Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы психодидактики»

Направление подготовки /специальность

Педагогическое образование

Профиль подготовки

Начальное образование

Москва

2016

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по

44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриат),

(направление подготовки (специальность)

утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

«21» ноября 2014 г. № 1505.

Разработчики:

ГБОУ ВО МГПУдоцентЖуравлева Евгения Александровна

(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)

Эксперты:

ГБОУ ВО МГПУдоцентПоставнева Ирина Васильевна

(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании общеинститутской кафедры

психологии образования

(название кафедры)

Протокол № 6 от «26» января 2016 г.

Заведующий кафедрой: д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института педагогики и психологии

(название института)

образования

Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.

Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель: формирование основ компетентности в области психологических механизмов и закономерностей усвоения индивидом социально-культурного опыта в образовательной среде.

Задачи:

— сформировать у студентов систему знаний о процессах усвоения индивидом социально-культурного опыта в образовательной среде;

— изучить основные психологические механизмы и закономерности процесса усвоения знаний и формирования умений и навыков обучающихся;

— познакомить студентов с психодидактическими аспектами проектирования содержания образования и принципами отбора его средств.

11 стр., 5190 слов

Государственное образовательное учреждение дополнител ьного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переп

... работой по решению образовательных задач обучения (усвоения программ учебных дисциплин). В этой работе большое значение имеет ... образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной ... плану); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; контролировать и оценивать учебную деятельность свою ...

2. Место дисциплины в структуре программы:

дисциплина «Основы психодидактики» входит в модуль «Проектирование и организация образовательного процесса» базовой части профессионального цикла, изучается во 2-м семестре.

Курс является продолжением таких дисциплин как «Общая психология», «Общая педагогика», «Возрастная и педагогическая психология».

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента.

Для успешного овладения программой дисциплины студент должен

знать:

· возрастно-половые особенности дошкольников, младших школьников;

· структуру и принципы сопровождения обучения и развития ребенка;

· основы взаимодействия с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;

· сведения о специфике педагогического общения, особенностях коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения;

уметь:

· организовать взаимодействие с обучающимися и родителями;

· использовать приемы организации психолого-педагогического сотрудничества с сотрудниками образовательных организаций;

· использовать способы построения межличностных отношений в группах разного возраста и формы их организации; способы поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, их творческих способностей;

владеть компетенциями:

— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

обобщенные трудовые функции[1]:

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

трудовую функцию:

Общепедагогическая функция. Обучение;

трудовые действия[2]:

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Общепедагогическая функция: Воспитательная деятельность

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Общепедагогическая функция. Развивающая деятельность

Готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

— иметь представление об основных тенденциях развития современного образования и культурно-просветительской деятельности, положения, принципы ФГОС НОО, психолого-педагогические условия реализации программ основного общего образования;

— основы и особенности организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

Уметь:

— планировать психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей, принципов обучения и личностных, возрастных особенностей обучающихся;

Владеть:

— способностью оценивать психологическую сообразность (культуросообразность, эффективность) подобранных содержания, форм и методов сопровождения участников образовательных отношений в соответствии с образовательными целями;

— опытом разработки мероприятий психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательной среды.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы[4]

Вид учебной работы Всего часов/зачетных единиц Семестры
Контактная работа (всего) 10/0,3 10/0,3
В том числе:
Лекции 10/0,3 10/0,3
Практические занятия (ПЗ)
Семинарские занятия (С)
Лабораторные работы (ЛР)
Из них:
Интерактивные и активные формы занятий (всего) 2/0,22 2/0,22
Самостоятельная работа (всего) 98/2,7 98/2,7
В том числе[5]:
Составление глоссария 10/0,28 10/0,28
Написание эссе 10/0,28 10/0,28
Конспектирование и аннотирование источников 10/0,28 10/0,28
Ответы на вопросы для самостоятельный работы 20/0,28 10/0,28
Разработка проекта урока/внеурочного занятия 20/0,77 20/0,77

Структура и содержание дисциплины

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары СРС Всего
Методологические основы психодидактики
Движущие силы и источники психического развития.
Когнитивное развитие и развивающее обучение.
Подготовка к разработке содержания и подбору средств образования
5. Психолого-педагогические сопровождение образовательного процесса

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Методологические основы психодидактики Объект, предмет и задачи психодидактики. Структура психодидактики, взаимосвязь с другими отраслями психологического и педагогического знания. Методы исследования психодидактики: теоретические, эмпирические, методы обработки данных и интерпретационные методы. Изменение стратегических ориентиров и парадигм развития российского образования. Современные тенденции модернизации образования. Конус обучения Э. Дейла, принципы проектирования и формы реализации современного образования.
Движущие силы и источники психического развития. Факторы и условия психического развития. Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка. Генетическая и средовая детерминация. Соотношение обучения, воспитания и развития. Основные закономерности психического развития ребенка. Психологический возраст.
Когнитивное развитие и развивающее обучение. Понятие о субъекте познания, объекте познания и взаимодействии объекта и субъекта познания. Познавательные процессы, состояния, деятельность — их влияние на процесс обучения. Соотношение обучения, воспитания и развития. Понятие учебной деятельности. Основные характеристики учебной деятельности, ее структура и мотивация. Учебные задачи и учебные действия. Контроль и оценка. Понятие обучаемости. Различия в обучаемости. Причины неуспеваемости. Понимание сущности процесса познания в различных психологических школах. Понятие о субъекте познания, объекте познания и взаимодействии объекта и субъекта познания. Мотивация познания и мотивация учения. Когнитивные стили учебной деятельности. Единство когнитивного и эмоционального в учебно-воспитательном процессе. Основные подходы к когнитивному развитию ребенка. Теории Дж. Брунера, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперина. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Психологическая сущность процессов обучения и учения. Стили обучения. Дифференциация и индивидуализация обучения. Ключевые компетентности и их развитие в процессе основного начального образования. Теории развивающего обучения. Теория развивающего обучения Л.В. Занкова. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Основные положения теории планомерного формирования умственных действий. Типы ориентировочной основы действия. Этапы формирования умственных действий.
Подготовка к разработке содержания и подбору средств образования Основные модели образовательной среды. Психодидактические аспекты проектирования и оценки образовательных систем. Показатели психологической безопасности образовательной среды (по Секач М.Ф., Сыманюк Э. Э).

Психологическая защищенность педагога и учащегося в школе, показатели и методы диагностики напряженности образовательной среды. Психологические основы педоцентрической модели содержания образования. Алгоритм проектирования и экспертизы образовательных технологий и систем. Психологические аспекты моделирования содержания школьного образования. Проблема структурирования содержания образования. Широта интересов или профилирование. Основное и дополнительное образование. Психологические проблемы организации и содержания работы с одаренными детьми в начальной школе. Формы организации образовательной деятельности как проблема психодидактики. Формы организации образовательной деятельности (классно-урочная, совместная, индивидуальная, коллективная, альтернативная и пр.), их психологическая направленность. Основные подходы к классификации, мотивы и основания для выбора методов начального образования. Способы и подходы к совершенствованию образовательного процесса.

5. Психолого-педагогические сопровождение образовательного процесса Основные понятия и принципы сопровождения, влияющие на специфику комплексного сопровождения как процесса. Концепция сопровождения в образовательной организации (осуществляющих реализацию программ начального общего образования).

Специфика сопровождения ребенка в организациях различного уровня образования. Сопровождение родителей и педагогов. Специфика обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями. Психологические проблемы организации и содержания работы с одаренными детьми. Психологические аспекты моделирования содержания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине

Образовательные технологии.

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) Тема занятия Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме
лекционное Методологические основы психодидактики Изучение материалов лекции, мультимедийные технологии
лекционное Движущие силы и источники психического развития. Изучение материалов лекции, мультимедийные технологии, обмен сообщениями в онлайн чате
лекционное Когнитивное развитие и развивающее обучение. Изучение материалов лекции, мультимедийные технологии, просмотр выступления К. Робинсона
лекционное Подготовка к разработке содержания и подбору средств образования Изучение материалов лекции, дискуссия на форуме, мультимедийные технологии
лекционное Психолого-педагогические сопровождение образовательного процесса Изучение материалов лекции, просмотр видео-лекции, защита проекта в виде презентации на форуме
Итого

8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине[6]

Изучение дисциплины «Основы психодидактики» происходит в процессе лекционных занятий, а также самостоятельной работы студентов.

Технологии обучения: мультимедийные технологии, интерактивные технологии (интеллект-карты, мозговой штурм), диалоговые технологии (учебная дискуссия, побуждающий и подводящий диалог), игровые технологии, диагностические технологии.

Мультимедийные технологии — это информационные технологии, позволяющие объединить в компьютерной системе текст, звук, видео и графические изображения, анимацию. В данном контексте, чаще всего предполагают демонстрацию слайдов. Слайд содержит ключевые фразы, определения, наиболее важный материал лекции. Кроме того, отдельные слайды могут использоваться в качестве демонстративного материала. Процесс показа слайдов, как правило, сопровождается речью лектора или аудиозаписью текста. Во время показа слайда лектор может разъяснять какие-либо трудные для понимания студентами моменты, определения, понятия, отображенные на слайде. В данном курсе на практических занятиях студенты просматривают подобранные документальные фильмы с последующей рефлексией.

Существует ряд принципов, которые позволяют максимально концентрировать внимание студента [Биленко, М.В. Управление вниманием в мультимедийных электронных лекциях / М.В. Биленко. — М.: Центр информационных технологий МИКХиС, 2006.]: оптимальный объем, доступность, разнообразие форм, учет особенности восприятия информации с экрана, красота и эстетичность.

Технологии дистанционного обучения— технология, основанная на создании специализированной образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (интернет, компьютерная связь).

Основными средствами коммуникации являются печатные материалы и электронные средства связи (электронная почта и др.).

Обучающиеся получают комплект учебно-методических материалов, состоящий из пособий, электронных учебников, аудио- и видеоматериалов, которые необходимо самостоятельно изучить в ходе выполнения контрольных заданий, курсовых проектов, следуя прилагаемым указаниям. Обеспечение учебного диалога возможно при обязательных условиях интерактивности и обратной связи, при дистанционном обучении учебный диалог организован с помощью телекоммуникационных технологий. Коммуникационные технологии on-line обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода (чат, Skype, обмен сообщениями, телеконференция).

При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время (форум, комментарии к самостоятельным и контрольным работам в системе, электронная почта и пр.).

Повышение эффективности учебного процесса с использованием и на основе дистанционных технологий возможно только на основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности студента, опирается в основном на его самостоятельную познавательную деятельность студента, которая должна носить активный характер.

9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине[7]

Контроль качества знаний студентов осуществляется с использованием рейтинговой системы, в основе которой лежит учет различных видов деятельности студента по освоению учебной дисциплины. В данном курсе используется рубежный и итоговый рейтинг.

Рубежный рейтинг служит для оценки объёма и уровня усвоения студентом учебного материала одного модуля и применяется в рамках текущего контроля успеваемости студентов. Обязательным считаем проведение межсессионной аттестации по изученным темам курса.

Итоговый рейтингслужит для оценки знаний, умений и навыков студента по всему объёму учебной дисциплины, изученному в семестре.

Теоретические занятия реализуются в полном объеме форме лекций объемом 10 часов. Целью лекционного курса является ознакомление студентов с теоретическими основами и основными проблемами психодидактики. Реализации целей курса способствует самостоятельная работа студентов, нормативный объем которой составляет 98 ч. Самостоятельная работа включает: выполнение практических заданий, конспектирование литературных источников, докладов, выполнение итогового проекта, подготовка к итоговому опросу.

Преподаватель использует текущий и итоговый виды контроля, рубежный и итоговый рейтинг. Текущий контроль — в процессе тестирования, проверки самостоятельных, контрольной, проектной работы студента, итоговый — по завершению курса (итоговый опрос).

Необходимый минимум для прохождения промежуточной аттестации 51 балл.

Своевременное выполнение заданий самостоятельной работы, контрольной работы, проекта являются условиями допуска к зачету.

Перевод результатов оценивания: 0 — 50 баллов — «незачтено», 51 — 100 баллов — «зачтено».

10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся[8]

1. Ознакомиться с учебной литературой (учебниками и учебными пособиями), материалом лекций по дисциплине: познакомиться со структурой, запомнить рубрикацию разделов, приложений, определить к каким разделам дисциплины относится тот или иной фрагмент источника, выделить материал, не вошедший в структуру дисциплины.

Наиболее оптимальными формами работы с текстом являются: чтение, составление логической схемы, составление таблиц, работа с терминами.

2. При работе с текстами и подготовке сообщений по научным текстам придерживаются следующего порядка действий:

— прочесть текст не менее двух раз;

— отметить и выписать знакомые ключевые термины;

— выделить незнакомые новые термины, понятия, объяснить их при помощи словаря, других учебников и текстов;

— если смысл текста перестает восприниматься, нужно вернуться на то место, в котором материал был понятен, и попытаться определить словосочетание, которое вызвало затруднение;

— после прочтения попытаться несколькими фразами выразить главную мысль проработанного раздела;

— ответить на вопросы в конце текстов;

— ознакомиться с дополнительной информацией и комментариями к разделам;

— составить логическую схему, используя в качестве ключевых слов основные термины и понятия, соблюдая иерархию и связность понятий, дополняя основные термины краткими характеристиками, признаками и ссылками на примеры.

3. При самостоятельной работе над конкретной темой дисциплины:

— проработать по учебникам и учебным пособиям нужный раздел и имеющиеся к нему приложения;

— постараться понять соответствующий учебный материал на концептуальном уровне;

— поработать с приложениями: предметным и именным указателями, толковым словарем;

— осуществить поиск необходимой информации в сети Интернет;

— при наличии электронного конспекта и/или презентации по данной теме, использовать их;

4. Выполнить предлагаемые в разделе задания для самостоятельной работы

5. Повторить содержание пройденного материала; что позволит составить образное представление о структуре дисциплины, её логичной целостности.

6. Выполнение итогового проекта урока с учетом особенностей обучаемости учащихся

Этапы разработки проекта урока:

1. Раскрытие психологической характеристики особенностей учения (в процессе изучения выбранного предмета) младших школьников (по выбору —

 имеющих отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями из-за недостаточного развития эмоционально-волевой сферы в сочетании с низкой мотивацией учения;

 имеющих отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями из-за пробелов в знаниях по предмету в сочетании с низкой мотивацией учения;

 имеющих отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями из-за несформированности способов учебно-познавательной деятельности, с недостатками развития отдельных познавательных процессов (памяти, мышления) в сочетании с высокой мотивацией учения;

 имеющих выраженную общую одаренность, высокую обучаемость в сочетании с высокой мотивацией учения.

Т.е. опишите возможный уровень сформированности предметных, контрольных, самооценочных действий данных учащихся; их отношение к учебному предмету и характер его проявления на уроке, включенность учащихся в учебную деятельность, показатели их интеллектуальной активности на уроке; проявление возрастных (младший школьный возраст) и индивидуально-психологических особенностей (здесь необходимо вообразить возможные проявления темперамента, направленности, характера, морально-нравственных качеств, самооценки и способностей) и психических состояний (внимание, стресс, напряженность, готовность и др.) учащихся на уроке; раскройте возможные особенности взаимодействия детей с подобным видом обучаемости и мотивации с одноклассниками и учителем в процессе урока и в процессе обучения в целом.

2. Обозначьте цель и задачи урока с учетом необходимости достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов — личностных, метапредметных и предметных (демонстрируя понимание метапредметных результатов как сформированных на материале предметного содержания — универсальных учебных действий).

3. Психологически обоснуйте этапы, формы работы, методические приемы, необходимый стиль педагогической деятельности учителя, особенности образовательной среды (например, пространственно-предметные средства, виды деятельности учителя и ученика, особенностей межличностного взаимодействия, необходимых для достижения цели и задач урока).

4. Составьте/заполните технологическую карту урока на выбранную тему.

5. Сделайте выводы, осуществите рефлексию получившихся результатов.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:

а) основная литература[9]

1. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов/ Р.В. Овчарова. — С. 38−60 — URL: pedlib.ru/Books/7/0024/7_0024−1.shtml (дата обращения 28.08.2015).

2. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб.: Питер, 2007. — 352 с.

3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога [Электронный ресурс] / Под ред. Л.М. Шипицыной. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 528 с. — URL: www.studfiles.ru/preview/2 976 750 (дата обращения 15.08.2015).

4. Савенков, А.И. Педагогическая психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Юрайт, 2014. — 659 с.

5. Савенков, А.И. Психодидактика / А. И. Савенков. — М.: НКЦ, 2012. — 356 с.

б) дополнительная литература

1. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте дети! / Ш. А. Амонашвили. — М.: Просвещение, 1983.

2. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания [Электронный ресурс] // Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс]. — М, 1968. — С. 421−439. — URL: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/11.php (дата обращения 30.08.2015)

3. Ахметова, Л.В. Психолого-дидактический подход в системе школьного образования /Л.В. Ахметова // Вестник ТПГУ. — 2009. — 8 (86).

— 121−125.

4. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников / И.А. Баева, В.В. Семикин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2005. — № 12. — URL: cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-psihologicheskaya-kultura-i-psihicheskoe-zdorovie-shkolnikov (дата обращения: 16.08.2015).

5. Бедерханова, В.П. Личностно-профессиональная позиция педагога /В.П. Бедерханова. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2001.

6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Электронный ресурс]/ Р. Бернс. — М. Прогресс, 1986. — С. 30−66. — URL: psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns0.htm (дата обращения 30.08.2015).

7. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение [Электронный ресурс]/ Л.А. Венгер. — М. Просвещение, 1969. — URL: www.klex.ru/dfh (дата обращения 30.08.2015).

8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1998. — 536 с.

9. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Т. В. Габай. — М.: Академия, 2003. — 240 с.

10. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Т.В. Габай. — М.: Academia, 2003. — 240 с.

11. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. // Психология развития [Электронный ресурс] / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005. — 524 с. — URL: www.pedlib.ru/Books/1/0062/1_0062−225.shtml#book_page_top (дата обращения 30.08.2015)

12. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.

13. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие./ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова Л.М. — М.: Педагогическое общество России, 2013. — 512 с.

14. Гибельгауз, О.С. Методологические проблемы психодидактики / О.С. Гибельгауз, А.Н. Крутский //Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — 2 (6).

— С. 50−54.

15. Грановская Р.М. Психологическая защита/ Р.М. Грановская. — 2-е изд. — СПб.: Речь, 2010. — 472 с.

16. Гребенюк, О.С. Теория обучения: учебник для вузов [Электронный ресурс]/ О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — М.: Владос, 2003. — 384 с. — URL: eknigi.org/gumanitarnye_nauki/126 358-teoriya-obucheniya.html (дата обращения 25.07.2015).

17. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие: для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / В. В. Давыдов. — М.: Academia: Издат. центр «Академия», 2006. — 224 с.

18. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. [Электронный ресурс] - М., 1986. — URL: www.klex.ru/ckl (дата обращения 30.08.2015).

19. Диалектическое обучение // Под ред. Шияна И.Б. -М., Эврика, 2009.

20. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учр. высш. проф. обр./ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова.- М.: Академия, 2012. — 256 с.

21. Занков, Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения (I-II классы) [Электронный ресурс]/ Л.В. Занков. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 292 с.- URL: www.klex.ru/dfh (дата обращения 30.08.2015).

22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — URL: www.alleng.ru/d/psy/psy069.htm (дата обращения 15.08.2015).

23. Ильясов И.И. Структура процесса учения. [Электронный ресурс]. — М., 1986. — URL: www.forpsy.ru/view/ilyasov-ii-struktura-processa-ucheniya_eef51e8f32c.html (дата обращения 30.08.2015)

24. Ларионова, Л.И. Культурно-исторические факторы развития интеллектуальной одаренности/ Л.И. Ларионова. — М.: ИП РАН, 2011. — 320 с.

25. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте-Пособие для учителя [Электронный ресурс]/ А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983. — URL: bookz.ru/authors/markova-ak/markovaak01/1-markovaak01.html

26. Майер, А.А. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ: учебно-методическое пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. — СПб.: Детство-пресс, 2012. — 176 с.

27. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии [Электронный ресурс] / Н.Г. Молодцова. — СПб. Питер, 2009. — URL: (дата обращения 15.08.2015).

28. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Электронный ресурс]: учебник / Л. Ф. Обухова. — М.: Рос. пед. агенство. —  - 25.07.2015.

29. Панов, В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования / В.И. Панов // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 3−4. — С. 38−46.

30. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение /А.П. Панфилова. — М.: Академия, 2009. — 192 с.

31. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. — М., 1985.

32. Рахимов, А.З. Философия психодидактики / А.З. Рахимов. — Уфа: Творчество, 2008. — 290 с.

33. Савенков, А.И. Педагогическая психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 2-х т. Т. 2. — М.: Академия, 2009. — 240 с.

34. Савенков, А.И. Педагогическая психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 2-х т. Т. 1. — М.: Академия, 2009. — 416 с.

35. Савенков, А.И. Психология детской одаренности / А.И. Савенков. — М.: Генезис, 2009. — 440 с.

36. Соломин В.П. Психологическая безопасность: учебное пособие [Электронный ресурс]/ В.П. Соломин, Л.А. Михайлов, Т.В. Маликова, О.В. Шатровой. — М.: Дрофа. Серия: Высшее педагогическое образование, 2008. (http://www.litres.ru/valeriy-solomin/leonid-mihaylov/oleg-shatrovoy/tatyana-malikova/psihologicheskaya-bezopasnost-uchebnoe-posobie/) (дата обращения 30.08.2015).

37. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. [Электронный ресурс] / Л.Д. Стляренко. — Р. н/Д: Феникс, 2003. — 544 с. — URL: www.klex.ru/75b (дата обращения 30.08.2015).

38. Сыманюк, Э. Э. Психологическая безопасность образовательной среды: монография / Э.Э. Сыманюк. — М.: Наука, 2004. — 188 с. — С. 54−79.

39. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. — М.: Академия, 1998. — URL: www.koob.ru/talizina_n_f/ped_psihologiya (дата обращения 25.07.2015).

40. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология: учеб. пособие: для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2011. — 318 с.

41. Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека [Электронный ресурс] / В. Д. Шадриков. — М., 2009. — URL: lit.lib.ru/t/trushnikow_d_j/text_0200.shtml (дата обращения 30.08.2015).

42. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]/ Д.Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1989. — URL: sci-book.com/psihologii-osnovyi/izbrannyie-psihologicheskie-trudyi.html (дата обращения 30.08.2015).

43. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Б. Д. Эльконин. — 6-е изд., стер. — М.: Academia, 2011. — 383 с.

44. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию/ В.А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение

Информационные технологии для чтения лекций и ведения практических занятий:

— компьютерное сопровождение в программе Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint),

— электронные учебники, учебные пособия

— документальные и художественные фильмы по тематике занятий на флеш-носителях

— электронные программы по тестовой диагностике особенностей личности.

Программное обеспечение: Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), Media Player Classic. Мультимедиа как совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Сайты базовых академических структур:

— Институт психологии РАН (http://www.ipras.ru/);

— Московский институт развития образования (http://miro.msk.ru/).

— Институт психолого-педагогических проблем детства (http://www.ippdrao.ru/history.html)

1. Сайты аналитических организаций:

http://www.psychology.ru/rpo/ - Российское психологическое общество

http://www.adpsy.ru/association/membersadp/ - Ассоциация детских психологов

 — Психологический форум «MyWord.ru»

3. Сайты профессиональных психологических журналов:

http://www.psyedu.ru/ - Журнал «Психологическая наука и образование»

http://www.voppsy.ru/ - Журнал «Вопросы психологии»

http://rpj.sfedu.ru/ru — Российский психологический журнал

http://psyjournals.ru/kip/ - Журнал — «Культурно — историческая психология»

http://www.1september.ru/ru/psy.htm — Журнал «школьный психолог».

http://www.psychology.ru/library библиотека психодиагностической лаборатории

http://www.pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Компьютер с доступом в сеть Интернет, доступ в систему ДО МГПУ, прогрммное обеспечение, позволяющее просматривать, скачивать файлы, просматривать видеофайлы, комплекс материалов (материалы лекций в файле .doc), мультимедийные презентации по всем темам курса, видеофайлы, электронные учебники, учебные пособия, файлы заданиями для самостоятельной работы по курсу, рекомендациями по контрольной, итоговой работам, темы форума, расписание в электронном виде. Студентам рекомендуется использование онлайн ресурсов электронной библиотеки ГАОУ ВО МГПУ, используются компьютерные варианты тестов, возможности форума и чата, переписки в личных сообщениях в системе ДО

[1] указать соответствующую трудовую функцию профессионального стандарта (при наличии)

[2] указать трудовые действия в соответствии с профессиональным стандартом (при наличии)

[3] указывается тип компетенции в соответствии с ФГОС ВО (например: общепрофессиональные компетенции)

[4] в соответствии с учебным планом

[5]указываются виды самостоятельной работы: подготовка к коллоквиуму, подготовка реферата, подготовка к деловой игре, решение задач и т. п.

[6] описываются образовательные технологии

[7] описывается технология проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (с учетом балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения образовательной программы)

[8] описываются образовательные технологии, применяемые для самостоятельной работы обучающихся (например: методические рекомендации по подготовке реферата и т. п.)

[9] библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1 и ГОСТ 7.80

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector