Лекция_зрелость

  1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития/пер с англ. – М.: «Когито-центр», 2000. – 350 с.
  2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 272 с.
  3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992с. – (Серия «Мастера психологии»).
  4. Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416с.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.

Особенности развития взрослого человека

Период взрослости составляет самую продолжительную часть жизненного пути человека, но лишь сравнительно недавно процесс развития взрослой личности стал предметом научных исследований. Большинство учебников по психологии развитие заканчивается описанием периода отрочества и перехода к взрослости. Кажется очевидным, что вступление во взрослый возраст в определенной степени завершает процесс развития, и, следовательно, можно предположить, что последующий этап жизни мало что добавляет к психологической характеристике индивида. Согласно модели эпигенетического ландшафта, изменения сопровождают человека всю жизнь, но только в детстве они происходят гораздо быстрее. Для изменений, наблюдаемых у взрослого человека, неприменима теория стадий, поскольку основным содержанием этого периода является дальнейшее развитие и совершенствование структур, уже сформированных в детском и подростковом возрасте. Это верно, что возрастные изменения в физическом, социальном и когнитивном состоянии взрослого человека не столь впечатляющи, как в детском возрасте, но и в этот период отмечен некоторые общие закономерности развития, которые нуждаются в углубленном изучении с.307.

Определение понятия «взрослость».

Дать определение термину «взрослость» не так легко, как может показаться на первый взгляд, поскольку это не просто достижение человеком определенного возраста. Биологическая взрослость определяется способностью к деторождению, социальная – экономической независимостью, а с позиции психологии – зрелой личностной идентичностью с.308.

Еще одна из специфических проблем – это определение объективных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости – это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей [с.14-15].

9 стр., 4095 слов

Раздел I. Введение в психологию Семинар 1. Становление психологии как науки. Основные исторические этапы развития психологии

МОДУЛЬ 1 (1 СЕМЕСТР) Цель: определить сущность становления психологии как науки. Объем: аудиторная работа — 2 ч, самостоятельная работа — 4 ч. Задание студентам: 1. Предлагается раскрыть содержание основных понятий темы. Возникновение психологических знаний. Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины XIX века. Преобразование психологических знаний с середины XIX века до второй половины XX ...

Ж.Пиаже и З.Фрейд рассматривали ход развития взрослого человека в виде длительного плато с весьма небольшим диапазоном возрастных изменений. Между тем этот период насыщен множеством жизненно важных событий, таких как замужество (женитьба), рождение детей и внуков, успехи или неудачи в работе, возможно безработица, уход на пенсию, смерть родителей и другие утраты. Все эти события создают биологические и социальные предпосылки для нарушения плавного хода взрослой жизни. Совсем неочевидно, что сами по себе такие жизненные события могут определить стадии развития наподобие тех стадий, которые были выделены для детского возраста. На самом деле существует великое множество способов и форм проявления одного и того же жизненного события, а его последствия весьма трудно свести к общему знаменателю.

Чаще всего происходящие жизненно важные события можно отнести к 4 сферам: семья, работа, состояние здоровья и вступление в брак с.314.

Такие жизненные события, как рождение ребенка, поступление на работу или безработица, могут повлечь за собой существенные трансформации представлений человека о самом себе. Взрослые люди обычно намечают целый ряд жизненных «задач», которые относятся как к определенному кругу общения, к желанию иметь семью, детей, так и к устремлениям в сфере профессиональной деятельности. Опыт, накопленный в этих важнейших областях взрослой жизни, способствует расширению и углублению разнообразных знаний и в конечном счете помогает достичь мудрости зрелого человека с.321 — 323.

Таким образом, социум задает систему отсчета, относительно которой могут быть выделены и изучены отдельные стадии и периоды жизни с.23.

Взрослость

Таким образом, в период взрослости (25-30 – 40-45 лет) происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности. Период взрослости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности с.40.

2 стр., 926 слов

Какой важнейший период биологического развития человека начинается в 6-7 лет у девочек, 7-8 лет у мальчиков и длится 3-4 года.

... интеллекта Е. любые изменяющиеся с возрастом признаки Какой важнейший период биологического развития человека начинается в 6-7 лет у ... пытался научно обосновать связь между психическими свойствами личности и конституциональными особенностями? А. У. Шелдон Б. ... схеме Э. Кречмера) является наиболее благоприятным для жизни человека? А. пикнический Б. атлетический В. астенический Г. положительные ...

Ближе к сорока годам человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его мечты, жизненные планы с ходом и результатами их осуществления [с.37].

Серьезные изменения претерпевает область сексуальных отношений (одни охладевают к интимной жизни, другие смотрят на представителей своего пола как на потенциальных «соперников»).

В целом, в массе своей взаимоотношения полов становятся более спокойными, качественно меняются личностные отношения, становясь более глубокими и весьма интересными по содержанию. Вместе с тем потеря внешней привлекательности и вообще расставание с молодостью для многих красивых мужчин и очаровательных женщин сопровождается периодом тяжелой депрессии, при которой человек субъективно испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние, общую пассивность поведения и т.п. (Япко М. Помоги себе сам. Депрессия: пер. с англ. – М., 1996) [с.38].

Специалисты утверждают, что самым опасным в период взрослости следует считать состояние застоя, при котором прогрессивного развития личности не происходит. И, напротив, разумная и адекватная переоценка ценностей в середине жизни приведет к глубинному обновлению личности, создаст благоприятные предпосылки для успешного «вхождения» в следующий период – период зрелости (40-45 – 55-60 лет), к росту удовлетворенности не только в период зрелости, но и на более поздние годы [с.39].

Обратим внимание на то, что кризис взрослости (как и другие возрастные кризисы) несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, качественным новообразованиям в психике. А вот каким будет это переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию, будет зависеть от конкретных условий его протекания, непосредственно от данного человека с.40.

10 стр., 4560 слов

Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения

Введение Данная тема взаимоотношений детей подросткового возраста и людьми зрелого (пожилого) возраста не является новой для современной психологической науки, но все равно анна не теряет своей актуальности, потому что взаимоотношения детей и родителей, бабушек и дедушек с внуками, учителей и их учеников остаются и играют важную, чаще даже решающую роль в становлении личности подростка в процессе ...

Зрелость (средний возраст, средняя взрослость)

Хронологически средний возраст охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет, но специалисты значительно расходятся в определении начала и конца среднего возраста. Многое зависит от стадии жизни, которую проживает в это время конкретный человек (родился ли ребенок в 41, курсы переподготовки) с. 745.

  1. Древняя китайская классификация: от 40 до 50 лет – познание собственных заблуждений [с.9].

  2. Средний (зрелый) возраст, второй период – 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин. Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в г. Москве в 1965 году.
  3. Периодизация Дж. Биррена: 25-50 – зрелость.
  4. Возрастная периодизация Д.Б.Бромлей: 40-55 – поздняя взрослость.
  5. Стадии развития личности по Э. Эриксону: 40-45 – 60 – средняя взрослость.
  6. Схема В.В.Бунак: зрелый период, второй возраст – 46-55 лет для мужчин, 41-50 лет для женщин [с.9-13].

Средний возраст – это промежуточный период, своего рода мостик между двумя поколениями. Достигшие середины жизни сознают свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости. Другие признаки являются физическими и биологическими. Существуют и психологические признаки; большая их часть связана с вопросами преемственности и изменением жизни с. 745.

Обычно люди склонны отмечать начало среднего возраста в соответствии с классическим семейным циклом, — когда их дети начинают покидать родной дом или, если они бездетны, когда те сделали бы это, будь они у них. Определяющие признаки могут быть связаны и с профессиональной карьерой: люди более не продвигаются по службе с. 745.

13 стр., 6004 слов

Введение. Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с жи

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и ...

Психологи, социологи и сами представители этой возрастной группы расходятся во мнении о том, может ли человек рассматривать этот жизненный этап как время реализации своих возможностей, стабильности или потенциального лидерства или же для него это период неудовлетворенности, внутреннего смятения и депрессии с. 746. Одни способны принимать решения с такой легкостью и уверенностью в своих силах, которые ранее им были недоступны. Вот почему возрастную категорию 40 – 60-летних называют поколением руководителей и вот почему большинство людей, ответственных за принятие решений в правительстве, в промышленных корпорациях и обществе в целом, принадлежит к этой возрастной категориис. 746. Другие чувствуют, что они не в состоянии распорядиться собственной жизнью, не то что управлять другими. По-видимому, некоторые люди после 40 лет начинают утрачивать свою жизненную энергию. Френкель – Брунсвик, например, не считает людей среднего возраста «поколением руководителей». Она рассматривает этот период жизни как фазу снижения жизненной активности, наступление которой, приходящееся примерно на 48-летний возраст, бывает обычно отмечено как психологическими, так и биологическими кризисами. Левинсон (Levinson, 1978) и его коллеги также полагают, что «переход середины жизни – это время умеренного или даже тяжелого кризиса»с. 746.

Большинство людей двояко относится к среднему возрасту (Chiriboga, 1981;Sherman, 1987).

Средний возраст может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим способностям, но при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучить опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями. Каждое значительное событие – рождение ребенка, смерть, перемена работы, развод – заставляет взрослого человека посмотреть на свою жизнь под новым углом зрения (Sherman, 1987).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

Для некоторых девизом в этот период становятся слова: «Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас» (Gould, 1978).

То, как люди относятся к этому настоятельному внутреннему зову, наряду с происходящими в их жизни событиями, определяет, станет ли средний возраст этапом плавного перехода и переоценки ценностей или же периодом кризиса середины жизнис. 746 — 747.

Миф о кризисе середины жизни

Хотя некоторые исследователи полагают, что средний возраст воспринимается взрослыми людьми, как тот «период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся упущенными навсегда» (Clauser, 1986), значительная часть исследований убедительно доказывает прямо противоположное. Собранные данные показывают, что большинство взрослых переживают середину жизни как годы перехода, наполненные как позитивными, так и негативным событиями, связанными с процессом старения. В то время как модель кризиса привязывает нормативные возрастные изменения, имеющие место в этот период, к предсказуемым кризисам, модель перехода отвергает представление о том, что кризис середины жизни – это нормативное, связанное с возрастным развитием событие (Hunter,&Sundel, 1989)с. 747.

Согласно модели перехода, развитие человека характеризуется последовательностью ожидаемых важных событий в его жизни, которые можно предвидеть и в отношении которых можно строить планы. Хотя переход, связанный с этими событиями, и может вызывать немалые трудности как в психологическом, так и в социальном плане, большинство людей успешно к нему приспосабливается благодаря знанию того, что эти события неуклонно приближаются. Благодаря антиципаторной социализации они могут спланировать эти жизненные события и избежать кризиса середины жизни (Clauser, 1986;Troll, 1985)с. 747.

Например, в своем исследовании представителей сильного пола Левинсон и его коллеги (Levinson, 1978) обнаружили, что примерно в 40-летнем возрасте мужчина может подвергнуть сомнению или, по меньшей мере, начать осмыслять с разных сторон ценность той «управляемой обстоятельствами» жизни, которую он вел. Если ему раньше удавалось добиваться своих целей, он может внезапно задаться вопросом: «Стоили ли они потраченных усилий?» Если же он не сумел добиться в своей жизни того, чего хотел, он может теперь со всей ясностью осознать, что у него осталось не так уж много возможностей, чтобы что-то изменить. Он начинает подвергать сомнению все стороны своей жизни, включая работу и семейные отношения (Levinson, 1986)с. 748.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существова­ли в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих ...

Таким образом, середина жизни – это то время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Одни могут быть удовлетворены собой, считая, что они достигли пика своих возможностей возрасту (Chiriboga, 1981).

Для других анализ прожитых лет может стать болезненным процессом. Хотя нормативные возрастные факторы в сочетании с ненормативными событиями, например разводом или потерей работы, способны ввергнуть человека в кризис, вероятность возникновения кризиса середины жизни заметно уменьшается, если любые из предсказуемых влияний возраста антиципируются или рассматриваются как нормальные моменты жизни (Neugarten, 1980)с. 748.

Некоторые очевидные биологические проявления, такие как снижение остроты зрения, менопауза и т.д. могут потребовать от человека внести изменения в Я-образ или в свои занятия и должны быть включены в структуру удовлетворительного образа жизни (Newman, 1982)с. 749.

Кесслер и другие исследователи считают, что кризис середины жизни – это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве, личных свершениях и красоте приходят более реалистичные ожидания. Кесслер считает, что средний возраст – это своего рода переходный период, связанный с переопределением целей. Подобная переориентация предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются схожих результатов с. 750.

Кризис середины жизни грозит в первую очередь тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его организме и в его жизни (Gallagher, 1993)с. 751.

Ведь это то время, когда приходится переопределять цели, приспосабливаться к меняющимся внутрисемейным ролям, уступать место более молодым или справляться с первыми признаками биологического старения с. 765.

Поскольку средний возраст – это как раз то время, когда люди теряют своих супругов вследствие их смерти, развода или решения жить порознь, и в их жизни происходят такие неприятные события, как досрочный выход на пенсию или болезни, — то нетрудно понять, что этот период жизни обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса с. 765.

Окажется ли средний возраст временем перехода в новое состояние и дальнейшего роста или периодом кризиса середины жизни, зависит от того, как люди реагируют на его наступление. Те, кто рассматривает средний возраст как период перехода в новое состояние, воспринимают процесс развития как ряд ожидаемых важных событий в жизни, тогда как склоняющиеся к модели кризиса воспринимают нормативные возрастные изменения в виде предсказуемых кризисов. Исследования показывают, что модель перехода применима в отношении подавляющего большинства людей средних лет с. 779.

Зрелому человеку необходимо, чтобы в нем нуждались, и зрелость ведома природой того, о чем следует заботиться. Тогда генеративность – это прежде всего забота о становлении следующего поколения. Существуют, конечно, люди, которые, по несчастью ли или потому, что врожденно наделены талантами в других областях, не обращают эту потребность на своих собственных отпрысков, а реализуют ее в иных формах альтруистической заботы и творчества, которые могут вобрать в себя их тип родительской потребности. И безусловно, концепция генеративности подразумевает включение продуктивной и творческой деятельности, ни одна из которых, однако, не может заменить ее в качестве обозначения кризиса в развитии. Там, где такого обогащения не происходит, его место занимает регресс к навязчивой потребности в псевдоинтимности, часто пропитанной чувством стагнации, скукой и оскудением межличностных контактов [с.149-150].

Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992с. – (Серия «Мастера психологии»).

Э. Эриксон

Эриксон построил оригинальную схему развития человека на протяжении всей жизни. Согласно Эриксону, человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов [с.13].

«Я представляю картину развития человека с точки зрения конфликтов, внутренних и внешних, которые несет с собой витальная личность, выходя из каждого кризиса с усилившимся ощущением внутреннего единства, с развившимися способностями к здравым суждениям, к «хорошим действиям» в соответствии со своими собственными стандартами и стандартами значимых для него людей» [с.100 — 101].

Каждый человек идет своим путем развития, переживает свои кризисы и находит их разрешение теми способами, которые должны быть здесь описаны, последовательно проходя от начала до конца выделенные стадии [с.104].

Каждая последующая стадия есть потенциальный кризис вследствие радикального изменения перспективы. Слово «кризис» здесь употребляется в контексте представлений о развитии для того, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций и, вследствие этого, онтогенетический источник возможного формирования хорошей или плохой приспособляемости [с.105].

Стадии развития в период взрослости по Эриксону.

5. Отрочество – юность (12-18 лет).

Идентичность или смешение ролей.

До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей – ученика или друга, брата-сестры, ученика музыкальной школы и т.д. В отрочестве-юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон назвал диффузией идентичности.

Таким образом, основная задача этой стадии – достижение личностной идентичности. И. – чувство непрерывности своего Я.

Говоря строже, понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я» независимо от изменений «Я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность – это прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, исток и тайны организации которой скрыты, однако, на предшествующих стадиях онтогенеза [с.12].

6. Ранняя взрослость (взрослость).

Центральный психологический момент в ранней зрелости 20-25 лет – это установление интимных, близких личностных отношений с другим человеком. Центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. И если человек потерпел неудачу в установлении таких отношений, то у него может развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в целом мире он положиться не может, кроме себя.

7. Взрослость. Или средняя зрелость. Генеративность или стагнация

Седьмая стадия – 25-50/60 лет – занимающая львиную долю человеческой жизни, связана с противоречием между способностью человека к развитию, которую он получает на основании благоприобретенного на предыдущих стадиях, и личностным застоем, медленным регрессом личности в процессе обыденной жизни. Наградой за овладение способностью к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности, неповторимости. Поднимаясь над уровнем идентичности, человек обретает редкостную способность быть самим собой [с.16].

Центральная тема средней зрелости (26-64) – генеративность — понимается как желание повлиять на следующие поколения через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. Генеративность побуждает оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, стать продуктивным, что в свою очередь делает человека счастливым. Родители находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. Потерпевшие на этой стадии неудачу имеют тенденцию оказаться поглощенным самим собой: излишняя озабоченность своим здоровьем, стремление непременно удовлетворить свои психологические потребности, уберечь свой покой и т.д. И безусловно, концепция генеративности подразумевает включение продуктивной и творческой деятельности. В этом возрасте большинство людей пытается сформулировать свою точку зрения о внешнем мире, его будущем и своем участии в нем. Там, где такого обогащения не происходит, его место занимает регресс к навязчивой потребности в псевдоинтимности, часто пропитанной чувством стагнации, скукой и оскудением межличностных контактов [с.149-150].

8. Зрелость. Целостность эго или отчаяние.

На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал себя. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чредой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение последнего конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения предыдущих конфликтов.

4