Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы психодидактики»

 

Направление подготовки /специальность

Педагогическое образование

Профиль подготовки

Начальное образование

 

Москва

2016

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по

44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриат),

(направление подготовки (специальность)

утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

«21» ноября 2014 г. № 1505.

 

 

Разработчики:

ГБОУ ВО МГПУдоцентЖуравлева Евгения Александровна

(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)

 

Эксперты:

ГБОУ ВО МГПУдоцентПоставнева Ирина Васильевна

(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)

 

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании общеинститутской кафедры

психологии образования

(название кафедры)

Протокол № 6 от «26» января 2016 г.

 

Заведующий кафедрой: д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института педагогики и психологии

(название института)

образования

Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.

 

Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель: формирование основ компетентности в области психологических механизмов и закономерностей усвоения индивидом социально-культурного опыта в образовательной среде.

Задачи:

— сформировать у студентов систему знаний о процессах усвоения индивидом социально-культурного опыта в образовательной среде;

— изучить основные психологические механизмы и закономерности процесса усвоения знаний и формирования умений и навыков обучающихся;

— познакомить студентов с психодидактическими аспектами проектирования содержания образования и принципами отбора его средств.

35 стр., 17398 слов

Учебное пособие: Рабочая учебная программа дисциплины "Правовая статистика"

... дисциплины Изучение дисциплины «Правовая статистика» предусматривает проведение лекционных, практических (семинарских) занятий, а также самостоятельную работу студентов. 2.1.1 Для специальности 030501.65 «Юриспруденция», заочная форма обучения на базе высшего образования Вид учебной работы ... задачи преподавания дисциплины Рабочая программа дисциплины составлена ... работа (СРС) 32 32 Курсовая работа ...

2. Место дисциплины в структуре программы:

дисциплина «Основы психодидактики» входит в модуль «Проектирование и организация образовательного процесса» базовой части профессионального цикла, изучается во 2-м семестре.

Курс является продолжением таких дисциплин как «Общая психология», «Общая педагогика», «Возрастная и педагогическая психология».

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента.

Для успешного овладения программой дисциплины студент должен

знать:

· возрастно-половые особенности дошкольников, младших школьников;

· структуру и принципы сопровождения обучения и развития ребенка;

· основы взаимодействия с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;

· сведения о специфике педагогического общения, особенностях коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения;

уметь:

· организовать взаимодействие с обучающимися и родителями;

· использовать приемы организации психолого-педагогического сотрудничества с сотрудниками образовательных организаций;

· использовать способы построения межличностных отношений в группах разного возраста и формы их организации; способы поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, их творческих способностей;

владеть компетенциями:

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

обобщенные трудовые функции[1]:

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

трудовую функцию:

Общепедагогическая функция. Обучение;

трудовые действия[2]:

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Общепедагогическая функция: Воспитательная деятельность

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Общепедагогическая функция. Развивающая деятельность

Готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

– иметь представление об основных тенденциях развития современного образования и культурно-просветительской деятельности, положения, принципы ФГОС НОО, психолого-педагогические условия реализации программ основного общего образования;

– основы и особенности организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

Уметь:

– планировать психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей, принципов обучения и личностных, возрастных особенностей обучающихся;

6 стр., 2915 слов

Цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоению программы

... сопротивления. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   Цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоению программы   Целью изучения дисциплины « ... спонтанные действия, преграда спонтанности, действующая против терапевтического процесса. Литература: 1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. ... идей Морено и возникновение психодрамы. 3. Общие принципы психотерапии. Выводы: 1. Психодрама является ...

Владеть:

– способностью оценивать психологическую сообразность (культуросообразность, эффективность) подобранных содержания, форм и методов сопровождения участников образовательных отношений в соответствии с образовательными целями;

– опытом разработки мероприятий психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательной среды.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы[4]

Вид учебной работы Всего часов/зачетных единиц Семестры
     
Контактная работа (всего) 10/0,3 10/0,3      
В том числе:          
Лекции 10/0,3 10/0,3      
Практические занятия (ПЗ)          
Семинарские занятия (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Из них:          
Интерактивные и активные формы занятий (всего) 2/0,22 2/0,22      
Самостоятельная работа (всего) 98/2,7 98/2,7      
В том числе[5]:          
Составление глоссария 10/0,28 10/0,28      
Написание эссе 10/0,28 10/0,28      
Конспектирование и аннотирование источников 10/0,28 10/0,28      
Ответы на вопросы для самостоятельный работы 20/0,28 10/0,28      
Разработка проекта урока/внеурочного занятия 20/0,77 20/0,77      

Структура и содержание дисциплины

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары СРС Всего
Методологические основы психодидактики      
Движущие силы и источники психического развития.      
Когнитивное развитие и развивающее обучение.      
Подготовка к разработке содержания и подбору средств образования      
5. Психолого-педагогические сопровождение образовательного процесса        
         

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Методологические основы психодидактики Объект, предмет и задачи психодидактики. Структура психодидактики, взаимосвязь с другими отраслями психологического и педагогического знания. Методы исследования психодидактики: теоретические, эмпирические, методы обработки данных и интерпретационные методы. Изменение стратегических ориентиров и парадигм развития российского образования. Современные тенденции модернизации образования. Конус обучения Э. Дейла, принципы проектирования и формы реализации современного образования.
  Движущие силы и источники психического развития. Факторы и условия психического развития. Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка. Генетическая и средовая детерминация. Соотношение обучения, воспитания и развития. Основные закономерности психического развития ребенка. Психологический возраст.
  Когнитивное развитие и развивающее обучение. Понятие о субъекте познания, объекте познания и взаимодействии объекта и субъекта познания. Познавательные процессы, состояния, деятельность – их влияние на процесс обучения. Соотношение обучения, воспитания и развития. Понятие учебной деятельности. Основные характеристики учебной деятельности, ее структура и мотивация. Учебные задачи и учебные действия. Контроль и оценка. Понятие обучаемости. Различия в обучаемости. Причины неуспеваемости. Понимание сущности процесса познания в различных психологических школах. Понятие о субъекте познания, объекте познания и взаимодействии объекта и субъекта познания. Мотивация познания и мотивация учения. Когнитивные стили учебной деятельности. Единство когнитивного и эмоционального в учебно-воспитательном процессе. Основные подходы к когнитивному развитию ребенка. Теории Дж. Брунера, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперина. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Психологическая сущность процессов обучения и учения. Стили обучения. Дифференциация и индивидуализация обучения. Ключевые компетентности и их развитие в процессе основного начального образования. Теории развивающего обучения. Теория развивающего обучения Л.В. Занкова. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Основные положения теории планомерного формирования умственных действий. Типы ориентировочной основы действия. Этапы формирования умственных действий.
  Подготовка к разработке содержания и подбору средств образования Основные модели образовательной среды. Психодидактические аспекты проектирования и оценки образовательных систем. Показатели психологической безопасности образовательной среды (по Секач М.Ф., Сыманюк Э.Э).

Психологическая защищенность педагога и учащегося в школе, показатели и методы диагностики напряженности образовательной среды. Психологические основы педоцентрической модели содержания образования. Алгоритм проектирования и экспертизы образовательных технологий и систем. Психологические аспекты моделирования содержания школьного образования. Проблема структурирования содержания образования. Широта интересов или профилирование. Основное и дополнительное образование. Психологические проблемы организации и содержания работы с одаренными детьми в начальной школе. Формы организации образовательной деятельности как проблема психодидактики. Формы организации образовательной деятельности (классно-урочная, совместная, индивидуальная, коллективная, альтернативная и пр.), их психологическая направленность. Основные подходы к классификации, мотивы и основания для выбора методов начального образования. Способы и подходы к совершенствованию образовательного процесса.

5. Психолого-педагогические сопровождение образовательного процесса Основные понятия и принципы сопровождения, влияющие на специфику комплексного сопровождения как процесса. Концепция сопровождения в образовательной организации (осуществляющих реализацию программ начального общего образования).

Специфика сопровождения ребенка в организациях различного уровня образования. Сопровождение родителей и педагогов. Специфика обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями. Психологические проблемы организации и содержания работы с одаренными детьми. Психологические аспекты моделирования содержания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.  

Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине

Образовательные технологии.

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) Тема занятия Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме
лекционное Методологические основы психодидактики Изучение материалов лекции, мультимедийные технологии
лекционное Движущие силы и источники психического развития. Изучение материалов лекции, мультимедийные технологии, обмен сообщениями в онлайн чате
лекционное Когнитивное развитие и развивающее обучение. Изучение материалов лекции, мультимедийные технологии, просмотр выступления К. Робинсона
лекционное Подготовка к разработке содержания и подбору средств образования Изучение материалов лекции, дискуссия на форуме, мультимедийные технологии
лекционное Психолого-педагогические сопровождение образовательного процесса Изучение материалов лекции, просмотр видео-лекции, защита проекта в виде презентации на форуме
Итого

 

8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине[6]

Изучение дисциплины «Основы психодидактики» происходит в процессе лекционных занятий, а также самостоятельной работы студентов.

