«Ученик как объект научного исследования и субъект воспитания».

Содержание

Введение 3

Глава 1. Ученик как объект научного исследования 5

1.1. Периодизация школьного возраста 5

1.2. Методы педагогического изучения учащихся 14

Выводы по первой главе 17

Глава 2. Ученик как субъект обучения и воспитания 19

2.1. Понятие субъекта в психолого-педагогической литературе 19

2.2. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности 23

Выводы по второй главе 27

Заключение 28

Список литературы 30

Введение

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества, в оказание помощи воспитаннику в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности.

Несмотря на изменяющуюся атмосферу общественной жизни, ее демократизацию и гуманизацию, воспитательная работа в массовой школьной практике по-прежнему осуществляется «сверху» и представляет собой набор стандартных методов и форм педагогической деятельности, предписывающих воспитуемым роль объектов воздействия, а не субъектов социальной жизни, саморазвития и собственного жизнетворчества.

Ученик, будучи объектом педагогической деятельности учителя, становится субъектом учебно-познавательной деятельности, которую организует учитель. Но ученик выступает не как самостоятельный субъект познавательной деятельности, а как субъект, воспроизводящий в своей учебно-познавательной деятельности структуру и содержание педагогической деятельности учителя. Полноценным субъектом познавательной деятельности человек может стать только тогда, когда осваивает формы, способы, методы, принципы и средства познавательной деятельности.

Таким образом, ученик выступает и как объект изучения, и как субъект воспитания. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы настоящего исследования: «Ученик как объект научного исследования и субъект воспитания».

Объект исследования: личность учащихся.

11 стр., 5145 слов

Как современная система отметок стимулирует учебно-познавательную ...

... засчитывались развернутые характеристики учителей, а также продемонстрированные учениками достижения в творчестве, общественно полезной деятельности. Это органично соответствовало букве и духу Единой ... ученика на уроке, предоставить ему возможность для исправления первоначального, возможно неудачного ответа. Подобный подход, несомненно, играл стимулирующе-мотивационную роль, усиливал познавательный ...

Предмет исследования: ученик как объект и субъект воспитания.

Цель исследования – раскрыть и теоретически обосновать особенности научного исследования ученика как объекта и особенности воспитания ученика как субъекта деятельности.

Гипотеза исследования – процесс воспитания и развития учащихся в общеобразовательной школе будет эффективным, если в учебно-воспитательном процессе применять следующие педагогические условия:

— воспитательный процесс строить с учётом возрастных особенностей учащихся;

— реализовывать субъект-субъектное взаимодействие в процессе воспитания.

В соответствии с темой и целью работы выделены задачи исследования:

1. Раскрыть содержание этапов психического развития в школьном возрасте.

2. На основе психолого-педагогической литературы дать анализ категории субъекта.

3. Дать теоретический анализ особенностей учебной деятельности учащихся как субъектов воспитания.

Глава 1. Ученик как объект научного исследования

1.1. Периодизация школьного возраста

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в св……

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2000. – 624 с.

2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Монография / В.А. Аверин. – СПб., 1994. — 216 с.

3. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 1999. — 560 с.

4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. — М.: Новая школа, 1998. — 208 с.

5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 144 с.

6. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я.Гальперин. – М.: 1976. – 120с.

7. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. — М.: Владос-Пресс, 2003. — 176 с.

8. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1 / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1996. – 496 с.

9. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов; под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2001. – 167с.

10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.

11. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2002. – 330 с.

5 стр., 2412 слов

Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская ...

... Академия, 2010 2 25 3 5 Вариативная часть ОПД.В.1 Организация научно-исследовательской работы ОПД.В.2 Методика преподавания педагогики и психологии ... 2011 Научный и гуманитарный потенциал обучения и воспитания: материалы Российской научно-практической конференции памяти ... Подготовка научных кадров в РФ. Состояние, перспективы развития: материалы II Всероссийской конференции/Ред. М.Н.Стриханов – ...

12. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

13. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. — М.: Просвещение, Владос, 1995. – С.5-18.

14. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова // Теория и практика воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 340 с.

15. Корягина, О.П. Проблема подросткового возраста / О.П. Корягина // Классный руководитель. – 2003. — №1.

16. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учеб.-метод. пособие для учителей, студентов / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. — М.; Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 2000. — 192 с.

17. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1992. — 528 с.

18. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. — М.: Педагогика, 2000. — 216 с.

19. Макрушина, О.П. Взаимодействие школьного педагога-психолога с подростками и старшеклассниками / О.П. Макрушина // Вопросы психологии. – 2005. — №12.

20. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. — М., 2002. – 224 с.

21. Методика воспитательной работы: учеб. пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 144 с.

22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 345с.

23. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования / Р.С. Немов. — М: Просвещение: Владос, 1995. – 456 с.

24. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева; под ред. С. А. Смирнова. — М.: Академия, 1998. — 512 с.

25. Петровский, А.В. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

26. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

27. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. — М., 2002. — 336 с.

28. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В. И. Смирнов. — М.: Логос, 2002. — 304 с.

29. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д, 2003. – 345 с.

30. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Н.Л. Худякова. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. — 277 с.

15 стр., 7417 слов

Ф.И. ИВАЩЕНКО Психология воспитания школьников

... данном пособии. Глава 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ 1. Предмет психологии воспитания Психология воспитания является важнейшей частью педагогической психологии. Появление ... психоло­гии воспитания, следует остановиться на понятии воспи­тания. Под воспитанием в педагогике принято понимать1: ... предлагаемом пособии сделан акцент на тех важ­ных программных вопросах, которые в современных учеб­ ...

31. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. — М.: Пед. об-во России, 2000. — 128 с.

32. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. — М.: Психология, 2001. — 148 с