Неспецифические методы физического воспитания

Специфические методы физического воспитания.

Специфические методы физического воспитания бывают:

А. Методы обучения двигательным действиям

В. Методы воспитания физических качеств

Методы строго регламентированного упражнения:

Для обучения двигательным действиям используются методы строго регламентированного упражнения. Их два вида:

1. Метод целостного упражнения (изучения действия в целом, используется при обучении простым упражнениям или сложным не поддающимся членению на отдельные фазы).

Для успешного применения этого метода используют следующие методические приемы:

· Обучение необходимо начинать с упрощенных форм движения

· Использовать подводящие и имитационные упражнения

· Оказание дополнительной помощи (подталкивание в кувырке)

· Создание облегченных условий (например, подкидной мостик)

Ценной чертой этого метода является то, что техника действия осваивается при постоянном взаимодействии его частей, это позволяет сохранить ритм действия и его общую структуру.

Недостатком этого способа является:

Преподаватель не в состоянии одновременно исправлять все ошибки

Неоднократное повторение двигательного действия целиком при начальном обучении может быстро приводить к утомлению.

2. Метод расчлененного упражнения – изучение действия по частям. Для успешного применения этого метода необходимо:

· Начинать обучение с целостного показа, и только потом делить упражнение на отдельные части

· Выделенные части движения изучить отдельно и только потом объединить в одно целое.

3. Методы воспитания физических качеств

4. Методы сопряженного воздействия (с наибольшими нагрузками)

Игровой метод

Игровой метод имеет большое значение для воспитания чувства коллективизма, смелости, активности, настойчивости, чаще используется в младшем школьном возрасте. Характерные признаки:

· Ярко выраженная эмоциональность

· Чрезмерная изменчивость условий выполнения

· Высокие требования к творчеству, творческой инициативе

· Отсутствие строгой регламентации действий

· Комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств

· Всегда сюжетное содержание.

Соревновательный метод

7 стр., 3137 слов

Методы воспитания морально-волевых качеств юных спортсменов.

... большую роль в воспитании волевых качеств играет соревновательный метод– выполнение в тренировке различных упражнений в виде соревнований. Наконец, следует назвать метод упражнения, или метод повторных воздействий. Только ... выполнение системы тренировочных заданий, продуманно спланированных и принятых в качестве конкретной программы действий. Если задание разумно и посильно, законом для спортсмена ...

В соревновательном методе отсутствует сюжетное содержание. Характерные признаки:

· Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения

· Подчинение всей деятельности задаче победить

· На уроке используется в виде эстафет.

Обязательное условие при использовании метода: подготовленность занимающихся к выполнению упражнения.

Метод круговой тренировки.

Метод характеризуется выполнением упражнений по станциям, расположенным по кругу. Упражнения выполняются с или без интервала отдыха.

Неспецифические методы физического воспитания

Общепедагогические или неспецифические методы физического воспитания

делятся на две группы: методы словесного воздействия и методы наглядного воздействия.

К методам словесного воздействия относятся:

· Рассказ – его назначение обеспечить общее представление о каком – либо двигательном действии

· Описание — с целью передачи знаний о технике двигательных действий, правилах игры

· Объяснение – ознакомление занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении заданий

· Беседа – помогает повысить активность учащихся, а учителю лучше узнать своих учеников

· Разбор – проводится после выполнения кого-либо задания

· Указание – или распоряжение – отличается краткостью и требует безоговорочного выполнения

· Команда – имеет форму приказа к немедленному исполнению действия или к его окончанию.

К методам наглядного воздействия относят:

· Непосредственный показ упражнения

· Демонстрация наглядных пособий

· Зрительное ориентирование (разметка)

· Методы слуховой наглядности (звуки)

Методы воспитания физических качеств.

Методы распределяются по группам:

· методы в режиме непрерывной нагрузки;

· методы в режиме интервальной нагрузки;

· методы комбинированного типа.

В группу методов в режиме непрерывной нагрузки входят:

равномерный метод тренировки – скорость выполнения упражнения равномерная, время выполнения от нескольких минут до нескольких часов. Непрерывная работа выполняется в аэробных условиях, в основном метод используется для воспитания выносливости;

6 стр., 2685 слов

Нагрузка и отдых при выполнении физических упражнений

... нагрузку и отдых при выполнении физических упражнений. Объект исследования - физическое воспитание в нагрузки и отдыхе при выполнении физических упражнений. Предмет исследования - как влияет нагрузка и отдых на процесс при физических упражнениях ...

метод темповой тренировки – компоненты те же, что и в равномерном методе, но увеличивается скорость воспитания выносливости;

переменный метод – скорость переменная, время выполнения от нескольких минут до часа. Работа выполняется в аэробных условиях. Разновидностью переменного метода является «фартлек» — игра скоростей. Это бег в течении длительного времени с разной скоростью.

В группу методов в режиме интервальной нагрузки входят:

· повторный метод – скорость выполнения упражнения максимальная, время выполнения 10-20 секунд, время отдыха – до полного восстановления, характер отдыха – активный, направлен на развитие быстроты;

· метод прогрессирующего упражнения – последовательное выполнение упражнения с увеличением нагрузки после каждого подхода с полными интервалами отдыха между ними (например, последовательное поднимание штанги с увеличением ее веса после каждого подхода);

· вариативный метод – многократное повторение упражнения при волнообразном изменении нагрузки (например, поднимание штанги, вес которой изменяется 60кг — 70кг — 80кг — 70кг — 80кг — 90кг — 50кг), а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 минут

В группу методов комбинированного типа входят:

· метод повторно-переменного упражнения – представляет собой непрерывное и многократное повторение комбинации двух различных нагрузок, например, 200 метров быстрого и 100 метров спокойного бега;

· метод повторно-прогрессирующего упражнения – повторное выполнение упражнения с увеличением нагрузки перед каждым подходом, например, повторное поднимание штанги одного веса при каждом подходе, но с увеличением ее веса перед каждым следующим подходом (6х70кг + 4х 75кг + 3х80кг);

· метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха, например, повторное пробеганные отрезка 200 метров с одинаковой скоростью, но с сокращением интервала отдыха после каждого пробега.

Лечебная физкультура

1.Определение ЛФК

Лечебная физкультура – доступный и эффективный способ восстановить и укрепить здоровье. Подходящие методы ЛФК найдутся для каждого пациента.

ЛФК (лечебная физическая культура) – это метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания.

6 стр., 2875 слов

Влияние физических упражнений на организм человека 3

1.ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИХ МЕХАНИЗМЫ. Физические упражнения - это естественные и специально подобранные движения, применяемые в лечебной физкультуре и физическом воспитании, направленные на укрепление здоровья, восстановление нарушенных функций или физическое совершенствование человека. В лечебной физкультуре они используются дозировано в соответствии с особенностями заболевания, исходным ...

В основе ЛФК лежит использование одной из главных биологических функций организма – движения, как основного стимулятора роста, развития и формирования организма.

Движение – это жизнь», — гласит известное изречение Вольтера. Но многие люди по состоянию здоровья ограничены в выполнении физических упражнений на спортивном уровне. Методы ЛФК позволяют решить эту проблему, учитывая индивидуальные особенности человека.

Применение ЛФК

Лечебная физкультура является необходимой составляющей всех разделов современной практической медицины. ЛФК широко используют в следующих направлениях:

· травматологии (при открытых и закрытых переломах, повреждениях мягких тканей для ускорения заживления);

· ортопедии (заболевания суставов, плоскостопие);

· неврологии (остеохондроз, грыжа дисков, плечелопаточный периартроз, депрессивные состояния);

· кардиологии (ишемическая болезнь сердца, гипертония и т.д.) для улучшения питания мышцы сердца и усиления ее сократительной функции;

· пульмонологии (воспаление легких, бронхиты, бронхиальная астма, туберкулез);

· при подготовке к операциям на брюшной и грудной полостях, и реабилитации после них (как средство предупреждения послеоперационных осложнений);

· в комплексном лечении различной патологии у детей (заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, ревматизм).