Технологии обучения: мультимедийные технологии, интерактивные технологии (интеллект-карты, мозговой штурм), диалоговые технологии (учебная дискуссия, побуждающий и подводящий диалог), игровые технологии, диагностические технологии.

Мультимедийные технологии — это информационные технологии, позволяющие объединить в компьютерной системе текст, звук, видео и графические изображения, анимацию. В данном контексте, чаще всего предполагают демонстрацию слайдов. Слайд содержит ключевые фразы, определения, наиболее важный материал лекции. Кроме того, отдельные слайды могут использоваться в качестве демонстративного материала. Процесс показа слайдов, как правило, сопровождается речью лектора или аудиозаписью текста. Во время показа слайда лектор может разъяснять какие-либо трудные для понимания студентами моменты, определения, понятия, отображенные на слайде. В данном курсе на практических занятиях студенты просматривают подобранные документальные фильмы с последующей рефлексией.

Существует ряд принципов, которые позволяют максимально концентрировать внимание студента [Биленко, М.В. Управление вниманием в мультимедийных электронных лекциях / М.В. Биленко. – М.: Центр информационных технологий МИКХиС, 2006.]: оптимальный объем, доступность, разнообразие форм, учет особенности восприятия информации с экрана, красота и эстетичность.

Технологии дистанционного обучения– технология, основанная на создании специализированной образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (интернет, компьютерная связь).

Основными средствами коммуникации являются печатные материалы и электронные средства связи (электронная почта и др.).

Обучающиеся получают комплект учебно-методических материалов, состоящий из пособий, электронных учебников, аудио- и видеоматериалов, которые необходимо самостоятельно изучить в ходе выполнения контрольных заданий, курсовых проектов, следуя прилагаемым указаниям. Обеспечение учебного диалога возможно при обязательных условиях интерактивности и обратной связи, при дистанционном обучении учебный диалог организован с помощью телекоммуникационных технологий. Коммуникационные технологии on-line обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода (чат, Skype, обмен сообщениями, телеконференция).

При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время (форум, комментарии к самостоятельным и контрольным работам в системе, электронная почта и пр.).

Повышение эффективности учебного процесса с использованием и на основе дистанционных технологий возможно только на основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности студента, опирается в основном на его самостоятельную познавательную деятельность студента, которая должна носить активный характер.

9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине[7]

Контроль качества знаний студентов осуществляется с использованием рейтинговой системы, в основе которой лежит учет различных видов деятельности студента по освоению учебной дисциплины. В данном курсе используется рубежный и итоговый рейтинг.

Рубежный рейтинг служит для оценки объёма и уровня усвоения студентом учебного материала одного модуля и применяется в рамках текущего контроля успеваемости студентов. Обязательным считаем проведение межсессионной аттестации по изученным темам курса.

Итоговый рейтингслужит для оценки знаний, умений и навыков студента по всему объёму учебной дисциплины, изученному в семестре.

Теоретические занятия реализуются в полном объеме форме лекций объемом 10 часов. Целью лекционного курса является ознакомление студентов с теоретическими основами и основными проблемами психодидактики. Реализации целей курса способствует самостоятельная работа студентов, нормативный объем которой составляет 98 ч. Самостоятельная работа включает: выполнение практических заданий, конспектирование литературных источников, докладов, выполнение итогового проекта, подготовка к итоговому опросу.

Преподаватель использует текущий и итоговый виды контроля, рубежный и итоговый рейтинг. Текущий контроль – в процессе тестирования, проверки самостоятельных, контрольной, проектной работы студента, итоговый – по завершению курса (итоговый опрос).

Необходимый минимум для прохождения промежуточной аттестации 51 балл.

Своевременное выполнение заданий самостоятельной работы, контрольной работы, проекта являются условиями допуска к зачету.

Перевод результатов оценивания: 0 – 50 баллов – «незачтено», 51 – 100 баллов – «зачтено».

 

10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся[8]

1. Ознакомиться с учебной литературой (учебниками и учебными пособиями), материалом лекций по дисциплине: познакомиться со структурой, запомнить рубрикацию разделов, приложений, определить к каким разделам дисциплины относится тот или иной фрагмент источника, выделить материал, не вошедший в структуру дисциплины.

