Наименование направления подготовки

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________ С. А. Рогожин

Рабочая программа дисциплины

Психология

Наименование направления подготовки

Экономика

Направленность (профиль)

Национальная экономика, Финансы и кредиты, Управление персоналом, Налоги и налогообложение, Бухгалтерский учет и аудит, Банковское дело, Государственные и муниципальные финансы, Мировая экономика, Корпоративная экономика, Региональная экономика, Экономическая безопасность, Экономика предприятий и организаций

Автор Мылтасова О.В.

Одобрена на заседании кафедры

Рекомендована УМК института

Социологии и психологии

Гуманитарного института

(название кафедры)

(название института)

Зав.кафедрой

Председатель

(подпись)

(подпись)

В.В.Уфимцев

К.П.Стожко

(Фамилия И.О.)

(Фамилия И.О.)

5 марта 2014 г.

25 марта 2014 г.

(Дата)

(Дата)

Екатеринбург

2014

1.Цели освоения дисциплины (модуля)

Целью освоения дисциплины (модуля)

Психология

(название дисциплины (модуля))

является формирование у студентов системы знаний о психологических закономерностях и особенностях функционирования и развития человека, поведения людей; психолого-педагогической культуры. Развитие умений использовать полученные знания на практике: обнаруживать и понимать психологические закономерности в поведении людей и социальных групп, давать психологическим феноменам адекватную оценку. Приобретение навыков самостоятельного поиска оптимальных психологических решений, путей и способов достижения целей, предвидения последствий собственных действий.

2.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:

ОК-2

способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

ОК-4

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

ОК-6

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

— основные понятия, категории психологии и технологии их практического применения для осуществления воспитательной, педагогической и профессиональной деятельности

— методы сбора, обработки и интерпретации социокультурной информации для психологического обоснования решений профессиональных и социальных задач

Уметь:

— логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

— стремится к личностному и профессиональному саморазвитию

— критически оценивать личные достоинства и недостатки

— осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д.

— учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности

— использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

— способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций

Владеть/быть в состоянии продемонстрировать:

— навыками кооперации с коллегами, работе в коллективе

— различными способами разрешения конфликтных ситуаций

— навыками эффективной организации групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина «Психология» относится к основной профессиональной образовательной программе гуманитарного, социального и экономического цикла прикладного бакалавриата по направлению подготовки ВПО «Экономика».

Базовыми для освоения курса «Психология» являются знания по ранее освоенным гуманитарным, естественно — научным дисциплинам. Для качественного освоения курса необходимы умения и навыки устной и письменной культуры речи, анализа, синтеза и оценки, адаптации теоретических концептов психологии к практике самооценки, самопрезентации и самопозиционирования в социуме.

Знания, умения и навыки, освоенные в процессе изучения дисциплины «Психология», должны стать, в свою очередь, базовыми в процессе дальнейшего освоения дисциплин, связанных с психологическим и социокультурным сопровождением принимаемых решений, составлением нормативно-правовых регламентов, моделей и аналитических обобщений.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе:

  • для студентов очной формы обучения: лекции – 30 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к зачету – 42 часа.
  • для студентов заочной формы обучения: лекции – 0 часов, практические занятия – 8 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к зачету – 64 часа.

5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

5.1 Тематический план изучения дисциплины

Для студентов очной формы обучения:

Тема, раздел

Количество часов

Формы контроля

Самостоятельная работа

лекции

семинары

в интерактивной форме

Кол-во часов

Формы контроля

Психология как наука

4

4

    Основные школы и течения в психологии

    6

    6

    Контрольная точка № 1

    12

    Индивидуальный опрос

      Психика. Сознание. Бессознательное

      4

      4

      Групповой опрос

        Ощущения и восприятие. Внимание

        2

        2

        Индивидуальный опрос

          Память. Мышление и речь. Воображение

          2

          2

          Контрольная точка № 2

            Воля. Эмоции. Стресс

            2

            2

              Психологические теории личности. «Я-концепция»

              4

              4

              Контрольная точка № 3

                Темперамент и характер

                2

                2

                Контрольная точка № 4

                12

                Индивидуальный опрос

                  Психология малых групп

                  4

                  4

                  Групповой опрос

                  10

                  Подготовка к зачету

                  18

                  ИТОГО:

                  30

                  30

                  42

                  Для студентов заочной формы обучения:

                  Тема, раздел

                  Количество часов

                  Формы контроля

                  Самостоятельная работа

                  лекции

                  семинары

                  в интерактивной форме

                  Кол-во часов

                  Формы контроля

                  Психология как наука

                  4

                    Основные школы и течения в психологии

                    8

                      Ощущения и восприятие. Внимание

                      2

                      8

                        Память. Мышление и речь. Воображение

                        2

                        8

                          Темперамент и характер

                          8

                          10

                          Подготовка к зачету

                          32

                          ИТОГО:

                          0

                          8

                          8

                          64

                          5.2 Содержание учебной дисциплины

                          Тема 1. Психология как наука

                          Основные этапы развития психологии. Объект и предмет психологии. Методы психологии и их отличие от методов других наук (медицины, философии, социологии и пр.).

