Система методов тгп

Общее понятие о ТГП

Система методов, функции и место ТГП в системе наук

Методология и система принципов ТГП

Первобытное общество: характеристика, политическая власть и право

Основные теории происхождения государства

Понятие, признаки и сущность государства

Форма государства: понятие и виды

Форма государственного устройства и политический режим

Публичная государственная власть

Характеристика механизма государства

Понятие, признаки и виды государственных органов

Понятие, признаки и сущность права

Основные концепции и теории права

Формы права и нормативно-правовые акты (НПА)

Понятие, признаки и структура правовой нормы

Правовые отношения

Понятие и классификация юридических фактов

Общее понятие о ТГП

ТГП как наука и учебная дисциплина

ТГП (теория государства и права) как наука – это система накопленных и систематизированных знаний о государственно правовых явлениях и процессах, а также выработанных на их основе понятий, категорий и классификаций.

ТГП (теория государства и права) как учебная дисциплина представляет собой совокупность научного знания о государстве и праве, необходимого и достаточного, для профессиональной деятельности юриста.

Объект, предмет и структура ТГП

Объектом исследования ТГП (теории государства и права) выступают общественные отношения, возникающие в сфере связанной с государственно-правовыми явлениями и процессами.

Предмет ТГП (теории государства и права) составляют наиболее общие закономерности, возникновения, развития государства и права, а также основные государственно-правовые понятия, базовые институты теории государства и права (сущность, типы, формы, функции, механизм государства и права).

Структура ТГП (теории государства и права)

1. Теория государства

2. Теория права

3. Методология права

Система методов, функции и место ТГП в системе наук

Методология ТГП (теории государства и права) – это система методов, приемов и способов используемых для познания государства и права.

11 стр., 5244 слов

Общая теория систем Л. Берталанфи

... Дебора Хаммонд. В качестве междисциплинарного и многоперспективного поля деятельности теория систем объединяет принципы и понятия из таких наук как онтология, философия науки, физика, информатика, ... электромеханический или информационный продукт. Поскольку понятие системы часто используется в социологии и в области знаний, часто ассоциируемой с кибернетикой, теория систем в качестве технической и ...

Методы ТГП (теории государства и права) — это совокупность приемов, способов и средств используемых для познания государства.

1. Всеобщие методы (по-другому: философские методы) исследования, применяемые при познании государства и права:

1) Идеализм

2) Материализм

3) Диалектика – метод познания явления в развитии и самодвижении – метод прогресса.

2. Общенаучные методы исследования, применяемые при познании государства и права – анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический материализм, формальный, системный метод, функциональные метод.

3. Общегуманитарные методы исследования, применяемые при познании государства и права:

1) системный

2) функциональный

3) конкретно – социологический

4. Частнонаучные методы исследования государства и права (специально юридические)

1) метод сравнительного правоведения

2) метод правового прогнозирования

3) метод правового эксперимента

4) метод формально–юридический (догматический) – заключается в исследовании права в чистом виде, связи его с другими сферами (экономика, политика)

5) исторический метод

Функции тгп

Основные функции ТГП (теории государства и права):

1. Понтологическая функция – наука о бытие

2. Гносеологическая функция – наука о познании

3. Эвристическая функция – искусство нахождения нового, истины

4. Политико-управленческая функция

Место тгп в системе наук

Виды наук: технические, естественные, общественные.

Виды общественных наук: социальные науки, гуманитарные науки.

Виды социальных наук: экономика, социология, политология, юриспруденция и др.

Виды гуманитарных наук: философия, история, культурология, этика и др.

Виды юридические наук: историко-правовые науки, специальные юридические науки, отраслевые юридические науки, прикладные юридические науки.

Виды историко-правовых юридических наук: история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений.

Виды специальных юридических наук: криминология, правоохранительные органы.

Виды отраслевых юридических наук: финансовое право, земельное право, экологическое право, трудовое право.

Виды прикладных юридических наук: криминалистика, судебная психиатрия и др.

ТГП (теория государства и права) занимает центральное, базовое положение ко всем юридическим наукам.

Методология и система принципов ТГП

Методология ТГП включает в себя подходы, принципы и методы познания.

Подход зависит от идеологии государства.

Принципы тгп

1. Плюрализм – использование различных подходов и разных точек зрения при исследовании предмета.

2. Объективность – изучение Г и П такими, какие они были в действительности.

3. Всесторонность – мы рассматриваем Г и П в связи со всеми остальными государственными и правовыми явлениями.

4. Принцип историзма – изучаем Г и П в хронологической последовательности, учитывая ту историческую обстановку, в которой они возникли и развивались.

Методы тгп

1. Общенаучные методы (используются всеми науками).

5 стр., 2252 слов

Психологическая теория происхождения государства и права

... централизованного управления, распределения, учета, подчинения. 2. Психологическая теория происхождения государства и права Психологическая теория происхождениягосударства разработана Л. И. Петражицким (1867 ... патриархальной теории опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Установлено, что патриархальная семья появилась ...

2. Частнонаучные методы (вырабатывает одна наука и сама их использует).

ТГП вырабатывает: формально-юридический метод (состоит в исследовании правовых категорий, юридических конструкций специальными юридическими приёмами, предполагающий изучение внутренней и внешней формы явлений), сравнительно-правовой (предполагает сопоставление юридический понятий, явлений, процессов, установление их сходств и различий).

3. Специальные методы (вырабатываются одной наукой, но могут использоваться другими).

Различные науки (логика, математика) вырабатывают методы, которыми может пользоваться ТГП.

Первобытное общество: характеристика, политическая власть и право

Общая характеристика первобытного общества

Существовал период, когда не было государства – он носит название «догосударственный» период или первобытнообщинный период.

Первобытное общинное общество – как раз такой период.

Экономика первобытного общества присваивающая: собирательство, охота.

По мере истощения природных ресурсов, человек начинает заниматься земледелием и скотоводством. Начинается обмен.

Неолитическая революция

Неолитическая революция – переход от присваивающей экономике к производящей экономике. В её результате появляются земледельцы, скотоводы и торговцы. Таким образом, начинает появляться имущественное неравенство, а затем и социальное неравенство. С этого момента общество перестаёт быть первобытным.

Это создаёт условия для возникновения государства.

Разделение труда идёт по половозрастному признаку.

Род и племя – основные ячейки первобытного общества:

Род – менее крупное объединение, которое основано на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, общая собственность и социальное равенство.

Племя – более крупное объединение (союз родов).

Необходимо защищать свою территорию, более удобно существовать всем вместе. Своя территория, язык, религиозные и бытовые обряды.

Институты власти первобытного общества

Особенность власти первобытного общества состоит в том, что в первобытном обществе существует особый вид власти – потестарная власть. Такая власть не оторвана от общества и не стоит над ним. Осуществляется самим обществом (родовое собрание) либо выбранными лицами (вожди, старейшины), которые не обладают привилегиями кроме авторитета и могут быть заменены. Нет аппарата принуждения и управления.

Право в первобытном обществе

Права нет, правила поведения выражены в виде мононорм. В эти правила поведения включаются религиозные, корпоративные, моральные нормы.

Основные теории происхождения государства

1. Теологическая теория происхождения государства. Государство есть продукт божьей воли. Государь – наместник бога на земле. Государство вечно как сам бог. Является официальной теорией Ватикана.

Автор теологической теории – Фома Аквинский (XII век).

2. Патриархальная теория происхождения государства. Государство представляет собой продукт разрастания и развития семьи.

Автор патриархальной теории – Аристотель.

3. Классовая теория происхождения государства. Государство возникает в результате разделения общества на классы и является машиной для подавления одного класса другим.

8 стр., 3811 слов

Теории происхождения государства. Понятие формы государства и ...

... власти монарха, а в современном обществе последователи данной теории вынуждены приспосабливаться и согласовывать ее с новыми знаниями об обществе и закономерностях его развития. 1.2 Патриархальная теория происхождения государства ...

Авторы классовой теории – Маркс, Энгельс и Ленин.

4. Договорная теория происхождения государства. Государство возникает в результате соглашения или договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести войну всех против всех. В силу договора часть своих прав люди делегируют в обмен на их защиту и покровительство.

Авторы договорной теории – Платон, Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк.

5. Насильственная теория происхождения государства. Завоевание одних другими. Бывает теория внешнего (одно племя завоёвывает другое племя) и внутреннего насилия (формируется группа людей, которые путём силы подавляют всё остальное население, которые в большинстве).