Наиболее оптимальными формами работы с текстом являются: чтение, составление логической схемы, составление таблиц, работа с терминами.

2. При работе с текстами и подготовке сообщений по научным текстам придерживаются следующего порядка действий:

— прочесть текст не менее двух раз;

— отметить и выписать знакомые ключевые термины;

— выделить незнакомые новые термины, понятия, объяснить их при помощи словаря, других учебников и текстов;

— если смысл текста перестает восприниматься, нужно вернуться на то место, в котором материал был понятен, и попытаться определить словосочетание, которое вызвало затруднение;

— после прочтения попытаться несколькими фразами выразить главную мысль проработанного раздела;

— ответить на вопросы в конце текстов;

— ознакомиться с дополнительной информацией и комментариями к разделам;

— составить логическую схему, используя в качестве ключевых слов основные термины и понятия, соблюдая иерархию и связность понятий, дополняя основные термины краткими характеристиками, признаками и ссылками на примеры.

3. При самостоятельной работе над конкретной темой дисциплины:

— проработать по учебникам и учебным пособиям нужный раздел и имеющиеся к нему приложения;

— постараться понять соответствующий учебный материал на концептуальном уровне;

— поработать с приложениями: предметным и именным указателями, толковым словарем;

— осуществить поиск необходимой информации в сети Интернет;

— при наличии электронного конспекта и/или презентации по данной теме, использовать их;

4. Выполнить предлагаемые в разделе задания для самостоятельной работы

5. Повторить содержание пройденного материала; что позволит составить образное представление о структуре дисциплины, её логичной целостности.

6. Выполнение итогового проекта урока с учетом особенностей обучаемости учащихся

Этапы разработки проекта урока:

1. Раскрытие психологической характеристики особенностей учения (в процессе изучения выбранного предмета) младших школьников (по выбору –

 имеющих отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями из-за недостаточного развития эмоционально-волевой сферы в сочетании с низкой мотивацией учения;

 имеющих отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями из-за пробелов в знаниях по предмету в сочетании с низкой мотивацией учения;

 имеющих отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями из-за несформированности способов учебно-познавательной деятельности, с недостатками развития отдельных познавательных процессов (памяти, мышления) в сочетании с высокой мотивацией учения;

 имеющих выраженную общую одаренность, высокую обучаемость в сочетании с высокой мотивацией учения.

Т.е. опишите возможный уровень сформированности предметных, контрольных, самооценочных действий данных учащихся; их отношение к учебному предмету и характер его проявления на уроке, включенность учащихся в учебную деятельность, показатели их интеллектуальной активности на уроке; проявление возрастных (младший школьный возраст) и индивидуально-психологических особенностей (здесь необходимо вообразить возможные проявления темперамента, направленности, характера, морально-нравственных качеств, самооценки и способностей) и психических состояний (внимание, стресс, напряженность, готовность и др.) учащихся на уроке; раскройте возможные особенности взаимодействия детей с подобным видом обучаемости и мотивации с одноклассниками и учителем в процессе урока и в процессе обучения в целом.

2. Обозначьте цель и задачи урока с учетом необходимости достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных (демонстрируя понимание метапредметных результатов как сформированных на материале предметного содержания – универсальных учебных действий).

3. Психологически обоснуйте этапы, формы работы, методические приемы, необходимый стиль педагогической деятельности учителя, особенности образовательной среды (например, пространственно-предметные средства, виды деятельности учителя и ученика, особенностей межличностного взаимодействия, необходимых для достижения цели и задач урока).

4. Составьте/заполните технологическую карту урока на выбранную тему.

5. Сделайте выводы, осуществите рефлексию получившихся результатов.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:

а) основная литература[9]

1. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов/ Р.В. Овчарова. – С. 38–60 – URL: http://pedlib.ru/Books/7/0024/7_0024-1.shtml (дата обращения 28.08.2015).

2. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.

3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога [Электронный ресурс] / Под ред. Л.М. Шипицыной. — М.: ВЛАДОС, 2003. – 528 с. – URL: http://www.studfiles.ru/preview/2976750 (дата обращения 15.08.2015).

4. Савенков, А.И. Педагогическая психология : учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Юрайт, 2014. – 659 с.

5. Савенков, А.И. Психодидактика / А. И. Савенков. – М.: НКЦ, 2012. – 356 с.

б) дополнительная литература

1. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте дети! / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1983.

2. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания [Электронный ресурс] // Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс]. – М, 1968. – С. 421–439. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/11.php (дата обращения 30.08.2015)

3. Ахметова, Л.В. Психолого-дидактический подход в системе школьного образования /Л.В. Ахметова // Вестник ТПГУ. – 2009. – 8 (86).

– 121–125.

4. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников / И.А. Баева, В.В. Семикин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2005. – №12. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-psihologicheskaya-kultura-i-psihicheskoe-zdorovie-shkolnikov (дата обращения: 16.08.2015).

5. Бедерханова, В.П. Личностно-профессиональная позиция педагога /В.П. Бедерханова. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2001.

6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Электронный ресурс]/ Р. Бернс. – М. Прогресс, 1986. – С. 30–66. – URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns0.htm (дата обращения 30.08.2015).

7. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение [Электронный ресурс]/ Л.А. Венгер. – М. Просвещение, 1969. – URL: http://www.klex.ru/dfh (дата обращения 30.08.2015).

8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1998. – 536 с.

9. Габай, Т.В. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Т. В. Габай. – М.: Академия, 2003. – 240 с.

10. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Т.В. Габай. – М.: Academia, 2003. – 240 с.

11. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. // Психология развития [Электронный ресурс] / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М: ЧеРо, 2005. – 524 с. – URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0062/1_0062-225.shtml#book_page_top (дата обращения 30.08.2015)

12. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.

13. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие./ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова Л.М. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.

14. Гибельгауз, О.С. Методологические проблемы психодидактики / О.С. Гибельгауз, А.Н. Крутский //Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – 2 (6).

– С. 50–54.

15. Грановская Р.М. Психологическая защита/ Р.М. Грановская. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – 472 с.

16. Гребенюк, О.С.. Теория обучения: учебник для вузов [Электронный ресурс]/ О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – М.: Владос, 2003. – 384 с. – URL: http://eknigi.org/gumanitarnye_nauki/126358-teoriya-obucheniya.html (дата обращения 25.07.2015).

17. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии : учеб. пособие : для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / В. В. Давыдов. – М. : Academia : Издат. центр «Академия», 2006. – 224 с.

18. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. [Электронный ресурс] – М., 1986. – URL: http://www.klex.ru/ckl (дата обращения 30.08.2015).

19. Диалектическое обучение // Под ред. Шияна И.Б. –М., Эврика, 2009.

20. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания : учебник для студ. учр. высш. проф. обр./ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова.– М.: Академия, 2012. – 256 с.

21. Занков, Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения (I-II классы) [Электронный ресурс]/ Л.В. Занков. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 292 с.– URL: http://www.klex.ru/dfh (дата обращения 30.08.2015).

22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – URL: (дата обращения 15.08.2015).

23. Ильясов И.И. Структура процесса учения. [Электронный ресурс]. – М., 1986. – URL: http://www.forpsy.ru/view/ilyasov-ii-struktura-processa-ucheniya_eef51e8f32c.html (дата обращения 30.08.2015)

24. Ларионова, Л.И. Культурно-исторические факторы развития интеллектуальной одаренности/ Л.И. Ларионова. – М.: ИП РАН, 2011. – 320 с.

25. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте-Пособие для учителя [Электронный ресурс]/ А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – URL: http://bookz.ru/authors/markova-ak/markovaak01/1-markovaak01.html

26. Майер, А.А. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ: учебно-методическое пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 176 с.

27. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии [Электронный ресурс] / Н.Г. Молодцова. – СПб. Питер, 2009. – URL: (дата обращения 15.08.2015).

28. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Электронный ресурс]: учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Рос. пед. агенство. – – 25.07.2015.

29. Панов, В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования / В.И. Панов // Психологическая наука и образование. – 1998. – №3-4. – С. 38–46.

30. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение /А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

31. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. — М., 1985.

32. Рахимов, А.З. Философия психодидактики / А.З. Рахимов. – Уфа: Творчество, 2008. – 290 с.

33. Савенков, А.И. Педагогическая психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 2-х т. Т. 2. – М.: Академия, 2009. – 240 с.

34. Савенков, А.И. Педагогическая психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 2-х т. Т. 1. – М.: Академия, 2009. – 416 с.

35. Савенков, А.И. Психология детской одаренности / А.И. Савенков. – М.: Генезис, 2009. – 440 с.