· при заболеваниях органов пищеварения (гастрит, колит, запор, язвенная болезнь, болезнь печени и желчевыводящих путей),

· нарушениях обмена веществ и эндокринных заболеваниях (ожирение, сахарный диабет, подагра),

· в акушерстве и гинекологии (хронические воспалительные процессы, неправильные положения матки, опущение стенок влагалища, нарушения менструального цикла, климактерический период).

Упражнения ЛФК влияют на центральную нервную систему, изменяя подвижность нервных процессов в коре головного мозга; корректируют функции основных систем организма (дыхание, кровообращения и др.); улучшают процессы обмена; влияют на эмоциональное состояние человека, отвлекая от мысли о болезни и придавая чувство бодрости.

Лечебная физкультура назначается исключительно врачом и проводится строго по его назначению, чаще всего, в учреждениях, здравоохранения. При выборе средств и методик ЛФК учитываются особенности заболевания и состояние пациента в данный момент.

7 стр., 3109 слов

Заболевание сердца и сосудов

БОЛЕЗНИ СЕРДЦА И СОСУДОВ План: 1. Пороки сердца а) врожденные пороки сердца; б) приобретенные пороки сердца 2. Воспалительные процессы в сердце а) эндокардит; б) миокардит; в) перикардит 2. Атеросклероз а) стадии атеросклероза б) клинико-морфологические формы атеросклероза 3. Гипертоническая болезнь а) стадии гипертонической болезни: б) транзиторная стадия; в) стадия распространенных изменений ...

Виды ЛФК

· общая тренировка, направленная на укрепление и оздоровление организма в целом;

· специальная тренировка, цель которой – устранить нарушения в работе определенных органов и систем организма.

В рамках специальной тренировки подбираются определенные группы упражнений. В частности, для укрепления мышц живота упражнения делают в положении стоя, сидя и лежа. Для улучшения кровообращения в области малого таза используют упражнения в положении лежа на животе.

Занятия ЛФК могут проходить как с инструктором (в группе или индивидуально), так и самостоятельно. Они проходят в форме утренней или производственной гимнастики, дозированной ходьбы, лечебного плавания, ближнего туризма и терренкура, трудотерапии, механотерапии (упражнения с помощью специальных аппаратов и приборов).

Чтобы ЛФК была эффективной, занятия необходимо проводить длительный период, систематически и регулярно с постепенно возрастающими нагрузками, с учетом индивидуальных особенностей человека (возраста, состояния здоровья, двигательной активности, профессии).

По мере прохождения курса ЛФК организм адаптируется к нагрузкам, и происходит коррекция нарушений, спровоцированных заболеванием.

 

 

Синдром вегетососудистой дистонии

1.Развитие вегетативной дисфункции

Вегетативная нервная система (ВНС) работает независимо от сознания человека, самостоятельно регулируя все биохимические и физиологические процессы организма. Благодаря ее деятельности человеку не приходится заботиться о пищеварении во время еды или о работе сердца.

Достигается это за счет слаженной работы симпатического и парасимпатического отделов ВНС. Парасимпатический отдел отвечает за сокращение мышц ЖКТ, мочевого пузыря, расширяет сосуды, увеличивает секрецию внутренних желез, замедляет работу сердца. Этот отдел становится особо активен во время стрессовых ситуаций, формируя необходимые для выживания реакции организма. Симпатический отдел действует на системы организма с точностью наоборот.

Для эффективной жизнедеятельности эти отделы должны соблюдать равновесие. Если баланс в организме нарушается, возникает вегетативная дисфункция, в том числе и нейроциркуляторная дистония – функциональное расстройство сердечно-сосудистой системы.