Авторы насильственной теории – Дюринг, Каутский.

6. Психологическая теория происхождения государство. Государство представляет собой результат особенности психики человека, его влечений и инстинктов.

Авторы психологической теории – Фрейд, Петражицкий.

7. Историческая школа происхождения государства. Государство представляет собой продукт развития народного духа, органическое проявление народа. Формируется в ходе исторического развития (как язык).

Авторы исторической теории – Пухта, Савиньи.

Понятие, признаки и сущность государства

Понятие государства

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, которая в обязательном порядке обладает аппаратом управления и принуждения, механизмом сбора налогов и законодательными органами.

Под государством разные философы и правоведы понимали:

«Сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» Аристотель

«Машина для угнетения одного класса другим, машины, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.И. Ленин

«Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка» Л. Гумплович

«Союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы» М. Т. Цицерон

Признаки государства:

1. население

2. территория

3. суверенитет

4. взаимосвязь государства и права

5. система налогообложения

6. публичная государственная власть

Сущность государства

Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства.

Подходы к определению сущности и предназначения государства:

1. Классовый подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства.

2. Общесоциальный подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны.

3. Диалектический подход к сущности государства – власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, ... невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость ... он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности ... 16 лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства — с согласия ...

Форма государства: понятие и виды

Форма государства представляет его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти (форма правления), территориальной организации государства (форма государственного устройства) и осуществления государственной власти (политический режим).

Виды форм государства:

1. Монократическая форма государства (единовластие, нет разделения властей, нет МСУ, огосударствление экономики, политический режим опирается на принуждение, обязательна государственная идеология).

2. Поликратическая форма государства (разделение властей, высокая степень автономности территориальных образований и местного самоуправления, органы государственной власти формируются на выборной основе, экономика отделена от государства, гарантируются права и свободы личности).

3. Сегментарная форма государства (смешанная; преобладающая роль сословий, семей, кланов, олигархических групп; нет разделения властей, но органы разделены по ролям, есть лидирующий орган; элементы местного самоуправления; допускаются различные политические партии; права и свободы личности обозначены в конституции, но ограничены).

Индонезия, Египет.

Формы правления: монархия, республика.

Монархия: абсолютная (неограниченная), ограниченная.

Ограниченная монархия: сословно-представительная (ограничивающий сословно-представительный орган носит совещательный характер), конституционная.

Конституционная ограниченная монархия: дуалистическая (исполнительная власть принадлежит монарху), парламентарная (монарх выполняет номинальную функцию, является символом нации).

Республика: президентская (президент формирует правительство, США), парламентская (парламент назначает премьера, он формирует правительство), смешанная (Россия).

Форма государственного устройства и политический режим

Форма государственного устройства

Виды форм государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Конфедерация: союз независимых государств; союз всегда создаётся для достижения определённой цели; после достижения цели конфедерация либо распадается, либо перерастает в другое государственное объединение (например, в федерацию).

Унитарное государство, виды: централизованное, децентрализованное.

Унитарное государство, признаки: единая система налогообложения, единое гражданство, единая система органов власти.

Федерация, признаки: возможно двойное гражданство, деление на субъекты и т.д.

Федерация, виды: симметричная (у всех одни права), ассиметричная (кому-то предоставляют больше прав).

Деление субъектов: территориальное, национальное, территориально-национальное (РФ).

Субъекты РФ: область, автономная область, край, округ, республика, города федерального значения.

Политический режим

Политический режим, виды: демократический, антидемократический.

12 стр., 5626 слов

Приоритетные каналы коммуникации в процессе организации обратной ...

... работе региональной исполнительной власти. Государственное строительство не может проходить успешно без привлечения общественности на основе постоянного механизма взаимодействия государства и общества. Поэтому приоритетной задачей государственных органов в последние годы ...

Антидемократические политические режимы: авторитарный (как правило, основан на авторитете, культе личности), тоталитарный (тотальный контроль государства).

Признаки демократического режима:

1. Формирование органов власти выборным путём, их сменяемость и подотчётность народу.

2. Разделение властей (существует система сдержек и противовесов).

3. Политический плюрализм.

4. Права и свободы граждан.

5. Невмешательство государства в частную жизнь граждан.

6. Верховенство закона.

7. Существование правового государства и гражданского общества.

Признаки антидемократического режима:

1. Формирование органов власти путём псевдовыборов или без выборов.

2. Отсутствие разделения властей.

3. Наличие единой государственной идеологии.

4. Формальное провозглашение прав и свобод.

5. Бесправие граждан, произвол властей.

6. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни.

Публичная государственная власть

Понятие публичной государственной власти

Публичная государственная власть – это конструктивное выражение силы и мощи государства, воплощенных в государственных органах, вытекающих из сознания зависимости граждан от государства, способное делать свои предписания общеобязательными и направленное на упорядочение общественных процессов протекающих внутри общества.

Свойства и характеристики публичной государственной власти:

1. Легальность – образование и деятельность власти в установленном законном порядке.

2. Легитимность – это признание власти населением, способность и готовность ей подчиняться.

3. В некоторых случаях узурпация – насильственный захват власти или присвоение себе чужих властных полномочий.

Методы осуществления публичной государственной власти:

1. Метод убеждения

2. Метод принуждения

Принципы организации деятельности публичной государственной власти:

1. Принцип соединения властей

2. Принцип разъединения властей

Характеристика механизма государства

Общая характеристика механизма государства:

1. Механизм государства целостная система – не существует государственного органа вне механизма государства, они все действуют в системе для достижения единой цели государства.

2. Механизм государства иерархическая система – т.к. построение государственных органов базируется на субординации, строгой иерархии от нижестоящего звена к вышестоящему.

3. Механизм государства состоит из государственных органов и учреждений – последние отличается от органов тем, что не обладают полномочиями.

4. Механизм государства фактически осуществляет государственная власть.

5. Механизм государства призван выполнять задачи и функции государства, поэтому его структура адекватна существующим основным направлениям деятельности государства.

Понятие, признаки и виды государственных органов

Понятие государственного органа

Государственный орган – это юридически оформленная организационно-обособленная часть, базовое звено механизма государства, обладающая властными полномочиями, состоящая из государственных служащих и направленная на организацию государственной власти в целях функций государства.

14 стр., 6624 слов

Государство и гражданское общество

... как в концепциях правления права подчеркивается, прежде всего, независимость права от государства: в государственном законе видят угрозу праву и свободе. Их идеал - ограниченное государство и свободное правовое общество.В англоязычном правоведении существуют ...

Признаки государственных органов:

1. Юридическое закрепление и оформление – любой государственный орган имеет свой юридический статус (совокупность прав и юридических обязанностей), закрепленный в действующем законодательстве и нормативных правовых актов.

2. Государственный орган, как правило, организационно обособлен, несмотря на действие его в едином механизме государства. Каждый государственный орган является самостоятельным лицом, обладающим своими материальными средствами и выполняющие присущие только ему задачи и обязанности.

3. Государственному органу присуще наличие властных полномочий и механизмов воздействия на общественные отношения.

4. Государственный орган состоит из государственных служащих, наделенных в соответствии за законом властными и административными полномочиями.

5. Государственный орган создается в целях выполнения задач и функций государства.

Виды государственных органов:

Виды:

1. В зависимости от способов возникновения государственных органов:

1) первичные государственные органы

2) производные государственные органы

2. По характеру принятия властных решений:

1) коллегиальные государственные органы

2) единоличные государственные органы

3. В зависимости от принципа разделения власти:

1) законодательные государственные органы

2) исполнительные государственные органы

3) судебные государственные органы

4) исполнительные государственные органы

4. В зависимости от способа формирования:

1) выборные государственные органы

2) назначаемые государственные органы

5. По сроку действия

1) постоянно действующие государственные органы

2) бессрочно действующие государственные органы

6. по характеру подчиненности:

1) государственные органы вертикального подчинения (например, прокуратура)

2) государственные органы двойного подчинения (например, любое министерство)

Понятие, признаки и сущность права

Понятие права

Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений.

В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях:

Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей, обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность).

Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него.

Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства.

11 стр., 5172 слов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭБ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

...   ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭБ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ   1. ОВД 2. ФСБ 3. Таможенные органы   Деятельность указанных органов осуществляется путем реализации мер: · уголовно-правового характера ( ... проводимых массовых мероприятий   Статья 13 ФЗ "О ФСБ" определяет перечнь прав органов ФСБ: · устанавливать на конфиденциальной основе сотрудничества отношения с лицами, давшими на ...

В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций(право избирать, право собираться мирно и без оружия).

Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права.

Признаки права:

1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.

2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.

4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.

5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением, т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.

6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.

Сущность права

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

1. Классовый подход к сущности права

2. Общесоциальный подход к сущности права

3. Диалектический подход к сущности права

Функции права

Функции права – это основные направления его воздействия на общество. Принято выделять две группы функций права:

Общесоциальные функции права – в рамках данных функций государство использует право для достижения своих интересов, поэтому функции права и государства здесь совпадают:

1. Экономическая функция права

2. Политическая функция права

3. Воспитательная функция права

Специальные юридические функции (собственно-правовые функции)

1. Регулятивно-статистическая функция права – отражают статистику правовой системы (в правовой системе есть элементы, обладающие стабильностью и статичностью).

Регулирование общественных отношений здесь происходит посредством закрепления права и запретов.

2. Регулятивно-динамическая функция права – регулирование общественных отношений осуществляется посредством установления (будущего поведения человека) обязанностей.

3. Охранительная функция права – ее назначение заключается в охране регулятивных норм от нарушения. Посредством этой функции в праве закрепляются меры ответственности.

4. Оценочная функция права – право позволяет оценить поведение человека.

22 стр., 10727 слов

Психологическая теория права Л.И. Петражицкого

... позитивное и интуитивное. Позитивное право «определяется как совокупность норм права». Оно представлено в виде официально действующих в государстве нормативно - правовых предписаний. Интуитивное или неофициальное право - это чисто психическое явление, ...

Основные концепции и теории права

1. Позитивная концепция права:

Представители концепции: Джон Остин, Габриэль Шершиневич.

Право в рамках позитивной концепции – это совокупность норм, исходящих от государства и обеспеченных в необходимых случаях государственным принуждением.

2. Естественно-правовая концепция права:

Представители: Аристотель, Гуго Гроций, Томас Гобс, Радищев.

Помимо права устанавливаемого государством, существует высшее стоящее над ним естественное право, принадлежащие человеку от рождения.

Право в рамках естественно-правовой концепции – это принудительное требование реализации определенного минимума добра и порядка. Право это определенный уровень нравственности. Право и закон – это различные понятия.

3. Историческая концепция права:

Представители: Гуго, Карл Савеньи.

Право в рамках исторической концепции – это выражение духа народа, правового убеждения. Право формируется постепенно, медленно, независимо от государства, подобно языку, поэтому законодатель, не должен создавать нормы по своему усмотрению, а в праве лишь фиксировать, то что сложилось в виде норм. Право – это обычай.

4. Психологическая концепция права:

Представители: Лев Петражицкий.

Право в рамках психологической концепции – это совокупность эпических переживаний, эмоций, которые носят императивно-атрибутивный характер, и подразделяются на:

А) переживания позитивного права установленного государством (императивный характер)

Б) переживания интуитивного личного права (атрибутивный характер), которое и является регулятором поведения человека, т.е. право.

Право – не зависимо от теории – это регулятор общественных отношений.

5. Социологическая концепция права:

Представители: Кудрявцев.

Право в рамках социологической концепции – это реальные общественные отношения, его следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни, такое право называется живым. Главная форма права – прецедент.

Формы права и нормативно-правовые акты (НПА)

Форма права

Формы или источники права – это способы выражения и закрепления правовых норм.

Виды форм права:

1. Правовой обычай представляет собой исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку людей в результате многократного повторения и воспитания одних и тех же действий, которые санкционируются государством и обеспечиваются его принудительной силой.

2. Правовой прецедент (судебный и административный) представляет собой решение по конкретному делу, которое берется за образец при разрешении аналогичных дел, органами той же или низшей инстанции.

3. Правовая доктрина представляет собой конкретное суждение ученых юристов, по какой либо правовой проблеме.

4. Религиозная догма является неотъемлемым способом выражения и закрепления правовых норм.

5. Нормативные правовые акты (НПА)

НПА

НПА – это официальный юридический документ, принятый компетентными органами в особом порядке, содержащий нормы права, направленный на регулирование общественных отношений.

Признаки НПА:

1. НПА создается в особом порядке, только компетентными органами.

2. НПА содержит правовые, т.е. рассчитан на многократное применение, действует непрерывно, адресаты не персонифицированы.

3. НПА направлены на регулирование общественных отношений и обеспечивается принудительной силой государства.

4. НПА имеют юридическую силу, под которой понимается степень подчиненности данного акта, актом вышестоящего органа.

Виды НПА:

1. Закон – это НПА обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

2. Подзаконные акты – это акты, обладающие меньшей юридической силой, чем законы и призваны конкретизировать их принципиальные положения (указы Президента и Правительства).

Все НПА имеют временные и территориальные ограничения своего существования, а также распространяются на строго определенный круг лиц.

1. Действие НПА во времени следует рассматривать в трех аспектах:

Как результат указания в тексте НПА на календарную дату, с наступлением которой НПА начинает действие.

Как результат указаний на иные обстоятельства с наличием, или отсутствием которых НПА начинает действовать (с наличия опубликования, подписания).

Как результат истечения определенного времени после официального опубликования.

2. Прекращение НПА (его действия) в результате:

В результате истечение срока, на который был принят НПА.

В результате отмены НПА компетентным органом.

В результате принятие нового НПА, той же или высшей юридической силы регулирующего одни и те же общественные отношения.

В результате устаревания НПА и исчезновение обстоятельств, которые подлежат регулированию.

3. Действие НПА во времени необходимо рассматривать с учетом еще 2-х аспектов:

Закон обратной силы не имеет, т.е. он распространяется только на те, общественные отношения, которые возникают после его принятия, за исключением:

1) Указания в тексте НПА, что он имеет обратную силу.

2) За исключением случаев отмены или исключением юридической ответственности.

Активное действие закона.

4. Действие НПА в пространстве, осуществляется на основе 2-х принципов:

1. Территориальный принцип действия — НПА действует в пределах территории, на которую распространяется юрисдикция правотворческого органа.

2. Экстерриториальный принцип действия – НПА действует даже за пределами территории юрисдикции органа его принявшего.

3. Действие НПА по кругу лиц – по общему правилу НПА распространяет действие на всех лиц находящихся на территории государства, за исключением:

Определенных лиц, которые могут обладать юридическим иммунитетом (дипломаты)

Законы РФ распространяются на граждан РФ не зависимо от места их нахождения.

Понятие, признаки и структура правовой нормы

Понятие правовой нормы

Правовая норма – это система общеобязательных, формально-определенных государственных правил поведения, выражающих суждения о возможном и запрещенном поведении.

Признаки правовой нормы:

1. Формально-определенный характер (форма выражение правовой нормы – статья нормативного правового акта, ее содержание).

2. Общеобязательный характер правовой нормы.

3. Возможность обеспечения государственным принуждением.

4. Сознательно-волевой характер.

5. Правовая норм имеет представительно — обязательный характер, т.е. прямо или косвенно одной стороне предоставляет право, а на другую возлагает обязанность

6. Правовая норм имеет общий характер – она распространяется на неопределенное число случаев, ситуаций, действует непрерывно, адресаты норм обозначаются общими родовыми признаками.

Структура правовой нормы

В юридической науке выделяют:

  • внутреннюю (логическую) составляющую
  • внешнюю составляющую

1. Внутренняя структура правовой нормы строится по формуле:

«Если…», «То…», «Иначе…»

Она состоит из трех элементов:

1. Гипотеза – это часть правовой нормы, указывающая на условия обстоятельства, при наступлении которых норма права начинает действовать.

2. Диспозиция – это часть правовой нормы, определяющая правила поведения, по которым должны или могут действовать нормы права.

3. Санкция – это часть правовой нормы, определяющая карающие последствия за нарушение диспозиции.

2. Внешняя структура правовой нормы зависит от типа норм:

1. Регулятивные правовые нормы, состоят из 2-х элементов:

  • Гипотеза
  • Диспозиция

2. Охранительные правовые нормы:

  • Гипотеза
  • Санкция

Виды правовых норм:

1. По отраслям права:

1. Конституционные нормы

2. Уголовно-правовые нормы

3. Гражданско-процессуальные нормы

2. По характеру регулирующего действия:

1. Регулятивные

2. Охранительные

3. Специализированные правовые нормы – действуют опосредовано, через регулятивные и охранительные правовые нормы:

3.1. Дефинитивные правовые нормы – нормы определения, устанавливают юридические понятия.

3.2. Оперативные нормы – устанавливают временные пределы действия НПА.

3.3. Коллизионные нормы – призваны устранять юридические коллизии.

3.4. Учредительные нормы – закрепляют основные начала, цели и принципы правового регулирования.

3. В зависимости от способа регулирования принято выделять:

  1. Запрещающие правовые нормы
  2. Обязывающие правовые нормы
  3. Управляющие правовые нормы

4. В зависимости от метода правового регулирования:

1) Императивные правовые нормы – безусловно-обязательные.

2) Диспозитивные правовые нормы – лишь условно обязательные, применяются, когда договором не обусловлено иное.

Правовые отношения

Правовые отношения – это урегулированная нормами права общественная деятельность, участники которой имеют субъективные юридические права и обязанности, обеспеченные государством.

Признаки правовых отношений:

1. Правовые отношения характеризуется специфической структурой, называемой составом правоотношений.

2. Правовые отношения, как правило, возникают на основе юридических норм.

3. Правовые отношения имеют двух сторонний характер, т.е. в них присутствует две стороны со своими присущими только им правами и юридическими обязанностями.

4. Правовые отношения – это такие отношения, где осуществление субъективных юридических прав и обязанностей гарантируется государством.

Состав правовых отношений:

I. Субъекты правовых отношения – это их участники, обладающие субъективными юридическими правами и обязанностями.

Виды субъектов правовых отношений:

1. Физически лица

2. Юридические лица и организации:

1) Государственные организации:

— государственные органы

— государственные учреждения

— государственные предприятия

— государство в целом

2) Негосударственные органы

— муниципальные органы, предприятия и учреждения

— коммерческие организации

— общественные организации

3. Социальные общности – народ, нация, население региона.

Свойства субъектов правовых отношений – субъекты правоотношений обладают правосубъектностью, которая состоит из 2-х элементов:

1. Правоспособность – это предусмотренное нормами права, возможность лица иметь субъективные права и обязанности

2. Дееспособность – предусмотренная нормами права способность лица своими действиями осуществлять субъективные права и обязанности. Особой разновидностью дееспособности является деликтоспособность – т.е. способность лица нести ответственность за совершенное правонарушение.

II. Объекты правоотношений – это те реальные блага, на использование и охрану которых направлены субъективные права и обязанности.

Виды объектов правовых отношений:

1. Нематериальные блага (жизнь, доброе имя)

2. Материальные блага (деньги, ценности)

3. Продукты духовного творчества и интеллектуальной деятельности человека

4. Официальный документ

5. Работа, услуги и их результат

III. Содержание правовых отношений – состоит из 2-х элементов:

1. Субъективное право – это предусмотренное нормами права мера возможного поведения. Это сложное социальное явление, имеет ряд правомочий:

1) право поведения – право на собственные юридические действия

2) право требования

3) право притязания – возможность прибегнуть к аппарату принуждения государства к обязанному лицу

2. Юридическая обязанность – это предусмотренное нормами права мера должного и необходимого поведения

1) обязанность воздержаться от запрещенного поведения

2) обязанность исполнить действие в интересах управомоченной стороны

3) обязанность претерпевать лишения гос. принудительного характера

Понятие и классификация юридических фактов

Понятие юридических фактов

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с наличием или отсутствием которых, нормы права связывают возникновение, изменение, или прекращение правоотношений.

Классификация юридических фактов:

I. По волевому признаку

1. События – это юридические факты, которые не зависят от воли лиц (наводнение)

  • абсолютные события (которые не зависят от воли лиц)
  • относительные события (относительно не зависят от воли физических лиц)

2. Деяния – это такие юридические факты, которые полностью зависят от сознания лица, их принято делить на:

1) Правомерные деяния, которые в свою очередь делят на:

юридические акты — это деяние специально направленное на возникновение, изменение или прекращения правоотношения

юридические поступки – специально не направленные на возникновение или прекращение правоотношений, однако влекут такие последствия

2) Неправомерные деяния:

  • объективно-противоправные деяния, которые нарушают требования правовых норм, но не содержат всех признаков состава правонарушения
  • правонарушения

проступки:

  • административные
  • гражданско-правовые деликты
  • дисциплинарные

преступления

Фактический юридический состав – это совокупность 2-х или более юридических фактов необходимых и достаточных, для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.