36. Соломин В.П. Психологическая безопасность: учебное пособие [Электронный ресурс]/ В.П. Соломин, Л.А. Михайлов, Т.В. Маликова, О.В. Шатровой. – М.: Дрофа. Серия: Высшее педагогическое образование, 2008. (http://www.litres.ru/valeriy-solomin/leonid-mihaylov/oleg-shatrovoy/tatyana-malikova/psihologicheskaya-bezopasnost-uchebnoe-posobie/) (дата обращения 30.08.2015).

37. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. [Электронный ресурс] / Л.Д. Стляренко. – Р.н/Д: Феникс, 2003. – 544 с. – URL: http://www.klex.ru/75b (дата обращения 30.08.2015).

38. Сыманюк, Э. Э. Психологическая безопасность образовательной среды: монография / Э.Э. Сыманюк. – М. : Наука, 2004. – 188 с. – С. 54–79.

39. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – М. : Академия, 1998. – URL: http://www.koob.ru/talizina_n_f/ped_psihologiya (дата обращения 25.07.2015).

40. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология: учеб. пособие: для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 318 с.

41. Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека [Электронный ресурс] / В. Д. Шадриков. – М., 2009. – URL:http://lit.lib.ru/t/trushnikow_d_j/text_0200.shtml (дата обращения 30.08.2015).

42. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – URL: http://sci-book.com/psihologii-osnovyi/izbrannyie-psihologicheskie-trudyi.html (дата обращения 30.08.2015).

43. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Б. Д. Эльконин. – 6-е изд., стер. – М.: Academia, 2011. – 383 с.

44. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию/ В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение

Информационные технологии для чтения лекций и ведения практических занятий:

— компьютерное сопровождение в программе Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint),

— электронные учебники, учебные пособия

— документальные и художественные фильмы по тематике занятий на флеш-носителях

— электронные программы по тестовой диагностике особенностей личности.

Программное обеспечение: Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), Media Player Classic.Мультимедиа как совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Сайты базовых академических структур:

– Институт психологии РАН (http://www.ipras.ru/);

– Московский институт развития образования ).

– Институт психолого-педагогических проблем детства (http://www.ippdrao.ru/history.html)

1. Сайты аналитических организаций:

http://www.psychology.ru/rpo/ – Российское психологическое общество

– Ассоциация детских психологов

– Психологический форум «MyWord.ru»

3. Сайты профессиональных психологических журналов:

http://www.psyedu.ru/ – Журнал «Психологическая наука и образование»

http://www.voppsy.ru/ — Журнал «Вопросы психологии»

http://rpj.sfedu.ru/ru — Российский психологический журнал

http://psyjournals.ru/kip/ — Журнал – «Культурно – историческая психология»

http://www.1september.ru/ru/psy.htm — Журнал «школьный психолог».

http://www.psychology.ru/library библиотека психодиагностической лаборатории

http://www.pedlib.ru/ – Педагогическая библиотека

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Компьютер с доступом в сеть Интернет, доступ в систему ДО МГПУ, прогрммное обеспечение, позволяющее просматривать, скачивать файлы, просматривать видеофайлы, комплекс материалов (материалы лекций в файле .doc), мультимедийные презентации по всем темам курса, видеофайлы, электронные учебники, учебные пособия, файлы заданиями для самостоятельной работы по курсу, рекомендациями по контрольной, итоговой работам, темы форума, расписание в электронном виде. Студентам рекомендуется использование онлайн ресурсов электронной библиотеки ГАОУ ВО МГПУ, используются компьютерные варианты тестов, возможности форума и чата, переписки в личных сообщениях в системе ДО

 

[1] указать соответствующую трудовую функцию профессионального стандарта (при наличии)

[2] указать трудовые действия в соответствии с профессиональным стандартом (при наличии)

[3] указывается тип компетенции в соответствии с ФГОС ВО (например: общепрофессиональные компетенции)

[4] в соответствии с учебным планом

[5]указываются виды самостоятельной работы: подготовка к коллоквиуму, подготовка реферата, подготовка к деловой игре, решение задач и т.п.

[6] описываются образовательные технологии

[7] описывается технология проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (с учетом балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения образовательной программы)

[8] описываются образовательные технологии, применяемые для самостоятельной работы обучающихся (например: методические рекомендации по подготовке реферата и т.п.)

[9] библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1 и ГОСТ 7.80