                          Научное психологическое знание и его отличие от ненаучного знания (знаний гадалок, провидцев и др.).

                          Представление о психике в истории психологии. Развитие психики в онто — и филогенезе. Актуальные оценки психики человека. Взаимосвязь психики, поведения и деятельности. Основные функции психики. Основные методы психологической науки: общие и специфические.

                          Тема 2. Основные школы и течения в психологии

                          Основное содержание психологических течений. Основные идеи и принципы, характеризующие их практическое значение. Бихевиоризм: основная идея, положительные и отрицательные стороны теории бихевиоризма, направления практического применения идей бихевиоризма. Психоанализ: историческая заслуга 3. Фрейда в становлении психоанализа; динамика психических процессов в психоанализе, причина неврозов. Когнитивная психология. Гештальтпсихология. Содержание когнитивной психологии. Основные понятия гештальт-теории. Противоположность гештальтпсихологии теории бихевиоризма. Как гештальт-теория о целостности личности. Гуманистическая психология о самоактуализации личности. Условия самоактуализаици личности и основные черты самоактуализированной личности. Нейролингвистическое программирование: сущность и основные принципы практического применения. Понятие «карта территории». Понятие «метамодель». Понятия «обобщение», «искажение», «исключение» в нейролингвинистическом программировании.

                          Тема 3. Психика. Сознание. Бессознательное

                          Психика и сознание. Соотношение понятий «психика» и «организм», «психика» и «мозг». Физиологические основы психики. Исторические этапы в развитии психики человека. Отличие понятий «психика» и «сознание»? Сознание, его свойства, структура. Признаки сознания. Уровни сознания (осознания), выделяемые С.Л. Рубинштейном. Измененные состояния сознания: сон, гипноз, медитация. Общее и особенное в состояниях сна, гипноза, медитации. Бессознательное, соотношение сознательного и бессознательного в психических состояниях и действиях человека. Понимание бессознательного в классическом и актуальном психоанализе. Виды бессознательного. Основные проявления бессознательного на уровне личности. Роль бессознательного в жизни человека. Виды сновидений и методы их анализа? Психологические механизмы защиты (ПМЗ): виды, основные признаки и механизм выявления.

                          Тема 4. Ощущения и восприятие. Внимание

                          Ощущения и их основные характеристики. Виды ощущений. Порог чувствительности и формы его проявления. Восприятие и его основные свойства. Отличия восприятия и ощущений. Основные свойства восприятия. Особенности восприятия времени и пространства.

                          Внимание и его свойства. Виды и свойства внимания. Методы привлечения внимания. Факторы управления вниманием.

                          Тема 5. Память. Мышление и речь. Воображение

                          Память и ее основные характеристики. Содержание процессов памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Виды памяти. Механизмы формирования и развития памяти. Актуальные теории, объясняющие природу памяти и механизмы ее работы. Мышление, его природа и виды. Процесс мышления и его виды: предметно-действенное. наглядно-образное, абстрактно-логическое. Мышление и речь. Представление. Творческое мышление. Мнемоника. Основные мнемотехнические приемы. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект». Воображение, его виды и свойства. Способы развития воображения.

                          Тема 6. Воля. Эмоции. Стресс

                          Воля как произвольная психическая регуляция деятельности человека. Общее понятие о воле. Волевая регуляция и волевое усилие. Волевые качества личности. Развитие волевых качеств. Эмоции, их основные характеристики и функции. Психологические теории эмоций. Виды эмоций. Эмоции, чувства, настроение, аффект, страсть, гнев, страх. Роль эмоций в общении. Управление эмоциями. Стресс. Основные фазы стресса. Источники стресса. Управление стрессом.

                          Тема 7. Психологические теории личности. «я-концепция»

                          Соотношение понятий: человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность. Специфика понимания личности в психологии в отличие от философского и социологического подходов. Отечественные и зарубежные психологические теории личности. Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев., К.А. Абульханова, Д.И. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Д .Н.Узнадзе).

                          Теории личности в зарубежной психологии: психодинамическое направление (3. Фрейд); индивидуалъная психология личности (А. Адлер); аналитическая психология (К. Юнг); теория Эриксона; гуманистическая теория Э. Фромма; социальная теория К. Хорни; диспозициональное направление (теория черт личности) Г. Олпорта, Р. Кеттела, Г. Айзенка; бихевиориальное направление (Б.Ф. Скиннер); социально-когнитивное направление (А. Бандура, Дж. Ротгер); когнитивное направление (Дж. Келли); гуманистическое направление (А. Маслоу): феноменологическое направление (К. Роджерс); деятельностная теория личности. «Я-концепция» и ее структура. Процесс и субъекты формирования «я-концепции» и самооценки. Концепции развития личности: теория кризисов развития личности Э. Эриксона, теория развития личности А.В. Петровского. Понятие личностного роста. Черты самоактуализированной личности по А. Маслоу. Личность и среда. Основные психологические механизмы воспитания и самовоспитания личности. Свобода и ответственность как форма самореализации личности.

                          Тема 8. Темперамент и характер

                          Психологическая структура личности. Основные структурные компоненты личности: индивидуально-психологический, мировоззренческий, социально- психологический. Экстравертный и интровертный типы личности. Темперамент. Типологии темперамента. Психологическая характеристикя видов темперамента: сангвинического, холерического. флегматического, меланхолического. Характер. Отличие характера от темперамента. Основные типологии характера. Акцентуации характера. Особенности различных типов акцентуации характера. Роль темперамента и характера в учебной и профессиональной деятельности. Психодиагностика темперамента и характера.

                          Тема 9. Психология малых групп

                          Психическая регуляция поведения и деятельности. Приспособительное поведение и деятельность. Инстинкт. Навык. Интеллект. Деятельность и ее основные виды: игра, учение (научение), труд. Адаптация. Саморегуляция. Общение и речь: понятие, виды, структура, функции. Коммуникативная сторона общения. Барьеры коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации. Интерактивная сторона общения. Модель транзактного анализа Э. Берна. Перцептивная сторона общения. Стереотипы восприятия. Межличностные отношения. Уровни развития межличностных отношений. Мотивационное ядро межличностных отношений. Референтные отношения. Лидер и коллектив. Группы и их классификации. Понятие малой группы. Групповая динамика: сплоченность, устойчивость структуры, эффективность деятельности, конформность личности в группе и ее независимость, разрешение конфликтов — групповая динамика. Конфликты в межличностном общении. Самоопределение личности в группе. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Групповая аффилиация (присоединение).

                          Групповая открытость. Межгрупповая референтность.

                          6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

                          Самостоятельная работа, наряду с лекционным курсом и семинарскими занятиями, является неотъемлемой частью изучения курса Психология

                          .

                          Тема 2.

                          Основные школы и течения в психологии.

                          Цель:изучить ведущие психологические концепции.

                          Тема самостоятельной работы № 1.

                          Основные направления в психологии XX века

                          Цели и задачи изучения темы

                          Целью изучения данной темы является знакомство студентов с основными школами и направлениями в психологической науке.

                          Задача: изучить особенности каждой концепции, вывести специфику каждого направления.

                          Методические рекомендации

                          В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

                          Бихевиоризм. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым были разработаны в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Основная задача усматривалась им в том, чтобы изучить процесс научения, или формирования в течение жизни новых реакций, предсказывать поведение и контролировать его. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Поведение является или результатом научения — индивидуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Бихевиоризм основан на использовании естественнонаучной методологии в изучении человека и животных. Уотсон отошел от господствовавшего в его время структурализма, который опирался на метод интроспекции, и стал исследовать только доступные наблюдению проявления индивидуальных реакций. В качестве предмета исследования стал фигурировать не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. В качестве единицы анализа поведения постулировалась связь стимула (S) и ответной реакции (R).

                          На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Наиболее важные данные были получены в бихевиоризме по проблеме научения, что дало толчок для развития операционализма.

                          Гешталътпсихология. Возникла в противоположность экспериментальной психологии начала XX века. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи «критического реализма» и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная реальность, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. Макс Вертгеймер – основатель гештальтпсихологии — в 1912 г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения, положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое «короткое замыкание». С 20-х гг. приступил при помощи метода «рассуждения вслух» (в диалоге с экспериментатором) к исследованию стадий мышления. Также занимался проблемами музыкального восприятия, психологии «примитивных народов», парапсихологией. Известны его разработки детектора лжи. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы». В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод «рассуждения вслух» — и такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт — особый психический акт мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. При этом возникновение того или иного решения в «продуктивном мышлении» животных и человека трактовалось как результат образования «хороших гештальтов» в психологическом поле. Сформулированные при исследовании процессов восприятия и мышления законы гештальта затем были перенесены на другие области. В 20-х гг. ХХ в.

                          Курт Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения «личностного измерения». Создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы человека. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиоризм, когнитивную психологию, школу «New Look». Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

                          Глубинная психология. К глубинной психологии могут быть отнесены: гормическая психология, психоанализ, неофрейдизм, аналитическая психология, индивидуальная психология. Глубинная психология основана на естественнонаучной методологии. Ее сущность определяется положением о нетождественности личности и сознания (рационального познания).

                          Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные, в конечном счете, биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности.

                          У истоков глубинной психологии стоял австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд. С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; 6) влечение к смерти, к разрушению — танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция — соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др.

                          В противоположность ориентированности экспериментальной психологии начала XX в. исключительно на когнитивные процессы, Уильям Мак-Дугалл поставил в центр исследования динамический аспект поведения. Им были проанализированы фундаментальные потребности организма. Основой психических явлений им признавалась особая нематериальная сила («горме»), которая проявляется в виде инстинктов. Так возникло направление — гормическая психология (от греч. horme — возбуждение, влечение, побуждение, стремление, psyche — душа, logos – учение).

                          Есть содержательная связь данного направления и психоанализа.

                          Когнитивная психология. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Продолжает линию, идущую от бихевиоризма, строго формализованного анализа психологических процессов. Основана на метафоре компьютера — психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. Здесь постулируется связь реакции не только с внешним стимулом, но и с внутренними переменными (самосознание, селективность внимания, когнитивные стратегии, идеи и желания).

                          Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

                          Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

                          Гуманистическая психология. Ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством А. Маслоу была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Гуманистическая психология получила название «третьей силы» в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а, наоборот, на выход из этих границ. Было постулировано, что цель человеческого существования — самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм).

                          Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию «хорошего гешатальта». Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой «окружающего поля», к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

                          Методологические позиции гуманистической психологии могут быть сформулированы в следующих принципах:

                          • человек целостен;
                          • ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
                          • главной психологической реальностью являются переживания человека;
                          • человеческая жизнь — единый процесс;
                          • человек открыт к самореализации;
                          • человек не детерминирован только внешними ситуациями.

                          Экзистенциальная психология (от лат. existentia — существование и греч. psyche — душа, logos – учение) — психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии. Исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая себя узнает, проверяет или осуществляет. Эта индивидуальность проявляется в различных формах любви, при переживании стыда, при смене настроений. Традиционный предмет экзистенциальной психологии — человек в экстремальных ситуациях (экономическая депрессия, война, разрушения).

                          Выделяется ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества; смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии.

                          Задание

                          Заполните таблицу:

                          Концепция

                          Основоположник

                          Представители

                          Предмет исследования

                          Вклад в науку

                          Контрольные вопросы

                          Представление о структуре и развитии личности в психологии сознания (Джеймс).

                          Представление о структуре и развитии личности в классическом психоанализе (Фрейд).

                          Структура и развитие личности в аналитической психологии К.Юнга.

                          Проблема личности в индивидуальной психологии А.Адлера.

                          Представление о структуре и развитии личности в неофрейдизме (К.Хорни, Э.Эриксон).

                          Представление о личности в гуманистической психологии А.Маслоу.

                          Проблема кризисов личности в концепции В.Франкла.

                          Экзистенциальные проблемы жизни личности в концепции Э.Фромма.

                          Основные понятия

                          Психика, психология, психическое, поведение, самоактуализация, личность, индивид, индивидуальность.

                          Литература

                          Маклаков А.Г.Общая психология. – СПб.: Питер, 2008.

                          Психология и педагогика /Под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер-Юг, 2009.

                          Столяренко Л. Д.Основы психологии. – М.: Проспект, 2010.

                          Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. – СПб.: Питер, 2009.

                          Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009.

                          Тема 8.

                          Темперамент и характер.

                          Цель:Изучить свойства личности – темперамент и характер

                          Тема самостоятельной работы № 2.

                          соотношение Темперамента и характера

                          Цели и задачи изучения темы

                          Целью изучения данной темы является знакомство студентов со спецификой проявления свойств личности — темпераментом и характером.

                          Задача: научиться разбираться в особенностях темпераментов, владеть пониманием характеристик черт характера

                          Методические рекомендации

                          Говоря о характере, обычно подразумевают те свойства личности, которые накладывают определенный яркий отпечаток на все ее проявления. Характер выражают специфическое для личности отношение к миру, другим людям, животным, объектам и явлениям. Именно в этом смысле обычно говорят, что у человека плохой характер или хороший, благородный или низкий, и т. п.

                          Если говорят, что такой-то человек бесхарактерный, то желают этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы поведение, нет четко выработанной системы отношений к окружающему. Бесхарактерный человек — это человек, лишенный внутренней определенности, детерминированности. Каждый поступок бесхарактерного человека зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого.

                          Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему., выражающейся в определенности его действий и поступков. Поведение человека с характером в очень значительной степени можно спрогнозировать.

                          В обиходе нельзя услышать слово «бестемпераментный» или «человек с темпераментом», то есть подразумевается что темперамент есть всегда. Однако часто можно услышать про какого-то человека, что он «темпераментный» (активный и бурно реагирующий, возможно неуравновешенный).

                          От отождествления до противопоставления

                          А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев (1957) отмечают, что вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре группы мнений:

                          • отождествление темперамента и характера
                          • противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений
                          • признание темперамента элементом характера
                          • признание темперамента основной природой характера

                          Точка зрения 1. Темперамент = Характер

                          Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, отождествляет его с характером личности.

                          Такое отождествление распространено в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «характер» и даже «личность». Такую точку зрения можно найти у авторов: R. Cattell, H. Eber, M. TatsuoKa, Н. Eysenk, А. Ф. Лазурский. Последний отождествлял темперамент и характер, относя их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Лазурский считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

                          Точка зрения 2. Темперамент противоположен характеру

                          Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же — это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую. Темперамент не входит в характер, последний находится в антагонистических отношениях с первым. Развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом. Темперамент связывается с сочетанием его свойств, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, характер же связывается с акцентуацией его черт.

                          Такую точку зрения можно найти у авторов: П. Викторов, Н. Д. Левитов, Д. В. Ермолович.

                          Точка зрения 3. Темперамент входит в характер

                          Эта точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями. Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Под влияниям окружающей обстановки, на которую человек вынужден реагировать, формируется окончательная наличная нервная деятельность, которая есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения.

                          Точка зрения 4. Темперамент определяет природу характера

                          Темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.

                          Такую точку зрения можно найти у авторов: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов.

                          Черты характера и черты темперамента

                          Хотя существует довольно много различных моделей темперамента, каждая из них оперирует лишь несколькими чертами (свойствами) темперамента. Примеры: сила нервной деятельности, уравновешенность, экстраверсия, сила процессов возбуждения. Черты же характера значительно более многообразны. Примеры: правдивость, общительность, ответственность, доброжелательность, тактичность, патриотичность.

                          Черты характера определяют устойчивые индивидуальные особенности личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, что обусловливает многообразие этих черт. Среди множества черт характера одни признаются ведущими, другие второстепенными, третьи эпизодическими. Черты характера могут гармонировать между собой, определяя цельность личности, могут противоречить друг другу, создавая предпосылки внутриличностных конфликтов.

                          В. М. Русалов предлагает ряд критериев для отнесения того или иного психического свойства к темпераменту, а не характеру:

                          • свойство не зависит от содержания деятельности и поведения
                          • свойство характеризует меру энергетического (динамического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности
                          • свойство универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности
                          • свойство рано проявляется в детстве
                          • свойство устойчиво в течение длительного периода жизни человека
                          • свойство значимо коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических систем (гуморальной, телесной)
                          • свойство является наследуемым

                          Важно, что много (если не большинство) черт характера могут быть иметь место при любом типе темперамента. Например: честность, доброта, вежливость, лживость, жадность, грубость. Однако в зависимости от темперамента эти черты могут проявляться по-разному.

                          Темперамент — в большей степени биологическое понятие, отражающее динамические особенности поведения

                          В. М. Русалов считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики. Если имеет место общность всех структурных и функциональных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные подсистемы организма), то речь идет о темпераменте. Если имеет место общность динамических и содержательных характеристик побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру.

                          Темперамент таким образом большинством современных ученых признается индивидуальной особенностью человека, определяющей динамику протекания психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов (в том числе эмоциональных процессов), подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций.

                          Характер в значительно меньшей степени описывает динамичность личности, он находится в плоскости убеждений, взглядов, интересов, ценностей, определяет некоторые возможности личности. Ключевым для характера является понятие «отношение». Под характером часто подразумевается именно система отношений человека к другим людям, миру, к себе, к разного рода явлениям и пр.

                          Задание

                          К каждой из четырех представленных точек зрения на соотношение темперамента и характера приведите свои примеры с аргументацией. На основе проделанной работы слделайте свой вывод – какая точка зрения вам ближе и почему?

                          Тесты

                          1. Что является природной основой темперамента:

                          1. головной мозг
                          2. тип нервной системы
                          3. динамический стереотип
                          4. нервные процессы
                          5. нервные импульсы

                          2. Тип темперамента, характеризующийся замедленной ответной реакцией:

                          1. холерик
                          2. сангвиник
                          3. флегматик
                          4. флегмахолик
                          5. меланхолик

                          3. Тип темперамента, характеризующийся повышенной впечатлительностью и обидчивостью:

                          1. холерик
                          2. сангвиник
                          3. флегматик
                          4. флегмахолик
                          5. меланхолик

                          4. Темперамент, характеризующийся активностью, энергичностью, самообладанием, хорошей работоспособностью, коммуникабельностью и лёгкостью приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды:

                          1. холерик
                          2. сангвиник
                          3. флегматик
                          4. меланхолик
                          5. инертность

                          5. Темперамент, характеризующийся безудержностью, вспыльчивостью, резкостью, стремительностью и непредсказуемым повелением в общении с окружающими:

                          1. холерик
                          2. инертный
                          3. сангвиник
                          4. флегматик
                          5. меланхолик

                          6. Свойство нервной системы, характеризующееся лёгкостью возникновения возбуждения и торможения при формировании условных рефлексов:

                          1. инертность
                          2. торможение
                          3. динамичность
                          4. меланхолия
                          5. лабильность

                          7. Что характеризует темперамент:

                          1. вежливость
                          2. аккуратность
                          3. чувство долга
                          4. трудолюбие
                          5. быстрое включение в работу

                          8. Что определяет темперамент:

                          1. ответственность
                          2. аккуратность
                          3. чувство долга
                          4. трудолюбие
                          5. низкая работоспособность

                          9. Какой признак характер для меланхолического темперамента:

                          1. реактивность и активность
                          2. эмоциональная возбудимость
                          3. темп психических реакций
                          4. пластичность и ригидность
                          5. сензитивность и чувствительность

                          10. Кто стоял у истоков учения о темпераменте:

                          1. Аристотель
                          2. Гиппократ
                          3. Локк
                          4. Демокрит
                          5. Гален

                          11. Кто создал таблицу психологической характеристики типов темперамента:

                          1. Юнг
                          2. Мерлин
                          3. Гиппократ
                          4. Векслер
                          5. Теплов

                          12. Кому принадлежит учение о типах высшей нервной деятельности как физиологической основы темперамента:

                          1. Ильин
                          2. Павлов
                          3. Мерлин
                          4. Гиппократ
                          5. Ухтомский

                          13. Физиологической основой характера является:

                          1. агглютинация
                          2. тип нервной системы
                          3. динамический стереотип
                          4. синтетическая деятельность головного мозга
                          5. тип нервной системы, а также система временных нервных связей, образующихся в коре головного мозга под влиянием раздражителей

                          14. Характер человека:

                          1. нельзя отождествлять с темпераментом
                          2. темперамент меняется под влиянием характера
                          3. темперамент окрашивает черты характера
                          4. взаимосвязан со всеми сторонами личности
                          5. автономное новообразование личности

                          15. Характер – это:

                          1. тип нервной системы
                          2. система условных связей
                          3. не целостное образование личности
                          4. единство индивидуального и типического
                          5. индивидуально – своеобразное сочетание свойств личности

                          Контрольные вопросы

                          Каково соотношение темперамента и характера?

                          Что влияет на формирование черт характера? Какая роль отводится наследственности?

                          Черта характера – что это?

                          Основные понятия

                          Темперамент, характер, черты характера, тип нервной системы.

                          Литература

                          Годфруа Ж.Что такое психология? – М.: «Мир», 2009.

                          Маклаков А.Г.Общая психология. – СПб.: Питер, 2010.

                          Немов Р.С.Психология: учебник. – М.: Владос, 2009.

                          Соколова Е.Е.13 диалогов о психологии. – М.: Смысл, 2009.

                          Психология и педагогика /Под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер-Юг, 2009.

                          7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

                          Для промежуточной аттестации используется балльно-рейтинговая система в соответствии с «Положением об академическом рейтинге». Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме зачета.

                          Для проверки сформированности компетенций на зачете студенты должны ответить на следующие вопросы:

                          Компетенции

                          ОК-4

                          способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы

                          ОК-3

                          способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

                          Темы 1, 2, 7

                          Составьте проблемную ситуацию, которая будет разрешена определенным образом (соответствующим конкретному направлению)

                          На основе изученного материала выделите общие закономерности в развитии психологии как науки и становления психологических идей

                          Тема 3

                          Выберите три МПЗ и составьте к ним примеры – где они будут конструктивны, а где — деструктивны

                          Опираясь на изученный материал, проведите анализ представления о структуре сознания и бессознательно-го

                          Темы 4, 5

                          Покажите связь между психическими процессами

                          Дайте определения психическим процессам, охарактеризуйте их

                          Тема 6

                          Определите значимость эмоций для человека, их функции. Что вы можете рассказать об эмоциональном интеллекте?

                          Соотнесите понятия стресс и дистресс. В чем функциональная нагрузка данного феномена для психики?

                          Тема 8

                          Опираясь на материал по теме «Характер» ответьте на вопрос, как можно коррегировать деструктивные особенности личности

                          На основе изученного материала и проведенной самостоятельной работы, соотнесите понятия темперамент и характер

                          Тема 9

                          Значимость нахождения для человека в составе малой группы (приведите в качестве примера 3-4 группы)

                          Постройте социоматрицу своей малой группы, с пояснением роли каждого персонажа.

                          Вопросы к зачету

                          1. Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.
                          2. История развития психологического знания и основные направления в психологии.
                          3. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
                          4. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность.
                          5. Основные функции психики.
                          6. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
                          7. Мозг и психика.
                          8. Структура психики.
                          9. Соотношение сознания и бессознательного.
                          10. Основные психические процессы.
                          11. Структура сознания.
                          12. Познавательные процессы.
                          13. Ощущение. Восприятие. Представление.
                          14. Воображение. Мышление и интеллект.
                          15. Творчество. Внимание и их место в психологической культуре личности.
                          16. Мнемические процессы.
                          17. Эмоции и чувства.
                          18. Психическая регуляция поведения и деятельности.
                          19. Общение и речь.
                          20. Психология личности: основные направления научного осмысления.
                          21. Межличностные отношения: основные направления научного осмысления.
                          22. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
                          23. Личность человека, как устойчивая система общественно-значимых черт его характера и индивидуально-типологических особенностей, предъявляемых им во взаимодействии с другим человеком.
                          24. Различные подходы к определению личности человека и к установлению его структуры.
                          25. Направленность личности: система мотивов, взгляды, мировоззрение, уже сформированный жизненный опыт, нравственные ориентиры и ценности, потребности, материальные возможности.
                          26. Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные.
                          27. Социализация потребностей человека. Способы удовлетворения потребностей, безопасных для человека и общества в целом: сроки, нормы удовлетворения.
                          28. Психология делового общения и взаимодействия.
                          29. Общее представление о психологическом общении. Функции, механизмы, средства, структура общения как науки.
                          30. Профессиональное общение. Роль и место общения в структуре делового взаимодействия. Взаимосвязь общения с учетом индивидуальных особенностей человека.
                          31. Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению.
                          32. Методика самопознания. Формирование индивидуального стиля общения.
                          33. Речевые уровни уверенного поведения.
                          34. Технология общения в различных деловых ситуациях.
                          35. Субъектная, предметная, инструментальная и процедурная составляющие технологии общения.
                          36. Вербальные – невербальные, рецептивные – продуктивные коммуникативные умения.
                          37. Психотехника общения: сущность и проблемы практического применения.

                          Тестовые задания по Психологии

                          1. Наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека – это:

                          А) психические процессы

                          Б) психические свойства

                          В) психические состояния

                          2. Первое психологическое сочинение, которое в течение длительного времени оставалось главным руководством по психологии, «Трактат о Душе» был написан:

                          А) Аристотелем

                          Б) Демокритом

                          В) Платоном

                          3. Сколько, на сегодняшний день, выделяют этапов становления психологии как науки:

                          А) 2

                          Б) 3

                          В) 4

                          4. В рамках какого направления основной задачей психологии являлось исследование поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде:

                          А) Психоанализ

                          Б) Гештальттерапия

                          В) Бихевиоризм

                          5. Отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания

                          А) Возрастная психология

                          Б) Педагогическая психология

                          В) Социальная психология

                          6. Совокупность вопросов, суждений, которые могут быть предложены респонденту в письменной форме – это:

                          А) Тест

                          Б) Наблюдение

                          В) Анкетирование

                          Г) Опрос

                          7. Назовите основоположника психоанализа:

                          А) З. Фрейд

                          Б) Б. Скинер

                          В) Дж. Уотсон

                          Г) Ф. Перлз

                          8. Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды – это:

                          А) Волевые процессы

                          Б) Эмоциональные процессы

                          В) Познавательные процессы

                          9. Отрасль психологической науки, изучающая взаимодействие психических и соматических процессов, закономерности формирования у больного представления о своем заболевании

                          А) Геронтопсихология

                          Б) Дифференциальная психология

                          В) Медицинская психология

                          10. Органические ощущения и ощущения боли относятся к:

                          А) Экстероцептивным

                          Б) Интероцептивным

                          В) Проприоцептивным

                          11. Свойство восприятия, при котором отображаемый единичный объект, сохраняя все свои индивидуальные особенности, вместе с тем воспринимается в качестве представителя класса объектов, однородных с ним по каким-либо признакам называется

                          А) Предметность

                          Б) Обобщенность

                          В) Константность

                          Г) Целостность

                          12. Психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы – это:

                          А) Ощущение

                          Б) Восприятие

                          В) Чувство

                          Г) Мышление

                          13. Смена дня и ночи и ритмы самого организма относятся к восприятию:

                          А) Движения

                          Б) Времени

                          В) Пространства

                          14. Процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта – это:

                          А) Сенсорная адаптация

                          Б) Мышление

                          В) Память

                          15. При длительном воздействии в некоторых модальностях пороги ощущений повышаются настолько, что ощущение исчезает. Такая адаптация называется:

                          А) Позитивной

                          Б) Негативной

                          В) Полной

                          16. На уровне какой формы памяти информация удерживается в пределах 30 секунд:

                          А) Кратковременная память

                          Б) Мгновенная память

                          В) Долговременная память

                          17. Познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств – это:

                          А) Память

                          Б) Ощущение

                          В) Мышление

                          Г) Восприятие

                          18. Какой процесс памяти отвечает за перевод ее из долговременной памяти в кратковременную:

                          А) Воспроизведение

                          Б) Хранение

                          В) Забывание

                          Г) Запоминание

                          19. На каком уровне памяти информация хранится и преобразуется на основе динамичных физиологических процессов:

                          А) физиологическом

                          Б) биологическом

                          В) физическом

                          Г) психологическом

                          20. Вид внимания, который носит целенаправленный характер и требует волевых усилий:

                          А) Продуктивное

                          Б) Произвольное

                          В) Послепроизвольное

                          Г) Непроизвольное

                          Критерии оценивания результатов обучения и уровней формирования компетенций

                          Критерии оценки

                          Балл

                          Критерии оценивания формирования компетенций

                          Уровни формирования компетенций

                          1.

                          Оценка «отлично»ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, показывает максимально глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры.

                          5

                          Творческое действие – самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации.

                          Формулирование оценочных суждений на основе имеющихся фактов и заданных критериев.

                          четвертый

                          2.

                          Оценка «хорошо»ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно.  Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит необходимые примеры, однако показывает некоторую непоследовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика.

                          4

                          Воспроизведение, репродуктивное действие – самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия. Студент на этом уровне способен по памяти воспроизводить ранее усвоенную информацию и применять усвоенные алгоритмы деятельности для решения типовых задач.

                          третий

                          3.

                          Оценка «удовлетворительно»ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументированы. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют.

                          3

                          Применение, продуктивное действие – поиск и использование информации для самостоятельного выполнения нового действия (знания, умения, навыки).

                          Этот уровень предполагает комбинирование студентом известных алгоритмов и приемов деятельности, применения навыков эвристического мышления.

                          второй

                          4.

                          Оценка «неудовлетворительно»ставится при условии недостаточного раскрытия профессиональных понятий,  категорий, концепций, теорий. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны

                          2

                          Репродуктивная деятельность (узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними).

                          На этом уровне студент не способен самостоятельно, без помощи извне, воспроизводить и применять полученную информацию.

                          первый

                          8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

                          8.1 Основная литература

                          Маклаков А.Г.Общая психология. – СПб.: Питер, 2010.

                          Немов Р.С.Психология: учебник. – М.: Владос, 2009.

                          Психология и педагогика /Под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер-Юг, 2009.

                          8.2 Дополнительная литература

                          Андреева Г.М.Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2009.

                          Годфруа Ж. Что такое психология? – М.: «Мир», 2009.

                          Изард К.Э.Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009.

                          Ильин Е.П.Психология воли. – СПб.: Питер, 2009.

                          Соколова Е.Е.13 диалогов о психологии. – М.: Смысл, 2009.

                          Столяренко Л. Д.Основы психологии. – М.: Проспект, 2010.

                          Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009.

                          Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. – СПб.: Питер, 2009.

                          9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО- ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

                          • http://flogiston.ru/articles/educational
                          • http://psyjournals.ru/
                          • http://www.socioniko.net/ru/books/journals.html
                          • http://www.russia-gateway.ru/
                          • http://www.tisbi.ru/Resource/Lib/l
                          • .

                          10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

                          10.1 Методические указания для обучающихся по изучению теоретических основ психологии

                          № п/п

                          Тема

                          Самоподготовка

                          Оценка преподавателя

                          (в баллах)

                          1

                          Психология как наука.

                          — Изучение основной и дополнительной литературы по каждой теме

                          — Использование интернет-ресурсов

                          — Составление опорного конспекта по каждой теме

                          2 балла

                          2

                          Основные школы и течения в психологии

                          2 балла

                          3

                          Психика. Сознание. Бессознательное

                          2 балла

                          4

                          Ощущения и восприятие. Внимание

                          2 балла

                          5

                          Память. Мышление и речь. Воображение

                          2 балла

                          6

                          Воля. Эмоции. Стресс

                          2 балла

                          7

                          Психологические теории личности. «Я-концепция»

                          2 балла

                          8

                          Темперамент и характер

                          2 балла

                          9

                          Психология малых групп

                          2 балла

                          10.2 Методические указания для обучающихся по выполнению самостоятельной работы, включая виды деятельности обучающихся, практические задания

                          № п/п

                          Тема

                          Самоподготовка

                          Баллы обучающегося

                          1

                          Основные школы и течения в психологии

                          — Подготовить интеллектуальные карты-схемы по всем темам

                          — Подготовить тестовые задания для самопроверки и взаимопроверки

                          — Подготовить ситуативные задачи и кейсы для самопроверки и взаимопроверки

                          10 баллов

                          2

                          Темперамент и характер

                          10 баллов

                          11. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

                          С учётом специфики изучаемого курса, в дисциплине «Психология» не предусмотрено использование специальных информационных технологий

                          12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

                          Реализация данной учебной дисциплины осуществляется с использованием материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий обучающихся, предусмотренных программой учебной дисциплины и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам:

                          аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.

                          20