11 стр., 5464 слов

Профилактика вегето-сосудистой дистонии физическими упражнениями

... Допустимы тренирующие физические нагрузки. Упражнения лечебной физкультуры. Сердечно-сосудистая система является одной из наиболее важных систем в организме. Вегетативные расстpойства могут быть взываны ... симпатической и парасимпатической систем (относятся к вегетативной нервной системе) со стороны высших вегетативных центров, могут привести к развитию так называемой вегетативной дистонии. Чаще всего ...

2.Причины ВСД

· Наследственность.

· Эндокринные заболевания или эндокринная перестройка организма.

· Очаговые инфекции.

· Наследственная конституция тела (например, дисплазия соединительной ткани).

· Заболевания нервной системы.

· Травмы головы, энцефалопатия, гипоксия мозга.

· Аллергии.

· Малоподвижный образ жизни.

· Неврастенический тип личности, тревожность и мнительность.

Синдром вегетососудистой дистонии, лечение вегетативных нарушений.Вегетососудистая дистония (ВСД) – очень распространенный диагноз, представляющий собой целый симптом комплекс, развивающийся при нарушении деятельности вегетативной нервной системы. Особенно часто наблюдается у детей подросткового возраста.

В Международной классификации болезней (МКБ-10) диагноза ВСД не существует. Но по своим клиническим симптомам ВСД может классифицироваться как соматоформная вегетативная дисфункция (СВД) сердечно-сосудистой системы, объединяющей в себе такие устаревшие диагнозы, как кардионевроз, нейроциркуляторная дистония или астения, вегетоз, психовегетативный синдром, а также ряд других диагнозов.

В то же время соматоформная вегетативная дисфункция не является психическим расстройством или одной из форм неврозов, а сосудистая дистония наблюдается и при соматических (телесных), и при психических заболеваниях.

Лечить ВСД как у детей, так и у взрослых должен вегетолог. Но специалисты-вегетологи встречаются редко, и такое заболевание, как нейроциркуляторная дистония приходится лечить, зачастую, кардиологу. Также с диагнозом ВСД сталкиваются в своей практике терапевты, психотерапевты и неврологи.

3.Развитие вегетативной дисфункции

Вегетативная нервная система (ВНС) работает независимо от сознания человека, самостоятельно регулируя все биохимические и физиологические процессы организма. Благодаря ее деятельности человеку не приходится заботиться о пищеварении во время еды или о работе сердца.

Достигается это за счет слаженной работы симпатического и парасимпатического отделов ВНС. Парасимпатический отдел отвечает за сокращение мышц ЖКТ, мочевого пузыря, расширяет сосуды, увеличивает секрецию внутренних желез, замедляет работу сердца. Этот отдел становится особо активен во время стрессовых ситуаций, формируя необходимые для выживания реакции организма. Симпатический отдел действует на системы организма с точностью наоборот.

14 стр., 6746 слов

Системы упражнений в диалогической речи на различных этапах обучения

КАМЧАТСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ Факультет «Лингвистика» КУРСОВАЯ РАБОТА по Методике преподавания иностранных языков на тему: “Системы упражнений в диалогической речи на различных этапах обучения” студентки II курса группы ЛВ-201 Таратыновой Олеси Валерьевны Научный руководитель Смык Марина Ивановна г.Петропавловск-Камчатский 2001г. Содержание: Введение 3 Глава 1. Диалог как объект обучения. 5 1.1 ...

Для эффективной жизнедеятельности эти отделы должны соблюдать равновесие. Если баланс в организме нарушается, возникает вегетативная дисфункция, в том числе и нейроциркуляторная дистония – функциональное расстройство сердечно-сосудистой системы.

4.Причины ВСД

· Наследственность.

Нейроциркуляторная дистония, наблюдаемая у детей, в большинстве случаев развивается из-за наследственного нарушения деятельности вегетативных центров головного мозга. Из этиологии полностью исключаются органические поражения нервной и эндокринной систем.

· Эндокринные заболевания или эндокринная перестройка организма.

Сердечно-сосудистая дистония часто появляется на фоне заболеваний надпочечников, щитовидной и половых желез, сахарного диабета, а также после абортов, беременности или в период климакса. Часто диагноз ВСД ставится подросткам, так как в пубертатный период у детей происходят сильные гормональные перестройки орнанизма.

· Очаговые инфекции.

· Наследственная конституция тела (например, дисплазия соединительной ткани).

· Заболевания нервной системы.

· Травмы головы, энцефалопатия, гипоксия мозга.

· Аллергии.

· Малоподвижный образ жизни.

· Неврастенический тип личности, тревожность и мнительность.

Сосудистая дистония может развиваться также из-за алкоголизма, курения, смены климата, частого переутомления и хронической усталости, профессиональных вредностей (вибрации, лучевое или химическое воздействие).

5.Симптомы ВСД

Сосудистая дистония (или нейроциркуляторная дистония) может протекать перманентно, когда признаки заболевания присутствуют постоянно, или приступообразно. В последнем случае кризы идентичны паническим атакам.

Признаки заболевания разнообразны, но все же основными считаются:

· боли в сердце;

· учащенное сердцебиение (тахикардия);

· сосудистая дистония;

· нарушения невротического характера;

· колебания температуры тела в течении суток;

· болезненное учащенное мочеиспускание при отсутствующей патологии органа;

· нарушения дыхательной деятельности.

Постоянные стрессы и эмоциональное напряжение могут увеличивать количество вегетативных приступов (панических атак).

После приступа человек часто еще на протяжении нескольких дней испытывает общее недомогание.

ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ВСД

Одним из основополагающих условий лечения ВСД являются физические нагрузки. Физические упражнения при ВСД помогают организму человека испытать настоящее блаженство. В кровь выбрасывается масса гормонов и энергетических веществ. Уравновешивается гормональный баланс, стимулируются и уравновешиваются процессы возбуждения и торможения в нервной системе. Улучшается работа кровеносных сосудов и снабжение питательными веществами тканей мозга, мышцы сердца и скелетных мышц. Выравнивается и уравновешивается минеральный, жировой, углеводный и другие обмены в твоём организме. Повышается устойчивость организма к болезням и иммунитет. Организм получает массу положительных эмоций, а значит гормонов радости, от выполненной работы. Всего несколько минут подвигал руками и ногами, а поднял столько хороших процессов. Вся слабость и усталость связана полностью с нарушением работы в нервной системе, а не в том, что больны кровеносные сосуды, мышцы и суставы. Все органы, особенно сердце и кровеносные сосуды полностью здоровы. Поэтому нет никакой необходимости выполнять упражнения, направленные на стимуляцию и тренировку кровеносных сосудов. Также нет необходимости осторожничать, чтобы не перегрузить сердце. Нужно переступить через страхи и начать выполнять, казалось бы, невыполнимые задачи. Превозмогая усталость, ужас и, дающееся с неимоверным трудом тяжестью, выполнение любого упражнения, нужно начинать двигаться при любом состоянии. В самом начале необходимо немного поработать над устранением панического страха и тревоги. Здесь без лекарственных средств, в том числе и растительного происхождения не обойтись. Просто комплекса упражнений нет вообще в природе, а если и есть, то составлены специально под потребителя, т.е. помогают они одинаково, как при ВСД, так и при других заболеваниях. Все физические упражнения дозволено выполнять страдающему вегетососудистой дистонией. Можно выполнять любые упражнения и в любых позах (головой вниз, ногами вверх – всё это я проверил на себе).

В этом нет никаких ограничений. Всё зависит только от твоих пристрастий. А сейчас несколько простых рекомендаций для ЛФК при ВСД:

-Ни в коем случае не заводи никаких дневников о состоянии артериального давления и частоты пульса до, и после выполнения упражнений. У тебя и так целый день рука на пульсе. Это только будет стимулировать мнительность, тревогу и страх.

— Плавно и постепенно повышай физическую нагрузку. Начинать надо с самых малых доз. Нельзя несколько месяцев лежать и ныть на кровати, а затем вдруг рвануть кросс на 15 километров. Это может быть чревато для самых здоровых людей. Сколько спортсменов умирает молодыми, прямо на поле соревнований от физического перенапряжения.

— Упражнения должны быть максимально уравновешены по статическим и динамическим показателям. Нельзя заниматься только гирями, или только бегом. Занятия должны включать в себя разнообразные упражнения и затрагивать все части тела и все группы мышц.

— Нельзя перенапрягать органон, он не может работать до упора. Нагрузка должна быть посильной и дозированной. Главное не интенсивность занятий, а сам факт того, что выполняется работа. Многие молодые люди, узнав о своём диагнозе ВСД, идут тягать железо в тренировочные залы, устраивая себе конкретное перенапряжение. Дают себе неимоверные нагрузки, по нескольку часов ежедневно. Они не понимают, что такое насилие над собой, вызывает дальнейшее истощение нервной системы и усугубление ВСД.

— Гимнастика при ВСД должна приносить тебе радость и положительные эмоции. Если ты устал, но настроение отличное и тебя радует то, что ты выполнил, значит, ты на правильном пути. Создай самостоятельно свой собственный комплекс упражнений. Составь его только из тех занятий, выполнение которых для тебя приятно и комфортно.

— Нельзя участвовать в соревновательных играх и упражнениях на результат. Без разницы, будут это простые шахматы или волейбол, бокс или футбол. Игра на результат заставляет нервничать, поднимает на поверхность мысли о том, как закончится игра. Ты начинаешь волноваться и переживать, что может вызвать тревожность и приступ панической атаки.

— Не участвуй в командных соревнованиях. Ведь покинуть поле игры в таком виде состязаний сложно. И осознание этого момента, может вызвать у тебя тревогу. В начале лучше заниматься отдельно, когда ты самостоятельно руководишь занятием. При этом, в любой момент, ты можешь остановиться, попить водички, посидеть в холодке и передохнуть.

— Занятия желательно сопровождать любимой музыкой. Музыка должна быть негромкой, соответствовать ритму конкретных упражнений и вызывать приятные воспоминания и фантазии. В наше время эту подборку сделать совсем нетрудно.

— Проводить занятия лучше всего на открытом воздухе, подальше от городской суеты с грязным воздухом и посторонних чужих глаз. Лучший вариант — это проведение занятий на природе, без лишних зрителей и комментаторов.

— Не старайся заняться экзотическими восточными гимнастиками или единоборствами. Все они требуют большого количества необходимых знаний и упорных тренировок. Например, йога – комплекс физических упражнений и медитаций, которые выполнять нужно обязательно на первых порах с толковым инструктором, и требует хорошей тренированности. Если ты, начитавшись рекламы, рванёшь туда, тогда результат может быть печальным. Тем более, что занятие йогой не даёт 100% успеха в лечении вегетососудистой дистонии. Хотя в этом учении есть и очень простые упражнения. Например, известный комплекс йоги Сурья намаскар (Приветствие Солнцу), который очень доступный и полезный. Развивает гибкость в позвоночнике. Стимулирует, расслабляет и растягивает все группы мышц организма.

 

Заключение

ЛФК способствует не только улучшению работы пораженного органа, но оказывает многогранное физиологическое действие. Под влиянием ЛФК активизируется дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние нервной эндокринной системы, повышается функция мышечной системы.

Используя возможности ЛФК и восстановив с ее помощью до «нормального» уровня и здоровье, и физические кондиции, можно затем заниматься другими видами физкультуры и даже спорта.

Необходимо ценить свое здоровье и правильно организовывать досуг, употребляя его для укрепления здоровья.

 

 

Литература

1. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник М. Медицина 1999, 304 с

2. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991

3. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье.М.1987