Методы психологического исследования. Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент

Метод как специальный прием, путь ведения исследования, средство добывания психологических фактов, их осмысление и анализ.

Совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании (в нашем случае – в психологическом) и определяемых соответствующей им методологией, называется методикой.

Методы психологического исследования. Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – планомерное и целенаправленное восприятие явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода.

Эксперимент – установление причинно-следственных связей между исследуемыми переменными. (зависимая и независимая переменные).

Наблюдение и эксперимент – основные объективные методы изучения психологических особенностей личности в онтогенезе. Дополнительными (вспомогательными) методами являются изучение продуктов деятельности, методы опроса, тестирование и социометрия

Тестирование – стандартизированное испытание, предназначенное для сопоставления данных индивидуального развития с нормативными.

Интервью – это метод получения социально-психологической информации с помощью целенаправленного устного опроса.

Интервью чаще используется в социальной психологии. Виды интервью: свободное, не регламентированное темой и формой беседы, и стандартизированное, близкое к анкете с закрытыми вопросами.

Анкетирование – это метод сбора данных, основанный на опросе с помощью анкет. Анкета представляет собой систему вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования, которые дают испытуемым для письменного ответа. По своей функции вопросы могут быть основными, или наводящими, и контрольными, или уточняющими. Главный компонент анкеты – не вопрос, а серия вопросов, отвечающая общему плану исследования

3. Психика –системное свойство высокоорганизованной материи, заключающаяся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на основе этого отражения своего поведения и деятельности.

Отражение –всеобщее свойство материи, заключающееся в способности одних объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные моменты, качества и отношения других объектов. (реагировать на предметы и явления окружающего мира).

для того, чтобы понять природу психики вообще или специфику психики человека, необходимо дать ответы на такие вопросы, как, например: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? — или: как развивалась и усложнялась психика?

15 стр., 7313 слов

Методы исследования и этапы псих экспериментов

... можно расположить основные психологические эмпирические методы. Взаимодействие (субъект-объект) Эксперимент Беседа Измерение Понимание Наблюдение Анализ продуктов деятельности («архивный метод») Один субъект 1.2. Характеристика методов психологического исследования Методы научных исследований – это те приемы и ...

Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу о ее объективном критерии.

Очевидно, что, обсуждая психику животных, нельзя пользоваться субъективным критерием: мы не знаем и, наверное, никогда не узнаем, что чувствует (переживает, ощущает) дождевой червь или муравей. Тем более немыслимо ставить такой вопрос в отношении каких-то существ, которые жили в далеком биологическом прошлом. Единственный путь здесь — найтиобъективный критерий психики,т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.

 

В истории естествознания существовали различные попытки «локализовать» психику в природе. Среди них можно назвать теорию «панпсихизма», согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни).

Теория «биопсихизма» приписывала психику всему живому, включая растения. Напротив, сильно сужала круг обладателей психики теория «антро-попсихизма»: согласно ей психика существует только у человека, а животные, как и растения, только «живые автоматы». Концепция «нейропсихизма» относила психику только к существам, обладающим нервной системой и т. п. Другую группу теорий составляют те, которые исходят из внутренних, функциональных, критериев. Это более современные теории, и все они не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Однако критерии, которые они выдвигают, приводят и здесь к разной локализации «порога» психического. Вот некоторые из них: способность к поисковому поведению, способность к «гибкому» (в отличие от жестко запрограммированного) приспособлению к среде, т. е. к индивидуальному обучению, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и др.

Однако среди таких гипотез есть одна, которая получила наибольшее развитие и признание. Она принадлежит А. Н. Леонтьеву. Рассмотрим ее несколько более подробно.

В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев [56] предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин «абиотические») воздействия — это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм. Почему же оказывается полезным их отражать, или на них реагировать? Потому что они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Рассмотрим пример. Звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе — важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их — значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... симпатий, антипатий, вкусов. Способности –индивидуально-психологическиеособенности личности, обеспечивающие успех в деятельности: природные (биологически обусловленные); специфические человеческие ... в систему данных о характере внешнего воздействия. Ощущение – психическое отражение в коре ... освоения действительности Память - способ существования психики во времени, удержание прошлого. Типы памяти ...

Представьте себе на минуту, что такой активностью обладали бы растения. Тогда они должны были бы, например, разбегаться при приближающихся звуках шагов или едущей машины или перебираться к реке в засушливую погоду, а затем возвращаться на места с более плодородной почвой. Поскольку растения не «ведут» себя таким образом, мы говорим, что у них нет психики. Напротив, практически все животные обнаруживают сигнальное поведение, и на основании этого мы считаем, что у них есть психика*.

Теперь нужно ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия «раздражимость» и «чувствительность».

Раздражимость —это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность —это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

Перейду к вопросу об адаптивном значении психики.

Все сказанное выше подготовило ответ на вопрос, почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Материалистическое естествознание отвечает на него так: потому что психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде.

По существу, такой ответ означает, что возникновение и развитие психики в животном мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно.

: как возникла психика? И здесь мы снова попадаем в область только гипотез.

Согласно предположению А. Н. Леонтьева, толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов. Вот как он описывает главные события этого процесса.

Вполне вероятно, что простейшие живые организмы существовали в гомогенном растворе питательных веществ, с которыми они были в непосредственном контакте. Для усвоения этих веществ им достаточно было простой раздражимости.

Понятие об ощущениях. В процессе познания окружающего мира, в психологии людей исследователи выделяют такое немаловажное явление в жизни каждого человека, как ощущение

Ощущение — это простейший психический познавательный процесс, состоящий в отражении в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Так глядя на какой-нибудь предмет, например стул, человек при помощи зрения определяет его цвет, форму, величину, посредством осязания узнает, что он твердый, гладкий, двигая его руками, убеждается в его тяжести. Все это – отдельные качества данного материального предмета, сведения о которых дают ощущения. Способность ощущения – это единственное явление организма, посредством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. При всей необходимости и значимости ощущения, дают возможность ориентации в окружающем мире. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, который ежесекундно получает и перерабатывает этот поток информации. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу основ пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п.. И вся эта операция, совершается непрерывно. Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, т.к. они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. Ощущения отражают мир таким, каким он существует. Критерием истинности ощущений, как и всякого иного отражения действительности, служит практика, деятельность субъекта. Ощущение есть субъективные образы объективного мира.

9 стр., 4303 слов

Педагогический процесс формирования представлений об органах чувств человека

... формированием представлений дошкольников. Благодаря работе органов чувств происходит ориентация человека в окружающей обстановке через чувственное восприятие реальности, что является основой процесса познания. ... контактов и ощущений, возникающих в процессе функционирования органов чувств, получаемых в виде импульсов и перерабатываемых затем головным мозгом, происходит адаптация человека в ...

Классификация (виды) ощущений.Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, соответственно классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают и рецепторов на которые воздействуют эти раздражители.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические, кинестетические, температурные, болевые. Имеются ощущения, которые занимают промежуточное место между слуховыми и кожными – вибрационные ощущения.

Свойства ощущений. К ним относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, например, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные по насыщенности, цвету, тону и т.д. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Продолжительность ощущения – это их временная характеристика. Пространственная локализация – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Чувствительность ощущений и ее измерение. Важным понятием при изучении ощущений является понятие «порог ощущений», которое является психологической характе­ристикой, выражающей зависимость между величиной раздражителя и интенсивностью ощущений. Чувствительность органов чувств определяется минимальными раздражителями, которые в данных условиях оказываются способными вызывать ощущения. Различают три вида порогов:

1) абсолютный нижний порог — минимальная величина раздражите­ля, при котором впервые возникает едва заметное ощущение. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость. Чем меньше величина нижнего порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость и т.д.).

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые ... речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи ...

3) дифференциальный порог — наименьшее изменение в силе и ха­рактере действующего раздражителя, замечаемое человеком.

Понятие о восприятии. Восприятие – психический познавательный процесс отражения в сознании человека предметов и явлений в совокупности свойств при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличии от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Свойства восприятия – предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и апперцепция.

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность восприятия — не врожденное качество; существует определение системы действий, которое обеспечивает субъекту открытие предметного мира. Предметность играет особую роль в поведении.

Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, это целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Мы воспринимаем фактически абстрагированную обобщенную структуру ощущений в течение некоторого времени.

Константность восприятия (закономерность восприятия, с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями).

Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного потока движений рецепторов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях. Характеризуется тем, что в определенных границах человек воспринимает предметы как относительно неизменные. Это обнаруживается, например, при зрительном восприятии формы и цвета предмета. Так, классная доска воспринимается черной, потолок белым при любом освещении.

Константность имеет большое жизненное значение. Если бы восприятие не было константным, при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения человек сталкивался бы с «новыми» предметами и перестал бы узнавать то, что ему было известно раньше. При этом быстрота и точность восприятия предметов были бы значительно снижены, а это, в свою очередь, затруднило бы эффективную ориентировку человека в условиях его трудовой, учебной и др. видах деятельности.

9 стр., 4097 слов

Мозг и память человека

... значительное сходство в устройстве мозга человека и других млекопитающих, как, впрочем, и большинства видов позвоночных. Память, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных ... поведения. Память свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему. Объем памяти, длительность и надежность хранения информации, как и способность к восприятию сложных ...

Следующее свойство восприятия – это осмысленность.Восприятие – это не только чувственное отражение, но и осознание предметов, их осмысленность. Это значит, что в процесс восприятия включено и мышление. Воспринимая предмет, человек стремится вслух или про себя словесно назвать его или соотнести с какими-то другими предметами, напоминающими его. В этом выражается не только осмысленность, но и обобщенность восприятия.

Апперцепция – свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующие личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Различают: 1) устойчивую апперцепцию – зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, образованности и пр.; 2).

временную – в ней сказываются ситуативно возникающие состояния психические: эмоции, экспектации, установки и пр

Внимание

Понятие о внимании. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.Выражаются они в сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание – это психический познавательный процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно включено в другие психические процессы. Внимание включено в практические, в двигательные и в поведенческие акты.

Виды внимания. Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и после произвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки.

Внутренним вниманием называется направленность сознания человека на явления и состояния внутренней среды организма.

Сочетание внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействиичеловека с окружающем миром, другими людьми, в познании самого себя, в умении управлять собой. Внешнее и внутреннее внимание характеризуются различной направленностьюсознания.

Внимание произвольное и непроизвольное, послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.

При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий.

Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели – как реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета. Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель.

Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... 5. Внимателен, тактичен, доброжелателен по отношению к ученикам 6. Вызывает инициативу, самостоятельное мышление, побуждает к дискуссии 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Все три вида внимания – это динамические процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на время становится преобладающим.

Свойства внимания. У внимания есть свойства. К ним относятся: 1)объем; 2)концентрация; 3)устойчивость; 4)переключение; 5)распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнений или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами (например, объединяя буквы в слова).

Концентрация внимания – свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. Если человек сосредоточен, погружен, сконцентрирован, его бывает сложно отвлечь.

Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, навыков и т.д.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно характеризуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач. Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением.

Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, осуществляется это хоть и под контролем внимания, но все же автоматически.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека формируются иды внимания, развиваются его свойства, формируется внимательность как свойство личности.

 

Память

 

Понятие памяти. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память – это, прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

Функции памяти : — координационная работа всех элементов психики путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации;
— связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, создавая единую линию его жизни; — является высшей психической функцией, лежащий в основе обучения и развития личности; — обеспечивает целостность личности, сохраняя информацию о прежних поступках, тем самым, помогая сделать выбор в новой ситуации;
— без памяти человек не способен был бы накопить опыт человечества, и оставался бы на одном уровне развития.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... деятельности. 7. Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... с ограниченными возможностями. 11. Психологическое сопровождение людей с особыми ...

Процессы памяти. Существует три главных процесса памяти, синтез которых и образует память как целостное функциональное образование психики. Во время первого из них – запоминания, происходит, прежде всего, анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование. Второй процесс памяти – хранение информации, связанный, в основном, с ее организацией и удержанием. Третий – воспроизведение, непроизвольное или произвольное (последнее называется так же припоминанием).

Воспроизведение информации справедливо можно считать основной функцией, основным назначением памяти – дать человеку возможность использовать данные своего опыта.

Основные процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение.

Запоминание процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мнений (понятий), переживаний и действий.

Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) запоминание.

Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само собой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Например, артист не заучивает специально текст, а запоминает его в ходе репетиций, главная цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы вжиться в образ.

Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой деятельности. Произвольное запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, какой срок, как использовать и пр.), что придает ему планомерность и организованность. Этапы произвольного запоминания: осознание цели запоминания – понимание смысла запоминаемого – анализ материала – выявление наиболее существенных мыслей – обобщение – запоминание этого обобщения.

Особая форма произвольного запоминания – заучивание. Оно используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти очень точно и очень прочно.

Сохранение – удержание в памяти в течении более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. В памяти сохраняется значимый материал. Главным условием сохранения является использование запомнившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.

Воспроизведение – избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и задачами в деятельности. Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное воспроизведение происходит без всякого намерения. Толчком к непроизвольному воспроизведению обычно служит какие-то причины, вызывающие соответствующие ассоциации.

Произвольное воспроизведение осуществляется посредством волевых усилий и сознательно поставленной цели. Главной особенностью такого воспроизведения является наличие осознаваемого мотива. Разновидностью произвольного воспроизведения является припоминание. Это сознательное, целенаправленное воспроизведение, требующее специфического напряжения для преодоления внутренних затруднений.

Формы воспроизведения:

— узнавание – возникает при повторном воспроизведении объекта;

— воспоминание – осуществляется в отсутствии восприятия объекта;

— припоминание — представляет собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач;

3 стр., 1202 слов

Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...

Психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение), их уровень развития, наследственность обеспечивают успешность жизнедеятельности человека и психическое здоровье. Именно от психических процессов зависит ... нашем сознании всей совокупности свойств предметов и явлений. Оно тесно связано с ощущениями и с прошлым опытом человека и, как правило, носит активный ...

— реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Виды памяти. Существует несколько оснований для выделения видов памяти:

1) различают память непроизвольную и произвольную.

При непроизвольной памятимы иногда и не хотим, а запоминаем без волевого усилия. При произвольной памяти человек ставит перед собой задачу: «запомни!». Но волевое усилие не гарантирует успеха, мы часто забываем именно то, что и боялись забыть.

Произвольная память, может быть механической и логической (смысловой).

При механической памяти запоминание и воспроизведение совершается на основе пространственной или временной близости и последовательности предметов, явлений или событий; при логической – на основе установления тех или иных смысловых связей между ними, независимо от расположения в пространстве или следования во времени.

По продуктивности запоминания логическая память превосходит механическую. Для человека важны оба вида памяти.

2) выделяется память образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигательная. Эти четыре вида памяти присущи всем людям. Однако развиваются они не равномерно: какие-то являются преобладающими.

3) память делится на долговременную, кратковременную и оперативную. Большинство психологов признают существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраниться информация. Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0.1- 0.5 секунд.

Продуктивность памяти. Объем- это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено после однократного восприятия. Средний объем 6-8 предметов, может быть 3-12. Точность памяти – идентичность воспроизводимого и запоминаемого. Быстрота запоминания – это время необходимо для полного и правильного запоминания материала. Длительность сохранения – время удержания в памяти материала. Готовность памяти – это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент.

Память относится к одному из самых индивидуализированных явлений психики и зависит от множества факторов: особенностей мозга и всей центральной нервной системы, среды, характера деятельности, типа личности и т.п. Поэтому трудно определить общие закономерности запоминания и еще труднее научиться эффективно им управлять, хотя и существует множество рекомендаций на этот счет, разрабатываются целые методики совершенствования памяти.

 

Мышление

Понятие о мышлении. Мышление – психический познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Под мышлением обычно понимается психический процесс поиска и открытия существенно нового, который обусловлен социальными интеракциями и неразрывно связан с речью. Понятие мышления включает также процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности посредством анализа и синтеза потока информации. Помимо этого, мышление можно охарактеризо­вать как процесс познавательной деятельности индивида.

Познавательная деятельность складывается на основе ощущений и восприятий, а затем переходит к мышлению.. Мышление получает свой материал только из одного источника — из чувственного познания. Мышление находит непосредственную связь с внешним миром через ощущения и восприятия окружающей действительности и является его отражением. Соответствие мышления объективной действительности постоянно проверяется человеком в ходе его практической деятельности. Однако опыт исключительно чувственного познания не дает возможности в полной мере оценить все детали и тонкости взаимодействия человека с познаваемым объектом.Таким образом, становится очевидной необходимость перехода от ощущений и восприятий к мышлению. Мышление позволяет человеку осуществить дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира, в результате которого ему удается выделить, осознать и интернализировать сложнейшие взаимосвязи и взаимодействия между предметами, событиями, явлениями. Таким образом, человек, используя данные ощущений, восприятий и представлений в процессе мышления, вместе с тем выходит за пределы чувственного изучения внешнего мира, т.е. начинает познавать такие его явления, свойства и отношения, которые непосредственно не могут быть восприняты человеком и потому не наблюдаемы им (например, создание теории элементарных частиц, теории относительности и др.).

Неразрывная взаимосвязь мышления с языком ярко демонстрирует социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления. Познание, которое осуществляется в процессе мышления, предполагает накопление, трансляцию и преемственность всех знаний, которые приобретает человечество в ходе своего исторического раз­вития. Передача всего багажа человеческих знаний возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения к поколению. Объем информации, накопленной человечеством, передается последующим поколениям в виде артефактов, вещественного материала (книги, электронные носители, видеопленки) и нематериальных явлений — традиций, установок, обычаев, которые закрепляются в устных преданиях, сказаниях, уличном сленге и пр. Во всем этом очень наглядна социальная сущность человеческого мышления и сознания. Багаж знаний человечества позволяет совершенствовать развитие человека, его умственное развитие. Процесс познания мира человеком обусловлен и опосредован развитием научного знания на протяжении всей истории человеческого рода, и результаты этого развития могут быть усвоены человеком в ходе его обучения и воспитания.

Формы мышления Можно выделить основные формы мышления, которые являются предметом изучения формальной логики и включают в себя:

1) Понятия — определения, в которых отражаются общие, существенные и специфические признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые представлены в словесной форме и могут быть устными или письменными, вербализированными или невербализированными;

2) Суждения — система логических мыслей, представленных в словесной форме, в которой отражаются связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения могут утверждать или отрицать связи между предметами, событиями, явлениями действительности, устанавливая т.о. взаимосвязь между понятиями. Суждения всегда направлены и обладают предметом. Выделяются следующие виды суждений:

3)Умозаключения являются основой для формирования новых знаний и представляют собой последовательность логически связанных суждений. Умозаключения обеспечивают познание действительности в опосредованной форме. Совокупность выводов в ходе умозаключения называется заключением.

Виды мышления.Выделяют следующие виды мышления:

1) по степени развернутости:

а) дискурсивное мышление — представляет собой поэтапно развернутый процесс мышления;

б) интуитивное мышление — характеризуется быстротой протекания процесса мышления, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью;

2) с точки зрения новизны и оригинальности:

а) творческое (продуктивное) мышление, направленное на создание новых идей, результатом которого является создание нового или усовершенствование чего-либо;

б) воспроизводящее (репродуктивное) мышление — представляет собой применение готовых знаний и умений;

в) критическое мышление — представляет собой процесс применения знаний, в результате которого осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов;

3) по характеру решаемой задачи:

а) теоретическое мышление — направлено на открытие законов, свойств объекта, постановку гипотез, осмысление связи объектов и явлений и включает следующие виды:

— словесно-логическое (понятийное), мышление — опирается на языковые средства и является высшим этапом онтогенетического вектора развития человека. Этот процесс построен на использовании человеком при решении различных задач определенных понятий, на выполнении действий в уме, на использовании логических конструкций;

-образное мышление — при решении задач опирается в первую очередь на образы, которые хранятся и при необходимости извлекаются из долговременной памяти или конструируются человеком при помощи воображения;

б) практическое мышление — связано с постановкой цели, выработкой плана, созданием проектов и включает следующие виды:

-наглядно-образное мышление — связано с оперированием образами, с представлением ситуаций и изменений в них. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. При наглядно-образном мышлении человек в первую очередь использует образы, хранящиеся в его кратковременной и оперативной памяти. Наглядно-образное мышление позволяет наиболее полно представлять все многообразие различных объективных характеристик предмета. Образ представляет собой синтез нескольких точек зрения видения предмета с различных позиций. Кроме того, наглядно-образное мышление позволяет человеку представлять непривычные сочетания предметов и их свойств, что делает его сходным с воображением. Наглядно-образное мышление является одним из этапов онтогенетического развития мышления;

— предметно-действенное мышление — проявляется в том, что задачи решаются с помощью реальных физических предметов, с помощью преобразования ситуации, опро­бования свойств объектов. Основным условием решения задачи являются правильные действия с соответствующи­ми предметами (например, игра с конструктором, складывание пирамидки и т.д.).

Предметно-действенное мышление является первой ступенью онтогенетического развития мышления. У взрослого человека предметно-действенное мышление неразрывно сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением;

4) по степени произвольности:

а) произвольное мышление — это мышление, которое осуществляется и направляется посредством волевых усилий человека, как, например, при решении математических задач;

б) непроизвольное мышление — мышление, которое не контролируется волей и сознанием человека, как в случае с инсайдом;

Мыслительные операции. В процессе мыслительной деятельности человек познает мир с помощью особых умственных операций, таких как:

1) Анализ — это мысленное разложение целого на части; мысленное выделение из целого различных его сторон, действий и отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. В ходе анализа какого-либо предмета те или иные его свойства, являющиеся наиболее важными, значимыми, существенными, интересными, оказываются особенно сильными раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители вызывают активный процесс возбуждения (прежде всего в коре головного мозга) и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств того же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Таким образом, физиологической основой психического процесса анализа является определенное соотношение возбуждения и торможения в высших отделах головного мозга;

2) Синтез— это мысленное объединение частей, свойств и действий в единое целое. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект, а также происходит установление связей
и взаимоотношений между различными элементами. Физиологическая основа синтеза заключается в замыкании временных нервных связей в коре головного мозга. Анализ и синтез протекают всегда в единстве;

3) Сравнение — это установление сходства или различия между предметами или явлениями, их отдельными признаками. На начальных этапах ознакомления человека с окружающим миром различные объекты познаются им, прежде всего путем сравнения. Всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, т.е. с синтеза. В ходе этого синтетического акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. — выделение в них общего и различного. Так, сравнение ведет к обобщению;

4) Обобщение— это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Общие признаки не выражают действительно существенных свойств обобщаемых предметов. Так, например, по общему признаку цвета можно обобщить в одну группу вишню, пион, сырое мясо, помидор, вареного рака и т.д. Однако в данном случае сходство основано на чисто внешних, лишь очень поверхностных, несущественных признаках объекта. Обобщение, которое делается в результате такого поверхностного, неглубокого анализа объектов, не имеет большой ценности и приводит к ошибкам. Существенные признаки объектов выделяются в ходе углубленного анализа и синтеза свойств этих объектов. Таким образом, всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной группы однородных предметов, однако не всякое общее свойство является существенным для данной группы объектов.

Абстракция (отвлечение) состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства или признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных.

В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета и становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в процессе синтеза.

Конкретизацияпредполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Человек обращается к конкретизации в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.

Классификация- это распределение множественных предметов, вещей и явлений по группам на основе какого-либо признака, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Признак, по которому производится классификация, называется основанием классификации.

Систематизациявыражается в расположении отдельных предметов, фактов, явлений и мыслей в определенном порядке — пространственном, временном или логическом. Отсюда различается систематизация пространственная, хронологическая и логическая. Систематизация обычно происходит на основе классификации и является как бы ее завершением.

Все указанные операции (закономерности) мышления не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. Только на основе совокупности всех операций человек может объяснить все внешние проявления мыслительной деятельности.

Мышление(кратко)

Мышление высший познавательный процесс.

Мышление – обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Обобщение –мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Слово делает человеческое мышление опосредованным.

Начальным моментом мышления является проблемная ситуация

Виды мышления:

Мышление наглядно-действенное характеризуется тем, что решение задачи осуществляется путем реального , физического преобразования ситуации.

Мышление наглядно-образное связано с представлением ситуаций и изменений в ней.

Мышление словесно-логическое характеризуется использованием понятий, словесно логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.

Мышление теоретическое – направлено на открытие законов, свойств объектов и т.д.

Формы мышления:

Понятие –форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженное словом или группой слов. (житейские понятия и научные понятия).

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе некоторых суждений делается некоторый вывод.

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Интеллект – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении объективной реальности, выражающееся в способности человека к использованию знаний и опыта в различных (чаще в проблемных) ситуациях.

 

Речь.

Значение речи в жизни человека. Философы всегда интересовались развитием речи, связью речи и мышления. Философия представила первые научные изыскания относительно природы речи, эстафету приняли социология, психология, психолингвистика, семиотика, физиология речи и другие науки.

Важнейшим достижением человека является речь, истоки формирования которой лежат в трудовой коллективной деятельности человека. Речь подразумевает наличие языка, непосредственно включенного в человеческое общение. Речь является исторически сложившейся формой общения людей, которая характеризуется наличием языковых конструкций, построенных по определенным правилам. Правила построения языковых конструктов варьируются в зависимости от географического проживания народов. Кроме того, языковая система каждого народа обладает рядом особенностей, которые проявляются в фонетике, лексике, грамматике, стилистике и правилах общения, принятых в данной культуре.

Под речью понимается система кодов, структура которой включает слова, предложения, логические связки и правила построения предложений и словесных оборотов. Кроме того, речь есть форма общения людей, опосредованная языком. Каждое слово является продуктом многовековой деятельности человека по совершенствованию языка в целом. В каждом слове проявляется общественная природа языка. Слово, как символический знак, несет в себе не только информацию, но и отношение к этому предмету или явлению.

Слово предполагает символическое отражение внешнего мира, и значение данного слова привязывается контекстом предложения к определенному элементу окружающей среды. Личностный смысл, которым человек наделяет определенные слова, в отличие от значения слова, отражает субъективное восприятие данного понятия (слова) и построение соответствующего ему ассоциативного ряда. Таким образом, если значение слова имеет общечеловеческий смысл, то личностный смысл слова отражает субъективные эмоциональные переживания, связанные с понятием, которое обозначает слово.

Например, в понятии «дом» каждый человек рассматривает различные явления: строитель понимает это слово как жилое здание; россиянин, проживающий за границей, — Россию, моряк в открытом море – землю, обычный человек – определенную квартиру или частный дом, в котором он непосредственно проживает.

 

Речь выполняет три основные функции:

1) сигнификативную, т.е. функцию обозначения предметов и явлений едиными для всего человечества кодовыми знаками. Эта функция связана с сознанием, слово отражается в образах сознания, закрепляется в нем и формирует новые образы;

2) обобщения, под которой понимается включение словесных понятий в группы на основании какого-либо признака. Например, цветок, дерево, трава относятся к одной группе — растений. Эта функция связана с мыслительными процессами, поскольку речь является одной из форм существования мысли;

3) коммуникации, или передачи информации. Эта функция ориентирована на внешние контакты, речевое взаимодействие с другими людьми, обмен информацией.

В функции передачи информации можно выделить несколько аспектов:

1) информационный аспект подразумевает передачу знаний максимально понятным и доступным способом, подбор понятий и обозначений определенного явления или предмета действительности, учет значения и смысла слов;

2) выразительный аспект позволяет человеку не просто транслировать информацию, но и эмоционально окрасить ее, отразить отношение человека к обсуждаемому вопросу;

3) волеизлиятельный аспект ориентирован на трансляцию собственных волевых качеств в словесных конструктах. Например, индивид доказывает собственную значимость и силу воли посредством определенных речевых формулировок (например, «иди сюда» или «сделай это»).

Воображение

Понятие о воображении.Воображение — это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей; это создание образов существующих объектов, не встречавшихся в личном опыте человека.

Воображать — это преображать. Люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуя его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение.

Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

Воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности.

Функции воображения.Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие человеческого труда от инстинктивной деятельности животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение.

Можно выделить следующие функции воображения:

1) активизация наглядно-образного мышления;

2) управление эмоционально-потребностными состояниями;

3) произвольная регуляция познавательных процессов;

4) создание и реализация внутреннего плана действиями;

5) программирование поведения;

6) управление физиологическими состояниями.

 

Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное.Различается несколько видов воображения. Прежде всего, воображение характеризуется активностью, действенностью и пассивностью. Различие активности и пассивности является различием в степени намеренности и сознательности. В пассивном воображении смена образов происходит непроизвольно. В самых низших своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием мало осознаваемых потребностей, влечений независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им. Здесь еще нет собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях.

В активном воображении образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. Активное воображение может быть продуктивным, т.е. творческим, и репродуктивным, воссоздающим. Репродуктивное воображение имеет в своей основе создание системы образов, соответствующих описанию. Продуктивное воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных материальных продуктах.

Сновидения — один из видов пассивного воображения. Сновидения возникают непреднамеренно, при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека.

Галлюцинации — непреднамеренное пассивное воображение — возникают при патологических расстройствах сознания.

Грезы — преднамеренно вызванное пассивное воображение, образы фантазии, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом, в грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это свидетельствует о пассивности личности и является недостатком развития.

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности.

Приемы воображения. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов.

1.Агглютинация — наиболее элементарная форма синтезирования образов — предполагает соединение различных, в повседневной жизни не соединяемых свойств, качеств, черт. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы, например русалка, сфинкс, избушка на курьих ножках, кентавр. Она используется и в техническом творчестве. С.Л. Рубинштейн считает агглютинацию частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов. Агглютинация широко используется в искусстве.

2.Акцентирование — своеобразный способ создания образа воображения, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на передний план, усиленно подчеркивается. В результате создается специфический образ. Этот прием лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей. Акцентирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.

Разновидностью акцентирования являются преувеличение и преуменьшение (гипербола и литота).

Этим приемом широко пользуются в фантастическом изображении действительности. Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и величин в фантастическом изображении действительности всегда мотивированы какой-то смысловой тенденцией. Внешность великана, грандиозные размеры, физическая сила, величественность внешнего облика могут служить для того, чтобы сделать наглядной, очевидной внутреннюю силу и значительность изображаемого т.о. героя. С другой стороны, сильно преуменьшенные по сравнению с действительностью, фантастически малые внешние размеры могут силой контраста особо подчеркнуть большие внутренние достоинства подобного персонажа.

3.Схематизация — представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на передний план. Примером схематизации будет создание художником орнамента из элементов, взятых из растительного мира.

4.Типизация — весьма распространенный прием создания литературного, скульптурного и живописного образа. Для этого приема характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-либо отношении фактах и воплощении их в конкретных образах. Это наиболее сложный путь формирования образа.

5.Гиперболизация — форма преобразования представления, близкая к агглютинации. Характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета, но и изменением количества частей предмета или их смещением.

Эмоции и чувства

Понятие эмоций. Благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям человек отражает качества и свойства многообразных предметов и явлений, всевозможные связи и отношения между ними, а отношение к содержанию познания проявляется в эмоциях и чувствах.

Эмоции (от лат. emovere – волновать, колебать) – это особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (потоотделение, сужение и расширение зрачков, покраснение или побледнение кожи и т. п.).

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Человек унаследовал эмоции от своих животных предков. Страх, ярость, боль – это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей. Самые ранние по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ формы эмоций – удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие. Источником эмоций являются объективно существующие в окружающем мире предметы и явления или изменения, происходящие в организме человека. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями и передаваться другим живым существам.

Эмоции особенно четко проявляются в трудных, напряженных условиях: в ситуациях опасности, угрозы, утомления, голода, холода, жажды, потери моральных ценностей, в процессе выяснения отношений, в ситуациях риска, при изменении привычного образа жизни и т. п. В структуре личности человека эмоции связаны с темпераментом.

Чувства – это особая форма психического отражения, свойственная только человеку, когда отражением являются объективные отношения феноменов к нуждам личности. Можно сказать, что чувства – это социальные переживания. В психологическую структуру чувств входят эмоции и понятия.

Предметом интеллектуальных (познавательных) чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К таким чувствам относятся любознательность, любопытство, сомнение, удивление, недоумение, уверенность, чувство нового, чувство юмора, ирония и т. п.

Моральные (этические, нравственные) чувства определяют отношение человека к себе, к людям, государству, обществу. Это патриотизм, интернационализм, чувства долга, чести, товарищества, сострадания, симпатии и антипатии, любви и ненависти, справедливости, ревность, сопричастность, чувство стыда и совести, привязанность, отчужденность, уважение, презрение, солидарность и т. п.

Источником моральных чувств является общественное бытие. Они порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами, регулирующими эти отношения

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании самим человеком прекрасного. Это форма эстетического отражения через красоту и уродство, трагическое и комическое, возвышенное и низменное, юмор, сарказм.

Практические (праксические) чувства связаны с трудом, учением, спортом. К ним относятся скука, радости и муки творчества, удовлетворение достижением цели, увлеченность, азарт, энтузиазм, приятная усталость и т. п.

Функции эмоций и чувств. Эмоции и чувства играют огромную роль в жизни человека, выполняя очень важные функции:

1) выступают как система сигналов благополучия или неблагополучия. Голод, жажда, боль заставляют живые организмы заранее позаботиться о восполнении питательных веществ, пока они еще не исчерпаны полностью. Это сигнальная (информативная) функция;

2) организуют и направляют поведение, переключают физиологическую активность живого существа на «аварийный» режим, так называемую алертность – состояние боевой готовности. Но постоянно находиться в состоянии алертности организм не может, так как это связано с большими энергетическими затратами. Это регулятивная функция;

3) являются для человека первым языком, которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Даже высшие животные по выражению лица человека, интонации голоса способны понимать его состояние. Это коммуникативная функция.

12. Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

В этом определении следует обратить особенное внимание на слова: индивидуально-психологические, готовность и связь способностей с успешным осуществлением деятельности.

Один из самых сложных и волнующих вопросов — вопрос опроисхожденииспособностей:врожденныспособности или ониформируются прижизненно?

Термины «врожденный», «прирожденный» (т. е. имеющийся к моменту рождения) обычно употребляют в смысле «полученный от природы», «переданный по наследству». Однако с научной точки зрения это нестрого: до рождения индивид проходит длительный путь внутриутробного развития, в течение которого он подвергается «средовым воздействиям». Поэтому термин «наследственный» более точен для выражения предполагаемого смысла.

Ответы, которые даются на поставленный вопрос, очень противоречивы и часто диаметрально

противоположим. На одном полюсе можно найти высказывания типа: «музыкантом (математиком, поэтом) надо родиться», на другом — известный афоризм: «талант — это 1% способностей и 99% пота». В пользу каждой альтернативы приводятся факты, соображения, доводы. Рассмотрим основные из них.

1. Обычно считается, что доказательством врожденности (наследственности) способностей служит их раннее появление у ребенка. Известно, например, что у Моцарта обнаружились музыкальные способности в 3 года, у Гайдна — в 4 года; Рафаэль проявил себя как художник в 8 лет, Гаусс как чрезвычайно способный к математике — в 4 года и т. д.

2. О врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Часто в связи с этим приводятся примеры одаренных семей и даже целых династий: Бахов, Дарвинов, Джемсов и др. К этой же категории относят данные специальных исследований.

Перед психологией очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие механизмы такого процесса еще неизвестны. Однако некоторые сведения могут быть привлечены к обсуждению этого вопроса. Это прежде всего данные о сензитивных периодах формирования функций.

Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Известно, например, что у ребенка 2 — 3 лет интенсивно развивается устная речь, в 5 — 7 лет он наиболее готов к овладению чтением, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-то функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Например, в подростковом возрасте уже очень трудно научиться прямохождению и речи.

Часто приходится слышать такое рассуждение. В одной семье растут два ребенка; один проявляет явные способности к музыке, другой — нет. Значит, первый одарен «от природы», другому от природы «не дано» — ведь условия воспитания одни и те же.

Это рассуждение слишком огрубляет действительное положение вещей. Нужно различать макро- и микроусловия развития, и только последние можно принимать всерьез. Может быть, в жизни первого ребенка музыка прозвучала в тот момент, когда он был особенно готов к восприятию ее, — и она произвела на него глубокое впечатление. А другому ребенку пели, когда он был отвлечен, утомлен или болен.

Роль первых «толчков» в развитии способностей, по-видимому, очень велика, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями.

Существуют природные предпосылки способностей — задатки. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. Возможно, это некоторые свойства нервной системы — степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур и т. п. Возможно, это какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщениям и т. п.

То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т. е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. Нет пока способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей.

Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления». У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются.

Неотъемлемый компонент способностей — повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.

Из всего сказанного становится ясно, что неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различной природы. При высокой спонтанной активности ребенка это может быть нехватка соответствующих впечатлений — обедненная среда.

При неблагоприятных общих условиях воспитания, например, при частых психических травмах, энергия ребенка может тратиться на неконструктивные переживания и «откачиваться» от развивающихся способностей.

13. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности.

Корнями эта физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гиппократ (V в. до н. э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamentum — смесь, соотношение).

Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis — кровь), холерический (от греч. choie — желчь), флегматический (от греч. phlegma — слизь) и меланхолический (от греч. melaina choie — черная желчь).

 

Обратимся теперь к собственно научной судьбе «учения о темпераментах». Как уже говорилось, она развивалась по двум основным линиям: физиологической и психологической. .

Наиболее серьезная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с именем И. П. Павлова, а также с именами советских психологов Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, идеи которых продолжают разрабатывать их сотрудники и ученики и по сей день.

Первоначально эта физиологическая концепция получила в школе Павлова название учения о типах нервной системы, а позже она трансформировалась в «учение о свойствах нервной системы». Эту трансформацию мы и проследим.

И. П. Павлов и его сотрудники, проводя многочисленные эксперименты на собаках, в которых применялись условно-рефлекторные процедуры, обнаружили, что животные сильно различаются между собой по многим параметрам — по скорости и легкости выработки условных связей, по их устойчивости, по скорости и легкости выработки дифференцировок, по способности выдерживать смену положительных подкреплений стимулов на отрицательные и т. д.

Анализ соответствующих экспериментальных ситуаций показал, что каждая из них выявляет какое-либо основное свойство нервной системы. Таких основных свойств И. П. Павлов выделил три: силу, уравновешенность и подвижность.

 

Так были выделены следующие четыре типа: сильный — уравновешенный — подвижный; сильный — уравновешенный — инертный; сильный — неуравновешенный; слабый.

И. П. Павлов счел возможным приписать каждому из этих типов название соответствующего темперамента

Эта очень известная схема И. П. Павлова до сих пор приводится в некоторых учебниках психологии (например, для педвузов) как последнее слово науки о темпераментах, хотя она уже давно устарела и преодолена дальнейшим развитием исследований как в школе Павлова, так и в советской дифференциальной психологии.

14. Характерв узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера (известные как «типологии характера») возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми — опыт наблюдения за их поведением, изучения их судеб, помощи им в жизненных трудностях. Здесь встречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

Первые работы этого направления содержали небольшое число типов. Так, Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный; Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось. У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов (или «групп») характеров; у Леонгарда и Личко — десять-одиннадцать.

Практически все авторы подчеркивал и, что характер может быть более или мене выражен. Представьте себе ось, на которой изображена интенсивность проявлений характеров. Тогда на ней обозначатся следующие три зоны (рис. 14): зона абсолютно «нормальных» характеров, зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров, или психопатии. Первая и вторая зона относятся к норме (в широком смысле), третья — к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы.

15. Главные понятия, которые здесь используются, — индивид и личность. Трактовка этих понятий в психологической литературе неоднозначна. Выберем лишь одну из них — ту, которая принадлежит А. Н. Леонтьеву [54].

Обиндивидеговорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. В понятии «индивид» отражается по крайней мере два основных признака: во-первых, неделимость, или целостность субъекта и, во-вторых, наличие у него особенных (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.

Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности — генотип. Индивидуальные генотипичные свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы.

Личность — это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то достигший определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Эльконин, разрабатывая свою концепцию развития личности в онтогенезе использовал эти четыре критерия ( ССР, психологические новообразования, ведущую деятельность, кризис)

Зона ближайшего развития – расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно(уровень актуального) развития и под руководством взрослого.

Кризис трехлетнего возраста

1. Негативизм. Это стремление сделать наоборот, иногда даже вопреки собственному желанию. Это протест против всего, что предлагают взрослые. Тотальное «нет». Ребенок отказывается выполнять любую просьбу не потому, что он этого действительно не хочет, а потому, что приказывают родители. Отрицание всего, что предлагают мама и папа, даже если ребенок любит делать это больше всего (гулять, есть мороженое, забавляться и тому подобное).

Вместо категорической фразы «Мы пойдем в парк» скажите: «Зайка, возможно, мы пойдем сегодня в парк?». Формулируйте свои предложения деликатнее, так, чтобы ребенок не воспринимал их как приказ и не думал, что вы его вынуждаете к чему-то. Вместо «Когда ты сложишь свои игрушки?», скажите: «Ты сложишь свои игрушки сейчас или после того, как пообедаешь?». Ребенок в этой ситуации имеет выбор и вроде бы сам решает.

Попробуйте использовать прием «Может, мы вместе» оденемся, почистим зубки, постираем вещи для куклы. Иногда (в крайнем случае) можно предложить ребенку: «Мы сегодня не пойдем в садик», надеясь, что он захочет сделать все наоборот. Но с таким приемом нужно быть осторожным, ведь обман порождает обман.

2. Упрямство. Это тоже признак кризиса трехлетнего возраста. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого в действительности хочет или это ему нужно, а потому, что первичным было «хочу». Показательным является поведение у магазина, где ребенок кричит, плачет, топает ножками, падает на пол, выкрикивая: «Купи!». Никакие объяснения не помогут, потому что ребенок настаивает лишь на том, чтобы приобрести эту вещь, о которой он даже не вспомнит через пять минут. В этой ситуации нужно спокойно забрать ребенка и переждать пик истерики, а потом попробовать поговорить с ним.

3. Строптивость. Это полное отрицание не мамы и папы, а всех правил и норм поведения, установленных к этому возрасту. Ребенок привередничает потому, что вы что-то делаете (готовите есть, читаете книгу, общаетесь с друзьями).

4. Своеволие. Ваше чадо стремится делать абсолютно все самостоятельно. Три года — это время, когда малыш начинает осознавать разницу между детьми и взрослыми и стремится подражать последним, ведь в его представлении взрослым все можно. В любом случае не запрещайте ребенку проявлять самостоятельность, поскольку сам процесс приносит ему невероятную радость. И как следствие появляется гордость: «Я это сделал (ла), я это могу — значит, я взрослый». В случае неудачи лишь подбодрите малыша и отметьте, какой он уже большой и сколько всего умеет! И, конечно, находитесь рядом и будьте готовы прийти на помощь.

5. Протест-бунт. Он проявляется в регулярных спорах со взрослыми. Ребенок начинает всеми доступными ему способами демонстрировать свое недовольство (плакать, кричать, биться, кусаться, обзываться и тому подобное).

Так он ведет себя не только с мамой, папой, бабушкой, но и с одногодками. Маленький человек имеет право на негативные эмоции и должен их как-то проявлять. Поэтому нужно ограничить употребление фраз с глаголами в приказной форме: «Иди есть!», «Не кричи!», «Не делай!» и тому подобное.

6. Симптом изменения ценностей. Ребенок пересматривает ценности, которые привили родители. Он отказывается просить прощения, здороваться со знакомыми, может обозвать маму или бабушку или начать ломать любимые игрушки. Не стоит считать эти поступки проявлениями агрессии (со временем все пройдет), в этот период ребенку интересно наблюдать, как поведут себя взрослые. Попробуйте отвлечь ребенка, предложите ему какую-то альтернативу (не хочет есть – пусть накормит куклу; рвет любимую книгу — дайте подереть прочитанный журнал).

7. Деспотизм или ревность. В семье с одним ребенком начинается террор относительно родителей. Если есть еще дети, появляется ревность. Малыш стремится заставить родителей делать все, что ему заблагорассудится. В принципиальных вопросах здоровья и безопасности ребенка стоит настоять на своем, а в пустяках можно и уступить или найти компромисс. Позволяйте своему чаду допускать ошибки: они закалят характер и научат его много чему.

Как пережить кризис трехлетнего возраста ребенка

Прочитав вышеперечисленные признаки, вы с уверенностью можете говорить, что у ребенка начался кризис трехлетнего возраста? Без паники, через это проходят все дети. А как с этим бороться читайте ниже.

1. Поощряйте самостоятельность

Хочет ребенок рисовать на стене? Дайте! Прикрепите лист бумаги, и пусть рисует, пока не надоест. Проявил интерес к стирке? Тоже не проблема – маленький таз с водой и пару носовых платков способны надолго его отвлечь. Главное не подшучивайте и вмешивайтесь только в том случае, если действия малютки могут быть опасны.

2. Проявляйте спокойствие

Кризис трехлетнего возраста не проходит за несколько дней, поэтому после продолжительных баталий сложно себя сдерживать. Но придется постараться. Крики или ремень здесь не уместны.

3. Наказание должно быть справедливым

Никаких общих фраз и упреков, типа: жадина, вредина. Наказывайте или ругайте ребенка, если такая необходимость все же возникнет, только за конкретные действия.

4. Предоставьте право выбора

Приказной тон смените на дружеское общение, и дайте ему возможность выбора в каких-то непринципиальных вещах. Таким образом, вы получите возможность аргументировано отказать в выборе в других вопросах. Вы же ему уступили в прошлый раз.

5. Анализируйте ситуации

Каждый конфликт желательно обговаривать и объяснять, почему кроха был неправ. Естественно делать это нужно не на пике истерики, а когда эмоции стихнут и малютка придет мириться.

И последнее, помните, ваша любовь и терпение помогут пережить трудный период и вынести из него только полезное. Тем более вы не одиноки в своей проблеме.

 

Социальная психология

Конфликт содержит следующие основные структурные элементы:

Стороны конфликта (участники конфликтной ситуации);

Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства и т. д. С точки зрения социальной психологии, исследующей личностные, межличностные и межгрупповые конфликты, наиболее типичными сторонами конфликта являются отдельные аспекты (черты) личности, сами личности и социальные группы. При такой классификации участников возможны конфликты типа: черта личности — черта личности, личность — личность, личность — группа, группа — группа. В социально-психологическом плане участники, конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и т.д.

Условия протекания конфликта (внешний контекст, в котором возникает и развивается конфликт); Конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составляющей является социально-психологическая среда, что представлено различными социальными группами. с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и др.

Образы конфликтной ситуации (идеальные картины, представление о конфликтную ситуацию, присущие участникам конфликта); Влияние участников конфликта и условий его течения никогда не осуществляется непосредственное. Опосредующих звеном являются образы конфликтной ситуации, которые образуются у каждого участника конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себя (свои мотивы, цели, ценности и т.п.), представление о противоположную сторону конфликта и представления о ситуации, в которой сложились и решаются конфликтные отношения. Именно субъективные образы, а не реальность является непосредственной детерминантой конфликтного поведения. Эти образы предопределяют возможные действия, которые определяют разные стороны конфликта. Поскольку эти действия взаимообусловлены, они становятся «взаимодействиями» (противодействиями), определяют стратегию поведения, выражаетесь не столько словами, сколько действиями.

Способы поведения в конфликте (конкретные действия участников конфликта).

Существует пять основных способов поведения в конфликте: уход от конфликта, борьба, уступчивость, компромисс, сотрудничество. Реализация того или иного способа в каждой конкретной ситуации зависит от:

а) особенностей конфликтной ситуации (типа конфликта, его содержания, количества людей, которые задействованы в конфликте и т.п.);

б) индивидуально-психологических характеристик участников конфликта (их потребностей, интересов, стиля общения, особенностей эмоциональной сферы и т.п.).

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до решения. Поэтому значение основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Потенциально каждый конфликт, который возникает в организациях, может проходить следующие стадии развития:

• возникновение объективной конфликтной ситуации;

• осознание конфликтной ситуации;

• переход к конфликтному поведению;

• разрешение конфликта.

Но в зависимости от конкретных условий некоторые из этих стадий не могут разворачиваться или «выпадать» из контекста конфликта.

Анализ динамики конфликта предусматривает также установление возможности трансформаций различных типов конфликта (перехода конфликта одного типа в конфликт другого типа).

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Последствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть изменение настроения, критические высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т.д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, который осознал конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме заявлений, предупреждений и др.), направленных на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом осознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, начинает активно действовать против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, решение конфликта может быть достигнуто двумя методами: педагогическим (беседа, просьбы, объяснения и т.д.) или административным (перевод на другую работу, увольнение, решение комиссии, приказ руководителя, решение суда и т. д.).
Фазы конфликта непосредственно связанные с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения