(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ») 2

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Факультет ЕНО

кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ЕНО

____________

(подпись)

«» 2013 г.

Учебно-методический комплекс дисциплины

«ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки биология, химия

по учебному плану набора 2011 г.

форма обучения – ОЧНАЯ

Составитель: Владимирова С.В. к.психол. н. доцент каф. психологии ____

(подпись)

Учебно-методический комплекс составлен на основании

ФГОС ВПО 2010 г.

Рассмотрен на заседании кафедры

«_31_» августа 2013 г. Протокол № 1.

Заведующий кафедрой доктор психол. наук, профессор Шаров А.С.__________

(подпись)

Учебно-методический комплекс одобрен

Советом (Учебно-методической комиссией)

Факультета ЕНО

«_02_» 09 2013 г. Протокол № 1.

Омск, 2013

Министерство образования и науки российской федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИЦИПЛИНЫ

10 стр., 4706 слов

Учебно-методическое пособие по дисциплине «психология» для слушателей ...

... Предметом дисциплины «Психология» является изучение основных закономерностей, механизмов возникновения и функционирования психики. Данная дисциплина обеспечивает комплекс научно-психологических знаний о ... учебным планом выступает экзамен. Распределение учебного времени по темам и видам занятий для слушателей 2 курса заочной формы обучения на базе среднего профессионального (юридического) образования, ...

«Психология»

Модуль: «Психология человека»

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки биология химия

Омск, 2013

Составитель (и):

Владимирова С.В. к.психол. н. доцент каф. психологии , ___________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года и рассмотрена на заседании кафедры___психологии______________________________________________

«_31_» ___ августа__ 2013 г. Протокол № 1__

Заведующий кафедрой:

Доктор психол. наук, профессор Шаров А.С._/____________

(уч. степ., уч. звание) (Ф.И.О) (подпись)

Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии_____________________________________________________________________

«_02_» _09__ 2013 г. Протокол № 1__

Председатель учебно-методической комиссии:

_________________________________________________/____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О)

(подпись)

Модуль «Психология человека»

Курс: 1

Форма обучения: очная

Семестр: 2

Трудоемкость: 2 зачетные единицы

Количество аудиторных часов: 36

Из них: лекций – 14

практических занятий – 22

Количество внеаудиторных часов – 36

Форма промежуточной аттестации: зачет

Модуль «Психология человека» включен в базовую часть «Профессионального цикла» дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование».

Цель курса: способствоватьстановлению базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования системы знаний о психологии человека, развития исследовательских умений как основы самопознания для решения задач профессиональной деятельности.

10 стр., 4767 слов

Дисциплина: Психология развития человека

... подготовки бакалавра педагогики, предполагает междисциплинарные связи с«Психологией человека», «Акмеология и психология возрастных кризисов» «Социальной психологией», «Специальной психологией» и «Психологией образования человека». ... степ., уч. звание) (Ф.И.О) (подпись) Рабочая программа утверждена на заседании ... содержания и организации учебного материала Отбор содержания учебного материала построен ...

Задачи курса:

  • способствовать освоению основных психологических категорий и умению оперировать ими;
  • формировать представление о становлении и развитии психологического знания;
  • способствовать развитию навыков научно-исследовательской деятельности;
  • содействовать развитию рефлексии как необходимого условия профессионального саморазвития.

Ожидаемые результаты:

Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

ОК-1

  • овладеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-2

  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

ОК-4

  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования

ОК-6

  • способен логически верно устную и письменную речь

Также данная дисциплина способствует развитию следующих компетенций:

ОПК-2

  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОПК-3

  • владеет основами речевой профессиональной культуры ;

ОПК-6

  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

ПК-3

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

ПК-5

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

ПК-6

  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • теоретические основы психологической науки, основные понятия психологической науки и их роль в жизнедеятельности человека;
  • этапы становления психологического знания, основные теоретические подходы в отечественной и зарубежной психологии;
  • логику процедуры психологического исследования;
  • способы личностного и профессионального самопознания и саморазвития.

уметь:

  • использовать теоретические знания в учебно-профессиональной деятельности;
  • применять разнообразные методы изучения психологических феноменов;
  • участвовать в профессиональных дискуссиях, включаться во взаимодействие с субъектами образовательного процесса;
  • проектировать и реализовывать собственную программу профессионально-личностного роста.

владеть:

  • навыками самопознания, рефлексии жизнедеятельности;
  • основами речевой профессиональной культуры;
  • разнообразными методами психологического исследования.

Бакалавры приобретут:

  • знания о теоретических основах психологической науки, психологических феноменах и методах их исследования;
  • умения научно-исследовательской деятельности, умения в сфере профессиональной коммуникации;
  • овладеют общекультурными и профессиональными компетенциями.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор содержания учебного материала построен на принципах:

релевантности содержания курса целям, задачам и формируемым компетенциям; научности, системности, фундаментальности, преемственности.

Организация учебного материала строится на принципах: единства теории и практики, интерактивности, сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя.

Междисциплинарные связи

Дисциплина «Психология человека», являясь одним из курсов общепрофессионального блока основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра педагогики, предполагает междисциплинарные связи с философией, культурологией, историей, педагогикой, социологией.

Изучение общей психологии имеет методологическое значение для изучения и усвоения всех других учебных дисциплин психологического цикла. В рамках данного курса студенты знакомятся с основным кругом научных проблем, явлений, понятий, которые в дальнейшем, в соответствии с учебным планом, получают более широкое освещение в разделах «Психология развития человека», «Социокультурная психология», и «Психология образования человека».

Образовательные технологии

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, активных и интерактивных форм и методов проведения занятий с целью формирования и развитияпрофессиональных навыков обучающихся.

В рамках дисциплиныреализуются игровые и коммуникативные технологии (игровые ситуации, дискуссии), технология проблемного обучения ( решение психологических задач, кейсов, проблемные лекции), технология проектного обучения (разработка учебных, творческих, исследовательских проектов), ИКТ.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Проверка качества усвоения знаний по дисциплине «Психология человека» проводится в течение семестра в устной и письменной формах.

Задания для текущей аттестации, методические рекомендации студентам и преподавателям представлены в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Все задания направлены на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра, предполагают осуществление следующих видов учебной деятельности: учебно-исследовательской, учебно-организационной, интеллектуально-аналитической, коммуникативно-рефлексивной, контрольно-оценочной и организационно-творческой.

По дисциплине предлагаются следующие формы аттестации: контрольные работы с вопросами репродуктивного и проблемного характера, выполнение тестовых заданий, терминологические диктанты; сравнительный анализ идей, позиций, концепций, предложенных разными авторами учебных пособиях, научных источниках; анализ фактического материала на основе научных подходов и идей; оценка теоретических идей и эмпирического материала; творческие задания; реферативные обзоры; самоанализ и составление психологического портрета; решение психологических задач; выступления на семинарских занятиях.

Текущий контроль осуществляется за ходом самостоятельной работы студента по технологической карте.

Промежуточная аттестация качества усвоения знаний

Изучение дисциплины завершается зачетом, на котором проверяются следующие компоненты содержания учебной дисциплины и умения: знание теоретического материала (понятия, идеи, концепции, подходы); умение дать оценку эмпирическим явлениям с теоретической точки зрения; умение использовать научно-психологические понятия для объяснения психических явлений; умение делать выводы и обобщения по содержанию курса; сформированность заявленных как ожидаемые результаты общекультурных и профессиональных компетенций.

Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра в соответствии с видом профессиональной деятельности (см. Технологическую карту).

Тематический план дисциплины

Раздел (модуль) дисциплины

Всего часов (в трудоемкости)

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторные занятия

Раздел 1. История психологии.

8

2

2

4

Раздел 2. Психология как наука.

10

2

4

4

Раздел 3. Происхождение и развитие психики и сознания.

4

2

2

Раздел 4. Проблема человека в психологии.

22

4

8

10

Раздел 5. Познавательная сфера человека.

12

2

4

6

Раздел 6. Психическая регуляция жизнедеятельности человека.

16

2

4

10

ИТОГО:

72

14

22

36

Основное содержание

Раздел 1. История психологии.

История психологии как наука о закономерностях развития взглядов на психику

Предмет, задачи и методы истории психологии. Факторы развития психологии. Методологические принципы психологии. Основные этапы развития психологии и их краткая характеристика.

Развитие зарубежной психологии в ХХ веке. Методологический кризис в психологии ХХ века. Направления зарубежной психологии: становление бихевиоризма (Дж.Уотсон, Торндайк, Скиннер).; динамическая теория личности: психоанализ (З.Фрейд), аналитическая психология К.Г.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера. Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс).

Когнитивная психология.

Развитие отечественной психологии. Своеобразие пути развития отечественной психологии. Труды И.П.Павлова, М.И.Сеченова, В.М.Бехтерева и их роль в развитии психологии. Развитие отечественной психологии в советский период. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Субъектно-деятельностный подход С.Л.Рубинштейна. Теория деятельности в трудах А.Н.Леонтьева.

Раздел 2. Психология как наука.

Предмет, принципы и методы психологии. Человек как предмет познания. Предмет и задачи психологии человека. Описательная характеристика психических явлений, доступных психологическому изучению. Основные отличия обыденной и научной психологии. Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Специфика психологического знания. Современное представление о предмете психологии. Психологическая компетентность и психологическая культура как психологическое образование человека. Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Специфика психологического знания.

Методология научно-психологического исследования. Методы организации исследования. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование и др. Роль психологии в формировании профессиональных знаний и умений, в подготовке квалифицированного педагога, в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Методология психологического исследования. Логика процедуры психологического исследования. Теоретическое и эмпирическое исследование. Этапы исследования: подготовка эксперимента, инструктирование и мотивирование испытуемых, экспериментирование (регистрация полученных данных).

Научная проблема. Объект, предмет, гипотеза. Цель и задачи исследования. Формирование выборки. Методы и методики.

Раздел 3. Происхождение и развитие психики и сознания.

Развитие психики животных. Специфика психического отражения. Функциональная и структурная организация психики: процессы, состояния, свойства. Регулирующие функции психики. Пассивная и активная адаптация. Специфика психического отражения.

Современные представления об этапах развития психики. Концепция А.Н.Леонтьева — К.Э.Фабри. Ощущение как первичная форма психического отражения. Сенсорная, перцептивная, интеллектуальная стадии в развитии психики животного, соответствующие им формы поведения и уровни развития нервной системы.

Возникновение и развитие сознания. Факторы, обусловившие появление человеческого сознания. Сущность различий психики животного и человека. Сознание человека. Язык и сознание человека. Конкретно-психологическая характеристика сознания. Рефлексия, виды рефлексии. Структура сознания: чувственная ткань, значение и смысл (В.П.Зинченко).

Уровни сознания, их роль в построении картины мира. Свойства сознания. Функции сознания. Сознание и бессознательное. Состояния сознания. Измененные состояния сознания.

Раздел 4. Проблема человека в психологии

Человек и культура. Теории личности. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Человек как предмет системного исследования. Человек как представитель биологического вида. Характеристика человека как социального субъекта. Человек и культура. Формы взаимодействия человека с миром. Общее понятие о личности. Теории личности. Проблема соотношения биологического, психического и социального в человеке. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект.

Личность как регулятор социального поведения. Активность личности. Понятие роли, статуса личности. Структура личности. Отношения личности (Мясищев В.Н.).

Направленность личности. Ценностные ориентации и личностные смыслы. Теоретические подходы в объяснении поведения человека: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, деятельностный подход. Факторы, определяющие развитие личности. Самопознание и самоопределение. Пределы и перспективы личностного роста.

Жизнедеятельность человека. Понятия деятельности и жизнедеятельности. Деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация и экстериоризация. Основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение. Субъект деятельности. Деятельность и психические процессы. Строение деятельности. Мотивы и цели деятельности. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение цели. Способы (операции), с помощью которых выполняются действия. Преобразование действий в операции. Процессы целеобразования, механизмы формирования новой деятельности. Порождение психики в деятельности.

Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер, способности Индивидуальные особенности регуляции поведения и деятельности. Понятие о темпераменте, темперамент как динамическая регулирующая система. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Свойства темперамента. Структура темперамента. Понятие о характере. Физиологические основы характера. Структура характера. Черты характера. Характер и темперамент. Особенности проявления характера. Акцентуации характера. Понятие о способностях. Различные подходы к пониманию способностей. Структура способностей, их виды. Природа человеческих способностей. Задатки и способности. Знания, умения, навыки и способности. Индивидуальный стиль деятельности, его формирование. Одаренность, талант, гениальность.

Раздел 5. Познавательная сфера человека.

Непосредственное отражение: ощущение, восприятие. Целостность познавательной сферы личности. Уровни познания.

Отражение, сохранение и переработка информации. Виды отражения. Сенсорно-перцептивные процессы. Понятие об ощущениях и восприятии и их функциях в познании. Виды, свойства, закономерности ощущений. Свойства восприятия. Физиологическая основа ощущений и восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии. Восприятие пространства и времени. Иллюзия восприятия. Сенсорная организация человека и индивидуальные различия в восприятии.

Сохранение и переработка информации: память и представление. Сохранение информации. Понятие о памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти. Мнемотехника.

Опережающее отражение: мышление и воображение. Обобщенное и опережающее отражение действительности. Понятие о мышлении. Этапы мыслительного процесса. Виды мышления. Операции мышления. Влияние особенностей личности на мышление. Роль речи в мышлении. Виды, функции, характеристики речи. Интеллект, его структура и проблема диагностики. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Приемы, обеспечивающие возникновение образов воображения.

Внимание.Внимание как регулятор познавательных процессов. Внимание как свернутый самоконтроль. Функции внимания. Основные виды и свойства внимания. Внешние и внутренние факторы, определяющие внимание.

Раздел 6. Психическая регуляция человека

Мотивационно-потребностная сфера человека. Потребность как источник активности личности. Базовые потребности человека. Иерархия мотивов. Регулирующая функция мотивов. Осознанная и неосознанная мотивация. Проблема внутреннего конфликта. Ценностные ориентации в мотивационной сфере личности.

Эмоционально-волевая сфера человека.

Понятие об эмоциях, чувствах и их видах. Эмоции и потребности человека. Эмоции как ценность. Роль эмоций и чувств в практической и познавательной деятельности. Физиологические основы эмоций и их внешнее проявление. Эмоциональные особенности личности. Основные эмоциональные состояния. Роль настроения, аффекта, стресса, фрустрации в регуляции поведения человека. Методы саморегуляции эмоционального состояния. Понятие о воле. Мотивационная сфера личности и волевые проявления человека. Воля как высший уровень регуляции поведения. Волевые процессы, структура волевого акта. Борьба мотивов. Принятие решения и его психологическая характеристика. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли. Самосознание личности и стратегия жизненного пути. Смысл жизни как составляющая направленности личности. Регулятивная функция смысла жизни. Смысл жизни и жизнедеятельность. Самовоспитание и нравственная, социальная зрелость личности. Контроль и самоконтроль. Виды и методы самовоспитания. Жизненный путь, его особенности и культура. Активность и жизненная стратегия личности. Инициатива и ответственность как формы активности и стратегии личности. Жизненные и временные перспективы личности. Человек, время, биография. Экзистенциальный вакуум. Потребность в самореализации — основа жизненных стратегий. Реализация себя — процесс и итог жизненного пути. Интегрирующая функция целей жизни.

Основные понятия (тезаурус)

Психология, человек, культура, методология, методы, психика, сознание, поведение, деятельность, субъект деятельности, индивид, личность; индивидуальность: темперамент, характер, способности; мотивационная сфера человека: потребности, мотивы, ценности, смыслы; познавательная сфера: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение; эмоционально-волевая сфера: эмоции, чувства, воля, саморегуляция; самосознание, Я-концепция, рефлексия, саморазвитие.

Организация самостоятельной работы студентов.

Организация самостоятельной работы является важной и неотъемлемой частью формирования профессиональной компетенции студентов в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа понимается как совокупность всей самостоятельной деятельности студентов в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии, направленная на формирование профессиональных и общекультурных компетенций, развитие познавательной активности студента и мышления будущего профессионала.

Возможны два основных направления построения учебного процессана основе самостоятельной работы студентов: 1. Увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий, что требует от преподавателя выбора соответствующих методов, форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. 2. Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Преподаватель определяет содержаниесамостоятельной работы, ееформы, видыивремя,условия и объем, разрабатывает и подбирает учебно-методическое обеспечение, составляет график консультаций, осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку в выполнении студентом данной работы, оценивает ее результаты.

Формы организации самостоятельной работы возможны: фронтальная, индивидуальная, групповая самостоятельная работы.

При изучении данной дисциплины организация самостоятельная работа студентов представляет собой единство трех взаимосвязанных видов:

  • Внеаудиторнаясамостоятельная работа.
  • Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.
  • Творческая, научно-исследовательскаяработа.

Самостоятельная работа организуется в соответствии с технологической картой учебного курса, методическими рекомендациями по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Условия осуществлениясамостоятельной и исследовательской работы студентов:

— наличие учебно-методического комплекса по данной дисциплине, включающего описание курса в печатном и электронном виде, формы и средства контроля за уровнем освоения студентом заданий для самостоятельной работы с указанием содержания и сроков их проведения, справочник-путеводитель для студента на весь период обучения;

— обеспеченность учебной литературой, дидактическими и учебно-методическими материалами, наличие их в библиотеках;

— выбор формы самостоятельной работы студентов в зависимости от целей и задач учебной дисциплины, степени сложности и востребованности практикой;

— основные цели заданий для самостоятельной работы должны быть понятны студентам, доступны, учебные задания должны содержать элементы новизны и алгоритмы их выполнения;

— обеспеченность компьютерной и телекоммуникационной техникой;

— применение инновационных технологий (совокупность технических средств, обеспечивающих свободный доступ студента к различным источникам информации и создающих оптимальные условия для использования электронных средств обучения);

— оптимальная нагрузка студентов;

— система мониторинга самостоятельной работы должна иметь личностную, развивающую направленность и творческий характер, соединяться с самоконтролем, быть необходимой и полезной прежде всего самому студенту;

— возможно внедрение междисциплинарных самостоятельных работ и проектов.

Примерный перечень видов заданий для самостоятельной работы студентов:

  1. Работа с лекционным материалом и подготовка к семинарским занятиям.
  2. Анализ, аннотирование научной и методической литературы.
  3. Составление глоссария.

4. Выполнение творческих, исследовательских заданий по темам.

  1. Написание эссе.
  2. Составление сравнительно-аналитической таблицы.
  3. Решение психолого-педагогических задач
  4. Разработка индивидуальных проектов.
  5. Работа по составлению портфолио.

Способы сопровождение самостоятельной работыстудентов:

— согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

— консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над исследованием, портфолио, индивидуальным проектом и др.;

— промежуточного контроля хода выполнения задания;

— оценки результатов выполнения заданий;

— проведение итоговых конференций.

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

а) основная литература:

  1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮН">пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А. Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2010. — 582 с. : ил. — (Учебник для вузов).
  2. Немов, Р. С.Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. — 4-е изд. — М. : Владос, 2007 – 631с.
  3.  Психология [Текст] : учеб. для пед. вузов / ред. Б. А. Сосновский. — М. : Юрайт, 2010. — 660 с. — (Университеты России).

б) дополнительная литература:

  1. Асмолов, А. Г.     Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека : Учеб. для студ. вузов, / А. Г. Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Смысл: AcademiA, 2007. — 526 с. — (Психология для студента).

    2003, 2004, 2005

  2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006.
  3.   Гальперин, П. Я.     Введение в психологию : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по гуманит. спец. / П. Я. Гальперин. — 6-е изд. — М. : КД «Университет», 2006. — 330 с.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б.    Введение в общую психологию (курс лекций) : Учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2005, 2008 — 334 с.
  5. Психология : Учеб. для гуманит. вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. — СПб. : Питер , 2007. — 631 с. :
  6. Марцинковская, Т. Д.     История психологии : учеб. для студ. псих. и пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. — 5-е изд., стер. — М. : AcademiA, 2006. — 539 с
  7. Петровский,А.В.. Психология [Текст] : учеб. для студ. вузов / А. В. Петровский , М. Г. Ярошевский. — 9-е изд., стер. — М. : Академия, 2009. — 501 с.
  8. Психология [Текст] : учеб. для пед. вузов / ред. Б. А. Сосновский. — М. : Юрайт, 2010. — 660 с. — (Университеты России).
  9. Хьелл, Л. А. Теории личности: Основные положения, исследования и применение : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л.А. Хьелл , Д. Д. Зиглер. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2009. — 606 с.
  10. Шапарь,В.Б Новейший психологический словарь [Текст] / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь ; ред. А. М. Спивак. — 4-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 806 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

Социально-гуманитарное и политологическое образование. Психология. http: //www.humanities.edu.ru/

Информационно-коммуникативные технологии в образовании. Библиотека (учебные и учебно-методические материалы).

Книги. http: //www.ict.edu.ru/

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского. http: //www.gnpbu.ru/

Российская государственная библиотека. http: //www.rsl.ru/

Российская национальная библиотека. http: //www.nlr.ru/

Библиографическая информация о печатных изданиях России. http: //www.knigainfo.ru/

Публичная Интернет-библиотека. http: //www.public.ru/

Рекомендуется использование таких технических средств обучения, как мультимедийный переносный проектор, мультимедийное обеспечение, настенный экран, принтер лазерный, копировальный аппарат, сканер, диапроектор.

4. Технологическая карта дисциплины

Преподаватель ____к. психол.н, доцент Владимирова С.В.

(уч. степень, уч. звание, должность, Ф.И.О)

Уровень / ступень

образования _____бакалавриат_______

с указанием

шифра, названия 050100.62 Педагогическое образование

направления

и профиля ЕНО

Наименование

дисциплины / курса Психология. Психология человека____________

Код дисциплины

в учебном плане __Б 3.3.1___________________________________________

Количество зачетных

единиц / кредитов ___2________________________________

а) для дисциплин с формой промежуточной аттестации в виде зачета

Код формируемой

компетенции

Виды учебной деятельности студентов

Продукт текущей аттестации

Баллы

(максимум)

сроки

Текущая аттестация

1

ОК-1,2,4,6;

ОПК-2

ПК-3

Учебно-исследовательская

самоисследование

25

2

ОПК-3,6;

ПК-6

Учебно-организационная

посещение лекционных и семинарских занятий,

10

3

ОК-1,2,4,6;

ОПК-2,

ОПК-3

Интеллектуально-аналитическая

Опорные конспекты,

реферат,

составление терминологического словаря,

20

4

ОК-6

ОПК-3,

ПК-5,6

Коммуникативно-рефлексивная

выступление на семинарском занятии,

презентация докладов,

участие в дискуссиях,

работа на лекционном занятии,

25

5

ОК-1,2,4,6;

ОПК-2,3,6

Контрольно-оценочная

выполнение тестовых заданий,

выполнение контрольных работ

20

Всего в ходе текущей аттестации

90

Премиальные баллы

1

ОК-1,2,4,6;

ОПК-2,3,6;

ПК-3,6

Организационно-творческая деятельность

активное участие в психолого-педагогических олимпиадах, конференциях, конкурсах

-выполнение заданий повышенной сложности.

Всего премиальных баллов

(10)

Итог по курсу

100

  1. Методические рекомендации для студентов

Учебная дисциплина «Психология человека» является объективно сложным для усвоения студентами в силу обилия направлений, изучаемых в рамках данного учебного курса, знакомством с различными психологическими школами и др.

Основные формы организации самостоятельной работы студентов являются: конспектирование монографических работ и статей; поиск интернет-источников,; написание эссе; знакомство с классическими трудами представителей отечественных и зарубежных психологических школ; решение психологических задач; подготовка к письменным и устным опросам, тестирование с вопросами закрытого и открытого характера; составление словаря психологических терминов. Комплексный подход к самостоятельной работе состоит в следующем: при чтении учебной и научной литературы опираться на лекционный материал, отталкиваться от него при отборе информации, сопоставлять, дополнять и уточнять информацию из разных источников, а полученные знания сверять с жизненными фактами.

Оценивается, как аудиторная работа, т.е. работа на лекционных и семинарских занятиях, так и внеаудиторная, самостоятельная работа с учебным материалом, которая включает различные виды деятельности(см. технологическую карту).

Кроме этого, предусмотрены дополнительные премиальные баллы за выполнение творческих заданий, таких как выполнение заданий повышенной сложности, активное участие в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах, которые в конце семестра добавляются к набранным баллам текущей успеваемости студента.

Общий балл текущей успеваемости складывается из следующих выполняемых видов деятельности:

1. Учебно-исследовательская деятельность (0-25 баллов).

Предполагает осуществление студентом исследования различных сторон собственной личности. На завершающем этапе изучения курса студент по предложенной схеме составляет свой психологический портрет, используя результаты проведенного самоисследования.

2. Учебно-организационная. В рамках данного вида деятельности оценивается активность посещения студентом лекций и семинарских занятий.

3. Интеллектуально-аналитическая деятельность (0-20 баллов)

В данном виде деятельности оцениваются конспекты к семинарским занятиям, терминологический словарь и реферат.

4. Коммуникативно — рефлексивная деятельность (0-25баллов).

Оцениваются выступления на семинарских занятиях и презентация реферата.

5. Контрольно-оценочная деятельность (0-20) Оцениваются результаты текущего и итогового контроля.

6. Организационно-творческая деятельность (0-10 баллов) За данный вид деятельности начисляются премиальные баллы (активное участие в психолого-педагогических олимпиадах, конференциях, конкурсах

выполнение заданий повышенной сложности).

Все методические материалы выставлены на образовательном портале ОмГПУ.

Методические рекомендации для преподавателей

    Для осмысленного освоения студентами теоретических вопросов и базовых психологических понятий необходимо использовать иллюстративные примеры из художественной литературы, опираться на личный жизненный опыт обучающихся. Это позволит избежать формального усвоения содержания курса. Рекомендуется ознакомление с конкретными экспериментальными исследованиями психических явлений, их результатами и процедурой. Примеры таких исследований содержатся в учебных пособиях и специальной психологической литературе. Лучшее осмысление проблем психологической науки достигается через знакомство с биографическими данными выдающихся психологов, их личностными характеристиками. Психологические теории необходимо рассматривать на широком историческом фоне, используя сравнительный анализ и сопоставление различных точек зрения и оценок. Такой материал содержится, например, в учебном пособии Е.Е.Соколовой «Тринадцать диалогов о психологии» и Ю.Б.Гиппенрейтер «Введение в общую психологию». Преподавателю необходимо разрабатывать вопросы и задания, помогающие студентам сориентироваться в текстах учебной литературы и выделить существенные моменты. Полезно проводить со студентами методики, направленные на самопознание, предложить схему анализа результатов.

    В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, существенным сокращением доли аудиторных занятий, балльно-рейтинговой технологией, преподаватель должен максимально оптимизировать самостоятельную работу студентов. Преподавателю необходимо разрабатывать вопросы и задания, помогающие студентам сориентироваться в текстах учебной литературы и выделить существенные моменты. Полезно проводить со студентами методики, направленные на самопознание, предложить схему анализа результатов. Полезно в лекцию включать элементы диалога, демонстрационные эксперименты и опыты (зрительные иллюзии, явления установки, колебания внимания), поощрять вопросы студентов. При проведении семинарских занятий рекомендуется использовать практические методы обучения: психодиагностические задания для самопознания и решение психологических задач. Последнее может быть направлено на закрепление теоретических знаний или на применение этих знаний для решения практических задач. Это могут быть задачи на установление соответствия между теоретическими понятиями и закономерностями и примерами их использования; задачи по психологическому анализу поведения и жизненных ситуаций.

    1. Теоретические разделы курса (развернутая аннотация лекций и задания к ним для студентов)

    Лекция 1. Развитие научно-психологического знания.

    План:

    1. История психологии как наука о закономерностях развития взглядов на психику.

    Предмет, задачи и методы истории психологии. Факторы развития психологии. Методологические принципы психологии. Основные этапы развития психологии и их краткая характеристика.

    2. Развитие психологии в ХХ веке. Методологический кризис в психологии ХХ века.

    3. Направления зарубежной психологии: становление бихевиоризма (Дж.Уотсон, Торндайк, Скиннер).; динамическая теория личности: психоанализ (З.Фрейд), аналитическая психология К.Г.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера. Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс).

    Когнитивная психология.

    Понятия: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивная психология.

    Литература:

    1. Общая психология: В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учебн. заведений. – М.,2005.
    2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии.-М., 1998.
    3. Словарь персоналий. Психологи от А до Я. — М.,1997.
    4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.,1988, 98.
    5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. М.,1996.

    Лекция 2. Общее представление о психологии как науке.

    План:

    1. Научная и житейская психология. Отличия житейских психологических знаний от научных. Особенности психологии как науки, ее место среди других наук.
    2. Проблема предмета психологии Представление о предмете психологии изменялось вместе с развитием научно психологического знания. Современное представление о предмете психологии обнаруживает различные точки зрения. Предметом научного изучения психологии человека являются особенности, закономерности и механизмы регуляции человеком собственного поведения и жизнедеятельности. Отрасли современной психологии.
    3. Методы психологии. Методология науки, уровни методологии. Классификация методов психологического исследования (Б.Г.Ананьев).

      Наиболее широко применяются такие эмпирические методы как наблюдение, эксперимент, тесты.

    Понятия: человек, культура, психология, психика, методология, принципы, методы.

    Литература

    1. Гиппенрейтер Ю.Б.    Введение в общую психологию (курс лекций) : Учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2005, 2008 — 334 с.
    2.  Дорфман, Л, Я.     Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л.Я. Дорфман. — М. : Смысл : AcademiA, 2005. – 287с.
    3. Марцинковская, Т. Д.     История психологии : учеб. для студ. псих. и пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. — 5-е изд., стер. — М. : AcademiA, 2006. — 539 с
    4. Шапарь,В.Б Новейший психологический словарь [Текст] / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь ; ред. А. М. Спивак. — 4-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 806 с.

    Лекция 3. Происхождение и развитие психики и сознания.

    План:

    1. Проблема происхождения психики. Объективный критерий психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева.

    2. Развитие психики в филогенезе. Выделяют следующие стадии развития психики животных: стадия элементарной сенсорной психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.

    3. Общественно-историческая природа психики человека. Понятие о сознании, критерии сознания. Сознание – высшая форма обобщенного отражения объективных свойств и закономерностей окружающего мира, обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Функции сознания. Рефлексия

    4. Структура сознания: уровни сознания («рефлексивный» слой сознания и «бытийный» слой сознания), чувственная ткань, значение и смысл. Самосознание — осознание собственной самости, «Я» и своего жизненного пути.

    Понятия: психика, ощущение, поведение, сознание, рефлексия, значение, смысл, самосознание

    Задания студентов

    Выделите отличительные признаки психики животных от психики человека

    Литература

    1. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Психология» / А.Н. Леонтьев; Под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой. — М. : Смысл, 2000. — 511 с.
    2. Лурия, Александр Романович. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / А. Р. Лурия. — СПб. : Питер, 2007. — 319 с. — (Мастера психологии).

    Лекция 4 . Деятельность.

    План:

    1. Проблема деятельности в отечественной психологии ( А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

    Соотношение внешней и внутренней деятельности. Интериоризация – процесс перехода внешней деятельности во внутреннюю.

    2. Структура деятельности. Мотивационно-смысловая и операционально-техническая стороны деятельности.

    3. Основные виды деятельности. Игра, учение, труд.

    Понятия: жизнедеятельность, деятельность, действия, операции, интериоризация.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Назовите существенные признаки понятия деятельность.
    2. Назовите признак дифференциации видов деятельности (по определению).

    Литература

    1. Леонтьев, Алексей Николаевич. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология» / А. Н. Леонтьев. — М. : Смысл : AcademiA, 2005. — 346 с.
    2. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Психология» / А.Н. Леонтьев; Под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой. — М. : Смысл, 2000. — 511 с.
    3. Лурия, Александр Романович. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / А. Р. Лурия. — СПб. : Питер, 2007. — 319 с. — (Мастера психологии).

    Лекция 5. Личность.

    План:

    1. Общее представление о личности. Л – социально обусловленное интегральное образование, сознательный потенциальный регулятор психической деятельности и поведения (Мясищев В.Н.).

      Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

    2. Структура личности ( Б.Г.Ананьев, К.К.Платонов, В.Н.Мясищев, Б.Ф.Ломов).

    К.К. Платонов рассматривает личность как системное образование, которое включает: — структуру индивида, психические процессы, уровень подготовленности, опыт, социально обусловленные качества личности.

    Понятия: человек, индивид, личность, субъект, развитие личности, самореализация.

    Задания студентов

    Какие характеристики относятся к личности, а какие к индивиду:

    старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, высокая сенсорная чувствительность, ответственность.

    Литература

    1. Асмолов, А. Г.     Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека : Учеб. для студ. вузов, / А. Г. Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Смысл: AcademiA, 2007. — 526 с. — (Психология для студента).

      2003, 2004, 2005

    2. Орлов,А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Психология» / А.Б. Орлов. — М. : AcademiA, 2002. — 271 с.
    3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. редакция Л.В.Куликова. — СПб. : Питер, 2001. — 476 с. — (Хрестоматия по психологии).
    4. Хьелл, Л. А. Теории личности: Основные положения, исследования и применение : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л.А. Хьелл , Д. Д. Зиглер. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2009. — 606 с.

    Лекция 6. Целостность познавательной сферы человека.

    План:

    1. Познавательные процессы в системе психических явлений. Традиционно в психике человека выделяют когнитивную и аффективную сферы по 2 критериям: а) по функции (познавательной — регулирующей; б) по продуктивности.
    2. Познавательная сфера как системное образование. Познавательная сфера имеет иерархическое (уровневое) строение: — сенсерно-перцептивный (ощущения, восприятие); — когнитивный (память , мышление, воображение, сознание, речь) уровни.
    3. Внимание как регулятор познавательной деятельности. Виды внимания. Свойства внимания.
    4. Сенсорно-перцептивный уровень познания: ощущения, восприятие. Закономерности ощущений. Основные виды и формы восприятия. Свойства восприятия.

    Понятия: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, внимание, анализатор, адаптация, сенсибилизация, синестезии; перцептивный образ, константность, апперцепция.

    Литература

    1. Познавательные процессы: ощущения, восприятие/ Под ред. А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломов, В.П.Зинченко. М.: Педагогика, 1982. С.32-50.
    2. Психология восприятия/Под ред. Ломова Б.Ф. и др. М.: Наука, 1989.
    3. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.:МГУ,1985.
    4. Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола,1996.

    Лекция 7. Мотивация

    План:

    1. Мотивационная сфера: потребности и мотивы. Классификация потребностей.

    Иерархическая организация потребностей (А.Маслоу).

    2. Мотивация и деятельность (закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации).

    3. Теории мотивации (содержательные и процессуальные).

    Фр.Герцберг, К.Левин, Л.Фестингер, М.Чиксентмихайи.

    Понятия: мотивация, стимул, мотивационно-потребностная сфера, мотив, потребность.

    Задания студентов

    Причитать Рассказ А.П.Чехова «Детвора», определить мотив игровой деятельности каждого ребенка, опираясь на различные классификации потребностей

    Литература

    1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2002.
    2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.
    3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб,1999.

    8. Тематика и планы семинарских, практических, лабораторных занятий Семинарское занятие № 1. « Развитие взглядов на психику в отечественной психологии»

    Теоретические вопросы

    1. Становление и основные этапы развития психологии в России.
    2. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.
    3. Теория деятельности в трудах А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна.
    4. Современная отечественная психология.

    Практическое задание

    Разработать сравнительную таблицу по основным направлениям психологии.

    Рекомендуемая литература

    1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006.
    2. Ждан А.И. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов – 5-е изд. – М.: Академический проспект, 2004. -576с.
    3. Марцинковская Т. Д.     История психологии : учеб. для студ. псих. и пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. — 5-е изд., стер. — М. : AcademiA,2006. — 539 с.
    4. Общая психология [] : в 7 т. Т. 1. Введение в психологию / Е. Е. Соколова; под ред. Б. С. Братуся. — М. : AcademiA, 2008. — 352 с.
    5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб., 2008.
    6. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии : Хрестоматия с коммент. по курсу «Введение в психологию» / Е. Е. Соколова. — 3-е изд. — М. : Смысл, 2000. — 652 с.
    7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб., 2010.
    8. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии/ Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.

    Семинарское занятие № 2. «Психология как наука о человеке.»

    Теоретические вопросы

    1. Предмет психологии.
    2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.
    3. Психологическая наука и практика.

    Практическое задание

    Подобрать примеры пословиц, выделить признаки обыденного психологического знания.

    Рекомендуемая литература:

    1. Гиппенрейтер Ю.Б.    Введение в общую психологию (курс лекций) : Учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2005, 2008 — 334 с.
    2.  Дорфман, Л, Я.     Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л.Я. Дорфман. — М. : Смысл : AcademiA, 2005. – 287с.
    3. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. — М., 1994.
    4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.

    Семинарское занятие № 3. «Методология научно-психологического исследования.»

    Теоретические вопросы

    1. Организация психологического исследования. Методы психологии.
    2. Этапы. Модель эксперимента.

    Практическое задание

    Решение задач на отработку исследовательских умений: формулировка проблемы, гипотезы, выделение объекта, предмета, цели.

    Рекомендуемая литература

    1.   Гальперин П. Я.  Введение в психологию : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по гуманит. спец. / П. Я. Гальперин. — 6-е изд. — М. : КД «Университет»,2006. — 330 с.
    2.  Дорфман Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л.Я. Дорфман. — М. : Смысл : AcademiA, 2005.
    3. Никандров, В. В. Экспериментальная психология [Текст] : учебник для студ. вузов / В. В. Никандров. — 2-е изд., доп. — СПб. : Речь, 2007. — 512 с.
    4. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. — М., 1982.
    5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб., 2008.
    6. Столяренко, Л. Д. Психология : учеб. для вузов / Л. Д. Столяренко. — СПб. : Питер , 2008. — 591 с.
    7. Шаров А.С. О — граниченный человек. — Омск, 2000.
    8. Шаров А.С. Психология познания человека.- Омск, 1994.

    Семинарское занятие № 4. «Подходы к пониманию человека в зарубежной и отечественной психологии.»

    Теоретические вопросы

    1. Структурные элементы теории личности.

    2. Понимание личности в различных направлениях зарубежной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология).

    3. Понимание личности в отечественной психологии.

    Практическое задание

    1. Провести самоисследование уровня самоактуализации с помощью методики «Краткая шкала измерения самоактуализации».

    Рекомендуемая литература

    1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека : Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Психология» / А. Г. Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Смысл: AcademiA, 2007. — 526 с.
    2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология» / А. Н. Леонтьев. — М. : Смысл : AcademiA, 2005. — 346 с.
    3. Олпорт Г. Становление личности [] : избр. труды / ред. Д. А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2002. — 462 с. — (Живая класссика).
    4. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Психология» / А.Б. Орлов. — М. : AcademiA, 2002. — 271 с.
    5. Психология личности в трудах отечественных психологов. : хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2002. — 476 с. — (Хрестоматия по психологии).
    6. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности : теория, методы, исследования, практикум / А. А. Реан. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. — 255 с.
    7. Хьелл Л. А. Теории личности: Основные положения, исследования и применение : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л.А. Хьелл , Д. Д. Зиглер. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2009. — 606 с.

    Семинарское занятие № 5. «Темперамент и характер человека»

    Теоретические вопросы

    1. Типичное в поведении людей как основание для типологизации.
    2. Типы темперамента, их физиологическая основа и психологическая характеристика.
    3. Понятие и структура характера. Акцентуации характера.

    Практическое задание

    Решение психологических задач

    Самодиагностика: Личностный опросник Г. Ю. Айзенка для взрослых (EPQ)

    Рекомендуемая литература

    1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания : научное издание / Б.Г. Ананьев. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2001. — 282 с.
    2. Батаршев А. В. Темперамент и характер : психологическая диагностика / А.В. Батаршев . — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 334 с.
    3. Гиппенрейтер Ю. Ба. Введение в общую психологию : Курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер . — М. : ЧеРо : Юрайт, 2005.
    4. Государев Н. А. Дифференциальная психология в вопросах и ответах : учебное пособие / Н. А. Государев. — М. : Ось-89, 2006.
    5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности : практикум / О. П. Елисеев. — 2-е изд. — СПб. : Питер , 2008. — 508 с.
    6. Кречмер Э. Строение тела и характер [] : научное издание / Э. Кречмер. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 331 с
    7. Психология индивидуальных различий : хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М. : ЧеРо, 2000. — 775 с. : рис. — (Хрестоматия по психологии).
    8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : Учеб. пособие для студ. вузов / С. Л. Рубинштейн . — СПб. : Питер, 2007. — 711 с.
    9. Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Е. Сапогова . — М. : Аспект Пресс, 2001. — 446 с.

    Семинарское занятие № 6. «Способности.»

    Теоретические вопросы

    1. Понятие о способностях. Признаки способностей. Задатки.
    2. Виды и структура способностей.
    3. Развитие способностей. Творческая личность, талант, гений.

    Практическое задание

    Решение психологических задач

    Самодиагностика Краткий Ориентировочный Тест (Краткий Отборочный Тест, Тест КОТ В.Н.Бузина, Э.Ф.Вандерлика)

    Рекомендуемая литература

    1. Индивидуальные различия в развитии способностей человека : сб. науч. трудов / отв. ред. В. А. Сальникова. — Омск : Изд-во СибАДИ, 2008. — 112 с
    2. Калмыкова З.И. Методика диагностики обучаемости школьников. //Проблемы диагностики умственного развития учащихся.-М., 1975.
    3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.-М., 1971.-С.133-162, 163-182, 183-200.
    4. Психология индивидуальных различий : хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М. : ЧеРо, 2000. — 775 с. : рис. — (Хрестоматия по психологии).
    5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : Учеб. пособие для студ. вузов / С. Л. Рубинштейн . — СПб. : Питер, 2007. — 711 с.
    6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2-х т.-М., 1985.-Т.1.-С. 42-71.
    7. Теплов Б.М. Способности и одаренность //Хрестоматия по психологии.-М., 1987.-С. 281-286.

    Семинарское занятие № 7. «Самосознание.»

    Теоретические вопросы

    1. Самосознание как осознание “Я”, функции самосознания.
    2. Составляющие элементы самосознания.
    3. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Самооценка и уровень притязаний. Их роль в становлении самосознания человека.

    Рекомендуемая литература

    1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] : пер. с англ. / Р. Бернс ; ред., авт. предисл. В. Я. Пилиповский . — М. : Прогресс, 1986. — 420 с.
    2. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч. – Т.1. -М ., 1982. – С. 78-98.
    3. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее сознание. — М., 1984.
    4. Психология личности : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / ред.: П. Н. Ермаков, В. А. Лабунская. — М. : ЭКСМО : Наука-пресс, 2008. — 653 с.
    5. Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности : теория, методы, исследования, практикум / А. А. Реан. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. — 255 с. — (Психология: лучшее).
    6. Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983.

    Семинарское занятие № 8. «Память.»

    Теоретические вопросы

    1. Определение памяти. Механизмы и закономерности памяти в психологии. (Эббингауз, Зейгарник …).

    2. Процессы, виды памяти.

    3. Рациональные приемы запоминания.

    Практическое задание

    Исследование индивидуальных особенностей памяти: продуктивность, объем кратковременной памяти.

    Решение психологических задач

    Рекомендуемая литература

    1. Блонский, П. П. Память и мышление : научное издание / П.П. Блонский. — СПб. : Питер , 2001. — 287 с. — (Психология — классика).

    2. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб, 2002.
    3. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. СПб,2002.
    4. Общая психология [Текст] : в 7 т.: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Клиническая психология» / ред. Б.С. Братусь. — М. : Академия. — (Университетский учебник по психологии).

      Т. 3 : Память / В. В. Нуркова. — 2-е изд., стер. — 2008. — 318 с.

    5. Психология памяти. / ред Ю.Б.Гиппенрейтер. — М.,2000.
    6. Черемошкина Л. В. Психология памяти : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Л. В. Черемошкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2009. — 318 с.

    Семинарское занятие № 9. «Мышление и воображение.»

    Теоретические вопросы

    1. Понятие о мышлении. Виды мышления. Социальная природа мышления человека.

    2.Умственные операции и формы мышления.

    3. Мышление как процесс решения задач. Этапы решения проблемы.

    4. Понятие о воображении. Виды и механизмы воображения.

    5. Мышление и воображение.

    Практическое задание

    Решение психологических задач.

    Самоисследование: логическое мышление, обобщение, творческое воображение, проявление различных качеств ума в процессе решения задачи.

    Рекомендуемая литература

    1. Гамезо М. В. Атлас по психологии : информ.- метод. пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — 3-е изд., доп. и испр. — М. : Пед. о-во России, 2006. — 275 с.
    2. Петухов В.В. Психология мышления. — М., 1987.
    3. Познавательные процессы и способности в обучении : Учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. В. Д. Шадрикова. — М. : Просвещение, 1990. — 142 с. — (Учебное пособие для педагогических институтов).
    4. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : практикум / Л. Д. Столяренко. — 9-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2007. — 703 с.
    5. Тихомиров О. К. Психология [] : Учеб. для студ. вузов / О. К. Тихомиров. — М. : Высшее образование, 2006. — 538 с. — (Высшее образование).

    Семинарское занятие № 10. «Эмоционально-волевая сфера личности.»

    Теоретические вопросы

    1. Понятие воли. Этапы волевого действия.
    2. Волевые качества личности и их формирование. Самовоспитание воли.
    3. Воля и эмоциональная сфера личности.
    4. Внешнее выражение эмоций и чувств.

    Практическое задание

    Самоисследование: Методика А.С.Шарова Волевые качества личности, методика А.А.Реана Мотивация успеха и избегания неудачи.

    Рекомендуемая литература

    1. Додонов Б. И. Эмоция как ценность [Текст] : научное издание / Б. И. Додонов. — М. : Политиздат, 1978. — 272 с.
    2. Изард К. Э. Психология эмоций : научное издание / К. Э. Изард . — СПб. : Питер, 2006. — 460 с. —
    3. Ильин Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2000. — 280 с.
    4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. — 2-е изд. — СПб. : Питер , 2011. — 782 с.
    5. Психология мотивации и эмоций : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / под ред Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. — 2-е изд., стер. — М. : ЧеРо, 2006. — 751 с. — (Хрестоматия по психологии).
    6. Психология эмоций : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / авт.-сост. В. Вилюнас. — СПб. : Питер , 2007. — 496 с. — (Хрестоматия по психологии).
    7. Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты [] : научное издание. — 2-е изд., испр. и доп. — Самара : СамИКП, 2002. — 168 с.

    Семинарское занятие № 11. «Самопознание и стратегия жизни.»

    Теоретические вопросы

    1. Познай самого себя (аспекты, механизмы, целостность, я-как система).
    2. Человек в поисках смысла.
    3. Самоактуализация и самопрограммирование личности.
    4. Жизненная стратегия: как ее строить?

    Практическое задание

    Обработка, интерпретация, обсуждение результатов самоисследования.

    Краткая шкала измерения самоактуализации.

    Рекомендуемая литература

    1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М., 1991.
    2. Богданов В.А. Психология жизненного пути.-СПб., 1994.
    3. Методы исследования самосознания : Метод. рек. для студентов пед. ун-та / Омск. гос. пед. ун-т ; сост. В. В. Лемиш. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1997. — 40 с.
    4. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М.,1987.
    5. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом : пер. с англ. / Дж. Рейнуотер; Общ. ред. и послесл. Ф.Е.Василюка. — М. : Прогресс, 1992. — 240 с.
    6. Франкл В. Воля к смыслу : научно-популярная литература / В. Франкл. — М. : ЭКСМО, 2000. — 368

    Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.)

    1. Тестовое задание

    1. Пояснительная записка.

    Тест по курсу «Общая психология» является формой проверки знаний у студентов основных категорий психологии. Его цель – выявить общий уровень знаний о психологических закономерностях функционирования психических процессов, а так же механизмах и закономерностях деятельности и поведения личности. Тестовое задание предлагает следующие разделы:

    • Введение в психологию;
    • познавательная сфера личности;
    • психология человека;
    • индивидуально-психологические особенности личности.

    В тестовом задании 30 вопросов, из которых 6 имеют открытый характер. При ответе на закрытые вопросы студенты должны сделать аналитические операции, связанные с выбором одного или нескольких правильных ответов, или исключением лишнего ответа. Ответы наоткрытые вопросы позволяют раскрыть студенту дать развернутые ответы, показав свою эрудицию. Такие задания предполагают задания наустановление правильной последовательности,задания наустановление соответствий, или задания на дополнения.

    Тестовое задание позволяет выявить степень сформированности следующих компетенций:

    • – способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
    • – готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
    • – способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);
    • – способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);
    • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3)

    1. Критерии оценок.

    «отлично» — 28-30 верных ответов.

    «хорошо» — 27-22 верных ответов.

    «удовлетворительно» — 21-16 верных ответов.

    «неудовлетворительно» — 15 верных и менее ответов.

    1. Задания и вопросы.

    Вариант 1.

    1. Психология как наука изучает факты, закономерности и ________ психики.

    а. компоненты

    б. уровни

    в. механизмы

    г. условия

    2.Автором трактата «О душе» является …

    а. Платон

    б. Аристотель

    в. Сократ

    г. Демокрит

    3. Создателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии является:

    а. Сеченов

    б Павлов

    в. Вундт

    г. Эбингауз

    4. Психология как самостоятельная отрасль научного знания возникла:

    а. в начале 20 в.

    б. в конце 18 в

    в. в конце 19 в

    г. все ответы неверны.

    5.Метод психологии, при котором исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий:

    а. эксперимент

    б. тест

    в. наблюдение

    г. беседа

    6. Сущностной характеристикой метода тестов является

    а. массовость

    б. высокая скорость процедур

    в. объективность

    г. наличие «норм», с которыми сравниваются полученные данные

    7.Выберите наиболее правильные и полные суждения о предмете психологии.

    а. Психология — наука, занимающаяся изучением переживаний и пси­хических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

    б. Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах пси­хической жизни человека и животных.

    в. Психология — отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.

    г. Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

    8.Отрасль психологии, изучающая закономерности усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности

    а. педагогическая психология

    б. возрастная психология

    в. дифференциальная психология

    г. психология личности

    9. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, — это…

    а. самосознание

    б. сознание

    в. воля

    г. память

    10. Активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, является:

    а. операцией

    б. действием

    в. деятельностью

    г. навыком

    11. Перевод человеком накопленного внутреннего опыта во внешние действия называется

    12. Сенсорную стадию развития психики животных характеризует

    а. отражение связей между предметами

    б. отражение действительности в образов предметов

    в. развитая раздражимость, примитивные элементы чувствительности

    г. наличие ощущений

    13. По А.Н. Леонтьеву, _________- это потребность, нашедшая свой предмет.

    14. Компонент в структуре сознания, имеющий объективную, общественную форму существования

    а.значение

    б.смысл

    в.чувственная ткань

    г.биодинамическая ткань

    15. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний

    а. интуиция

    б. рефлексия

    в. самооценка

    г. интериоризация

    16. Вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, — это:

    а. синестезия

    б. сесибилизация

    в. аккомодация

    г. интенсивность

    17. В процессе восприятия отражаются:

    а. отдельные свойства вещей и явлений

    б. целостные образы предметов и явлений

    в. обобщенные понятия о предметах и явлениях

    г. отдельные стороны действительности

    18. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает…

    а. восприятие

    б. внимание

    в. рефлексия

    г. узнавание

    19. Сохранение материала после его запечатления на время, необ­ходимое для выполнения задачи, называют … памятью

    20. Сущностью мыслительного процесса является

    а. отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира

    б. установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями

    в. запечатление и сохранение информации

    г. отражение предметов и явлений окружающего мира

    21. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и их преобразование в процессе реальных действий

    а. наглядно-действенное

    б. наглядно-образное

    в. словесно-логическое

    г. дискурсивное

    Вопрос 22. Психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи …

    23. Психическое состояние человека, характеризуемое стойкими отрицательными эмоциональными переживаниями, вызванное крайней степенью неудовлетворенности, блокадой стремлений и невозможностью достижения целей —

    а. стресс

    б. настроение

    в. фрустрация

    г. аффект

    24. Согласно теории З.Фрейда, источником поведения человека является _______ энергия

    а. физическая

    б. психическая

    в. интеллектуальная

    г. либидозная

    25. Согласно взглядам А.Маслоу высшей потребностью человека является потребность в ……

    26. Человек как социально обусловленное интегральное образование, сознательный потенциальный регулятор психической деятельности и поведения

    а. субъект

    б. личность

    в. индивид

    г. индивидуальность

    27. Основателем учения о темпераменте считают…

    а. Галена

    б. Гиппократа

    в. Сократа

    г. Аристотеля

    28. Индивидные свойства человека, определяющие динамику психической деятельности, характеризуют …

    29. Признаками способностей являются …

    а. успешность выполнения деятельности

    б. сформированность умений и навыков

    в. скорость и легкость освоения деятельности

    г. природные задатки.

    30. Для истероидного акцентуанта труднее всего…

    а. вступать в эмоци­ональные контакты с людьми

    б. переносить невнимание к своей особе

    в. быть на виду

    г. ориентироваться в социальной обстановке

    1. Ключи верных ответов.

    Вариант 1.

    № вопроса

    а

    б

    в

    г

    +

      +

        +

          +

            +

              +

                +

                  +

                    +

                      +

                      1. (открытый)

                      Экстериоризация

                        +

                        1. (открытый)

                        Мотив

                          +

                            +

                              +

                                +

                                  +

                                  1. (открытый)

                                  Оперативной

                                    +

                                      +

                                      1. (открытый)

                                      Воображение

                                        +

                                          +

                                          1. (открытый)

                                          Самоктуализации

                                            +

                                              +

                                              1. (открытый)

                                              Темперамент

                                                +

                                                  +

                                                  Терминологический диктант

                                                    Фамилия, инициалы студента

                                                    Профиль подготовки

                                                    Курс

                                                    Образование в области иностранного языка

                                                    1

                                                    Карточка 1

                                                    Дайте определение следующим терминам:

                                                    Психология

                                                    Метод

                                                    Эксперимент

                                                    Психика

                                                    Сознание

                                                    1. Вопросы к зачету по дисциплине
                                                    1. Психология как наука о человеке. Отрасли психологии.
                                                    2. Методы психологии. Классификация методов, их характеристика.
                                                    3. Специфика психического отражения. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
                                                    4. Качественное отличие психики человека от психики животных. Факторы, обусловившие возникновение человеческого сознания. Общественно-историческая природа сознания.
                                                    5. Структура и функции сознания. Понятие рефлексии. Язык и сознание человека.
                                                    6. Структура и генезис самосознания. Проблема самосознания и саморегуляции. Понятия: самосознание, Я-концепция, образ Я.
                                                    7. Жизнедеятельность человека. Теория деятельности в отечественной психологии ( А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

                                                      Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация.

                                                    8. Структура деятельности. Макро- и микроструктура. Основные виды деятельности.
                                                    9. Познавательная сфера человека. Целостность и системность организации познавательной сферы. Уровни познания.
                                                    10. Внимание как регулятор познавательных процессов его виды, свойства,

                                                    функции.

                                                    1. Ощущение. Виды и закономерности ощущения.
                                                    2. Восприятие. Виды и свойства восприятия. Понятие о представлении.
                                                    3. Память, ее функции, виды. Процессы памяти. Мнемотехника.
                                                    4. Мышление. Виды мышления. Процессы, операции и приемы мышления. Процесс решения мыслительной задачи.
                                                    5. Воображение. Виды и механизмы воображения. Приемы создания образов воображения.
                                                    6. Человек как предмет познания: человек, личность, индивид,

                                                    индивидуальность, субъект.

                                                    1. Представление о личности и ее структуре в отечественной психологии

                                                    ( С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов и др.).

                                                    1. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда. Структура личности по Фрейду. Защитные механизмы.
                                                    2. Гуманистическая психология о природе человека ( К.Роджерс, А.Маслоу).
                                                    3. Мотивационно — потребностная сфера человека. Психологические теории мотивации. Виды и функции мотивов.
                                                    4. Направленность личности. Ценностные ориентации и личностные смыслы.
                                                    5. Эмоции и чувства. Функции и проявления эмоций. Теории эмоций.
                                                    6. Основные эмоциональные состояния (настроение, аффект, стресс, фрустрация).
                                                    7. Воля и осознанная регуляция поведения. Волевые качества личности. Волевой акт и его структура.
                                                    8. Темперамент, его физиологические основы и психологические

                                                    характеристики. Свойства темперамента. Типы темперамента.

                                                    1. Характер и его структура. Характер и темперамент. Типологии характера.
                                                    2. Способности и задатки. Структура и виды способностей. Развитие способностей.
                                                    3. Познание себя, обретения смысла жизнедеятельности и самоактуализация.
                                                    1. 10. Интерактивные, творческие, дополнительные задания для организации самостоятельной работы студентов.

                                                    Учебно-исследовательская деятельность предполагает осуществление студентом исследования различных сторон собственной личности. Исследование проводится в ходе изучения 3-х разделов курса. На завершающем этапе изучения курса «Психология человека» (к последнему семинарскому занятию) студент по предложенной схеме составляет свой психологический портрет, используя результаты проведенного самоисследования. Тексты методик и схему составления психологического портрета можно найти на образовательном портале в папке « Методические рекомендации».

                                                    Схема составления психологического портрета личности.

                                                    При написании психологического портрета вам необходимо будет ознакомиться с основными понятиями общей психологии, а затем с их помощью попытаться раскрыть содержание своей личности.

                                                    Подходы к структуре личности в различных теориях различны. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию. Эти характеристики являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности.

                                                    При написании психологического портрета, охарактеризовать свои сильные и слабые стороны, выявить черты, над которыми нужно поработать, которые нужно развивать и совершенствовать, для успешной учебной и профессиональной деятельности.

                                                    1)Свести результаты проведенного самоисследования в таблицу.

                                                    Методики, название параметра

                                                    Полученный результат

                                                    Краткий Отборочный Тест (КОТ):

                                                    1. Уровень общих умственных способностей

                                                    2 Способности обобщения и анализа

                                                    3. Гибкость мышления

                                                    4. Инертность мышления и переключаемость

                                                    5. Пространственное воображение

                                                    6. Грамотность

                                                    7. Логика

                                                    8. Вычисления

                                                    Шкала самоактуализации

                                                    И т.д.

                                                    26 средний (25-29)

                                                    …..

                                                    ……

                                                    2)Представитьсодержательную характеристикурезультатов. Для этого структурировать описание выявленных параметров, например по критерию природно/социально-обусловленных:

                                                    • Темперамент (свойства, тип)
                                                    • Особенности познавательной сферы (внимание, мышление, воображение; общий уровень способностей)
                                                    • Особенности психической регуляции на разных уровнях (рефлексивность, волевые качества,самоактуализация, мотивация).

                                                    Содержательная характеристика включает

                                                    а)констатацию результатов:уровень выраженности, описание наиболееярко и слабо выраженныхкачеств.

                                                    «Меня характеризует средний уровень общих способностей. Распределение и переключаемость внимания ….

                                                    Согласно данным, полученным в результате проведения методики …, преобладают следующие волевые качества личности:… . Слабо выраженными (не характерными для меня) являются … .»

                                                    б)выделениеположительные/отрицательныеличностные тенденции с точки зрения эффективности учебной и профессиональной деятельности, построения межличностных отношений.

                                                    в)желательно привести примеры жизненных проявлений, характерных для Вас свойств личности.

                                                    3)Предложить конкретные способы саморазвития и самосовершенствования.