценки персонала.

Тема 5. Обучение и развитие персонала образовательной организации

(4 ч.)

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Подходы к развитию персонала: традиционный и современный.

2. Современные концепции развития персонала.

3. Основные направления развития персонала организации.

4. Модель непрерывного (систематического) обучения персонала.

5. Определение потребности в обучении. Определение затрат на обучение и способы их защиты.

6. Разработка планов и программ обучения.

7. Основные формы и методы обучения персонала. Оценка результатов обучения.

Работа в малых группах (интерактивная форма)

1) Описать организацию работы по обучению персонала конкретного образовательного учреждения

2) Описать используемые методы обучения, проанализировать их эффективность.

3) Проанализировать особенности обучения руководителей образовательной организации.

4) Подготовить и написать групповое эссе на тему: «Планирование карьеры в образовательном учреждении: миф или реальность?»

Занятие 2.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «карьера». Виды карьеры.

2. Подходы к управлению карьерой.

3. Основные этапы процесса управления карьерой.

4. Типовые модели карьерного роста.

5. Система управления талантами.

6. Формирование кадрового резерва организации: понятие, основные цели. Основные этапы работы с кадровым резервом.

Анализ индивидуальных домашних заданий

1. Описать позитивные и негативные ценности, существующие в конкретном образовательном учреждении.

2. Описать правила, традиции и ритуалы, существующие в конкретной образовательной организации.

3. Перечислить праздники и описать традиции их празднования в образовательном учреждении. Проанализировать этот материал с позиции организационной культуры.

4. Вспомнить «героев» организации и описать их отличительные характеристики.

5. Описать организационные символы, термины, слова, понятные только для членов данной организации.

Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины

Промежуточная аттестация по дисциплине «Управление персоналом образовательной организации» проводится в соответствии с Учебным планом в виде дифференцированного зачета.

Магистрант допускается к зачету по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплины: выполненных индивидуальных домашних заданий, пройденного тестирования, выступлений на семинарах, участия в практических занятиях.

Знания, умения, навыки магистранта на дифференцированном зачете оцениваются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»

Основой для определения оценки служит уровень усвоения магистрантами компетенций, предусмотренных данной рабочей программой.

Критерии оценивания магистранта на зачете

Оценка зачете (стандартная / балльно-рейтинговая) Требования к уровню освоения компетенций
«отлично» / 30−40 балов Оценка «отлично» выставляется магистранту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач. Умеет: эффективно взаимодействовать с подчиненными, коллегами, быть толерантным, организовывать систему управления персоналом образовательного учреждения, оценивать управленческий процесс использовать различные технологии при принятии решений в области управления персоналом в образовательном учреждении, разрабатывать критерии отбора персонала, взаимодействовать с соискателями на вакансии, проводить диагностическое обследование, формулировать критерии профотбора, проводить сравнительный анализ соискателей, давать психологическое заключение. Владеет: технологией психологического обследования личности, деятельности с использованием психологического инструментария, в том числе в нестандартных ситуациях, навыками менеджмента, саморегуляции, самоменеджмента, исследовательскими методами, инновационными технологиями в управлении персоналом образовательного учреждения навыками принятия решений в области управления персоналом образовательной организации, проведения собеседования, навыками проведения тренингов. Знает принципы, подходы работы в области управления персоналом, технологии и этику профотбора в образовательное учреждение, подходы работы в области управления персоналом, методы, формы, приемы психологического воздействия с целью формирования команд
«хорошо» / 20−29 баллов Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. Умеет: составлять программы и проводить тренинги, организовывать командную работу. формулировать критерии принятия решений в области управления персоналом. Владеет: навыками подбора и анализа психодиагностических методов, навыками проведения тренингов, реализации экспериментальной работы в образовательном учреждении. Знает этапы психодиагностической работы с персоналом, способы обработки психодиагностической информации; принципы, подходы работы в области управления персоналом, методы, формы, приемы психологического воздействия с целью формирования команд.
«удовлетвори-тельно» / 10−19 баллов Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ. Знает: закономерности управления персоналом в сфере образования; основные методы, способы, приемы психологической диагностики личности, основные направления, виды, формы и методы командной работы в сфере образования основные направления службы управления персоналом. формы иэтапы принятия управленческих решений в сфере образования. Умеет подготовить план интервью, психодиагностический инструментарий, проводить собеседование при приеме на работу, профессиональное консультирование, профессиональную диагностику. Владеет основными методами и приемами психодиагностики, навыками работы с профессиональной литературой.
«неудовлетво-рительно» менее 10 баллов Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на практикоориентированные вопросы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Вопросы к зачету:

1. Современные подходы к управлению персоналом: «война» за таланты, управление талантами, внутренний отбор, внутренний маркетинг.

2. «Персонал» и «человеческие ресурсы»: определение понятий, основные признаки.

3. Кадровая политика образовательной организации.

4. Система управления персоналом организации и ее основные функции (подсистемы).

5. Организационная структура системы управления персоналом: уровни управления, кем представлены, основные функции.

6. Схема функциональных взаимосвязей службы управления персоналом с другими структурными подразделениями организации.

7. Планирование персонала: характеристика понятия и содержание деятельности.

8. Основные этапы планирования персонала.

9. Анализ работ и нормирование труда сотрудников в образовательной сфере.

10. Основные формы разработки требований к должности (должностная инструкция, модель рабочего места, профиль должности, профессиограмма).

11. Компетентностный подход к разработке требований к должности: понятия «компетенция» и «компетентность», виды компетенций, построение модели (карты) компетенций.

12. Определение (расчет) численности персонала: основные направления.

13. Виды мероприятий по удовлетворению потребности в персонале организации.

14. Источники привлечения персонала в организацию.

15. Основные этапы процесса отбора персонала в организации: характеристика, кто проводит.

16. Основные виды и типы проведения собеседования при приеме на работу.

17. Основные этапы проведения собеседования.

18. Наиболее типичные ошибки при проведении собеседования.

19. Основные методы оценки профессионально важных качеств кандидатов.

20. Психологическое тестирование: преимущества и недостатки.

21. Анализ результатов испытаний и принятие решения о найме.

22. Оформление приема на работу.

23. Основные направления адаптации персонала и факторы, влияющие на ее процесс.

24. Профессиональная и социально-психологическая адаптация: основные особенности.

25. Основные этапы процесса адаптации персонала.

26. Методы адаптации персонала. Разработка «Книги сотрудника» организации.

27. Программа адаптации персонала организации и ее основные направления.

28. Понятие «мотивация труда». Основные виды мотивов к труду.

29. Типы трудовой мотивации работников (типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова).

30. Стимулирование труда: основные виды и методы стимулирования.

31. Стимулирование работников с различными типами трудовой мотивации.

32. Основные требования, предъявляемые к системе стимулирования персонала.

33. Компенсационный пакет организации и его составляющие.

34. Постоянная часть денежного вознаграждения работника и ее основные элементы.

35. Определение уровня базового должностного оклада. Основные методы оценки труда (ранжирование, факторно-критериальный метод, тарификация, грейдинг).

36. Условно-постоянная часть денежного вознаграждения работника: надбавки и доплаты.

37. Переменная часть денежного вознаграждения работника и ее основные виды.

38. Социальный пакет организации и его составляющие.

39. Понятие «развитие персонала»: традиционный и современный подходы.

40. Современные концепции развития персонала: обучающаяся организация, корпоративный университет, управление знаниями.

41. Основные направления развития персонала организации.

42. Модель систематического (непрерывного) обучения персонала.

43. Основные формы обучения персонала.

44. Методы обучения персонала.

45. Методы оценки эффективности обучения персонала.

46. Способы «защиты» затрат на обучение персонала.

47. Карьера: понятие, основные виды, подходы к управлению карьерой.

48. Основные этапы процесса управления карьерой персонала.

49. Типовые и индивидуальные модели карьеры.

50. Формирование кадрового резерва организации: цели и специфика деятельности.

51. Характеристика основных этапов формирования и работы с кадровым резервом.

52. Оценка персонала: понятие, основные цели и формы оценки.

53. Роль организационной культуры в управлении персоналом образовательной организации

54. Основные группы методов оценки персонала. Примеры методов оценки персонала.

55. Аттестация персонала и ее основные виды.

56. Участники процесса аттестации и их основные функции.

57. Обязательные условия проведения аттестации.

58. Этапы процесса проведения аттестации персонала: основные мероприятия.

59. Принятие решений по результатам аттестации.

60. Балльно-рейтинговая система оценки персонала образовательной организации.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector