1. Анализ — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Применяется как в реальной (практика), так и в мыслительной деятельности. Виды анализа: механическое расчленение; определение динамического состава; выявление форм взаимодействия элементов целого; нахождение причин явлений; выявление уровней знания и его структуры и т. п.
2. Синтез -объединение — реальное или мысленное — различных сторон, частей предмета в единое целое.. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть не только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.
3. Абстрагирование. Абстракция (лат. — отвлечение):а) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное); б) процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование); в) результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле).
Это различного рода «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории («белизна», «развитие», «мышление» и т. п.), так и их системы (наиболее развитыми из них являются математика, логика и философия).
Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными, — главный вопрос абстрагирования.
4. Идеализация чаще всего рассматривается как специфический вид абстрагирования. Идеализация — это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате образуется так называемый идеализированный объект, которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов. В результате идеализации образуется такая теоретическая модель, в которой характеристики и стороны познаваемого объекта не только отвлечены от фактического эмпирического материала, но и путем мысленного конструирования выступают в более резко и полно выраженном виде, чем в самой действительности.
5. Обобщение — процесс установления общих свойств и признаков предметов. Тесно связано с абстрагированием. Гносеологической основой обобщения являются категории общего и единичного. Всеобщее (общее) — философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат нескольким единичным явлениям или всем предметам данного класса. Необходимо различать два вида общего: а) абстрактно-общее как простая одинаковость, внешнее сходство, поверхностное подобие ряда единичных предметов . б) конкретно-общее как закон существования и развития ряда единичных явлений в их взаимодействии в составе целого, как единство в многообразии. Данный вид общего выражает внутреннюю, глубинную, повторяющуюся у группы сходных явлений основу — сущность в ее развитой форме, т. е. закон.
Общая характеристика мотивационной сферы человека
... эту проблему, отвечая: «Нельзя, это чужое!» В целом мотивированное поведение человека не является суммой реакций ... ХХ века А.Ф. Лазурский отмечал, что существует общая ненаправленная активность человека – спонтанная активность его ... Функции мотивации Мотивационные психические образования выполняют целый ряд важнейших функций: активизирующую, побудительную, стимулирующую, целеполагающую, направляющую ...
6. Индукция— логический прием исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. В индукции данные опыта «наводят» на общее, индуцируют его. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы.
Выделяют следующие виды индуктивных обобщений:
А. Индукция популярная, когда регулярно повторяющиеся свойства, наблюдаемые у некоторых представителей изучаемого множества (класса) и фиксируемые в посылках индуктивного умозаключения, переносятся на всех представителей изучаемого множества (класса) — в том числе и на неисследованные его части. Итак, то, что верно в наблюдавшихся случаях, верно в следующем или во всех наблюдавшихся случаях, сходных с ними.
Б. Индукция неполная, где делается вывод о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на том основании, что Р принадлежит некоторым представителям этого множества. Например, «некоторые металлы имеют свойство электропроводности», значит, «все металлы электропроводны».
В. Индукция полная, в которой делается заключение о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на основании полученной при опытном исследовании информации о том, что каждому представителю изучаемого множества принадлежит свойство Р. Рассматривая полную индукцию, необходимо иметь в виду что: Во-первых, она не дает нового знания и не выходит за пределы того, что содержится в ее посылках. Тем не менее общее заключение, полученное на основе исследования частных случаев, суммирует содержащуюся в них информацию, позволяет обобщить, систематизировать ее. Во-вторых, хотя заключение полной индукции имеет в большинстве случаев достоверный характер, но и здесь иногда допускаются ошибки. Последние связаны главным образом с пропуском какого-либо частного случая (иногда сознательно, преднамеренно — чтобы «доказать» свою правоту), вследствие чего заключение не исчерпывает все случаи и тем самым является необоснованным.
Г. Индукция научная, в которой, кроме формального обоснования полученного индуктивным путем обобщения, дается дополнительное содержательное обоснование его истинности, — в том числе с помощью дедукции (теорий, законов).
Научная индукция дает достоверное заключение благодаря тому, что здесь акцент делается на необходимые, закономерные и причинные связи.
7. Индуктивные методы установления причинных связей — индукции каноны.
26. Современная наука о происхождении человека
... понятие о свойствах, присущих определенному их множеству. 32. Чувственное познание и его элементы. Чувственное позн-способ- ... XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются ... воспроизводить признаки отражаемых явлений. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).В процесс познания включена вся психическая ...
А. Метод единственного сходства, если наблюдаемые случаи какого-либо явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то, очевидно (вероятно), оно и есть причина данного явления.
Б. Метод единственного различия: если случаи, при которых явление наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства тождественны, то это одно обстоятельство и есть причина данного явления.
В. Объединенный метод сходства и различия образуется как подтверждение результата, полученного с помощью метода единственного сходства, применением к нему метода единственного различия: это комбинация первых двух методов.
Г. Метод сопутствующих изменений: если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. При этом остальные предшествующие явления остаются неизменными.
8. Дедукция (лат. — выведение):
а) переход в процессе познания от общего к единичному (частному); выведение единичного из общего;
б) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений — посылок к их следствиям (заключениям).
Как один из приемов научного познания тесно связан с индукцией, это диалектически взаимосвязанные способы движения мысли. Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным.
10. Моделирование. Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования — метода исследования объектов на их моделях.
11. Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. Структура:
а) совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе;
б) относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
12. Вероятностные (статистические) методы — основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость, которая «пробивается» через совокупное действие множества случайностей.
Частно-научная методология – это совокупность методов, принципов и приемов исследования, применяемых в той или иной крупной отрасли науки (например, физика, химия, геология, биология, социальные науки).
Частнонаучные методы находятся в пределах отдельных отраслей науки, поскольку каждая сколько-нибудь развитая наука, имея свой особый предмет и свои теоретические принципы, применяет свои особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объектов.НО! Применение метода одной науки может применяться в других областях из-за того, что их объекты подчиняются законам этой науки, короче, из-за междисциплинарности наук.
Методы научного познания сферы физической культуры. Возможности интегративного подхода к познанию двигательной активности человека (на модели).
Методология научного познания включает совокупность педагогических, психологических, экономических, социальных, культурных и других познавательных взглядов на процесс научного исследования, а также средства и способы познания. Особенностью научного познания является то, что оно совершается по разработанным методам, под которыми понимаются способы действия, необходимые для достижения цели.
Для достижения цели использовались следующие методы исследования:
... цели использовались следующие методы исследования: Теоретико-методологический анализ (изучение отечественной и зарубежной научной литературы по рассматриваемой проблеме; анализ методов обучения английскому ... языку в вузе; Эмпирические методы (наблюдение). Психологическая характеристика ...
Научная методология — учение о методах научного познания, познанияобъективных зависимостей и закономерностей в области физической культуры и спорта. Предметом познания является уровень сознательной или приписываемой упорядоченности познаваемой действительности в области физической культуры и спорта, целью познания становится использование или изменение этой упорядоченности,
Важной методологической установкой является определение значимости проблем, которые решаетфизкультурно-спортивнаянаука в стране и на мировом уровне.
Гносеологическими методологическими установками являются проблемы познания биологического, физического и психологического потенциала личности в установлении новых мировых рекордов в спорте и оценка возможностей науки в этом процессе.
Всеобщие методы познания в физической культуре и спорте составляют:
-методы чувственного познания;
-методы обобщения и обособления, которые проводятся по признакам сходства и различия;
-методы описания, отражения познаваемого в словесной или иллюстрированной форме;
-методы объяснения, раскрытия содержания или сущности познаваемого.
Эти методы могут быть:
причинно-следственными, когда объяснение дается указанием на причину познаваемого: а)генетическими, когда сущность явления раскрывается через условия его происхождения; б)функциональными, когда объяснение истолковывается через сущность роли познаваемого в общем процессе; в)системными, когда учитывается место одиночного объекта в обшей системе познания, и характер его развития раскрывается на основе характера системы познания.
Всеобщие методы познания охватывают интуитивные и рассудочные методы. Интуитивные методы познания предполагают озабоченность той или иной проблемой, раздумья или накопление сведений о способах ее решения, вызревание образных путей решения проблемы, догадки о способах апробации напрактике или посредством теории проектирования социально-педагогических систем. Это механизм проб и ошибок. Рассудочные методы познания строятся на основе использования законов элементарной (формальной), или диалектической, логики. Формальная логика строится на законах: 1) тождества — высказывание должно совпадать само с собой; 2) противоречия — никакое суждение не может быть одновременно и истинным, и ложным; 3) исключения — из двух противоположныхвысказываний по одному и тому же предмету, в одно и то же время, в одном и том же отношении истинным может быть только одно; 4) достаточного основания — всякоепринимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано.
Всеобщие методы рассудочного познания включают в себя: индукцию — метод исследованияи способ рассуждения, когда общийвывод строится на основечастных умозаключений; дедукцию — метод исследования, когда из общих представленийвыводится частное понимание исследуемого явления; анализ — расчленение познаваемого объекта на части, отдельныепризнаки, свойства с целью обособленного, как правило, углубленного их исследования; синтез — соединение обособленноисследованных частейв единое целое; аналогию — познание на основе сходства признаков изучаемого предмета с ранее познанными.
Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования
... исследование одного объекта представителями разных наук. 2. К эмпирическим: • обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); • эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); • психодиагностический метод; • анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); • моделирование; • биографический метод. ...
Всеобщий метод познания включает диалектическую логике. Диалектика — учение о взаимосвязи и развитии природы, общества имышления. Всеобщими закона м и д и а ле к т и к и являются: 1) единство и борьба противоположностей; 2) переход количественных изменений в качественные; 3) отрицание отрицания.
1.Методологическая роль этих законов состоит в том, что познание рассматривается как противоборство знания и незнания, истинного познания и ложного, чувственного и логического. Познание кумулятивно, в нем происходит медленное, постепенное накопление знаний, которые, обобщаясь, порождают новое знание, выход познания на новый, болеевысокий уровень.
2.В познании физкультурно-спортивной деятельности действует закон переходаколичественных изменений вкачественные. Например, от количественного повторения элементов какого-либо упражнения зависит в итоге качественное выполнение заданного упражнения.
3.Познание осуществляется по закону отрицание отрицания. Новое знание всегда выступает как отрицаниепредыдущего.Это — диалектическое отрицание. Новое неполно отрицает старое знание, оно сохраняется в новом знании, но в преобразованном виде.
В познании физической культуры и спорта используются принципы диалектики:1)принцип всеобщей связии взаимосвязи; 2) принцип развития.
Познание в физкультурно-спортивной деятельности включает такие категории диалектики, в которых исследуется взаимосвязь единичного, особенногои всеобщего, причины и следствия, возможностьи действительность, необходимость и случайность, необходимость и свобода, сущность и явление, содержание и форма.
В физической культуре и спорте для получения знаний об объективных тенденциях и закономерностях используются эмпирические (наблюдениеиэксперимент) методы разработки концепции познания, обработки и представления полученной информации, использования результатов научного исследования.
Эмпирические методы(опытные) позволяют получать первичную информациюпрямым контактом с объектом посредством чувственного или приборного исследования. Они составляют основу практической физкультурно-спортивной науки и подразделяются на наблюдение, эксперимент и моделирование.
Наблюдение — это восприятие объекта посредством органов чувств прямо (чувственное восприятие объекта) или косвенно (с использованием технических средство).
Эксперимент — эмпирический метод познания явлений и процессов физкультурно-спортивной действительности путем активного воздействия на них через создание или изменение условий. Эксперимент требует измерения состояния объекта до его проведения, в ходе его и по окончании. Эксперименты бывают: 1) естественными, когда условия возникают иизменяются сами собой: 2) лабораторными, когда они проводятся в особых, искусственно создаваемых условиях, или когда условия изменяют сознательно, целенаправленно.
Эволюция научного метода Р. Якобсона от формализма к структурализму
... жанр статьи пограничен между художественным эссе и научным исследованием, именно здесь Якобсон пишет о единстве поэзии Маяковского: ... эмигрировал в Чехословакию. Принимал активное участие в деятельности Пражского лингвистического кружка. В 1939 был вынужден ... возникает как следствие и анализ формализма. Основа структурного метода - выявление структуры как относительно устойчивой совокупности ...
Достоинство эксперимента — активное воздействие на объект, что дает возможность точного определения зависимостей исследуемого процесса от условий.
Ещё один эмпирический метод исследования — моделирование, замена исследуемого объекта воспроизводящим его устройством или процессом — моделью. Это делается в том случае, когда исследование объекта в натуре невозможно.
Главное условие моделирования — обеспечение подобия моделиоригиналу, точное воспроизведение пропорций, материала и условий функционирования. Точно воспроизвести оригинал невозможно, при моделировании присутствует известнаянедостоверность. Модели могут быть пространственными (макеты), физическими (при исследовании материалов, механических процессов), биологическими (с использованием спортсменов, обучаемых).
Двигательная деятельность человека (построенная из движений и двигательных действий) с одной стороны, выступает как системообразующее основание психики, с другой – культуры, т.е. интегрирует в себе естественнонаучное и гуманитарное знание. Известно, что деятельность человека, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, служит средством удовлетворения его разнообразных потребностей и одновременно фактором его физического, психического, духовного формирования как общественно полезной личности. В философском понимании, потребности человека есть осознание им своих способностей и мысленное предметное «примеривание» возможной ак-тивности человека. Потребности есть результат «умственных действий», посредством чего человек соизмеряет свои возможности и последствия своей деятельности. Потребности становятся внутренними побудителями деятельности – мотивами. Мотив является формой проявления потребности, предметом, ради которого осуществляется деятельность. При изучении студентом кинезиологического потенциала ( объект), важная роль принадлежит знаниям, как основе регуляции любой деятельности, в том числе и двигательной. С точки зрения педагогической кинезиологии, знания – это, прежде всего, семантический образ в деятельностном сознании человека, создаваемый в процессе пере-работки информации. Следует иметь в виду, что не поиск информации, а превращение информации в «личностные знания» является одной из важных проблем дидактики. Это особая сфера образовательной деятельности, в которой осуществляется не столько «передача информации» о двигательных действиях, сколько обмен отношениями, личностными и социокультурными смыслами.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что в процессе физкультурно-спортивного образования важно научить студента переводить информацию в управленческие знания и рефлексивно организованную двигательную деятельность (развитие своего кинезиологического потенциала) на основе понимания смысла решаемой двигательной задачи.
Для осуществления двигательной деятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование кинезиологического потенциала, необходимо проявление всех компонентов кинезиологической компетентности: ценностно-смыслового, мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностного. Перевод студента в позицию субъекта двигательной деятельности на основе ее моделирования в процессе физкультурно-спортивного образования и будет способствовать формированию данной компетентности.
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... объекта и предмета исследования в зависимости от формулировки темы. Целеполагание и реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психологопедагогического исследования. 5 Тема 3. Методы научного познания, методы ...
Логика процесса научного познания; методический замысел научного исследования; этапы познания. Сущность и стратегическое значение методического замысла на примере тематического исследования.
Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.
В замысле исследования выстраиваются в логический порядок:
цель, задачи, гипотеза исследования;
критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;
определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Чем характерен каждый этап работы?
Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью и т. д.), так и субъективными – опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т. д. Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать.
Тема—в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Объект—это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
Предмет исследованияболее конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.
Цельформулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.
Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.
Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.
Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
Методы психологического исследования. Основными методами психологического ...
... метод сбора данных, основанный на опросе с помощью анкет. Анкета представляет собой систему вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования, ... простой раздражимости. Понятие об ощущениях. В процессе познания окружающего мира, в психологии людей исследователи ... в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами. ...
Формулировка гипотезы
Уяснение конкретных задач осуществляется в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему.
В этих целях: изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решения которых представляют прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требуют принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.
Гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь, можно отнести к инструктивным или дедуктивным.
Дедуктивная гипотеза, как правило, выводится из уже известных отношений или теорий, от которых отталкивается исследователь. В тех случаях, когда степень надежности гипотезы может быть определена путем статистической переработки количественных результатов опыта, рекомендуется формулировать нулевую, или отрицательную гипотезу. При ней исследователь допускает, что нет зависимости между исследуемыми факторами (она равна нулю).
Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать: вопрос о методике исследования, так как с ее помощью возможна техническая реализация различных методов. В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и организовать в систему. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования.
Методика—это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.
Составить программу исследования, методику невозможно:
– во-первых, без уяснения, в каких внешних признаках проявляется изучаемое явление, каковы показатели, критерии его развития;
– во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные научные выводы.
Академик К. И. Скрябин отмечал особую значимость в научном творчестве любви к науке, избранной специальности.
Третий этап – внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.
Литературное оформление материалов исследования– трудоемкое и очень ответственное дело, неотъемлемая часть научного исследования.
Вычленить и сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно – главное, к чему следует стремиться исследователю в процессе литературного оформления материалов.
Не сразу и не у всех это получается, так как оформление работы всегда тесно связано с доработкой тех или иных положений, уточнением логики, аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов и т. д. Многое здесь зависит от уровня общего развития личности исследователя, его литературных способностей и умения оформлять свои мысли.
Эмпирические методы сбора научных данных
... методы сбора научных данных включают: Наблюдение и самонаблюдение Эксперимент Психодиагностические методы Анализ процесса и продуктов деятельности Биографические методы 25. Методы исследования в психологии развития: Метод наблюдения Эксперимент Вспомогательные методы исследования Сравнительные методы исследования Социометрические методы исследования 26. Методы ...
В работе по оформлению материалов исследования следует придерживаться общих правил:
– название и содержание глав, а также параграфов должны соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание параграфов – главу в целом;
– первоначально, изучив материал для написания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку;
– проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и список литературы (библиографию);
– не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несущественными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;
– избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;
– изложение материала должно быть аргументированным или полемическим, критикующим, кратким или обстоятельным, развернутым;
– соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы, трезво и объективно оценить свой вклад в науку;
– перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т. п. Устранить недостатки, выявленные при апробировании.
Специфика методологии научного познания в области физической культуры. Интеграция подходов к познанию процесса или явления на модели тематического исследования.
Методология научного познания включает совокупность педагогических, психологических, экономических, социальных, культурных и других познавательных взглядов на процесс научного исследования, а также средства и способы познания. Особенностью научного познания является то, что оно совершается по разработанным методам, под которыми понимаются способы действия, необходимые для достижения цели.
Научная методология — учение о методах научного познания, познанияобъективных зависимостей и закономерностей в области физической культуры и спорта. Предметом познания является уровень сознательной или приписываемой упорядоченности познаваемой действительности в области физической культуры и спорта, целью познания становится использование или изменение этой упорядоченности,
Важной методологической установкой является определение значимости проблем, которые решаетфизкультурно-спортивнаянаука в стране и на мировом уровне. Например, наиболее важной проблемой для России является оздоровление подрастающего поколения средствами и методами физической культуры и спорта. На международном уровне — подготовка высококлассных спортсменов и завоевание медалей высокой пробы на чемпионатах мира и Олимпийских играх.
Гносеологическими методологическими установками являются проблемы познания биологического, физического и психологического потенциала личности в установлении новых мировых рекордов в спорте и оценка возможностей науки в этом процессе. Наука, опираясь на исторический опыт, исходит из того, что человек еще полностью не познан. Необходимо опираться на тепринципы, которые составляют особенности научного познания — открытость и прозрачность. Любой научный факт, любая открытая наукой закономерность должны быть объективны и доступны проверке.
Немалую роль методология играет в процессе интерпретации результатов научного исследования. Суть ее состоитв том,что физкультурно-спортивная наука в ходе своего развития вырабатывает свой язык, язык специальных терминов, обозначений исследуемых предметов и процессов, язык формул, логических и математических исчислений. Eго должны понимать не только специалисты. Чтобы стать понятным в широких кругах социума, этот «ненаучный» язык должен истолковываться, интерпретироваться впонятиях обычной речи. Методология определяетобоснованность аксиом, исходных постулатов, уровни точности, достоверности.
Одной из функций методологии является обоснование допусков, ограничений и запретов. Они могут носить мировоззренческий характер. На основе общей методологии разрабатываются педагогические методы, формируется система научного поиска в сфере физической культуры и спорта.
Всеобщие методы познания в физической культуре и спорте составляют:
-методы чувственного познания;
-методы обобщения и обособления, которые проводятся по признакам сходства и различия;
-методы описания, отражения познаваемого в словесной или иллюстрированной форме;
-методы объяснения, раскрытия содержания или сущности познаваемого.
Эти методы могут быть:
причинно-следственными, когда объяснение дается указанием на причину познаваемого:
генетическими, когда сущность явления раскрывается через условия его происхождения;
функциональными, когда объяснение истолковывается через сущность роли познаваемого в общем процессе;
системными, когда учитывается место одиночного объекта в обшей системе познания, и характер его развития раскрывается на основе характера системы познания.
Всеобщие методы познания охватывают интуитивные и рассудочные методы. Интуитивные методы познания предполагают озабоченность той или иной проблемой, раздумья или накопление сведений о способах ее решения, вызревание образных путей решения проблемы, догадки о способах апробации напрактике или посредством теории проектирования социально-педагогических систем. Это механизм проб и ошибок. Рассудочные методы познания строятся на основе использования законов элементарной (формальной), или диалектической, логики. Формальная логика строится на законах: 1) тождества — высказывание должно совпадать само с собой; 2) противоречия — никакое суждение не может быть одновременно и истинным, и ложным; 3) исключения — из двух противоположныхвысказываний по одному и тому же предмету, в одно и то же время, в одном и том же отношении истинным может быть только одно; 4) достаточного основания — всякоепринимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано.
Всеобщие методы рассудочного познания включают в себя:
индукцию — метод исследованияи способ рассуждения, когда общийвывод строится на основечастных умозаключений;
дедукцию — метод исследования, когда из общих представленийвыводится частное понимание исследуемого явления;
анализ — расчленение познаваемого объекта на части, отдельныепризнаки, свойства с целью обособленного, как правило, углубленного их исследования;
синтез — соединение обособленноисследованных частейв единое целое;
аналогию — познание на основе сходства признаков изучаемого предмета с ранее познанными.
Всеобщий метод познания включает диалектическую логике. Диалектика — учение о взаимосвязи и развитии природы, общества имышления. Всеобщими закона м и д и а ле к т и к и являются: 1) единство и борьба противоположностей; 2) переход количественных изменений в качественные; 3) отрицание отрицания.
1.Методологическая роль этих законов состоит в том, что познание рассматривается как противоборство знания и незнания, истинного познания и ложного, чувственного и логического. Познание кумулятивно, в нем происходит медленное, постепенное накопление знаний, которые, обобщаясь, порождают новое знание, выход познания на новый, болеевысокий уровень.
2.В познании физкультурно-спортивной деятельности действует закон переходаколичественных изменений вкачественные. Например, от количественного повторения элементов какого-либо упражнения зависит в итоге качественное выполнение заданного упражнения.
3.Познание осуществляется по закону отрицание отрицания. Новое знание всегда выступает как отрицаниепредыдущего.Это — диалектическое отрицание. Новое неполно отрицает старое знание, оно сохраняется в новом знании, но в преобразованном виде. Так, технические видит спорта возникли на основе развития техники, хотя физическая, тактическая, психологическая подготовка спортсмена является составной частью содержания классической физической культуры человека. Процесс познания идет по спирали. Человек вновь и вновь возвращается к пройденному, но на новом, более высоком качественном уровне. Начиная с чувственного, познание восходит к логическому, абстрактному восприятию. Для установления истинности оно проходит практическую проверку,апеллируя опять к чувственному восприятию полученныхрезультатов.
В познании физической культуры и спорта используются принципы диалектики:1)принцип всеобщей связии взаимосвязи; 2) принцип развития.
В соответствии сэтимипринципами в познании осуществляется стремление исследовать всеобщую связь и взаимосвязь предметов и процессов, практикуется всесторонний подход к познаваемым объектам и предметам,которые исследуются в движении, развитии. Познание в физкультурно-спортивной деятельности включает такие категории диалектики, в которых исследуется взаимосвязь единичного, особенногои всеобщего, причины и следствия, возможностьи действительность, необходимость и случайность, необходимость и свобода, сущность и явление, содержание и форма.
В физической культуре и спорте для получения знаний об объективных тенденциях и закономерностях используются эмпирические (наблюдениеиэксперимент) методы разработки концепции познания, обработки и представления полученной информации, использования результатов научного исследования.
Эмпирические методы(опытные) позволяют получать первичную информациюпрямым контактом с объектом посредством чувственного или приборного исследования. Они составляют основу практической физкультурно-спортивной науки и подразделяются на наблюдение, эксперимент и моделирование.
Наблюдение — это восприятие объекта посредством органов чувств прямо (чувственное восприятие объекта) или косвенно (с использованием технических средство).
Научное наблюдение характеризуетсяпреднамеренностью, целесообразностью, специальной организацией, проводится по особым планам со строгой документацией его хода и результатов (основные документы: дневники, протоколы, карточки наблюдения), может быть свободным и формализованным (стандартизованным), т.е. проводимым по тем или иным признакам (индикаторам.), внешним и включенным (когда наблюдатель находится среди наблюдаемых), открытым и скрытым,одноразовым и длительным.
Особым видом наблюдения в спорте является измерение — определение количественных характеристик наблюдаемого объекта. Измерения бывают двух видов: 1) абсолютными — сопоставление измеряемого объекта с принятыми мерами; 2)относительными—сопоставление объекта измерения с самим собой.
Достоинством наблюдения являются его непосредственная достоверность. сравнительная простота, дешевизна, возможность познания спонтанных, случайных событий, недостатком — наблюдение фиксирует только то, что есть вданный момент и в данном месте, результаты наблюдения в большой степени зависят от наблюдателя, его нельзя повторить и проверить. Повторное наблюдение дает уже другиерезультаты, так как предмет наблюдения постоянно меняется. Главное требование к наблюдению — точность и объективность, что достигается привлечением нескольких наблюдателей за одним и тем же объектом с последующим сопоставлением их результатов.
Другим видом наблюдения является тестирование — исследование посредством проб, испытаний. Результаты его сопоставляются, с нормой или средними показателями при групповом тестировании.
Эксперимент — эмпирический метод познания явлений и процессов физкультурно-спортивной действительности путем активного воздействия на них через создание или изменение условий. Эксперимент требует измерения состояния объекта до его проведения, в ходе его и по окончании. Эксперименты бывают: 1) естественными, когда условия возникают иизменяются сами собой: 2) лабораторными, когда они проводятся в особых, искусственно создаваемых условиях, или когда условия изменяют сознательно, целенаправленно.
Достоинство эксперимента — активное воздействие на объект, что дает возможность точного определения зависимостей исследуемого процесса от условий. Эксперимент можно повторять, используя один и тот же или одинаковый объект и создавая одинаковые условия воздействия на него, что значительно увеличивает степень объективности результатов исследования. Главное требование к эксперименту — чистота, исключение воздействия, каких-либо побочных, не предвиденных замыслом исследования условий. Если это невозможно — надо обеспечите точный учет этих воздействий.
Недостатки эксперимента состоят в том. что его нельзя использовать при исследовании событий прошлого, а также с участием больших контингентов, при исследовании масштабных общественных событий.
Ещё один эмпирический метод исследования — моделирование, замена исследуемого объекта воспроизводящим его устройством или процессом — моделью. Это делается в том случае, когда исследование объекта в натуре невозможно.
Главное условие моделирования — обеспечение подобия моделиоригиналу, точное воспроизведение пропорций, материала и условий функционирования. Точно воспроизвести оригинал невозможно, при моделировании присутствует известнаянедостоверность. Модели могут быть пространственными (макеты), физическими (при исследовании материалов, механических процессов), биологическими (с использованием спортсменов, обучаемых).
Эксперименты и моделирование бывают:1) поисковыми, предполагающими обнаружение новых свойств, новых связей и явлений в процессе исследования; 2) проверочными,когда эксперимент и модель используются для проверки тех или иных расчетов, для контроля точности измерений. Используются и демонстрационные модели для пояснения происходящих процессов или в учебных целях.